Научная статья на тему 'Смыслообразующие мотивы трудовой деятельности женщин и мужчин'

Смыслообразующие мотивы трудовой деятельности женщин и мужчин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
575
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смыслообразующие мотивы / мотивация трудовой деятельности / смысловая ориентация / результирующая ориентация / процессуальная ориентация / sense-making motives / work motivation / meaningful orientation / processual orientation / resulting orientation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прохорова Мария Вячеславовна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей смыслообразующих мотивов и смысловых ориентаций трудовой деятельности женщин (n = 67; 19-59 лет) и мужчин (n = 67; 18-57 лет), которое проведено с использованием психодиагностической методики И. Г. Кокуриной «Словарь». Для статистической обработки данных использовались: непараметрический критерий U Манна-Уитни и кластерный анализ. Установлено, что между женщинами и мужчинами существуют различия в выраженности следующих смыслообразующих мотивов труда: утилитарности, кооперации, конкуренции, достижения. Иерархия смыслообразующих мотивов труда у женщин и мужчин имеет разное строение. Преобладающими мотивами труда у женщин являются утилитарность и кооперация, а у мужчин конкуренция и достижения. Второй уровень в указанной иерархии у женщин составляют мотивы достижений и преобразований; у мужчин мотивы кооперации, утилитарности и преобразования. Наименее значимыми смыслообразующими мотивами труда, образующими третий уровень, являются: у женщин конкуренция и коммуникация; у мужчин коммуникация. Смысловые ориентации труда имеют равную выраженность и сходную иерархию, при которой прослеживается значимое преобладание результирующей ориентации над процессуальной как в женской, так и в мужской выборках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sense-making Work Motives of Women and Men

The results of empirical investigation of peculiarities of sense-making motives and meaningful orientation of labor activity of women (n = 67; 19-59 years old) and men (n = 67; 18-57 years old), which has been conducted with the use of «Vocabulary» psychodiagnostic methodics, are provided. Non-parametric U Mann-Whitney test and cluster analysis were utilized for the data processing. It is stated, that there are differences between women and men in realization of the following sense-making work motives: utility, cooperation, competition, achievement. The hierarchy of sense-making motives of women and men has different structure. Predominant work motives in women are utility and cooperation, and ones in men are competition and achievements. Motives of achievements and transformation compose the second level in the referenced hierarchy in women; motives of cooperation, utility and transformation constitute in men. The least significant sense-making work motives, which compile the third level, are: in women competition and communication; in men communication. The meaningful orientations of work have the equal expressiveness and similar hierarchy, where there is significant predominance of the resulting orientation over the processual one both in the women's sampling and in the men's one.

Текст научной работы на тему «Смыслообразующие мотивы трудовой деятельности женщин и мужчин»

УДК 159.9.07

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ МОТИВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Прохорова Мария Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. E-mail: [email protected]

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей смыслообразующих мотивов и смысловых ориентаций трудовой деятельности женщин (п = 67; 19-59 лет) и мужчин (п = 67; 18-57 лет), которое проведено с использованием психодиагностической методики И. Г. Кокуриной «Словарь». Для статистической обработки данных использовались: непараметрический критерий и Манна-Уитни и кластерный анализ. Установлено, что между женщинами и мужчинами существуют различия в выраженности следующих смыслообразующих мотивов труда: утилитарности, кооперации, конкуренции, достижения. Иерархия смыслообразующих мотивов труда у женщин и мужчин имеет разное строение. Преобладающими мотивами труда у женщин являются утилитарность и кооперация, а у мужчин - конкуренция и достижения. Второй уровень в указанной иерархии у женщин составляют мотивы достижений и преобразований; у мужчин -мотивы кооперации, утилитарности и преобразования. Наименее значимыми смыслообразующими мотивами труда, образующими третий уровень, являются: у женщин - конкуренция и коммуникация; у мужчин - коммуникация. Смысловые ориентации труда имеют равную выраженность и сходную иерархию, при которой прослеживается значимое преобладание результирующей ориентации над процессуальной как в женской, так и в мужской выборках.

Ключевые слова: смыслообразующие мотивы, мотивация трудовой деятельности, смысловая ориентация, результирующая ориентация, процессуальная ориентация.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2017-17-3-314-318

Актуальность исследования

Последние десятилетия в жизни общества приводят к стиранию границ в полоролевом поведении женщин и мужчин: «Возможность получения равного образования и развития в профессиональном отношении, отсутствие чёткого разделения обязанностей в семье привело к смягчению жёстких полоролевых установок в современном обществе» [1, с. 39]. Указанные изменения в социальной жизни находят отражение в трудовой деятельности, ключевым компонентом которой выступает мотивация трудовой деятельности.

На протяжении последнего десятилетия выполнены исследования, которые посвящены изучению особенностей внешней и внутренней мотивации труда женщин и мужчин [2-4], готовности работать на разных этапах организационного развития [5], особенностям в иерархии по-

ложительных и отрицательных мотивов труда [6]. Можно предположить, что изменение различных сторон жизни общества повлияло и на характер различий как смыслообразующих мотивов, так и смысловых ориентаций в труде у женщин и мужчин. Получение ответов на поставленные вопросы позволит развить стимульно-смысловую модель мотивации труда, сформулированную И. Г. Кокуриной [7, 8], а также сыграет важную прикладную роль в профориентации, карьерном консультировании, управлении персоналом. Вышесказанное и обусловило цель данного исследования: выявить особенности смыслообразующих мотивов трудовой деятельности и смысловых ориентаций женщин и мужчин.

Методика исследования

Для сбора данных использовалась методика смыслообразующих мотивов трудовой деятельности «Словарь» И. Г. Кокуриной [7, 8]. Методика, в основание которой положена стимульно-смыс-ловая модель мотивации трудовой деятельности, позволяет выявлять шесть смыслообразующих мотивов труда (преобразование, коммуникация, утилитарность, кооперация, конкуренция, достижение), а также диагностировать два вида смысловых ориентаций (результирующую и процессуальную) [7, 8].

В исследовании приняли участие 134 испытуемых, среди которых равное количество женщин и мужчин. Женская и мужская выборки сходны по возрасту и образованию. Средний возраст участвующих в опросе женщин составил 30,9 лет; минимальный возраст - 19 лет; максимальный возраст - 59 лет. Средний возраст участвующих в опросе мужчин составил 29,9 лет; минимальный возраст - 18 лет; максимальный возраст - 57 лет. 40% женщин получили высшее, остальные -среднее образование; 38,8% мужчин закончили высшие учебные заведения, остальные получили среднее образование. По профессиональному статусу женская и мужская выборки носят случайный характер. При обработке данных для выявления различий между выраженностью смыслообразую-щих мотивов труда, смысловых ориентаций жен-

© Прохорова М. В., 2017

щин и мужчин использовался непараметрический критерий и Манна-Уитни. Для выявления особенностей группировки мотивов внутри каждой выборки использовался кластерный анализ. При статистической обработке данных использовалось программное обеспечение «81ай8йеа», версия 10.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим средние значения смыслообразу-ющих мотивов труда у женщин и мужчин (рис. 1).

Применение непараметрического критерия и Манна-Уитни позволило выявить значимые

различия женской и мужской выборок по четырём смыслообразующим мотивам: утилитарность (и = 1597,00; р = 0,004), кооперация (и = 1710,00; р = 0,0017); конкуренция (и = 1316,50; р = 0,000), достижения (и = 1735,00; р = 0,023). Следует отметить, что у женщин более высокие значения имеют утилитарный и кооперативный мотивы, а у мужчин - мотивы конкуренции и достижений. Для женщин более важно, чем для мужчин, чтобы труд приносил пользу обществу или их близким и родным, а также способствовал удовлетворению других потребностей, сохранял здоровье.

_года г ___

/ |9~ 19,09

НИИ

-1--Г

.о? Л х» # # #

Смыслообразующие мотивы трудовой деятельности

Рис. 1. Средние значения смыслообразующих мотивов женщин и мужчин

Мужчины больше, чем женщины, стремятся в трудовой деятельности к преодолению преград, решению сверхзадач, саморазвитию, самосовершенствованию, завоеванию или поддержанию авторитета, престижа. Достоверно значимых различий между женщинами и мужчинами в выраженности коммуникативного мотива, как

было установлено на раннем этапе исследования, в настоящее время не выявлено. Различия между женщинами и мужчинами по выраженности преобразовательного мотива также не установлены.

Рассмотрим средние значения результирующей и процессуальной ориентаций женщин и мужчин (рис. 2).

70 -Г' _

50 -

130 ' ■ _Ш^Ш

¡40- I в Женщины; п = 6

|30 X _I I_

Я Я Л Мужчины; п 6

цм =1 »=

о ¥-1-г

Результирующая Процессуальная

Смысловые ориентации трудовой деятельности

Рис. 2. Средние значения смысловых ориентаций труда у женщин

и мужчин

Применение непараметрического критерия и Манна-Уитни показало отсутствие различий между женщинами и мужчинами в выраженности обеих ориентаций: как результирующей, так и процессуальной. Внутри каждой выборки выявлены достоверно значимые различия между результирующей и процессуальной ориентацией. И у женщин (и = 1201,50; р = 0,000), и у мужчин (и = 1035,00; р = 0,000) в трудовой деятельности результирующая ориентация значимо преобладает над процессуальной. Представители обоих полов склонны занимать активную позицию в профессиональной деятельности, выходя за предписанные границы (трудовую функцию, должностные обязанности). Следует отметить, что в ранних исследованиях И. Г. Кокуриной (Кокурина, 1984) такое соотношение смысловых ориентаций отмечалось только у мужчин. В со-

временных условиях принципиально возросла активность женщин в трудовой деятельности.

Для изучения особенностей структуры смыслообразующей мотивации женщин и мужчин использовался кластерный анализ, посредством которого шесть мотивов были объединены в три группы в каждой выборке. Преобладающими смыслообразующими мотивами у женщин являются утилитарный и кооперативный (рис. 3), которые объединены в соответствующий кластер на третьем шаге. Наиболее тесно между собой связаны объединённые в кластер на втором шаге мотивы преобразования и достижений, которые образуют второй иерархический уровень. Наименее значимыми смыслообразующими мотивами для женщин являются конкуренция и коммуникация, объединённые на третьем шаге.

Рис. 3. Вертикальная дендрограмма смыслообразующих мотивов трудовой деятельности

у женщин

Иерархия смыслообразующих мотивов труда в мужской выборке принимает другую структуру (рис. 4). Средний уровень иерархии образован тремя мотивами. Наиболее тесную связь на втором шаге показали мотивы утилитарности и преобразования, с которыми на третьем шаге объединяется мотив кооперации. Наиболее слабый по уровню выраженности мотив коммуникации на третьем шаге остаётся изолированным.

Таким образом, за период свыше сорока лет, прошедший после проведения первых исследований смыслообразующих мотивов труда, иерархия

последних у женщин и мужчин изменилась. Во-первых, значимость социальных факторов в трудовой деятельности у женщин снизилась; активное взаимодействие или сохранение хороших отношений на работе стали играть такую же роль, как и у мужчин. В современных условиях коммуникативный мотив трудовой деятельности играет наименьшую роль и для женщин, и для мужчин. Во-вторых, выявилось преобладание кооперативного мотива у женщин, а не у мужчин, как было ранее. В-третьих, выраженность конкурентного мотива у мужчин превысила его

Метод полной связи Евклидово расстояние

80

75

70

65

к 60

(J

m

ь X 55

и.

р

о 50

и.

45

40

35

30

Мужская выборка: п=67

\ ^

/ \ \ I \

" I 1 1 1 / i разуЬщие м(

1 ;

/ \ СмыслооЕ

Кон курейция и тарн(вС ть

Достижения"" Кооперация Преобразование

Рис. 4. Вертикальная дендрограмма смыслообразующих мотивов трудовой деятельности у мужчин

значимость для женщин. Мотив достижения по-прежнему играет более высокую роль у мужчин, чем женщин. В-четвёртых, стёрлись различия в ориентации на результат, что свидетельствует о повышении активности, инициативности в трудовой деятельности у женщин, их готовности переходить заданные нормы и правила.

Выводы

Смыслообразующая мотивация труда женщин и мужчин имеет как общее, так и особенное. Различий в уровне выраженности мотивов преобразования и коммуникации у женщин и мужчин не выявлено. Достоверно значимо различаются в женской и мужской выборках по уровню своей выраженности следующие смыслообразующие мотивы: утилитарность, кооперация, конкуренция, достижение.

Смысловые ориентации труда имеют равную выраженность и сходную иерархию, при которой прослеживается значимое преобладание результирующей ориентации над процессуальной как в женской, так и в мужской выборках.

Иерархии смыслообразующих мотивов труда у женщин и мужчин имеют разное строение. Преобладающими мотивами труда у женщин являются утилитарность и кооперация, а у мужчин - конкуренция и достижения. Второй уровень в указанной иерархии у женщин составляют мотивации достижений и преобразований, в то время как у мужчин - мотивы кооперации, утилитарности и преобразования. Наименее значимыми смыслообразующими мотивами

труда, образующими третий уровень, являются: у женщин - конкуренция и коммуникация; у мужчин - коммуникация.

Список литературы

1. Воронова А. В., Мазилов В. А. Гендер : междисциплинарный анализ // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 60-63.

2. КостюнинаА. А. Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации // Грани познания. 2010. № 2 (7). URL: http://grani.vspu.ru (дата обращения: 01.02.2017).

3. Прохорова М. В., Прохоров В. М. Особенности внутренней и внешней мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 53-57.

4. Amania-Kepuladze T. Gender stereotypes and gender feature of job motivation : differences or similarity? // Problems and Perspectives in Management. 2010. Vol. 8, iss. 2. P. 84-93.

5. Прохорова М. В. Особенности структур мотивации трудовой деятельности женщин и мужчин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 321-325.

6. Прохорова М. В. Иерархические структуры положительной и отрицательной мотивации труда женщин и мужчин // «Ломоносовские чтения» 2016 : тез. докл. науч. конф. / под ред. В. А. Иванова, И. С. Кусова, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. Севастополь, 2016. С. 192-193.

7. Кокурина И. Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности : дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 250 с.

8. Кокурина И. Г. Социально-психологическое со-

держание смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 1. С. 73-87.

Образец для цитирования:

ПрохороваМ. В. Смыслообразующие мотивы трудовой деятельности женщин и мужчин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 314-318. DOI: 10.18500/1819-7671-201717-3-314-318.

Sense-making Work Motives of Women and Men M. V. Prokhorova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 7, Universitetsky bystr., Nizny Novgorod, 603000, Russia E-mail: [email protected]

The results of empirical investigation of peculiarities of sense-making motives and meaningful orientation of labor activity of women (n = 67; 19-59 years old) and men (n = 67; 18-57 years old), which has been conducted with the use of «Vocabulary» psychodiagnostic methodics, are provided. Non-parametric U Mann-Whitney test and cluster analysis were utilized for the data processing. It is stated, that there are differences between women and men in realization of the following sense-making work motives: utility, cooperation, competition, achievement. The hierarchy of sense-making motives of women and men has different structure. Predominant work motives in women are utility and cooperation, and ones in men are competition and achievements. Motives of achievements and transformation compose the second level in the referenced hierarchy in women; motives of cooperation, utility and transformation constitute in men. The least significant sense-making work motives, which compile the third level, are: in women - competition and communication; in men - communication. The meaningful orientations of work have the equal expressiveness and similar hierarchy, where there is significant predominance of the resulting orientation over the processual one both in the women's sampling and in the men's one. Key words: sense-making motives, work motivation, meaningful orientation, processual orientation, resulting orientation.

References

1. Voronova A.V., Mazilov V.A. Gender: mezhdist-siplinarnyy analiz [Gender: Interdisciplinary analysis]. Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psychologiya. Sotsialnaya rabota. Yuve-nologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics], 2015, vol. 21, no.1, pp. 60-63 (in Russian).

2. Kostyunina A.A. Gendernyye aspekty professionalnoy i trudovoy motivatsii [Gender aspects of professional and labor motivation]. Grani poznaniya [Facets of

Knowledge], 2010, no. 2 (7). Available at http://grani. vspu (accessed 1 February 2017) (in Russian).

3. Prokhorova M. V., Prokhorov V. M. Osobenosti vnutren-ney i vneshney motivatsii trudovoy deyatelnosti zhenzhin i muzhin [The pecularities of intrinsic and extrinsic work motivation of women and men]. Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psychologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social Work. Juvenology. Sociokinetics], 2016, vol. 22, no. 3, pp. 53-57 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Amania-Kepuladze T. Gender stereotypes and gender feature of job motivation: differences or similarity? Problems and Perspectives in Management, 2010, vol. 8, iss. 2, pp. 84-93.

5. Prokhorova M. V. Osobennosti struktur motivatsii trudovoy deyatelnosti zhenshchin i muzhchin [Peculiarities of women's and men's work motivation structures]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, no. 3, pp. 321-325 (in Russian).

6. Prokhorova M. V. Ierarkhicheskiye struktury polozhitel-noy i otritsatelnoy motivatsii truda zhenzhin i muzhin [Hierarchical structures of positive and negative work motivation of women and men]. In: Naych. konf. «Lomonosovskie chteniy» 2016 [Scientific conference «Lomonosov Readings-2016»]. Eds. V. A. Ivanov, I. S. Kusov, N. N. Milenko, V. V. Khapaev. Sevastopol, 2016, pp. 192-193 (in Russian).

7. Kokurina I. G. Sotsialno-psikhologicheskiye aspekty motivatsii trudovoy deyatelnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Sociopsychological aspects of work motivation: diss. ... cand. of psychology]. Moscow, 1984. 250 p. (in Russian).

8. Kokurina I. G. Sotsialno-psikhologicheskoye soder-zhaniye smysloobrazuyushchey funktsii motivatsii sotsialnogo individa [Socio-psychological Content of Sense-making Function of Social Individual]. Vestn. Mosk. yn-ta. Ser. 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin. Ser. 14. Psychology], 2007, vol. 1, pp.73-87 (in Russian).

Cite this article as:

Prokhorova M. V. Sense-making Work Motives of Women and Men. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 314-318. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-314-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.