Научная статья на тему 'Смысл счастья человека и его жизни'

Смысл счастья человека и его жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1099
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЭВДЕМОНИЧЕСКОЕ БЛАГОДЕНСТВИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ / ДОСТИЖЕНИЕ СЧАСТЬЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетиор А.Н.

В соответствии со склонностью к упрощенному одностороннему мышлению человек всегда стремился к полному счастью. В последние годы разработаны показатели счастья, распределены страны мира по уровню достигнутого в них счастья. Но полное одностороннее состояние счастья в соответствии с законом бинарной множественности невозможно, оно означает остановку развития, оно опасно для здоровья. Реально множественное счастье, сочетание счастья, несчастья и множества промежуточных состояний. Но в мире созданы упрощенные концепции «валовое национальное счастье», «международный индекс счастья», «человеческое благополучие», «индекс развития человеческого потенциала»,«эвдемоническое благоденствие» и др. Для расчета «индекса счастья» используют субъективную удовлетворенность людей жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и «экологический след». «Человеческое благополучие» это способность людей жить такой жизнью, которую они ценят. «Валовое национальное счастье» заключается в медленном прогрессе с поддержкой традиционных ценностей семьи, культуры, природы, религии. « Индекс развития человеческого потенциала» интегральный показатель, учитывающий уровень жизни, образованности и долголетие. Эти концепции не учитывают связь счастья со смыслом жизни; главное в счастье человека реализация (в т.ч. с преодолением трудностей) глубокого смысла жизни, с самореализацией способностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF HUMAN HAPPINESS AND OF HIS LIFE

In accordance with a penchant for the simplified one-way thinking, the person has always aspired to full happiness. Humanity has developed indicators of happiness, are distributed according to the level of countries of the world have made them happy. However, complete unilateral state of happiness, in accordance with the law of binary plurality, it means stopping development, it is dangerous to health. Really is plural happiness, the plural state of happiness, unhappiness and a number of intermediate states. Mankind created the simplified conceptions of «gross national happiness», «the happy planet index», «human well-being», «human development index», «eudemonic prosperity»; etc. Three indicators are used for the calculation of «happiness index»: people's satisfaction with life, life expectancy, and the «ecological footprint». «Human well-being» is the ability of people to live such a life, which they appreciate. The human development index is an integral indicator that takes into account the standard of living, literacy, education, and longevity. « Gross national happiness» is slow progress with support for traditional family values, culture, nature and religion. These concepts do not take into account the relationship of happiness with the meaning of life; the main thing in happiness is an implementation of the deep meaning of life (including overcoming difficulties), with self-realization capacities of the individual.

Текст научной работы на тему «Смысл счастья человека и его жизни»

СМЫСЛ СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЖИЗНИ

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

MEANING OF HUMAN HAPPINESS AND OF HIS LIFE

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

В соответствии со склонностью к упрощенному одностороннему мышлению человек всегда стремился к полному счастью. В последние годы разработаны показатели счастья, распределены страны мира по уровню достигнутого в них счастья. Но полное одностороннее состояние счастья в соответствии с законом бинарной множественности невозможно, оно означает остановку развития, оно опасно для здоровья. Реально множественное счастье, сочетание счастья, несчастья и множества промежуточных состояний. Но в мире созданы упрощенные концепции «валовое национальное счастье», «международный индекс счастья», «человеческое благополучие», «индекс развития человеческого потенциала», «эвдемоническое благоденствие» и др. Для расчета «индекса счастья» используют субъективную удовлетворенность людей жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и «экологический след». «Человеческое благополучие» - это способность людей жить такой жизнью, которую они ценят. «Валовое национальное счастье» заключается в медленном прогрессе с поддержкой традиционных ценностей - семьи, культуры, природы, религии. «Индекс развития человеческого потенциала» - интегральный показатель, учитывающий уровеньжизни, образованности и долголетие. Эти концепции не учитывают связь счастья со смыслом жизни; главное в счастье человека - реализация (в т.ч. с преодолением трудностей) глубокого смысла жизни, с самореализацией способностей личности.

ABSTRACT

In accordance with a penchant for the simplified one-way thinking, the person has always aspired to full happiness. Humanity has developed indicators of happiness, are distributed according to the level of countries of the world have made them happy. However, complete unilateral state of happiness, in accordance with the law of binary plurality, it means stopping development, it is dangerous to health. Really is plural happiness, the plural state of happiness, unhappiness and a number of intermediate states. Mankind created the simplified conceptions of «gross national happiness», «the happy planet index», «human well-being», «human development index», «eu-demonic prosperity»; etc. Three indicators are used for the calculation of «happiness index»: people's satisfaction with life, life expectancy, and the «ecological footprint». «Human well-being» is the ability of people to live such a life, which they appreciate. The human development index is an integral indicator that takes into account the standard of living, literacy, education, and longevity. «Gross national happiness» is slow progress with support for traditional family values, culture, nature and religion. These concepts do not take into account the relationship of happiness with the meaning of life; the main thing in happiness is an implementation of the deep meaning of life (including overcoming difficulties), with self-realization capacities of the individual.

Ключевые слова: множественное счастье; смысл жизни; эвдемоническое благоденствие; реализация смысла жизни; достижение счастья; самореализация личности

Keywords: plural happiness; meaning of life; eudemonic prosperity; realization of life meaning; achieving happiness; self-realization of personality

«Целью человеческой жизни следует считать развертывание сил человека согласно законам его природы» (Б. Спиноза)

«...всесторонне развивать свои способности..^ этом - смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в этом и смысл жизни общества, человечества» (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Счастье (праславянское - «хороший удел») -состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации (Энцикл.). Может ли быть наибольшая удовлетворенность в состоянии чело-

века? Достижение наибольшего - это остановка развития; развитие - это процесс, и после достижения очередного наибольшего параметра должен следовать новый шаг. Состояние счастья - это не достигнутая вершина с остановкой развития, а промежуточная станция на пути. Поэтому слово «наибольшей» из определения лучше исключить.

В соответствии со склонностью к упрощенному одностороннему мышлению человек всегда стремился к полному счастью (понятие полного счастья бинарно множественно: оно исключительно различно для творческого работника и земледельца, для моряка и лесовода, и т.д.). Полное одностороннее состояние счастья в соответствии с законом бинарной множественности невозможно,

оно означает остановку развития; к тому же, как показали исследования, оно опасно для здоровья человека. Реальным является множественное счастье (оно связано с бинарным множеством особенностей человеческих качеств) и сочетание счастья, несчастья и промежуточных состояний.

Но человеческое мышление создало упрощенные концепции «Валовое национальное счастье», «Международный индекс счастья», «Человеческое благополучие», «Индекс развития человеческого потенциала», и др. Для расчета «индекса счастья» используют всего три показателя (это - свидетельство упрощенности анализа): субъективную удовлетворенность людей жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и «экологический след«. «Человеческое благополучие» - это способность людей жить такой жизнью, которую они ценят (необычайно множественная характеристика). «Валовое национальное счастье» заключается в медленном прогрессе с поддержкой традиционных ценностей - семьи, культуры, природы, религии. « Индекс развития человеческого потенциала» - интегральный показатель, учитывающий уровень жизни, образованности и долголетия. Эти показатели не учитывают смысл счастья; главное в счастье - реализация глубокого смысла жизни, достигаемая упорным трудом, с самореализацией способностей личности.

Для расчета «индекса счастья» используют субъективную удовлетворенность людей жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и «экологический след». «Человеческое благополучие» - это способность людей жить такой жизнью, которую они ценят (отметим исключительную множественность ценности жизни). «Валовое национальное счастье» (понятие создано как национальная философия только для граждан Бутана) заключается в медленном прогрессе с поддержкой традиционных ценностей - семьи, культуры, природы, религии. «Индекс развития человеческого потенциала» - интегральный показатель, учитывающий уровень_жизни, грамотности, образованности и долголетия - основные характеристики человеческого потенциала территории. Близок к понятию счастья комфорт среды - совокупность положительных психофизиологических ощущений человека в ходе его контактов с внешней средой. Все эти показатели исключительно неоднозначны, далеки от реальной множественной оценки счастья, и не учитывают главного - самореализации личности в труде, развертывания ее способностей. Понятия, близкие к счастью, множественны; их объединяет общий показатель: все они связаны с удовлетворением широкого или узкого круга потребностей.

Стремление к удовлетворению потребностей -одна из основных движущих сил развития человечества. В целом потребности делят по характеру и природе возникновения (физические, социальные, интеллектуальные), по сфере жизнедеятельности (материальные и духовные), по степени удовлетворения (удовлетворенные, неудовлетворенные и не

полностью удовлетворенные), по степени рациональности (рациональные и иррациональные) и др. [25]. Известно деление потребностей на физиологические и сексуальные; в безопасности и стремлении к порядку; социальные - потребности в группе и одобрении; престижные - в престиже, самоуважении; духовные - в самовыражении и повышении социального статуса. В соответствии с современными представлениями о взаимоотношениях человека и природы, потребности можно разделить также на экологические (соответствующие экологическим постулатам, учитывающие необходимость «мягкого» взаимодействия с природой, и пр.), неэкологические, не полностью экологические. Естественные, или биологические потребности - это группа потребностей, обеспечивающих возможность физического существования в условиях достаточно комфортной среды - потребность в пространстве, в хорошем воздухе и хорошей воде, в полноценном сне, в защищенности от заболеваний, в продолжении рода, в наличии определенного жизненного и трудового индивидуального участка; к этим потребностям относят также сексуальную потребность. В трудовые потребности включают потребности в труде в соответствии с индивидуальными особенностями человека, потребности в познании, в образовании, в обеспечении всех видов труда возможностью его осуществления и в адекватном поощрении, в игре (для детей). К экономическим потребностям относят обеспеченность пищей (хотя это - и биологическая потребность), одеждой, постоянным жильем, предметами обихода, мебелью, транспортом, средствами труда, услугами, рекреацией, средствами и источниками информации в соответствии с нормами, обеспеченность семьей и детьми, средствами самовыражения. Социальные потребности связаны с гарантией гражданских свобод, с уверенностью в завтрашнем дне, со свободой познания и самовыражения, с возможностью образования социальных групп для свободного общения с лицами своего круга, и др. Этнические потребности - это осознание этнической самостоятельности, наличие пейзажа родной природы. Психологические (этолого - поведенческие) потребности связаны с необходимостью вхождения в определенную этологическую группу, со стремлением к определенной степени общения и одновременно - к определенной изолированности.

В показатели счастья или близкого к счастью состояния, удовлетворяемого потребностями, входят:

1. Человеческое благополучие. Оно включает в себя личную и экологическую безопасность, доступ к ресурсам, обеспечивающим хороший уровень жизни, здоровья и социальных отношений. Здоровье - это состояние полного физического, внутреннего и социального благополучия. Хорошее здоровье подразумевает и свободу от болезней, которых можно избежать, здоровую физическую среду, доступ к энергии, безопасной воде и чистому воздуху. Возможности людей для становления и действий включают в себя, кроме прочего, возможность быть

в хорошей физической форме, уменьшение нагрузок, связанных со здоровьем и обеспечение доступа к медицинскому обслуживанию. Материальные потребности связаны с доступом к товарам и услугам, предоставляемым экосистемой. Безопасность включает в себя личную и экологическую безопасность. В нее входит доступ к природным и др. ресурсам, защищенность от стихийных бедствий и антропогенных катастроф.

Социальные отношения включают социальное единство, взаимное сотрудничество и уважение, хорошие отношения, способность помогать другим людям и защиту детей. Человеческое благополучие базируется на: ресурсах которые есть у людей; на способе восприятия людьми своей жизни (их субъективных взглядах); на окружающей среде. Окружающая среда обеспечивает основу для многих преимуществ, таких как правильное питание, отсутствие излишних заболеваний и преждевременной смертности, безопасность, самоуважение и активное участие в жизни общества.

2. Международный индекс счастья (англ. Happy Planet Index) отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды. Уровень благосостояния иногда оценивают значением ВВП на душу населения, или ИРЧП, но это не отражает реальное положение вещей, так как цель большинства людей не богатство, а счастье. Международный индекс счастья МИС основывается на том, что большинство людей хотят прожить долгую и полноценную жизнь, а страны должны сделать все возможное для достижения максимального благополучия своих граждан, разумно используя имеющиеся ресурсы и не нанося ущерб окружающей среде. Для расчета индекса используются субъективная удовлетворенность людей жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, и «экологический след».

Впервые МИС был рассчитан в 2006 году. Самой счастливой страной мира в 2017 году является Норвегия, а самой несчастной - Центральноафри-канская республика. К такому выводу пришли аналитики проекта «Сеть решений устойчивого развития», которые представили рейтинг стран мира по уровню счастья населения (World Happiness Report 2017). Исследование проводилось центром «Институт Земли» под эгидой ООН в рамках глобальной инициативы «Сеть решений устойчивого развития» (UN Sustainable Development Solutions Network) с целью показать достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения их способности обеспечить своим жителям счастливую жизнь.

При составлении рейтинга учитываются такие показатели благополучия, как уровень ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильность семей, гарантии занятости, уровень коррупции, уровень доверия в обществе, великодушие и щедрость. Помимо указанных косвенных показателей, основную часть исследования составляют результаты опросов общественного мнения жителей разных стран о том, насколько счастливыми

они себя чувствуют. Исходя из указанных параметров, люди в каждой стране оценивали свое ощущение счастья по специальной шкале. В итоговый рейтинг 2017 года вошли 155 стран и территорий.

3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель: в ИРЧП учитываются ожидаемая продолжительность жизни; уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение); ожидаемая продолжительность обучения; уровень жизни (валовой национальный доход на душу населения).

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая: коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп; коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия); коэффициент дифференциации индекса образования.

Самореализация - реализация потенциала личности. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Американский психолог А. Маслоу считал, что потребность в самореализации является последней по очередности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью

[7].

В 2010 г. индекс человеческого развития был скорректирован с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), тендерного неравенства (ИГН) и многомерной бедности (ИМБ). Противоположный индексу счастья индекс многомерной бедности (ИМБ) - это новый показатель, предназначенный для учета деприваций, одновременно испытываемых людьми ((депривация - это невозможность для человека, или для социальной группы удовлетворять базовые потребности ввиду отсутствия доступа к материальным благам или к социальным ресурсам). ИМБ отражает масштабы многомерной бедности, и глубину (среднее число деприваций, которые люди испытывают в одно и то же время. ИМБ определяет перекрывающие друг друга депривации на уровне домохозяйств по тем же трем аспектам, что и ИРЧП (уровень жизни, здоровье и образование) и показывает среднее число бедных людей и депри-ваций, с которыми сталкиваются бедные домохозяйства.

4. Комфортность жизни имеет прямое отношение к счастью и является важным показателем для жителей поселений. Комфорт обеспечивают красивые и благоустроенные жилища с бытовыми удобствами, такие же предприятия - объекты приложения труда, общественные учреждения, удобные

средства транспорта, гармонично объединенная с городом чистая и разнообразная природа, и другие блага материальной и социальной среды, то есть практически все объекты удовлетворения потребностей. В его состав входят бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщений и прочих материальных благ.

Хотя многие люди понимают комфорт как удовольствие, и они не хотят испытывать никаких неудобств в жизни, абсолютизировать комфорт нельзя. Состояние полного удовольствия, удовлетворения означает остановку развития (как и счастье). Поэтому понятие реального комфорта для современных жителей городов значительно сложнее. Негативное влияние излишнего комфорта на человека отметил, например, И. Гете: «Роскошные здания и роскошные палаты - это для властителей и богачей. Те, кто живет в них, чувствуют себя успокоенными, удовлетворенными, и ничего более не желают. Моей природе такая жизнь противопоказана. В роскошном доме...я мигом становлюсь ленивым и бездеятельным ... Удобная, красивая мебель останавливает мою мысль и погружает в пассивное благодушие».

К тому же комфорт городов пока еще не стал экологическим комфортом, хотя в перечень факторов комфорта обычно входят некоторые экологические показатели. Общепринятые параметры комфортной среды городов пока отсутствуют; в мировой практике проводятся исследования в этом направлении, и с недавних пор (3.4 года) специальные агентства стали оценивать комфортность городов мира, распределяя самые комфортные города в мировом рейтинге по 30.40 принятым параметрам. В параметры входят политические, социальные, экономические и экологические факторы; здоровье, здоровая среда города, личная и общественная безопасность, возможности образования, транспорт, коммунальное обслуживание и разнообразие средств обслуживания, медицинское обслуживание, условия для досуга, лучшие товары, разнообразие продуктов питания, выдающиеся памятники культуры, количество и близость загородных достопримечательностей, посещаемость туристами, и пр. Ряд этих параметров соответствует индексу счастья. Интересно сопоставление «самых счастливых государств» и «самых комфортных городов»: они не повторяются. Второй год подряд 1 место занял швейцарский Цюрих с рейтингом 108 баллов. На 2 месте швейцарский город Женева (107,9 балла). На 3 месте канадский Ванкувер. Из 30 городов, занявших высокие места, большинство находится в Западной Европе, причем это необязательно столицы государств. Так, в первой десятке из 7 европейских городов 3 расположены в Германии - Мюнхен (5 место), Дюссельдорф (6 место) и Франкфурт (7 место). Из городов, расположенных на других континентах, кроме Ванкувера, в десятке лидеров находятся новозеландский Окленд (5 место) и австралийский Сидней.

Для человека, привыкшего к полностью комфортной («тепличной») среде, отклонение уровня

внешнего воздействия от комфортного может привести к болезням; поэтому нужно поддерживать такое состояние комфортности среды, чтобы человек был готов к жизни в условиях отклонения уровня внешних воздействий от комфортного (разумеется, в биологически допустимых пределах), к безболезненному преодолению дискомфортных условий. Это может быть достигнуто, во-первых, пребыванием человека в не полностью комфортных условиях (привыканием к меньшему комфорту), во-вторых, физическими тренировками своего организма, в-третьих, закаливанием. Эти мероприятия не только полезны, но и могут быть приятны, они способны несколько изменить отношение к комфортности среды. Например, человек привыкает к закаливанию при помощи холодного душа, к бегу, ходьбе, к физическим нагрузкам, и пр. И эти в целом далекие от идеального комфорта мероприятия могут постепенно стать приятными, комфортными. Отметим, что здесь может идти речь только о допустимых для человека воздействиях, как по содержанию, так и по уровню: многие негативные раздражители (все виды загрязнений среды, и пр.) вообще недопустимы для человека в комфортном городе.

Значит, идеальный комфорт зачастую негативен для жителя. В этом смысле недавно появившиеся «умные дома», в которых все работы, требовавшие ранее физических и даже умственных усилий, выполняют эффекторы на основании данных детекторов (уборку, приготовление пищи, поддержание внутреннего микроклимата, слежение за здоровьем жителей, своевременное включение и выключение всех приборов, и пр.), в значительной степени негативны для жителей, так как заменяют жителям полезные физические нагрузки неприемлемым покоем, и при этом их внутреннее пространство заполнено вредными физическими полями.

5. «Эвдемоническое благоденствие» - внутренняя удовлетворенность от целеустремленной деятельности. Возможно, неустанное стремление к счастью вредно. «Некоторые исследователи полагают: счастье в его обычном понимании - ощущение удовольствия или положительные эмоции - гораздо менее важно для физического здоровья, чем внутренняя удовлетворенность от целеустремленной деятельности - так называемое «эвдемониче-ское благоденствие». (Эвдемонизм - направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью. Оно достигается путем реализации своих потенциальных возможностей. Эвдемоническое благоденствие наблюдается у людей, у которых более активна предлобная кора головного мозга, отвечающая за высшее мышление. Такие люди могут всесторонне оценивать сложные ситуации, найти положительные стороны в трудных ситуациях и извлечь из этого пользу [3]).

Ряд исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель - ощущение счастья. Термин «эвдемония» встречается у древнегреческих философов - например, у Аристотеля. «Его часто

ошибочно переводят как «счастье», что усугубляет неверное понимание природы счастья. Специалисты считают, что под «эвдемонией» Аристотель подразумевал благоденствие, когда писал, что она достижима через реализацию своих потенциальных возможностей.

Гедонистическое и эвдемоническое благоденствие не являются взаимоисключающими. Но те, кто стремится прежде всего к внешним вознаграждениям - деньги, карьера, и пр., часто не особенно счастливы, отметил Р. Райэн из Рочестерского университета.

По мнению ученых Денверского и Йельского университетов, счастье не должно быть главной целью (смыслом) жизни. Стремление стать счастливым, и ощущение счастья, может нанести вред психике, а в некоторых случаях даже испортить жизнь, сократив ее продолжительность. «Ощущение полного счастья - это большая проблема», - утверждают авторы исследования. В пользу их слов служит собранный фактический материал. Оказывается, продолжительность жизни людей, которые в свое время производили впечатление беззаботных детей, часто короче, чем жизнь личностей, обладающих более мрачной судьбой. Сами исследователи не видят в своем открытии ничего экстраординарного. Слишком высокий уровень счастья, как правило притупляет мыслительные функции.

Как же соотносятся счастье и смысл жизни? Иногда смысл жизни напоминает стремление к счастью (гедонизм и пр.). Но в целом смысл жизни гораздо шире, чем стремление к счастью. Смысл жизни - это понятие, «которое оправдывает и истолковывает свойственные ... системе моральные

Смыслы жи

нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность» [2]. Бинарно множественное человечество [8, 9] постоянно пыталось и пытается найти и понять универсальный смысл жизни. Но понятия смысла жизни человека множественны: смысл жизни - это нирвана, отсутствие желаний (буддизм); отречение от мира и его соблазнов (аскетизм); отказ от общественных обязанностей, простота и естественность, минимум потребностей (киники); наслаждение жизнью (гедонизм, эпикурейство); достижение счастья, блаженства, свободы от страданий (эвдемонизм); душевный покой, умение мужественно и достойно подчиняться судьбе (стоицизм); успех в жизни, извлечение пользы (прагматизм); самосовершенствование (перфекционизм); служение Богу и спасение души (религиозная философия); служение обществу, государству (конфуцианство, платонизм, гегельянство, марксизм); служение людям, преобразование себя, общества и самой жизни (светская философия); жизнь на благо других людей, человечества (альтруизм, религиозная философия); удовлетворение порочных страстей; удовлетворение преступных страстей; удовлетворение греховных потребностей; недеяние; и др. Бинарное множество смыслов жизни можно условно разделить на идеализированные «позитивные» смыслы, «нейтральные» смыслы, и «негативные» смыслы (табл. 1). Человек редко полностью реализует смысл жизни, чаще он выполняет биологическую часть (но и она не всегда выполнима - например, для солдат, гибнущих в вооруженных конфликтах). Смысл жизни подменяется квази-смыслом, искусственной заменой. Иногда он вообще отсутствует. Такова бинарная множественность смыслов жизни.

Таблица 1

и человека

Позитивный смысл Негативный и нейтральный смысл

1. Биологический смысл - участие в естественной эволюции поколений. 1. Отсутствие биологического смысла, неучастие в эволюции.

2. Созидательно-производственный смысл - физическая работа, создание технических, сельскохозяйственных и других объектов, технологических и технических усовершенствований. 2а. Создание негативных (для природы, для человека) объектов. 2б. Накопительно-потребительский смысл-накопление ценностей; ростовщичество, «капитализация».

3. Созидательно-творческий смысл - творчество, создание позитивных произведений - объектов, теорий, и пр. 3 а. Создание негативных творческих произведений. 3б. Недеяние; приятное ничегонеделание.

4. Религиозный смысл, служение Богу. 4. Удовлетворение порочных страстей.

5. Альтруистический смысл: служение людям. 5. Эгоизм, себялюбие, негативизм.

6. Достижение гармонии с природой, даосизм. 6. Достижение гедонизма, удовольствия.

7. Достижение полезности, целесообразности деятельности. 7. Негативные смыслы жизни преступников; бессмысленность жизни. Квази-смыслы.

8. Добродетельный смысл жизни. 8. Частично или полностью греховный смысл.

9. Военный смысл - военная деятельность всех видов.

Отсутствие смысла жизни часто является следствием низкого социально - экономического положения, бедности, нищеты, бездомности, пороков,

болезней, отклоняющегося поведения. К отсутствию смысла жизни имеет прямое отношение названная К. Лоренцем среди новых смертных грехов человечества «тепловая смерть чувства» -

стремление получения удовольствий без предшествующего труда [6]. Любое отклонение от естественности в реализации смысла уникальной жизни индивида - это недостаток. Человек должен, как минимум, осуществить свое биологическое предназначение, и, кроме того, реализовать чисто человеческий смысл жизни, отличающий его от животных

- развертывание своих творческих сил. Именно поэтому «смысл жизни» и «бессмысленность жизни»

- одни из ключевых (регулятивных) понятий бытия, которые постоянно занимали человека: во имя чего он живет, в чем «тайна бытия»? Каков смысл позитивной, полностью реализовавшейся жизни, и в чем грех бессмысленной жизни? Бесчисленное множество нереализованных творческих сил гибнет по разным субъективным (нежелание человека развивать способности) и объективным (отсутствие такой возможности) причинам. Так, люди, занятые тяжелым трудом, живущие в тяжелых условиях, не имеют возможности подумать о смысле жизни, о самореализации. Вероятно, большая часть творческого потенциала человечества гибнет, не будучи реализована.

Проблема определения смысла жизни могла начать формироваться в сознании только «человека разумного». Его важнейший орган - сложный мозг

- необычайно сложен по структуре и функциям. Он включает в себя множество древнейших, древних и более новых структур, объединенных нервными сетями и взаимодействующих в процессе анализа информации и выработки решения. Для мозга харак-

Роль

триединого

Р-комплекс: \ формирование

терно не совсем одновременное прохождение импульсов от рецепторов сенсорных систем через множество древних, старых и более новых (но выросших из старых) структур, их активное участие в анализе информации и выдаче решений, важная роль эмоций в мышлении и сознании (окраска мыслей чувствами), ограниченность кратковременной памяти, неосознаваемый анализ большинства поступающей информации и осознаваемый анализ минимальной информации, наличие индивидуального «Я», и др. Смысл жизни формировался этим индивидуальным и эмоциональным человеческим «Я», «Эго», которое расположено в древних «животных» структурах мозга. «Эго», скорее всего, -это степень и вид окраски мыслей целиком животными чувствами в процессе прохождения и контроля импульсов через отделы мозга: большее или меньшее влияние одного из трех отделов «триединого» мозга - «ритуально - иерархического и агрессивного» рептильного отдела, «эмоциональной» лимбики и «когнитивной» новой коры (рис. 1), большее или меньшее влияние «животного» или «социального» в человеке. Процесс формирования смысла жизни естественным образом должен был начаться с решения главной проблемы человека -удовлетворения или неудовлетворения его первоочередных потребностей, закрепленных в древних структурах мозга, в центрах лимбической системы, которые поддерживают немедленное удовлетворение внутренних потребностей, связанных с устойчивостью физиологических функций и обеспечением жизнедеятельности организма._

СМЫСЛОВ

жизни

Лимбика: \ Неокортекс: \

формирование \ формирование \1 Создание мозга в Агрессивно- \мотиваций, эмоций, \аналитико- \ множества

формировании Оборонительного Организации памяти, Ьинтетической )СМЫслов /смысла /эмоционально /деятельности, /я

существования

окрашенных смыслов жизни

когнитивных смыслов

жизни

Рис. 1. Роль отделов мозга в формировании смысла жизни

Эмоциональную окраску информации придает «эмоциональный мозг» - лимбическая (целиком «животная») система, ответственная за эту сферу [6]. Стимулами эмоций могут быть биологические, когнитивные, потребностно-информационные факторы [6]. Функциями эмоций являются отражение (обобщенная оценка событий), оценка (побуждение к действию), подкрепление в процессах обучения,

предвосхищение решения, переключение, коммуникация; интересно, что эти функции во многом поддерживают необходимость формирования смысла действий, или смысла жизни. В мозгу человека все или почти все осознанное эмоционально окрашивается, сопровождается ощущениями. Процесс формирования смыслов жизни можно представить в таком виде (рис. 2).

Формирование

смыслов

жизни — от

первобытного

человека до

современного

человека

Первобытный «защитный» смысл жизни —защита от опасной среды с помощью анимизма, тотемизма, и пр.

Первобытный «биологический» смысл жизни -выживание и продолжение рода

\ Множественный \ религиозный и (антирелигиозный /смысл жизни - от культов до ] множества 1 религий, от веры в Бога до полного неверия и отрицания

Множественный «потребительский» смысл жизни - от поддержания | выживания без I роста потребностей до удовлетворения бурно растущих потребностей

Множественный творческий смысл жизни — от полного развертывания I творческих сил I до частичной реализации и до полного отсутствия смысла

Рис. 2. Процесс формирования смыслов жизни

Так же длителен процесс поиска и формирования смыслов счастья (рис. 3). Он начинался в мозгу предков человека как достижение положительных эмоций в результате удовлетворения потребностей, как осознание состояния полного удовлетворения витальных потребностей, и затем расширялся в ходе быстрого роста количества и качества потребностей человека. Требования к состоянию счастья у

современного жителя развитых стран намного значительнее, чем у жителей слаборазвитых стран или у племен, остановившихся в своем развитии. В связи с тем, что у человека нет ограничителя потребностей (кроме первоочередных), состояние полного счастья не может быть достигнуто при безудержном росте потребностей (синдром старухи из сказки A.C. Пушкина о рыбаке и рыбке).

Рис. 6. Процесс формирования смысла счастья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В животном мире удовлетворение потребностей чаще всего связано с присвоением (пищи, полового партнера, территории, и пр.), поэтому именно это стремление запускает у человека мощный и хорошо закрепленный в сознании механизм присвоения, эгоистического обладания. Удовлетворить потребность - значит, тем или иным способом присвоить предмет или явление, причем присвоение может быть реальным или мысленным, идеализированным. В этом актуальнейшем процессе человек не способен предвидеть последствия, ибо таковы особенности памяти и мышления. Вероятно, таким образом формировался смысл жизни, состоящий в немедленном удовлетворении потребностей, обеспечивающих функционирование его организма.

«Человек есть всеживотное и в себе содержит как бы всю программу творения» (С.Н. Булгаков). «Всеединый» мозг человека частично сохранил в себе древние структуры предков; они являются фильтрами на пути прохождения импульсов, эти структуры могут конфликтовать между собой и выдавать полностью противоречащие друг другу решения. Действительно, отклик мозга рептилий (Р-

комплекс) на событие не может быть идентичен реакции мозга примата или антилопы (лимбика). Отделы мозга, принадлежащие несовместимым между собою животным (в природе - хищникам и жертвам), должны конфликтовать между собой. Не отсюда ли причины фобий, расстройств, синдромов, и разнообразных смыслов жизни? Три части триединого мозга названы в соответствии с их определяющими функциями: неокортекс - это когнитивный (познавательный) мозг; лимбическая система - эмоциональный мозг; «рептильный» комплекс - «ритуальный» или «агрессивный» мозг. Р-комплекс, участвуя в работе мозга, придает смыслу жизни агрессивно-оборонительное содержание, лимбика - эмоционально - мотивационное и биологически мотивированное содержание, неокортекс -познавательно-адаптационное содержание.

Если считать, что смысл жизни во многом - это порождение мозга и воспитания, то смыслов жизни - бесчисленное множество, - начиная от идеального развертывания своих сил, творческих способностей, причем с пользой не только для себя, но и для всего человечества, и кончая полным отсутствием смысла жизни, бессмыслицей. Вероятно, это бинарное множество подчиняется нормальному

закону распределения. В этом бинарном множестве большинство составляют люди с частично реализующимся смыслом жизни.

В. Франкл предлагает три пути поиска смысла жизни и три ценности жизни [4]. Высший смысл, -что человек дает миру в творениях, и отсюда первая ценность - созидательная, реализующаяся в творческих действиях. Следовательно, высшая степень удовлетворенности жизнью должна быть у творческих работников, а творчество - высший смысл жизни. Далее следует поиск того, что человек берет от мира в своих встречах и переживаниях; вторая ценность жизни - ценность переживаний (в том числе получаемых искусственным путем). Третий путь, если человек лишен первых двух ценностей -это оценка позиции, которую человек занимает по отношению к своему тяжелому положению, если он не может изменить судьбу.

Если жизнь человека творчески бесплодна и бедна переживаниями, то ценностью является его отношение к факторам, ограничивающим его жизнь (ценность отношения). И в этом случае жизнь не перестает иметь смысл, ждущий осуществления - смысл в праве пройти через страдания, не сгибаясь. Значит, жизнь человека никогда не может не иметь смысла. Однако замена содержания жизни и среды на искусственные может изменить смысл жизни на некий искусственный, квази -смысл (например, фанатичное сосуществование вместе с любимой футбольной командой, жизнь ради пребывания недалеко от кумира - певца, спортсмена, и пр.). Это не избавляет от ощущения пустоты собственного существования тех людей, которые не смогли найти и выбрать один из реальных, естественных смыслов жизни. Эти люди обречены на попытки убежать от себя, от мучительных поисков смысла, к различным искусственным заменам - к спортивным зрелищам, которые они смотрят; подвиги совершает за них спортсмен, в кинофильмах - киногерой. «Они могут сделать вид, что самое важное в игре - это какая команда выиграет тот или иной матч» [4].

Насколько действительны изложенные выше высказывания В. Франкла о трех ценностях жизни и трех путях поиска ее смысла (отметим здесь склонность к сокращению до минимума числа вариантов, к уходу от реальной множественности), если реальностью является и наличие негативного смысла жизни, и его отсутствие, и отсутствие творчества, и невозможность реализации естественных переживаний, и неспособность пройти через сложности жизни, не сгибаясь, и т.д. Единственное, что вполне доступно обычному человеку, что постоянно совершенствуется (очевидно, в связи с наличием такой потребности), - это получение искусственных переживаний, получаемых искусственным путем. Таким образом, техногенная эволюция приводит к поощрению одного, удовлетворяемого искусственным путем, (а потому в целом греховного) смысла жизни, - получения переживаний. Остальные, предложенные В. Франклом, смыслы жизни (все, потому что реализация переживаний

должна достигаться, очевидно, естественным образом), не поощряются обществом для массы людей. Так, для созидательной творческой деятельности отбираются индивидуумы, которые воспитываются в «элитных» учебных заведениях.

Между тем любой отбор будущей «элиты» в ранней юности далеко не объективен, многие будущие гении в детстве заслуживали весьма негативные оценки учителей. Ряд гениальных людей вообще ушел из школы, благодаря чему, видимо, они избежали нивелировки мышления, и стали гениями. Для учебы будущей «элиты» очень важно, способны ли богатые родители оплатить расходы. Масса людей исключается современным обществом из поиска наиболее ценного, по мнению В. Франкла, смысла жизни. Однако уравновешивание природой негативного явления путем разветвления и введения его противоположности, приводит к появлению небольшого числа творческих людей, гениев, реализующих способности независимо от богатства их родителей, пришедших из среды простого народа. На достижение этого результата им требуется больше интеллектуальных сил, они должны «прыгнуть выше», что недопустимо по этическим соображениям, что противоречит естественной эволюции.

Так же мало доступен для обычных людей второй по значимости смысл жизни - то, что человек берет от мира в своих встречах и переживаниях. Для реализации этого смысла нужны средства, чтобы человек встречался с новым, неизведанным, прекрасным, и соответствующим образом переживал эти встречи, во время путешествий, поездок. Переживание о плавании на прекрасном теплоходе или, еще лучше, белоснежной яхте, по морю, с посещением красивых портов, доступно богатым владельцам яхт. Человеку из народа доступны искусственные переживания - просмотр телепередач о путешествиях, чтение книг, прослушивание рассказов о встречах с прекрасным, и т.д. С трудом реализуема ценность отношения, так как она тесно связана с особенностями мышления и психики. Есть, разумеется, и обратные примеры, когда человек из народа полностью реализовал свои способности (М.В. Ломоносов, и др.), когда обычный человек реализует смысл своей жизни в путешествиях и получении новых ощущений (Т. Хейердал, Ф. Конюхов, и др.), когда в тяжелых условиях он проходит через страдания, не сгибаясь (А.И. Солженицын и др.). Единичность этих примеров подчеркивает их исключительность. Но важно не только это. Важнейшая проблема - наличие множества осмысленных и неосмысленных, позитивных, нейтральных и негативных, смыслов жизни: можно ли и нужно ли влиять на массовое формирование более позитивных смыслов жизни, на сдвиг кривой распределения; ведь наличие бинарного множества смыслов жизни, как и бинарного множества характеристик людей, - это объективное свойство природы. Не является ли бинарная множественность смыслов жизни необходимым условием естественной эволюции, и потому любое антропогенное воздействие

на нее с целью быстрого улучшения не принесет результата. Добродетельные и греховные смыслы жизни являются элементами системы управления в природе, они необходимы, хотя, несомненно, отсутствие смысла жизни (кроме чисто биологического - размножения и поддержки потомства вплоть до достижения им самостоятельности) - это несомненный недостаток, а реализация полностью греховного смысла - несчастье для конкретного человека. Вместе с тем известны исключения, когда человек полностью реализует глубокий смысл жизни: выдающиеся творческие работники, философы, некоторые конструкторы, инженеры, писатели, композиторы, и одновременно - лесники, пахари, все люди, улучшающие Землю и среду жизни человека.

Но каков смысл множества жителей бедных стран, не имеющих жилья, вынужденных часами стоять за питьевой водой, и пр.? Есть ли смысл жизни у наркомана, алкоголика, опустившегося бездомного человека, наконец, преступника? Осознают ли вообще такое понятие как смысл жизни члены примитивных племен, до сих пор живущие на Земле? Хотят ли эти люди изменить смысл, создать для себя новый, один из трех смыслов жизни, отмеченных В. Франклом, или они согласны на старый? Чтобы лучше понять необходимость наличия добродетельного смысла жизни, надо представить, в чем состоит ценность индивидуальной жизни. Она протекает во времени, поэтому протяженность жизни во времени - ее величайшая ценность. Поэтому каждый год, день и час жизни - это ценнейший подарок судьбы. Ценность жизни - в возможности гармоничного развертывания своих способностей, в самореализации. Ее ценность - в любви, в создании семьи, рождении и развитии детей. Одна из ценностей - получение новой информации, эмоций, переживаний (при встречах с новыми людьми, с красотой - со странами, городами, пейзажами, во время путешествий). Ценность жизни - возможность общения, наличие друзей, единомышленников. Одна из ярких ценностей - приобщение к искусству. Все это - ценности, реализуемые при наличии естественного смысла жизни.

Но обычный человек может быть поставлен в такие условия, когда он вынужден ощущать только биологическую ценность жизни, - например, необходимость вырастить детей и обеспечить семью минимально необходимым, для чего он должен долго работать, не думать ни о каком развертывании своих сил, а переживания получать в искусственном варианте - через телевизор. Остальные ценности жизни ему недоступны. Особенно греховно отношение в этом случае к основной ценности - времени. Людьми придумана масса способов ускорения, создания иллюзии незаметного и быстрого хода времени - от длительного сна до увлечения выпивкой, от карт до домино, от просмотра телесериалов до «участия» в качестве болельщика в спортивных соревнованиях. Главное здесь - забыться, забыть о серой и будничной, некрасивой, мало привлекательной действительности.

Во время этой квази - деятельности люди «убивают время», греховно и бесцельно уничтожают величайшую ценность своей жизни. Они это делают потому, что другие, более естественные способы жизни, наполненные смыслом, им недоступны или непонятны. Не проявление ли это бинарного разнообразия, являющегося основанием для эволюции? Ведь наряду с бессмысленным уничтожением времени существует и другая жизнь, наполненная глубоким смыслом, заключающаяся в гармоничном развертывании своих сил и способностей, когда время используется продуктивно, его хочется растянуть, а не укорачивать. Гармонично живущим людям (которых меньшинство) не хватает времени, они сокращают продолжительность сна, чтобы увеличить продуктивно используемое время. Известны случаи, когда ученый в период проведения интересных исследований ложился спать в лаборатории, чтобы не тратить время на переезд. Да, это -порождение бинарной множественности смыслов жизни. Приходится признать, что для множества людей понятие смысла жизни (и тем более добродетельного смысла) отсутствует. В то же время есть множество людей, смысл жизни которых в той или иной степени негативен (то есть можно говорить о степени бессмысленности жизни). В первую очередь к ним можно причислить массу людей, поддавшихся порокам, преступников, зависимых от наркотиков, алкоголя, и потому не работающих, бездельничающих. К ним можно отнести людей, проживающих свою жизнь по принципу «убить время». С некоторой относительностью к ним можно причислить, по крайней мере, часть военных и обслуживающих их людей - участников несправедливых, захватнических войн, а также и работников военной промышленности, создающих средства уничтожения (учитывая, что войны несут совершенно ненужное для человечества, бессмысленное уничтожение людей и ценностей). К ним относится множество людей - жителей беднейших стран, вынужденных выживать вместо полноценной жизни, стоять в очередях за водой и продуктами, и т.д. Стояние в очереди - это один из способов уничтожения времени, хотя оно и имеет цель.

Велико число людей, реализующих частичный смысл жизни, когда часть жизни осмыслена, а часть протекает почти или полностью без смысла. Это -множество людей, для которых среди будничного, серого и почти бессмысленного потока деятельности для выживания, оставлен яркий островок творчества, получения ярких переживаний. Индивидуальное творчество может проявляться в самых разных направлениях - от писания картин до сложения стихов, от резьбы и украшения дома до строительства автомобиля или мини - самолета, от игры на гармонии до хорового пения, от организации помощи нуждающимся людям до воспитания брошенных детей.

Почему современный человек в своей массе не соответствует тем представлениям о «новом» человеке, который должен жить в будущем устойчивом обществе? Основной причиной отставания быст-

рого совершенствования человека от такого же совершенствования техники является невозможность совместной эволюции природы и общества. Быстрая эволюция техники опережает возможности эволюции мозга человека.

Один из исследователей, предполагающий возможность быстрых изменений в смысле жизни и в поведении человека, известный философ Э. Фромм писал: «Чтобы избежать полной деградации, мы должны стремиться приблизиться к «образцу человеческой природы», а это значит, что мы должны быть как можно более свободными, разумными, активными. Мы должны стать тем, кем мы можем стать». Э. Фромм предлагал новые и более экологичные цели (смыслы) существования человека. Новое общество должно сформировать нового добродетельного человека, основные структурные характеристики которого (то есть цель жизни, ее смысл) предлагаются в таком виде [5]: 1. Отказ от всех форм обладания, чтобы в полной мере быть. 2. Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе, основанное на внутренней потребности в единении с миром. 3. Осознание того, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни, и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности. 4. Ощущение себя на своем месте. 5. Радость, получаемая от служения людям. 6. Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях. 7. Стремление умерить, насколько можно, свою алчность, ненависть. 8. Жизнь без идолопоклонства и иллюзий. 9. Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению. 10. Освобождение от нарциссизма. 11. Всестороннее развитие человека и как высшая цель жизни. 12. Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность. 13. Понимание, что развитие не может быть вне какой-то структуры. 14. Развитие воображения. 15. Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым. 16. Все более глубокое и всестороннее самопознание. 17. Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения, эксплуатации природы, от истощения и разрушения, стремление понять природу и жить в гармонии с ней. 18. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой. 19. Понимание того, что лишь немногим удастся достичь совершенства по всем этим пунктам. 20. Счастье все возрастающей любви к жизни, независимо оттого, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы достичь.

Э. Фромм предлагает идеализированный набор советов, которые могут оставаться советами на протяжении многих веков, потому что их выполнение натолкнется на бинарное множество свойств человека. В соответствии с обычным односторонним мышлением он не говорит о реальных путях осуществления советов. Как избавиться от всех форм

обладания, если одна из самых ярких потребностей человека - обладание все большим количеством новых и красивых вещей? Как можно стать полностью независимым обычному, массовому «человеку из народа», наемному работнику, продающему свой труд? Для большинства людей жизнь без иллюзий невозможна, человек стремится к ярким иллюзиям, часто он предпочитает быть обманутым (в кино, театре). Любой, идеализированный, правильный совет практически мало выполним, или вообще не выполним. В то же время эти советы необходимы, как маяк, как библейские заповеди, чтобы человек воспитывался в поле именно таких представлений, чтобы шло медленное позитивное образование и воспитание, и тогда кривая распределения человеческих качеств сможет переместиться в положительную сторону.

Даже всего лишь один из факторов общества будущего - альтруизм его членов - чрезвычайно трудно достижим. Об этом, например, писал Р. До-кинз: «Если он (человек) стремится к созданию общества, члены которого великодушно и самоотверженно сотрудничают во имя общего блага, ему нечего рассчитывать на помощь со стороны биологической природы человека. Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами. Научиться альтруизму при этом может оказаться труднее, чем если бы мы были генетически запрограммированы на альтруизм» [1]. Даже в полностью естественной среде человек редко реализует полностью положительный, добродетельный, глубокий смысл жизни. Но в наше время на это накладываются сложности, вызванные ростом искусственности среды. Рост искусственности жизни и среды ведет к замене естественного смысла жизни греховным квази - смыслом. Квази -смысл искусственной жизни добавляется к множественному смыслу жизни человека в самых разных соотношениях - от полностью до частично искусственного смысла жизни. В связи с этим смысл жизни становится множественным, греховно - добродетельным.

Необходимо коснуться важнейшего вопроса осуществления цели, реализации смысла жизни, который также поразительно двойствен. Видимо, нельзя реализовывать полностью смысл жизни, нужно двигаться по этому пути, но не достигать цели. Возможно, полная реализация смысла жизни ведет к гибели, что особенно заметно в судьбе некоторых творческих работников, очень рано реализовавших свой смысл жизни и пришедших к гибели. Об этом сказал Ф.М. Достоевский: «Но человек. любит один только процесс достижения цели, а не саму цель. И кто знает (поручиться нельзя), может быть, что и вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой беспрерывности процесса достижения, иначе сказать - в самой жизни, а не собственно в цели, которая, разумеется, должна быть не что иное, как дважды два четыре, то есть формула, а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти. ... Положим, человек

только и делает, что отыскивает эти дважды два четыре, океаны переплывает, жизнью жертвует в этом отыскивании, но отыскать, действительно найти, -ей-богу, как-то боится. Ведь он чувствует, что как найдет, так уж нечего будет тогда отыскивать. ... Достижение он любит, а достигнуть уж и не совсем.». Ф.М. Достоевский отметил ценность процесса достижения цели жизни, беспрерывности процесса достижения. Быстрые воздействия с целью придания глубокого и добродетельного смысла всей деятельности множества людей, выполнение хороших советов по наполнению позитивным содержанием смысла жизни и по созданию «нового» человека в хорошем обществе, не дают результата. Однополярный, полностью положительный человек, реализующий самый высокий, творческий смысл жизни, нереален [8-10]. Возможна только медленно протекающая эволюция бинарной множественности смысла, ценности и цели жизни, поощряемая образованием и воспитанием, привитием новой этики, и поддерживающая постепенное смещение множественности смыслов жизни в сторону их добродетельности.

Отсутствие смысла жизни обычно тесно связано с наличием грехов, часть которых можно отнести к «отклоняющемуся поведению», связанному с неадекватной деятельностью мозга: мозг человека склонен к поощрению искусственного достижения удовольствия, и вследствие наличия дефектов может задавать отклоняющееся извращенное поведение. Отклоняющееся поведение - это системы поступков с устойчивым отклонением от социальных норм, системы действий, противоположных требованиям или ожиданиям социальных групп, общества.

Человечество включает в себя бинарное множество людей с бинарным множеством качеств [810], и только их небольшая часть реализует глубокий смысл жизни с раскрытием своих способностей; жизнь и смерть части людей не имеет выраженного смысла. Большинство человечества лишь частично реализует всесторонне обоснованный смысл жизни.

Заключение. В 2005 г. автором была опубликована статья «Человек создан не для счастья» [10]. Человек всегда стремился к полному счастью, подменяя им глубокий смысл жизни. Но полное одностороннее состояние счастья в соответствии с законом бинарной множественности [8] невозможно, оно означает остановку развития. Реальным является множественное счастье (оно связано с бинарным множеством особенностей человеческих качеств) и сочетание счастья, несчастья и множества

промежуточных состояний. Тем не менее, созданы упрощенные концепции «валовое национальное счастье», «международный индекс счастья», «человеческое благополучие», «индекс развития человеческого потенциала», «эвдемоническое благоденствие» и др. Для расчета «индекса счастья» используют три показателя: субъективную удовлетворенность людей жизнью, ожидаемую продолжительность жизни и «экологический след». «Человеческое благополучие» - это способность людей жить такой жизнью, которую они ценят. «Валовое национальное счастье» заключается в медленном прогрессе с поддержкой традиционных ценностей - семьи, культуры, природы, религии. «Индекс развития человеческого потенциала» - интегральный показатель, учитывающий уровень жизни, образованности и долголетие. В этих концепциях трудно найти признаки полного счастья человека: Долголетие? Экологический след? Уровень образованности? Удовлетворенность жизнью? Нет, это - не универсальные показатели реального счастья. Эти концепции не учитывают связь счастья со смыслом жизни; счастье глубоко связано с реализацией смысла жизни. Главное в достижении реального счастья - реализация (в т.ч. с преодолением трудностей) глубокого смысла жизни, с самореализацией способностей личности.

Литература

1. Докинз Р. Эгоистичный ген. - М.: Мир, 1993. -318 с.

2. Философский энциклопедический словарь-М.: СЭ, 1983. - 836 с.

3. Вэнг Ш. С. Recipe for happiness. The Wall Street Journal. 16.03.2011.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: «Прогресс», 1990. - 368 с.

5. Фромм Э. Человек для себя. - Минск: «Коллегиум», - 1992. - 253 с.

6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: «Республика», 1998. - 493с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. / Пер. А. М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

8. Тетиор А.Н. Философия множественного мира. - М.: Академия Естествознания, Сетевое издание. 2016. - 788 с.

9. Тетиор А.Н. Детерминант истории человечества - древний эмоциональный мозг. М.: «РЭФИА», 2001. - 262 с.

10. Тетиор А.Н. Человек создан не для счастья. М.: Журнал русской культуры. 2005. - с. 118121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.