УДК 152.32
I СМЫСЛОВАЯ СФЕРА | КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИЧНОСТИ
Ю. А. Куриленко
Рассматриваются этапы развития смысловой сферы личности в отечественной психологии. Проанализированы понятия смысла и смысловой сферы личности, описаны механизм и уровни развития смысловой сферы, а также случаи ее аморального формирования, сформулировано понятие нравственной позиции и изложен процесс формирования личностных ценностей.
Ключевые слова: личность, личностный смысл, смысловая сфера, мотив, потребности, нравственная позиция, личностные ценности.
В период значительных мировых трансформаций в условиях кризисного общества количество проявлений девиантного поведения, а также объем криминогенных факторов, влияющих на преступность среди населения, увеличивается. В государствах борьба с преступностью, раскрытие преступлений и их профилактика
осуществляются правоохранительными органами. Безусловно, для эффективного решения этих задач сотрудникам правоохранительных органов приходится непосредственно общаться и взаимодействовать с различными категориями граждан. И здесь необходимо уметь не только сдерживать агрессивные и иные негативные формы поведения граждан, но и обращаться к ядру их личности, внутреннему духовному миру.
В таком случае работник правоохранительных органов должен владеть некоторыми знаниями в области психологии, изучить причины и мотивы, влияющие на поведение человека. Проведение такой работы невозможно без глубокого психологического изучения личности и прежде всего — ее смысловой сферы — важнейшего образования, ответственного за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношения к себе и другим людям. При изучении причин того или иного поведения проблема осмысления реальности и придания смысла происходящему выходит на первый план. Ведь невозможно понять причи-
ны совершаемых человеком поступков, не обращаясь к смысловой сфере личности.
От того, насколько сформированной является смысловая сфера, зависят психическое здоровье человека и его духовное благополучие. В современной психологии все большее внимание уделяется рассмотрению человека как субъекта жизненных изменений, признается важность субъективного понимания мира, возрастает значимость ценностных и смысловых аспектов человеческого бытия. Смысловая сфера личности достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты смысловой сферы личности, ее структура, функции и факторы, детерминирующие ее развитие, рассматривались в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. С. Братуся, А. Г. Асмолова, В. В. Столина, Д. А. Леонтьева, В. А. Ядова, Ф. Е. Василюка, А. Маслоу, В. Франкла и др. Несмотря на активизацию интереса к изучению смысловой сферы личности человека, в психологической науке существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата, недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования смысловой сферы.
Смысловая сфера личности, в основе которой лежит понятие личностного смысла, по мнению Д. А. Леонтьева, представляет собой одну из главных подструктур личности: «Смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Личность в своей основе представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры и процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности» '.
Понятие смысла пришло в психологию из философии, в первую очередь, из экзистенциализма, из работ Камю и Сартра, а также из наук о языке. Заняв главенствующее положение в экзистенциальной психологии и лингвистике, понятие смысла обогатило и многие другие теоретические и методологические подходы в психологии. Так, в теории В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей задачи поведения автор постулирует стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. Отсутствие у человека смысла жизни порождает у него состояние экзистенциального вакуума, что в дальнейшем приводит к невротическим заболеваниям, которые автор называет «ноогенными неврозами». Смысл, по мнению Франкла, не абстрактен, он тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несет в себе свой смысл, различный для различных людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл меняется не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации. Смысл объективен, человек не изобретает его, а нахо-
дит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации 2.
Обретение и реализация смысла предстают перед человеком как задача, на решение которой он направляет все свои усилия. Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим. Чтобы молодые люди ориентировались на духовные, высоконравственные ценности во благо всего общества, необходимо с детства закладывать в их сознании ценности, обладающие высоким жизнеутверждающим и смыслообразующим потенциалом.
В своих исследованиях Д. А. Леонтьев выделяет несколько этапов в изучении личностного смысла, смысловых образований и смысловой сферы личности. Первый этап — 1930-е — 1970-е гг. — введение им понятия личностного смысла и его изучение в деятельностном подходе. Второй этап — с середины и до конца 1970-х гг. — разработка рядом авторов таких родственных понятий, как смысловое образование, смысловая установка, смысловой конструкт, операциональный смысл и др. Третий этап — с начала 1980-х гг. — интеграция этих представлений, возникновение классификации смысловых образований, синтетических понятий «динамическая смысловая система», «смысловая сфера личности», а также построение концепций смысловой саморегуляции и смысловой динамики 3.
Понятие «смысл» применено А. Н. Леонтьевым в 1940 г. в контексте зоопсихологии и эволюционной психологии. Различая смысловые механизмы у животных и человека, ученый говорит о «биологическом смысле» у животных и «сознательном смысле» у человека. «Возникновение в ходе развития общественных отношений сознания «Я» и есть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается: появляется отношение «смысл-значение». «Смысл и есть для меня значение», — пишет автор 4. Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, А. Н. Леонтьев показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели порождает личностный смысл, при этом смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Для А. Н. Леонтьева развитие личности есть становление «связной системы личностных смыслов»: «Для обозначения специфической связи базовой единицы личности, «ядра» личности и вводится термин «смысловое образование», центром которого является связная система личностных смыслов» 5.
Теоретическое изучение личностных смыслов, выстраивание модели личности А. Н. Леонтьевым продолжалось с 30-х до 70-х гг. При этом теоретическое значение данного конструкта почти не менялось. Концепция личностного смысла обогащалась представлениями о соотношении смысла, мотива, сознания и деятель-
ности. Это был первый этап изучения смыслов в деятельностном подходе. Теоретическое значение понятия личностного смысла, выделенное А. Н. Леонтьевым, для всей отечественной психологии огромно. Дальнейшее изучение смыслов происходило по линии дифференциации данного понятия.
На смену первому этапу развития концепции личностного смысла, когда это понятие было единственным, описывавшим смысловую реальность, в середине 1970-х годов закономерно пришел второй этап, характеризующийся появлением ряда родственных понятий, описывающих различные, не совпадающие друг с другом, аспекты смысловой реальности. В это время А. Г. Асмолов вводит понятие смысловой установки. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом. Если личностный смысл, по Асмолову, функционирует в плане сознания, то смысловая установка является выражением личностного смысла в плане деятельности. При этом смысловая установка может быть как неосознаваемой, так и осознаваемой. Он ввел также понятие динамической смысловой системы, которая включает в себя системную организацию смысловых образований. Она характеризуется не только производностью от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции, но и обладает собственным внутренним движением, своей динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между составляющими динамической смысловой системы 6.
Личностный смысл есть составляющая динамической смысловой системы, индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Главной особенностью мотивационносмысловых отношений является их производность от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией.
В восьмидесятые годы основной прогресс в развитии представлений о структурной организации смысловой сферы личности связан с работами Е. Е. Насинов-ской, Б. С. Братуся, В. В. Столина и А. Г. Асмолова.
Согласно Е. Е. Насиновской, смысловое образование — «это психическое образование (представленное или не представленное сознанию), характеризующее собственно личностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферу мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивида к разнообразным объектам, являются одновременно и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основной признак смыслового образования — слитность с областью «Я» 7.
Далее Б. С. Братусем было введено новое понятие — «смысловая сфера личности», и в то же время он отказался от использования понятия «смысловое образование» в качестве родового, обобщающего и дал
ему более узкое определение — как «...отношение мотива более общего к. мотивам менее общим и соответственно деятельности более общей и широкой к деятельностям менее общим» 8. Существенным вкладом Б. С. Братуся в разработку данной проблематики является выделение им двух функций смысловых образований — функции создания эскиза будущего и функции нравственной оценки действий, а также различение нескольких уровней смысловой сферы личности. Так, Б. С. Братусь рассматривает процесс порождения смыслов как одну из важнейших сторон человеческого бытия. В структуре сознания он выделяет особый, высший уровень, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношения к людям и себе. С этим уровнем Братусь связывает «ядро» личности, задаваемое системой общих смысловых образований. Важно, что Б. С. Братусь рассматривает не отдельные смысловые образования, а смысловую сферу личности как целое, подчеркивая значение смысловых связей и говоря о психологических смысловых системах, которые «рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни»9.
Братусь выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней. Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуативные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных условиях. Второй уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т. п. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений, рассматриваются как помогающие (удобные, «хорошие») либо как препятствующие («плохие», враги) их осуществлению. Третий уровень — группоцентрический, определяющим смысловым моментом отношения к действительности здесь становится близкое окружение человека, группа, которую он отождествляет с собой либо ставит ее выше себя в своих интересах и устремлениях. Отношение к другому человеку существенно зависит при этом от того, является ли он «своим» или «чужим», «дальним». Последний уровень — просоциальный, он включает в себя общественную и общечеловеческую, собственно нравственную смысловую ориентацию 10.
Как показывают исследования, для людей с аномальным, отклоняющимся развитием характерна эгоцентрическая ориентация. Наиболее благоприятные условия для развития личности, что уже давно замечено опытными психологами, создает противоположная эгоцентрической — альтруистическая ориентация. Духовное здоровье в наибольшей степени обеспечивает идеал альтруизма. Он представляется показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Современные экспериментально-психологические данные в целом подтверждают эти суждения. Согласно Б. С. Братусю, совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свой-
ственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, осознанной. Причем, чем выше в системе находится смысловое образование, тем сложнее идет работа по осознанию, поскольку все шире и неопределеннее становится область смыслопорождающей действительности, все сложнее и опосредованнее становятся связи и отношения внутри личности. Осознанные смысловые образования, носящие предельно общий характер, называются личностными ценностями. Когда человек живет согласно с этими ценностями, у него закрепляется единство и самотождество его личности в значимых отрезках жизни, надолго определяя его моральный и нравственный дух.
Таким образом, развитие личности можно описать так. Человек стремится занять определенную жизненную, прежде всего межчеловеческую, нравственную позицию; затем эта позиция должна быть осознана, тогда человек несет ответственность за нее, он утверждает ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. И хотя эта позиция выработана и принадлежит субъекту, а поэтому глубоко пристрастна, по своему объективному значению она есть принадлежность человеческого общества, продукт и одновременно причина движения межчеловеческих связей. Высший уровень развития личности можно определить известной формулой: «На том стою, и не могу иначе», где показано не только существование определенной нравственной позиции и ее осознание, но и осознание предельного переживания этой формулы для личности.
Личностные ценности могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные смысловые переживания, связанные с верой в лучшее, чаще бывают радостными, негативные являются по преимуществу горькими и разочаровывающими. Отрицательные смысловые переживания столь же важны для развития человека, как и положительные: в них нередко заложены точки роста, они могут дать толчок к поискам нового взгляда на жизнь, могут быть источником нетерпимости (внутренней, душевной) к недостаткам и порокам, как в себе, так и в окружающем мире. Другое дело, когда они начинают исключительно превалировать, определяя весь тон и направление жизни, все формы отношения к миру и самому себе. Такая односторонность — начало аномального, отклоняющегося развития, уводящего от общих сущностных задач, замыкающих человека в узкий круг негативных переживаний и, в конце концов, ненависти (чаще бессильной) к себе и другим. Личностные ценности такого человека составляют его суть, становятся привычным и единственным способом видения и осмысления мира.
Известно, что правонарушители в большей части характеризуются отклонениями в развитии личности. В таких случаях явно видно, что у них отсутствует мораль, которая присуща обычным людям. Моральная шкала, в нашем понимании, включает в себя не только положительные, но и отрицательные, с общепринятой точки зрения, ценности. Даже в тех случаях, когда мы говорим об аморальности, речь идет не просто об отрицании морали, а о моральной позиции, нам чуждой, извращенной. Именно «своя мораль», достаточно очерченная и жесткая система ценностей, характерна и для асоциальных групп, в частности для противоправного, преступного мира.
Из сказанного выше следует, что в результате смыслового отношения вырабатывается ценностная направленность личности к определенным явлениям объективной реальности, переживаемая на субъективном уровне, т. е. это ценностная ориентация личности, сущность которой заключается в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям. Ценностная ориентация выполняет функцию ориентировочной реакции в поведении личности, отражает смысловую сторону ее направленности.
Таким образом, мы можем сказать, что смысловая сфера — это определенная подструктура личности, которая включает в себя совокупность смысловых образований. В свою очередь, они являются основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, другим людям, самому себе. Смысловая сфера личности связывает субъекта с объективной реальностью, ее источниками являются потребности и мотивы, и она также порождается и изменяется деятельностью.
1 Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003. С. 154.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. М., 1990. 368 с.
3 Леонтьев Д. А. Указ. соч. 487 с.
4 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 84.
5 Там же. С. 112.
6 Там же. 487 с.
7 Цит. по: Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. С. 93.
8 Братусь Б. С. Аномальная личность. М., 1988. С. 94.
9 Там же. С. 100-101.
10 Там же. 301с.