И. В. Осипчук
СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО КОНФЛИКТА
Работа представлена кафедрой методов психологического познания. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор С. Т. Посохова
Статья посвящена исследованию нарушений адаптационных механизмов личности и возникновению личностного адаптационного конфликта. Основное содержание личностного адаптационного конфликта выражается в противоречиях между актуальным значимым смыслом воинской деятельности курсантов и реальной перспективой воинской службы, ограничивающей дальнейшие жизненные притязания.
Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный конфликт, смысловые противоречия.
The work is devoted to research of a person's adaptive mechanisms disorders and origin of a personal adaptation conflict. The main contents of a personal adaptation conflict is expressed in contradictions between relevant significant meaning of cadets' military activity and a real perspective of military service, which restrict further life claims.
Key words: adaptation, personal adaptation conflict, conceptual contradictions.
Рассматривая основные психологические концепции феномена адаптации, следует отметить, что интегрирующим явлением многих направлений исследований можно считать конфликт. Многие авторы вводят конфликт или как фазу адаптационного процесса, или как причину ее нарушений [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Смещение акцента при раскрытии содержания адаптационных механизмов в сторону личностного конфликта дает возможность глубже взглянуть на сферы проявления, динамику и трансформацию адаптационных процессов внутри личности.
Понятие личностного адаптационного конфликта ориентирует на раскрытие противоречий, несоответствий разных психических образований личности, актуализирующихся в новых условиях существования. Адаптационная деятельность человека зачастую может сопровождаться глубинным структурным дисбалансом личностных отношений. Возникновению личностного адаптационного конфликта предшествует появление внешних или
внутренних причин (стрессора, фрустра-тора, экстремальной ситуации, трудных обстоятельств, изменения ценностных представлений, мотивов, смыслов и т. п.). В дальнейшем происходит отрицательная обратная связь элементов взаимоотношений личности, порождающая внутреннее, т. е. независимое от внешних условий торможение, а иногда и блокаду развития личностной системы в прежнем направлении. На основании анализа литературы и наших предположений можно выделить ключевые компоненты личности, между которыми возникают конфликтные взаимодействия в ходе профессиональной деятельности. Элементами взаимоотношений могут быть смысловой и ценностно-мотивационный компоненты личности, представляющие собой: «Я»-концепции, мотивы, ценности, смыслы, интересы, установки, желания, стремления, цели и т. п.
Для достижения оптимального взаимосогласования личность нуждается в постоянном соотношении значимого смысла деятельности с реальными перспективами
Смысловой аспект личностного адаптационного конфликта
в будущем. Их несоответствие формирует возникновение и развитие адаптационного конфликта. Чем сильнее отрицательная обратная связь смысла и перспективы, тем значительнее дисбаланс отношений личностного адаптационного потенциала, тем сильнее блокируется его действие по поддержанию прежнего способа существования. Развитие адаптационного процесса приобретает новое смысловое содержание, что отражается на эмоциональном и поведенческом компонентах личности.
Сказанное позволяет ввести понятие личностного адаптационного конфликта, развивающегося под воздействием изменяющихся условий и приводящего к невозможности достижения личностью значимой для нее цели, удовлетворить свою доминирующую потребность.
Личностный адаптационный конфликт - это такая разновидность структурного дисбаланса смысловой и ценно-стно-мотивационной сфер личности, развивающегося под воздействием изменяющихся условий и означающий невозможность полного раскрытия адаптационного потенциала, снижение самоценности и трудности достижения значимой цели профессиональной деятельности, вплоть до отказа от ее выполнения. Конкретизация личностного адаптационного конфликта в нашем исследовании заключалась в дисбалансе личностного смысла службы в военно-морском флоте и перспективы достижений в профессиональной деятельности курсантов.
В качестве модели исследования содержания личностного адаптационного конфликта был выбран процесс адаптации курсантов Морского корпуса Петра Великого. Анализ состояния рассматриваемой проблемы убеждает нас в том, что различного рода трудности, встречаемые курсантом в ходе профессиональной адаптации, приводят к длительным личностным переживаниям и возникновению адаптационного конфликта.
Логика исследования потребовала выявления смыслового пространства (поля в сознании человека), где развивается этот конфликт. Мы предположили выявить конфликт между актуальным смыслом воинской службы и перспективой, т. е. доступностью этого смысла в будущем. Противоречие, по нашему мнению, заключается в осознании личностью невозможности реализации жизненных планов объективными условиями. Для этого исследования был использован ассоциативный эксперимент (ассоциации смысла и перспективы будущей профессиональной деятельности курсантов). Респондентам предлагалось дополнить ответами два предложения «Для меня смысл службы в военно-морском флоте -это...» и «Моя перспектива в военно-морском флоте - это.». В дальнейшем результаты этого исследования были обработаны с помощью контент-анализа. Содержательная сторона представлений респондентов смысла и перспективы не носила существенных различий, и это позволило в будущем провести анализ различий в рамках двенадцати категорий: «семья», «профессиональная реализация», «образование», «патриотизм», «материальное будущее», «духовное самосовершенствование», «экзистенциальные поиски», «саморегуляция», «статус», «здоровье», «совершенствование личностных качеств», «трудности, сложности, неопределенность ».
Интерпретируя результаты исследований ассоциативного эксперимента «Мой смысл (перспектива) службы в военно-морском флоте», следует отметить, что в целом смысловые противоречия в представлениях смысла и перспективы выявлено у более 90% курсантов всех курсов обучения. Личность осознанно демонстрирует невозможность реализации в перспективе жизненных ценностей и приоритетов, актуальных в данный момент. При этом каждый четвертый из об-
следуемых курсантов (25,16±2,52%) в перспективе своей служебной деятельности указал на возникновение неопределенности, неуверенности в будущем, желание уйти со службы (категория «трудности, сложности, неопределенность»).
Неопределенность будущего вызывает дискомфорт и заставляет личность искать оправдания или изменять свои представления о ценностях и мотивах своей деятельности. Эти переживания, как правило, сопровождаются ухудшением эмоционального состояния, внутренним напряжением, апатией, которые оказывают неблагоприятное влияние на выполнение служебной деятельности и приводят к ухудшению механизма адаптации в воинской среде.
Анализируя групповые показатели соотношения смысла и перспективы в определенных категориях, мы выявили личностные смысловые противоречия, которые трансформируются в зависимости от курса обучения и указывают на содержательную сторону личностного адаптационного конфликта курсантов. Для индивидуальных соотношений показателей смысла и перспективы службы ассоциативного эксперимента был произведен статистический анализ несовпадений для каждого респондента и определен личностный процент (коэффициент) проявлений личностного адаптационного конфликта.
Как оказалось, высокие показатели смысловых противоречий выявлены на втором (57,7%±6,08) и четвертом курсах (52,8%±11,2), а в целом по военно-морскому институту более 50% респондентов указали противоречия смысла профессиональной деятельности и личностных перспектив в различных категориях. При этом динамика смысловых противоречий варьируется в зависимости от курса обучения. На младших курсах эти противоречия в большей степени затрагивают категории: «экзистенциальные поиски», «материальное будущее», «саморегуляция», на старших курсах категории: «совершенствование лично-
стных качеств», «патриотизм», «статус», «профессиональная реализация». Анализируя соотношения смысла и перспективы в определенных категориях, можно выявить динамику смысловых противоречий, а также изменение рейтинга ценностно-смысловых предпочтений в зависимости от курса обучения.
Для более углубленного исследования феномена личностного адаптационного конфликта в программу диагностирования были включены ряд методик, раскрывающих ведущие свойства личности, мотива-ционный компонент, компонент ценностных ориентаций, самооценку и т. д. Важным этапом исследования являются мнения командиров, преподавателей, сослуживцев, результаты наблюдений, анализа учебной деятельности, а также выполнения служебных обязанностей курсантов.
Таким образом, личностный адаптационный конфликт зависит от подхода к его разрешению, может стать источником деструктивных психических состояний личности человека. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестиче-скую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. В то же время учет закономерностей разрешения личностного адаптационного конфликта, динамики индивидуально-психологических характеристик и формирования профессионально важных качеств курсантов позволит определить психологическую готовность к конструктивному взаимодействию личности с адаптационным конфликтом, владению соответствующими технологиями личностного взаимодействия и, таким образом, повысить эффективность процесса подготовки офицеров Военно-морского флота.
Применение коипьютерных математических систем для решения задач..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. 344 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
3. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб.: РГПУ им. Герцена,
2001.
4. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР,
1959.
5. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
6. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997. 240 с.
7. Selue H. Stress without distress // Stress and survival. The emotional realities of life - threatening illness / Ch.A. Garfield, St Louis, Tor., L., 1979.