Научная статья на тему 'СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" ИЛИ СЛУГА ВЛАСТИ?'

СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" ИЛИ СЛУГА ВЛАСТИ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
701
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MASS MEDIA / POLICY TOOL / FORMS AND METHODS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мрочко Леонид Владимирович, Пирогов Александр Иванович

Осмысление предназначения СМИ как важнейшего социального и политического института - первоочередная задача сегодняшнего дня. Проводимые в России реформирование политической системы, государственного устройства, социально-экономические и культурно-духовные преобразования, демократизация общественных отношений диктуют необходимость не только изменения содержания и направленности СМИ, но и требуют коренного изменения их места и роли как важнейшего инструмента реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения жизнедеятельности российского общества. Эти вопросы могут быть решены только в рамках совершенствования форм и методов деятельности СМИ в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA IN MODERN SOCIETY: THE “FOURTH POWER” OR A SERVANT OF POWER?

Understanding the mission of the media as the most important social and political institution is a priority today. Reforms of the political system, state system, socio-economic and cultural-spiritual transformations, democratization of public relations carried out in Russia dictate the need not only to change the content and orientation of the media, but also require a radical change in their place and role as the most important tool for implementing public policy in the field of information ensuring the life of Russian society. These issues can only be resolved within the framework of improving the forms and methods of media activity in modern society.

Текст научной работы на тему «СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" ИЛИ СЛУГА ВЛАСТИ?»

УДК 32.019.51:645.19 Б01: 10.24151/2409-1073-2020-2-165-174

СМИ в современном обществе: «четвертая власть» или слуга власти?

Л. В. Мрочко1, А. И. Пирогов2

Московский гуманитарный университет1 dr.discussion@yandex.ru

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»2

aipirogov2013@gmail.com

Осмысление предназначения СМИ как важнейшего социального и политического института — первоочередная задача сегодняшнего дня. Проводимые в России реформирование политической системы, государственного устройства, социально-экономические и культурно-духовные преобразования, демократизация общественных отношений диктуют необходимость не только изменения содержания и направленности СМИ, но и требуют коренного изменения их места и роли как важнейшего инструмента реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения жизнедеятельности российского общества. Эти вопросы могут быть решены только в рамках совершенствования форм и методов деятельности СМИ в современном обществе.

Ключевые слова: средства массовой информации; инструмент политики; формы и методы деятельности.

Media in modern society: the "fourth power" or a servant of power?

L. V. Mrochko1, A. I. Pirogov2

Moscow University for the Humanities1 dr.discussion@yandex.ru

National Research University Moscow Institute of Electronic Technology2 aipirogov2013@gmail.com

Understanding the mission of the media as the most important social and political institution is a priority today. Reforms of the political system, state system, socio-economic and cultural-spiritual transformations, democratization of public relations carried out in Russia dictate the need not only to change the content and orientation of the media, but also require a radical change in their place and role as the most important tool for implementing public policy in the field of information ensuring the life of Russian society. These issues can only be resolved within the framework of improving the forms and methods of media activity in modern society.

Key words: mass media; policy tool; forms and methods of activity.

Социально-политические и правовые условия протекания массовых информационных процессов в демократическом обществе создают своеобразный информационный фон, информационный порядок, который или оптимизирует (ускоряет) течение данного процесса, или осложняет (затормаживает) его. При этом может возникать и социальная дезинформация, представляющая собой распространение искаженных или заведомо ложных сведений, что может привести к непредсказуемым последствиям воздействия на массовое сознание и общественное мнение. Поэтому содержание СМИ имеет, в первую очередь, социально- политическую окраску и направленность.

В последние годы социологи фиксируют снижение доверия россиян к государственным СМИ: с 65% в январе 2016 года до 47% в ноябре 2018 года. В то же время доверие к негосударственным СМИ за тот же период выросло почти в два раза: с 13% до 25%.1 Эта тенденция сохраняется и сегодня. Критике подвергаются и печатные, и электронные СМИ. Больше всего «достается» телевидению. Причины известны: «замалчивание» острых проблем, засилье криминала и различных ток-шоу. Складывается такое впечатление, что СМИ намеренно «уводят» аудиторию от реальностей жизни.

Ранее СМИ зачастую называли «четвертой властью». По этому поводу существует множество различных точек зрения. Кто-то разделяет такую позицию, кто-то отвергает, ссылаясь на то, что у СМИ нет властных полномочий. Да, у СМИ нет полномочий принимать государственные решения, издавать нормативно-правовые акты, регламентирующие общественную жизнь. Но у СМИ есть другие «властные» полномочия — воздействие на общественное мнение, формирование политического сознания, социальная ориентация людей.

Как показывают опросы, журналисты оказывают серьезное и положительное влияние на жизнь страны. Так считают 39% респондентов, 12% придерживаются противоположного

мнения, еще 31% отрицают влияние в принципе. Не превращаются ли современные СМИ из так называемой «четвертой власти» в нового слугу власти?

Социально-политическая и правовая постановка проблемы роли СМИ в современном обществе позволяет обратить особое внимание на выработку теоретической концепции и практики взаимодействия политической системы, права и СМИ [1]. При этом содержание собственно социально-политического и правового аспектов заключается в выяснении социально ориентированного смысла деятельности СМИ по освещению жизнедеятельности общества, характера и степени их воздействия на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Роль СМИ в современном обществе обусловлены двумя значимыми факторами. Во-первых, они являются мощным инструментом воздействия на общественное сознание и формирования общественного мнения, а, значит, несут ответственность перед обществом на свою деятельность по созданию и распространению массовой информации. Во-вторых, являясь частью социальной и политической системы в целом со всеми присущими им правами и обязанностями участвуют в управлении обществом и регулировании политических, социальных, правовых, экономических, духовных и других отношений. Наиболее существенна роль СМИ в политической деятельности.

СМИ, органически связанные с политическими отношениями и идеологией, существующие в рамках определенного социума, являются важнейшими инструментами политической деятельности. Своими специфическими средствами СМИ участвуют в решении общественных проблем путем выработки на основе анализа явлений действительности с присущих ей позиций управленческих решений на уровне государства, убеждении масс в их справедливости, необходимости, обоснованности. Убеждая в правоте предлагаемых властью (или отвергая) политических решений, завоевывая на свою сторону

1 См.: Дергачев В., Истомина М. Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ// Политика. 27 ноября. 2018. РБК: https://www.rbc.ru/politics/27/11/2018/5bfd31189a79475d5dae5a51

сторонников и единомышленников, СМИ идеологически и политически обеспечивают движение общества по пути прогрессивного развития.

Власть СМИ означает их свободу, гласность, доступность широким слоям населения, право получения необходимых сведений и т.д. Ее реализация может проходить различными путями, обеспечивая круглосуточное функционирование информационных потоков. Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной, информационной. Участвуя в управлении общественными делами в качестве «четвертой власти», СМИ включены в политическую деятельность, является важнейшим инструментом политики тех государственных институтов, партий, общественных организаций и институтов гражданского общества, интересы которых прямо или косвенно представляют различные СМИ.

Роль СМИ в политике неоднозначна. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных для реализации многообразных задач информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации [2]. Пресса, радио, телевидение претендуют сегодня на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов», на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, коррупции в коридорах власти, росте наркомании и преступности и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Более того, многие журналы и газеты, радиовещательные и радиотелевизионные компании держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании

секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Необходимо отметить и то, что, апеллируя к чувственным компонентам сознания (любовь к Родине, националистические и патриотические настроения и др.), СМИ способны организовать поддержку значительными слоями населения тех или иных правящих кругов, либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандисткой кампании все становится на свои места [3].

Эта особенность четче всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний. Согласно результатов многих социологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх за свое будущее и т.п. Вместе с тем у людей, часто пользующихся услугами СМИ, более легко вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира. Причем разные категории населения могут реагировать на эти явления по-разному. Нескончаемые сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках и т.д. одних наводят на мысль о необходимости «твердой руки», сильной личности, способной положить конец анархии, обеспечить закон и порядок и т.д., других вынуждает уйти в частную жизнь, третьих — присоединиться к разного рода общинам, религиозным сектам и т.д.

Иными словами, СМИ, будучи частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами, в той или иной мере сами воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, нередко взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. Одному человеку или отдельной группе людей невозможно ни голосовать за все партии или за всех кандидатов сразу, ни покупать все рекламные товары, ни согласиться со всеми предлагаемыми

мнениями. И хотя программы и материалы СМИ в своей совокупности оказывают влияние на формирование общественного мнения, они не «штампуют» его (решение избирателя голосовать за ту или другую партию или конкретного кандидата определяется целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов).

СМИ сами по себе не всегда и не обязательно являются инициаторами или субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса: их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются [4]. Перефразируя высказывание известного английского историка Дж. М. Тревеля, согласно которому политика — результат, а не причина социальных изменений, можно сказать так: то, что СМИ являются инструментом изменений в том или ином направлении, определяется в конечном счете задачами и потребностями каждой конкретной общественно-исторической ситуации. С этой точки зрения, СМИ лишь один из инструментов, дополнительный фактор, способствующий изменениям.

Характер взаимоотношения правительства и СМИ определяется целым рядом обстоятельств, внутренними проблемами страны, ситуацией в мире и многими другими. Для получения информации по важнейшим вопросам государственной политики СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно руководителям партий, государств и правительств, являющихся источником информации «из первых рук». Связи власть имущих и СМИ осуществляются по многим каналам,

Важную роль во взаимоотношениях между политическими деятелями и представителями СМИ играет институт пресс-конференций (брифингов, «круглых столов» и т.д.). Институт пресс-конференций способствует установлению тесных взаимосвязей между властными структурами и СМИ. Для

руководителей государства он стал весьма удобным механизмом мобилизации общественного мнения в поддержку своего политического курса, а для СМИ — новым источником политической информации. постепенно пресс-конференции превратились в общепризнанную форму политической коммуникации и информации. Искусством их проведения постепенно овладевают и современные российские политические и государственные деятели.

Как правило, популярность правительства, его руководителей и проводимой ими политики обеспечивается многими департаментами и учреждениями. Но ключевая роль в этом вопросе принадлежит пресс-секретарю и его штату. В настоящее время практически во всех индустриально развитых странах главы государств и правительств, законодательные собрания имеют своих пресс-секретарей, пресс-службы и т.д. Именно пресс-секретарь «продает» СМИ, а через них широкой публике политический «имидж» президента, премьер-министра, правительства и т.д.

Наиболее ценную информацию о президенте обозреватели и журналисты, аккредитованные, например, при президенте, могут получить не на публичных выступлениях или пресс-конференциях, а от людей из близкого окружения президента, в частных беседах. Это дает администрации широчайшие возможности манипулирования общественным мнением: как правило, раскрывается лишь та информация, которая в выгодном свете представляет президента и администрацию. Методом «утечек» эта информация затем попадает в прессу, которая создает благоприятный климат для восприятия общественностью и реализации того или иного решения.

В обстановке усиливающейся политической конкуренции неуклонно возрастает значение фактора времени. Поэтому еще до начала избирательной кампании органы СМИ пользуются особым вниманием со стороны всех претендентов и кандидатов. Политический деятель, решивший баллотироваться на ту или иную высокую выборную должность, стремится как можно раньше

обратить на себя внимание органов СМИ и через них — общественности и деловых кругов. Отношение прессы с руководителями избирательных кампаний зависит от финансовых возможностей. Стремление завоевать симпатии прессы облекаются в неформальный, даже дружественный стиль общения претендентов с журналистами: широко практикуются частные встречи, совместные поездки, званые обеды с приглашением наиболее влиятельных журналистов и т.п.

По мере все более широкого проникновения стиля и методов коммерческой рекламы в сферу политики политические кампании в средствах массовой информации нередко приобретают характер рекламных. В СМИ утвердился своего рода новый вид профессиональной деятельности — «политический маркетинг». При обосновании значимости политического маркетинга порой дело доходит до того, что ряд авторов проводят аналогию между рекламой товаров в бизнесе и кандидатов в политике [5]. Утверждается, что поведение индивидуума в кабине для голосования принципиально не отличается от его поведения в универмаге. При том исходят из того, что всякий товар имеет свои отличительные свойства: цвет, форму, упаковку. Как и любой другой товар, кандидат на выборные должности тоже должен предлагать избирателям определенные физические качества. Некоторые авторы не утруждают себя подобными тонкостями и говорят о тождестве коммерции и политики, маркетинга коммерческого и политического.

Суть политического маркетинга состоит в следующем [6]. Каждый кандидат на выборный пост занимается, хочет он того или нет, исследованием «конъюнктуры» рынка, изучает «свой» округ, оценивает сложности проблем и соотношение различных социальных интересов и т.д. для определения предвыборной тактики. Само искусство и способ выиграть на выборах превращаются в вид политической профессиональной деятельности, которым занимаются профессиональные советники.

Политический маркетинг включает три этапа. На первом осуществляется социальный,

экономический, политический, психологический анализ места действия. На втором — выбор стратегии, определение целей для обработки среди различных групп избирателей, выбор темы кампании, тактики использования местных и национальных СМИ. Затем наступает этап продвижения кандидатов, где одну из главных ролей играют средства массовой информации.

Сегодня специалисты и консультанты занимают одно из центральных мест в аппарате претендентов на политические посты во всех сколько-нибудь крупных развитых странах. Каждая крупная партия имеет собственных экспертов по опросам общественного мнения, консультантов по вопросам радио и телевидения. Кроме того, политические деятели и партии в зависимости от своих возможностей прибегают к услугам специалистов по самому широкому кругу опросов — от организации, поездок кандидата по стране до распространения рекламной литературы.

Наиболее точное определение функций политических консультантов, которых нанимают, как правило, из числа наиболее опытных журналистов-комментаторов, сотрудников рекламных и консультативных организаций, режиссеры избирательных кампаний. Располагая широкими личными контактами, знанием истории различных кампаний, опытом деятельности в сфере СМИ, эти люди, чьи собственные политические взгляды перекрывают весь существенный спектр — от крайне левых до крайне правых, — действуют тем не менее в пределах четко обозначенных границ поставленной перед ними задачи. Они организуют благоприятное освещение личности своего клиента, его позиции в органах массовой информации, определяют темы и антураж передач и телефильмов о нем, продумывают содержание, форму и внешние аксессуары его публичных выступлений.

Опыт показывает, что сегодня широко используется организация «предвыборных псевдособытий» с их последующим освещением в органах СМИ: лотерей для избирателей, «походов» и «поездок» претендента

по стране, его «рабочих дней» и т.д. Демонстрация таких «безобидных» сюжетов по телевидению в виде так называемых коммерческих фильмов, то есть фильмов, снятых по заказу претендента и показываемых в оплачиваемое им телевизионное время — дело чрезвычайно дорогостоящее. Но в глазах претендентов этот способ распространения информации о себе обладает несравненными преимуществами перед «бесплатным» освещением по инициативе СМИ: в первом случае и содержание фильма, и форма подачи информации целиком находятся под его контролем. Кроме того, политикам, не обладающим необходимой популярностью, вообще трудно рассчитывать на внимание со стороны прессы, в этом случае телереклама остается для него наиболее надежным способом завоевать популярность.

Задача политических консультантов — не просто привлечь внимание общественности к претенденту, но создать его определенный имидж (образ).

Специалисты по общественному мнению, используя различные технические приемы и методы, привлекая известных кинорежиссеров и актеров, первоначально применявшиеся в рекламе бизнеса, разработали «технологию» создания и «продажи» имиджей политических деятелей. Имидж политического деятеля должен максимально соответствовать целям избирательной кампании, представлениям общественности о наиболее желательном типе политического лидера, ожиданием партийных заправил, расчетам деловых кругов и т.д. При этом специалисты «продают» своих кандидатов и свои программы также, как бизнес продает свои товары.

В настоящее время существует целая теория «идеального кандидата», на основе которой конструируются имиджи реальных претендентов. К примеру, такой кандидат должен обладать чертами характера, которые максимально соответствуют конкретной политической ситуации в стране. Так, в периоды социально-политических кризисов наибольшими шансами обладают «откровенные» и «честные» политики, способ-

ные на максимально «открытый» разговор с обществом. Отправляясь от этих и множества других обобщенных характеристик «идеального претендента», консультанты мобилизуют все наличные пропагандистские средства, чтобы подчеркнуть наиболее выигрышные черты своего клиента и замаскировать неблагоприятные или не соответствующие ожиданиям избирателей.

Важнейшим инструментом в реализации политического маркетинга в политическом процессе стали опросы общественного мнения. В условиях парламентской демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, очевидно, что ни одно правительство не может завоевать без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов общества, социально-психологический климат, общественное мнение могут иметь немаловажное значение. Следует подчеркнуть, что сегодня общественное мнение приобрело беспрецедентное значение и влияние. Более того, при парламентском режиме ценность правительственных программ, равно как и достоинства политических деятелей, измеряются главным образом их популярностью.

Свидетельством повышения значения опросов общественного мнения в политическом процессе являются возрастающее внимание и интерес к ним со стороны правительственных и частных организаций, кандидатов, баллотирующихся на различные посты, различного рода фондов, ассигнующих средства на разработку теоретических проблем, появление огромного количества работ по проблемам общественного мнения. Об этом же свидетельствует неуклонный рост расходов политических партий на проведение опросов, особенно в период избирательных кампаний. Опросы крупнейших фирм — Гэл-лапа, Харриса, Роупера, Янкеловича и др.

В последние годы опросам общественного мнения большое внимание уделяется и в России. Хотя, надо отметить, они еще не приобрели такого размаха и не являются такими же разработанными и точными, как

в США. Тем не менее опросы общественного мнения все настойчивее утверждаются в российской действительности в качестве важнейшего инструмента выявления общественных умонастроений. Это не случайно. Опросы общественного мнения служат средством политической разведки, выявления позиций населения по самым различным проблемам политического характера. Они призваны определить, какого мнения придерживаются избиратели о том или ином политическом деле, какие конкретные проблемы их волнуют, действенность тех или иных внутри- и внешнеполитических акций правительства и т.д. В них широко применяются методы и технические приемы выявления спроса и эффективности рекламы, используемой в бизнесе.

Так, важной особенностью развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной революции стала замена однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном бизнесе. Значимость этого явления для политических процессов стала совершенно очевидной с внедрением кабельного телевидения «двухсторонней связи». Эта система дает возможность выражать свое мнение по принципу «да-нет» нажатием соответствующих клавиш панелей, установленных в их телеприемниках. Эти новые технические средства и приемы могут быть использованы в политическом процессе для проведения опросов общественного мнения с «моментальным» подведением их результатов в политических дискуссиях, для проведения референдумов и т.д.

Эти приемы получают настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Например, О. Тоффлер считает, что по мере роста числа персональных компьютеров и «компьютерной вооруженности» населения, создающей условия для прямого информационного контакта людей, сократятся возможности для установления над ними централизованного

контроля со стороны государства и тем самым уменьшится угроза личным свободам. Данная технология открывает дорогу плюрализму, широкие возможности для выражения местных интересов, замены представительной демократии «демократией участия», не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Для обозначения данного феномена изобретено даже специальное название «теледемократия».

«Демократия участия» рассматривается как такая система политической организации общества, где граждане прямо, без посреднической помощи избираемых представителей решают все интересующие их социальные и политические простые вопросы. Действительно, использование отдельных элементов «теледемократии», приемов «электронного голосования на дому» для решения конкретных проблем региона или страны в целом при определенных условиях достаточно эффективно. Однако, было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новых средств телекоммуникаций, поскольку использования во многом зависят от того, кем и в каких условиях они сами по себе они нейтральны, а результаты и последствия их используются.

В данной связи нельзя не обратить внимание на то, что технология двухсторонней политической коммуникации позволяет организаторам опросов легко оперировать полученными данными, сами отчеты предопределены составителями кабельных программ, так как зрителю (гражданину) предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например «А», «Б» или «В». Следует также учесть и то, что «теледемократия участия» с помощью кабельного телевидения может означать и усиление тоталитарных тенденций: приобретая форму своеобразного плебисцита, она, по сути дела, исключает стадию обсуждения тех или иных проблем, по которым принимаются решения, оставляет избирателя наедине с центральной ЭВМ, лишь регистрирующей его мнение. Политики получают дополнительный канал доступа к общественному мнению. При таком положении вещей

увеличивается возможность навязать решение, основанное не на разуме, а на эмоциях.

Иными словами, организация и расширение поля деятельности средств массовой информации способствуют, с одной стороны, лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций и альтернатив, предлагаемых различными партиями и кандидатами, с другой стороны, беспрецедентному росту возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей.

Таким образом, опросы общественного мнения могут превращаться из средства выявления настроений избирателей в инструмент придания определенной направленности этим настроениям. Они дают заинтересованным лицам или партиям возможность оценивать состояние общественных умонастроений до того, как они превратятся в поведение тех или иных групп населения. С точки зрения заинтересованных лиц, достоинство опросов состоит в том, что они дают возможность выявить установки общественности до их материализации в нежелательных, разрушительных политических действиях. Выявляя индивидуальные позиции опрашиваемых, опросы закрепляют их в рамках коллективных представлений.

Демонстрируя как бы усредненные позиции в усредненных цифрах, СМИ заставляют большинство читателей, слушателей, зрителей, особенно не имеющих опыта политического поведения, не задумываясь воспринимать их как позиции большинства населения или избирателей. Выступая как инструмент пропаганды и одновременно выполняя вспомогательную роль по отношению к средствам массовой информации, опросы общественного мнения позволяют проверить эффективность обеспечения определенного политического курса. Вместе с тем они создают видимость участия масс, их вовлеченности в политический процесс.

Результаты опросов, широко освещаемые СМИ, оказывают самое непосредственное влияние на характер и содержание из-

бирательной кампании, заставляя кандидатов вносить соответствующие коррективы в свои позиции, определяя их ориентацию на те или иные социальные группировки, одновременно увеличивая или уменьшая популярность кандидатов среди электората.

В этом плане большое значение имеет так называемый «эффект фургона с оркестром» или «эффект успеха». Его суть состоит в том, что люди склонны принимать те мнения, которые разделяются (или по видимости разделяются) большинством. Прослеживается тенденция к переходу избирателей на сторону опережающего кандидата. Претендент, добивающийся преимущества над своими соперниками, вдруг начинает пользоваться растущей популярностью среди населения. Средства массовой информации уделяют ему внимания значительно больше, чем другим кандидатам, и он приобретает широкую известность. В итоге, успех рождает успех, а средства массовой информации закладывают и закрепляют устанавливающееся соотношение сил и умножают намечающиеся тенденции.

И еще одна проблема. Развитие СМИ, особенно телевидения, усилило тенденцию к размыванию границ между программами новостей и развлекательными программами. Там, где важность информации определяется и оценивается рекламными качествами, неизбежно увеличивается разрыв между реальным миром и миром, предлагаемым средствами массовой информации.

Составители информационных программ, озабоченные соображениями развлекательности, предпринимают все возможное для превращения будничной реальности в нечто развлекательное. Они могут выдумывать материал, искажать факты, опускать ключевую информацию. И это естественно. Когда главная задача телевизионной программы состоит в том, чтобы завоевать и сохранить аудиторию. Существует большой соблазн отбросить или изменить «скучные» факты, людей, события, соответствующим образом подправив и «упаковав» их.

Все это способствует росту «символиче-

ской политики», «политики театра», основанной на образах, или имиджах политических деятелей, специально сконструированных исходя из потребностей господствующих умонастроений и вкусов. Под воздействием как объективных изменений в политическом процессе, так и специфики современных средств массовой информации избирательные кампании выливаются в своего рода популярные спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями, проигравшими, напряженными перипетиями борьбы. Все это требует от кандидата умения быть чуть ли не актером, вести себя перед телекамерами, сыграть свою роль в спектакле, если он хочет добиться успеха.

В настоящее время написано много статей и книг с детальными рекомендациями, как показываться на телеэкране, какие использовать жесты, как говорить и т.д. Для исправления дефектов и ошибок в речи кандидатов используется электронная техника, например, логометр, исправляющий невнятное произношение, плохую дикцию, быструю речь и т.д. Особенно гипертрофированны формы приобретает при создании имиджа «конструирование» физических, внешних характеристик кандидатов. В этом плане в настоящее время утвердилась целая галерея героев, жестов, мимических упражнений и т.д. Примечательно, что изменение внешности того или иного кандидата СМИ преподносится чуть ли не как сенсация.

В соответствии с подобными установками в избирательных кампаниях все действия кандидатов тщательно режиссируются. Менеджеры избирательной кампании, специалисты по СМИ и опросам общественного мнения внимательно контролируют: куда и как он идет, что могут выявить в его поведении телекамеры и т.д.

Даже в российской действительности сегодня вполне очевидно, что уходят в прошлое выступления политических деятелей с импровизированных трибун и напыщенные «ходовые» речи, а также «ораторский стиль» ведения кампаний. Вместо них политику избирательной кампании формируют специалисты по опросам общественного мнения и иссле-

дователи «политического рынка». Все это способствует тому, что СМИ все более входят в систему политики, играя в ней роль «четвертой власти». Особенно заметно изменение политических функций СМИ проявляется в деятельности телевидения.

На протяжении последних лет некоторые электронные mass media создали довольно эффективные каналы воздействия на власть, пытаясь заставить ее функционировать в своих интересах. Однако стремление некоторых СМИ заставить власть действовать в определенных направлениях, соответствующих их стратегическим интересам, на практике может привести к еще большему ослаблению государства как силы, сплачивающей общенациональные интересы, к их подмене устремлениям отдельных привилегированных корпоративных групп.

Разумеется, взаимоотношения власти и СМИ в постсоветский период нельзя рассматривать только в системе координат, заданных рассмотренными выше факторами. Реальная жизнь всегда сложнее заданной схемы. После президентской избирательной кампании уже заметно расхождение во взглядах на окружающую действительность между плотно контролируемым властями предержащими телевидением и печатными СМИ, которые начали давать собственные интерпретации происходящего, более созвучные настроениям широких общественных слоев.

Таким образом, СМИ представляют собой один из важнейших социальных институтов общества, и было бы наивным полагать, что можно изменить механизмы их функционирования в России в направлении общепринятых демократических стандартов, не меняя самой сложившейся в России общественной системы. Нельзя в полной мере превратить СМИ в «четвертую власть» в стране, где господствует олигархия, коррупция и отсутствуют значимые институты гражданского общества. При этом СМИ не могут при всем желании выйти за рамки жестких финансовых правил игры, диктуемых существующей системой [7]. В этих усло-

виях важнейшей задачей СМИ могло бы быть активное участие в формировании гражданского самосознания народа, помощь в становлении институтов гражданского общества.

Оценивая перспективы взаимоотношений СМИ и политической власти, можно говорить, как минимум, о двух путях решения назревших проблем: первый предполагает создание мощных государственных СМИ, что реально лишь при условии отделения государства как консолидированного выразителя общенациональных интересов от олигархических структур; второй путь — это создание конкурентной среды в информационном пространстве, контролируемом крупнейшими политическими и финансово-промышленными группировками.

При этом необходимо формирование неких новых правил игры, при которых те или иные группировки правящей элиты, придерживающиеся различных политико-идеологических ориентаций, имели бы равные стартовые возможности на информационном рынке. Привлечение национально ориентированного капитала к активному участию в media-политике поможет сломать монополию на информационное пространство отдельных элитарных группировок.

Литература

1. СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. д-ра филос. наук, профессора Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2008. 336 с.

2. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2010. 432 с.

3. Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков. М.: Прометей, 2017. 106 с.;

4. Ильченко С. Н., Пучков Д. Ю. Как нас обманывают СМИ. СПб: Питер, 2019. 320 с.

5. Круто, ты попал в СМИ. Как сделать себе имя и конвертировать славу в деньги. 100 хайков по медийному продвижению для экспертов и бизнесменов. М., 2019. 80 с.

6. Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории. М.: Весь мир, 2008. 354 с.

7. Основы медиабизнеса: учебное пособие / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.

Поступила 27.05.2020

Мрочко Леонид Владимирович — профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета, доктор философских наук email: dr.discussion@yandex.ru

Пирогов Александр Иванович — профессор кафедры философии, социологии и политологии НИУ «МИЭТ», доктор философских наук, профессор e-mail: aipirogov2013@gmail.com

References

1. Media in a Changing Russia: Collective Monograph / Ed. Dr. Philos. sciences, professors E.L. Vartanova. M .: Aspect Press, 2008. 336 s.

2. Kiselev A. G. Theory and practice of the media. Society. MASS MEDIA. Power. Textbook. M .: Unity-Dana, 2010. 432 s.

3. Baranova E. A. The convergence of the media through the mouth of practicing journalists. M .: Prometheus, 2017.106 s.

4. Ilchenko S. N., Puchkov D. Yu. How the media deceive us. SPb : Peter, 2019. 320 s.;

5. Cool, you got into the media. How to make a name for yourself and convert fame into money. 100 hikes on media promotion for experts and businessmen. M., 2019. 80 p.

6. Nedyak I. L. Political Marketing. Fundamentals of the theory. M.: Ves' mir, 2008. 354 s.

7. Fundamentals of the media business: a training manual / Ed. E. L. Vartanova. M .: Aspect Press, 2009. 360 p.

Submitted 27.05.2020

Mrochko Leonid V. — Doctor of Philosophy, Professor, professor of Advertising and Mass Communications Theory Department, Moscow University for the Humanities (5, Yunosti street, Moscow, 111395, Russia), email: dr.discussion@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pirogov Aleksandr I. — Doctor of Philosophy, Professor, professor of Philosophy, Sociology and Politology Department, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zeleno-grad, Shokin sq., 1), email:aipirogov2013@gmail.coms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.