Научная статья на тему 'СМИ как подсистема культуры'

СМИ как подсистема культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
719
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУРС-МАТРИЦА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / CULTURE / MASS-MEDIA / INFORMATION TECHNOLOGIES / DISCOURSEMATRIX / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижма Владислав Сергеевич

В статье исследуются средства массовой информации в системе культуры как результат созидательной и рукотворной деятельности человека. Возникновение информационных технологий в процессе человеческой деятельности раскрывается в виде исторической динамики информационных технологий в культуре. Рассматриваются СМИ как специализированные информационные технологии современной культуры. Вводится понятие «дискурс-матрица», которое позволяет нам лучше понять образно-виртуальную реальность глобальной информационной культуры. Рассматривается самоорганизация СМИ в социокультурном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media as a cultural subsystem

In the article mass media is studied in the system of culture as a result of creative and artificial human activity. Rise of information technologies in process and about the process of human activities is developed as a historical dynamics of information technologies in cultural framework. Mass-media is viewed as specialized technologies of modern culture. «Discourse-matrix» notion is introduced, which allows better understanding of virtual reality of global information culture. Selforganization of mass-media in social cultural space is developed.

Текст научной работы на тему «СМИ как подсистема культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 130.2

В. С. ЧИЖМА

Омский государственный университет путей сообщения

СМИ КАК ПОДСИСТЕМА КУЛЬТУРЫ

В статье исследуются средства массовой информации в системе культуры как результат созидательной и рукотворной деятельности человека. Возникновение информационных технологий в процессе человеческой деятельности раскрывается в виде исторической динамики информационных технологий в культуре. Рассматриваются СМИ как специализированные информационные технологии современной культуры. Вводится понятие «дискурс-матрица», которое позволяет нам лучше понять образно-виртуальную реальность глобальной информационной культуры. Рассматривается самоорганизация СМИ в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: культура, СМИ, информационные технологии, дискурс-матрица, самоорганизация.

Культура, во-первых, результат созидательной деятельности человека, т. к. только человек обладает способностью к целенаправленной деятельности по преобразованию природы, общества и самого человека. Поэтому, во-вторых, культура является результатом рукотворной деятельности человечества по преобразованию отношений «человек — мир», где «мир» обозначает как естественную, так и искусственно созданную людьми среду их обитания. Аристотель писал: «Если же подобно тому, как для глаза, руки, ноги и вообще каждой из частей тела обнаруживается определенное дело, так и для человека в целом можно предположить помимо всего этого определенное дело. Тогда что бы это могло быть?».

В самом деле, жизнь представляется чем-то общим как для человека, так и для растений, а искомое нами присуще только человеку. Следовательно, нужно исключить из рассмотрения жизнь с точки зрения питания и роста (ШгерИке кш аухеИке). Следующей будет жизнь с точки зрения чувства, но и она со всей очевидностью есть у лошади, и у быка, и у всякого живого существа. Остается, таким образом, какая-то деятельность. Причем одна его часть послушна суждению, а другая обладает им и мыслит. Хотя и эта жизнь разумного существа определяется двояко, следует полагать ее именно деятельностью, потому что это значение, видимо, главное. Если дело человека — деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что дело человека по роду тождественно делу добропорядочного человека». «И мы полагаем, — продолжает Аристотель, — что каждое дело делается хорошо, когда его исполняют сообразно присущей ему добродетели; если это так, то человеческое благо представляет собой деятельность души сообразно добродетели...» [1, с. 5].

Если источником возникновения и развития мировой культуры является деятельность разумного, мыслящего и нравственного, на чем настаивал еще Аристотель, человека, то генезис информационной реальности восходит, в сущности, к появлению на Земле человека, т. е. к глубокой древности человеческой истории. Возникновение информации в процессе и о процессе человеческой деятельности, ее фиксация в материально-конструктивных формах и последующая трансляция поколениям людей сквозь тысячелетия в будущее, включая современность, раскрывается в виде исторической динамики информационных технологий в культуре.

Уже первые устные исторические предания человечества являлись техникой передачи информации в древнейших обществах без письменности. Они отражали духовную, социальную и материальную жизнь общества: «Старые баснословные предания, как бы ни мало они были достоверны в смысле прямого свидетельства о событиях, содержат множество отдельных верных описаний нравов и обычаев» [2, с. 43].

Устное и письменное распространение мифологии различных народов уже в самых древних формах межкультурных коммуникаций (торговля, войны, работорговля и т. д.) и до наших дней можно признать в качестве СМИ как подсистемы культуры. Правомерность такого подхода, во-первых, подтверждается в феномене очевидного мифотворчества современных СМИ, отражающих, продуцирующих и транслирующих мифологию новейшей нашей истории в социокультурное пространство локальных цивилизаций и глобального мира. Во-вторых, при таком подходе различимыми становятся содержание и формы информации, способ мышления современного человека и технико-технологическое оснащение способов передачи информации. Наконец, такой подход позволяет осмыслить степени эволюции человеческой природы «вообще» и техногенеза СМИ.

Информация, заключенная в мифологии всех народов мира, раскрывает не только и не столько то, как жили люди в древности, сколько то, как они мыслили. На этом настаивал А. Ф. Лосев, обосновывая реальность мифов и диалектику в качестве предельно адекватной методологий познания отношений «мир — человек» в их культурно-историческом развитии. В «Диалектике мифа» и других работах он пишет, что именно мифология позволяет воссоздать не «натуралистическую картину мира, состоящую из гипостазированных понятий и почерпнутую из наблюдения слепых и случайно попавшихся вам фактов», а целостное представление о диалектическом эйдосе — образе и конкретной данности (явленности) реальных фактов в мышлении людей: «Диалектика соединима с любой мифологией и с любым опытом» [3, с. 74]. Именно диалектический способ мышления — сокровище античности, включая философию: «Совершенно не важно для диалектики, какой именно предмет вы при этом мыслите, но если вы вообще что-нибудь мыслите, то пусть это будут боги, ангелы, ведьмы, люди или мои стоптанные ботинки и рваное пальто — вы необходимо, абсолютно обязаны отличать этот предмет от всякого иного предмета, пред-

полагать как бы некое окружение этого предмета иным» [3, с. 75].

Классические мифы переносят информацию через века, они содержат не только античные свидетельства того, как люди думали и жили в древние времена, но переходят в другие культуры, сохраняя художественную и духовную силу. С их помощью, если следовать диалектике мифа А. Ф. Лосева, можно проследить историю преданий как историю человеческого мышления. Информация, которая была передана в другие общества, позволяет обнаружить взаимосвязь между культурами прошлого и настоящего. Мифы как источник и средство массовой информации в системе культуры по достоинству оценивал Э. Б. Тайлор. Он считал, что «.остатки произведений, созданных с таким искусством и силой творцами мифов прошлого времени, должны быть отыскиваемы теперь в отрывках фольклора, в народных суевериях и в старых, отживающих легендах, в мыслях и иносказаниях, вынесенных из старого времени вечным потоком поэзии и сказки, в тех или иных старых воззрениях» [2, с. 119].

Мифология как одно из средств СМИ содержит информацию о материальной и духовной деятельности человека, которая возникает в культуре первобытного общества, проходит через всю мировую историю и существует в культуре наших дней, до сих пор наука, искусство и религия черпают свое вдохновение из преданий древности. «Миф возник в период дикости, через который прошло в отдаленные века все человечество. Он остается почти без изменения у современных примитивных племен, которые меньше других отошли от этих первобытных условий. В то же время высшие и позднейшие ступени цивилизации, частью сохраняя его подлинные принципы, а частью развивая унаследованные ими результаты мифотворчества в форме преданий предков, продолжали относиться к нему не только со снисхождением, но и с почетом» [2, с. 125].

Технология письменной культуры позволила воплотить информацию о деятельности человека в материально-конструктивные формы, начиная от пиктографического письма и знаков, запечатленных на камне, коже и костях; идеографического письма, которое было способно отразить богатый мир представлений и ощущений человека. Запечатленная в знаках и символах информация и процесс собирательства письменных материальных форм стали важными факторами формирования государственных обществ. «Государства «идеографического» мира — Древний Египет, Ассиро-Вавилония, Китай и другие — достигли для своего времени небывалого расцвета. Успехи древних цивилизаций в области хозяйства, науки, искусства в значительной степени связаны с приобретением опыта и навыков сохранения и передачи зафиксированной в текстах информации самого разного характера и содержания» [4, с. 60].

Последовательное развитие технологий и техники выразилось в создании все новых форм фиксации информации о материальной и созидательной деятельности человека. Распространение знаний и опыта привело к выделению различных специализированных сфер деятельности в системе культуре, таких как наука, религия, техника/материальное производство и других. Человеческая деятельность становится глобальной, охватывает всю планету и даже выходит за ее пределы, в космос и под ее влиянием биосфера переходит в состояние ноосферы. «Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу, новую эпоху жизни человечества, его

истории на нашей планете. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты — в общем, всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты» [5, с. 57].

В современной культуре как системе, включающей в себя все сферы деятельности человека: религию, политику, науку, право, технику, производство и другие сферы, существуют адекватные современности информационные технологии, способные охватить глобальный размах человеческой мысли, сделать его единым информационным пространством. «Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия — большие и малые — в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, телефон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар. Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет» [5, с. 58].

Основным производственным ресурсом для общества стала информация. Развитая технологическая инфоструктура даёт человеку доступ ко всем существующим культурным ценностям: эстетическим, политическим, религиозным, этническим, многообразие которых представляет собой не традиционную иерархическую пирамиду, а скорее паутину без единого центра.

Специализированными информационными технологиями современной культуры стали средства массовой информации (СМИ или масс-медиа), которые транслируют знания в общество и об обществе; зафиксированы в материальных формах человеческой деятельности (аудио-, видеопродукция, электронные носители информации и так далее); передают социальный опыт и содержание культуры.

Под современными СМИ обычно понимают газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет-ресурсы. Также к масс-медиа необходимо отнести кинематограф, книгопечатание, аудио- и видеопродукцию, электронные носители разных типов, носителей рекламы (от огромных баннеров до брелков и авторучек). Современные СМИ отличает оперативность информации (например, новостные сайты обновляют информацию каждые 15 минут), высокая скорость распространения (за час новость облетает уже весь мир), доступность, глобальность (так называемый феномен дигитализации, то есть всеобщности в технических средствах путем унификации сигналов, носителей и форматов).

Продукция современных СМИ специализирована, посвящена определенным сферам деятельности человека. Например, научные журналы, рекламные телеканалы и телеканалы, посвященные религии, политические аналитические газеты, видеозаписи лекций по праву и так далее. Каждая сфера культуры представлена своими изданиями или электронными но сителями/р е сур сами.

Наиболее популярны неспециализированные СМИ, транслирующие информацию для самой широкой аудитории. Например, федеральные телеканалы в России, имеющие каждый день миллионные аудитории или популярные газеты, такие как «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты».

Генезис технологий в деятельности человека связан с моделью системы культуры определенного типа как системные элементы этой модели. Каждый культурно-исторический тип культуры формируется под воздействием информационных технологий, присущих этому типу.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Так, если определять современную западно-европейскую культуру как чувственную, вслед за Пити-римом Сорокиным, то для нее характерна стремление человека к реальным чувственными и ощутимыми радостями, к вещественным и материальным ценностям. «.в соответствии с основной посылкой чувственной культуры реальная ценность чувственна, то и познание, естественно, осуществимо только через наши органы чувств. Чувственная истина — это истина чувств» [6, с. 466].

Чувственный тип культуры непосредственно связан с развитием технологий, изучением не «сверхчувственных аспектов действительности», но «чувственного мира со всеми его физическими, химическими и биологическими качествами и связями» [6, с. 466]. Это обобщение Сорокин подтверждает статистикой научных открытий и технологических изобретений в западно-европейской культуре. «Начиная со второй половины VI века до нашей эры число открытий резко возрастает и остается на высоком для античного мира уровне до IV века нашей эры — период чувственной культуры и истины. Начиная с V века нашей эры достигнутый уровень снова падает, оставаясь почти неизменным вплоть до XIII века — периода господства идеациональной культуры и истины. Начиная с XIII века он вновь начинает неуклонно возрастать, достигая в ХК — ХХ столетиях беспрецедентного уровня. Лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия, вместе взятые» [6, с. 467].

Преобладание чувственного типа культуры в современном западно-европейском обществе хорошо подтверждает и содержание СМИ, в которых прославляются радости потребления, повышается значимость ценностей материальных (автомобили, сотовые телефоны, одежда, косметика), популяризируется культ красивого тела (худощавые профессиональные модели как идеал большинства современных женщин). Характерна для современной культуры вера в технику, которая призвана улучшить нашу жизнь, способна справится с проблемами человечества, взять на себя труд и заботы. «В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека» [7, с. 143].

Информационные технологии стали символом эпохи современности, в которой информация становится основным производственным ресурсом, а культура формируется под воздействием технологий, компьютеров и коммуникаций. Доступность СМИ вызывают рост культурного и социального многообразия и отход от ранее господствовавшей унифицированности. Для ситуации многообразия культурных текстов и традиций используется понятие дискурсивная практика, которое обозначает совокупность анонимных исторических правил, определяемых социокультурной практикой эпохи, формируя темы, образцы постановки проблем и подхода к ним, оправдания, обоснования, связи с другими темами и прочее [8, с. 34].

Мы используем понятие дискурс-матрицы, которое, с одной стороны, обозначает систему социокультурных правил, с другой — позволяет в эту систему ввести совокупность рассчитываемых элементов матрицы, объединенных идеей. Это понятие позволяет

нам лучше понять образно-виртуальную реальность глобальной информационной культуры, в которой собраны сотни социокультурных концепций, которые используются и СМИ. Потребление уже существующих концепций культуры, ее содержания, а не создание новых концепций, характерно для современного человечества. Созидательная деятельность сводится к выбору из существующих матриц, адаптации их к собственным целям и задачам и массовое распространение техническими средствами коммуникации.

«То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря масс-медиа. Данное утверждение справедливо не только в отношении нашего знания об обществе и истории, но и в отношении познания природы. Наши знания о стратосфере подобны тому, что было известно Платону об Атлантиде: мы что-то об этом слышали. С другой стороны, мы так много знаем о масс-медиа, что не можем доверять им. Защищаясь, мы обвиняем их в манипуляции, однако это обвинение не влечет за собой значимых последствий, поскольку знание, заимствованное у масс-медиа, словно само по себе образует закрытую, саму себя подпирающую структуру» [9, с. 8].

Рассуждая о сообществе муравьев, Илья Приго-жин приходит к мысли, что «... когда общество становится большим, главной проблемой становится координация. Появляются сложные коллективные структуры, стихийно возникая из простых автокаталити-ческих интеракций между многими индивидами и окружающей средой, посредуемых химической ком-муникацей» [10, с. 25].

В современном обществе роль химической коммуникации выполняют СМИ, которые выполняют коммуникацию между средой и обществом. Однако кроме официальных, зарегистрированных СМИ, стихийно самоорганизуются различные коллективные ячейки, которые не придерживаются популярных дискурс-матриц и формируют собственное информационное пространство. Объединения на основе информации могут критиковать рейтинговые СМИ, создавать свой тип дискурс-матриц и транслировать не самые популярные материалы. Таковы авторские печатные издания, любительские киноклубы, дискуссионные и авторские сайты и новейшие технологии передачи информации.

«Многие авторы подчеркивали важность самоорганизации в природе. Мы испытываем это каждый день в нашем сетевом обществе. Здесь информационные технологии создают связи, порождающие многие нелинейности и вызывающие множество новых возможностей в виде бифуркаций. Возьмите пример электронной торговли, виртуальные общности, виртуальные предприятия и совсем недавние тенденции создания кибер-городов-государств — Сингапур, Сан-Диего, Крефельд или Европейский проект Венеции, Турина, Болоньи, Флоренции» [10, с. 25 — 26].

СМИ как подсистема культуры информируют о процессе человеческой деятельности, передают ее следующим поколениям и формируют само тело современной культуры, вызывая из истории мифы, предания и легенды, используя концепции и идеи, приспосабливая их к массовому мнению; масс-медиа ориентируют нас в окружающей среде и способствуют реализации потребностей.

Библиографический список

1. Аристотель, Никомахова этика [Текст] / Аристотель, — М. : АСТ, 2004. - 492 с. - КВК 5-17-011626-8

2. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура [Текст] / Э. Б. Тайлор. — М. : Издательство политической литературы, 1989. — 573 с. — ІБВК 5-250-00379-6

3. Лосев, А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. — М. : Мысль, 1993. — 958 с. — КВК 5-244-00717-3

4. Фалалеева, И. В. Социально-философский феномен библиотеки [Текст] : монография / И. А. Фалалеева. — Омск : ОмГУПС, 2006. - 130 с. - ІБВК 5-94941-034-3

5. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] : монография / В. И. Вернадский. — М. : Наука, 1991. — 271 с. — ІБВК 5-02-003505-Х

6. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] : сборник / П. А. Сорокин ; пер. с англ. — М. : Политиздат, 1992. — 543 с. — ІБВК 5-250-01297

7. Бердяев, Н. А. Человек и машина: (Пробл. социол. и метафизики техники) [Текст] / Н. А. Бердяев // Вопр. философии. — 1989. — №2. — С. 143— 162.

8. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности [Текст] / М. Фуко ; пер. с фр. — М. : Касталь, 1996. — 448 с. — ІБВК 5-85374-006-7

9. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман ; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. — М. : Праксис, 2005. — 256 с. — ІБВК 5-901574-46-Х

10. Пригожин, И. Р. Сетевое общество [Текст] / И. Р. Приго-жин // Социс. — 2008. — №1. — С 25-26.

ЧИЖМА Владислав Сергеевич, соискатель по кафедре связей с общественностью.

Адрес для переписки: e-mail: tchijma@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.

© В. С. Чижма

УДК 008 001 В. М. СТОРОЖЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются проблемы толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. Автор подчёркивает, что сохранение и передача многовековых традиций наших предков способствует процессу обновления межкультурных и меж-поколенческих контактов и восстановлению культурного наследия в многонациональной среде. Обозначена также тенденция возрождения народной культуры и сохранения межэтнической и межнациональной стабильности. В этом контексте автор рационально обосновывает, что толерантные отношения в культурном пространстве способствуют сохранению культурного наследия.

Ключевые слова: толерантность, экология культуры, культурное наследие, преемственность культуры, традиции, этнос.

Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ 08-06-0026.

В процессе взаимодействия культур на современном этапе мы не можем не говорить о значимости толерантных отношений в культурно-экологическом пространстве. С ростом национального самосознания современное общество востребует человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей и верований.

Восстановление и возрождение традиций, которые сегодня утрачены или забыты, является необходимым условием для сохранения культурного национального достояния. Особое значение в настоящее время приобретает вопрос терпимости, взаимопомощи, уважения к культуре различных групп государства. Отношение понятия «толерантность» к вышеуказанной проблеме, а также признание возможности равноправного существования «другого» начинает приобретать мировую значимость.

В процессе сохранения этнических ценностей традиционной культуры необходимо решить вопрос о мирном сосуществовании и взаимодействии друг с другом отдельных наций.

Поэтому вопрос толерантного отношения одной культуры к другой, одного этноса к другому является актуальным и в то же время сложным и многогранным, т.к. затрагивает все сферы нашей жизни.

Рассматривая понятийное значение «толерантности» необходимо отметить, что это слово в разных языках понимается по-разному. В самом широком смысле оно означает терпение. В семантической корневой системе слова определяется более точное понимание его значения — это признание и уважение иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость»^, с. 726]. В «Новом словаре иностранных слов и выражений» это понятие также определяется как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.