Научная статья на тему 'Смыслопорождение в лирическом послании М. Цветаевой «Лютня»'

Смыслопорождение в лирическом послании М. Цветаевой «Лютня» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
658
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕ / АВТОРСКИЕ КОДЫ / СИМВОЛИКА / ЛЮТНЯ / ДАВИД / AUTHOR’S CODES / MEANING GENERATION / SYMBOLISM / LUTE / DAVID

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фокина Светлана Александровна

В статье внимание сосредоточено на осмыслении процесса смыслопорождения в лирическом послании М. Цветаевой «Лютня». Показатели смыслопорождения рассмотренны в контексте цветаевского мифа. Выявлены авторские коды в смысловой структуре стихотворения. Представлен поливалентый анализ символики в тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of meaning in M. Tsvetaeva’s poetic message “The Lute”

The article is focused on the comprehension of the process of meaning creation in M. Tsvetaeva’s poetic message “The Lute”. The indicators of meaning creation are considered in a context of Tsvetaeva’s myth. The author’s codes in a semantic structure are revealed here. The author presents a polyvalent analysis of symbolism in the text.

Текст научной работы на тему «Смыслопорождение в лирическом послании М. Цветаевой «Лютня»»

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения С. А. ФОКИНА

(Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, г. Одесса, Украина)

УДК 82-14 ББК Ч426.83.9(=411.2)

СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕ В ЛИРИЧЕСКОМ ПОСЛАНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ «ЛЮТНЯ»

Аннотация. В статье внимание сосредоточено на осмыслении процесса смыслопорождения в лирическом послании М. Цветаевой «Лютня». Показатели смыслопорождения рассмотренны в контексте цветаевского мифа. Выявлены авторские коды в смысловой структуре стихотворения. Представлен поли-валентый анализ символики в тексте.

Ключевые слова: смыслопорождение, авторские коды, символика, Лютня, Давид.

Смысловой центр художественной системы М. Цветаевой - феномен творца, подчас наделенного не только песенным даром, но и магическими способностями.

М. Цветаева в своем ментальном и поэтическом универсуме представляет поэта страдающим. Именно страдание обеспечивает силу творческого потенциала, лишая радости бытия.

В подобной трактовке поэта М. Цветаева вполне сопричастна художественной идеологии Серебряного века. Но вписываясь в культурную парадигму эпохи, М. Цветаева преломляет доминантные мифы и идеологемы русского модернизма через призму авторских кодов. Самобытен случай авторского осмысления поэтессой предельного напряжения сил, утраты границ и срыва. Такой ракурс акцентирует цветаевское видение духовной победы стихии творчества над творцом, обреченным на самоотречение и невозможность счастья. В этом аспекте показательно стихотворение М. Цветаевой «Лютня», лирический сюжет которого центрирует мотив «сорванного голоса».

Следует отметить, что «Лютня» несмотря на свою значимость в истолковании темы вдохновения, переходящего в одержимость, практически не включена в поле поиска цветаеведов. В «Библиографии по чтению, анализу и интерпретации поэтических текстов М.И. Цветаевой», составленной Е. Кудрявцевой, работы, посвященные анализу этого текста, не упомянуты. В периодических научных изданиях и конференциях, посвященных М. Цветаевой, полноценные исследования данного произведения также не представлены. Лишь в монографии И. Шевеленко вскользь отмечено, что «Лютня» входит в группу стихотворений, адресованных Б. Пастернаку.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

В авторском мире М. Цветаевой обращение к феномену поэта, как правило, имплицитно включает в смысловую структуру ее произведений коды и отсылки к орфическому мифу. Согласно утверждению О.П. Хейсти, для М. Цветаевой «Орфей стал <...> прототипом поэта, воплощением той таинственной власти, которая вновь и вновь возрождается в поэтах разных стран и времен»1.

В Серебряном веке орфический миф обрел новые векторы развития: его доминантой стало убеждение, что «жертвенная участь поэта -пеня за древнюю вину, за “орфическое” пре-ступление границы, завесы между мирами»2. История Орфея вписывалась в контекст характерных для Серебряного века представлений об особом статусе поэта: магических возможностях поэтического дара (умение Орфея завораживать), медиальных способностях (после смерти Орфей стал оракулом), страдании (разлука с Эвридикой), связи с Иномирьем (путешествие в Царство теней) и мученической смерти (Орфея растерзали Вакханки).

В стихотворении «Лютня» М. Цветаева обращается к мифу о Давиде, вернее той его части, что представляет героя певцом, способным завораживать. Эта ипостась Давида, воплощая мифологему поэта, сближает его с Орфеем.

Лютня! Безумица! Каждый раз,

Царского беса вспугивая:

«Перед Саулом-Царём кичась».

(Да не струна ж, а судорога!)

Лютня! Ослушница! Каждый раз,

Струнную честь затрагивая:

«Перед Саулом-Царём кичась -Не заиграться б с аггелами!»

Г оре! Как рыбарь какой стою Перед пустой жемчужницею.

Это же оловом соловью Глотку залить. да хуже ещё:

Это бессмертную душу в пах Первому добру молодцу.

1 Hasty O.P. Tsvetaeva's Orphic Journey in the Worlds of the Word. - Evanston: Illinois, 1996. P 8.

2Асоян А. Орфический миф и культура Серебряного века [Электронный ресурс]: http://rossved.rggu.ru/rossved/article.html?id=357849&type=1.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

Это - но хуже, чем в кровь и в прах:

Это - сорваться с голоса!

И сорвалась же! - Иди, будь здрав,

Бедный Давид. Есть пригороды!

Перед Саулом-Царём играв,

С аггелами - не игрывала!3

14 февраля 1923

Замена Орфея Давидом обретает знаковую природу. Орфей воплощает одухотворенность и страдание, Давид же - избранность в осуществлении высшей воли. М. Цветаевой импонирует быть «проти-ву всех»3, и этот моральный императив задает особенности истолкования темы Давида.

Взаимодействие в смысловой структуре стихотворения авторских кодов и отсылок к различным культурным традициям допускает многозначность интерпретаций. Процесс смыслопорождения, атрибутированный Ю.М. Лотманом как «поступление извне в систему некоторых текстов и специфическую, непредсказуемую их трансформацию во время движения между входом и выходом системы»4, в лирической системе М. Цветаевой означен влиянием авторских кодов поэтессы.

Необходимость завораживать определяет развитие лирического сюжета, отсылая к истории о юном Давиде, своей игрой отгонявшем от царя Саула злых духов. Согласно библейской традиции, избавляя царя Саула от аггелов, Давид играл на гуслях: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него»5.

Своеобразие авторского переосмысления мифа о Давиде обусловлено вниманием к лютне. Заменяя инструмент на лютню, М. Цветаева совершает важную смысловую переориентировку. В ряде случаев в христианской культуре лютня осмысляется как аналог орфеевой лиры. «Символизм Орфея и его лютни использовался в первые века н. э. для изображения последователей Христа и Евангелия. Как Добрый Пас-

3 Цветаева М. Лютня // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2.: Стихотворения; переводы / [сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина]. - М.: ТЕРРА -Книжный клуб; Книжная лавка - РТР, 1997. С. 167.

3 «Роландов рог» (1921).

4 Лотман Ю.М. Культура как субьект и сама-себе объект // Семиосфера. - СПб.: Искусство - СПБ, 2004. С. 640.

5 Книги Ветхого завета. Первая Книга Царств: Глава 16 // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета [канонические]. - М.: Издание Московской Патриархии, 1989. С. 308.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

тырь - Христос укрощает человеческие страстные желания (символ которых дикие звери), так и Орфей в Древней Греции был посредником между Богом и человеком, а его лютня олицетворяла гармонию и примирение природных сил»6. Семиотический статус лютни в цветаевской символике трансформируется и расширяется. Лютня становится не только эквивалентом лиры - знака сопричастности творчеству, но и воплощением Музыки и женской сущности.

В цветаевском поэтическом универсуме именно орфеева лира7 появляется лишь в стихотворении 1921 года «Так плыли: голова и лира.», в котором явлена слиянность Орфея и лиры - невозможность их отдельного существования:

Так плыли: голова и лира,

Вниз, в отступающую даль.

И лира уверяла: мира!

А губы повторяли: жаль!

Крово-серебряный, сереброКровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра -Брат нежный мой, сестра моя!

Примечательно, что в «мистериях лира считалась секретным символом человеческой конструкции: корпус инструмента представлял человеческое тело, струны - нервы, а музыкант - дух»8. В осмыслении М. Цветаевой Орфей и лира неразрывны, даже после буквальной рас-терзанности остаются едины. В стихотворении же «Лютня» 1923 года - Лютня не едина с Давидом и даже не равна ему. Без лютни Давид утрачивает свою избранность и магический дар врачевать и завораживать:

И сорвалась же! - Иди, будь здрав,

Бедный Давид. Есть пригороды!

6 Лютня // Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]: Шр://шікі.8ІтЬо1агіит.ги/Мех.рЬр/Лютня.

7 Непосредственно лира фигурирует в следующих поэтических текстах: «Искательница приключений.» (1916), «Руки, которые не нужны.» (1918), «Так, высоко запрокинув лоб.» (1918), «Надобно смело признаться. Лира!..» (1918), «Та ж молодость, и те же дыры.» (1920), «Так плыли: голова и лира.» (1921), «Лира, лира, лебединый загиб!..» (1921), «Душа» (1923), «Небо - синей знамени!» (1935).

8 ШейнинаЕ.Я. Энциклопедия символов. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2001. С. 480.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

Лютня становится центром одноименного стихотворения, Давид же предстает на заднем плане. Инструмент и исполнитель меняются местами: Давид для Лютни возможность и средство воплощения. При этом Давид не является духом Лютни, которая способна существовать вне его.

Лирический сюжет «Лютни», допуская «. различные варианты

„ 9

интерпретации голосов и распределения ролей»9, строится как скрытый диалог между Давидом и Лютней. При этом послание подразумевает элемент исповедальности и доминирование потока сознания лирического «я» - в данном случае явленного в образе лютни.

Мотив «сорванного голоса» определяет статус Лютни. Надрыв-ность поэтического дискурса отражает трагичность, но в то же время странную заманчивость предельного срыва:

Лютня! Безумица! Каждый раз,

Царского беса вспугивая:

«Перед Саулом-Царём кичась».

(Да не струна ж, а судорога!)

Характерно, что в первой же строке Лютня названа Безумицей. По мысли А.Ж. Греймаса и Ж. Фонтания, авторов «Семиотики страстей», при достижении «некоторой стабильности, любая фигура страсти, которая может вернуть <.> в первоначальное состояние, считается чрезмерной»10. Чрезмерность отвечает ценностной парадигме Лютни и проявляется как «деструктивное нарушение равновесия»11. Именно Лютня посредством игры Давида способствует избавлению царя Саула от аггелов. Одержимого освобождает Безумица, каждый раз подвергаясь опасности «заиграться»:

Лютня! Ослушница! Каждый раз,

Струнную честь затрагивая:

«Перед Саулом-Царём кичась -Не заиграться б с аггелами!»

Поэтессе важно акцентировать зависимость Давида и от господнего изволения, и от Лютни, которая в противовес ему оказывается

9 Елъницкая С. «Две «Бессонницы» Марины Цветаевой» // Marina Tsvetaeva: One Hundred Years. Материалы симпозиума. 1994, Published by Berkeley Slavic Specialties, Oakland, California. - С. 99.

10 Греймас А.Ж., Фонтаний Ж Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души / [пер. с фр. И.Г. Меркуловой]. - М : ЛКИ, 2007. С. 195.

11 Там же. С. 195.

Русская литература ХХ-ХХІ веков: направления и течения

ослушницей. Лютня не подчиняется и стремится преодолеть сдерживающие рамки, задаваемые Давидом - исполнителем высшей воли. Такая линия фиксирует сопричастность Лютни стихии, знаменуя невозможность избежать срыва.

Не менее важна для М. Цветаевой и другая сторона символики Лютни, связанная с любовной эмблематикой. Семиотическая парадигма способствует взгляду на лютню как воплощение «самой Музыки и популярную эмблему любовников»12. Реализация этого символического потенциала позволяет рассматривать пару Лютня - Давид как своего рода возлюбленных13. Имплицитная обращенность к Б. Пастернаку подтверждает наличие в поэтическом тексте кодов любовного послания. Согласно утверждению И. Шевеленко, «Лютня» входит в неканонический «цикл» «Стихи к Вам», присланный Б. Пастернаку. «К этому “циклу” справедливо отнести, по крайней мере, все стихотворения, включенные Цветаевой в рукописную подборку (одиннадцать листов, заполненных с двух сторон), крайние даты которой 7 февраля и 16 октября 1923 года»14. Характеризуя лирику, обращенную к Б. Пастернаку, М. Цветаева в письме, написанном в один день с «Лютней», замечает: «Это прорвалось как плотина. Стихи к Вам. И я такие странные вещи в них узнаю. Швыряет, как волны. Вы утомительны в моей жизни, голова устает, сколько раз на дню ложусь, валюсь на кровать, опрокинутая всей этой черепной, межреберной разноголосицей: строк, чувств, озарений, - да и просто шумов. Прочтете - проверьте. Что-то встало, и расплылось, и кончать не хочет, - я унять не могу. Разве от человека такое бывает?! Я с человеком в себе, как с псом: надоел - на цепь. С ангелом (аггелами) играть трудно. <.> (и вот уже стих: С аггелами - не игрывала!)»15.

Не случайно сама М. Цветаева подчеркивает созвучие наименования злых духов - аггелов и ангелов, чьим инструментом в искусстве часто выступает лютня. Смысловое сближение злых духов и ангелов позволяет акцентировать пограничность состояния лирического «я»-Лютни. Погружение в бессознательное способствует тенденции «ас-

12 Тресиддер Дж. Лютня [Электронный ресурс] // Словарь символов - Режим доступа к ист.: http://albooking.net/book_126_glava_312___LJUTNJA.html.

13 Характерна и датировка 14 февраля.

14 Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика -

идентичность автора в контексте эпохи. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 252.

15 Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Кн. 1: Письма / [сост., подгот. текста и коммент. Л. Мнухина]. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Книжная лавка - РТР, 1998. С. 235-236.

Русская литература ХХ-ХХ1 веков: направления и течения

социировать слова в соответствии с их звучанием, т.е. в соответствии со сходством между <...> акустическими образами»16. Для М. Цветаевой же это созвучие открывает возможность углубиться в познание скрытой природы Лютни - духа Музыки. Страстная неистовость Лютни и тяготение к одержимости для М. Цветаевой не просто

17

отголосок ницшеанства , а стремление к постижению трагичности поэтического дара. Одержимость, влекущая к неизбежному срыву, определяет силу творческого потенциала, становится реализацией пас-сионарности, задает интенсивность переживания.

Идея срыва как возможность реализации подлинного чувства связывается в сознании М. Цветаевой с Б. Пастернаком. Достаточно вспомнить строки из другого ее письма 1926 года: «Борис, Борис, как мы бы с тобой были счастливы - и в Москве, и в Веймаре, и в Праге, и на этом свете и особенно на том, который уже весь в нас. <.> Я <терпеть?> не могу присутствия и ты не можешь. Мы бы спелись. <...> Родной, срывай сердце, наполненное мною. Не мучься. Живи»18. Высказывание свидетельствует о том, что срыв в восприятии поэтессы расценивается многозначно. Срыв может означать обреченность, предельную реализацию потенциала и даже освобождение, а зачастую включать весь смысловой спектр.

Наличие в тексте стихотворения авторских кодов способствует моделированию смыслопорождения. Символика лютни обретает многомерность, доминантами символики становятся дух Музыки, женское начало и предельная трагическая страстность. И если Лютня воплощает в ницшеанском ключе дух Музыки, то Давид дающий ей воплощение, оказывается инструментом и не может совладать с Лютней -Музыкой - Безумицей. Учитывая гендерный статус автора и обращенность стихотворения к Б. Пастернаку, Лютня предстает символическим альтер эго женщины-поэта в контексте авторского мифа М. Цветаевой.

16 Кюглер П. Алхимия дискурса // Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое. -М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 75.

17 Об увлеченности М. Цветаевой идеями Ф. Ницше см.: Павловская Г.Ч. Проблемы психологии творчества в художественном мире М. Цветаевой. - Минск.: Пропилеи, 2003. - 108 с.

18 Цветаева М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6. Кн. 1. С. 266-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.