Научная статья на тему 'СМИ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ'

СМИ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
888
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ОБЩЕСТВО / ОРГАН ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришай Владимир Николаевич, Шепелин Евгений Александрович, Зенин Константин Анатольевич, Корсаков Александр Николаевич, Гребенюк Диана Валерьевна

В данной статье авторы анализируют сущность СМИ как общественного института, удовлетворяющего потребность человека или социальной группы в информации и желании быть активным участником информационного потока. Основное внимание в своём исследовании авторы уделяют вопросу взаимоотношений средств массовой информации и органов государственной власти в вопросах осуществления взаимодействия между ними в целях достижения желаемого обеими сторонами результата, а также специфику правого регулирования СМИ в условиях демократического политического режима власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гришай Владимир Николаевич, Шепелин Евгений Александрович, Зенин Константин Анатольевич, Корсаков Александр Николаевич, Гребенюк Диана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AS A PUBLIC INSTITUTION AND STATE AUTHORITIES: RELATIONSHIP ISSUES

In this article, the author analyzes the essence of the media as a social institution that satisfies the need of a person or social group for information and the desire to be an active participant in the information flow. In his research, the author pays the main attention to the issue of the relationship between the media and public authorities in the implementation of interaction between them in order to achieve the desired result by both parties, as well as the specifics of legal regulation of the media in the context of a democratic political regime of power.

Текст научной работы на тему «СМИ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ И ОРГАНЫ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ»

УДК 316

DOI 10.23672/o0896-6106-6712-w

Vladimir N. Grishai

Doctor of Social Sciences, Professor,

Yessentuki Institute of Management, Business and Law milena.555@mail.ru

Гришаи Владимир Николаевич

доктор социологических наук, профессор,

Ессентукский институт управления, бизнеса и права milena.555@mail.ru

Шепелин Евгений Александрович Yevgeny A. Shepelin

председатель, Chairman,

Смоленский областной суд Smolensk Regional Court

milena.555@mail.ru milena.555@mail.ru

Зенин Константин Анатольевич

кандидат социологических наук,

доцент,

докторант,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт milena.555@mail.ru

Корсаков Александр Николаевич

соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права milena.555@mail.ru

Гребенюк Диана Валерьевна

соискатель кафедры

философии и социологии,

Адыгейский государственный университет

milena.555@mail.ru

Сми как общественный институт

и органы власти государства: вопросы взаимоотношений

Konstantin A. Zenin

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute milena.555@mail.ru

Alexander N. Korsakov

Applicant,

Essentuki Institute of Management, Business and Law milena.555@mail.ru

Diana V. Grebenyuk

Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University milena.555@mail.ru

Mass media as a public

institution and state authorities: relationship issues

Аннотация. В данной статье авторы анализируют сущность СМИ как общественного института, удовлетворяющего потребность человека или социальной группы в информации и желании быть активным участником информационного потока. Основное внимание в своём исследовании авторы уделяют вопросу взаимоотношений средств массовой информации и органов государственной власти в вопросах осуществления взаимодействия между ними в целях достижения желаемого обеими сторонами результата, а также специфику правого регулирования СМИ в условиях демократического политического режима власти.

Ключевые слова: СМИ, общество, орган власти, государство, общественный институт.

«Пресса, Ватсон, ценнейший общественный институт, надо только уметь им пользоваться» - Артур Конандойл. Человек как социальное существо

Annotation. In this article, the author analyzes the essence of the media as a social institution that satisfies the need of a person or social group for information and the desire to be an active participant in the information flow. In his research, the author pays the main attention to the issue of the relationship between the media and public authorities in the implementation of interaction between them in order to achieve the desired result by both parties, as well as the specifics of legal regulation of the media in the context of a democratic political regime of power.

Keywords: mass media, society, authority, state, public institution.

не может существовать без оптимального объёма информации, которая сочетала бы в себе два аспекта: социальную значимость и социальную

ориентацию, чем давала бы возможность индивиду не только ориентироваться в общественных процессах, но и выстраивать собственную мировоззренческую картину и управлять ею, конструировать собственное мнение касательно тех или иных событий, явлений или процессов, затрагивающих его жизнь. В данном случае, самым активным агентом информации выступают СМИ, основой деятельности которых является информирование общества о событиях в мире и в границах государства, политике и экономике, науке и культуре, о достижениях и проигрышах, об открытиях - обо всех неисчерпаемых и многообразных процессах жизни человека.

СМИ на сегодняшний день представляют собой совершенно особенное образование, имеющее многообразный характер: политического инструмента влияния на формирование мнения общества; общественного института; сегмента общего товарного рынка. Таким образом, средства массовой информации представляют собой обширный предмет для изучения его различными науками. Важное место здесь занимает не только его многоаспектность, но и значение деятельности СМИ для общества.

С точки зрения рынка, средства массовой информации можно считать активным поставщиком специфического товара - информации - пользующегося высоким спросом среди потребителей.

Средства массовой информации являются достаточно сложно структурированным общественным институтом, удовлетворяющим одну из основных «высших» потребностей индивида - потребности получать наиболее актуальную информацию о событиях и явлениях, происходящими в мире. Желание быть активным участником современного информационного потока и пользоваться современными средствами распространения и получения информации относительно недавно вошло в повседневную жизнь общества, однако достаточно быстро укрепилось среди основных нужд человека, связанных, в первую очередь, с социальным взаимодействием.

При этом СМИ, благодаря своим функциональным возможностям, позволяют удовлетворять косвенным образом и другие потребности индивида и общества. Государство в лице своих представительных органов власти также является участником информационного потока, выступая и как создатель инфо-поводов, и как их потребитель. СМИ используется органами власти с разными целями, основная из которых - пропаганда государственной идеологии.

Как и любой общественный институт, СМИ испытывают влияние на своей деятельности действующих нормативно-правовых актов и норм законодательства. В нашем государстве СМИ в осуществлении своих функций и целевых установок ограничены Законом РФ «О средствах массовой информации», закрепляющим основные положения об осуществления их деятельности, организационно правовых формах существования и т. д. При этом Конституция РФ гарантирует защиту свободы слова, мнения, а также гласность, без

которых существование СМИ в демократическом государстве не представляется реальным. Законодательство России также гарантирует журналистам и редакциям профессиональную самостоятельность, свободу в получении и освещении информации, средствах удержания внимания аудитории.

Как было отмечено выше, СМИ представляет собой социальный институт, более конкретно - коммуникативную систему, внутри которых действуют организации и институты, осуществляющие сбор, анализ и оценку информации, её обработку и распространение среди зрителей/слушателей/читателей. Основу коммуникативной системы представляет пресса, функционирующая в различных формах и видах, но преследующая, независимо от них, единые цели, разрешающая одинаковые задачи и имеющая инструментарием примерно идентичный набор функций и средств. Характеризуя СМИ с точки зрения их общественной сущности, мы можем смело назвать средство массовой информации частью общественного процесса коммуникации, который позволяет ей функционировать в соответствии не только с установленными законом правилами, но и руководствуясь собственными нормами, которые выстраиваются учредителями и журналистами (редакторами) с оглядкой на собственные интересы. СМИ удовлетворяют не только общественные потребности, реализует государственные (или оппозиционные) установки, но и собственные желания, которые зачастую концентрируются вокруг привлечения к себе наиболее широкой аудитории, что позволяет оказывать влияние на наибольшее количество людей и, тем самым, формировать общественное мнение. Данный факт заставляет органы власти и другие общественные организации считаться с журналистами и мнением известных и популярных издательств.

Являясь организацией, деятельность СМИ невозможна без источника финансирования. Данный факт справедлив для всех форм реализации прессы: как в печатном виде, так и в форме теле-и радиожурналистики, а также - в Интернет-издательствах. Зачастую, источник финансирования в в качестве частного лица, экономической корпорации или органа государственной власти имеет влияние на работу СМИ в самой их сущности. То есть, содержа средство массовой информации или оказывая ему финансовую поддержку, субъект таких отношений может напрямую оказывать влияние на сам материал, подаваемый аудитории, на его форму, эмоциональную окраску и т.д. Косвенное влияние источник финансирования, таким образом, может оказывать влияние на формирование общественного мнения по поводу того или иного события. Не сложно провести параллель с политикой любого государства и государственных каналов распространения информации или оппозиционного лидера и его частного издательства.

СМИ испытывают на себе влияние не только специализированных для них актов законодательной практики. Любая журналистская организация представляет собой определённый набор рабочих мест и является налогоплательщиком,

осуществляет свою деятельность на территории конкретного государства, охватывает аудиторию определённой национальности или действует в пределах многонациональной культуры. Следовательно, СМИ в своей деятельности обязаны руководствоваться существующими нормами уголовного, административного, трудового, налогового и других отраслей права, а также - существующими нормами поведения, культурными обычаями и традициями, что уже превращает СМИ в активных участников взаимоотношений с органами государственной власти.

С точки зрения демократического режима осуществления власти в стране, информационный агенты не испытывают на себе тотального контроля со стороны представителей власти. Демократия гарантирует для СМИ режим гласности, свободу слова, печати, а также, возможность существовать не одну, а множеству каналов по сборы, обработке, распространению и получению информации. Отсутствует цензура как инструмент управления (она существует лишь как средство ограничения определённых материалов, которые могут оказать негативное влияние на психику читателей, но, опять же, в специализированных изданиях цензура может отсутствовать в принципе), а также, монопольное право государства на учреждение и регуляцию деятельности СМИ.

Как отмечает Дж. Кинн, отмена государственного регулирования, навязчивая идея, преследующая сторонников свободного рынка. «Организованные и защищенные государством средства массовой информации, особенно в области радиовещания и телекоммуникаций, с ходу отвергаются как антидемократические. Про них говорят, что они дорого обходятся и страдают от ограничений и запретов».

«Политика невмешательства» означает поддержку «сильных» на рынке прессы. Роль трибуны всех социальных сил, форума всех слоев общественности должны играть средства массовой информации, учредителями которых являются институты государственной власти. Однако следует отметить, что их может подстерегать опасность выступать в качестве проводника линии той или иной управленческой структуры. Государственные средства массовой информации, существующие на деньги налогоплательщиков, обязаны действовать в интересах народа. Например, газета, издаваемая парламентом, где представлены разнообразные силы, может ли формироваться как «орган»? Чьи мнения она тогда будет выражать? Большинства? Группы фракций?

Литература:

1. Кинн Дж. Демократия и средства массовой информации / Дж. Кинн // Международный журнал социальных наук. Новый взгляд на демократию. М., 1991. № 2.

2. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.

Задача государственной прессы - не в отстаивании точки зрения интересов одной из партий и не в выступлении с «надпартийной» позиции, а в представительстве максимального количества социальных групп, слоев, общественно-политических союзов, ассоциаций и т.д. Их роль заключается в том, чтобы быть «межпартийной» трибуной.

СМИ выполняют ряд социальных функций, основная из которых - консолидация общества в целях поиска и осуществления решения по наиболее актуальным для него вопросам: экономическим, социальным, политическим или культурным. Данные вопросы в условиях демократии представляют собой основу государственной деятельности и её политические задачи. В данном контексте государство выступает как гарант равного и полного доступа граждан к источникам информации, а со стороны СМИ - к информационному потоку и инфо-поводам, как мирового масштаба, так и касающихся внутренней политики рассматриваемой страны.

Издаваемый законы должны быть не только регуляторами доступа государственных структур к инструментам влияния на СМИ, но и, скорее, как ограничитель данного влияния. В идеальной картине мира СМИ не зависят от каких-либо финансовых, коммерческих или общественных структур, не боятся силовых структур государства. В своей деятельности они руководствуются существующим законодательством в части, касающейся своих функций. Таким образом, может быть, в будущем окажется достигнутым один из основных критериев СМИ, который, к сожалению, достаточно сложно найти среди существующих редакций и информационных агентств - объективности.

В условиях демократии, к которой стремится и наше государство, СМИ выражают волю народа, а не государственных структур или политических деятелей.

Средства массовой информации, взятые как целое, являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых -в зависимости от социально-политической ситуации - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли объединителя, консо-лидатора общества, его просветителя, организатора. В кризисные периоды исторического развития особую значимость средства массовой информации приобретают в качестве посредника в диалоге между различными силами, между властью и народом.

Literature:

1. Kinn J. Democracy and the media / J. Kinn // International Journal of Social Sciences. A new look at democracy. M., 1991. № 2.

2. Sidorov V.A. Political culture of the media. M., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.