Научная статья на тему 'Смыслология, цифрология и мифология от экономики (Ломоносовские чтения – 2023)'

Смыслология, цифрология и мифология от экономики (Ломоносовские чтения – 2023) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / экономическая теория / стоимость / хозяйство / цифровая экономика / смыслология / мифология / философия хозяйства / economics / economic theory / cost / economy / digital economy / logic of meaning / mythology / philosophy of economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова Елена Серафимовна

Представлен обзор выступлений на состоявшемся в смешанном формате 13 апреля 2023 г. на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках международной научной конференции «Новая экономическая реальность: структурные и региональные аспекты» (Ломоносовские чтения – 2023) круглого стола на тему: «Смыслология, цифрология и мифология от экономики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic of Meaning, Digital Science and Mythology from Economics

The article presents a review of reports at the round-table discussion on the topic: «Logic of Meaning, Digital Science and Mythology from Economics» (in a mixed format) of the interna-tional scientific conference held on April 13, 2023 at Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University «New Economic Reality: Structural and Regional Aspects» (Lomonosov Readings – 2023).

Текст научной работы на тему «Смыслология, цифрология и мифология от экономики (Ломоносовские чтения – 2023)»

Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 3 (49) DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-162-168

Диспуты, дискуссии, круглые столы

СМЫСЛОЛОГИЯ, ЦИФРОЛОГИЯ И МИФОЛОГИЯ ОТ ЭКОНОМИКИ (ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023)

Зотова Елена Серафимовна

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет

(г. Москва, Россия)

Аннотация

Представлен обзор выступлений на состоявшемся в смешанном формате 13 апреля 2023 г. на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках международной научной конференции «Новая экономическая реальность: структурные и региональные аспекты» (Ломоносовские чтения - 2023) круглого стола на тему: «Смыслология, цифрология и мифология от экономики».

Ключевые слова: экономика, экономическая теория, стоимость, хозяйство, цифровая экономика, смыслология, мифология, философия хозяйства.

JEL коды: A10, O10, P00.

Для цитирования: Зотова Е.С. Смыслология, цифрология и мифология от экономики (Ломоносовские чтения - 2023) // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2023. Том 15. Выпуск 3. С. 162-168. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-162-168.

Введение

13 апреля 2023 г. на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в смешанном формате в рамках международной научной конференции «Новая экономическая реальность: структурные и региональные аспекты» (Ломоносовские чтения - 2023) состоялся круглый стол на тему: «Смыслология, цифрология и мифология от экономики», организаторами которого выступили лаборатория философии хозяйства и научный совет «Центр общественных наук МГУ».

1. Выступление Ю.М. Осипова

Свое вступительное слово д.э.н., профессор Ю.М. Осипов (экономический факультет МГУ) начал, как он выразился, с конца - с мифологии, разделяя ее на онтологическую и гносеологическую .

«Онтологически экономика есть часть хозяйства, опосредованная действием идеальной, не покидающей голов человеческих субстанцией - стоимостью с ее идеальными деньгами, ценами, капиталами, инвестициями, кредитами, доходами и т. д. Уже отсюда экономика как бы есть и ее как бы нет (ни увидеть ее, ни пощупать ее, ни взвесить, ибо она не более чем

Зотова Е.С., e-mail: eszotova@,mail.ru

воплощенная человеческая мысль, однако обладающая трансцендентной способностью к самоорганизации - вроде ноосферы), что дает нам повод утверждать, что экономика всегда сама-себе-экономика, однако что не дает нам возможности утверждать, что экономика не подлежит управлению со стороны ее акторов - подлежит, да еще как!

Экономика - идеальный мир организации самоорганизации, на что я обращаю внимание аудитории - идеальной организации столь же идеальной самоорганизации...»

«Что касается гносеологической мифологии, - сказал профессор Осипов, - то она всюду налицо, разумеется, как прежде всего обобщающая, абстрактная, теоретическая экономия...

Наконец, смыслология. В чем смысл экономики? Только ли в цифровом счете-расчете, обеспечивающем товарный оборот, или в том же капитале, толкающем хозяйственную жизнь вперед, а не кое в чем другом, куда как более важном? Самый главный, в чем-то и сокрытый, вполне трансцендентный, еще и трансгрессивный смысл экономики состоит, на мой взгляд, в обеспечении движения человеческого хозяйства от природы к неприроде и, уж не обессудьте, от человека к постчеловеку!» (см. также: Осипов, 2023).

2. Выступление С.Г. Ковалева

В докладе «Экономический миф как форма трансформационного общественного сознания» д.э.н., профессор С.Г. Ковалев (Санкт-Петербургский государственный экономический университет) заметил, что единство триады «смыслология, цифрология, мифология» очевидно, а присутствие в общественном сознании многих мифов было во все исторические эпохи. Мифы - это не только вымысел, измышление, оторванное от фактов, искаженное научное и ненаучное восприятие действительности, но и выдача желаемого за действительное. Насаждение мифов - одна из форм идеологического противостояния, информационной войны. Смысл идеологических, экономических мифов - завуалирование действительности в интересах определенных социальных страт. Мифология бывает не только сознательной, но и естественной, вытекает из природы человеческого сознания, познания, его двойственности. Специфика социального, гуманитарного познания следующая: объект - человеческая жизнедеятельность и ее общественная материализация, а субъект - члены общества. Соответственно объект и субъект - две стороны диалектического единства - социальные акторы в разных ипостасях, а это позволяет подбирать и истолковывать объективные факты в зависимости от мировоззрения познающего лица, его заблуждений, личных устремлений, целей и интересов социальных групп. Влияние мифов на общество может быть как позитивным, так и негативным.

Смысл трансформационного мифа: переход от одной системы - социализма - к другой - капитализму - осуществим за короткое время, прост по исполнению, не несет больших социальных издержек. Главное - создать частного собственника. Миф широко распространялся в 1980-1990-е гг.

Если первоначальные установки оказались мифологическими, острота проблем огромна и они сложно решаемы в условиях сформировавшейся модели экономики, а объективно необходимо быстрое созидательное развитие для всего общества, заметил профессор Ковалев, то неизбежна корректировка модели. Инерционное ее сохранение поставит страну на грань выживания. В позитивном плане теоретически возможны два концептуальных варианта и их модификации: 1) либо путь капиталистической смешанной экономики в направлении

ее большей солидаризации, деколонизации; 2) либо путь отката в новый социализм, ориентированный не на его экспорт в другие страны, а на благосостояние собственного населения.

При последовательной реализации каждого из них результат по качеству жизни населения будет сопоставим, но первый путь больше сохраняет сложившуюся социальную структуру и предпринимательскую мотивацию, а значит менее конфликтен, второй - больше обеспечивает социальную справедливость, более адекватен ментальности населения, позволяет шире использовать государственные возможности в развитии приоритетных отраслей. Но для обоих вариантов необходимы субъект и массовая поддержка. Однако у них есть общность - сложности реализации, сопротивление и внутри страны, и особенно со стороны объединенного Запада, подчеркнул С.Г. Ковалев (подробнее см.: Ковалев, 2023).

3. Выступление В.В. Кашицына

В своем выступлении к.э.н., профессор В.В. Кашицын (Новороссийская морская академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова) обозначил все три состояния в восприятии и оценке экономики как тесно взаимосвязанные и крайне необходимые и вместе, и каждое само по себе. Мифология формализует две экстремальные точки в восприятии экономики: крайне высокую, возвышенную (идеал) и крайне низкую (провал, кризис, катастрофа и иррациональность) - тем самым фиксируя, куда надо стремиться и куда нельзя попадать. Цифрология показывает, как, насколько и когда в динамической статике изменится экономический процесс. Статика дает моментальную картину, динамика - картину в движении, т. е. здесь отражается количественная сторона. Смыслология же несет в себе ответственность за качественное гуманитарное состояние экономического процесса, отвечая на вопросы: откуда, куда и почему изменяется процесс, каковы его квинтэссенция, образ, причинно-следственная подоплека и сравнительная вариативность. Ведь экономический процесс - прежде всего социально-экономический, гуманитарный, т. е. здесь доминирует качественный гуманитарный анализ.

Все эти три состояния взаимосвязаны при безусловном первенстве и доминировании смыслологии. За это, собственно, и отвечает политическая экономия, в рамках которой по мере усложнения развития экономики кристаллизуются конкретные, прикладные экономические науки и знания.

Проблемы начинаются тогда, когда данная методология по многим причинам разрушается и игнорируется, что и приводит к иррациональным, гротескным проявлениям и к кризисам-катастрофам. Поэтому гарантия методологии здесь безальтернативна, подчеркнул профессор Кашицын.

4. Выступление И.Ю. Фомичева

В своей реплике д.соц.н., профессор И.Ю. Фомичев (Тюменский индустриальный университет) обратил особое внимание на важную роль смыслологии, естественно возникающей в одном ряду с цифрологией и мифологией от экономики. В условиях стремительного возрастания числа авторов новых «концептуальностей» и способов публикации контента почти все требует соответствующего растолковывания, приведения к сущности. Реальность обычно наделяется дополнительными смыслами, и вещи исчезают в своей первозданности, обрастая теми или иными подробностями. Так, например, ментально-субъективная, идеальная сущность экономики становится неуловимой в экономической декорации производства, распределения и пр. (см. подробнее: Фомичев, 2023).

5. Выступление Ф.И. Гиренка

«Экономика человека в его голове», - говорит Ю.М. Осипов. И это так - согласился с ним д.ф.н., профессор Ф.И. Гиренок (философский факультет МГУ). Экономика - это сознание, расширяющее реальность посредством мнимостей. Сознание для экономики предстает сегодня в виде неисчерпаемого ресурса. Сколько было нас во времена палеолита? 100 тысяч особей вида «хомо сапиенс». А сколько людей сегодня? Почти 10 миллиардов. Могло быть сознание в палеолите ресурсом? Нет, конечно. Но что сегодня стало понятно? То, что когда сознание становится привилегией всех, оно исчезает. Исчезает и ресурс для развития спекулятивной экономики. Что остается для экономики? Техническое отношение к человеку, превращающее его в биомассу. Что нас может сегодня спасти от катастрофы? По мнению профессора Гиренка - возвращение к общине (см. также: Гиренок, 2023).

6. Выступление О.Р. Чепьюк

Архетипы - это универсальные символы, которые представляют собой модели поведения и мышления, отметила в своем докладе «Хаос экономического бессознательного в "черном зеркале" нейросетей» д.ф.н., профессор О.Р. Чепьюк (Университет Лобачевского, г. Нижний Новгород). Будучи проекцией коллективного бессознательного (К. Юнг), архетипы могут быть полезны для экспликации мотивации и причин экономического поведения, в том числе мифов, творящих экономическое пространство. Исторически в политических цивилизацион-ных программах преобладает рациональное начало, которое всегда подавляло иррациональное, темное и неизвестное. Однако оно никуда не растворялось, так сказать, накапливалось в языке, жило и развивалось в этом «доме бытия» (М. Хайдеггер). Современные технологии искусственного интеллекта (например, получивший популярность ChatGPT-4) позволяют увидеть творчество Языка с помощью алгоритмов и цифровых технологий. Увиденное, т. е. осознанное, заметила профессор Чепьюк, вызвало серьезный общественный резонанс, который вылился как в алармические, так и в восторженные отзывы о будущем человечества, рынке труда, конкуренции на товарных рынках (см. Чепьюк, 2023).

7. Выступление И.Р. Бугаяна

На человека, сказал д.э.н., профессор И.Р. Бугаян (Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону), в отличие от всех прочих воздействует система не только вечных законов природы, но и постоянно изменяющихся социальных законов. Воздействие последних многократно возрастает при смене доминирующего фактора производства - капитала на современное предпринимательство. Это особенно болезненно: рукотворное сменяется метафизическим. Уходят владельцы «заводов-пароходов», приходят собственники ИТ-технологий! Кто был никем - становится всем! Это более глубокие преобразования, чем смена владельца «вишневого сада». Появились новые смыслы, которые без неодушевленных посредников недоступны. Теперь взаимодействия преимущественно цифровые, синергетические во всех направлениях. При этом они неизбежно мифологонасыщены, отметил профессор Бугаян (см.: Бугаян, 2022).

8. Выступление К.А. Хубиева

В докладе «Цифровые технологии в денежном приложении» д.э.н., профессор К.А. Ху-биев (экономический факультет МГУ) отметил, что широкое практическое распространение

цифровых технологий коснулось и денег - одного из самых великих изобретений человечества. Экономическая теория, как водится, отстает от практики и на этот раз. Обсуждаются изменение функций денег (в широком смысле), цифровая валюта, ее роль в денежном обращении и т. п., однако возникает потребность осмысления цифровизации денег в более общем контексте.

По мнению докладчика, цифровизация денег представляет собой определенный этап на пути их движения к своей всеобщности. Появление и развитие денег от товарной формы через бумажную, электронную, а теперь цифровую - этап в развертывании их внутренней всеобщей сущности. В деньгах - единичном - воплощена всеобщая форма общественного богатства. И это единичное неумолимо и противоречиво движется к своей всеобщей сущности, иногда преодолевая преграды, например, в форме фиатных денег.

Но богатство исторически сопряжено с властью. А всеобщая форма богатства - средство и инструмент расширения власти. В чьи руки попадет эта власть - вопрос, имеющий социальное значение. Стихийное распределение этой власти должно быть ограничено общественным контролем. В противном случае выражения типа «тотальный цифровой контроль» могут из фигуры речи превратиться в реальность, сделал вывод профессор Хубиев (подробнее см.: Хубиев, Теняков, 2022).

9. Выступление А.В. Кузнецова

В своем выступлении д.э.н., профессор А.В. Кузнецов (Финансовый университет при Правительстве РФ) обратил внимание на непреходящую ценность языка в формировании мировоззренческих основ современного глобального социума. Запад создал материальный бытовой базис мировой экономики, но обществу для полноценного всестороннего развития недостает, как воздуха, духовной наполняющей. Английский язык сцементировал аналитическое (двоичное) представление о мире, оперирующее знаками (цифрами). Замена английского языка китайским как языком новой мировой сверхдержавы не представляется возможной. Русский язык способен объединить абстрактно-понятийный (западный) тип мышления с конкретно-символическим (восточным) в образное (троичное) мышление. Поэтому только посредством русского языка возможно восполнить миру недостающую гармонию - синтез материального и духовного, наполнив человеческую жизнь непреходящими смыслами. В свое время богатейшие мысли из немецкой и французской философии так и не смогли достичь массового сознания в силу тяжеловесности языковых конструкций. Для формирования гармонично развивающегося глобального общества - без перекосов в сторону материального (рыночный фундаментализм) или духовного (религиозный фанатизм) - русскому языку следует создать свою упрощенную версию и сделать ее доступной и привлекательной для массового овладения во всех частях мира, заключил выступающий (см. также: Кузнецов, 2023).

10. Заключительное слово Ю.М. Осипова

«Состоявшийся обмен мнениями, - сказал в заключительном слове Ю.М. Осипов, -принес много интересного и ценного относительно понимания современной экономики и оценки ее кризисно-переходного состояния, правда, по преимуществу в соответствии с традиционным, вполне и инерционным, трактованием экономики.

Сейчас идет переворот от хомо-социального экономического призрака к призраку технотронному, что и означает переход от собственно экономики с ее хомо-социальной стоимо-

стью к постэкономике с ее нестоимостным технотронным счетом-расчетом. Что из этого в реалиях выйдет, мы пока достоверно не знаем, но уж коли выйдет, то непременно что-то воистину тоталитарно диктатное...» (см. Осипов, 2023).

Список литературы

Бугаян И.Р. «Преждевременный человек» как инноватор, опережающий время. От теории экономики к философии хозяйства // Философия хозяйства. 2022. № 5. С. 47-58.

Гиренок Ф.И. О картинах мира и войне между ними // Философия хозяйства. 2023. №1. С. 101-106. DOI: 10/5281/zenodo.7734026.

Ковалев С.Г. Державный суверенитет РФ: иллюзии и реальность // Философия хозяйства. 2023. № 2. С. 29-42. DOI: 10.5281/zenodo.7840612.

Кузнецов А.В. Социохозяйственная роль России в глобальном мире // Философия хозяйства. 2023. № 2. С. 11-21. DOI: 10.5281/zenodo.7840724.

Осипов Ю.М. Иной, или Судьба гуманитария в России (XX-XXI) // Философия хозяйства. 2023. № 3. С. 11-37. DOI: 10.528/zenodo.7929407; № 4. С. 15-41. DOI: 10.5281/zenodo.8065234.

Фомичев И.Ю. О прогностической функции философии хозяйства // Философия хозяйства. 2023. № 1. С. 16-21. DOI: 10.521/zenodo.7733571.

Чепьюк О.Р. Метафора экономической экосистемы: возможен ли диалог человека и экономики в условиях экосистемного мира российского бизнеса // Философия хозяйства. 2023. № 1. С. 22-30. DOI: 10.5281/zenodo.7733933.

DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-162-168

Discussions and Round tables

LOGIC OF MEANING, DIGITAL SCIENCE AND MYTHOLOGY

FROM ECONOMICS

Elena S. Zotova

Candidate of Economics, Leading Researcher Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics

(Moscow, Russia)

Abstract

The article presents a review of reports at the round-table discussion on the topic: «Logic of Meaning, Digital Science and Mythology from Economics» (in a mixed format) of the international scientific conference held on April 13, 2023 at Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University «New Economic Reality: Structural and Regional Aspects» (Lomonosov Readings - 2023).

Keywords: economics, economic theory, cost, economy, digital economy, logic of meaning, mythology, philosophy of economy.

JEL: A10, O10, P00.

For citation: Zotova, E.S. (2023) Logic of Meaning, Digital Science and Mythology from Economics. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, vol. 15, no. 3, pp. 162-168. DOI: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-162-168.

References

Bugayan I.R. «Prezhdevremennyy chelovek» kak innovator, operezhayushchiy vremya. Ot teorii ekonomiki k filosofii khozyaystva. Filosofiya khozyaystva. 2022. No. 5. P. 47-58 (In Russ.).

Girenok F.I. O kartinakh mira i voyne mezhdu nimi. Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 1. P. 101-106. DOI: 10/5281/zenodo.7734026 (In Russ.).

Kovalev S.G. Derzhavnyy suverenitet RF: illyuzii i real'nost'. Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 2. P. 29-42. DOI: 10.5281/zenodo.7840612 (In Russ.).

Kuznetsov A.V. Sotsiokhozyaystvennaya rol' Rossii v global'nom mire. Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 2. P. 11-21. DOI: 10.5281/zenodo.7840724 (In Russ.).

Osipov Yu.M. Inoy, ili Sud'ba gumanitariya v Rossii (XX-XXI). Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 3. P. 11-37. DOI: 10.528/zenodo.7929407; No. 4. P. 15- 41. DOI: 10.5281/ze-nodo.8065234 (In Russ.).

Fomichev I.Yu. O prognosticheskoy funktsii filosofii khozyaystva. Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 1. P. 16-21. DOI: 10.521/zenodo.7733571 (In Russ.).

Chep'yuk O.R. Metafora ekonomicheskoy ekosistemy: vozmozhen li dialog cheloveka i ekonomiki v usloviyakh ekosistemnogo mira rossiyskogo biznesa. Filosofiya khozyaystva. 2023. No. 1. P. 22-30. DOI: 10.5281/zenodo.7733933 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.