Научная статья на тему 'Смысл жизни как экзистенциальная потребность (Беседа с Е. С. Сенявской)'

Смысл жизни как экзистенциальная потребность (Беседа с Е. С. Сенявской) Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
717
97
Поделиться
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни как экзистенциальная потребность (Беседа с Е. С. Сенявской)»

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Беседа с Е. С. Сенявской

- Фундаментальная монография американского психолога Р. Боми-стера, посвященная изучению смысложизненных ориентаций, начинается следующим утверждением: «Люди в отчаянном положении не размышляют о смысле жизни. Когда выживание под угрозой, когда ежедневно и ежечасно жизнь связана с риском, смысл жизни несуществен. Смысл жизни - это проблема людей, которые не живут в напряжении, чьим безопасности, комфорту и удовольствиям ничто не угрожает» (Baumeister, R. F. Meanings of Life. - N.Y., 1991. - P. 3-4). В Вашей статье диаметрально противоположное наблюдение: именно при крайнем напряжении физических и душевных сил и каждодневном риске потребность в осмыслении жизни предельно обостряется. Чем можно объяснить столь кардинальное разногласие?

- Возможно, тем, что американскому автору не доводилось читать писем и дневников участников боевых действий, где такого рода размышления встречаются постоянно. Для людей, рискующих жизнью в экстремальных военных условиях, подобные рефлексии являются острой душевной потребностью именно потому, что эта жизнь в любую минуту может оборваться, а значит, нужно успеть ее осмыслить, определить свое отношение к происходящему, доказать и самому себе, и своим близким, что жил не напрасно, и если придется погибнуть, то это тоже будет не зря.

Существовал даже своеобразный жанр писем-прощаний, писем-завещаний, которые писали заранее и носили с собой с пометкой: «В случае моей гибели прошу переслать на такой-то адрес». По глубине мыслей и чувств многие из них могут поспорить с философскими трактатами. Но и в обычных письмах с фронта рассуждений на тему жизни и смерти ничуть не меньше, потому что каждое из них могло оказаться последним... Вот, например, достаточно типичное высказывание рядового советского солдата: «Я научился понимать: война может отнять жизнь, мою жизнь в любой момент. Человек на войне начинает ценить каждое мгновение, подаренное ему судьбой. Мелочи, незаметные в другое время, приобретают особое значение. Они напоминают нам о мирной

Историческая психология и социология истории 1/2010 18-20

жизни, даже когда кругом смерть...» Речь идет о письмах не писателей или художников, образно воспринимающих действительность уже в силу творческой натуры и профессии, а обычных людей, в которых именно пограничная ситуация пробудила потребность в рассуждениях о вечном и конечном, о смыслах бытия и небытия.

И рожденная под влиянием пережитого экзистенциального опыта военная литература - и поэзия, и проза - представляет собой ту же рефлексию участников войны, но уже на другом, обобщающем уровне, претендующем на право голоса от имени всего поколения современников, как правило, уже ретроспективно. Например, на Западе в таком качестве выступала литература «потерянного поколения» после Первой мировой войны, а у нас в стране - «лейтенантская проза» после Великой Отечественной.

Впрочем, допускаю еще одну причину наших разногласий с американским автором. Разница прежде всего в ментальности изучаемых нами субъектов. Американский стиль жизни в принципе не предполагает подобных самокопаний, учитывая, что проблему выживания там традиционно понимают как спасение тела, а не души. Т. е. речь идет не о духовном или нравственном самосохранении индивида, а о спасении шкуры любой ценой. Естественно, при таком раскладе размышления о смысле жизни в минуту опасности действительно неуместны. То ли дело благополучный, скучающий обыватель, которому нечем заняться на досуге. Допускаю, что доступные автору американские источники именно об этом и говорят, но сама я их не изучала...

- Известно, что Вы возглавляете Ассоциацию военно-исторической антропологии и психологии. Давно ли она существует, и были ли еще исследования на эту тему в рамках Ассоциации?

- Да, разумеется, и довольно много. Решение о создании Ассоциации военно-исторической антропологии и психологии «Человек и война» было принято на первом, учредительном заседании круглого стола «Военно-историческая антропология», состоявшемся 23 ноября 2000 года в Институте российской истории РАН. Задумывалась она как научно-организационный и информационный центр междисциплинарных исследований «человека на войне», объединяющий ученых, работающих в этой области, со всей России и ближнего зарубежья. Тогда же было решено выпускать печатный орган Ассоциации - ежегодник «Военно-историческая ан-

тропология»1, который с 2002 года выходит в издательстве «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). Как главный редактор этого издания могу сообщить, что в нем публикуются статьи историков, психологов, социологов, философов, культурологов, изучающих человека в экстремальных условиях войны в самых разных его проявлениях, включая воинские традиции разных эпох и народов, ценностные ориентации, мотивационные аспекты поведения, репрезентативные модели, отношение к опасностям и тяготам военной службы, к товарищам по оружию, союзникам и противникам, специфику военной повседневности, психологическую подготовку к войне и преодоление ее последствий, психологию военного искусства и командования, гендерные проблемы и многое другое. В одном из выпусков ежегодника специальный раздел был посвящен отражению войны в ощущениях, образах и психических состояниях вплоть до сновидений, рожденных войной. Так вот, буквально каждое из проведенных членами Ассоциации исследований опровергает процитированное Вами утверждение американского автора и доказывает, что именно перед лицом смерти человек задумывается о смысле жизни. Такой вот парадокс.

1 См.: Военно-историческая антропология: ежегодник 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. М.: РОССПЭН, 2002; Военно-историческая антропология: ежегодник 2003/2004. Новые научные направления. М.: РОССПЭН, 2005; Военно-историческая антропология: ежегодник 2005/2006. Актуальные проблемы изучения. М.: РОССПЭН, 2007.