делает это сознательно и целенаправленно, имея личностный интерес. Иначе говоря, ученик осознает и понимает, зачем ему то, то что он изучает, и как это влияет на его соотношение с миром, на его мир.
Далеко не всегда у нас это получалось. Тем не менее: мы не работаем с детьми на уровне «это нужно в жизни» или «без этого ты не поступишь в вуз». Развитие познавательной активности дает нашему ученику двигаться к осознанию своего образа, собственных и образовательных целей, научиться выстраивать свое образование по индивидуальной траектории.
Следствием этого исследования говорит о том, что применяемые нами методы и приёмы на формирующем этапе эффективны для развития познавательной активности младших школьников.
Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников исследуемых классов можно сделать вывод о том, что проведение исследовательской работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику, следовательно мы планируем продолжать работу по развитию познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Список использованной литературы:
1.Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского Государственного Университета. - Л., 1959.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 712с.
3. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.- Гродно: ГрГУ, 2008. - С. 185-190.
4. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников.- М.; Педагогика, 1982г.
5. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. -С.123
©О. В. Сафонова, 2018
УДК 372.8
Д.И. Хабибуллина
Студентка 5 курса БФ БашГУ, г. Бирск, РФ E-mail: dilara.habibi@mail.ru А.Р. Бодулева канд.филол.наук БФ БашГУ, г. Бирск, РФ E-mail: boduleva-a@yandex.ru
СМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Данная статья посвящена использованию средств массовой информации в обучении английскому языку в школе. Подчёркивается важность использования СМИ, приводятся приемы реализации учебного процесса на основе средств массовой информации. Также приводятся примеры работы с материалами СМИ на уроке английского языка.
Ключевые слова
Коммуникативная компетенция, средства массовой информации, общение, речевая деятельность.
Abstract
This article is devoted to the use of mass media in the learning process. We emphasize the importance of mass media and give ways of their use in educational process. The article also gives some examples of working with texts of mass media at an English lesson.
Key words:
Communicative competence, mass media, сommunication, speech activity.
Значительный рост культурных и деловых контактов, политическая, экономическая и социальная интеграция требует вовлечения большего числа специалистов в разных областях науки и техники, и как следствие, данное современное состояние предъявляет новые требования к умению общаться на иностранном языке. В результате возникла необходимость в новых методах, вариантных решениях учить учащихся приспосабливаться к меняющейся среде, и потребность дать учащимся набор основных компетенций, которые были бы не только результатом обучения, но стали бы источником дальнейшего их развития.
В данной статье мы рассмотрим использование средств массовой информации на уроках английского языка.
Мы считаем, что формирование навыков устной речи необходимо не только как стимул для повышения мотивации к изучению иностранного языка, но это также играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности.
Рассматривая вопрос об обучении устной речи, следует учитывать, что устная речь представляет собой сложный двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить на английском языке и умения понимать речь других людей, а также тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико-грамматических навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи [4].
Необходимо отметить, что овладение устным иноязычным общением невозможно без использования эффективных, высоко технологичных, доступных средств обучения. Таковыми в настоящее время являются средства массовой информации (печать, радио, телевидение). Благодаря СМИ в мире формируется глобальное коммуникативное пространство, преодолеваются границы и расстояния, а информация поступает к разноязычной аудитории без посредников.
Современные требования к иностранному языку заключаются не только в знании лексики и грамматики языка, но и также в знании особенностей культуры, традиций страны изучаемого языка. Именно поэтому изучение устной речи посредством англоязычных СМИ приобретают особую ценность. Читая газетную статью, слушая аудиоматериалы или видеоматериалы, учащиеся не только знакомятся с новой лексикой, совершенствуют фонетическую сторону посредством «живого» иностранного языка, но и также знакомятся с его особенностями, понимают сложность контекста, лексические особенности отдельных слов, специфику перевода речевых конструкций. Такой подход весьма полезен еще и с позиции мотивации обучающихся к изучению языка через возможность познакомиться с реалиями жизни страны изучаемого языка.
Однако, несмотря на актуальность использования СМИ на уроках иностранного языка, учителя избегают подобного рода материалов, отмечая, что аутентичные тексты представляют определённые трудности для учащихся. Это является главной причиной того, почему многие учащиеся оказываются лишенными возможности работы с прессой. Мы считаем, что газетный, радио- и видеоматериал играет важную роль в обучении устной речи.
Нами были проведены уроки с использованием газетных статей и видеоматериалов в 11 классе. Урок состоялся в рамках темы «World Languages: local or global». С целью повышения мотивации к изучению иностранного языка, а также развития навыков устной речи, для обсуждения была выбрана статья «Why
learn a foreign language? Benefits of bilingualism» из британской газеты «The Telegraph».
Опишем некоторые приемы работы с данным газетным материалом.
На первом этапе, приступая к работе с газетой, мы познакомили ребят с общей структурой газет, с размещением публикуемых в них материалов, перечислили рубрики, имеющиеся в газетах, с которыми им предстоит работать. Учащихся научились просматривать газеты, при этом обращая внимание на заголовки статей и набранные выделенным шрифтом блоки текста, чтобы получить общее представление от номера. Отметим, что следует начинать знакомство школьников с газетным материалом, близким им по тематике, подбирать газетные тексты так, чтобы в них было немного незнакомых слов и, чтобы содержащаяся информация была уже известна учащимся из сообщений российских газет, радио и телевидения.
На втором этапе, мы изучили новый лексический материал, выполнили упражнения на его активизацию. Мы провели следующие виды упражнений: перевод предложений с использованием нового лексического материала, подбор синонимов или антонимов к слову, заполнение пропусков.
Далее последовал этап прочтения статьи. Необходимо отметить, что основной формой чтения на старшем этапе является чтение про себя, однако не следует полностью исключать чтение вслух, так, во время предварительной работы по снятию трудностей, учащиеся прочитывали вслух и переводили некоторые заголовки, предложения, которые представлялись наиболее трудными для понимания. После прочтения необходимо обеспечить речевое взаимодействие между учащимися, а также выведение коммуникации на уровень неподготовленной речи, поэтому на данном этапе нами были использованы следующие виды упражнений:
- обсуждение статьи на основе наводящих вопросов;
- выражение собственного мнения;
- краткое изложение статьи;
- дополнение статьи новыми идеями.
В качестве домашнего задания учащиеся должны были составить диалог по прочитанной статье с использованием новой лексики. Так, нам удалось решить несколько задач: расширить словарный запас, вовлечь учащихся в активную речевую деятельность, повысить мотивацию к изучению языка.
Что касается аудио- и видеоматериалов на уроке английского языка, то учащимся в рамках урока «Living in a global village» было предложено просмотреть телевизионную программу BBC Travel, посвященную достопримечательностям Лондона.
Перед просмотром телепередачи, мы мотивировали учащихся на просмотр, с учащимися была проведена подготовительная работа, в ходе которой было предложено догадаться, о чем будет передача. Предварительно задав вопрос «What sights of London do you know?», мы обсудили телепередачу, ознакомили ребят с новым лексическим материалом. Далее последовал демонстрационный этап. Так как демонстрация телепередачи должна сопровождаться активной учебной деятельностью, мы раздали учащимся задания на заполнение пропусков. После просмотра проводилась проверка понимания содержания, мы повторно задали вопрос о достопримечательностях, сравнив ответы перед и после просмотра. Затем, мы проверили работу, предложенную перед просмотром передачи, также предложили следующие виды упражнений: определение верных и неверных утверждений, обсуждение передачи в форме диалога, выражение собственного мнения.
Таким образом, мы отметили, что аутентичные телепрограммы раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе развития устной речи учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к заключению, что основным назначением иностранного языка как предметной области обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке, и использование СМИ в изучении английского языка становится все более популярным. Мы считаем, что развитие навыков говорения с использованием СМИ является довольно эффективным. Кроме того, систематическое использование газетного, аудио- и видеоматериала способствует пониманию аутентичной речи, помогает сделать изучение иностранного языка для учащихся более интересным, закрепляет навыки говорения, а также способствует развитию коммуникативной
компетенции, мотивирует учеников на ведение аргументированных дискуссий и способствует самостоятельному изучению различных тем. Список использованной литературы:
1 Арчегова С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2015. - №1. -С. 429-431. - URL
https://moluch.ru/archive/81/14611/ (дата обращения: 10.04.2018).
2 Ильина Т. С. Обучение чтению газет и журналов на уроке иностранного языка в средней школе // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 715-718. - URL https://moluch.ru/archive/65/10753/ (дата обращения: 01.04.2018).
3 Смирнова, А.К. Как учить английский по газетам и журналам? [Электронный ресурс] / А.К. Смирнова. -Режим доступа:
http://nikitindima.name/2009/06/23/kak-uchit-anglijskij-po-gazetam-i-zhumalam/.
4 Синева Ю.О. Обучение аудированию на начальных этапах обучения иностранному языку // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - №10. - С. 245-249. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7obuchenie-audirovaniyu-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-inostrannomu-yazyku/
© Хабибуллина Д.И., Бодулева А.Р. 2018
УДК 1082
В.Н. Хамкина
студентка, ТПГУ им.Л.Н.Толстого, Тула, Россия E-mail: valushka39@rambler.ru Н.В. Сорокина доц. ,канд.пед.наук., доц.кафедры информатики и информационных технологий, ТПГУ им.Л.Н.Толстого, Тула, Россия
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИКЛА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ «ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПРИКЛАДНЫМИ ОФИСНЫМИ ПРОГРАММАМИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы эффективности использования цикла лабораторных работ «Технология работы с прикладными офисными программами» при изучении информационных технологий. Изучена роль лабораторных работ в учебной деятельности, в частности при изучении информационных технологий.
Ключевые слова:
Информационные технологии, технологии, офисные программы, лабораторная работа,
эффективность, учебный процесс.
Изучение информационных технологий заметно отличается от занятий по любым другим учебным дисциплинам. Работа учащихся за компьютером - самый очевидный тому аргумент. При изучении информационных технологий возможен только треугольник: преподаватель - персональный компьютер -учащийся. Дисциплина «Информационные технологии» имеет прикладной характер, и персональный компьютер на занятиях является, в первую очередь, инструментом и только отчасти объектом изучения. Именно поэтому лабораторная работа выступает основной формой организации учебной деятельности учащихся в компьютерном классе [1].