Научная статья на тему 'СМЫСЛ И АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОСТРАДАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА'

СМЫСЛ И АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОСТРАДАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Л. ФРАНК / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОСТРАДАНИЕ / СТРАДАНИЕ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мочинская Ксения Александровна

Цель исследования - раскрыть смысл и аспекты интерпретации сострадания в свете религиозной философии С. Л. Франка. В статье рассматривается смысловое содержание феномена сострадания. Определяются онтологический и этический аспекты сострадания на основе изысканий мыслителя. Научная новизна исследования заключается в выявлении синтеза страдания и любви в сострадании, что подразумевает преодоление противоречия между обозначенными чувствами. В результате выявлены аспекты интерпретации феномена сострадания, определено смысловое содержание данного чувства, раскрыта взаимосвязь любви и страдания в этом явлении на основе изысканий русского философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING AND INTERPRETATION ASPECTS OF COMPASSION IN S. L. FRANK’S RELIGIOUS PHILOSOPHY

The paper reveals compassion understanding in S. L. Frank’s religious philosophy. Relying on S. L. Frank’s works, the researcher examines essence of compassion phenomenon, discovers ontological and ethical aspects of compassion. Scientific originality of the study involves justifying the thesis that compassion is synthesis of suffering and love, which presupposes the necessity to overcome this emotional contradiction. The research findings are as follows: relying on an analysis of S. L. Frank’s works, the author reveals different aspects of compassion phenomenon, identifies meaningful content of this emotion, discovers interrelation of love and suffering within the realm of compassion.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛ И АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОСТРАДАНИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ С. Л. ФРАНКА»

грот ото Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 6. С. 1130-1133 | 2021. Volume 14. Issue 6. P. 1130-1133

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Смысл и аспекты интерпретации сострадания в религиозной философии С. Л. Франка

Мочинская К. А.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть смысл и аспекты интерпретации сострадания в свете религиозной философии С. Л. Франка. В статье рассматривается смысловое содержание феномена сострадания. Определяются онтологический и этический аспекты сострадания на основе изысканий мыслителя. Научная новизна исследования заключается в выявлении синтеза страдания и любви в сострадании, что подразумевает преодоление противоречия между обозначенными чувствами. В результате выявлены аспекты интерпретации феномена сострадания, определено смысловое содержание данного чувства, раскрыта взаимосвязь любви и страдания в этом явлении на основе изысканий русского философа.

EN

Meaning and Interpretation Aspects of Compassion in S. L. Frank's Religious Philosophy

Mochinskaya K. A.

Abstract. The paper reveals compassion understanding in S. L. Frank's religious philosophy. Relying on S. L. Frank's works, the researcher examines essence of compassion phenomenon, discovers ontological and ethical aspects of compassion. Scientific originality of the study involves justifying the thesis that compassion is synthesis of suffering and love, which presupposes the necessity to overcome this emotional contradiction. The research findings are as follows: relying on an analysis of S. L. Frank's works, the author reveals different aspects of compassion phenomenon, identifies meaningful content of this emotion, discovers interrelation of love and suffering within the realm of compassion.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие современного социума неразрывно связано с пониманием этических проблем, в том числе с феноменом сострадания. По этой причине возникает необходимость анализа смыслового содержания данного чувства с акцентом на его переживании в индивидуальном опыте человека. В нынешнем обществе проявляется множество противоречий, связанных с возникновением различных болезней, нарастанием уровня одиночества и социальной изоляции, что способствует формированию отчужденности и индифферентизма. Обозначенные противоречия неотделимы от проблемы человеческого страдания, которое осмысляется в философии С. Л. Франка. Страдание, перенесенное личностью, позволяет понять переживание другого человека, а сострадание выражается в индивидуальном стремлении воспринять его боль, что связывается со смыслом любви. В таком случае значимым выступает поиск смысла и раскрытие интерпретаций феномена сострадания через взаимосвязь любви и страдания в свете метафизики всеединства философа.

Обозначенная цель исследования потребовала решения следующих задач: во-первых, выявить смысловое содержание явления сострадания; во-вторых, раскрыть взаимосвязь таких чувств, как любовь и страдание, с феноменом сострадания; в-третьих, рассмотреть значение обозначенных явлений, основываясь на изысканиях русского религиозного философа С. Л. Франка.

При изучении смысла и аспектов интерпретации феномена сострадания в философии С. Л. Франка в статье используются следующие методы исследования: анализ и синтез относительно поиска смыслового содержания сострадания, страдания и любви; метод герменевтики при изучении философских текстов для трактовки значения сострадания.

Теоретической базой исследования выступили сочинения С. Л. Франка, а также изыскания русских мыслителей С. А. Левицкого [2], Н. О. Лосского [3], в трудах которых анализируется концепция метафизики всеединства философа.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210216

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучаемые в статье аспекты интерпретации явления сострадания, а также выявление смысла любви и страдания могут быть использованы в рамках курсов философских дисциплин. В частности, в контексте истории философии при исследовании концепции метафизики всеединства С. Л. Франка.

Определение смыслового содержания феномена сострадания

Обращение к проблеме сострадания предполагает определение смыслового содержания этого феномена. Так, С. Л. Франк полагает, что суть любого сочувствия или жалости раскрывается в самом отношении личности к другому человеку. Здесь отражается этический контекст, определяемый нравственными ориентирами и моральными ценностями индивида.

Осмысляя чувство сострадания «к ближнему», русский философ отмечает этическую систему Ф. Ницше [4, с. 85-86]. Размышляя над отношением личности к другому индивиду, С. Л. Франк обращается к таким понятиям, как «любовь к ближнему» и «любовь к дальнему» [10, с. 12], и поясняет, что, согласно мнению немецкого философа, они противопоставлены друг другу. В обозначенном контексте русский мыслитель и определяет их значение.

Так, «любовь к ближнему» характеризуется философом как «совокупность симпатических чувств, переживаемых по отношению к непосредственно окружающим нас, ближайшим к нам людям ("ближним") и основанных на элементарном инстинкте сострадания, на чутком воспроизведении в своей душе психической жизни этих "ближних"» [Там же, с. 13]. Здесь С. Л. Франк заключает, что подобное отношение к другому человеку определяется как «инстинкт сострадания».

При изучении понятия «любви к дальнему» стоит отметить, что оно заключает в себе противоположный смысл. Такое чувство мыслитель характеризует как отношение к «дальнему», то есть «не при помощи аффекта сострадания, а через посредство более отвлеченных моральных импульсов» [Там же]. Иными словами, в подобном отношении проявляется «отдаленность» между людьми. Именно поэтому философ усматривает в соотношении данных понятий «антитезу».

Мыслитель, рассуждая о таком противоречии, пишет о значении любви, суть которой представляется как «бытие "я-ты"» и выражается «в бытии одного-для-другого» [7, с. 373]. Более того, С. Л. Франк делает акцент на том, что в подобном отношении «другой» человек является «вторым "я"» для личности. Таким образом, понятие «ближнего» обозначается как «второе "я"».

Примечательно, что смысл сострадания в таком контексте усматривается именно через сущность страдания. Мучение переживается в личном опыте человека и проявляется как душевная или физическая боль. Философ определяет страдание как «аспект несовершенства» [Там же, с. 549] бытия, поскольку оно связано с проблемой зла. Но С. Л. Франк подчеркивает, что в метафизическом смысле страдание представляется как «последствие зла» [Там же], что позволяет утверждать: мучение не является злом. При этом само зло определяется как «распад всеединства». Следовательно, страдание обозначается в концепции мыслителя как «последствие распада всеединства на отдельные противоборствующие части» [Там же]. Именно это основание в метафизике всеединства философа позволяет искать смысл в самом страдании.

Думается, что при рассуждении о сути мучения возникает противоречие о его положительном или отрицательном содержании. Однако С. Л. Франк полагает, что страдание возникает из зла и связано с ним, чем обосновывается его бессмысленность. Но также возможна и положительность терзания, которая выражается в стремлении к его преодолению. Так, «содержа в самом себе стремление преодолеть себя» [Там же, с. 551] страдание представляется «благом».

Обнаруживая в страдании положительное содержание, следует отметить его взаимосвязь со смыслом любви. Именно это основание позволяет разрешить противоречие между обозначенными чувствами, поскольку любовь по своей сути является положительным явлением. Значение сострадания раскрывается через преодоление противоречия между чувством любви и страданием.

Примечательно, что здесь устраняется «антитеза» в отношении любви к «дальнему» и «ближнему», на которой С. Л. Франк акцентирует внимание. Объясняя значение понятия «ближний», философ полагает, что оно «сознается в принципе существом, подобным "мне"» и относительно самого смысла любви «в "ты" я прозреваю как бы другое "я"» [8, с. 405]. Мыслитель размышляет над тем, что при разделении любви на «любовь к дальнему» и «любовь к ближнему» теряется ее смысл. В этом контексте С. Л. Франк отмечает понятие «замкнутой группы» А. Бергсона, согласно которому «сделаться человечеством» возможно при условии формирования социальных групп, где «социальные инстинкты заставляют общества скорее бороться между собой, чем объединяться» [1, с. 252]. Другими словами, в подобных отношениях преобладает стремление к разделению людей на «дальних» и «ближних». По мнению же русского философа, именно этот момент означает «распад всеединства», когда и формируется противоречие в обществе.

Думается, что подобное разделение противопоставлено смыслу любви. В частности, российский исследователь В. П. Рожков полагает, что в изысканиях С. Л. Франка это чувство представляет собой «духовное состояние». И здесь «ощущается стремление к разграничению и противопоставлению истинного и ложного в любви» [5, с. 132]. В делении на положительное отношение к «ближнему» и отрицательное к «дальнему» усматривается лишь ложное восприятие любви.

Такой подход, по мнению С. Л. Франка, искажает смысл любви в ее метафизической сущности. Это чувство характеризуется как «преодолевающее все человеческие ограничения» [8, с. 405], где устраняется граница

1132

История философии

между «дальним» и «ближним». Так преодолевается «групповая замкнутость», и каждый индивид оказывается «ближним», то есть тем, к кому испытывается чувство любви или сострадания.

Очевидно, что сочувствие неразрывно связано со смыслом любви. И философ подчеркивает, что подобное «абстрактное деление» невозможно при таких переживаниях и «несовместимо» с «конкретным единством» в онтологическом понимании. В этом контексте С. Л. Франк заключает, что нельзя «отделить свое субъективное чувство любви от существа, на которое оно направлено» [6, с. 61], поскольку данное переживание не будет явлено в своем значении, как и сочувствие.

Смысл сострадания определятся через отношение к «ближним». Индивидуальное страдание человека, являющееся частью его личного опыта, позволяет понять подобное переживание «ближнего». Но такое чувство возможно испытать, если исходить из восприятия «ты» как «второго "я"», что и отражается в сущности любви.

Онтологический и этический аспекты интерпретации феномена сострадания

При определении смыслового содержания сострадания необходим поиск онтологического основания данного чувства. Обращаясь к религиозной философии С. Л. Франка, стоит отметить, что такой основой выступают отношения Бога и человека. Так, Н. О. Лосский, изучая изыскания мыслителя, указывает: «...как поток любви, Бог сотворил меня и обеспечил основу для меня» [3, с. 399], «индивидуальное бытие» личности заключается в самом «абсолюте как "всеединстве" » [Там же].

Становится возможным отметить, что самобытие человека также раскрывается через отношения между людьми. По мнению Н. О. Лосского, «непосредственное бытие для себя, как утверждает Франк, может стать только "моим" я по отношению к "тебе", которое входит в "меня" при переживаниях любви, ненависти и тому подобного» [Там же, с. 388]. В этом смысле любое испытанное чувство позволяет устранить «субъективность» личности посредством «трансцендентности во внутрь», к подлинной реальности, то есть в данном случае к Богу. Здесь и выявляется онтологический аспект сострадания, поскольку С. Л. Франк делает акцент на том, что это чувство связано с проявлением любви к ближнему, что и является «первоначальной основой» любви человека к Богу.

Следовательно, смысл сострадания раскрывается именно в соотношении страдания и любви. Философ объясняет, что испытывать сочувствие к ближнему означает «страдание из жертвенной любви и во имя любви» [9, с. 645]. При этом суть жертвенности обозначается как «свободное дарение», где самопожертвование характеризуется любовью к ближнему и совершается человеком добровольно, а не «бесцельно» через «наложение» мучения на самого себя.

Примечательно, что в подобном представлении сострадания также выявляется онтологический аспект. Так, С. А. Левицкий, исследуя концепцию метафизики всеединства философа, подчеркивает «потенциальность» бытия или свободу, которая трактуется как «глубина человеческой личности» [2, с. 336]. Согласно этому положению, добровольное принятие человеком страдания ближнего из любви к нему основано на свободном стремлении индивида к сочувствию. Иными словами, сострадание осмысляется через отношения Бога и человека, поскольку «в свободе дана живая связь между первоисточником бытия и "готовым" бытием» [Там же]. А в своем действии сочувствие проявляется как «потенциальность» бытия и реализуется в отношениях личности с другими людьми.

В поиске смысла сострадания значимым выступает этический аспект интерпретации обозначенного феномена. В этом направлении С. Л. Франк выделяет нравственные ценности, характерные для религиозного сознания. Однако философ полагает, что, рассматривая такое сознание, стоит учитывать причину любого страдания, которой является грех.

В концепции всеединства мыслителем обосновывается, что все возможные страдания, физические и духовные, «проистекают из греховного недолжного раздробления мирового бытия на отдельные, борющиеся между собой и взаимно себя пожирающие существа, - из вселенского хищничества и вселенской войны всех против всех» [9, с. 648]. Здесь С. Л. Франк определяет суть «предметного» мира, представляя его как «надтреснутое» [7, с. 433] всеединство. Такое положение во взглядах философа изучает С. А. Левицкий, подчеркивая разделение «предметного» мира и «подлинного бытия» [2, с. 332]. Обозначенный мир является действительностью человека, или тем самым «надтреснутым» всеединством, которое содержит в себе зло, из чего и возникает «раздробленность» бытия. Этот мир является противоположностью «подлинного» бытия или реальности, отождествляемой с Богом.

Причину возникновения греха философ усматривает в «раздробленности» бытия. Относительно нравственного сознания личности «совершив зло, впав в грех, мы сознаем ответственными себя самих» [9, с. 646]. Так как индивид обладает возможностью выбора в совершении или отказе от греховного действия, то возникает осознание неправильности подобного поступка, которое формирует чувство ответственности при осмыслении личностью собственной греховности.

Это положение С. Л. Франк с индивидуального понимания греха переносит на коллективное. Личная ответственность человека за некий проступок трансформируется в «коллективную ответственность», поскольку проявляется как часть социальной жизни. Философ связывает этот момент со «злодействами» целого народа, которые ведут к равнодушию и трагедиям «в судьбе страны». В этическом смысле «всякий грех испы-тывается в конечном счете как коллективный» [Там же], потому что вина за грех проявляется не только в его совершении, но и в «содействии» или «попущении» такого проступка. Этот подход реализуется «в силу всеединства, органической взаимосвязанности человеческих душ и жизней» [Там же], а страдания всего мира возникают и переживаются за коллективную греховность.

Ключевым является аспект «чуткости нравственного сознания», на котором акцентирует внимание С. Л. Франк, определяя его как возможность «испытать чужую вину, как свою собственную, и сострадать людям» [Там же, с. 647], совершившим грех. Более того, философ отмечает «предел» данного чувства, усматривая в такой ответственности страдание, поскольку личность испытывает «скорбь за греховность» другого индивида. Следовательно, человек готов принять на себя вину своего «ближнего» и с ним разделить его мучение.

Подобное стремление возникает в переживании любви. Мыслитель полагает, что это чувство позволяет «преодолеть» отдаленность между людьми. В этическом смысле человек устраняет «индивидуальность ответственности и добровольно принимает на себя бремя чужой ответственности» [Там же], что и выражается в жертвенности.

Смысл сострадания в этическом аспекте раскрывается через взаимосвязь между чувством любви и переживанием страдания. Испытывая собственное мучение, личность может понять боль «ближнего». Принятие человеком ответственности за грех другого индивида раскрывается в самопожертвовании через готовность разделить переживание мучения с ним. Сострадание становится основой синтеза испытываемого страдания и чувства любви.

Заключение

Таким образом, необходимо обозначить полученные выводы. Смысл сострадания в философии С. Л. Франка раскрывается через взаимосвязь чувства любви и переживания страдания. При этом сущность любви проявляется в отношениях людей, где другой человек воспринимается личностью как «ближний», а индивидуально испытанное страдание позволяет понять его мучение. Феномен сострадания, интерпретирующийся в онтологическом аспекте, заключается в восприятии человеческого страдания и реализуется в стремлении сочувствия ему, где любовь к «ближнему» выступает основой любви к Богу, являющемуся «первоисточником бытия». В этическом аспекте сострадание выражается в жертвенности, то есть в готовности принять ответственность за вину «ближнего» и понять его страдание из чувства любви.

Перспективы дальнейшего исследования аспектов интерпретации и смысла сострадания в религиозной философии С. Л. Франка представляются в более подробном рассмотрении обозначенного феномена. Необходимо детальное изучение сущности любви и страдания, в свете синтеза этих явлений.

Источники | References

1. Бергсон А. Два источника морали и религии / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. 384 с.

2. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии: в 2-х т. М.: Канон, 1996. Т. 2. 496 с.

3. Лосский Н. О. История русской философии. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 608 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Я. Э. Голосовкера, В. Б. Ми-кушевича. М.: Прогресс, 1994. 512 с.

5. Рожков В. П. Абсолют любви в русской религиозной философии. Саратов: Научная книга, 2003. 144 с.

6. Франк С. Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М. - СПб.: Книговек; Северо-Запад, 2015. 384 с.

7. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181-559.

8. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эрос, или Философия любви в России / сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. С. 401-414.

9. Франк С. Л. С нами Бог / сост. и предисл. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2003. 750 с.

10. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 9-64.

Информация об авторах | Author information

RU

Мочинская Ксения Александровна1

1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

EN

Mochinskaya Kseniya Aleksandrovna1

1 Saratov State University

1 ksenia_mochinskaya@rambler. ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.05.2021; опубликовано (published): 30.06.2021.

Ключевые слова (keywords): С. Л. Франк; русская религиозная философия; сострадание; страдание; любовь; S. L. Frank; Russian religious philosophy; compassion; suffering; love.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.