Научная статья на тему 'Смирение и гордость'

Смирение и гордость Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1178
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИРЕНИЕ / HUMILITY / СКРОМНОСТЬ / MODESTY / ГОРДОСТЬ / PRIDE / ТЩЕСЛАВИЕ / VANITY / ВЫСОКОМЕРИЕ / ARROGANCE / ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ / SPIRITUAL WISDOM / ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ / TRANSFORMATION / SELF-REPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Апраксина Нина Дмитриевна

Автор данной статьи раскрывает суть слов «смирение» и «гордость». Представлены толкования этих слов не только известными учеными, но и религиозными представителями мировых религий: Православного христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма. Раскрыты признаки смирения и гордости, духовная мудрость верующих людей, степени совершенного смирения и способ трансформирования гордости в смирение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of this article reveals the essence of the words «humility» and «pride». These words are explained not only by the scientists but by the religious representatives of world religions, such as Orthodox Christianity, Islam, Judaism, Hinduism, Buddhism. The article deals with the characteristic features of humility and pride, spiritual wisdom of religious people, steps of perfect humility and the transformation way of pride into humility.

Текст научной работы на тему «Смирение и гордость»

J

L

^ Теория и история культуры

Примечания

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва: Республика, 1994.

2. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва: АСТ, 1998.

3. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — Москва: Прогресс,1990.

4. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм // Психоанализ и этика. — Москва: АСТ, 1998.

5. Mumford, L. The myth of the machine. Technics and human development / L. Mumford. — N.-Y.,1967.

6. Siann, G. Accounting for Aggression: Perspectives on Aggressions and Violence / G. Siann. — Boston, 1985. — P. 118—119.

МИРЕНИЕ И ГОРДОСТЬ

Н. Д. Апраксина

Альметьевский государственный нефтяной институт (Альметьевск), Республика Татарстан

Автор данной статьи раскрывает суть слов «смирение» и «гордость». Представлены толкования этих слов не только известными учеными, но и религиозными представителями мировых религий: Православного христианства, ислама, иудаизма, индуизма, буддизма. Раскрыты признаки смирения и гордости, духовная мудрость верующих людей, степени совершенного смирения и способ трансформирования гордости в смирение.

Ключевые слова: смирение, скромность, гордость, тщеславие, высокомерие, духовная мудрость, трансформирование.

The author of this article reveals the essence of the words «humility» and «pride». These words are explained not only by the scientists but by the religious representatives of world religions, such as Orthodox Christianity, Islam, Judaism, Hinduism, Buddhism. The article deals with the characteristic features of humility and pride, spiritual wisdom of religious people, steps of perfect humility and the transformation way of pride into humility.

Key words: humility, modesty, self-reproach, pride, vanity, arrogance, spiritual wisdom, transformation.

Слово «смирение» произошло от латинского humilitas (humus), что означает «плодородная земля» или просто «земля». Антоний Сурожский четко определил суть этого слова: «И, если взять землю, как притчу, то вот она лежит безмолвная, открытая под небом... И семя она принимает, и навоз и все, что мы выкидываем из нашей жизни; в нее врезается плуг и глубоко ее ранит, и она остается открыта, безмолвна... Она все принимает и из всего приносит плод. Смирение — это именно состояние человеческой души, человеческой жизни, которая безмолвно, безропотно готова принять все, что будет

дано и из всего принести плод» (6).

В «Словаре сути слов» В.П. Гоча «смирение» объясняется как «движение в потоке Божественной Любви» (2). Можно согласиться, что смирение есть движение с миром и любовью. А поскольку жизнь — движение вперед, продвижение не хаотическое, а упорядоченное, то оно идет мирно, в согласии с природными явлениями.

В толковых словарях русского языка Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой смирение определяется как отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле, кротость, покорность.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 61-64 61

J

L

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

С английского языка слово humility переводится как «смирение, скромность, покорность, смирение»; оно образовано от глагола humiliate — унижать. Можно предположить в связи с этим, что смирение даром человеку не дается, а приобретается после частых унижений, оскорблений. Но не каждый человек может быть смиренным, это нужно выстрадать, покорить свой внутренний мир. В словах современных языков сокрыты отзвуки древних значений, которые способны донести до нас первоначальную энергию слов. Длительное использование слов внесло коррективы в смысл слов, но и в настоящее время отзвуки древнего значения различимы в них.

«Гордость» в «Словаре сути слов» В.П. Гоча означает: «1. Господа радость (возникает при творчестве); 2. суть нераскрытого творчества; 3. суть гордого» (2). Слово «гордость» состоит из буквосочетания «Го + Р(а)дость», то есть Господа Радость, возникающая при творчестве. Следовательно, нам нужно радоваться Господу, сотворившему наш мир, удивительную природу, а не самим гордиться, что мы сотворили этот мир, суть творения которого нам непосильно раскрыть.

В толковом словаре Е.Ф. Ефремовой гордость объясняется как: 1. чувство собственного достоинства, самоуважения; 2. чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительной деятельности; 3. тот, кем или то, чем гордятся. С.И. Ожегов рассматривает гордость как чувство высокомерия, чрезмерного высокого мнения о себе. Следует заметить, что гордость, как высокомерие, черта характера, которая для человека является чрезмерно опасной, так как человек не должен себя ставить выше Бога, Творца. Во всем необходима мера, смирение гордыни, самоуважение в сочетании с уважением и доброжелательностью к другим, удовлетворение от достигнутых успехов как своих, так и других людей.

От гордыни у людей развивается тщеславие, на английском языке это звучит как proper pride, что дословно означает «соб-

ственная гордость», когда человек пытается построить нечто величественное ради своей славы собственными силами. В результате получается обычно плохо и ужасно. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — сказано в Библии.

По существу, гордость является крайней самоуверенностью, страшной духовной болезнью, которая очень трудно излечивается. К симптомам гордости можно отнести жажду похвал, нетерпение поучений и упреков, мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других; постоянная игра на сцене в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои недостатки. Знания, опыт и способности гордец начинает переоценивать, жаждет командовать, убежден в правоте своего пути.

Каковы же признаки гордости и тщеславия? Оптинские старцы отмечают, что те, которые не видят в себе тщеславия и гордости, имеют эти качества, и где нет смирения, там господствует гордость. Каждому человеку не чужды эти качества, только в разных степенях. За гордость человеку даются падения, соблазны, ссоры, споры, страх, гнев, непокорность, осуждение и он лишается добрых дел. Лучше иметь физические боли в теле, чем гордость, которая вреднее пре-любодейства и убийства. Прощения просить трудно тому, кто горд. Преподобный Анатолий различает гордость мирскую — это мудрование, и гордость духовную — это самолюбие. А лучшим учителем от избавления этих свойств являются самоукорение и смирение.

Святые отцы при всей праведности считали себя хуже всех и самыми последними из всех, говоря это не только устами, но и сердцем. Смиренный человек — счастливый человек, который всегда спокоен, всем доволен, ни на кого не раздражается и никого не винит в своих неудачах; в нем нет поспешности, легкомыслия, смущения. Смирение — это нечто великое и божественное, а путь к нему — считать себя ниже всех, то есть не замечать чужих грехов, а смотреть на свои

J

грехи, с радостью принимать всякие поношения и бесчестия. Монах Амвросий полагается на три степени совершенного смирения: 1. покоряться старейшинам, не превозноситься над равными, 2. покоряться равным, не превозноситься над меньшими, 3. покоряться меньшим (1).

Отличить гордость от смирения можно, глубоко вникая в духовную мудрость святых отцов:

1. Кто уступает, тот больше приобретает.

2. Смирение есть примирение с теми, которые нас обидели или которых мы обидели.

3. В обращении с другими не имейте суровости, но имейте в мысли, что каждый человек имеет одно с вами предназначение.

4. Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко, но сохраняй смирение со всеми: друг это или враг, знатный или ничтожный человек — в этом смирение.

5. Преуспевать в добродетели — значит преуспевать в смирении.

6. Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается ими.

7. Совершенство смирения состоит в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения.

8. В гордости скрывается обоготворение себя.

9. Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко.

10. Кто возносится естественными дарованиями: остроумием, понятливостью, искусством в чтении и другими способностями, тот никогда не получит выше естественных благ; ибо неверный в малом — и во многом неверен и тщеславен.

11. Гордость есть доказательство скудости ума. Гордый человек рабски пресмыкается перед высшими, льстит и угождает им и несет рабство хуже всякого покупного раба.

12. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

13. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что во свете (7).

В Коране сказано: «Преуспеют те верующие, которые в молитве своей смиренны...»

^ Теория и история культуры

(сура «Верующие»: 1—2). Истинное смирение (по-арабски «хушуа») — не всегда то же самое, что смирение внешнее, кричать о смирении есть форма высокомерия. Подразумевается, что смирение во время молитвы — это присутствие сердца пред Аллахом Всевышним, когда молящийся представляет себе, что он близок к Нему. Смирение не приносит награды автоматически — это лишь средство достижения цели, позволяющее человеку действовать определенным образом. Требуемой и принятой молитвой станет такая, которой способствует размышление и страх, ощущение, что ты действительно стоишь пред Всевышним, что тебя видит Тот, Кому ты поклоняешься. И такая молитва станет гораздо более ценной, нежели произнесение определенных слов и совершение определенных движений телом, которые не сопровождаются размышлением разума и смирением сердца (4).

В иудаизме скромность, или смирение (анава), рассматривается следующим образом: «Человек всегда должен быть скромен в своих поступках — с отцом своим и матерью своей, и с учителем своим, и с женой, и с детьми, и с ближними, и с дальними, и даже с гоем на рынке, дабы быть любимым на небесах и приятным на земле, и принятым среди людей, и дабы всю свою жизнь сохранять доброе имя» (Учение Двей Элиягу,15). «Смирение — одно из важнейших нравственных качеств. ... И следует тебе учиться у Моше Рабейну, да почиет он в мире, который достиг совершенства умственного и нравственного до пророческой степени. Он был велик в Торе, велик в мудрости, велик в пророчестве, но прославил его Господь за смирение его и сказал: А муж Моисей — смиреннейший из всех людей, которые на земле» (Чис. XII, 3) (Рамбам*, Перуш Ьа-мишнайот). Особое смирение должен человек проявлять в своей учености: не гордится своими знаниями, и если он чего-либо не знает, не стесняться спросить даже у менее мудрого, а тем более — у мудрейшего.

Смирение в индуизме является одним из самых сильных инструментов для обузда-

J

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

ния эго, самого беспокоящего аспекта нашей личности. Хотя в нашей ежедневной жизни эго, в некоторых ситуациях, может быть даже нашим лучшим другом, однако в духовной жизни оно представляет источник большого беспокойства. Множество исследований обнаружили интересный факт, что люди в бедных странах — одни из самых счастливых людей в мире. Возможно, ключ находится в том, что они не цепляются за собственность и не ищут постоянно денежной выгоды в общении друг с другом. Также они с большей легкостью помогают друг другу и делятся печалями и радостью между собой. Если человек добился успеха в деньгах или статусе, он должен еще больше стремиться к смирению, которое приходит от уважения окружающих людей. Это справедливо и для образованного человека. С духовной точки зрения все мирское знание часто является препятствием на Пути. И чтобы получить знание, нужно стать маленьким (смиренным), воспитать в себе достаточные добродетели, а это невозможно купить. Необходимо учиться смотреть на свои достижения как на милость Бога и на свои ошибки, как на свое собственное, которое нужно улучшить. Это сделает нас смиренными.

В буддизме противоположности не есть противоположности, а — взаимные дополнения, которые можно превращать друг в друга. Они — две стороны одной медали. Это великая мудрость буддийского мастера Атиши (5, с. 107). В нашем примере с понятиями смирение и гордость не следует ненавидеть гордого человека, так как он создает

возможность для существования смиренного человека. Искусство трансформирования негативного в позитивное — это искусство понимания необходимости противоположного. Только в таком случае происходит трансформирование гордости в смирение.

В современном обществе кротость и смирение ставятся ниже гордости и самолюбия, которые уже не считаются величайшими пороками, а необходимым атрибутом каждого «порядочного» человека. Взгляд на жизнь как на наслаждение быстро приводит к разочарованию, отчасти вследствие того, что иногда земные наслаждения связаны с большими страданиями: ты хочешь наслаждаться, а жизнь тебе дает одни горечи и удары, ты хочешь быть богатым, но, достигая богатства, теряешь здоровье, ты хочешь любить, а тебя не любят. Таким образом, наслаждение превращается в несчастье, и в душе обделенного человека ничего не остается — одно разочарование и подавляющая душевная пустота, ведущая к тяжелым душевным болезням. Практикующий врач С. Апраксин убежден, что гордость приводит к физиологическим и патологическим изменениям в организме человека: болезням сердечнососудистой системы и нервно-психическим заболеваниям, психопатии, шизофрении, дискогенным радикулитам, остеохондрозам и другим болезням позвоночника (3, с. 172). Каждый человек имеет право выбора: быть смиренным или гордым, или просто разумно наблюдать за всем происходящем во внутреннем мире и внешнем мире, преобразуя их в нечто прогрессивное.

Примечания

1. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. — Москва: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2009. — Том 1, Том 2. — С. 168—179. С. 324—363.

2. Гоч, В. П. Словарь сути слов / В.П. Гоч. — Тюмень: Истина, 2003.

3. Зоберн. В. Православный лечебник / В. Зоберн. — Москва: Изд. Владимирской епархии, 2008.

4. Кулиев, Э. Р. Коран. Смысловой перевод и комментарии / Э.Р. Кулиев. — Москва: Умма, 2003.

5. Ошо. Книга мудрости / Ошо. — Санкт-Петербург: Изд. группа «Весь», 2008.

6. Сурожский Антоний. Проповеди и беседы / Сурожский Антоний. — Москва: Либрис, 1991.

7. Цветник духовный. — Москва: Изд. Владимирской епархии Русская миссия, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.