Научная статья на тему 'Смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях'

Смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожилая семья / супружеские отношения / супружеская забота / реципроктные и асимметричные практики. / elderly family / matrimonial relations / matrimonial care / reciprocal and asymmetrical practices.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колязина Лариса Викторовна

Автор на основе данных социологического исследования, проведенного в г. Саратове в 2018 г., показывает особенности супружеской заботы в решении проблем повседневной жизни пожилой супружеской пары. Забота в данном контексте рассматривается как спутник человеческой жизни, сопровождающий человека от рождения до смерти, как ответ на вопрошание о смысле бытия, сущность которого в комплементарной взаимности, как необходимый инструмент для сборки социального, преодоления «несчастного сознания», ограниченного рамками индивидуального существования. Подчеркивается возрастание значимости супружеской заботы по мере курсирования по жизненному пути: появляются болезненные прерывания, связанные с изношенностью тех или иных систем организма, сокращаются человеческие ресурсы и возможности. Представлено понимание супружеской заботы как особого рода феномена, обладающего своей структурой и динамикой. Показано, что смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях включает ее понимание в качестве: морального конструкта, эмоционального отношения, сакрального статуса, трансситуативной деятельности, рациональных принципов и правил поведения. Обосновывается тот факт, что супружеская забота не является обратимой эквивалентностью, а обнаруживает чередующуюся асимметрию. Асимметричные практики заботы проявляются тогда, когда предпочтение отдается кому-либо из супругов, но оно никоим образом не скрывает в себе подавление другого супруга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Matrimonial Care Meaning in Elderly Families

The author, on the basis of sociological study data, conducted in Saratov in 2018, shows the characteristics of marital care in solving an elderly couple everyday problems. Care, in this context, is considered as a component of human life, accompanying a person from birth to death, as a response to questioning on life meaning, the essence of which is in complementary reciprocity, as a necessary tool for assembling the social and overcoming the “unhappy consciousness”, limiting individual existence. The increasing importance of marital care in the course of a person’s travel along the life path is emphasized: painful interruptions appearing in connection with the deterioration of certain body systems, reducing human resources and opportunities. The understanding of marital care as a special kind of phenomenon with its structure and dynamics is presented. It is shown that the meaning of matrimonial care in elderly families includes: moral construct, emotional relationship, sacral status, transsituational activity, rational principles and rules of behavior. It is justified the fact that marital care is not a reversible equivalence, but an alternating asymmetry. Asymmetrical practices of caring are manifested when the preference is given to one of the spouses, but it in no way conceals the suppression of the other spouse.

Текст научной работы на тему «Смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3

УДК 316.44

Смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях

Л. В. Колязина

Колязина Лариса Викторовна, аспирант кафедры социологии социальной работы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, kolyazina_larisa@mail.ru

Автор на основе данных социологического исследования, проведенного в г. Саратове в 2018 г., показывает особенности супружеской заботы в решении проблем повседневной жизни пожилой супружеской пары. Забота в данном контексте рассматривается как спутник человеческой жизни, сопровождающий человека от рождения до смерти, как ответ на вопрошание о смысле бытия, сущность которого в комплементарной взаимности, как необходимый инструмент для сборки социального, преодоления «несчастного сознания», ограниченного рамками индивидуального существования. Подчеркивается возрастание значимости супружеской заботы по мере курсирования по жизненному пути: появляются болезненные прерывания, связанные с изношенностью тех или иных систем организма, сокращаются человеческие ресурсы и возможности. Представлено понимание супружеской заботы как особого рода феномена, обладающего своей структурой и динамикой. Показано, что смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях включает ее понимание в качестве: морального конструкта, эмоционального отношения, сакрального статуса, трансситуативной деятельности, рациональных принципов и правил поведения. Обосновывается тот факт, что супружеская забота не является обратимой эквивалентностью, а обнаруживает чередующуюся асимметрию. Асимметричные практики заботы проявляются тогда, когда предпочтение отдается кому-либо из супругов, но оно никоим образом не скрывает в себе подавление другого супруга. Ключевые слова: пожилая семья, супружеские отношения, супружеская забота, реципроктные и асимметричные практики.

Matrimonial Care Meaning in Elderly Families

L. V. Kolyazina

Larisa V. Kolyazina https://orcid.org/0000-0001-7628-612X, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, kolyazina_larisa@mail.ru

The author, on the basis of sociological study data, conducted in Saratov in 2018, shows the characteristics of marital care in solving an elderly couple everyday problems. Care, in this context, is considered as a component of human life, accompanying a person from birth to death, as a response to questioning on life meaning, the essence of which is in complementary reciprocity, as a necessary tool for assembling the social and overcoming the "unhappy consciousness", limiting individual existence. The increasing importance of marital care in the course of a person's travel along the life path is emphasized: painful interruptions appearing in connection with the deterioration of certain body systems, reducing human resources and opportunities. The understanding of marital care as a special kind of phenomenon with

its structure and dynamics is presented. It is shown that the meaning of matrimonial care in elderly families includes: moral construct, emotional relationship, sacral status, transsituational activity, rational principles and rules of behavior. It is justified the fact that marital care is not a reversible equivalence, but an alternating asymmetry. Asymmetrical practices of caring are manifested when the preference is given to one of the spouses, but it in no way conceals the suppression of the other spouse.

Keywords: elderly family, matrimonial relations, matrimonial care, reciprocal and asymmetrical practices.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-3-296-299

Феномен заботы остается в фокусе исследовательского внимания в связи с тем, что отражает сущность человека, манифестирует все основные символы включенности индивида в сообщество. Забота - необходимый инструмент для сборки социального, преодоления «несчастного сознания», ограниченного рамками индивидуального существования. Провозглашение автономности человека как высшей ценности - гносеологический тупик, так как человек нуждается в заботе, особенно в определенных жизненных ситуациях (старость, инвалидность, недуги, сложные жизненные ситуации), и сам выступает в качестве субъекта заботы, проецируя ее на других людей. Забота, по М. Хайдеггеру, «бытие присутствия», некая онтологическая «неуравновешенность», «неравность себе», конституирующая все поведение человека как «заботливое», как спасение по ту сторону индивидуального существования1.

И. Гете в «Фаусте»2 раскрывает смысл заботы как вечного движения к другому. Будучи глубоким стариком, потерявшим зрение, Фауст во главе созидателей будущего, видит лучше тех, кто печется лишь о себе. Он считает, что «жизни годы прошли недаром». Таким образом тотальное движение к другому выступает теоретическим основанием для встраивания категории заботы в поведение человека. Забота - это способ существования в межполюсном («я-другой») смысловом пространстве. Она выступает как ответ на вопрошание о смысле бытия, сущность которого в комплементарной взаимности. Забота является спутником человеческой жизни, сопровождает человека от рождения до смерти.

Вместе с тем применение в социологии категории заботы столкнулось со значительными трудностями: 1) не все практики заботы наблюдаемы, включают дискурсивную (вербально оформленную) и недискурсивную (эмоционально-образную) составляющие; 2) проблемы изме-

© Колязина Л. В., 2019

рения заботы трудноразрешимы; 3) забота не бывает в принципе сразу доступной, нужно сделать ряд действий, соблюсти определенные правила; 4) забота может предназначаться для себя, несет преображение, а может включать активность, направленную на других, когда человек бросает себя на какое-то дело; 5) практики заботы исследуются на материале либо институциональных, либо родственных отношений, супружеская забота не является основным предметом и анализируется в контексте других социальных отношений.

При всех различиях в определениях понятия «забота» основными элементами являются субъект, объект, цели, средства, результаты и условия. Забота может быть охарактеризована как преобразующая деятельность, осуществляемая субъектом по отношению к объекту, обеспечивающая удовлетворение потребностей и желаний, оказавшихся за пределами его возможностей. Суть заботы противостоит формам пренебрежения интересами Другого и Других.

В фокусе нашего анализа - практическое бытование супружеской заботы, иначе говоря, повседневные действия, которые воспринимаются, на первый взгляд, как само собой разумеющееся. Более того, нам не известны работы, направленные на исследование динамики супружеской заботы с учетом возрастной переменной. Одним из сегментов поля современных исследований становится супружеская забота в пожилой семье. Супружеские отношения в отличие от родственных не являются отношениями данности, естественности, неоспоримости (в данном случае мы не рассматриваем однополые отношения и новые репродуктивные технологии), они могут быть прекращены или изменены по желанию. Весьма своевременно звучит тема не уменьшения, а, напротив, увеличения значимости заботы на геронтологическом этапе супружеской жизни.

Результаты исследований М. Э. Елютиной, С. В. Климовой3 фиксируют новые моменты в супружеских отношениях, касающиеся изменений в понимании супругами своего места в семье и самоощущений. Важность супружества в пожилом возрасте связана, на наш взгляд, с нуклеаризацией семьи, уменьшением значения расширенной семьи и родственников для современного городского образа жизни. Стабилизирующая роль супружеских отношений со стороны устойчивых сообществ в виде соседства, институтов третьего сектора или гражданского общества, онлайн-сообществ пока невелика. В связи с этим исследовательский интерес представляют особенности рецепции супружеских проблем, представления о том, каковы причины возникающих проблемных ситуаций, какое смысловое содержание вкладывается в понятийное пространство «супружеской заботы», сообразно с которым супруги регулируют свое поведение в повседневном обращении.

Эмпирическую базу исследования составили материалы глубинных интервью с пожилыми супругами (от 60 лет и старше), собранные в г. Саратове в 2018 г. Было проведено 26 глубинных интервью. Рекрутинг информантов осуществлялся методом «снежного кома» - с помощью родственников и знакомых исследователей. Контролировались пол, возраст и место проживания.

Специфика супружеских отношений

Для пожилых супругов характерно структурное сопряжение жизней, которое определяется через семейную историю, рекуррентный ритм жизни, привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения. Это особый союз, который представляет комплекс неимперативных, переговорных взаимодействий, что приводит к новым формам супружеского взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении. Переориентация пожилых супругов на внутрисемейные отношения является, по нашему мнению, закономерным этапом социальной и психической жизни пожилого человека.

Выстроенная иерархичность супружеских статусов весьма нестабильна и зависит от минимальных изменений ситуации и контекста.

В супружеских отношениях всегда участвуют обе стороны. Однако степень и качество погружения в эти отношения существенно варьируют у супругов.

Супруги имеют повторяющиеся и частично дублирующие цепи памяти - опыта, своего рода «перекрытия», в соответствие с которыми выстраиваются различные повседневные практики.

В качестве основных проблем в супружеских отношениях названы следующие:

- нехватка средств, находящихся в распоряжении супругов, для удовлетворения насущных потребностей в жилье, охране здоровья, отдыхе4;

- супружеские конфликты, возникновение которых чаще всего объясняется нарушением сложившегося семейного порядка вследствие воздействия некоторых объективных условий или субъективных факторов. В качестве основной субъективной причины респонденты назвали: эгоизм, карикатурное преувеличение значения вещи или события, преуменьшение значения при важности вещи или события;

- определенная форма патологии (пьянство, наркотизм, психическое нездоровье).

Причины возникновения супружеских проблем

В структуре представлений о причинах супружеских проблем нашли отражение два подхода:

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3

- одни связывают эти причины с собственным поведением, указывают на значимость индивидуального контроля и ответственности каждого из супругов;

- другие склонны ссылаться на внешние обстоятельства, которые, по их мнению, во многом не поддаются контролю с их стороны.

Смыслы супружеской заботы

По результатам нашего исследования можно выделить следующие смысловые основы супружеской заботы в оценках супругов:

- как моральный конструкт, определяемый через «должное», с помощью которого очерчиваются границы возможных супружеских практик (в том числе гигиенических, пищевых); благодаря им внутренняя свобода каждого супруга сосуществует с внешним проявлением ее ограничения:

Р.: Забота о семье — это долг, который ты обязан выполнять, нравится тебе или не нравится. Если решил создать семью, то уж будь любезен заботиться (муж., 67 лет);

- как эмоциональная поддержка:

Р.: Это прежде всего поддержка. Боль, неурядицы и человек остается один на один с ними. Это очень тяжело, чувствуешь, что ты на этом свете лишний, никому до тебя нет дела. Так важно, что в этот момент тебя поддержат, ободрят, вдохновят, а это придаст новые силы (жен., 68 лет);

- как сакральный статус, т. е. как особые действия, которым общество приписывает позитивные, возвышенные свойства:

Р.: Заботы ведь может и не быть. Можно всю жизнь прожить, а заботы так и не дождаться. Я считаю, что это дар, и принимать его надо с благодарностью и делать в ответ что-то хорошее. Забота — это проявление духовного благородства (жен., 62 года).

Сакральный статус поддерживается общественными резонансами следования ценностям заботы;

- как трансситуативная деятельность и экстенсивная доминанта в проблемных ситуациях; пожилые супруги «впускают» в свое мироощущение возможные дисфункции привычного образа жизни, но формируют определенные стратегии реагирования на них:

Р.: Конечно, забота нужна каждый день, но особенно она необходима в трудную минуту. Когда я узнала свой диагноз, я просто окаменела, поняла, что вот, все скоро закончится. Я ничего не могла делать, не ела, не пила, сидела отрешенная, безразличная ко всему. Супруг, хотя он всегда был не ласковый, я бы даже сказала, жесткий, тем не менее, нашел нужные слова и на протяжении всего процесса борьбы с болезнью был моей опорой. Я полагаю, что мне помогли не лекарства, а он своей верой в выздо-

ровление. Разве такое можно забыть? (жен., 64 года);

- как рациональные правила, разделяемые обоими супругами представления, которые создают основу «мотивов уступчивости» (М. Ве-бер), кооперативный стиль взаимодействия, когда во главу угла ставится интерес семьи:

Р.: У нас, в нашей семье так заведено, что любое решение согласовывается, заботимся о тех, кто нуждается по тем или иным причинам. Стараемся лишний раз друг друга не обременять, да и детей не тревожить. Если уж невмоготу станет, то тогда, конечно, обращаемся. Он ко мне, я к нему. Взаимно (жен., 69 лет).

Ценность и значимость супружеской заботы респонденты объясняли девальвацией заботы в качестве экзистенциального ориентира поведения современного человека:

Р.: Современный человек не ведает боли, страданий, живет одним днем, ориентируется на деньги как главную в жизни ценность, на получение удовольствий. И что от него можно ожидать? Государству мы тоже не интересны. Чтобы получить долю заботы, необходимо подчас затратить столько сил и времени, что «сто раз подумаешь» стоит ли вообще осуществлять какие-либо процедуры или довольствоваться тем, что есть. Поэтому у нас с женой нет никаких иллюзий, рассчитываем на себя и друг на друга (муж., 71 год).

Безразличие, игнорирование другого респонденты рассматривали в качестве антипода заботливому поведению, номинировали их в качестве душевной «заразы» современного человека. Продолжительность и интенсивность интеракций супругов обусловливают формирование общего фонда ценностей, солидарной системы взглядов на повседневную жизнь: ее организацию, обустройство, практики межличностных отношений, что, в первую очередь, проявляется в матрице их семейных представлений. У пожилых супругов своя иерархия значимого, основанная на приращении полезности. Результаты исследования показывают, что супруги понимают заботу как комплексную, трансситуативную. В сложном процессе заботы наибольшую ценность для супругов представляют возможности жить с разного рода «отказами в организме», сохраняя независимость и самостоятельность. Супружеская забота - это живой континуум «точечных» усилий, направленных на удовлетворение потребностей другого, умножение полезных обменов.

Основными типами супружеских отношений заботы являются: реципроктные и асимметричные.

Среди реципроктных отношений заботы выделяется такая их разновидность, как «конкуренция в созидательной полезности», когда супруги вступают в соперничество по вопросам

298

Научный отдел

предоставления разного рода услуг, при этом сохраняя перспективу личностного развития. Асимметричные практики заботы проявляются тогда, когда предпочтение отдается кому-либо из супругов, но оно никоим образом не скрывает в себе подавление другого супруга. К примеру, «отстраненная забота» есть эмпатийное соучастие, которое сочетается с отстраненностью, или принцип «дозволения», когда забота благосклонно принимается. Иначе говоря, супружеская забота не является обратимой эквивалентностью, а обнаруживает чередующуюся асимметрию.

Примечания

1 Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихи-на. Харьков : Фолио, 2003. С. 103.

2 См.: Гете И. Фауст / пер. с нем. Н. Холодковского. М. : Эксмо-Пресс, 2019.

3 См.: Елютина М. Э., Болотов Г. И. Повседневная жизнь пожилой семьи : стратегия планирования и жесткой экономии ресурсов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 10-14. Б01: 10.18500/1818-9601-2017-17-1-10-14 ; Елютина М. Э., Климова С. В. Благополучие семьи : парадигма комплексного институционального подхода // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 19-27 ; ЕлютинаМ. Э. Супружеские отношения в пожилом возрасте // Социс. 2010. № 11. С. 83-93.

4 См.: Елютина М. Э., Болотов Г. И. Освоение повседневности на пенсии : гендерный аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 383-386. Б01: 10.18500/1818-9601-2017-174-383-386

Образец для цитирования:

Колязина Л. В. Смысловое содержание супружеской заботы в пожилых семьях // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 296-299. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-3-296-299

Cite this article as:

Kolyazina L. V. Matrimonial Care Meaning in Elderly Families. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 3, рр. 296-299 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-3-296-299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.