Научная статья на тему 'Смысловая направленность как фактор формирования модели супружеских отношений'

Смысловая направленность как фактор формирования модели супружеских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
666
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СМЫСЛОВЫЕ ИНВАРИАНТЫ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазуркевич Андрей Викторович

В статье приводятся основные подходы к изучению семейных и супружеских отношений в современной отечественной психологии, анализируются возможности и перспективность ценностно-смыслового подхода к изучению данной проблематики, перечисляются основные смысловые составляющие супружеских и семейных отношений, содержательно наполняются модели супружеских отношений, построенные в ключе ценностно-смыслового подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловая направленность как фактор формирования модели супружеских отношений»

Смысловая направленность как фактор формирования модели супружеских отношений

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991 - 303 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общая ред, В. Зинченко - СПб., 200э

3 Казанская Е.А. Самореализация одаренных школьников: Квалификационная работа. -Кострома, 2006.

4. Карпов A.B., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: Системный взгляд / под ред. Г.В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского университета. 1999.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Маслоу А. Самоактуализация И Психология шчности: Тексты / по, i ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, A.A. Пузыре» - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108-118.

8. Олпорт Г. Становление личности: Избран-

ные труды. - М.: Изд-во «Смысл», 2002.

9. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г.С. Никифорова, JI.A. Коростылевой - СПб., 2001.

10. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1948.

11. Трофимова Н.В. Социально-психологические трудности одаренных шхольникив: Квалификационная раоота. - Кострома, 2006.

12. Хазова С.А., Гаранина К В. Самореализация глазам и одаренных школьников Ч Психология и практика: Сб. науч статей / под ред. Т.Л. Крюковой, С А. Хазовой. - Кострома: Изд-во Костромского РПОИ «Эксперт-НГЭ», 2005. -С. 34 40.

\Ъ.Хазова С А. Проблема эмпирической идентификации одаренных школьников // Психология и практика: сб. науч. трудов. Вып.2 / отв. ред. В.А.Соловьева. - Кострома КГУим. Н.А -Некрасова, 2002 -С 96-102.

14. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.:Пи1-ер, 2001.

15, Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. -2001. -№ 1,-С. 3-28

A.B. Мазуркевич

СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ модели С УПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Ппеамбула. В статье приводятся основные подходы к изучению семейных и супружеских отношений в современной отечественной психологии, анализируются возможности и перспективность ценностно-смыслового подхода к изучению данной проблематики, перечисляются основные смысловые составляющие супружеских и семейных отношений, содержательно наполняются модели суппужеских отношений, построенные в ключе ценностно-смыслового подхода.

Ключевые слова: смысловая направленность, - смысловые инварианты супружеских отношений, супружеские отношения, - семейные отношения. - смысловые модели супружеских отношений.

Супружеские отношения - одна из наиболее изучаемых на сегодняшний день областей психологической проблематики. Кризис современной семьи лишь подчеркивает актуальность

темы. Среди прочи,. направлений и концепций, наибольшей перспективностью обладает ценностно-смысловой подход.

В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных проблематике семейных, супружеских, родительско-дет-ских отношений (Ю-L. Алешина, А.И. Антонов, Л.Я Гозман, Т.Н. Дымнова, А.К. Дмитриенко, В.Н. Дружинин. А.Б. Добрович, А.Я. Варга, Л.Б. Шнейдер, A.C. Спиваковская, О.М. Здраво-мыслова, А.Н. ОЬозова, H.H. Обозов, Э.Г. Эйде-миллер, В.В. Юстицкий и др.). Такой интерес не случаен, ибо существует целый спектр внутрисемейных феноменов, влияющих как на благополучие всей семьи как целостной системы, так и субъективное благополучие каждого ее члена.

Сложность, многоаспектность и многота-новость феноменологической базы семейных отношений нахо"ИТ свое воплощение в многообразии существующих подходов к ее изучению

©A.B. Мазуркевич,2007

121

Такое многообразие, несмотря на тщательную методологическую и теоретическую проработанность каждого из подходов в отдельности, еше раз указывает на незавершенность и неполноту современных представлений о семье и браке как предмете изучения. Основными из наиболее разработанных подходов к проблематике семьи и брака, являются:

1. Функциональный- изучение семьи с точки зрения функций, ею выполняемых (Ю.Е Алешина, А.Н. Волкова, А.Н. Елизаров, С В. Ковалев, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э Г. Эйде-мшлер, В.В. Юстицкий).

2. Ролевой - исследовательский акцент поставлен на распределении ролей в супружеской паре или в семье (Ю.Е. Алешина, Е.В. Антонюк,

A.Н. Волкова. СВ. Ковалев, С. Крагохвил В.П. -Левкович, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).

3. Системный - во главу данного подхода ставится изучение структуры семьи, проблематика лидерства-подчинения, динамика отношений и факторы (внешние и внутренние) влияющие на эту структуру (Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга. С.И. Голод, С. Кратохвил, А.Л. Ощепкова,

B. Сатир, Т.М. Трапезникова. Н Ф. 'Федотова).

4. Коммуникативно-аффективный - исследующий важнейшую составляющую супрл жес-ких и семейных отношении, а именно процессы эмоциональных межличностных взаимодействий (Ю.Е. Алешина. Л.Я. Гозман, A.A. Кро-ник, Р.Ш. Магасумов, H.H. Обозов, Ю.Б. Рюриков, В.Сатир и др.).

5. Подход цель которого изучение удовлетворенности браком и проблемы психологической супружеской совместимости (Ю.Е. Алешина,

C.И. Голоп, А.К. Дмитренко, H.H. Обозов, А.Н-. Обозова, Ю.Н. Олейник, Т.М. Трапезникова и

др)-

Таков далеко неполный перечень подходов, разрабатываемых в рамках психологии семьи и брака.

В современной психологии, как одной из наук гуманитарной направленности, все более прослеживается переход на постнеклассическую парадиг ну, постулирующую, помимо объективных и субъективных факторов процесса познания, еще и ценностно-смысловую составляющую.

Ценностно-смысловой пооход открывает новые перспективы для изучения, казалось бы, уже хорошо изученных феноменов. Эта перспек-

тивность определяется тем, что данный подход позволяет дать ответы не только на каузальные и процессуальные вопросы о сущности, механизмах и динамике исследуемых феноменов, то есть «Почему0» и «Как?», но и на вопросы телеологического характера, а именно «Для чего?», «Какова цель и шачимость этой цели?». Таким образом, охваченным научным вниманием и интересом оказывается весь спектр данной проблематики.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера и сфера семейных отношений оказывается, с необходимостью, конвергентны в области смысловой направленности с> пружеских отношений.

Соеди отечественных ученых, внесших наиболее шачимый вклад в разработку проблемы психологии смысла можно назвать А.Г Асмоло-ва, К.А. Абутьханову-Славскую, Б.С. аратуся, Ф.В. Бассина, Ф.Е. Василюка, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.В. Сталина, O.K. Тихомирова, К.В. Карпинского, В.В Знако-ва, В.Г. Асеева, В.Э. Чудновского, Н.В. Зоткина, А.Л. Кроник и др.

Каждая новая работа исследователей привносит новое видение проблемы смысла или являет собой ее частное приложение к какой либо специфической области психологической науки.

Так, например, А.Н. Леонтьев [4] определяет смысл как представленное в сознании отношение мотива деятельности к цели действия, П.Я. Гальперин [2] предлагает рассматривать емчел как роль объекта по отношению потребностям субъекта; К.А. Абульханова-Сл^вская [1] в своей работе, посвященной жизненной стратегии, считает смысл жизни «ценностью и одновременно переживание м >той ценности в процессе ее выработки, присвоения и осуществления»- В.Э. Чудновский [6] формулирует смысл как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, присвоенную им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка) Это далеко не полный перечень пониманий категории «смысл», которые существуют в современной отечественной психологии.

Как показывает анализ содержания определений, общим в них является то, что смысл понимается и постулируется как образование, конституирующее и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе.

122

Весгник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007 Том 13

Смысловая направленность как фактор фо| мирования модели супружеских отношений

Немаловажным является и то, что смысл одновременно принадлежит и объекту и субъекту, он оказывается уникальным звеном между психическим миром человека и окружающим его миром физическим. Нельзя не согласиться с фон Экартбергом, который писал, что «человеческий смысл и встретившийся феномен связывают личность и мир, субъект и объект и устанавливают взаимоотношение быть вместе» [5].

Такая точка зрения позволяет вплотную подойти к изучению смысла супружеских и семей ных отношений и определить смысловые инварианты, являющиеся системообразующими факторами, влияющими на формирование модели этих отношений.

Однако, на сегодняшний день, в арсенале исследовательского инструментария не существует ни одной методики, которая позволяла бы выделить и описать смысловую составляющую супружеских отношений. Разработка такого теста -одна из задач решение которой позволит осветить кру: проблем изучения смысловой направленности супружеских отношений.

Не останавливаясь на рассмотрении этапов и деталей разработки данного теста (так как это не входит в задачи данной /убликации), в статье приводятся некоторые результаты, представляющие интерес не только в теоретическом аспекте, но и в прикладном, к которым относятся следующие-

И Было выделено 6 инвариантных смыслов супружеских отношений, которые в различных сочетаниях и с различной степенью выраженности присутствуют во всех супружеских и семейных отношениях, а именно:

- семья как система - данная категория отображает направленность супружеских отношений для данного человека в виде потребности в единении, в виде потребности быть рядом, быть вместе, чувствовать свою сопричастность к своему партнеру, возможно, отчасти потребность в псевдоличностной-идентификаиии с ним или Мы-идентификации (термин предложен Ю.Ю. Дмитрук) [3];

- семья как эмоция - сущностный смысл данной категории можно обозначить как потребность в глубоких, интенсивных эмоциональных переживаниях. Возможно, для респондентов супружеская жизнь представляется как чреда позитивных эмоций большой интенсивности, хотя такие отношения, как показывает практика, ско-

рее исключение, чем правило;

- семья как инструмент удовлетворение потребностей - в данную категорию входят смыслы преимущественно дефицитарного характера, то есть потребности в пище, сексе, комфорте заботе и т.д. иными словами те ценности, которые в «пирамиде Маслоу» занимают два нижних уровня. В эту категорию так же следует отнести форму супружеских отношений, которые получили название «брак по расчету», когда вступление в супружество имеет своей осознанной целью достижение определенного социального положения, приобретение некоторых, прежде всего материальных, блэг;

- семья как инструмент самосовершенствования - эта категория включает в себя смыслы, которые определяют супружеские отношения как средство достижения определенного духовного состояния, саморазвития, самосовершенствования. И это состояние может быть достигнуто только посредством вхождения в глубокие, интимные, дающие опыт высших переживаний отношения Но, в отличие от первой и второй смысловых групп, супружеские отношения рассматриваются в данной не как самоцель, а как способ, средство, инструмент, опосредующий достижение человеком самоактуализации;

-семья как социальный ритуал - из самого названия смысловой категории следует что семья по своей сути есть реализация, выполнение некоторого социального предписания, нормы, традиции. Вступление в брак есть ни что иное как копирование из социума и трансляция в социум ритуала, установленного в прошлом При этом человек может не отдавать себе отчет в актуальности и оправданности данного ритуала.

-семья как продление роде - одной из основных функций семьи является репродуктивная. Для некоторых людей этот смысл становится своеобразной самоцелью, достижение которой означает самоосуществление человека. То есть, если есть дети, значит «свою миссию в этой жизни я выполнил (выполнила)».

2. На основе кластерного анализа 110 супружеских пар было выделено 4 базовые модели отношений, сочетающие в себе в виде наиболее устойчивых «пиковых» смыслов следующие вариации-

- способ самосовершенствования + социальный ритуал. + продолжение рода. Данная смысловая модель, как видно, отражает преиму-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинегика, № 4, 2007

123

щественно социально-ориентированную Форму супружеского взаимодействия, которая постулирует (в силу исторически патриархально-христианского образа российской семьи) долженствование семьи и наличия детей.

- способ самосовершенствования + семья как система + эмоция. Данную смысловую модель можно отнести к одному из относительно молодых типов, гак как сочетает в себе не внешние, социально детерминированные, а внутренне ориентированные показатели и параметры личностного развития.

- семья как способ удовлетворения потребностей 1 семья как продление рода. Данная модель носит преимущественно тотребитсльский характер, где даже рождение детей и переход супружеских отношений на принципиально качественно новый этап своего развития носит по-гребностный (потребительский) характер, не связанный с личностным развитием и совершенствованием взаимоотношений

- семья как система + как эмоция + как способ удовлетворения потребностей. Данная модель отражает, по-видимому, интенциональность молодой семьи, где в актуализированной форме

присутствуют те смысловые составляющие, которые наиболее характерны для психологического климата современной молодежи.

Библиографический список

1. Абулъханова-Славская К А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1491 - 29е» с.

2. Гальперин П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности W Психология. Вып. III - Тбилиси, 1945 -С. 79-99.

3. Дмитрук Ю.Ю. Идентификации личности в супружеской паре как фактор субъективного благополучия семейных отношений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2004.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные произведения. В 2-х. -М., 1983.

5. Налимов В.В. Спонтанность сознания -М.: Мысль, 1989 - 420 с.

6. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» ff Психологический журнал. - 1995. - Т. 16- №2. -С. 15-26.

А.О. Руслина

МАКИАВЕЛЛИЗМ ЛИЧНОСТИ И ПОНИМАНИЕ МАН1ШУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ1

В современном обществе манипуляция сознанием проявляется как на уровне общественного (Кара Мурза, 2001; Грачев, Мельник, 2002; Аронсон, Пратканиг 2003), так и индивидуального сознания (Доценко, 2003; Марголина, Рюм-шина, 1999 , Чалдини, 2002; Геген, 2005). В связи с этим понимание манипулятивного играет существенную роль.

Важнейшим аспектом проблемы является изучение взаимосвязи между психологическими особенностями личности и характером понимания им манипулятивной ситуации, в процессе которого манипулятор для достижения поставленной цели, с помощью скрытых, отвлекающих маневров превращает партнера по общению из равноправного субъекта в объект манипуляци-онного воздействия. Понимание включает в себя

■ Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 07-06-000133а)

оценочные моменты. Существуют исходно разные типы понимания: одни оправдывают и при-чимают поведение манипулятора, которое основано на безоговорочном принятии общения с другим человеком как с бездушной вещью превращения его в объект манипуляций -это «Понимание-принятие», а другие, наоборот, считаю г недопустимым подобное поведение - «Понимание-отвержение».

Ниже описано эмпирическое исследование, цель которого заключалась в том, чтобы попы таться выявить взаимосвязи личностных харак теристик человека со спецификой понимания манипулятивного поведения в общении. Мы не изучаем непосредственное поведение: и не даем прогнозов относительно возможности предсказания поведения на основа нашего исследования. Мы можем лишь предположить, что, понимая ситуацию определенным образом, по типу «понимание-принятие» или «по-нимание-отверже-

124

Вестник К ГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13

©АО. Руслина 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.