Научная статья на тему 'SMM-ПРОДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. САМАРА'

SMM-ПРОДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. САМАРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
982
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM-ПРОДВИЖЕНИЕ / ТАРГЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС / SMM PROMOTION / TARGETING / PROMOTION / SOCIAL NETWORKS / CATERING MARKET / RESTAURANT BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкина Светлана Валерьевна, Дектярева Анастасия Валерьевна

В данной статье рассматривается понятие SMM-продвижения, его функции и актуальность в современных условиях. Особое внимание уделяется SMM-продвижению как инструменту развития ресторанного бизнеса на примере предприятий общественного питания г. Самара. Анализируются различные социальные сети, используемые предприятиями для продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMM-PROMOTION AS AN INSTRUMENT FOR THE DEVELOPMENT OF RESTAURANT BUSINESS ON THE EXAMPLE OF FOOD ENTERPRISES G. SAMARA

This article discusses the concept of SMM promotion, its functions and relevance in modern conditions. Particular attention is paid to SMM promotion as a tool for the development of the restaurant business using the example of catering enterprises in Samara. It analyzes the various social networks used by enterprises for promotion.

Текст научной работы на тему «SMM-ПРОДВИЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Г. САМАРА»

SMM-продвижение как инструмент развития ресторанного бизнеса на примере предприятий общественного питания г. Самара

SMM-promotion as an instrument for the development of restaurant business on the example

of food enterprises g. Samara

Гранкина Светлана Валерьевна

к. э. н., доцент

Самарский государственный экономический университет

Россия, Самара

Grankina Svetlana Valerevna

c. n., Associate Professor

Samara State University of Economics Russia, Samara

Дектярева Анастасия Валерьевна

магистрант

Самарский государственный экономический университет

Россия, Самара

Dektyareva Anastasia Valerevna

student

Samara State University of Economics Russia, Samara

Аннотация.

В данной статье рассматривается понятие SMM-продвижения, его функции и актуальность в современных условиях. Особое внимание уделяется SMM-продвижению как инструменту развития ресторанного бизнеса на примере предприятий общественного питания г. Самара. Анализируются различные социальные сети, используемые предприятиями для продвижения.

Ключевые слова: SMM-продвижение, таргетинг, продвижение, социальные сети, рынок общественного питания, ресторанный бизнес.

Annotation.

This article discusses the concept of SMM promotion, its functions and relevance in modern conditions. Particular attention is paid to SMM promotion as a tool for the development of the restaurant business using the example of catering enterprises in Samara. It analyzes the various social networks used by enterprises for promotion.

Key words: SMM promotion, targeting, promotion, social networks, catering market, restaurant business.

SMM-маркетинг - это наиболее популярная форма продвижения товаров и услуг в социальных сетях на сегодняшний день. В России тенденция к продаже и продвижению товаров через сеть Интернет появилась относительно недавно, около 5 лет назад.

Современное определение SMM-маркетинга - это все социальные медиа, главной целью которых является построение социальных взаимоотношений между продавцом и покупателем с целью осуществления продажи продукции или услуг и информирования потенциального клиента о товаре.

SMM используется организациями не только для информирования потенциальных клиентов о предлагаемых товарах и услугах, но и для создания благоприятного имиджа и бренда компании. Предметом продвижения сегодня может быть все, что угодно, не только товар или услуга, но и личность (маркетинг личности) [1].

SMM - маркетинг включает в себя:

- организацию мероприятий компании;

- организацию рекламных компаний и акций бренда;

- ведение информативного блога о товарах и услугах компании;

- создание благоприятного имиджа компании за счет контактирования с потенциальными и фактическими клиентами благодаря ведению социальных сетей.

SMM-маркетинг в условиях информатизации и перемещения продаж в онлайн пространство, обладает рядом преимуществ, и популярность продвижения в социальных сетях обуславливается следующими факторами [2].

Во-первых, главным плюсом SMM является возможность охвата широкой аудитории и настройка таргетинга (т.е. отображение рекламных постов исключительно для целевой аудитории, которая формируется в социальных сетях по таким признакам как пол, интересы, возраст и т.д.).

Таргетинг - это возможность направить рекламное сообщение той целевой аудитории, которой точно будет интересно предложение. В социальных сетях сегодня выделяется порядка 15 пунктов или признаков, по которым можно определить ЦА.

Во-вторых, выбирая продвижение через социальные сети, предприятие, исходя из целевой аудитории, может выбрать наиболее подходящую социальную сеть (Instagram популярен для молодежи, Facebook используется людьми в возрасте от 25 лет и является благоприятной платформой развития товаров более дорогого сегмента и т.д.).

В-третьих, управление социальными сетями не требует больших вложений и много времени, достаточно уделять бизнес-аккаунту по часу в день стабильно, чтобы охват рос, подписчики и клиенты присоединялись к сообществу и совершали покупки. К тому же, в связи с развитием SMM, разрабатываются программы, которые помогают настроить автопостинг, массфоловинг, масслайкинг, тем самым, привлекая все большую аудиторию.

Еще одним преимуществом SMM-маркетинга является наличие встроенных в приложения аналитических систем (как «статистика» в Instagram), которые позволяют отслеживать, какие посты наиболее интересны читателю блога, какие набирают большей лайков или просмотров.

Креативность SMM-менеджера позволяет создавать рекламу в ненавязчивой форме, и подавать пользователю социальных сетей не в качестве навязчивой рекламы, а виде полезной рекомендации. Это достигается благодаря «умным» настройкам поисковика или браузера, когда в рекомендации и рекламу попадают те новости, товары и услуги, которые интересы пользователю. Этот список интересов формируется, исходя из прошлых запросов в системе.

Одним из главных преимуществ SMM по мнению подписчиков бизнес-аккаунтов и сайтов является возможность прямого контакта с представителем организации. Со стороны компании проводится активная работа с отзывами, положительные отзывы размещаются в соответствующих разделах, а с негативными отзывами проводится работа и исправления [4]. Это создает образ компании, которая дорожит мнением клиента, и прикладывает усилия для улучшения качества продукции и сервиса, что приводит к росту лояльности клиента и в целом повышает уровень конкурентоспособности и рейтинг организации.

Если еще несколько лет назад SMM-продвижение было актуально только для магазинов и бутиков, то сегодня этим инструментом продвижения и развития пользуются и предприятия общественного питания. Сфера общественного питания динамична: на смену закрывающимся заведениям приходят новые с актуальными «фишками», появляются новые направления кухни, что способствует росту интереса потребителей к услугам предприятий общественного питания и еще более динамичному развитию сферы общественного питания [3].

О развитии сферы общественного питания в Российской Федерации свидетельствуют данные из Росстата. Оборот рынка общественного питания в РФ за 2016-2019гг. представлен на рисунке 1.

1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000

1019617

1293353

0

2016

2017

2018

2019

Рисунок 1. Оборот рынка общественного питания в РФ, 2016-2019гг., млн. руб. [8]

Рынок общественного питания активно развивается ив г. Самара, на сегодняшний день согласно официальным данным в г.Самара функционирует более 220 предприятий общественного питания. На рисунке 2 представлена структура рынка общественного питания г. Самара в 2019г.

В условиях ожесточенной конкуренции предприятиям общественного питания приходится применять разные инструменты для привлечения клиентов и увеличения объемов продаж. Наиболее используемым сегодня является продвижение предприятия через социальные сети, создание официального сайта, что способствует активной коммуникации с потребителями услуг. SMM-продвижение услуг предприятия общественного питания на разных платформах позволяет:

- организовывать рекламные кампании и информировать подписчиков о предстоящих мероприятиях на базе предприятия общественного питания;

- создать благоприятное впечатление о заведении и повысить уровень лояльности посетителей и подписчиков;

- повысить уровень конкурентоспособности и увеличить шансы «быть найденным» через «поиск» в браузере или в рамках конкретной социальной сети и т.д.

Предприятия общественного питания сегодня активно используют социальные сети для продвижения, однако, при создании аккаунта в социальной сети следует изучить возрастную структуру, специфичную для

■ Фастфуд и стритфуд ■ Кафе-бары ■ Рестораны ■ Уличные киоски Рисунок 2. Структура рынка общественного питания г. Самара, 2019г. [8]

платформы. Сегодня самыми популярными социальными сетями для продвижения являются Instagram, ВКонтакте, Facebook, Одноклассники. Рассмотрим средний возраст пользователей данных социальных сетей [6].

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рисунок 3. Средний возраст пользователей социальных сетей

Важным этапом при SMM-продвижении является выбор платформы в соответствие с целевой аудиторией заведения [1]. Так, анализируя предпочтения пользователей социальных сетей в соответствии с их возрастом и предполагаемым доходом, можно сделать вывод, что для целевой аудитории Instagram идеально подходит реклама и продвижение недорогих заведений (фастфуд, стритфуд, кофейни, уличные киоски), поскольку Instagram - молодежная социальная сеть, и в основном пользователи Instagram - студенты, молодежь. Целевая аудитория социальной сети Facebook старше, там продвигаются бары и рестораны более дорогого ценового сегмента.

Однако такое распределение все же условно, сегодня самой популярной социальной сетью и наиболее подходящей для рекламирования платформой является Instagram.

По официальным данным социальная сеть Instagram на 2019г.:

- насчитывает на 2019г. 800 млн. активных пользователей в месяц и 500 млн. активных пользователей ежедневно;

- 90% пользователей Instagram младше 35 лет;

- на платформе опубликовано более 40 млрд. постов;

- более 49% всех мировых брендов имеют официальную страницу в Instagram;

- российских пользователей сети 72 млн. чел., из которых 77% - женщины [7].

Анализируя статистику социальной сети, можно утверждать, что она действительно считается довольно привлекательной для выбора ее в плане платформы продвижения предлагаемого продукта или услуги.

Рестораны, кафе, кофейни и бары г. Самара так же активно используют Instagram в качестве платформы для продвижения, самим продвижением занимаются SMM-специалисты и менеджеры по рекламе заведений. Предприятия общественного питания также используют и другие социальные сети, а также официальные сайты, благодаря которым происходит продвижение и реклама заведений.

Для оценки использования социальных сетей исследования рынка общественного питания и продвижения заведений на рынке г. Самара, были выбраны 5 несетевых (одноформатных) заведений: «Черчилль», «Три Оленя», «Хоровод», «Sky Bar», «Матильда: кофе и десерты».

Таблица 1 . Анализ использования социальных сетей и других платформ предприятиями общественного _____ питания г. Самара

«Черчилль» «Три оленя» «Хоровод» «Sky Bar» «Матильда: кофе и десерты»

Instagram + + + + +

Вконтакте + + - + -

Сайт + + + + -

Результаты исследования представлены на рисунке 4.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

Рисунок 4. Статистика использования предприятиями общественного питания г. Самара разных социальных сетей или собственного сайта с целью продвижения и рекламы

Социальная сеть Instagram используется всеми предприятиями общественного питания из анализируемых. Все предприятия информируют подписчиков о предстоящих мероприятиях, изменениях в графике работы, делятся фотографиями с прошедших концертов и событий, обновляют информацию по меню заведения и активно коммуницируют с подписчиками, делятся отзывами в соответствующих разделах или постах.

Социальная сеть «ВКонтакте» менее популярна, ей пользуются только 60% заведений («Черчилль», «Три Оленя», «Sky Bar»). В отличие от «Три Оленя» и «Sky Bar», ресторан «Черчилль» менее активно публикует посты и обновляет контент группы, «Три Оленя» и «Sky Bar» выкладывают посты стабильно 2-3 раза в неделю.

Также рассматриваемые предприятия общественного питания уделяют внимание развитию и продвижению заведения через создание и наполнение соответствующим контентом официального сайта. 80% заведений осознают необходимость в его создании, только кофейня «Матильда: кофе и десерты» не использует сайт для продвижения, однако, эта кофейня является одной из самых молодых на рынке общественного питания в г. Самара, поэтому, вероятно, что с течением времени заведение обзаведется официальным сайтом.

Анализируя деятельность по продвижению ресторанов и заведения общественного питания г. Самара, стоит отметить, что все социальные сети и платформы используют: «Черчилль», «Три Оленя» и «Sky Bar».

Ресторан русской кухни «Хоровод» не обладает страницей в социальной сети «ВКонтакте», а кофейня «Матильда: кофе и десерты» ведет исключительно страницу в Instagram. Вероятно, что выбор платформ и социальных сетей для продвижения заведений происходит на основе анализа предпочтений посетителей, их возрастной и половой структуры и т.д.

Важно подчеркнуть то, что несмотря на широкий спектр имеющихся у предприятий общественного питания возможностей продвижения и рекламирования заведения, 100% заведений активно пользуются и продвигаются на платформе Instagram.

В целом, анализируя рынок общественного питания, рассмотрев динамику его развития и изучив его структуру, можно утверждать, что сфера общественного питания действительно развивается динамично. Это в свою очередь способствует постоянному повышению конкуренции среди заведений, каждое из них борется за клиента, привлекая его скидками, интересными мероприятиями, изумительной кухней или невероятным сервисом. Идеально, когда предприятие также уделяет внимание SMM-продвижению заведения. SMM-продвижение - это современный инструмент, необходимый предприятиям для построения социальных взаимоотношений между представителем предприятия (заведением) и посетителем (подписчиком). SMM позволяет предприятиям общественного питания:

- организовывать рекламные кампании и информировать подписчиков о предстоящих мероприятиях на базе предприятия общественного питания;

- создать благоприятное впечатление о заведении и повысить уровень лояльности посетителей и подписчиков;

- повысить уровень конкурентоспособности и увеличить шансы «быть найденным» через «поиск» в браузере или в рамках конкретной социальной сети и т.д.

SMM-продвижение - это один из наиболее эффективных и простых в управлении инструментов продвижения, которое в условиях современной экономики и конкуренции необходимо каждому, желающему стабильно развиваться и расширяться предприятию, в т.ч. и предприятию общественного питания. Анализ рынка общественного питания г. Самара показал, что заведения серьезно относятся к вопросу продвижения и активно пользуются социальными сетями с целью рекламы и развития заведения.

Список используемой литературы:

1. Мрочковский К.В. Социальные сети. Источники новых клиентов для бизнеса, СПб., 2017.

2. Сенаторов А.Б. Битва за подписчика в «ВКонтакте»: SMM-руководство, Москва, 2016.

3. Халилов Д.А. Маркетинг в социальных сетях. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

4. Маркетинг в социальных медиа (SMM), SMO, PR в Интернет. [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.russianpromo.ru/advertising/SMM (дата обращения: 18.09.2020).

5. Продвижение в социальных сетях (SMM) // Сайт журнала «Денежный дракон». [Электронный источник]. - Режим доступа: http://emagnat.ru/tag/smm (дата обращения: 19.09.2020).

6. Эффективность продвижения в социальных сетях на примере ВКонтакте. [Электронный источник]. -Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=819973 (дата обращения: 19.09.2020).

7. Отборная Instagram-статистика. [Электронный источник]. - Режим доступа: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/otbornava-instagram-statistika-chto-mY-imeem-k-2018/ (дата обращения: 20.09.2020).

8. Тенденции развития рынка общественного питания в России. [Электронный источник]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28107/ (дата обращения: 20.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.