УДК 37.08
СМЫСЛОСОЗИДАТЕЛЬНЫЙ КОНТИНУУМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В.Е. Цибульникова, Е.Н. Федорова
Аннотация. В статье актуализируется проблема осмысления созидательной профессиональной деятельности учителя и личностно-профессионального развития педагога, представлены различные точки зрения на интегральные показатели смыслосозидательного континуума профессиональной деятельности учителя. Смыслосозидательная направленность профессиональной деятельности рассматривается как ключевой компонент педагогического труда. Особое внимание уделено здоровьесозидательной деятельности учителя в контексте профессионального долголетия педагога.
Ключевые слова: смысл, смыслосозидание, созидание, смыслосозидательный континуум,
здоровьесозидательная деятельность учителя, профессиональная деятельность учителя, профессиональное долголетие учителя.
MOTIVATIONAL APPROACH IN MANAGING DEVELOPMENT
OF THE HEALTHY STYLE OF TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY
V. Tsibulnikova, E. Fedorova
Abstract. The author actualizes the problem of understanding the creative character of teacher’s professional activity and teacher’s personal and professional development. The article presents various points of view on integral indicators of the creative and conceptual continuum of teacher’s professional activity. Special attention is given to the teacher’s professional activity oriented to health creation among students in the context of the professional longevity of the teacher.
Keywords: meaning, making a meaning, creation, the continuum of making meanings, teacher’s professional activity oriented to health creation, teacher’s professional activity (teaching), teacher’s professional longevity.
Смыслосозидательный континуум
профессиональной деятельности педагога имеет богатую историю и связан с осмыслением преобразовательной
деятельностной направленности
педагогического труда и принципа созидания, заложенного в природе и сущности субъекта. Созидание как смысловая характеристика общеобразовательной организации является незыблемой доминантой в предназначении школы как социального института. Профессия «учитель» во все времена носила культуросозидательное, особо важное, благое значение и деятельное служение обществу, связанное с конструированием нового и переосмыслением традиционного
педагогического ценностно-смыслового поля.
Исследование созидательных процессов в профессиональной деятельности напрямую связано с предметным созиданием как одной из высших форм построения реальности и изменения окружающего мира, в связи с чем, рассматривая структуру профессиональной деятельности современного учителя, нельзя обойти своим вниманием созидательную область его педагогической деятельности, направленной на созидание гуманистического
общества через развитие созидательных способностей подрастающего поколения. При этом в структуре концептосферы «созидание» в контексте профессиональной деятельности учителя необходимым становится выделение таких элементов, как субъект действия (педагог), действие (приемы, методы и средства воспитания, обучения и развития личности) и объект (педагогический процесс), результат (универсальные учебные действия, образованность и воспитанность личности и др.), появляющийся в процессе деятельности субъекта.
Идеи теории созидания субъекта деятельности нашли свое отражение в трудах
Э.В. Сайко. С позиции ученого опыт созидательной деятельности человека является мерой и проявлением его субъектности и представляет собой целостную характеристику активности личности в его деятельности, преобразующей мир, в связи с чем центральное значение и особый смысл приобретает выявление и исследование особенностей и принципов действия человека как субъекта деятельности [7].
В связи с тем, что концептосфера «созидание» являет собой одну из ключевых
областей сознания человека и становится компонентой категорий «изменение» и «преобразование», пространственно-
временной смылосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя необходимо рассматривать в нескольких плоскостях.
Во-первых, готовность учителя к созидательной деятельности, переосмысление и переоценка педагогических ценностей и традиций в условиях неопределенности, стандартизации общего образования и внедрения инноваций. С позиции инновационного подхода возможным последствием созидания системы является дезорганизация в случае создания новых элементов без создания новых связей между новыми и существующими элементами. Развитие инновационной системы вызывает необходимость применения созидательных и разрушительных действий, привлечения дополнительных сил человека и окружающей среды, что обуславливает реализацию жизненного цикла инновационной системы
[5].
Концептосфера «созидание» представляет собой набор концептов как инновационных идей, содержащих созидательные и ценностные смыслы, однако в каждую концептосферу входят и оппозиционные концепты, которые являются
противоположными по направлению действиями, реализуемыми одновременно либо поочередности посредством сопряжения. Сама концептосфера «созидание» имеет в оппозиции зеркальный антипод -концептосферу «разрушение» (уничтожение, повреждение).
Таким образом, встает вопрос: «Готов ли современный учитель к переосмыслению и переоценке педагогических ценностей и традиций, к созидательной, но и к разрушительной деятельности в условиях неопределенности и внедрения инноваций в связи с тем, что процесс развития системы всегда сопровождается замещением «старого» на «новое»?». Смыслосозидание
представляется как вектор деятельности личности педагога, как условие получения «живого», личностного знания. Деятельность педагога должна строиться на построении смысла. Более того, сегодня, когда все большее признание получает взгляд на образование как на «смысловой универсум», приобщение педагогами обучающихся к поиску и реализации смыслов становится значимой стратегией образования [9; 10].
Во-вторых,
восхождение учителя профессиональной выраженной в педагогического самоопределения, самопостижения, самоорганизации,
что идея является самосозидания и благодаря
самосозидательное к вершинам самореализации, осмыслении своего акме посредством
самопознания, самовоспитания, саморегуляции, самопреображения и самосовершенствования.
Джига Н.Д. рассматривает несколько оснований в структуре созидательной акме направленности субъекта образования: во-
первых, типологизация созидания с выделением дух типов созидания -репродуктивного (социально значимое воспроизводство и сбережение нормативных форм деятельности, отношений, поведения и др.) и продуктивного (социально значимые продуктивно-адекватные акме-образы, акме-цели и акме-роли в условиях неопределенности); во-вторых, духовнонравственная созидательная акме-
направленность [4].
Е.И. Артамонова отмечает, самосовершенствования учителя концептуальной идеей профессионального образа, духовной культуре педагога процесс самосозидания самоорганизуется и самодостраивается [2].
Система созидания педагогической компетентности будущего учителя до уровня профессионального саморазвития, с позиции
Н.И. Виноградовой, реализуется через согласование в технологическом цикле гностико-инициирующей, проективно-
креативной, конструктивно-стабилизирующей, организаторско-направляющей, коммуникативно-фасилитирующей и
самоконтролирующе-регулирующей компетентностей [3].
В-третьих, направленная созидательная профессионально-педагогическая деятельность учителя, ориентированная, прежде всего, на воспроизводство собственных идей, смыслов и ценностей как базовых структурных компонентов личности, а также на
формирование ценностно-смыслового поля в образовательном процессе. В.А. Сластёнин подчеркивал, что именно на основе
постоянного и последовательного
формирования диалектической триады «ценностное сознание - ценностное
отношение - ценностное поведение» возможно духовно-творческое становление личности [8].
А.С. Кравец подчеркивает, что деятельностная парадигма смысла погружает
его в субъект-субъектные отношения, которые характеризуют сущность человеческой коммуникации как осмысленной деятельности. Особыми чертами концепта «смысл» с позиции деятельностного подхода является мотивированность, целенаправленность и планомерность [6]. Смыслосозидательное действие мотивировано и направлено на достижение цели как результата на основе плана. Антиподом концепта «смысл» в контексте деятельной парадигмы является концепт «абсурд», символом которого стало выражение «Сизифов труд» как стремление к недостижимой цели.
В-четвертых, осмысленное созидание социальных отношений между всеми субъектами образовательного процесса школы на основе принципа диалогичности, что предполагает развитие гуманных,
созидательных общественных связей в условиях школьного коллектива как социальной общности. Одним из предназначений профессии «педагог» является реализация трансляции социального опыта от старшего поколения младшему посредством социальных отношений между субъектами, которые складываются в процессе их совместной смыслосозидательной
деятельности.
С.Ф. Анисимов отмечает, что процесс принятия и усвоения личностью ценностей происходит на следующих уровнях: во-
первых, на социальном уровне посредством межличностных отношений (ценности объективируются, отбираются, оцениваются и интериоризируются); во-вторых, на психологическом уровне посредством
трансформации присвоенных личностью
ценностей в ценностные ориентации
(отношения), в связи с чем происходит детализация ценностей, их ранжирование и смысловое наполнение [1].
Именно на осмыслении социальной природы ценностей, рефлексии
смысложизненных аспектов с позиций созидательных ценностей базируется
аксиологический подход в педагогике. Осмысленное поведение человека предстает, прежде всего, как осмысленность его действий, направленных на достижение четко осознаваемых им целей сопоставимых с ценностями.
В-пятых, здоровьесозидательный контент смыслосозидательного континуума
профессиональной деятельности учителя включает гуманистическую позицию, реализуемую во взаимодействии учителя со всеми субъектами образовательного процесса, в первую очередь, в отношении к человеку, его жизни и здоровью как к наивысшей ценности.
Данные позиции вызывают необходимость позиционирования созидания здорового образа жизни и здорового стиля профессиональной деятельности учителя, ценности здоровья участников образовательного процесса, ценности профессионального долголетия учителя в качестве базового приоритета в структуре жизненных ценностей личности педагога. Профессиональное долголетие как социально-психофизиологическое явление характеризуется профессиональной
доживаемостью личности до высокого стажа работы, психофизиологическим потенциалом и здоровым образом жизни, созидательнопозитивным мышлением и мироощущением, жизнестойкостью и долгой профессиональной активностью [11].
Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что педагогическая деятельность является основополагающей характеристикой трудовой активности существования учителя в профессии. Актуализация созидательного потенциала личности как преобразовательной деятельностной направленности - центральная задача современного учителя. В данном контексте образование рассматривается как воспитание, обучение и развитие личности посредством созидания и самосозидания. Смысл созидания в профессиональной деятельности учителя оправдывает
существование данного феномена, так как определяет его место в целостном педагогическом процессе и делает его необходимым в качестве элемента этой целостности.
Таким образом, смыслосозидательная направленность профессиональной
деятельности является одним из ключевых компонентов педагогического труда,
созидание становится смыслом образования человека. Анализ сущности и предназначения педагогической деятельности учителя
невозможен вне проблемы ее осмысления.
Литература:
1. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник МГУ. Сер. 8: Философия, 1994. - № 4. - С. 34-42.
2. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 450 с.
3. Виноградова Н.И. Психологические
закономерности становления профессионализма учителя начальной школы: Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2006. - 439 с.
4. Джига Н.Д. Концептуальное и организационнометодическое обеспечение эмпирического исследования созидания продуктивного субъекта образования // Перспективы науки и образования, 2014. - № 1. - С. 201-210.
5. Киселева С.П. Экологическая безопасность инновационного развития: Монография. - Тамбов: Издательство: Першина Р.В., 2013. - 225 с.
6. Кравец А.С. Деятельностная парадигма смысла // Вестник ВГУ. Серия 1. Гуманитарные науки, 2003. -№ 1. - С. 160-188.
7. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального: Монография. - М.: МПСИ, 2006. - 424 с.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 192 с.
9. Федоров А.М., Федорова Е.Н. Ценностносмысловой подход к подготовке будущего учителя // Ученые записки Петрозаводского государственного университета», 2008. - № 3. - С. 60-65.
10. Федорова Е.Н. Реализация ценностносмыслового подхода в практике школы и вуза: Монография / Н.М. Конжиев, Е.Н. Федорова, Г.М. Янюшкина. - Петрозаводск. - Изд. КГПУ, 2006. - 256 с.
11. Цибульникова В.Е. Профессиональная трудоспособность и профессиональное долголетие педагогических и управленческих кадров системы общего образования // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики», Одинцовских психолого-педагогических чтений. Одинцово, 21 февраля 2015. - М.: Изд. «Перо», 2015. - С. 29-32.
Сведения об авторах:
Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: [email protected]
Федорова Елена Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования им. В.А. Сластёнина факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Data about the authors:
V. Tsibulnikova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after V. Slastenin, Faculty of Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State University, e-mail: [email protected]
E. Fedorova (Moscow, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, professor at Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after V. Slastenin, Faculty of Pedagogy and Psychology of Moscow pedagogical state University