Научная статья на тему 'Смоленская духовная семинария в годы реформы 60-х гг. XIX века (по материалам отчетов ревизоров Учебного комитета)'

Смоленская духовная семинария в годы реформы 60-х гг. XIX века (по материалам отчетов ревизоров Учебного комитета) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа духовного образования / духовные семинарии / Смоленская духовная семинария / ревизии духовных школ / Учебный комитет / епископ Иоанн (Соколов) / С. И. Лебедев / М. Х. Григоревский. / theological education reform / theological seminaries / the Smolensk Theological Seminary / revisions at theological schools / the Educational Committee / Bishop John (Sokolov) / S. I. Lebedev / M. H. Grigorevsky.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Широков Павел Федорович

Статья посвящена истории развития духовного образования в период реформы 1860-х гг. на примере Смоленской духовной семинарии. В качестве источника использованы материалы четырех ревизий Смоленской духовной семинарии, осуществленных в 1868 году ревизором С. В. Керским, в 1870 году С. И. Лебедевым, в 1873 году М. Х. Григоревским и в 1876 году С. И. Лебедевым. Цель исследования – путем анализа материалов ревизий показать характер становления учебной и воспитательной части в Смоленской семинарии, а также выявить основные проблемы и отметить общую тенденцию развития духовной школы в первые пореформенные годы. В результате удалось установить, что ревизии духовно-учебных заведений внесли существенный вклад в развитие среднего духовного образования и способствовали становлению отечественной духовной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Smolensk Theological Seminary during the reform of the 60s of the 19th century (based on the reports made by the auditors of the Educational Committee)

The article is devoted to the history of theological education development during the reform of the 1860s by the example of the Smolensk Theological Seminary. The materials of four audits held at the Smolensk Theological Seminary by the auditors of the Educational Committee S. V. Kersky in 1868, S. I. Lebedev in 1870, M. H. Grigorevsky in 1873 and S. I. Lebedev in 1876 were used as a source. The purpose of the study is to show the formation process at the educational department in the Smolensk Seminary by analyzing the revisions’ materials, as well as to identify the main problems and note the general trend of the development of the theological school in the first post–reform years. As a result, we can conclude that the audits at theological educational institutions made a significant contribution to the development of the secondary theological education and contributed to the formation of the national theological school.

Текст научной работы на тему «Смоленская духовная семинария в годы реформы 60-х гг. XIX века (по материалам отчетов ревизоров Учебного комитета)»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №4. С. 33-40

УДК 94(47).083 Широков П. Ф. (иеромонах Ферапонт)

Смоленская духовная семинария в годы реформы 60-х гг. XIX века (по материалам отчетов ревизоров Учебного комитета)

Аннотация. Статья посвящена истории развития духовного образования в период реформы 1860-х гг. на примере Смоленской духовной семинарии. В качестве источника использованы материалы четырех ревизий Смоленской духовной семинарии, осуществленных в 1868 году ревизором С. В. Керским, в 1870 году С. И. Лебедевым, в 1873 году М. Х. Григоревским и в 1876 году С. И. Лебедевым. Цель исследования - путем анализа материалов ревизий показать характер становления учебной и воспитательной части в Смоленской семинарии, а также выявить основные проблемы и отметить общую тенденцию развития духовной школы в первые пореформенные годы. В результате удалось установить, что ревизии духовно-учебных заведений внесли существенный вклад в развитие среднего духовного образования и способствовали становлению отечественной духовной школы.

Ключевые слова: реформа духовного образования, духовные семинарии, Смоленская духовная семинария, ревизии духовных школ, Учебный комитет, епископ Иоанн (Соколов), С. И. Лебедев, М. Х. Григоревский.

История духовного образования сегодня привлекает все больше исследователей, которые раскрывают различные аспекты как исторических событий реформирования системы духовного образования, так и развитие региональных духовных школ. Способствуют этому архивные источники, находящиеся как в региональных, так и в центральных архивохранилищах. Реформа духовного образования 1867 года в виду учреждения Учебного комитета при Святейшем Синоде и особых ревизоров, задача которых заключалась в выявлении истинного положения духовных школ на местах, способствовала формированию отдельного источника по истории региональных духовных семинарий и училищ - отчетов ревизоров Учебного комитета, в которых отражено состояние духовных школ, глазами синодального чиновника. Несомненно, данные материалы не претендуют на максимальную объективность, но наряду с официальными отчетами являются важным источников по истории региональных духовных школ второй половины XIX -начала ХХ века.

Смоленская духовная семинария была учреждена в начале XVIII века, в период, характерный становлением духовных школ, которые согласно

Духовному регламенту, открывались при домах епископов практически повсеместно1. Именно с эпохой Петра I связывают процесс зарождения духовной школы в России, так как именно в этот период получение духовного образования стало обязательным условием для последующего священнического служения. Российский историк П. В. Знаменский называет учреждение духовных школ «важнейшей услугой» эпохи Петра I для Церкви в России . Однако весь XVIII век архиерейские школы, а затем и духовные семинарии находились в полном ведении епархиальных архиереев, что, как показала практика, часто негативно влияло на их положение, так как далеко не все архиереи могли и желали содержать духовные школы, тем более что вопрос финансирования возлагался на монастыри, а по факту чаще всего на архиерейский дом. После смерти императора Петра открытие новых семинарий стало редкостью, а многие ранее открытые закрывались. Размещение семинарии при монастыре или архиерейском доме создавало дополнительные неудобства для обеих сторон, так как помещений не хватало, а те, что имелись,

-5

были не приспособлены для нужд духовной школы . Так, в Смоленске духовная семинария сформировалась окончательно в Авраамическом монастыре, что в последующем формировало некоторые проблемы, о которых будут говорить ревизоры.

Реформа духовного образования начала XIX века способствовала установлению системы духовного образования. В то же самое время семинарии вышли из-под непосредственного контроля со стороны епархиальных архиереев и перешли в ведении духовных академий, в соответствии с учебным округом. Однако уже в начале царствования императора Николая I зависимость духовных школ от епархиальных архиереев вернулась. В середине столетия вновь был поднят вопрос о реформе духовного образования, что поддерживал новый император Александр II, который посетив в 1858 году ряд семинарий, остался недоволен ходом учебно-воспитательного процесса. Назначение на должность обер-прокурора графа Д. А. Толстого и последующее определение его по совместительством министром народного просвещения, способствовало продвижению реформы. 14 мая 1867 года был введен в действие новый устав духовных семинарий, а также учрежден Учебный комитет, одной из главных функций которого были ревизии духовных семинарий и училищ. Преобразование духовных семинарий и училищ началось с 1867 года, в год по несколько семинарий, в соответствии с синодальным определением. В 1868 году полное преобразование получили духовные семинарии Санкт-Петербургской, Смоленской, Псковской, Кишиневской, Харьковской и

1 Регламент или Устав духовной коллегии // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т. 1. СПб.: Синодальная типография, 1879. С. 3-32.

2 Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 1.

3 Ферапонт (Широков), иером. Развитие среднего духовного образования в Вологодской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. . Дисс... канд. богослов. СПб.: СПбДА, 2021. С. 37.

Херсонской епархии4. Первая ревизия Смоленской семинарии была проведена, как и полагалось тогда в год преобразования ревизором С. В. Керским. Ревизия прошла с 27 февраля по 17 марта 1868 года, 20 июля материалы ревизии поступили на рассмотрение Учебного комитета. Керский отметил, что семинарское правление в Смоленске было организовано по новому уставу уже в июле 1867 года. Учебная часть была обнаружена им в хорошем состоянии, только физический кабинет нуждался в пополнении инвентаря. Нравственное состояние воспитанников также было на высоком уровне, в них, по замечанию ревизора «нет следов направления неправославного и грубых пороков»5.

Ревизор констатировал недостаток штатного числа учеников, что имело место из-за увольнения в 1866/1867 году значительного числа воспитанников. Это было связано с тем, что епископ Смоленский Иоанн (Соколов), бывший до этого ректором Санкт-Петербургской семинарии, Казанской духовной академии, а затем Санкт-Петербургской духовной академии, по своему усмотрению изменил значение баллов и отметок при оценке успеваемости, вследствие чего было уволено значительное количество воспитанников. Учебный комитет в виду отсутствия законных оснований на данное действие, отменил распоряжение об увольнении, ученикам было предоставлено право поступать в те же классы, а ученикам высших классов училища поступать на общих правах в семинарию6.

Вторая ревизия была произведена в 1870 году ревизором Учебного комитета С. И. Лебедевым. Цель ревизии заключалась в выявлении состояние духовной семинарии и училищ, а также в удостоверении в том, насколько удалось осуществить преобразование духовно-учебных заведений. Ревизор обнаружил состояние учебной и воспитательной части в семинарии в порядке, обозначив лишь некоторые замечания. Так, были выявлены нарушения устава в подаче письменных сочинений: было назначено одно и то же время для подачи сочинений наставнику учениками из разных классов, в виду чего у преподавателя накапливались сочинения и затруднялась проверка. Ревизор отмечал, что ученики младших классов не привыкли к письменному изложению мысли, что отражалось в плохом качестве сочинений. Это было связано со слабой подготовкой в духовных училищах, что повсеместно наблюдалось практически во всех семинариях в первые пореформенные годы. Здание семинарии ревизором было оценено положительно. По окончании ревизии обер-прокурор запросил у правления семинарии сведений о том, приведены ли в исполнение требования ревизора.

Следующая ревизия, произведенная в 1873 году М. Х. Григоревским засвидетельствовала положительную динамику в развитии семинарии. В

4 Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1868. СПб., 1869. С. 157.

5 РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 44. Л. 127.

6 Там же. Л. 44, 86.

духовной школе обучалось 290 воспитанников - на 17 учеников больше, чем при прошлой ревизии и на 9 больше штатного числа.

Ректор семинарии архимандрит Нестор (Метаниев) состоял на службе с октября 1854 года, преподавал догматическое богословие. Архимандрит Нестор имел значительный опыт службы в духовно-учебном ведомстве: окончив Саратовскую семинарию, а затем в 1854 году Казанскую духовную академию, он был определен сначала помощником ректора в Кавказскую семинарию, затем с 1863 года являлся инспектором Тифлисской семинарии, вплоть до назначения ректором в Смоленск в 1866 году, накануне реформы.

Письменные ученические сочинения ревизор в 1873 году характеризовал следующим образом: «В уменье письменно излагать свои мысли первые три класса семинарии резко отличаются от последних трех. В старших классах ученики пишут большей частью связно и стройно в логическом отношении, и правильно в грамматическом; около половины учеников 4 класса и большая часть 6 класса пишут хорошо. Сочинения учеников этих классов рассматриваются наставниками с должным вниманием и отметки вполне соответствуют внутреннему достоинству сочинений. И по внешнему виду

п

письменные работы этих классов отличаются аккуратностью и чистотой» . Столь высокая оценка письменных сочинений свидетельствовала о достаточно успешном уровне подготовки воспитанников в семинарии. При этом сочинения учеников младших классов отличались неаккуратностью и значительным числом грамматических ошибок: «Если же отнестись к этим сочинениям с надлежащей справедливостью, то окажется, что балл 2 следует заменить 1, балл 3 - должен перейти в 2»8. Однако, преподаватель, по замечанию ревизора, был «щедр на баллы» и вместо балла 1 ставил 2 =.

Ревизор запросил у ректора сведений относительно столь существенной разницы между сочинениями воспитанников младших и старших классов, на что получил разъяснения о том, что в семинарию до указанного времени продолжали поступать выпускники училищ без надлежащей подготовки в правильном письменном изложении своих мыслей, в то время как воспитанники старших классов «от долговременного упражнения» достигают навыка писать с необходимой точностью. При этом, по замечанию ректора, воспитанники относились к письменным работам без должного усердия, в виду того, что месячные баллы, определяющие успехи учеников, а следовательно, и годовые, выводились из устных ответов, поэтому воспитанники, стараясь получить удовлетворительные баллы за ответы, не прилагали должного усердия в написании сочинений. «От того случается иногда, что способный юноша, получающий баллы 5 и 4 по классным ответам, по сочинению довольствуется

7 Григоревский М. Х. Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии 1873 года. СПб., 1874. С. 29.

8 Там же.

баллом 3, нисколько не теряя от этого в общем выводе. Воспитанник, получающий по предмету отметку 3, а по сочинению 2, считается успевающим хорошо и получает месячный балл 3»9. Таким образом, ревизор вновь отмечал неудовлетворительные показатели письменных работ, что, впрочем, имело место в большинстве семинарий в начальный этап преобразований.

Данные, характеризующие учебный процесс, свидетельствовали в целом о хорошем состоянии учебного дела, при этом ревизор отмечал, что выводы он сделал не только с привлечения материалов месячных ведомостей за период между ревизиями, но и из личных наблюдений. Только в познаниях древних языков знания воспитанников были значительно ниже имеющихся баллов10.

В воспитательном отношении по мнению ревизора позитивным изменением следует считать отмену бывших ранее наказаний, несоответствующих духу нового устава, таких как стояние в классе во время урока на ногах, стояние на коленях в столовой и так далее. Наказания при употреблении были направлены на улучшение нравственной стороны воспитанников. Помощники инспектора несли надзор за воспитанниками, проживающими в общежитии, а также на квартирах, в чем ревизор убедился, просматривая квартирные журналы. В воскресные и праздничные дни ученики посещали богослужения в церкви Авраамиевского монастыря, при этом за полтора часа до службы воспитанники собирались в учебном классе, где ректор давал разъяснения дневного Евангельского чтения, главная цель которых заключалась в том, чтобы «возбудить в слушателях религиозную настроенность, приготовить их к имеющему совершиться богослужению.. ,»п.

В казенном общежитии помещалось 140 воспитанников, из них 129 было казеннокоштных, 29 пансионеров. Проблема семинарского здания заключалась в том, коридоры были холодными, поэтому при переходе из одного класса в другой ученики и наставники должны были надевать верхнюю теплую одежду. Вполне естественным следствием этого становятся частые случаи простуды, «которой имел несчастье подвергнуться и ревизор»12. Само расположение семинарии в монастыре было признано неудобным, в виду чего обер-прокурор еще в 1868 году поручил подготовить план и смету на строительство нового здания семинарии и церкви, но в виду скоропостижной кончины архиепископа

13

Иоанна вопрос остался без разрешения .

144 воспитанника размещались в 26 квартирах, 6 проживали в Авраамиевском монастыре, прежде всего, бедные и сироты, не получавшие по успехам в учебе права на казенное содержание. Большая часть квартир находилась в отдаленных, труднодоступных частях города в неблагоприятной

9 Григоревский М. Х. Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии 1873 года. С. 31.

10 Там же. С. 33.

11 Там же. С. 33.

12 Там же. С. 40.

13 РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 44. Л. 87.

обстановке. «В большинстве осмотренных мною квартир не было форточек для вентиляции, к устройству которых я просил о. инспектора располагать домохозяев и в разговоре с некоторыми из них старался сам выяснить им необходимость освежать воздух в комнате, указывая, что недостаточно того, если жильцы выходят иногда из комнаты.Постельного белья в большей части квартир или вовсе не было, или имелась одна простыня и одна наволочка для подушки на целую треть года.В некоторых квартирах, вследствие тесноты помещения, на одной кровати спали по двое воспитанников семинарии даже старших классов, и вовсе не родственников. Я считал необходимым устранить это важное неудобство и просил о. инспектора поставить непременным условием для воспитанников иметь свою особую постель, а для содержателей квартир, чтобы было место для постели каждого, проживающего у них ученика»14. Семинарское начальство обещало приобрести новые постельные принадлежности для воспитанников. «В половине апреля, на пути в Псков, я нарочно остановился в Смоленске посмотреть на обещанные новые одеяла, которые действительно были на постелях учеников и оказались хорошего качества»15.

Ревизия 1876 г, произведенная С. И. Лебедевым, который во второй раз посещал Смоленскую семинарию, отметила улучшения нравственного состояния воспитанников, указав, что возвышением духовного быта учеников, улучшением материального положения и введением порядков нового устава семинария обязана ректору, который в течение десяти лет много сделал, не требуя средств от Синода. Ревизор рекомендовал его к поощрению, однако на момент рассмотрения журнала Учебным комитетом он уже был определён епископом Аксайским, викарием Донской епархии16.

Таким образом, на материалах отчетов ревизий Смоленской духовной семинарии можно отметить положительную динамику развития духовно-учебного заведения после реформы духовной школы 1867 года. Смоленская семинария была определена к преобразованию одной из первых, в 1868 году. Последующие ревизии хоть и свидетельствовали о некоторых проблемах учебной и воспитательной части, а также материального положения воспитанников семинарии, но в то же самое время указывали на наличие явных преобразований и улучшений, что и являлось целью контрольно-ревизионной деятельности Учебного комитета.

14 Григоревский М. Х. Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии 1873 года. С. 43.

15 Там же. С. 41

16 РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1877. Д. 78. Л. 35.

Литература

1. Григоревский М. Х. Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии 1873 года. СПб., 1874. 108 с.

2. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. 807 с.

3. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1868. СПб., 1869.

4. О ревизии коллежским советником Миропольским в 1877 году духовно-учебных заведений Донской епархии // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 9. 1877. Д. 78.

5. По отчету действительного статского советника Лебедева о произведенной им ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии // РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1870. Д. 1.

6. По отчету действительного статского советника Лебедева о произведенной им ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии в 1876 году // РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1877. Д. 73.

7. По отчету коллежского советника Керского о произведенной им ревизии духовно-учебных заведений Смоленской епархии в 1868 году // РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 44.

8. Регламент или Устав духовной коллегии // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Т. 1. СПб.: Синодальная типография, 1879. С. 3-32.

9. Ферапонт (Широков), иером. Развитие среднего духовного образования в Вологодской епархии во второй половине XIX - начале ХХ вв. . Дисс... канд. богослов. СПб.: СПбДА, 2021. 364 с.

Shirokov P. F. (Hieromonk Ferapont)

The Smolensk Theological Seminary during the reform of the 60s of the 19th century (based on the reports made by the auditors of the Educational Committee)

Annotation. The article is devoted to the history of theological education development during the reform of the 1860s by the example of the Smolensk Theological Seminary. The materials of four audits held at the Smolensk Theological Seminary by the auditors of the Educational Committee - S. V. Kersky in 1868, S. I. Lebedev in 1870, M. H. Grigorevsky in 1873 and S. I. Lebedev in 1876 - were used as a source. The purpose of the study is to show the formation process at the educational department in the Smolensk Seminary by analyzing the revisions' materials, as well as to identify the main problems and note the general trend of the development of the theological school in the first post-reform years. As a result, we can conclude that the audits at theological educational institutions made a significant contribution to the development of the secondary theological education and contributed to the formation of the national theological school.

Keywords: theological education reform, theological seminaries, the Smolensk Theological Seminary, revisions at theological schools, the Educational Committee, Bishop John (Sokolov), S. I. Lebedev, M. H. Grigorevsky.

References

• Grigorevskii M. Kh. Otchet o revizii dukhovno-uchebnykh zavedenii Smolenskoi eparkhii 1873 g. [Report on the audit of the spiritual and educational institutions of the Smolensk Diocese of 1873]. SPb., 1874.

• Znamenskii P. V. Dukhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 g. [Theological schools in Russia before the reform of 1808]. Kazan', 1881.

• Izvlechenie iz otcheta po Vedomstvu dukhovnykh del pravoslavnogo ispovedaniia za 1868. [Extract from the report on the Department of Spiritual Affairs of the Orthodox Confession for 1868]. SPb., 1869.

• Reglament ili Ustav dukhovnoi kollegii [Regulations or the Charter of the Spiritual Board]. Polnoe sobranie postanovlenii i rasporiazhenii po vedomstvu pravoslavnogo veroispovedaniia Rossiiskoi imperii. T. 1. SPb.: Sinodal'naia tipografiia, 1879. pp. 3-32.

• Ferapont (Shirokov), ierom. Razvitie srednego dukhovnogo obrazovaniia v Vologodskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX - nachale KhKh vv. [Development of secondary spiritual education in the Vologda Diocese in the second half of the XIX - early XX centuries]. Diss... kand. bogoslov. SPb.: SPbDA, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.