Научная статья на тему 'Смысловая сфера неслышащей молодежи: результаты исследования'

Смысловая сфера неслышащей молодежи: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловая сфера неслышащей молодежи: результаты исследования»

С'""'——"

Маслова Ю.А.

Смысловая сфера неслышащей молодежи:

*

результаты исследования

Настоящее сообщение представляет краткий обзор результатов практического исследования смысловой сферы неслышащей молодежи. В исследовании приняли участие ученики 7-11 классов Специальной (коррекционной) школы-интерната №36 для глухих и слабослышащих детей г. Ставрополя, общей численностью 60 человек. Подбор методического обеспечения был затруднен в связи с особенностями речевого уровня неслышащей молодежи. Тем не менее, с учетом требований, предъявляемых к сурдопсихологическим методам [2, 3, 6], из числа методик, применяемых для выявления особенностей смысловой сферы, были отобраны следующие: тест «Автопортрет», тест «Образ мира» [1], тест М. Куна «Кто Я?» в варианте, предложенном Игнатьевой С.А [4], Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, модифицированная [5], Цветовой Тест Отношений (ЦТО), методика «Стульчики» для выявления круга значимых других.

В круг значимых других большинство неслышащих учеников 7 и частично 8 классов в первую очередь включали ровесников: друзей, сиблингов, кузенов, что указывает на ориентацию семиклассников преимущественно на нормы, принятые в среде сверстников. У учеников 9-11 классов друзья упоминаются редко. Примерно половина респондентов, без различия по возрасту и полу, указала бабушек, дедушек, двоюродных родственников. В 8 случаях (13%) указан любимый человек - реальный или ожидаемый. Включение в группу близких людей учителя, соседей, других людей соответствует просоциальной ориентации и высокой социальной активности подростка (5% выборки, у активных членов школьного самоуправления).

Интересные результаты дал тест М. Куна «Кто Я?», вариант, предложенный С.А. Игнатьевой [4[. Способ анализа, описанный в ее работе, оказался неприменим к ответам неслышащих респондентов, поэтому рассматривалось содержание ответа. Ответ относился к одной из категорий: анкетные данные: (имя, календарный возраст, место жительства); самооценка (оценка своих личностных качеств, внешности, хозяйственности, здоровья); жизненные планы; любимые занятия, значимые увлечения; отношение к значимым другим (родственникам, друзьям, представителям противоположного пола); достигнутые успехи. Список личностных черт, по которым неслышащие школьники оценивали себя, оказался разнообразным, но сходным в пределах каждого класса, т.е. ребята в основном принимают внешнюю оценку. Принадлежность к референтной группе упоминалась редко, таких групп выделено всего 3: принадлежность к ученикам, национальная, религиозная принадлежность. Нарушение слуха упомянуто пятью респондентами (8%), одним из них - как источник дохода (пенсии).

* Статья представлена научным руководителем - доктором психологических наук, профессором, зав.кафедрой общей психологией ЮФУ Абакумовой И.В.

WWW.PRO.RSU.RU

Тест «Автопортрет» выявил несколько общих для неслышащей молодежи значимых аспектов образа себя: гендерная принадлежность, значимость умственных способностей и отношения окружающих. В отдельных случаях в сюжет рисунка включались объекты, имеющие для респондентов высокую личностную значимость: дети, любовь, спорт, автомобили, природа, атрибуты власти, богатства. Тест «Образ мира» показал, что у 41% неслышащих респондентов сформирована планетарная картина мира, у 34% - пейзажная. 20% респондентов изобразили мир метафорически, чаще всего - с привлечением идеи дружбы. Абстрактную картину мира изобразили 3% респондентов, непосредственное окружение - 2%. В 22% случаев в изображении наблюдалось разграничение, противопоставление двух частей, в чем, видимо, проявляется представление о неизвестном мире за пределами школы, причем неизвестная часть в 15% случаев воспринимается как привлекательная, а в 7% как враждебная и опасная.

При использовании методики ЦТО респондентам предлагалось проранжиро-вать стандартный восьмицветовой набор Люшера, затем соотнести с каким-либо из цветовых эталонов следующие понятия: 1) друг (для девушек - подруга); 2) родители; 3) образование; 4) ты сам(а); 5) кружок , 6) профессия; 7) спорт, 8) любимое занятие; 9) твой дом; 10) твоё будущее; 11) работа, 12) любовь; 13) семья; 14) дети; 15) деньги, богатство; 16) каникулы; 17) институт; 18) свобода; 19) успех; 20) отдых. Неслышащие старшеклассники чаще всего задействовали в ассоциациях все 8 цветов, что говорит о высокой дифференцированности отношений к различным явлениям жизни и, следовательно, о достаточной сложности их смысловой сферы. Наиболее позитивное отношение у молодежи с дефектами слуха - к любви, собственной личности, семейной сфере (дети, родители, семья), отдыху. Также в основном позитивное отношение к друзьям, будущему, профессии. Получение дальнейшего образования, спорт, деньги, успех были соотнесены с цветами, получившими как высокие, так и низкие ранги. Это означает, что их значимость варьирует в пределах выборки.

В нашем случае применения методики «Ценностные ориентации» респондентам предлагалось проранжировать список из 23 терминальных ценностей: великая цель, благородная идея, вера; верные друзья; деньги любыми способами; жизнь, полная удовольствий; здоровье; искусство, красота; карьера, власть; любовь; мирная обстановка в стране; наличие детей; независимость, самостоятельность, гордость; образованность, знания; понимание; равенство для всех; риск, азарт, масса событий; слава, известность; счастливая семья; уважение окружающих; увидеть и понять мир; успех в карьере; успех, достижения; хобби, интересное занятие; чистая совесть. Наиболее предпочитаемыми ценностями оказались здоровье, счастливая семья и любовь. Высоко значимыми оказались также понимание, образованность, верные друзья, наличие детей, возможность увидеть и понять мир. В число незначимых попали ценности достижений (карьера, власть; слава, известность) и общечеловеческие ценности (великая цель, благородная

-С --■-———

идея, вера; мирная обстановка в стране; равенство для всех). Низкие ранги получили также ценности «риск, азарт, масса событий» и «независимость, самостоятельность, гордость».

Таким образом, смысловая сфера людей с нарушенным слухом может быть изучена с помощью психодиагностических методик. Неслышащие старшеклассники, как правило, ориентированы на жизненное благополучие, в первую очередь, в семейной сфере, и в минимальной степени - на достижение успеха и самореализацию; их знания о собственной личности невелики и обычно не становятся предметом рефлексии, однако отношение к себе положительное.

Литература.

1. Абакумова И.В., Крутелева Л.Ю. Диагностика индивидуальных особенностей смысловой сферы студента. Ростов-на-Дону, 2005.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.

3. Замалетдинова Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем глухих детей старшего дошкольного возраста. \\ Дефектология. 2005. №3. С. 48-54.

4. Игнатьева С.А. Изучение личностных качеств старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи как субъектов социального взаимодействия. // Практическая психология и логопедия. 2004. №3. С. 3-8.

5. Киселева А.В. О возможности модификации методики М.Рокича «Ценностные ориентации» // Психологическая диагностика. 2004. №3. С. 96-101.

6. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.