Научная статья на тему 'Смысловые единицы текста как времиевые обособленности'

Смысловые единицы текста как времиевые обособленности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ В ТЕКСТЕ / УСВОЕНИЕ СОЗНАНИЕМ ТЕКСТА / ПРОЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ / КАЧЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СХЕМАТИЗМ / ВРЕМИЕВОЙ СИНТЕЗ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ АСИММЕТРИИ / TIME IN THE TEXT / UNDERSTANDING OF TEXT / MANIFESTATION OF TIME / QUALITY INFORMATION / SCHEMA / TIME SYNTHESIS / HEMISPHERES' NON SYMMETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Илиева Любовь Павловна, Илиев Станимир Дмитров, Казарян Валентина Павловна

На основе синтеза синергетического и подхода и теории игр конструируется модель процессов дословесной обработки человеком сообщений, в которой учтены идеи философии, психологии, кибернетики, теории систем. Выявляется роль Хроноса и темпоральности в дословесной обработке как организующего фактора и их роли в процессе осмысления и переживания текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaning Units of Text as Temporal Units

Temporal elements are present in all living languages are fundamental for them. Through these elements a person thinks in terms of processes, and therefore draws textually (expresses) both all processes, each and taken together, and his being in them as such. On the other hand, participation of the time in meaning-making of words reveals a particular aspect of time and temporality. So, it is very important to analyze the role and place of time and temporal elements in the written text in different levels of it understanding. In this paper, we investigate the problem of time as textual phenomenon, and vice versa, text as temporal phenomenon. More precisely, we analyze the place of the phenomenon of time within the written text. To discover how the phenomenon of time influences the meaning of words and sense of the text we use different methods. They are: the theory of information, synergetic method ant the method of game theory. Our purpose in this work is to show that time is not connected only with Chronos; there is another type of time or temporality. It is temporality that permits to understand the specific character of processes of identification of information and creation of the meaning of words. We try to analyze processes that have place before word has its own sense. In our investigation we use the experience of cognitive philosophy, psychology, as well as results of cybernetic investigations and some other. We analyze how the time shows its specific character and influences the way we understand and feel the text. We show the role of Chronos and temporality as organizing factor in the process of creating understanding of the text. We conclude attractor trajectories are associated with temporality, with the processes of knowledge for which right brain is ‘responsible.’ They focus on the past-present; it is passivity. The ‘winnings’ are associated with the virtual transition between states, with Chronos, and with the left brain. They are focused on the future; it is activity. Synthesis of temporality and Chronos determines the semantic element that can be associated with the text.

Текст научной работы на тему «Смысловые единицы текста как времиевые обособленности»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Читать во времени

УДК 122

Илиева Л.П. , Илиев С.Д.**, Казарян В.П.

***

To Read Through Time / Zeitlich lesen

Л.П. Илиева

С.Д. Илиев

В.П. Казарян

Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

*Илиева Любовь Павловна, кандидат философских наук, доцент, директор Высшей школы телекоммуникации и почты (София, Болгария)

E-mail: liubovilieva@hctp.acad.bg

**Илиев Станимир Дмитров, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Института Механики Академии Наук Болгарии (София, Болгария)

E-mail: stani@imbm.bas.bg

***Казарян Валентина Павловна, доктор философских наук, профессор Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: kazaryanvp@mail.ru

На основе синтеза синергетического и подхода и теории игр конструируется модель процессов дословесной обработки человеком сообщений, в которой учтены идеи философии, психологии, кибернетики, теории систем. Выявляется роль Хроноса и темпоральности в дословесной обработке как организующего фактора и их роли в процессе осмысления и переживания текста.

Ключевые слова: время в тексте, усвоение сознанием текста, проявление времени, качественная информация, схематизм, времиевой синтез, межполушарные асимметрии.

Время принадлежит как внешнему миру, так и внутреннему миру человека. Человек не только познает время, но и переживает его. Время вплетено во все сферы — потому определенное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное повседневное сознание и проч. Последние столетия бурно развивающаяся наука пролила некоторый свет на природу времени, изучив специфические для соответствующей области науки проявления временного. Применение современного сложно системного подхода к анализу языковых сущностей позволяет выявить особые проявления времени.

Если глагол выражает процесс, а процесс имманентно темпорален, то естественным образом глагол обладает грамматическими формами прошлого времени, настоящего времени, будущего времени в современных европейских языках. Но оказывается, что время проявляет себя и в более глубоком статусе: оно участвует в процессах постижения смысла слова, а также в процессе задания смысла слову. Смысл слова связан с понятием, выражаемым словом, но одного понятия недостаточно для смыслообразования. Вступают в игру вне-понятийные обстоятельства. Ими являются, по крайней мере, действия, которые производит человек с сущностью, обозначаемой словом, поведение человека, касающееся этой сущности, связанные с этим переживания человека, чувственное восприятие и понимание им мира, воспоминания и т.д. При этом ясно, что сущность выступает как единичный предмет, воспринимаемый человеком. Предмет и его существование дается нам в чувствах. Единичная сущность оказывается связанной не только с понятием, но и с другими обстоя-

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

тельствами, которые могут быть рассмотрены как переменные, характеризующие ситуацию смыслоопределения сущности. Исследование другой языковой обособленности — существительного, показывает, что смысл существительного определяется через глаголы, т.е. в конечном счете, через идею темпоральности. Оказывается возможным показать, что смысловые единицы текста выступают как времиевые обособленности.

Участие времени в смыслообразовании слов обнажает особый аспект времени. Его называем времиевым, чтобы отличить от слов «временность», «временное» в их принятом употреблении и чтобы подчеркнуть наличие у времени этого своеобразного проявления.

При исследовании проявлений времени в структуре языка обычно исходят из уже существующих в данном языке слов и выражений. Это ведет к представлению о времени как о «вторичном» по отношению к объектам языка. Пространственные обособленности рассматривают как имеющие приоритет перед временными, как статическими (событийными), так и динамическими (процессуальными) [McTaggart 1908]. Однако в языке имеет место и связи в обратном направлении — от времени к словам, к формированию текстового смысла.

Часто при анализе слов от исследователя ускользает наличие временного процесса, придающего словам смысл, так как он не проявляется на уровне синтаксиса или семантики. Примером тому служит имя существительное в современных индоевропейских языках, которое обозначает предмет и не имеет явных временных характеристик. Выступая как общее понятие, как общая сущность, имя существительное кажется вневременным. Однако в нем «заморожено» время. Когда мы оперируем именем существительным, мы «запускаем» связанный с ними времиевой процесс [Илиева и др. 2012], углубляемся в динамику внутренней структуры временящегося, переживаем его длительность.

Пример : в толковом словаре Ефремовой «стол» определяется как «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который кладут или ставят что-л. Такой предмет мебели вместе со всем, что поставлено на нем для еды» [Ефремова 2000].

Существительное «стол» определяется в связи с возможностью его использования, то есть, с теми процессами, которые с ним связаны. Но когда мы думаем о «столе», для того, чтобы понять смысл слова, сформировать мысленное представление о нем, мы «включаем» воспоминания, переживания, формируем связи этого объекта с другими, «запускаем» процессы, связанные с представлениями о конкретных предметах или событиях. В ходе направленности мышления на понятие «стол», представление «обрастает» конкретностью, насыщенной эмоциональным темпоральным переживанием до той степени, пока не достигнет уровня ясного конкретного представления. Поэтому слово «стол» — как результат усвоения сознанием — отличается от «стола» как только его общего признака.

На то, что результатом усвоения сознанием слова является не общий, а единичный объект слова, обратила внимание буддистская теория познания. Согласно Дхармакирти,

«слово указывает нам на логический признак предмета, на общую сущность, после чего мы мыслим ясно и раздельно его как единичную сущность, как конкретную обособленность (на основании неразрывной его связи с его логическим признаком)» [Щербатской 1995].

При определении темпоральности (процессуального временного аспекта) во всем тексте, времиевые процессы, проявляющиеся на глубинном семантическом и на прагматическом уровне анализа [Шрейдер, Шаров 1982], необходимо связывать не только с глаголами, но и с именами существительными.

Выявление присущего как глаголам, так и именам существительным темпорального процесса позволяет, с одной стороны, понять свойственное ряду языков «перемешивание» глаголов и имен существительных. Так, Л. Теньер указывает, что некоторые языки

«не отличают понятия процесса от понятия субстанции. Они рассматривают процесс как субстанцию и, следовательно, глагол воспринимают кат существительное» [Tesnière 2015].

Обратное, согласно Б. Уорфу, наблюдается в языке нутка, где все слова показались бы нам глаголами [Уорф 1960].

С другой стороны, выявление темпорального процесса, присущего как глаголам, так и существительным, позволяет обнаружить характерное отличие этих языков от индоевропейского мировосприятия: иное, выраженное в словах, представление о процессах, в основе которого лежит специфическая погруженность во время. Предметные обособленности в тексте могут не только предшествовать темпоральным, но также и доминировать. При глубинном анализе текста необходимо выявить именно темпоральные обособленности. Так, как отмечает Я. Ассман,

древние «египтяне мыслили космическую действительность, в первую очередь, не в категориях пространства и «предметности», но в категориях времени и «процессуальности»» [Ассман 1999].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

У

Тот, древнеегипетский бог мудрости, письма, хода времени и его измерения, на папирусе Книги Мертвых,

ок. 1250 г. до н.э. (слева) и на рельефе ворот заупокойного храма Рамсеса II в Абидосе. XIII в. до н.э.

(справа)

Хех, древнеегипетский бог вечности и, одновременно, олицетворение бесконечности, бескрайнего пространства, на изображении из гробницы Мер-нептаха в Долине царей, конец XIII —XII вв. до н.э. (слева) и на спинке кресла Тутанхамона, ок. 1300 г. до н.э. (справа)

Показательно, что такой образ мышления определяет представления о структуре мира через структуру времени [Ассман 1999; Илиева, Илиев 2002], через средства выражения, представленные в языке.

Первичность процессуальности по отношению к предметам означает, что в восприятии мира есть глубинный слой, где объекты являются производными процессов. Процессуальный подход к анализу языка привычен, но процессуальность рассматривается, прежде всего, как процессы над объектами (которые проявляются как базовые элементы). При рассмотрении процессуальности до формирования представлений об объектах, мы переходим к более глубинному уровню анализа. Проявление времени в этом слое отличается от Хроноса. В Хроносе прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее ускользает. Хронос зажимает нас в представление о бесконечно узком настоящем, о непрерывном исчезновении существующего в нем. Именно характеристики процессуального времени лежат в основе языкового, текстового представления о мире, в котором Хронос проявляется через шифтеры1, указывающие преимущественно начало и конец процессов.

1 Шифтер — термин, введенный датским лингвистом Отто Есперсеном и являющийся индикативным символом, т.е. сочетающий в себе понятия символа и индекса (напр. указательный жест пальцем). Примером шифтера является местоимение «я»: это символ, обозначающий объект, т.е. говорящего, и имеет правило, по которому соотносится с ним. В то же время «я» указывает на говорящего и реально связано с его высказыванием, поэтому «я» является индексом. (Прим. ред.).

Если «сейчас»-событие — это точка в Хроносе, то «сейчас»-процесс в Хроносе может проявляться как сколь угодно большой времиевой интервал «публичного времени» (или бесконечность), в зависимости от темпоральной обособленности конкретного процесса.

Пример: «Писатель Иванов пишет новый роман». «Пишет» он вообще, но в данный момент, может быть, занимается чем-то вовсе другим. Процессуальное настоящее языковое время отличается от событийного.

Конец процесса не означает автоматически переход в несуществование, поскольку процесс идентифицируется с объектом, который не исчезает с окончанием обособливающего его процесса. Он может оставаться в состоянии «полноты».

Пример: Слово «ученик» идентифицируется через процесс. Но окончание процесса не означает автоматически исчезновение объекта (ученика в данном случае).

Указанные выше характеристики процессуального времени наблюдаются в индоевропейских языках, в которых пытаются представить время как Хронос [Илиева и др. 2012; Казарян 2012].

Для большинства же афразийских языков, как указывает Дьяконов, характерно различение в глаголах «действия» двух видов: мгновенного и длительного, а не времен [Дьяконов 1991]. Глагол в них первоначально не имел времен. Согласно Ассману, в этих языках вместо грамматических времен, различающих прошедшее, настоящее и будущее, глаголы определяют или изменчивость или завершенность. Именно эти два аспекта времени, изменчивость и завершенность, определены в древнеегипетском языке как «время нехех» и «время джед». При этом процессы рассматриваются как причастные к одному из этих времен [Ассман 1999]. Переход от одного времени к другому можно интерпретировать как переход от потенциального к актуальному (и обратно). Именно поэтому в случае такого мировоззрения основа творения, актуализации, опредмечивания лежит во времени. Объединенное время (нехех и джед) проявляется как первичное по отношению к процессам, а оттуда — к объектам. Пребывая во времени «завершенности», длительного, процесс и связанные с ним обособленности существуют (в том же времени). Но они уже не причастны к времени изменчивости, мгновенности.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

До-объектные времиевые (временные) специфики проявляются в тексте, в процессе восприятия образов. Этот процесс приводит к текстовой осмысленности в процессе понимания текста. Результатом его является единичное представление, в процессе формирования прагматического сообщения. Эти процессы можно объединить в терминах обработки и генерирования смысловой информации.

На тот факт, что время является фундаментальным организующим принципом восприятия в процессе формирования представления еще на до-словесном этапе, указали философские системы, которые ищут ответ на вопрос, как в познании конструируется предмет. В философии буддизма ясно показано, что только синтез моментов может быть усвоен сознанием.

Калачакра (санскр., букв. «Колесо Времени»), тантрическое божество, символизирующее цикличность времени и единство бытия. Холст, минеральные краски. Центральный Тибет, XVII в.

Изображение трискелиона (тринакрия), символизирующего в том числе бег времени на сицилийской вазе Минойского периода.

Египетская яшмовая гемма с изображением Абракса-са, гностического космологического божества, олицетворяющего единство Мирового Времени и Пространства. II—III вв.

dVrtyrtV

< л

л

mu

Jf

t

t V

f/oy и ÜU upV {-'"■П!

н er

тфа Ъ

уf ¿IvjlwßMj ;

¿riN {jwфнйи • -w \A ^^уоусияоийу

u ' ( ^ л i-ч T

• i v 'к. > л r i

C'

% 0

Мол

l^curp'i

V +

oec

f«3lV

aumu

Изображение уробороса (греч.,

букв. «пожирающий [свой] хвост»), символа циклической природы жизни, вечности и бесконечности, в алхимическом трактате Теодора Пелеканоса 1478 г.

В западноевропейской философии, начиная с Канта, временной синтез прочно входит в модели восприятия. Согласно Канту,

«Время есть абсолютно первый формальный принцип чувственно воспринимаемого мира. Ведь все без исключения чувственно воспринимаемые предметы можно мыслить или вместе, или расположенными друг после друга, притом они как бы включаются в течение единого времени и определенным образом относятся друг к другу, так что через это понятие, первоначальное для всего чувственного, необходимо возникает формальное целое» [Кант 1964].

При этом, как указывает П.П. Гайденко [Гайденко 2006], время имеет (с точки зрения Канта) несомненный приоритет перед пространством.

Наличие элементов времиевого синтеза сигнала до формирования представления об образе подтверждает исследование работы сетчатки глаза, где наблюдаются элементы синтеза по времени, а также исследования коры головного мозга, где есть зона, которая анализирует движение и скорость объекта (У5).

Путь распознавания от многообразия к единичному понятию предполагает формирование вариативного образа как синтеза, с одной стороны, и наличие некоего «схематизма», который связывает данный образ с понятием, — с другой. На существование нескольких этапов обработки сигнала указывают исследования участия двух полушарий головного мозга в формировании понятия образа, в понимании как текста, так и в речевой коммуникации. У нормального взрослого человека (с нерасщепленными полушариями) правое полушарие (или «правый мозг») можно считать почти совершенно немым. Но при этом, именно правое полушарие хранит в себе такие сведения, которые позволяют толковать смысл слов. Как следует из работ, которые цитируются Вяч. Ивановым [Иванов 1978], результаты исследований показывают, что при поражении левого полушария у японцев страдает слоговое письмо, а не иероглифика, а при поражении правого полушария теряется способность разложить картинки так, чтобы получить связанный рассказ (т.е. сделать именно то, что необходимо для использования иероглифов). В обработке зрительной информации принимают участие две схожие, но не идентичные системы, связанные с разными полушариями, при этом левое полушарие использует дискриминантный метод (классификационный), а правое — структурный [Леушина и др. 1985]. Исследование онтогенетического аспекта показывает преимущественную роль правого полушария. Метод опознания, реализуемый правым полушарием, филогенетически является более древним. Соответственно, в долговременной памяти есть два разных хранилища информации: в правом полушарии сохраняются образные представления, а в левом — символьные описания. Ощущение направленности времени зависит от метода обработки информации. Правое полушарие связано с настоящим и прошлым, со статичностью и

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

дискретностью переживания времени, а левое — с настоящим и будущим временем, с большей направленностью в будущее и склонностью переживать время как более континуальное [Брагина, Доброхотова 1988; Москвина, Москвин 2011].

Аллегория времени, управляемого разумом. Художник Тициан Вечеллио. 1565

Аллегория времени (Хронос и Эрос). Художник И.Г. Шонфельд. 1630

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аллегория времени. Гравюра Г. де Лересса. 1670-е—1680-е гг.

Аллегория Времени, открывающего Истину. Художник Ж.-Ф. де Труа. 1711

Для времиевого синтеза моментов на первом уровне достаточно сравнения двух моментов. Для понимания вариативности и «схематизма» нужно рассмотреть более сложные модели. Необходимо иметь в виду, что «схематизм» связан не только с понятийным уровнем и является не только «понятийной матрицей». Он связан еще и с до-понятийными интегральными принципами идентификации обособленных времиевых процессов. В событийном пространстве представление о схематизме проявляется в концепции «причинных линий» Рассела, в которой это представление «гарантирует» постоянство человека, стола, фотона и вообще чего угодно [Рассел 2000]. В контексте синергетических систем со схематизмом связывается только конечное множество аттракторных траекторий, которые можно назвать «эталонными» причинными линиями. Процессы идентифицируются через соотнесения с «эталонными» причинными линиями, с аттракторами, каждая из которых имеет собственные специфичные характеристики времиевой длительности.

Теория процессов (даже если часть процессов интерпретировать как эталонные причинные линии) недостаточна для понимания действия схематизма. Понимание прагматического смысла текста связано с оценкой информационных потоков, поэтому со схематизмом можно связать критерий ценности информации, содержащий в себе субъективный компонент. В рамках синергетического подхода ценность информации определяется в зависимости от того, остается ли система в рамках того же аттракторного состояния после получения сигнала или же переходит в зону привлечения другого аттрактора [Хакен 1991]. Это возможно благодаря наличию в системе управляющих параметров (активность человека) и связыванию с аттракторным состоянием показателей их значимости, которые определяются на основе анализа задачи, поставленной перед динамической системой. Показатели значимости являются внешними параметрами динамичной системы, которые задаются активным элементом из собственных соображений, и по существу представляют «функции выигрышей» (в терминах теория игр) для управляющего элемента для каждой комбинации состояний системы по отношению к аттракторным состояниям (это может быть «игра» с природой, с собой, с другими активными элементами и т.д.).

Это показывает, что ценность информации определяется при синтезе синергетического подхода и исследования операций. Управляющие параметры фазового пространства нужно связать с возможными «действиям» проявляющихся обособ-ленностей. Обособленности не заданы изначально, они проявляются при определенной степени организации в определенное время и являются функцией управляющих параметров системы. Чтобы распознать обособленность, активный элемент системы должен действовать, исходя из своих желаний и целей, он должен менять управляющие параметры, которые находятся в его распоряжении. Изменение управляющих параметров связано с передачей информации в фазовом пространстве. Анализируя изменения в системе, которые появились в результате его действий, активный элемент локализует аттракторные состояния. Каждый из активных элементов самостоятельно оценивает качество информации в зависимости от того, как информация приближает его к аттракторному состоянию, которое представляет интерес именно для него.

Исследования показывают, что человек не поддерживает в актуальном состоянии все аспекты синергетико-игровой структуры по отношению к целому универсуму. В этой структуре есть относительно самостоятельные части. Информационные причинные линии, которые выявлены в ходе обработки как эталонные, закрепляются в познавательном процессе и оперирование ими в дальнейшем носит автоматический характер.

Аттракторные траектории связаны с темпоральностью, с процессами познания, за которые «отвечает» правое полушарие. Они ориентированы на прошедшее-настоящее; это пассивность. Функции «выигрыша» связаны с виртуальным переходом между состояниями, с Хроносом, с левым полушарием. Они ориентированы на будущее; это активность. Синтез темпоральности с Хроносом определяет смысловой элемент, который можно связать с текстом.

В познавательной ситуации, основой или результатом которой является текст, мы актуализируем небольшую часть

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

синергетико-игровой структуры, и пытаемся в ней обособить аттракторный процесс, связанный с текстом. Если опыт оказывается неуспешным в этой части, то мы меняем эту часть, переключаемся на другую часть структуры или создаем новую часть. И так до тех пор, пока мы не получим обособленный образ. Вместе с этим мы погружаемся в темпоральные процессы и переживания. Так как эти процессы не связаны напрямую с Хроносом, то мы можем как бы перемещаться в переживаниях, связанных с Хроносом, также как связывать настоящее, будущее, прошлое, переживать «виртуальные» миры. Все это достигается благодаря специфической организации текста, порядку шифтеров и «запуску» процессов, которые влияют на то, как мы чувствуем время.

Синергетико-игровая модель обработки сообщений, текста выявляет «ключи», в том числе связанные с временем, а это, в свою очередь влияет на результаты сообщений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Перевод с немецкого Т. Баскаковой. М.:

Присцельс, 1999. 368 с.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988. 240 с

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке.

М.: Прогресс-Традиция, 2006. 464 с.

4. Дьяконов И.М. Афразийские языки// Языки Азии и Африки. Т. IV. Книга 2. М.: Гл. ред. вос. лит., 1991.

С. 5-69.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 2. М.: Русский язык,

2000. 1084 с.

6. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио. 1978. 184 с.

7. Илиева Л.П., Илиев С.Д. Феноменология времени в древнеегипетской мифологии / / Религиоведение.

2002. Вып. 3. С. 138-150.

8. Илиева Л.П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Время в русской языковой картине мира: сложносистемный под-

ход // Философия, наука, образование-2011. М.: Майлер, 2012. С. 332 — 350.

9. Казарян В.П. К истолкованию природы динамического времени/ /Вестник Московского университета.

Серия 7. Философия. 2012. Вып. 2. С. 33—47.

10. Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира// Кант И. Сочи-

нения: В 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964. С. 381 —426.

11. Леушина Л.И., Невская А.А., Павловская М.Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительно-

го опознания в правом и левом полушариях / / Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985. С. 21 — 36.

12. Москвина Н.В., Москвин В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.:

СМЫСЛ, 2011. 368 с.

13. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы/ / Перевод с английского Н.В. Воробьева. М.: Тер-

ра-Кн. клуб: Республика, 2000. 388 с.

14. Уорф Б. Наука и языкознание / / Новое в лингвистике. Вып. 1. М.: Изд-во Иностранной Литературы,

1960. С. 169 — 182.

15. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам // Пер.с

англ. Ю.А. Данилова. М.: Мир, 1991. 240с.

16. Шрейдер Ю. А., Шаров А. А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982. 152 с

17. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Часть 1. Учебник логики

Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. СПб.: Аста-Пресс LTD, 1995, 394 с.

18. McTaggart J.M.E. "The Unreality of Time, Mind." A Quarterly Review of Psychology and Philosophy 17 (1908): 456 — 473.

19. Tesnière L. Elements of Structural Syntax. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2015. 698 p.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Илиева, Л. П., Илиев, С. Д., Казарян, В. П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности [Электронный ресурс] / Л.П. Илиева, С.Д. Илиев, В.П. Казарян // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.41.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

MEANING UNITS OF TEXT AS TEMPORAL UNITS

Liubov P. Ilieva, Ph.D., Associated Professor, University of Telecommunications and Posts (Sofia, Bulgaria)

E-mail: liubovilieva@hctp.acad.bg

Stanimir D. Iliev, D.Sc. (Physics and Mathematics), Associated Professor, Institute of Mechanics, Bulgarian Academy of Sciences (Sofia, Bulgaria)

E-mail: stani@imbm.bas.bg

Valentina P. Kazaryan D.Phil., Professor, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University

E-mail: kazaryanvp@mail.ru

Temporal elements are present in all living languages are fundamental for them. Through these elements a person thinks in terms of processes, and therefore draws textually (expresses) both all processes, each and taken together, and his being in them as such. On the other hand, participation of the time in meaning-making of words reveals a particular aspect of time and temporality. So, it is very important to analyze the role and place of time and temporal elements in the written text in different levels of it understanding.

In this paper, we investigate the problem of time as textual phenomenon, and vice versa, text as temporal phenomenon. More precisely, we analyze the place of the phenomenon of time within the written text.

To discover how the phenomenon of time influences the meaning of words and sense of the text we use different methods. They are: the theory of information, synergetic method ant the method of game theory. Our purpose in this work is to show that time is not connected only with Chronos; there is another type of time or temporality. It is temporality that permits to understand the specific character of processes of identification of information and creation of the meaning of words. We try to analyze processes that have place before word has its own sense. In our investigation we use the experience of cognitive philosophy, psychology, as well as results of cybernetic investigations and some other. We analyze how the time shows its specific character and influences the way we understand and feel the text. We show the role of Chronos and temporality as organizing factor in the process of creating understanding of the text.

We conclude attractor trajectories are associated with temporality, with the processes of knowledge for which right brain is 'responsible.' They focus on the past-present; it is passivity. The 'winnings' are associated with the virtual transition between states, with Chronos, and with the left brain. They are focused on the future; it is activity. Synthesis of temporality and Chronos determines the semantic element that can be associated with the text.

Keywords: time in the text, understanding of text, manifestation of time, quality information, schema, time synthesis, hemispheres' non symmetry.

References:

1. Assman J. The Search for God in Ancient Egyp. Moscow: Pristsels Publisher, 1999. 368 p. (In Russian).

2. Bragina N.N., Dobrokhotov T.A. Functional Asymmetry of Human. Moscow: Meditsina Publisher, 1988. 240 p. (In

Russian).

3. Diyakonov I.M. "Afrasian Languages." Languages of Asia and Africa. Moscow: Vostochnaya literatura Publisher.

1991, volume IV, book 2, pp. 5 — 69. (In Russian).

4. Efremova T.F. New Dictionary of Russian Language. Sensible and Word-Formation. Moscow: Russian Publisher, 2000,

volume 2. 1084 p. (In Russian).

5. Gaydenko P.P. Time. Duration. Eternity. Problem of Time in the European Philosophy and Science. Moscow: Progress-

Traditsiya Publisher, 2006. 464 p. (In Russian).

6. Haken H. Information and Self-organization. A Macroscopic Approach to Complex Systems.. Moscow: Mir Publisher,

1991. 240 p. (In Russian).

7. Ilieva L.P., Iliev S.D. "Time Phenomenology in Ancient Egyptian Mythology." Religious studies 3 (2002): 138 — 150.

(In Russian).

8. Ilieva L.P., Iliev S.D., Kazaryan V.P. "Time in the Russian Language Picture of the World: Complex-blystem

Approach." Philosophy, Science, Education-2011. Moscow: Mayler Publisher, 2012, pp. 332 — 350. (In Russian).

9. Ivanov V.V. Odd and Even: Asymmetry of a Brain and Sign System. Moscow: Sovetskoye radio Publisher, 1978. 184 p.

(In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Илиева Л. П., Илиев С.Д., Казарян В.П. Смысловые единицы текста как времиевые обособленности

10. Kant I. "On the Form and Principles of the Sensible and Intelligible World." Collected Writings. Moscow: Mysl

Publisher, 1964, volume 2, pp. 381 -426. (In Russian).

11. Kazaryan V.P. "Towards Interpretation of the Nature of Dynamic Time." Herald of. Moscow University. Series 7.

Philosophy 2 (2012): 33-47. (In Russian).

12. Leushina L.I., Nevsky A.A., Pavlovsk M.B. "Comparative Research of Regularities of a Visual Identification in

the Right and Left Brain." Sensory Systems: Sensory Processes and Asymmetry of Hemispheres. St. Petersburg: Nauka Publisher, 1985, pp. 21 — 36. (In Russian).

13. McTaggart J.M.E. "The Unreality of Time, Mind." A Quarterly Review of Psychology and Philosophy 17 (1908): 456 — 473.

14. Moskvina N.V., Moskvin V.A. Interhemispheric Asymmetries and Individual Differences in Human. Moscow:

SMYSL Publisher, 2011. 368 p.

15. Russell B. Human Knowledge: Its Scope and Value. Moscow: Terra Publisher, Respublika Publisher, 2000. 388 p. (In

Russian).

16. Shcherbatskoy F.I. The Theory of Knowledge and Logics according to Doctrine of the Latest Buddhists. Part 1: Dharma-

kirti's Textbook on Logic with Dharmottara's Interpretation. St. Petersburg: Asta Press Publisher, 1995. 394 p. (In Russian).

17. Shreyder Yu.A., Sharov A.A. Systems and Models. Moscow: Radio i svyaz Publisher, 1982. 152 p. (In Russian).

18. Tesniere L. Elements of Structural Syntax, Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2015. 698 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Whorf B.L. "Science and Linguistics." New in Linguistics. Moscow: Foreign Literature Publisher, 1960, issue 1, pp.

169 — 182. (In Russian).

Cite MLA 7:

Ilieva, L. P., S. D. Iliev, and V. P. Kazaryan. "Meaning Units of Text as Temporal Units." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.41>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.