СМИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВЛАСТЬЮ
Л.Г. Аврутина, канд. полит. наук, доцент
Тульский филиал Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Тула)
Аннотация. Основными сущностными характеристиками информационного общества являются положения, когда информация становится главным ресурсом социального управления. Однако модели взаимодействия власти и средств массовой информации в России не ограничиваются сменой медиамоделей в ходе исторического развития государства в целом. Не менее важным сегодня является изучение региональных медаимоделей, поскольку место и роль средств массовой информации в различных частях страны не одинаковы.
Ключевые слова: принципы информационного общества, ресурсы социального управления, компоненты политической коммуникации, модели взаимодействия власти и СМИ, трансформация медиамоделей в субъектах РФ.
Современная Россия приняла принципы информационного общества. Основными сущностными характеристиками информационного общества выступают следующие факторы:
- центральное место в социальной структуре занимают информация и знания;
- информационное общество носит открытый характер;
- информационные технологии получают свое максимальное развитие;
- информационно-коммуникативная деятельность используется социально-политическими структурами для реализации власти и управления системами государства и общества.
Информация становится главным ресурсом социального управления. Однако модели взаимодействия власти и средств массовой информации в России не могут ограничиваться лишь сменой медиамоде-лей в ходе исторического развития государства в целом. Не менее важным представляется изучение моделей, функционирующих сегодня в регионах РФ, поскольку место и роль средств массовой информации в различных частях страны не одинаковы.
В основе классификации региональных медиамоделей лежат следующие параметры:
- информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая);
- уровень свободы производства информации;
- уровень свободы распространенности информации,
- насыщенность региона средствами массовой информации различного вида;
- развитие регионального рекламного медиарынка;
- уровень медиаконфликтности региона;
- характер конфликтов (правовой, вне-правовой);
- уровень и характер самоорганизации медиасообщества.
Сегодня нужно учитывать, что основным процессом трансформации средств массовой информации в субъектах РФ можно считать процесс перехода к рыночной медиамодели. При этом средства массовой информации выступают ключевым компонентом политической коммуникации и средством структурирования этого процесса.
В субъектах РФ, которые существенно различаются своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиамодели. В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиамодели взаимодействия.
В целом процесс взаимодействия региональной власти и СМИ проявляется в двух формах: процедурно-организационных, информационно-технологических.
Процедурно-организационные формы взаимодействия включают в себя основные этапы и условия функционирования СМИ: учреждение, регистрацию, аккредитацию.
Правила учреждения СМИ в РФ закреплены в Законе РФ «О средствах массовой информации» [1]. Учредителями могут быть граждане, юридические лица, объединения граждан государственные органы власти и органы местного самоуправления.
Если рассматривать процессуальные (технологические) аспекты взаимодействия государственной службы со средствами массовой информации, то нужно отметить, что они связаны с анализом методов, приемов, форм, процедур деятельности отделов по связям с общественностью и работников пресс-служб. К ним относятся организация и проведение пресс-конференций, брифингов, подготовка пресс-релизов, пресс-дайджестов, информационных стендов, видеоматериалов и т.д.
На региональном уровне правовое регулирование деятельности средств массовой информации находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Реализуя это конституционное правомочие, многие субъекты РФ приняли свои законодательные акты, регламентирующие особенности деятельности СМИ на своих территориях, учитывающие различного рода местные особенности функционирования медиа.
Более пяти лет назад в Тульской области было зарегистрировано более 450 средств массовой информации. После последней реорганизации Роскомнадзора в 2009 году предприняли попытку навести порядок в регистрации средств массовой информации и обязать редакции средств массовой информации выполнять предписанные законодательством нормы. Судебными решениями, инициированными управлением Роскомнадзора по Тульской области, были закрыты, в соответствии с законом о средствах массовой информа-
ции, не выходившие в течение года почти 230 печатных изданий, радио-, теле- и видеопрограмм. Таким образом, в реестре зарегистрированных Роскомнадзором по Тульской области средств массовой информации осталось 240 печатных изданий, радио- и телепрограмм, электронных ресурсов, при этом реестр постоянно обновляется [2].
Например, 27 ноября 2015 г. была зарегистрирована радиопрограмма «Камеди Тула», 18 января 2016 г. в связи со сменой учредителя была перерегистрирована городская газета «Тула», 22 января зарегистрировано «Новое радио Тула» [3].
Однако в Тульской области существует еще один официальный реестр средств массовой информации. Он основывается на данных Департамента массовых коммуникаций министерства по информатизации, связи и открытого управления Тульской области и составлен Департаментом массовых коммуникаций.
В районах области, как правило, учредителями средств массовой информации выступают муниципалитеты либо собрания депутатов городских муниципальных образований. Так, например, в Киреевском районе функционируют следующие средства массовой информации: Киреевская газета «Маяк» (учредители - комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, администрация муниципального образования Киреевский район, государственное учреждение Тульской области, редакция газеты «Маяк»), культурно-информационный центр с правом местного телевещания «Дедославль» (учредитель -отдел по культуре и кинофикации администрации муниципального образования Киреевский район), газета «Вести Киреевска» (учредитель - собрание депутатов городского муниципального образования г. Ки-реевска), газета «Вести Липок» (учредитель - собрание депутатов городского муниципального образования г. Липки), газета «Наш город» (учредитель - собрание депутатов городского муниципального образования г. Болохово), районная подростково-молодежная газета «Родник» (учредитель - отдел по делам молодежи, физи-
ческой культуре и спорта администрации муниципального образования Киреевский район).
Взаимоотношения средств массовой информации с властными структурами постоянно находятся в развитии. Органы государственной власти взаимодействуют с журналистами, ищут новые пути общения и формы распространения информации. Журналисты, в свою очередь, также стремятся наладить взаимоотношения.
Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации в Тульской области строится на основе государственной программы Тульской области «Информационная политика в Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 г. № 711[4].
Документ направлен на поддержку, прежде всего экономическую (субсидии), государственных средств массовой информации. В соответствии с паспортом программы, ответственным исполнителем является комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, сейчас это департамент массовых коммуникаций министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления региона. Соисполнители программы - Государственное учреждение Тульской области «Телеканал "Тула"» (ГУ ТО «Телеканал "Тула"»), Государственное учреждение Тульской области «Издательский дом "Пресса 71"» (ГУ ТО «Издательский дом "Пресса 71"») и обозначенное выше министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области совместно с подведомственными учреждениями. Цели программы - «формирование современного медиапространства Тульской области для предоставления качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности информации для населения» - определяют ее задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного информирования населения и организаций Тульской области через средства массовой информации и другие средства массовых коммуникаций о реализации государст-
венных программ и другой социально значимой информации.
2. Развитие районных и городских печатных средств массовой информации.
3. Развитие регионального телевидения.
4. Создание условий для развития социальной рекламы, повышения ее эффективности.
5. Повышение квалификации работников сферы средств массовой информации, престижа профессии журналиста, содействие профессиональной творческой деятельности журналистов.
Сроки реализации программы - 20142020 годы. Общий объем финансирования - 1 152 152,2 рублей. В рамках программы реализуются подпрограммы: «Общество и власть», «Поддержка печатных средств массовой информации», «Поддержка электронных средств массовой информации».
Программа напрямую не определяет формы взаимодействия СМИ и органов власти, однако, на наш взгляд, определить их представляется возможным. Соответственно, субсидии на реализацию того или иного пункта программы как форма взаимодействия и поддержки государственных средств массовой информации приобретают узаконенный характер.
Для средств массовой информации негосударственного сектора, в том числе и в рамках региональной госпрограммы поддержки (подпрограмма «Общество и власть»), предусмотрены и другие формы взаимодействия: специальные мероприятия, которые организует департамент массовых коммуникаций министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления региона, конкурсы разной тематики, которые организует этот профильный департамент, имиджевые акции.
В числе специальных мероприятий -региональные медиафорумы, 2-й медиа-форум прошел в сентябре 2015 года; на подобные мероприятия приглашаются все средства массовой информации региона. Тематические «круглые столы» призваны привлечь внимание к той или иной проблеме общества, тематика, как правило, формулируется государственными структурами. Пресс-конференции в формате
«прямой линии с губернатором» с участием журналистов средств массовой информации региона проводятся раз в год.
Проведение региональных конкурсов журналистских работ разной тематики -еще одна форма взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации региона. Их организатором также выступает департамент массовых коммуникаций министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления региона. К участию, в соответствии с положениями о конкурсах (публикуются на сайте ведомства), приглашаются журналисты всех средств массовой информации Тульской области. Так, в 2015 году было проведено 5 конкурсов: «Мы разные, но мы вместе» (материалы о культуре и традициях народов, проживающих на территории Тульской области), «Служба Отечеству: долг, честь, традиции» (информационная поддержка допризывной молодежи), «Наркотикам - нет!», на лучшее освещение молодёжной тематики, «Мастера тульской журналистики». Среди имиджевых акций можно назвать ежегодно проводимую в День города и области «Аллею средств массовой информации», где газеты, радиостанции и телеканалы, а также интернет- средства массовой информации региона представляют свои редакции и работы. Посредством обозначенных форм взаимодействия, на наш взгляд, органы государственной власти, преимущественно исполнительной, пытаются навязать информационную повестку дня средствам массовой информации.
Средства массовой информации, в свою очередь, преследуют интересы беспрепятственного получения информации, имеющей государственную и социальную значимость. Не последнюю роль в сотрудничестве с государством для средств массовой информации играют вопросы финансирования. Помимо целевого бюджетного финансирования государственных средств массовой информации существует и договорная форма взаимоотношений органов государственной власти и средств массовой информации, предусмотренная Федеральным законом.
Форма взаимодействия со средствами массовой информации посредством государственных контрактов распространяется и на подведомственные правительству Тульской области государственные учреждения.
Подобную форму взаимодействия со средствами массовой информации региона можно наблюдать и в отношении другого органа государственной власти в Тульской области - Тульской областной Думы. Например, в «Информации о деятельности Тульской областной Думы за 2014 год» читаем: За отчетный период в рамках государственных контрактов в телеэфире (ГТРК «Тула», ТК «РЕН-ТВ») вышло 30 сюжетов в новостных блоках; 40 материалов для печатных средств массовой информации («Слобода», «"Комсомольская правда" в Туле», «Молодой коммунар», «Аргументы и факты" в Туле», «Тульский бизнес-журнал»). Кроме этого, в качестве информационных поводов в первом полугодии 2015 года вышло более 20 публикаций о работе депутатов и законотворческой деятельности областной Думы в региональных печатных СМИ и более 10 сюжетов о деятельности депутатов областной Думы на ГТРК «Тула», телеканалах «ТВЦ-Тула» и «РЕН-ТВ». Проведена работа по заключению контрактов на оказание информационных услуг по изготовлению и размещению материалов о деятельности Думы на телевидении и в печатных изданиях. Заключено четыре государственных контракта на информационное обслуживание Тульской областной Думы [5].
Отдельно отметим, что материалы, выходящие в соответствии с заключенным контрактом, исполнители обязаны предварительно согласовывать с заказчиком в лице пресс-служб того или иного органа государственной власти. В нашем случае это управление пресс-службы и протокола аппарата правительства Тульской области и пресс-служба Тульской областной Думы. Подобное положение вещей ведёт к огосударствлению наиболее влиятельных средств массовой информации региона.
В настоящее время в России наметилась тенденция конструктивного взаимодейст-
вия между властями самых разных уровней и средствами массовой информации. Как представляется, основной причиной этого диалога является взаимная выгода от сотрудничества. Современная российская государственная власть отчётливо понимает необходимость расширения сотрудничества со средствами массовой информации, так как это обязательное условие социальной стабильности общества. Помимо этого, власти заинтересованы в своевременном освещении своей деятельности через основные каналы информации. Этот тезис находит отражение и в документах по нормативному регулированию взаимодействия органов власти и средств массовой информации. Так, п. 1 ст. 29 Устава Тульской области гласит: «Органы государственной власти Тульской области регулярно информируют население о своей деятельности, о положении дел в Тульской области» [6].
Средства массовой информации хотят от власти и информации, и дотаций. При этом они не всегда стремятся остаться независимыми. В результате в настоящий момент в стране, да и в регионах в целом наметилась тенденция к монополизации медиаресурсов, зависящих финансово от органов власти соответствующего уровня. Зачастую последние выступают в качестве как собственников, так и учредителей. Это обстоятельство влечёт за собой информационную неустойчивость власти: средства
массовой информации теряют свободу действий, а общество не обладает разносторонней информацией о происходящих изменениях. К тому же средства массовой информации теряют свою изначальную функцию посредника между властью и обществом.
Одно из решений данной проблемы -продуманная информационная политика органов государственной власти на всех уровнях, при условии, что интересы общества, социума должны быть признаны высшим приоритетом. Для этого, на наш взгляд, необходим конкретный документ, который на законодательном уровне будет регулировать и регламентировать взаимоотношения органов власти и средств массовой информации. На основе уже существующей нормативной правовой базы возможно создание регионального кодекса взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти, при этом необходимо детальное обозначение в документе механизмов, форм и методов взаимодействия государственной власти региона и средств массовой информации. В Тульской области данный документ мог бы стать приложением к Постановлению правительства Тульской области от 22 апреля 2014 года №209 «О программе совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014-2016 годы» [7].
Библиографический список
1. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. от 30.12.2015) «О средствах массовой информации»
2. Официальный сайт Управления Роскомнадзора по Тульской области http://71.rkn.gov.ru
3. Официальный сайт Администрации город Тула http://tula.ru
4. Постановление правительства ТО от 09.12.2013 г. № 711 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Информационная политика в Тульской области"»: [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/4602174281
5. Официальный сайт Тульской областной Думы http://www.tulaoblduma.ru
6. Устав Тульской области: [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru
7. Официальный сайт Правительства Тульской области http://tularegion.ru
- rocydapcmeo u npaeo -
MEDIA IN TULA REGION: CURRENT TRENDS OF INTERACTION WITH
THE AUTHORITIES
L.G. Avrutina, candidate of political sciences, associate professor
Tula branch of the Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation (Russia, Tula)
Abstract. The main essential characteristics of the information society are the provisions, when information becomes the main resource of social control. However, models of interaction between authorities and mass media in Russia is not limited to a change of mediately in the course of historical development of the state as a whole. Equally important today is the study of the regional megamodule as the place and role of the media in various parts of the country are not the same.
Keywords: principles of the information society, the resources of social management, the components of political communication, models of interaction between authorities and the media, transformation of mediately in the constituent entities of the Russian Federation.