Научная статья на тему 'Смысложизненные идеи общества как основа устойчивого государства'

Смысложизненные идеи общества как основа устойчивого государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВАКУУМ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PHILOSOPHY / MEANING OF LIFE / STATE / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL VACUUM / IDEOLOGICAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахмиров Артур Ильгизович

В статье рассматривается смысл жизни в социально-философском аспекте, устанавливается связь между смыслом жизни и идеологическими ценностями. На фоне статистики самоубийств в Российской Федерации показывается необходимость выхода из идеологического вакуума, который возник вследствие стагнации национальной идеи. Автор рассуждает о том, что в России требуется основательная идеологическая работа для создания и укрепления идеологических ценностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING IDEAS OF THE SOCIETY AS A BASIS OF THE STABLE STATE

The article deals with the meaning of life in the social-philosophical aspect, ascertains connection between the meaning of life and ideological values. Against the background of suicides statistics in the Russian Federation the paper shows a need to get out from ideological vacuum, which has arisen due to stagnation of the national idea. The author argues that serious ideological work is required in Russia in order to create and strengthen ideological values ​​of the population.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные идеи общества как основа устойчивого государства»

Ахмиров Артур Ильгизович

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ИДЕИ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается смысл жизни в социально-философском аспекте, устанавливается связь между смыслом жизни и идеологическими ценностями. На фоне статистики самоубийств в Российской Федерации показывается необходимость выхода из идеологического вакуума, который возник вследствие стагнации национальной идеи. Автор рассуждает о том, что в России требуется основательная идеологическая работа для создания и укрепления идеологических ценностей населения. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУЛ/б.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 29-31. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 128

Философские науки

В статье рассматривается смысл жизни в социально-философском аспекте, устанавливается связь между смыслом жизни и идеологическими ценностями. На фоне статистики самоубийств в Российской Федерации показывается необходимость выхода из идеологического вакуума, который возник вследствие стагнации национальной идеи. Автор рассуждает о том, что в России требуется основательная идеологическая работа для создания и укрепления идеологических ценностей населения.

Ключевые слова и фразы: философия; смысл жизни; государство; идеология; идеологический вакуум; идеологические ценности.

Ахмиров Артур Ильгизович

Башкирский государственный университет, г. Уфа [email protected]

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ИДЕИ ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО ГОСУДАРСТВА

Большинство отечественных мыслителей, как правило, рассматривают вопрос смысла жизни в онтогно-сеологическом аспекте, однако современные тенденции указывают и на актуальность анализа этой проблемы в социальных и культурных аспектах. Поводом этому служат многочисленные проблемы современного российского общества, на фоне которых происходит тотальное обессмысливание жизни молодых людей, создаются и такие социальные угрозы для государства, как ухудшение психологического и телесного здоровья человека, снижение духовной и политической культуры масс, «политическое равнодушие» граждан и др.

Проблему смысла жизни современного человека можно рассматривать на индивидуальном, межличностном и социальном уровне, где на каждом из них существует собственный контекст актуализации. Так, например, смысложизненный контекст социального уровня создает различные модели процесса познавательной деятельности человека и общества в целом. Проблема этого уровня строится на нахождении правильной социально-философской концепции смысла жизни. Здесь общество стоит оценивать как пространство, в котором происходит осмысление человеческой жизни, а также предпосылку такого осмысления, в котором человек выступает в качестве носителя категориальной сети смысложизненных идей [5, с. 40]. Подобное воздействие общества на человека, конечно, является опосредованным, однако оно проявляется через поведение индивида, вместе с этим формируя социальную действительность, а также цели и потребности самого человека.

Под самим смыслом жизни предполагается самостоятельный и осознанный выбор тех ценностей, которые позволяют человеку ориентироваться, в первую очередь, на то, чтобы «быть» [14, с. 39], создавая установку на использование всех возможных человеческих потенций. Смысл жизни современного человека тесно связан с обществом и социально-культурными идеями, создавая при этом четко очерченные границы того, что могут и чего не могут делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество [7, с. 23].

Вместе с этим как индивидуальный уровень, так и межличностный, и социально-общественный базируются на основе идеологических ценностей. В свою очередь, стоит отметить, что под идеологическими ценностями мы понимаем отражение в сознании человека тех идей, лозунгов и ценностей, которые признаются в качестве общих мировоззренческих ориентиров и стратегии выбора жизненных целей [11, с. 312]. Другими словами, идеологические ценности, связанные со смыслом жизни человека, можно сравнить с неравнодушием человека к тому или иному аспекту действительности.

Проблема идеологических ценностей особенно актуальна в период, когда происходят переломные моменты в истории общества: социальные революции, межгосударственные и внутриполитические конфликты, стагнация, обесценивание идеологических устоев людей.

Важную роль в создании идеологических ценностей играет государство. Оно, в самой своей сути, не может полноценно функционировать без некоторой совокупности идей, идеалов, лозунгов, программ и способов их осуществления. В качестве этой совокупности идей и выступают идеологические ценности государства. Под понятием «идеологические ценности» следует подразумевать систему концептуально оформленных представлений и идей, которые выражают интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений [10, с. 81].

Органично связанная с существующим образом жизни концепция идеологических ценностей как таковая находится под влиянием общественных и нравственных устоев, а также знаний современного общества. Поэтому нельзя говорить об идеологических ценностях государства как абстрактных и оторванных от реальной жизни общества идеях. Политическая сторона государства, её система всегда ориентируются на достижение каких-либо определённых целей, которые выражаются в идеях или убеждениях общества. Государство, которое лишено четких идеологических ценностей, становится беззащитным и нестабильным.

На социальном уровне государство объединяет людей, формируя гражданское сообщество, и, как правило, оно способно аккумулировать те или иные политические идеи и ценности. Одним из важных факторов, которые характеризуют жизнь государства и смысложизненные ценности граждан, является статистика самоубийств.

30

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Такая статистика взята не просто так. Суицид, на первый взгляд, кажется незначительным явлением, однако способен отражать «изнанку» существующего строя, а также дать определённую статистическую оценку происходящим в обществе событиям. Более того, феномен суицида в обществе является непредсказуемым: даже когда общество пребывает в экономически благоприятных условиях, можно обнаружить большое количество самоубийств, и наоборот, когда общество находится в экономически бедственном положении, статистика суицидов может сократиться. Это объясняется тем, что не только экономический фактор влияет на смысложизненные ценности граждан, но и наличие идеологических ценностей в самом обществе.

Сразу стоит оговориться, что в официальной статистике не отображаются все факты. На самом деле, стоит учитывать и сами попытки к самоубийству, которые, как правило, не могут быть учтены, а также те суициды, которые были записаны в несчастные случаи.

Несмотря на то, что с каждым годом общее количество самоубийств становится меньше, так, за 2014 год показатель составляет на 7% меньше, чем за предыдущий год [4], однако по числу самоубийств этот уровень в России и странах СНГ остаётся одним из самых высоких в мире. В 2013 году суицид оказался причиной 28 779 из 1 871 809 (1,54%) смертей в России. Президент независимой психиатрической ассоциации России Ю. С. Савенко считает, что ключевой причиной большего числа самоубийств является аномия [9] (состояние общества, в котором происходят разложение, распад и дезинтеграция определённой системы устоявшихся ценностей и норм) [2, с. 155-156].

Несмотря на то, что количество суицидов падает, по уровню самоубийств среди молодого населения Россия находится на одном из первых мест в мире - средний показатель среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире [13].

В докладе ЮНИСЕФ «Смертность подростков в Российской Федерации» говорится о том, что каждая четвертая смерть среди подростков связана с употреблением алкоголя. В частности, констатируется, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 совершают суицид, а из подростков 15-19 лет - 16,3, среднемировая величина почти в три раза ниже. Особого внимания заслуживает частота суицидов подросткового населения в Российской Федерации. Она держится последние 7-8 лет практически на одном и том же уровне случаев на 100 тысяч [6].

Исходя из вышесказанного, стоит сделать вывод, что в Российской Федерации происходит тенденция обессмысливания жизни молодых людей - будущего страны. Это связано, прежде всего, с тем, что в государстве не видна четкая идеологически ценностная концепция, что вызывает идеологический вакуум. Здесь стоит уточнить, что идеологический вакуум представляет низшее идеологическое состояние общества, в котором оно находится в данный момент, при этом полезная активность общества находится в минимальном своём значении, а неосознанное стремление заполнить мировоззренческую пустоту - максимально [1, с. 58]. Проблема, которую несет идеологический вакуум, заключается в том, что заполнение вакуума у члена общества происходит не под контролем государства, а под контролем эго самого человека. Также стоит обратить внимание на то, что это заполнение несет в себе принцип неопределённости [Там же, с. 59].

После крушения коммунистической идеологии возникший идеологический вакуум стал наполняться различными идеями, которые носят в большей мере несистематичный характер. Российская Федерация превратилась в поле битвы, где различные идейные течения борются за сердца и умы людей. Отсутствие идеологических ценностей стало одной из причин снижения у российских граждан уважения и веры в собственную страну. Также можно сказать, что Россия пришла к потере «лица» и позиций на международной арене мнений, в сравнении с СССР, который был «мировым брендом».

Для преодоления стагнации необходимо и создание благоприятной почвы для формирования смысло-жизненных идей для российского общества. Стоит учитывать, что этот процесс требует времени и государственного внимания.

В свою очередь, примером могут послужить идеологические ценности, которые сформировались в США, -«американская мечта», вмещающая в себя, как материальные, так и духовные смыслы. «Мечта» носит в себе мощный идейный потенциал, и, несмотря на то, что точного определения её нет, тем не менее она выражает в себе цель - добиться успеха в жизни, богатства, реализовать идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического или социального положения. Однако над созданием такой идеологической ценности работало не одно американское поколение.

Скопировать чужую смысложизненную идею, идеологическую ценность невозможно, можно лишь только перенять некоторые аспекты. Для того чтобы создать собственную ценность или идею, нужно учитывать историческое и культурное прошлое страны, её духовную составляющую. Также стоит учитывать и отечественную философию, которая полна самодостаточных идей, на основе которых можно создать новые смысложизненные компоненты, пути и цели для государства. Поэтому задача обновления концепции жизни в рамках системы идеологических ценностей - чрезвычайно актуальная задача. Должна быть пересмотрена вся система идей, гипотез, теорий, идеалов и лозунгов, а также целей и задач в формировании смысла жизни. Все эти формы идеологической работы должны быть приведены в соответствие с целями гуманизма, должны повышать активность людей, укреплять их «духовный стержень».

В завершение стоит сказать, что, несмотря на свою актуальность, данная тема остаётся малоизученной, поэтому существует потребность более глубокого и детального анализа данной проблемы в будущем.

Список литературы

1. Валежев С. С. Идеологический вакуум как средство дестабилизации государства // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 1 (26). С. 57-60.

2. Ковалева А. И. Аномия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 155-156.

3. Ковпак Д. В., Третьяк Л. Л. Депрессия. Диагностика и методы лечения. СПб.: Наука и техника, 2009. 320 с.

4. Количество самоубийств в России за год снизилось на 7% [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/581875 (дата обращения: 27.10.2016).

5. Мальцев А. В. Смысл жизни как социально-философская проблема // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XII симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Волковой. М.: ПИ РАО, 2007. С. 40-41.

6. На волне кризиса в регионах России стремительно растёт число самоубийств [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/12dec2008/suicidez.html (дата обращения: 23.10.2016).

7. Назарова О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М.: Знание, 1989. 64 с.

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. Изд-е 5-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

9. Россия остаётся среди стран-лидеров по суициду [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/ 2011/10/111010 russia suicide rate.shtml (дата обращения: 25.10.2016).

10. Семигин Г. Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / науч.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. М., 2001. Т. 2. С. 80-81.

11. Социологический справочник / под ред. В. И. Воловича. К.: Политиздат Украины, 1990. 382 с.

12. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-Центр, 2005. 376 с.

13. Статистика самоубийств среди подростков в России. Справка [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/ 20120220/570313334.html (дата обращения: 25.10.2016).

14. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2007. 320 c.

LIFE-MEANING IDEAS OF THE SOCIETY AS A BASIS OF THE STABLE STATE

Akhmirov Artur Il'gizovich

Bashkir State University in Ufa [email protected]

The article deals with the meaning of life in the social-philosophical aspect, ascertains connection between the meaning of life

and ideological values. Against the background of suicides statistics in the Russian Federation the paper shows a need to get out

from ideological vacuum, which has arisen due to stagnation of the national idea. The author argues that serious ideological work

is required in Russia in order to create and strengthen ideological values of the population.

Key words and phrases: philosophy; meaning of life; state; ideology; ideological vacuum; ideological values.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

Публикация посвящена одному из символов оружия Победы Советского Союза в годы Великой Отечественной войны - реактивным установкам БМ-8 и БМ-13 «Катюша» - и оценке их применения в составе Юго-Западной оперативной группы гвардейских минометных частей в октябре 1941 года - январе 1942 года. Впервые публикуется рассекреченный документ из фонда Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) «Краткие выводы о применении "РС" на Юго-Западном фронте».

Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; гвардейские минометные части; «Катюша»; боевое применение; Юго-Западный фронт.

Ащеулов Олег Евгеньевич, к.и.н.

Институт российской истории Российской академии наук, г. Москва [email protected]

УЧАСТИЕ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЫ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЕТНЫХ ЧАСТЕЙ В БОЯХ В ПЕРИОД С ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА ПО ЯНВАРЬ 1942 ГОДА: ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-01-50148.

В 2016 году исполнилось 75 лет с момента принятия на вооружение Красной армии знаменитых боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 и БМ-13, за которыми в массовом сознании прочно закрепилось ласковое имя «Катюша». Установки БМ-8 и БМ-13 стали основным вооружением образованных в 1941 году частей полевой реактивной артиллерии, которые в целях секретности получили название «гвардейские минометные части» Красной армии. В итоге гвардейские минометные части Красной армии стали одним из символов мощи советского оружия и символом Победы Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.