Научная статья на тему 'СМИ как фактор построения гражданского общества в России'

СМИ как фактор построения гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / МАСС-МЕДИА / ДЕМОКРАТИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штейман М.С., Синютина Е.В.

В статье рассматривается роль масс-медиа в формировании современного гражданского общества в РФ. Выделяются отдельные аспекты влияния СМИ на социум и подчеркивается мысль о том, что СМИ имеют важное значение в системе социальных институтов и необходимость соблюдения требований информационного обеспечения демократических основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ как фактор построения гражданского общества в России»

ни к жестоким социально-классовым «маскам» в обрисовке действующих лиц, ни к застывшим в социальной определенности сюжетам (рассказы «Оглянулся», «На побывке», «Счастье», «На реке»). Писатель положил в основу рассказа исследование характера - чрезвычайно сложная задача. И он не отступил от этого решения.

Новеллистика пореволюционных лет открыто приняла курс на последовательное постижение действительности, на анализ человеческого бытия, который был обусловлен зрелостью художественного общественного мышления и писателя, и читателя той поры: отыскать пути к социальной гармонии и совершенствованию нравственных начал человека и общества. Эти вопросы составляли основную магистраль новеллистического искусства революционной поры. И в этом новеллистика не изменила русской национальной традиции. К середине 20-х годов у многих писателей появляется тяготение к классическому наследию.

Список использованной литературы:

1. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М.: Наследие, 1992. 202 с.

2. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е гг.). М.: Наука, 1980. 194 с.

© Штейман М.С., 2020

УДК 070

М.С. Штейман

к.ф.н., доцент ЕГУ им. И.А.Бунина E-mail: shteiman.marina@mail.ru Е.В. Синютина магистрантка 1 курса ЕГУ им. И.А.Бунина E-mail: lena-ionova98@yandex.ru

СМИ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматривается роль масс-медиа в формировании современного гражданского общества в РФ. Выделяются отдельные аспекты влияния СМИ на социум и подчеркивается мысль о том, что СМИ имеют важное значение в системе социальных институтов и необходимость соблюдения требований информационного обеспечения демократических основ.

Ключевые слова:

СМИ, гражданское общество, коммуникация, масс-медиа, демократия, журналистика.

Массовая коммуникация играет в современном обществе огромную роль. Усложнение и динамичность социальных процессов в социуме, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Сегодня значительное количество необходимой социальной информации аудитория получает из телевизионных и радиопрограмм, печатных и сетевых изданий. Все более заметное воздействие на читателя, зрителя, слушателя оказывает массовая коммуникация и ее средства.

Развитие современного общества, заинтересованного в распространении актуальной информации в массовых масштабах, невозможно представить без журналистики. В свою очередь, журналистика также не может существовать без социума, поскольку ее главным предназначением является удовлетворение

общественных потребностей. Именно поэтому настолько разнообразными являются способы взаимовлияния СМИ и общества.

На современном этапе гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка.

Как журналисты, так и потребители конечного медиапродукта иногда осознанно, но в большинстве случаев бессознательно, следуют определенным теориям и концепциям медиа, в которых определены цели, задачи, методы и формы функционирования СМИ. В результате у медиапродукта появляются характерные признаки, отражающие или не отражающие суть той или иной концепции. Для кого должна работать пресса? Каким образом она должна выполнять свои задачи? Какие права и обязанности имеет журналист для эффективного достижения своей общественной цели? Каковы направления потоков информации в современном обществе? Ответить на эти и некоторые другие актуальные вопросы пытаются современные исследователи, теоретики и практики журналистики[2].

Нередко правящие круги того или иного государства используют СМИ как инструмент реализации собственных геополитических целей. В результате на международном уровне предметами жесткой борьбы и конфликтов становятся такие проблемы, как права и свободы человека, международный информационный обмен, внутриполитические процессы, касающиеся СМИ, и многие другие. При этом информационные потребности общества могут быть удовлетворены масс-медиа в таком объеме, который присущ отдельно взятому государству в определенный период времени[1].

Многочисленные современные зарубежные теории и концепции журналистики представляют собой довольно пеструю картину. При этом очевидна их взаимосвязь с базовыми теориями социально-политического устройства общества, а также с различными философскими концепциями. Безусловно, можно найти общие черты, присущие журналистике практически всех стран. Но, с другой стороны, нельзя забывать о ярко выраженных национальных особенностях, которые обусловлены историко-культурным, общественно-политическим и экономическим развитием государства.

Важной составляющей сильного гражданского общества является свободная пресса, поскольку одним из основных этапов борьбы со злоупотреблениями власти является огласка неблаговидных решений государственных чиновников, стремящихся не афишировать негативные последствия своей деятельности. Уровень свободы СМИ, таким образом, хорошо коррелирует с уровнем развития демократии. По этой причине, гражданское общество всегда уделяет большое внимание любым фактам ограничения свободы слова и последовательно борется с попытками цензуры в средствах массовой информации[3].

Медиа гражданского общества - ведущая сила преобразований на пути к новой цивилизации, состоит из трех «секторов» - издания общественно-политических организаций, коммерческого характера, различных неполитических организаций. Сегодня необходимо, чтобы все СМИ соблюдали требования информационного обеспечения демократии: стремиться представить все точки зрения, а не только свою; информационно обеспечивать реализацию демократических требований во всех областях жизни социума; СМИ необходимо ясно представлять свое место в системе институтов демократии и способствовать развертыванию демократических норм жизни. Они должны максимально информировать граждан. Поэтому их деятельность должна базироваться на идее плюрализма и толерантности.

Среди множества направлений деятельности СМИ по развитию демократического общества стоит задача формирования гражданской позиции каждого человека как субъекта социальных отношений и постоянное и последовательное участие во всесторонней и глубокой гражданской социализации.

Именно масс-медиа должны принять на себя основную задачу по формированию «критической массы граждан». В сложившемся виде это «общественность», представляющая собой устойчивое ядро гражданского общества, придающее ему стабильность и функционирующее как его интегрирующая сила. Термин «общественность» используется по отношению к группе людей, которые сталкиваются с какой-либо проблемой, разделяются во мнениях относительно методов решения данной ситуации, вступают в дискуссию, посвященную этой теме[4].

Таким образом, общество и СМИ тесно взаимосвязаны, поскольку первое порождает второе и после не может без него обойтись. Первоначальная задача масс-медиа освещать актуальные события, информировать население, однако от типа и формы подачи информации, ее роль и влияние может меняться. Список использованной литературы:

1. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / под ред. А.А. Стриженко. - Барнаул: АлГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. - 470 с.

2. Липпман У. Общественное мнение / У. Липман. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. -384 с.

3. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы / С.А. Михайлов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 320 с.

4. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В.А. Мансурова / А.В. Семенова, М.В. Корсунская. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.

© Штейман М.С., Синютина Е.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.