Научная статья на тему 'Смысл жизни и суицид как аксиологическая проблема'

Смысл жизни и суицид как аксиологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3296
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО / THE SENSE OF HUMAN LIFE / VALUES / AXIOLOGY / SUICIDE / SELF-MURDER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кагарманов Д. С., Максютова З. Г., Сиргалина Л. Р.

Работа посвящена анализу мотивов суицидального поведения человека. В статье из всех возможных причин самоубийства акцент делается на мотивы, связанные с жизненными «смыслами» человека. Авторы допускают, что жизненные «смыслы» человека сообразны с его «Я» концепцией. Под человеческим «Я» подразумевается некий вымышленный образ, с которым человек отождествляет себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE OF THE LIFE AND SUICIDE AS AN AXIOLOGICAL PROBLEM

The work is devoted to the analysis of the suicidal motives in the human behavior. The present article deals with possible reasons for suicide, the motives connected with the sense of human live being laid stress on. The authors think that the sense of human life is conformable to his "Ego" conception. The human "Ego" is a fictious image, which could be interpreted as self-identification of a person.

Текст научной работы на тему «Смысл жизни и суицид как аксиологическая проблема»

УДК 122/129

СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУИЦИД КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА © Д. С. Кагарманов, З. Г. Максютова., Л. Р. Сиргалина

Сибайский институт Башкирского государственного университета Россия, Башкортостан, г. Сибай, 453837, ул. Белова 21.

Тел.: +7 (34775) 35513.

E-mail: xanif@mail.ru

Работа посвящена анализу мотивов суицидального поведения человека. В статье из всех возможных причин самоубийства акцент делается на мотивы, связанные с жизненными «смыслами» человека. Авторы допускают, что жизненные «смыслы» человека сообразны с его «Я» концепцией. Под человеческим «Я» подразумевается некий вымыгиленный образ, с которым человек отождествляет себя.

Ключевые слова: смысл жизни, ценности, аксиология, суицид, самоубийство.

Самой большой ценностью для человека является жизнь. Человек должен жить, стремиться жить и выживать. Жизнь - это форма его существования, его основное назначение. Все человеческие «смыслы» строятся сообразно этому главенствующему назначению, без которого все остальные немыслимы. Если и есть более глубинные «смыслы», заложенные в нас без участия социума, то они для нас трансцендентны, мы их иногда осознаём в «пограничных ситуациях». Именно они и лежат в основании всех наших проявленных в жизни «смыслов». Нам дан самой природой бесценный и хрупкий дар - жизнь, и каждый из нас пытается ее беречь. В этом свете совершенно необъяснимым представляется тот факт, что есть люди, способные совершить самоубийство. Парадокс заключается в том, что человек сам прерывает свою жизнь, при этом еще более нелепой выглядит ситуация, когда он совершает это самоубийство сознательно, в здравом уме. Почему человек добровольно расстается с самым ценным, что у него есть? Какие мысли и доводы подталкивают его в небытие? И как объяснить в рамках рациональной логики действия такого характера, совершающиеся самым разумным из всех живых существ?!

История развития человечества показывает, что суицидальное поведение было свойственно человеку с древнейших времен. Отношение к самоубийству на протяжении всей истории человечества было неоднозначным и определялось нравственноэтическими устоями, обычаями, традициями, верованиями народов, господствовавшими религиозными представлениями и развивающимися историческими событиями. Увеличение числа самоубийств в большинстве стран дает основание считать, что данная проблема не стала менее актуальной и требует комплексного изучения.

«Большая медицинская энциклопедия» определяет «самоубийство (суицид) как умышленное

лишение себя жизни» [1]. Э. Дюркгейм же предлагает следующее определение этого феномена: самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [2].

Общепринято мнение, что суициду более подвержены люди с психическими расстройствами, но психические расстройства и самоубийства не соотносятся как причина и следствие; между ростом числа психических болезней и самоубийств нет взаимозависимости. На протяжении прошлого и текущего столетий резко возросло число самоубийств, а число психических заболеваний за этот же период увеличилось незначительно [3].

Рост числа самоубийств в развитых странах также ставит под сомнение тезис о прямой связи суицида с экономической ситуацией в стране. Американские психологи Э. Динери и М. Зелигман считают, что благосостояние граждан и такой субъективный показатель, как уровень удовлетворенности жизнью, не всегда совпадают. Как подчеркивают эти специалисты, с 1945 г. американский ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения утроился, но социологические опросы показывают, что «уровень счастья» населения остался примерно прежним, скорее даже немного упал [4].

Несомненно, возможных причин, влияющих на самоубийство, множество. К примеру, А. Л. Чижевский отмечает факторы «космического ряда», А. Ф. Кони акцентирует внимание на отрицательной роли средств массовой информации, П. Тиллих связывает желание уйти из жизни с утратой духовного центра [5], С. Жариков основную причину самоубийства видит в ослаблении веры в Божественное начало [6], И. Вагин выдвигает не совсем обычное объяснение - виновны «гены смерти» [7].

88

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

Кроме всех приведенных доводов, необходимо обратиться и к тем печальным случаям самоубийств, с которыми приходится сталкиваться в жизни почти каждому из нас. Они также говорят не в пользу причисления причин самоубийства только к психическим расстройствам. Нередко человек бывает свидетелем того, как самоубийством заканчивает свою жизнь вполне «нормальный» во всех отношениях человек из его окружения. Также следует заметить, что большинство людей в обществе находятся в одинаковых условиях и подвержены в основном тем же социально-экономическим потрясениям и депрессиям. Однако одни в ответ на эти раздражители, образно говоря, «убирают» со сцены себя, а другие стремятся менять декорации или же дальше несут молча свое бремя. Возможно, внешние факторы не являются главной причиной суицидального поведения. В чем же тогда причина? «Актер» так сыграл или таков «сценарий»?

В знаменитых «Этюдах о самоубийстве» социолог Э. Дюркгейм указывает, что причиной растущего числа самоубийств в высокоразвитых обществах являются не несчастья или материальные лишения, а сбои в системе общих ценностных ориентаций и мировоззренческих установок социума. В том же духе высказывается А. Камю: «Самоубийство всегда рассматривалось исключительно в качестве социального феномена. Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида» [8]. Часто патофизиологической основой самоубийства, как это было показано в свое время И. П. Павловым, является торможение или угасание одного из ведущих для человека рефлекса - рефлекса цели, что сопровождается потерей интереса к жизни, утратой ее ценности и смысла.

Одни связывают суицид с социальными факторами, другие относят его к психологическим проблемам, биологическим, медицинским и т.д. Нас же интересует иная сторона проблемы - почему в человеке его ценностные ориентиры, инстинкты самосохранения оказываются слабее желания самореализоваться как личность. Почему ситуация доходит до абсурда: общество вынуждено с помощью религиозных канонов и светских законов оберегать от человека его же жизнь? Самоубийство - глубинный акт, который приближает индивида к осмыслению основополагающих мировоззренческих и аксиологических установок человеческого бытия. Суицид ставит под сомнение вопросы: разумен ли сам человек, является ли жизнь основной ценностью для него.

При рассмотрении мотивов самоубийства, фи-

лософия и аксиология дополняют друг друга. Любое изменение социального положения ведет к переосмыслению человеком смысла жизни, изменяет видение окружающей действительности. Человек как информативное существо реагирует на изменения окружающей среды через ум, сообразуясь своими смысловыми устоями. В акте суицида действующее лицо - человек, поэтому и причины самоубийства нужно искать в человеке и его ценностных установках. Человек умирает за смысл или же из-за отсутствия смысла, который он рассматривает через призму ценностного видения. Выводы об отсутствии смысла делает он сам, следовательно, это тоже его «смыслы». Самоубийство абсурдно для постороннего, а для суицидента - это ценностно-осмысленное для него поведение. Э. Шнейдман пишет: «Самоубийство имеет «логический смысл» для совершающего его человека, проявляющийся в специфических обстоятельствах и в индивидуальном характерном стиле рассуждений» [9].

Возникает вопрос: как же быть с той ценностью, или смыслом, как бы заложенной в нас изначально, которую мы называем Божественным запретом на убийство? Как показывает история и статистика, человек довольно часто игнорирует этот запрет. Не должно ли это навести на мысль, что для человека смысл выше самой ценности жизни? Здесь под ценностью жизни имеется в виду то основополагающее качество, которое и отличает все живое в природе от неживого. Человек не ценит жизнь, он не может дорожить тем, о чем ему неведомо. Человек может ценить только то, что осязаемо, сопоставимо, сравнимо, ощутимо. Равнодушное отношение людей к смерти Э. Фромм объясняет так: «Люди не боятся тотального уничтожения потому, что они не любят жизнь, или потому, что они безразличны по отношению к жизни» [10].

На что же нацеливает свои разрушительные действия самоубийца? Он не может ставить целью своей акции умерщвление в себе биологической жизни, потому что человек не может стремиться уничтожить то, о чем не имеет представления. Как известно, даже удовлетворение витальных потребностей, которые, казалось бы, имеют прямое отношение к ценности жизни, человек проводит опосредованно через оценивание своего «Я». Суици-долог Э. Шнейдман в работе «Душа самоубийцы» в целях подтверждения своих мыслей вспоминает следующее: «Однажды Литман написал мне: «Люди совершают самоубийство оттого, что не в состоянии принять своей боли, потому что она не входит в их концепцию собственного «Я», в их чувство своей идентичности» [11]. Переделывать

или уничтожать окружающий мир, который причиняет боль, возьмется не всякий человек, тем более не самоубийца. Самоубийца всегда стремится убивать себя, уничтожать свое эфемерное «Я». Предположение это также подтверждается статистикой и содержанием предсмертных записок самоубийц, где в основном речь идет о неудачах, постигших его (её), о непонимании его (её) окружающими, чувстве своей вины пред другими.

Наиболее полный гносеологический и аксиологический анализ «Я»-концепции человека мы находим в книге У.С. Вильданова «Феномен мыслителя», где есть лаконичное высказывание: «Само «Я» - исключительно одно - оно есть мысль. Но существуют различные способы его интерпретации... Этому «Я» свойственно с самого момента рождения отождествлять себя с чем-нибудь» [12]. Именно «Я»-концепция человека, то есть его ценностные ориентации, представляется центральным звеном в осмыслении его жизни. Человек без «Я» -это всего лишь биологическая машина, исключающая возможность оценивания и, соответственно, возможность самостоятельного выбора даже в рамках существующих в обществе ценностных установок, не говоря уже об умении формировать свою систему ценностей. Человеческое «Я» является неотъемлемой частью его смыслового, ценностного поля. Так что же получается: при самоубийстве

смысл убивает смысл?! Тогда мы приходим к заключению, что самоубийство является феноменом, присущим только пласту собственного ценностного мира человека. Никто не может осуждать самоубийцу - он хотел всего лишь разрушить то, что построил сам, здесь нет речи о жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая медицинская энциклопедия. М.: «Советская

энциклопедия», 1984. Т.22,- С.470.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. С-Пб.: «Союз», 1998. - С. 23.

3. Большая медицинская энциклопедия. М.: «Советская эн-

циклопедия», 1984. Т.22. - С.474.

4. Из материалов издания «American Scientist» //Журнал

«Наука и жизнь», 2006. №4. - C. 87.

5. Тиллих П. Теология культуры. М.,1995. С. 56-58.

6. Жариков С. Обретение реальности через миф смерти. М.:

Золотой лев, 1998, - С.45.

7. Вагин И. Психология жизни и смерти. С-Пб.: Питер, 2001,

С.12 .

8. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. М.: Полити-

ческая литература, 1990. С.25.

9. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. С. 59-

84.

10. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.43.

11. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. С.40.

12. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудро-

сти). Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 50-61.

Поступила в редакцию 22.02.2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.