Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / образование / образовательный процесс / развитие / самоактуализация / саморазвитие / ценности / personality / education / educational process / development / self-actualization / self-development / values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Баркова, В.С. Цилицкий

В данной статье раскрывается проблема становления самоактуализирующейся личности в образовательном процессе. Основное содержание исследования составляет анализ философско-педагогических концепций и теорий, на основе которых авторами статьи была раскрыта взаимосвязь и влияние процессов в диаде «образованиесамоактуализация» на формирование личности индивида. В статье исследуются характерные признаки феномена самоактуализации, охарактеризованы факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации и установок на самоактуализацию обучающегося. В работе охарактеризовано значение педагогического механизма формирования способности и готовности к самоактуализации через организацию образовательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что ориентация образовательного процесса на поддержку самоактуализации у обучающихся привносит качественные изменения, в том числе и в их отношение к учебной деятельности, развивает жизненный опыт, даёт возможность для обучения и решения различных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Баркова, В.С. Цилицкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE DETERMINANTS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF A SELF-ACTUALIZING PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals the problem of formation of a self-actualizing personality in the educational process. The main contents of the research is the analysis of philosophical and pedagogical concepts and theories on the basis of which the authors of the article have revealed the relationship and influence of processes in the dyad “educationself-actualization” on the formation of an individual’s personality. The article examines characteristic features of the phenomenon of self-actualization, characterizes the factors that affect the student’s motivation and attitudes towards self-actualization. The paper characterizes the importance of the pedagogical mechanism for the formation of the ability and readiness for self-actualization through the organization of the educational process. The presented material allows to conclude that the orientation of the educational process to support self-actualization in students, introduces qualitative changes, including their attitude into educational activities, develops life experience, provides an opportunity for learning and solving various problems.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378

Barkova V.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: barkova.vv@yandex.ru

Tsilitsky V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: tsilitskyvs@yandex.ru

SENSE DETERMINANTS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF A SELF-ACTUALIZING PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS. The

article reveals the problem of formation of a self-actualizing personality in the educational process. The main contents of the research is the analysis of philosophical and pedagogical concepts and theories on the basis of which the authors of the article have revealed the relationship and influence of processes in the dyad "education - self-actualization" on the formation of an individual's personality. The article examines characteristic features of the phenomenon of self-actualization, characterizes the factors that affect the student's motivation and attitudes towards self-actualization. The paper characterizes the importance of the pedagogical mechanism for the formation of the ability and readiness for self-actualization through the organization of the educational process. The presented material allows to conclude that the orientation of the educational process to support self-actualization in students, introduces qualitative changes, including their attitude into educational activities, develops life experience, provides an opportunity for learning and solving various problems.

Key words: personality, education, educational process, development, self-actualization, self-development, values.

В.В. Баркова, канд. филос. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: barkova.vv@yandex.ru

В.С. Цилицкий, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: tsilitskyvs@yandex.ru

СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье раскрывается проблема становления самоактуализирующейся личности в образовательном процессе. Основное содержание исследования составляет анализ философско-педагогических концепций и теорий, на основе которых авторами статьи была раскрыта взаимосвязь и влияние процессов в диаде «образование - самоактуализация» на формирование личности индивида. В статье исследуются характерные признаки феномена самоактуализации, охарактеризованы факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации и установок на самоактуализацию обучающегося. В работе охарактеризовано значение педагогического механизма формирования способности и готовности к самоактуализации через организацию образовательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что ориентация образовательного процесса на поддержку самоактуализации у обучающихся привносит качественные изменения, в том числе и в их отношение к учебной деятельности, развивает жизненный опыт, даёт возможность для обучения и решения различных задач.

Ключевые слова: личность, образование, образовательный процесс, развитие, самоактуализация, саморазвитие, ценности.

Глобальные преобразования, которые переживает современная система образования, позволяет открывать в ней новые смысловые оттенки, порождающие принципиально новые тенденции и подходы в осмыслении образовательной деятельности и её влиянии на общество и развитие человека.

Гуманитарная парадигма современного образования, признавая приоритеты личностных образовательных ценностей обучающегося, его мотивов и потребностей, ориентированных на постмодернистский стиль организации бытия, нацелена, по словам В.Е. Клочко, на наполнение образовательного процесса содержанием, обладающим всей полнотой ценностно-смысловых координат, совпадающих с процессом становления многомерного мира человека, позволяющих ему активное и избирательно суверенное поведение [1; 2].

Образовательная деятельность как процесс развития и саморазвития всегда направлена на становление и раскрытие личностного потенциала, этот процесс с позиции синергетического подхода мы будем рассматривать как систему, обладающую свойствами воспроизводства, непрерывного развития и самоорганизации с учетом внешних проявлений [3].

Будучи диалектически связано со всеми сферами социальной жизнедеятельности, образование не просто вбирает в себя происходящие в этих сферах изменения, но и отвечает за них. Развёртывая многомерность своего воздействия на обучаемых, оно не только раскрывает закономерности явлений тех или иных фактов действительности, но и обозначает перспективы её преобразования, формирует потребность и смысл активного участия в созидании современной реальности социальной сферы. Интеллектизирует когнитивный опыт учащихся, проблематизируя смыслы их личного бытия и обогащая его опытом других. Как писал В.П. Зинченко, живое знание должно быть построено. Построено так, как строится живой образ [4]. Следовательно, осознание учащимся смысла и необходимости получения качественного образования - основа целенаправленного формирования системных качеств человека как личности, качеств, обеспечивающих самоорганизацию всей системы «человек», его суверенизацию в культуре эпохи, поскольку образование - это единственное, что может скрепить все этажи жизнедеятельности в целостность и дать человеку возможность быть и состояться.

Время эпохи, неуклонно смещая акцент с усвоения человеком некоего количества знания на качество развития его способности к рассуждению, навыков самостоятельного мышления и ответственной предприимчивости, акцентирует тот момент, что в глобальных изменениях алгоритмов социального развития настал период, когда на вопросы практики нельзя ответить, опираясь на старые знания и способы действия [5]. По словам Ю.М. Лотмана, человеку предстоит научиться жить в непривычно быстро меняющемся мире мнений, фактов, тео-

рий [6]. Вместе с тем А.Л. Никифоров в семантической концепции понимания представляет существование у человека системы единых смысловых единиц, неразрывно связанных с реальными объектами и виртуальными образами [7]. Возможности такого понимания и использования смысловых контекстов в пространстве образовательной деятельности с целью формирования способности к самоактуализации имеет «поле разброса» последних от полного различения смысловых концептов педагога, обучающегося, других субъектов педагогического процесса до их полного совпадения.

Потенциально же каждый человек способен к познанию истины. Индивид может прийти к ней либо самостоятельно, либо путем освоения знаний, открытых до него, через систему образования, которая организует в меру возможностей социума распредмечивание культурных смыслов человеческого бытия, помогая сформировать собственные.

На формирование мотиваций и установок обучаемого на самоактуализацию, безусловно, влияет среда его окружения, смысловые контексты социума, создаются не только из видимого, наблюдаемого вокруг, но и кажущегося, заложенного исключительно в ментальных мирах человеческого бытия [8]. Проявление самоактуализации обучающимися в процессе обучения является залогом их успеха в последующей профессиональной ориентации и деятельности, что требует, в свою очередь, создание такой системы образования, которая обладала бы условиями для стимулирования рождения потребности у обучаемого самоактуализировать свои внутренние ресурсы, мыслить о ситуациях на опережение событий, удерживать ценностные приоритеты мировой и национальной культур [9; 10].

М.С. Каган отмечал, что учитель - это и тот, «кто учит познанию чего-то», и «тот, кто учит определенным образом жить». Эти диалектически связанные формы педагогической деятельности являются специфическими средствами коммуникации и общения учителя и ученика, формируя между ними как субъектно-объ-ектные, так и субъектно-субъектные взаимоотношения и связь [3].

Таким образом, диалог ведет к формированию некоего «единого поля взаимопонимания», в лоне которого создаётся ценностно-развивающая образовательная среда, обеспечивающая вовлечение в содержание образования разнообразных культурных смыслов и потенциальную возможность их развития.

Философские истоки феномена самоактуализации в образовательном процессе корнями восходят к древнейшим философским учениям Сократа, Платона, Аристотеля, древнеиндийских, древнекитайских и других мыслителей. Самоактуализация понималась ими как явление результатов самосовершенствования духа и тела, итог саморазвития. В Новое время эта проблема прозвучала в творчестве Г Сковороды, внимание ей уделяли Ф. Бэкон. И. Фихте. Г Гегель и т.д. В науку о живой природе это понятие было введено нейрофизиологом К. Гольд-

штейном для обозначения активности биологических процессов. На уровне социальной формы организации материи знание о самоактуализации изначально стало оформляться в исследованиях А. Маслоу, К. Роджерса. К. Хорни, Э. Фромма, М.К. Мамардашвили. Теоретическое обращение к субъективному переживанию мира и его отражению в индивидуальном сознании стало качественным этапом в представлении о сущностных возможностях реализации активности человеческого духа, что нашло отражение в работах С. де Бовуар, М. Бубера, А. Камю, С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Исходным базисом в реализации концепции данного исследования и усилении понимания значимости рассматриваемой проблемы стали идеи о роли образования в повышении конкурентоспособности государства, организаций, предприятий, служб и самой личности (Е.А. Галузо, А.А. Герниченко и др.), творческом развитии личности, её мышлении и деятельностных качеств (С.Н. Беги-дов, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин), нравственной мотивации самоактуализации личности в реализации жизненных планов (В.Н. Мясищев, С.К. Бондырев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов, Д.И. Фельдштейн и др.), вопросы воспитания личности, способной к самоактуализации (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревский. А.Ф. Закиров и др.), философские интерпретации феномена самоактуализации в образовательном процессе (Р Барт, Ж. Бодрийяр, Дж. Гелбрейт, В. Дильтей, К. Леви-Стросс, У. Ростоу, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер, К. Роджерс, Ф. Шлейер-махер, В.С. Швырёв, ГЛ. Тульчинский, А. Маслоу).

Таким образом, по мысли вышеуказанных авторов, в эпоху социальных трансформаций и кризисных неопределённостей человек вынужден постоянно совершенствовать сложившиеся жизненные отношения, способы развития личностного потенциала качественно новым образом. Время перемен выносит на поверхность социального бытия значимость феномена самоактуализации как способа раскрытия индивидом личностного потенциала, склонностей, задатков [11].

Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической педагогике. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос о создании условий в образовательном процессе для самоактуализации обучающихся, открытии у себя стимулов к личностному росту и развитии творческого потенциала, раскрытии самых скрытых возможностей индивида и подготовки педагогов к такой деятельности [12; 13].

Библиографический список

Потребность в самоактуализации рождается через расширение и «окультуривание» содержания образовательного знания, осознанного и принятого обучаемым в качестве личностно понятой позиции, как приоритет. Обучающийся должен стремиться к познанию всеобщих универсальных смыслов, механизмов понимания и сохранения «ядра» схваченных событий с тем, чтобы полноценно организовать жизнь в нестабильном обществе, обрести ценности, которые станут опорой в постановке целей деятельности, базисом в выстраивании жизненной стратегии; организации своей деятельности и осуществлении её рефлексии.

Государственные нормативно-правовые акты последних лет в области образования, отвечая на вызовы времени и инновационные процессы в сфере развития мировой образовательной системы, определили, что в нашей стране образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Гуманистическая парадигма под индивидуализацией процесса обучения понимает личностно ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы к образованию как к системе специальной организации образовательного процесса, образовательной среды и условий, обеспечивающих целостное развитие индивидуальных качеств обучаемого как субъекта.

Так, без использования инновационных педагогических технологий невозможно осуществить актуализацию социального опыта и сформировать действия по самостоятельной навигации в любой жизненной ситуации [14; 15]. Отдельную роль в данном направлении играет и формирование способности у обучающихся к рефлексии. Как считал А.В. Мудрик, она является компонентом интеллектуальной деятельности, ориентированной на осознание себя в системе познавательной деятельности и межличностной коммуникации. Рефлексия в данном случае выступает источником преобразования, развития и саморазвития личности обучающегося.

Личностно ориентированное и антропоцентрированное образование позволяет научить обучающегося с помощью педагога (ориентированного на такое образование) конструировать свой индивидуальный образовательный маршрут, используя возможности внешней среды, личностные ресурсы и границы предметного интереса для собственной самоактуализации, что способствует качественному изменению отношения обучающегося к образовательной деятельности.

1. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза. Сибирский психологический журнал. 1998; № 8-9: 7 - 15.

2. Клочко В.Е. Онтология смысла и смыслообразование (размышления в связи с юбилеем О.К. Тихомирова). Вестник Московского университета. 2013; № 2: 106 - 120.

3. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. Педагогика культуры. 2005; № 3-4: 12 - 21.

4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Самара: Живое Знание. 1998.

5. Баркова В.В. Концепт человека в современной российской философии образования. Инновационное развитие профессионального образования. 2018; № 2 (18): 12 - 19.

6. Лотман Ю.М. Воспитание души. Санкт-Петербург: Искусство СПб, 2005.

7. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. Загадки человеческого понимания. Москва: Политиздат. 1991: 72 - 94.

8. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

9. Белякова Е.Г Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2009.

10. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ярославль, 2008.

11. Шаровская А.В. Самоактуализация личности в условиях общества потребления. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Саранск, 2014.

12. Гнатышина Е.В., Ворожейкина А.В., Цилицкий В.С., Салаватулина Л.Р, Резникова Е.В. Социокультурная трансформация инструментария профессиональной подготовки педагогов в условиях цифровизации. Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма. Сборник научных трудов II Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Х.И. Ибрагимова. 2019; Том 3: 143 - 146.

13. Ворожейкина А.В. Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018; № 6; 78-88.

14. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing Pedagogical University Master Students' Empathic Training. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Vol. 8, Issue 5: 16 - 28.

15. Gnatyshina E.V., Ryabchuk P.G., Evplova E.V., Ryabinina E.V. Methods of the evaluation of the potential of the region pedagogical universities on the basis of benchmarking. Espacios. Revista. 2017; Т. 38, № 25.

References

1. Klochko V.E. Stanovlenie mnogomernogo mira cheloveka kak suschnost' ontogeneza. Sibirskijpsihologicheskijzhurnal.1998; № 8-9: 7 - 15.

2. Klochko V.E. Ontologiya smysla i smysloobrazovanie (razmyshleniya v svyazi s yubileem O.K. Tihomirova). Vestnik Moskovskogo universiteta. 2013; № 2: 106 - 120.

3. Kagan M.S. Sistemno-sinergeticheskij podhod k postroeniyu sovremennoj pedagogicheskoj teorii. Pedagogika kul'tury. 2005; № 3-4: 12 - 21.

4. Zinchenko V.P. Psihologicheskaya pedagogika. Materialy k kursu lekcij. Samara: Zhivoe Znanie. 1998.

5. Barkova V.V. Koncept cheloveka v sovremennoj rossijskoj filosofii obrazovaniya. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018; № 2 (18): 12 - 19.

6. Lotman Yu.M. Vospitanie dushi. Sankt-Peterburg: Iskusstvo SPb, 2005.

7. Nikiforov A.L. Semanticheskaya koncepciya ponimaniya. Zagadkichelovecheskogoponimaniya. Moskva: Politizdat. 1991: 72 - 94.

8. Korostyleva L.A. Psihologiya samorealizacii lichnosti: zatrudneniya v professional'noj sfere. Sankt-Peterburg: Rech', 2005.

9. Belyakova E.G. Smysloobrazovanie vpedagogicheskom vzaimodejstvii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2009.

10. Samal' E.V. Samoaktualizaciya lichnosti v processe obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 2008.

11. Sharovskaya A.V. Samoaktualizaciya lichnosti v usloviyah obschestva potrebleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Saransk, 2014.

12. Gnatyshina E.V., Vorozhejkina A.V., Cilickij V.S., Salavatulina L.R., Reznikova E.V. Sociokul'turnaya transformaciya instrumentariya professional'noj podgotovki pedagogov v usloviyah cifrovizacii. Social'nye i kul'turnye transformacii v kontekste sovremennogo globalizma. Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyaschennoj 85-letiyu professora H.I. Ibragimova. 2019; Tom 3: 143 - 146.

13. Vorozhejkina A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya innovacionno-orientirovannogo stilya professional'noj deyatel'nosti buduschih pedagogov. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 6; 78-88.

14. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing Pedagogical University Master Students' Empathic Training. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; Vol. 8, Issue 5: 16 - 28.

15. Gnatyshina E.V., Ryabchuk P.G., Evplova E.V., Ryabinina E.V. Methods of the evaluation of the potential of the region pedagogical universities on the basis of benchmarking. Espacios. Revista. 2017; T. 38, № 25.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.