Смысловая направленность как фактор формирования модели супружеских отношений
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991 - 303 с.
2. Большой психологический словарь / сост. и общая ред, В. Зинченко - СПб., 200э
3 Казанская Е.А. Самореализация одаренных школьников: Квалификационная работа. -Кострома, 2006.
4. Карпов A.B., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: Системный взгляд / под ред. Г.В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского университета. 1999.
6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Маслоу А. Самоактуализация И Психология шчности: Тексты / по, i ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, A.A. Пузыре» - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108-118.
8. Олпорт Г. Становление личности: Избран-
ные труды. - М.: Изд-во «Смысл», 2002.
9. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г.С. Никифорова, JI.A. Коростылевой - СПб., 2001.
10. Рабочая концепция одаренности. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1948.
11. Трофимова Н.В. Социально-психологические трудности одаренных шхольникив: Квалификационная раоота. - Кострома, 2006.
12. Хазова С.А., Гаранина К В. Самореализация глазам и одаренных школьников Ч Психология и практика: Сб. науч статей / под ред. Т.Л. Крюковой, С А. Хазовой. - Кострома: Изд-во Костромского РПОИ «Эксперт-НГЭ», 2005. -С. 34 40.
\Ъ.Хазова С А. Проблема эмпирической идентификации одаренных школьников // Психология и практика: сб. науч. трудов. Вып.2 / отв. ред. В.А.Соловьева. - Кострома КГУим. Н.А -Некрасова, 2002 -С 96-102.
14. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.:Пи1-ер, 2001.
15, Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. -2001. -№ 1,-С. 3-28
A.B. Мазуркевич
СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ модели С УПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Ппеамбула. В статье приводятся основные подходы к изучению семейных и супружеских отношений в современной отечественной психологии, анализируются возможности и перспективность ценностно-смыслового подхода к изучению данной проблематики, перечисляются основные смысловые составляющие супружеских и семейных отношений, содержательно наполняются модели суппужеских отношений, построенные в ключе ценностно-смыслового подхода.
Ключевые слова: смысловая направленность, - смысловые инварианты супружеских отношений, супружеские отношения, - семейные отношения. - смысловые модели супружеских отношений.
Супружеские отношения - одна из наиболее изучаемых на сегодняшний день областей психологической проблематики. Кризис современной семьи лишь подчеркивает актуальность
темы. Среди прочи,. направлений и концепций, наибольшей перспективностью обладает ценностно-смысловой подход.
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных проблематике семейных, супружеских, родительско-дет-ских отношений (Ю-L. Алешина, А.И. Антонов, Л.Я Гозман, Т.Н. Дымнова, А.К. Дмитриенко, В.Н. Дружинин. А.Б. Добрович, А.Я. Варга, Л.Б. Шнейдер, A.C. Спиваковская, О.М. Здраво-мыслова, А.Н. ОЬозова, H.H. Обозов, Э.Г. Эйде-миллер, В.В. Юстицкий и др.). Такой интерес не случаен, ибо существует целый спектр внутрисемейных феноменов, влияющих как на благополучие всей семьи как целостной системы, так и субъективное благополучие каждого ее члена.
Сложность, многоаспектность и многота-новость феноменологической базы семейных отношений нахо"ИТ свое воплощение в многообразии существующих подходов к ее изучению
©A.B. Мазуркевич,2007
121
Такое многообразие, несмотря на тщательную методологическую и теоретическую проработанность каждого из подходов в отдельности, еше раз указывает на незавершенность и неполноту современных представлений о семье и браке как предмете изучения. Основными из наиболее разработанных подходов к проблематике семьи и брака, являются:
1. Функциональный- изучение семьи с точки зрения функций, ею выполняемых (Ю.Е Алешина, А.Н. Волкова, А.Н. Елизаров, С В. Ковалев, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э Г. Эйде-мшлер, В.В. Юстицкий).
2. Ролевой - исследовательский акцент поставлен на распределении ролей в супружеской паре или в семье (Ю.Е. Алешина, Е.В. Антонюк,
A.Н. Волкова. СВ. Ковалев, С. Крагохвил В.П. -Левкович, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
3. Системный - во главу данного подхода ставится изучение структуры семьи, проблематика лидерства-подчинения, динамика отношений и факторы (внешние и внутренние) влияющие на эту структуру (Ю.Е. Алешина, А.Я. Варга. С.И. Голод, С. Кратохвил, А.Л. Ощепкова,
B. Сатир, Т.М. Трапезникова. Н Ф. 'Федотова).
4. Коммуникативно-аффективный - исследующий важнейшую составляющую супрл жес-ких и семейных отношении, а именно процессы эмоциональных межличностных взаимодействий (Ю.Е. Алешина. Л.Я. Гозман, A.A. Кро-ник, Р.Ш. Магасумов, H.H. Обозов, Ю.Б. Рюриков, В.Сатир и др.).
5. Подход цель которого изучение удовлетворенности браком и проблемы психологической супружеской совместимости (Ю.Е. Алешина,
C.И. Голоп, А.К. Дмитренко, H.H. Обозов, А.Н-. Обозова, Ю.Н. Олейник, Т.М. Трапезникова и
др)-
Таков далеко неполный перечень подходов, разрабатываемых в рамках психологии семьи и брака.
В современной психологии, как одной из наук гуманитарной направленности, все более прослеживается переход на постнеклассическую парадиг ну, постулирующую, помимо объективных и субъективных факторов процесса познания, еще и ценностно-смысловую составляющую.
Ценностно-смысловой пооход открывает новые перспективы для изучения, казалось бы, уже хорошо изученных феноменов. Эта перспек-
тивность определяется тем, что данный подход позволяет дать ответы не только на каузальные и процессуальные вопросы о сущности, механизмах и динамике исследуемых феноменов, то есть «Почему0» и «Как?», но и на вопросы телеологического характера, а именно «Для чего?», «Какова цель и шачимость этой цели?». Таким образом, охваченным научным вниманием и интересом оказывается весь спектр данной проблематики.
Таким образом, ценностно-смысловая сфера и сфера семейных отношений оказывается, с необходимостью, конвергентны в области смысловой направленности с> пружеских отношений.
Соеди отечественных ученых, внесших наиболее шачимый вклад в разработку проблемы психологии смысла можно назвать А.Г Асмоло-ва, К.А. Абутьханову-Славскую, Б.С. аратуся, Ф.В. Бассина, Ф.Е. Василюка, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.В. Сталина, O.K. Тихомирова, К.В. Карпинского, В.В Знако-ва, В.Г. Асеева, В.Э. Чудновского, Н.В. Зоткина, А.Л. Кроник и др.
Каждая новая работа исследователей привносит новое видение проблемы смысла или являет собой ее частное приложение к какой либо специфической области психологической науки.
Так, например, А.Н. Леонтьев [4] определяет смысл как представленное в сознании отношение мотива деятельности к цели действия, П.Я. Гальперин [2] предлагает рассматривать емчел как роль объекта по отношению потребностям субъекта; К.А. Абульханова-Сл^вская [1] в своей работе, посвященной жизненной стратегии, считает смысл жизни «ценностью и одновременно переживание м >той ценности в процессе ее выработки, присвоения и осуществления»- В.Э. Чудновский [6] формулирует смысл как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, присвоенную им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка) Это далеко не полный перечень пониманий категории «смысл», которые существуют в современной отечественной психологии.
Как показывает анализ содержания определений, общим в них является то, что смысл понимается и постулируется как образование, конституирующее и задающее направленность личностной активности в биографическом масштабе.
122
Весгник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007 Том 13
Смысловая направленность как фактор фо| мирования модели супружеских отношений
Немаловажным является и то, что смысл одновременно принадлежит и объекту и субъекту, он оказывается уникальным звеном между психическим миром человека и окружающим его миром физическим. Нельзя не согласиться с фон Экартбергом, который писал, что «человеческий смысл и встретившийся феномен связывают личность и мир, субъект и объект и устанавливают взаимоотношение быть вместе» [5].
Такая точка зрения позволяет вплотную подойти к изучению смысла супружеских и семей ных отношений и определить смысловые инварианты, являющиеся системообразующими факторами, влияющими на формирование модели этих отношений.
Однако, на сегодняшний день, в арсенале исследовательского инструментария не существует ни одной методики, которая позволяла бы выделить и описать смысловую составляющую супружеских отношений. Разработка такого теста -одна из задач решение которой позволит осветить кру: проблем изучения смысловой направленности супружеских отношений.
Не останавливаясь на рассмотрении этапов и деталей разработки данного теста (так как это не входит в задачи данной /убликации), в статье приводятся некоторые результаты, представляющие интерес не только в теоретическом аспекте, но и в прикладном, к которым относятся следующие-
И Было выделено 6 инвариантных смыслов супружеских отношений, которые в различных сочетаниях и с различной степенью выраженности присутствуют во всех супружеских и семейных отношениях, а именно:
- семья как система - данная категория отображает направленность супружеских отношений для данного человека в виде потребности в единении, в виде потребности быть рядом, быть вместе, чувствовать свою сопричастность к своему партнеру, возможно, отчасти потребность в псевдоличностной-идентификаиии с ним или Мы-идентификации (термин предложен Ю.Ю. Дмитрук) [3];
- семья как эмоция - сущностный смысл данной категории можно обозначить как потребность в глубоких, интенсивных эмоциональных переживаниях. Возможно, для респондентов супружеская жизнь представляется как чреда позитивных эмоций большой интенсивности, хотя такие отношения, как показывает практика, ско-
рее исключение, чем правило;
- семья как инструмент удовлетворение потребностей - в данную категорию входят смыслы преимущественно дефицитарного характера, то есть потребности в пище, сексе, комфорте заботе и т.д. иными словами те ценности, которые в «пирамиде Маслоу» занимают два нижних уровня. В эту категорию так же следует отнести форму супружеских отношений, которые получили название «брак по расчету», когда вступление в супружество имеет своей осознанной целью достижение определенного социального положения, приобретение некоторых, прежде всего материальных, блэг;
- семья как инструмент самосовершенствования - эта категория включает в себя смыслы, которые определяют супружеские отношения как средство достижения определенного духовного состояния, саморазвития, самосовершенствования. И это состояние может быть достигнуто только посредством вхождения в глубокие, интимные, дающие опыт высших переживаний отношения Но, в отличие от первой и второй смысловых групп, супружеские отношения рассматриваются в данной не как самоцель, а как способ, средство, инструмент, опосредующий достижение человеком самоактуализации;
-семья как социальный ритуал - из самого названия смысловой категории следует что семья по своей сути есть реализация, выполнение некоторого социального предписания, нормы, традиции. Вступление в брак есть ни что иное как копирование из социума и трансляция в социум ритуала, установленного в прошлом При этом человек может не отдавать себе отчет в актуальности и оправданности данного ритуала.
-семья как продление роде - одной из основных функций семьи является репродуктивная. Для некоторых людей этот смысл становится своеобразной самоцелью, достижение которой означает самоосуществление человека. То есть, если есть дети, значит «свою миссию в этой жизни я выполнил (выполнила)».
2. На основе кластерного анализа 110 супружеских пар было выделено 4 базовые модели отношений, сочетающие в себе в виде наиболее устойчивых «пиковых» смыслов следующие вариации-
- способ самосовершенствования + социальный ритуал. + продолжение рода. Данная смысловая модель, как видно, отражает преиму-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинегика, № 4, 2007
123
щественно социально-ориентированную Форму супружеского взаимодействия, которая постулирует (в силу исторически патриархально-христианского образа российской семьи) долженствование семьи и наличия детей.
- способ самосовершенствования + семья как система + эмоция. Данную смысловую модель можно отнести к одному из относительно молодых типов, гак как сочетает в себе не внешние, социально детерминированные, а внутренне ориентированные показатели и параметры личностного развития.
- семья как способ удовлетворения потребностей 1 семья как продление рода. Данная модель носит преимущественно тотребитсльский характер, где даже рождение детей и переход супружеских отношений на принципиально качественно новый этап своего развития носит по-гребностный (потребительский) характер, не связанный с личностным развитием и совершенствованием взаимоотношений
- семья как система + как эмоция + как способ удовлетворения потребностей. Данная модель отражает, по-видимому, интенциональность молодой семьи, где в актуализированной форме
присутствуют те смысловые составляющие, которые наиболее характерны для психологического климата современной молодежи.
Библиографический список
1. Абулъханова-Славская К А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1491 - 29е» с.
2. Гальперин П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности W Психология. Вып. III - Тбилиси, 1945 -С. 79-99.
3. Дмитрук Ю.Ю. Идентификации личности в супружеской паре как фактор субъективного благополучия семейных отношений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2004.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные произведения. В 2-х. -М., 1983.
5. Налимов В.В. Спонтанность сознания -М.: Мысль, 1989 - 420 с.
6. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» ff Психологический журнал. - 1995. - Т. 16- №2. -С. 15-26.
А.О. Руслина
МАКИАВЕЛЛИЗМ ЛИЧНОСТИ И ПОНИМАНИЕ МАН1ШУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ1
В современном обществе манипуляция сознанием проявляется как на уровне общественного (Кара Мурза, 2001; Грачев, Мельник, 2002; Аронсон, Пратканиг 2003), так и индивидуального сознания (Доценко, 2003; Марголина, Рюм-шина, 1999 , Чалдини, 2002; Геген, 2005). В связи с этим понимание манипулятивного играет существенную роль.
Важнейшим аспектом проблемы является изучение взаимосвязи между психологическими особенностями личности и характером понимания им манипулятивной ситуации, в процессе которого манипулятор для достижения поставленной цели, с помощью скрытых, отвлекающих маневров превращает партнера по общению из равноправного субъекта в объект манипуляци-онного воздействия. Понимание включает в себя
■ Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 07-06-000133а)
оценочные моменты. Существуют исходно разные типы понимания: одни оправдывают и при-чимают поведение манипулятора, которое основано на безоговорочном принятии общения с другим человеком как с бездушной вещью превращения его в объект манипуляций -это «Понимание-принятие», а другие, наоборот, считаю г недопустимым подобное поведение - «Понимание-отвержение».
Ниже описано эмпирическое исследование, цель которого заключалась в том, чтобы попы таться выявить взаимосвязи личностных харак теристик человека со спецификой понимания манипулятивного поведения в общении. Мы не изучаем непосредственное поведение: и не даем прогнозов относительно возможности предсказания поведения на основа нашего исследования. Мы можем лишь предположить, что, понимая ситуацию определенным образом, по типу «понимание-принятие» или «по-нимание-отверже-
124
Вестник К ГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13
©АО. Руслина 2007