Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ХОРОШЕЙ" РАБОТЫ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ'

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ХОРОШЕЙ" РАБОТЫ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / НЕГАРАНТИРОВАННАЯ РАБОТА / ПОТЕРЯ РАБОТЫ / LOSS OF WORK / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / PSYCHOLOGICAL CONTRACT / ДОСТОЙНАЯ РАБОТА / DECENT WORK / PRECARIOUS WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуйкова Т. С.

Автор, в полемике с работой Т. Котарбинского о правилах «хорошей» работы, анализирует современные условия трудовой занятости. Рассматривается негарантированная занятость; приведена статистика ее представленности в мире. Показаны результаты некоторых исследований, в том числе автора, иллюстрирующие следствия негарантированной работы для организации и сотрудников. Показаны один из механизмов этих следствий - нарушение психологического контракта между работником и работодателем, а также возможные последствия нарушения психологического контракта для организации и работника и перспективы его восстановления. Приведены примеры проектов международного уровня по оптимизации условий трудовой занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC CONTENT OF "GOOD" WORK IN A GLOBALISING WORLD

The Author in controversy with T. Kotarbinsky about the rules of "good" work, analyzes the current conditions of employment. Is considered insecure employment; the statistics of its representation in the world. Shows the results of some studies, including the author, to illustrate the consequences of non-guaranteed work for the organization and employees. Shows one of the mechanisms of these consequences is the violation of the psychological contract between employee and employer, as well as possible consequences of breach of the psychological contract to the organization and the employee and the prospects for its recovery. Examples of international projects on optimization of conditions of employment.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ХОРОШЕЙ" РАБОТЫ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ»

Т.С. Чуйкова

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ХОРОШЕЙ» РАБОТЫ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Публикация подготовлена в рамках научного проекта РГНФ № 15-16-02017

Ключевые слова: безработица, негарантированная работа, потеря работы, психологический контракт, достойная работа.

Аннотация: Автор, в полемике с работой Т. Котарбинского о правилах «хорошей» работы, анализирует современные условия трудовой занятости. Рассматривается негарантированная занятость; приведена статистика ее представленности в мире. Показаны результаты некоторых исследований, в том числе автора, иллюстрирующие следствия негарантированной работы для организации и сотрудников. Показаны один из механизмов этих следствий - нарушение психологического контракта между работником и работодателем, а также возможные последствия нарушения психологического контракта для организации и работника и перспективы его восстановления. Приведены примеры проектов международного уровня по оптимизации условий трудовой занятости.

Более полувека назад польский ученый Т. Котарбинский, автор нового для того времени направления в науке - праксиологии, изложил в своем произведении, озаглавленном «Трактат о хорошей работе», праксиологические правила, или требования к основным аспектам реализации трудовой деятельности, которые обеспечивают «исправную», то есть правильную, успешную работу. Книга вышла на родине автора, в Польше, в 1955 году; в нашей стране была опубликована в 1975 году. Отмечая, что разрабатываемая им наука объединяет все, что накоплено человечеством в области эффективной организации работы, Т. Котарбинский подробно останавливается на таких аспектах работы, как: субъект труда (в его терминологии, «виновник»), цели (начало и причина), орудия и физические условия, средства и способы выполнения деятельности, деятельность в группе, оценка качества выполненной деятельности. Завершает автор свой трактат выработкой правил «хорошей» работы с учетом выделенных им аспектов [3].

Соглашаясь с изложенными автором правилами по существу, отметим, что перечень аспектов, на которых базируются эти правила, в настоящее время уже не выглядит исчерпывающим. Автор фокусирует свое внимание на организационно-технических аспектах работы, оставляя за рамками анализа социально-экономические условия ее осуществления (за исключением отдельных критических замечаний, касающихся капиталистического способа производства). Но именно новые социально-экономические условия кардинальным образом повлияли на многие аспекты трудовой деятельности людей, живущих в различных странах мира, изменив, в свою очередь, их представления о хорошей работе. А это должно быть небезразлично современному ученому - исследователю настоящей проблематики. К тому же, учитывая реалии времени, характеризующегося «явным триумфом капитализма во всем мире» (по выражению Э. Гидденса), обозначенная выше критика повисает в воздухе. Таким образом, научная проблема, стоящая перед автором настоящей статьи, заключается в уточнении новых аспектов трудовой деятельности человека в современных условиях, которые связаны с глобальными изменениями трудовой среды и проявляются в негарантированной занятости, распространившейся в большинстве стран мира, в том числе в России.

В условиях глобализирующегося мира нивелируются отдельные национальные особенности и отходят на второй план некоторые политические приоритеты, как реакция на общие для всех стран вызовы. В числе таковых - безработица и негарантированная занятость. Одна из характерных особенностей современной трудовой среды, присущая экономике большинства стран, - это неопределенность и необеспеченность гарантий сохранения работы для большого числа людей. Так, по оценке Международной организации труда,

П€ППГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ ЕЛШПОРТОСТПНП М 1(6в). ВО!7

Пе/1ПГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 1(68), Я017 маайоо

в 2015 году лишь четверть занятого населения работала на условиях постоянного контракта; остальные были заняты в неформальном секторе экономики, являясь самозанятыми, или работали на условиях краткосрочных временных контрактов [17, 4]. Безработица приобрела глобальный масштаб: даже в благополучной в отношении трудовой занятости Японии в 90-е годы наблюдался рост безработицы, ее уровень достиг беспрецедентных для этой страны 5 %, а система пожизненного найма на работу начала разрушаться [12, 99]. В исследованиях, наряду с реальной безработицей, отмечается широкая распространенность переживаний страха ее потери среди населения многих стран (см. [1]). Некоторые авторы указывают, что страх потери работы может сопровождаться не менее (а подчас и более) выраженными негативными переживаниями, чем ее реальная потеря [11].

Наиболее точно характеризует современную ситуацию с занятостью У. Бек, отмечая, что черно-белая схема «занятость - безработица» сегодня мало применима. Общая нехватка работы проявляется не столько в виде традиционной безработицы, сколько в виде гибкой, неполной, изобилующей рисками занятости. У. Бек также предсказывает, что в ближайшее десятилетие лишь каждый второй наемный работник будет иметь постоянное и полноценное рабочее место [9].

В качестве основных последствий переживания негарантированной работы называют снижение удовлетворенности работой, ослабление приверженности (лояльности) по отношению к организации, увеличение текучести кадров, снижение общего благополучия человека [7]. Эти и другие последствия негарантированной работы были зафиксированы в ме-таисследованиях, проведенных в ряде стран. Так, в недавнем исследовании -172 выборки, 132 927 работников - выявлены корреляционные связи между негарантированностью работы и производительностью труда (г=-0,21), доверием к организации (г=-0,49), удовлетворенностью работой (г=-0,43), намерением уволиться (г=0,32), психологическим (г=-0,28) и физическим здоровьем (г=-0,23) [13]. Авторы указывают, что эти значения соответствуют данным, полученным в более раннем исследовании, также проведенном на основе мета-анализа [21]. В нашем исследовании, проведенном на выборке в 104 человека, работающих в различных организациях крупного российского города, было показано, что субъективное чувство негарантированной работы сопровождается отчетливыми признаками изменения отношения к работе, проявляющимися в падении вовлеченности и приверженности работе, снижении энтузиазма и энергичности усилий по выполнению задач деятельности, а также повышением уровня депрессивных проявлений и возникновением намерения перейти на другую работу [8].

По результатам исследования [18], проведенного в 16-ти европейских странах, включая Россию, большая доля населения в Европе в возрасте 45-70 лет (на респондентах этого возрастного диапазона проводилось исследование) воспринимают свою работу как негарантированную. Процентная доля таких людей в разных странах варьируется: от 14,2% - Испания до 41,7% - Польша. Россия с показателем 30,8 % находится между медианой и полюсом (занимаемым Польшей). В большинстве стран были обнаружены статистически значимые связи между негарантированной работой и риском ухудшения здоровья. При этом Россия вошла в группу с относительно низкими показателями по здоровью, вкупе с Венгрией, Чехией и Польшей. Отмечается, что финансовый доход от работы составляет в среднем 70 % от общего дохода семьи в Европе, поэтому негарантированность работы несет угрозу жизненному благополучию человека. Соглашаясь с данным выводом, мы имеем в виду, что, помимо материального жизнеобеспечения, работа обусловливает удовлетворение ряда психологических, социальных и духовных потребностей человека. Неслучайно негарантированность работы называют в настоящее время одной из самых значимых причин стрессоров, связанных с работой [14]. Широкая распространенность подобной угрозы определяет приоритеты в восприятии различных аспектов работы: так, по результатам масштабных опросов, устойчивые гарантии сохранения работы расцениваются как важная характеристика работы респондентами всех

европейских стран (за исключением Дании, Нидерландов и Швеции, респонденты которых помещают эту характеристику на второе место после хороших взаимоотношений с коллегами) [18].

Оглядываясь на работу Т. Котарбинского, можно видеть, как изменились критерии оценки работы сегодня: речь идет не об условиях реализации трудовых функций, которые так подробно описывает автор, а, скорее, о неявно выраженных, контекстных особенностях их реализации, отложившихся в сознании участников трудового процесса. В связи со стремительными изменениями в сфере труда в последние десятилетия эти представления все чаще связаны с рассогласованием между ожиданиями работников в плане значимых для них аспектов работы и действительным положением дел, что зафиксировано в концепции «психологического контракта» - направлении исследований зарубежных авторов, берущем начало в 60-х годах прошлого века и меняющемся в соответствии с изменениями в трудовой занятости [19].

В отличие от официального договора работодателя с работником (оформляется в текстовом формате и конкретизирует условия работы, временные и пространственные, ее оплату и другие аспекты, значимые для обеих сторон), психологический контракт, документально не фиксируясь, в неявной форме определяет не менее важные аспекты взаимных обязательств и ожиданий. Основным содержанием его долгие годы являлась лояльность к организации со стороны работника в обмен на гарантии занятости, что обеспечивало доверие между двумя сторонами [20]. В настоящее время психологический контракт все чаще нарушается: люди неожиданно для себя обнаруживают, что могут быть уволены, несмотря на то, что выполняют требуемые задания; уволены по причинам, часто от них не зависящим. Осознав это, они могут начать поиск другой работы или с тревогой ждать следующей волны увольнения (иные, попав под «сокращение», могут мстить организации тем или иным способом) [16].

Участившиеся случаи нарушения психологического контракта становятся основанием изменения стратегий индивидуальной занятости; «преданность» единственной организации вытесняется ориентацией на различные виды занятости в разных организациях (как это описывается в концепции «портфельной» карьеры Ч. Хэнди), на самозанятость или создание собственного бизнеса. В то же время человек далеко не всегда обладает достаточными ресурсами - личностными, финансовыми, организационными - для реализации подобного рода карьерных ориентаций. На это косвенно указывает мировая статистика трудовой занятости, согласно которой занятость по найму абсолютно лидирует во всех странах мира. Так, указывается, что в нашей стране соотношение наемных работников и работающих не по найму (на собственных предприятиях, самозанятых, членов производственных кооперативов и пр.) определяется как 92,7 % и 7,3 % соответственно. При этом данное соотношение существенно не отличается от соответствующих показателей по другим странам: США -93,0 % и 7,0 %, Германия - 88,4 % и 11,6 %, Япония - 86,7 % и 13,3 %, Великобритания -85,7 % и 14,3 %, Франция - 88,5 % и 14,5 % [4]. В любом случае, в рамках наемной занятости, у большинства людей уже нет достаточных оснований рассчитывать на долговременную занятость в конкретной организации, поэтому необходима переориентация на более самостоятельное планирование и руководство собственной карьерой, а это предполагает гибкое реагирование на запросы постоянно изменяющегося рынка труда, постоянное обучение и освоение востребованных навыков и компетенций.

Нарушение баланса отношений работника и работодателя приводит к негативным последствиям и для организации в виде учащающихся случаев отсутствия сотрудников на рабочем месте, снижением вовлеченности их в работу и лояльности по отношению к организации, падением продуктивности работы. Понимая неизбежность потенциальных потерь, компании инициируют встречное движение для поддержания и расширения психологического контракта с сотрудниками, что отмечается в разных странах мира. Это - признание

пеппгогичесний журнпл апшнортостпнп м 1(68), 2017 asgsSsS

высшим менеджментом компаний того факта, что иначе у сотрудников снижаются эффективность, вовлеченность и трудовой энтузиазм, в результате чего компания несет финансовые потери. Появляются компании, которые пытаются формировать условия контракта с учетом потребностей персонала, различных сторон трудовой деятельности, а также некоторых дополнительных аспектов. И такие усилия сполна оправдываются: так, один из крупнейших банков Великобритании (общее число сотрудников - более 100 тысяч в филиалах по всему миру; из них 60 % - женщины) выстраивает дружественную политику по отношению к персоналу. Составляющие такой политики - внедрение различных форм гибких графиков, в том числе подстраивающихся под жизненные события сотрудника (например, работа по четвертям - term-time working: в соответствии со школьным графиком сотрудник может брать неоплаченные отпуска, совпадающие с периодами школьных каникул, при этом и оплачиваемый ежегодный отпуск работника совпадает с периодом школьных каникул); предоставление возможности работать из дома на условиях неполного рабочего дня, сжатого графика работы (compressed schedule), разделенной ставки (job share) и др., а также предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, для целей обучения и пр. Усилия компании по формированию столь разностороннего психологического контракта повышают приверженность сотрудников компании, улучшают рабочую мотивацию, снижают число случаев отсутствия на работе, увеличивают продуктивность [15].

Как мы видим, проблема негарантированной работы выдвигается в ранг глобальных проблем человечества и решение ее требует объединения усилий разных стран: например, следует упомянуть Лиссабонскую стратегию, в соответствии с которой в 2000 году странами Евросоюза была поставлена цель превращения Евросоюза к 2010 году в конкурентоспособную и динамичную экономическую зону мира с перспективой обеспечения полной занятости для населения стран, входящих в Евросоюз (полная занятость трактуется как обеспечение всех граждан трудоспособного возраста, желающих работать, рабочим местом). В качестве одной из пяти ключевых задач на пути достижения столь амбициозной цели была сформулирована задача увеличения занятости (и, соответственно, снижения уровня безработицы). К сожалению, цель не была достигнута, но при этом глава Европейской комиссии Ж.М. Баррозу связывал это не с отсутствием ресурсов, а с недостатком слаженного механизма реализации [2].

Следующей инициативой международного масштаба было выдвижение Международной организацией труда на рубеже XX-XXI веков (1999) концепции достойного труда ("decent work"), один из аспектов которой - социальная защита от безработицы. Кроме того, отмечалось, что труд должен приносить человеку удовлетворение, а цель концепции - «содействие в получении и выполнении достойной работы в условиях свободы, справедливости, гарантий защищенности и безопасности и человеческого достоинства» [5, 48]. Если первоначально в разработке концепции и ее развитии принимали участие экономисты, политики и социологи, то в последние годы в этот диалог включились и психологи, знаменуя перевод проблемы обеспечения достойной работы с макроэкономического уровня на уровень конкретного человека. Осознавая, что стабильная работа - значимый фактор в обеспечении физического и психического здоровья, а также включенности человека в социальные связи, психологи задались вопросом, как обеспечить условия достойной (в том числе в аспекте стабильности) работы для всех, кто желает работать [10]. Переоценить значение таких коллективных усилий затруднительно, и, как отмечал Ч. Хэнди в 1991 году в своих прогнозах, «...то, каким образом перемены затронут нашу работу, сильно повлияет на то, как мы вообще будем жить» [6, 27].

В заключительной части своего трактата Т. Котарбинский рассуждает о возможных направлениях «праксиологического совершенствования человечества» [3, 251], отмечая, что это совершенствование не всегда поступательно и включает фазы отрицательного движения, отклонений в противоположную от прогресса сторону, определенного рода зигзаги,

движения вспять, и в ситуации, когда эти отклонения от прогрессивного движения достигают своего максимума, «...в массах рождается движение в поисках выхода из нее» [3, 254]. Вероятно, те процессы, которые мы наблюдаем в современной динамике трудовых отношений, - иллюстрация нелинейности «праксиологического совершенствования человечества», о которой писал автор. И, возможно, в результате «перезагрузки» этих отношений, происходящей на наших глазах, сформируются иные, более гуманные, основания для их восстановления, что, по нашему мнению, вселяет некоторую надежду.

Анализ изменившихся реалий трудовой занятости в современном мире, представленный автором в ходе полемики с работой Т. Котарбинского, формулируется следующими выводами.

1. Современная трудовая среда в большинстве стран, в том числе в России, характеризуется неопределенностью и необеспеченностью гарантий сохранения работы для большого числа людей.

2. Переживания, связанные с негарантированной работой, имеют негативные следствия, как для отдельного человека, так и для организации, в которой он работает.

3. Одним из значимых механизмов в переживании негарантированной работы выступает нарушение психологического контракта между работником и организацией, что обусловливает изменение стратегий индивидуальной занятости в направлении большей автономии и самоуправлении работника.

4. Требуются встречные усилия со стороны организаций в формировании новых отношений с работником, а также соответствующие меры на уровне стран и международных организаций.

5. В свою очередь, организационным психологам необходимо направлять свои усилия на разработку и реализацию программ по формированию у работников таких стратегий поведения, которые позволяли бы им находить более надежные перспективы стабилизации своей трудовой занятости в современных непростых экономических условиях (именно в этом последующая задачаи автора настоящей статьи).

1. Гимпельсон, В., Монусова, Г. Страх безработицы: опыт межстрановых сопоставлений // Вопросы экономики. - 2010. - №2. - С. 117-138.

2. Зубченко, Л.А. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды [Электр. ресурс]. Режим доступа : http://www.perspektivv.info/print.php?ID=36173 (дата обращения : 26.09.2007).

3. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / пер. с польск. - М. : Экономика, 1975. - 271 с.

4. Россия и страны мира, 2014 : стат. сб. // Росстат. - М., 2014.

5. Худякова, С.С. Достойный труд: содержание понятия с позиции трудового права // Вестник Пермского университета. - 2010. №1(7). - С. 48-56.

6. Хэнди, Ч. Время безрассудства [Текст] / пер. с англ. ; под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

7. Чуйкова, Т.С. Негарантированная работа как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2015. Т.6, №4. - С. 139-149. doi:10.17759/sps.2015060410.

8. Чуйкова, Т.С., Сотникова, Д.И. Особенности отношения к работе в условиях негарантированной занятости [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 1. С. 6-19. URL : http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения : 10.04.2016).

9. Шевчук, А.В. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. - 2007. - №3. - С. 44-54.

10. Blustein, D.L., Olle, C., Connors-Kellgren, A., Diamonti, A.J. Decent work: a psychological perspective // Frontiers in Psychology. - 2016. - Vol. 7. - P. 1-10 (www.frontiersin.org)

11. Broom, D.H., D'Souza, R.M., Strazdins, L., Butterworth, P., Parslow, R., Rodgers, B. The lesser evil: Bad jobs or unemployment? A survey of mid-aged Australians. // Social Science & Medicine. - 2006. - V. 63. - P. 575-586.

12. Career guidance and counseling through the lifespan: systematic approaches // Edwin L. Herr, Stanley H. Gramer, Spencer G. Niles (eds.). - 6th ed. - Boston: Pearson Education, 2004.

13. Cheng, G. H. L., Chan, D. K. S. Who suffers more from job insecurity? A meta-analytic review. // Applied Psychology: An International Review. - 2008. - No.2. - P. 272-303.

14. De Witte, H. Job insecurity and psychological well-being: review of the literature and exploration of some unresolved issues. // European Journal of Work and Organizational Psychology. - 1999. - No. 8. - P. 155-177.

nennrorHtecHHH xyphha cnuuHOPTOcrnHn n i(ós), sot 7 bSSSsSs

15. Essays, UK. (November 2013). The Concept of The Psychological Contract Management Essay. Retrieved from https://www.ukessays.com/essays/management/the-concept-of-the-psychological-contract-management-essay.php?cref=1

16. Goffee, R., Scase, R. Organisational change and the corporate career: restructuring of managers' job aspirations // Human Relations. - 1992. - V. 45, No. 4. - P. 363-385.

17. Lam, J. Job insecurity, adaptive strategies, and health in early adulthood (Order No. 3728173). 2015. Available from ProQuest Dissertations & Theses A&I. (1734034367). Retrieved from http://search.proquest.com/docview/1734034367?accountid=175046.

18. Laszlo, K.D., Pikhart, H., Kopp, M.S., Bobak, M., Pajak, A., Malyutina, S., Salavecz, G, Marmot, M. Job insecurity and health: A study of 16 European countries. // Social Science & Medicine. - 2010. - V. 70. - P. 867-874.

19. Maguire, H. PSYCHOLOGICAL CONTRACTING: Is it still an important organisational phenomenon? http://eprints.usq.edu.au/4453/1/Maguire PCM2002.pdf

20. Nowlan, J. Career management and development // Work Psychology: an introduction to human behaviour in the workplace / Matthewman L., Rose A., Hetherington A. (eds.). - N. Y.: Oxford University Press, 2009. - P. 182-203.

21. Sverke, M., Hellgren, J. The nature of job insecurity: Understanding employment uncertainty on the brink of a new millennium. // Applied Psychology: An International Review. - 2002. - No. 1. - P. 23-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.