МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ
СМИ И «ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ»*
Чжао Юнхуа
Институт журналистики Центр журналистики и общественного развития Китайский народный университет Китайский народный университет, Пекин, КНР, 100872
В данной статье рассматривается значение и влияние СМИ на ход «цветных революций», исходя из структуры СМИ и политических реформ, развития отрасли массовых коммуникаций в государстве и медийной стратегии западных государств (на примере США) по отношению к странам Содружества независимых государств.
Ключевые слова: СМИ, «цветная революция», СНГ, Россия, США, Китай.
«Цветные революции», которые друг за другом прогремели в Грузии (2003 год), на Украине (2004 год), в Киргизии (2005 год) и т.д., имеют общие корни с переменами, произошедшими в связи с распадом СССР и изменениями на карте Восточной Европы в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века. Отличительной чертой «цветных революций» было то, что они стремительно завоевывали позиции и быстро развивались. Так, например, «Революция роз» в Грузии за полмесяца достигла своей цели. «Оранжевая революция» на Украине произошла за месяц. В ходе «Желтой революции» в Киргизии в течение пяти часов был смещен президент. Почему же «цветные революции» проводились с такой легкостью? В основе их удачи весьма велика заслуга СМИ. В переломные этапы «цветных революций» внутренние оппозиционные партии получали поддержку со стороны США и других западных государств и, используя механизм выборов, производили смену власти.
Основной причиной «цветных революций» в странах Содружества являлся политический и экономический кризис, который долгое время назревал внутри государства и не получил своего иного разрешения, кроме как путем революции. Кроме того, прямой движущей силой развития событий стала проводимая поли-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Китайского Государственного общественно-научного Фонда, проект № 06CXW005.
тика в отношении СМИ, антиправительственная направленность общественного мнения и шумиха, поднятая в западных СМИ.
В данной статье будет рассмотрено значение и влияние СМИ на ход «цветных революций», исходя из структуры СМИ и политических реформ в государстве, развития отрасли массовых коммуникаций и медийной стратегии западных государств (на примере США) по отношению к странам Содружества.
Собственные СМИ государств содружества и «цветные революции».
Изменение структуры СМИ стран Содружества. После отделения от Советского Союза Грузия, Украина, Киргизия пошли по пути независимого развития. В сфере СМИ был проведен ряд реформ: структура социалистической партийной прессы СССР изжила себя, ей на смену пришла журналистика рыночного характера. За десять лет вслед за независимостью этих государств были созданы модели журналистики, обладающие своей спецификой. Однако их общей чертой стала «независимость» журналистики.
Бывший президент Киргизии Аскар Акаев был ярым поборником свободной журналистики. Именно при нем произошел отказ от ведущей роли идеологии в жизни общества. В общественном мнении Запада сложилось представление о Киргизии, как об «острове демократии» в Азии [9. С. 13]. Что касается Украины, то после провозглашения независимости она во многом стала тяготеть к странам Запада. Журналистика Украины также начала движение в сторону западной модели. Журналистикой повсеместно были приняты идеи свободы и независимости, кроме того, произошли значительные улучшения в техническом оснащении СМИ. В условиях, когда в основу государственности были заложены такие понятия, как «свобода», «демократия», «права человека», «законность», «рынок» и др., так называемые, «независимые» СМИ стран СНГ под лозунгами плюрализма общественного мнения и флагом демократии попали в абсолютно бесконтрольное положение. В большом количестве стали появляться частные коммерческие СМИ. В жесткой конкуренции государственные издания стали сдавать свои позиции, и государство потеряло контроль над общественным мнением.
Во время «цветных революций» в странах СНГ признание правительством понятия независимости СМИ превратилось в одну из главных идеологических установок. Оппозиционные высказывания не подвергались контролю, были разрешены иностранные инвестиции в СМИ. В результате общественное мнение вышло из-под контроля. Принадлежавшая правительству пресса была немногочисленна и имела небольшой тираж. Например, объем реализации государственной прессы в Киргизии был очень мал. Газета «Вечерний Бишкек» выходила в плохой полиграфии, ее возможности по освещению новостей были очень слабы, поэтому в то время среди местного населения ее влияние было очень низким.
Несмотря на то, что самым большим СМИ по охвату территории было государственное телевидение, однако из-за недостатка кадровых и материальных ресурсов, раздробленности и прозападной позиции журналистов правительственные СМИ были не в состоянии конкурировать с «независимыми» СМИ оппозиции [8. С. 106]. В кризисной ситуации голос правительства не был озвучен в доста-
точной мере. Под влиянием СМИ жители Киргизии утратили доверие к правительству. За поразительно короткий срок правительство было бескровно обезглавлено. Превращение СМИ стран СНГ в последние годы в инициаторов «цветных революций» создало условия для развития общественного мнения. Отсутствие контроля над СМИ и над общественным мнением со стороны государства привело к «цветным революциям».
Оппозиционные СМИ и «цветные революции». Во время «цветных революций» деятельность оппозиционных СМИ получила большой размах, особенно это касается прессы. Законодательство стран СНГ разрешает создание СМИ любым партиям и организациям, что дало возможность для открытого высказывания позиций оппозиционными партиями. СМИ стали для оппозиционных партий орудием осуществления политической власти, борьбы с правительством и проведения «цветных революций». Во всех странах Содружества оппозиционные партии действуют официально, имеют собственные телеканалы, газеты и сайты. Большинство этих СМИ получают большую поддержку от стран Запада, особенно от США. От официальных СМИ их отличает лучшая финансовая и информационная оснащенность. Эти СМИ отличаются масштабом и объемом. Например, довольно влиятельным Грузинским телеканалом был крупнейший частный телеканал «Руста-ви-2». Западные страны спонсировали Украинский спутниковый телеканал «Пятый канал» и оппозиционную газету Киргизии. Влияние этих СМИ на «цветные революции» проявилось в том, что они:
— во-первых, в большом объеме освещали положение оппозиции. Агитировали за ведущую политическую роль оппозиции и оказывали всестороннее влияние на общественное мнение. В политической борьбе оппозиционная партия руководствовалась идеями «демократии» и «свободы». Своей целью они ставили создание справедливого общества и ликвидацию бедности. Задача же СМИ состояла в том, чтобы любыми способами сделать эти идеи привлекательными, создав соответствующий положительный образ для руководителей оппозиции. СМИ должны были создать в общественном мнении новый образ «спасателя». Этот образ должен был резко контрастировать с образом «продажных и беспомощных» руководителей правящих сил. Среди народа должна была созреть мечта о демократии и о новой правящей силе;
— во-вторых, демонизировали руководителей, находящихся у власти, обостряли противоречия в обществе. В оппозиционных СМИ существовали организации, целью которых было освещение коррупции в правительстве, несправедливости в обществе, отсталости экономики, низкого уровня жизни и т.д. Так постепенно развивалось недовольство простых людей правительством. В феврале 2005 года перед выборами в парламент Киргизии в «МБ№> были опубликованы фотографии апартаментов президента Акаева, что вызвало очень бурную реакцию в Киргизии и привело к недовольству президентом. В СМИ стали появляться и другие материалы «народного расследования». Руководители оппозиционной партии бесплатно развозили и распространяли эти газеты по всей стране. После начала «революции» ежедневный тираж этих газет стал достигать 200 тыс. экз.;
— в-третьих, создавали сплетни, активно занимались подстрекательством. Во всех «цветных революциях» оппозиционные СМИ в ключевой момент революции писали много сенсационных материалов и разоблачений. С середины ноября 2004 года на Украине стало проявляться массовое недовольство в обществе. В то время новости о вмешательстве вооруженных сил были восприняты наиболее болезненно. 25 ноября «Пятый телеканал», не имея достаточно доказательств, сообщил о том, что спецназ РФ уже высадился в Киеве. Распространение этого ложного сообщения привело к усилению антироссийских настроений и сильно понизило позиции пророссийского президента. Официальные лица правительства Украины сразу же опровергли это сообщение, указав на то, что «Пятый канал» вводит аудиторию в заблуждение;
— в-четвертых, были организованы народные проверки. На выборах президента Украины в октябре 2004 года «Пятый телеканал» обвинил правительство в подтасовке результатов выборов и организовал так называемую «независимую народную проверку» результатов голосования. Этот телеканал первым объявил о победе оппозиционных сил. Это вызвало раздражение правительства, которое сочло, что это внесло беспорядок в восприятие информации аудиторией. В результате Государственная комиссия по общественному вещанию приняла решение аннулировать лицензию на вещание этого телеканала. «Пятый телеканал» сразу же сообщил об этом в эфире и объявил голодовку как форму протеста. Это послужило искрой для начала революции;
— в-пятых, взяли на себя руководящие функции. Во время проведения революции оппозиционные СМИ не только призывали народ выйти на улицу, но и сообщали точное время и место проведения демонстраций, предоставляли информацию для действия оппозиции в разных регионах страны. «МБ№> в Киргизии, с одной стороны, сообщал о «восстании» на юге страны, а с другой стороны, агитировал за антиправительственные выступления по всей стране, сообщал о месте и времени проведения демонстраций. Таким образом, «МБ№> внес организационный вклад в «Желтую революцию» в Киргизии. 24 марта 2005 года в Киргизии произошел переломный этап революции — толпы демонстрантов вступили в столицу. Следом за домом Правительства был занят телецентр. Вечером СМИ, захваченные оппозицией, сообщили о том, что президент покинул страну, а премьер сложил полномочия. За считанные часы оппозиция взяла ситуацию в стране под контроль. По словам международных наблюдателей, СМИ так писали о том, что президент Акаев покинул страну: «Прежнее правительство мгновенно лишилось политической и юридической силы», «воодушевив борцов оппозиции» [8. С. 107].
Западные СМИ и «цветные революции» в странах СНГ. По мере коммерциализации СМИ стран СНГ, западный капитал стал проникать в медийное пространство. На основе иностранного капитала либо создавались собственные СМИ, либо он проникал в местные СМИ, что во время «цветных революций» имело провокационное значение.
США, как наиболее яркий представитель стран Запада, на основе мощного аппарата пропаганды всегда активно влияет на мировое общественное мнение.
Грузия и другие государства, ранее входившие в состав СССР, еще в период Холодной войны столкнулись с атакой со стороны таких СМИ, как «Голос Америки» и др. В последние годы, по мере быстрого развития Интернет-СМИ, система ценностей США оказала особенно большое влияние на молодежь этих государств. Как только правительства этих государств пошли против США, США с помощью СМИ подвергли резкой критике отсутствие демократических ценностей в этих государствах, тяжелую экономическую ситуацию и нарушение прав человека. Как только США решили сменить политическую власть в этих странах, они начали антиправительственную агитацию под лозунгом «свободы демократии», который пропагандировался в течение многих лет. Сразу же после проведения «цветных революции» американские СМИ поддержали лояльные США оппозиционные силы, предоставив им поддержку общественного мнения. Американские СМИ немедленно сообщали о победах «Цветных революций», рассчитывая на срабатывание «эффекта домино» [7. С. 50]. Во время «Цветных революций» в Восточной Европе американские СМИ активно подливали масла в огонь. Американские ценности «свободной демократии» освещались СМИ США с завидной полнотой. Благодаря медийной мощи США их возможности превосходили возможности России по освещению международных вопросов в 7,2 раза. Экономическая мощь СМИ США превосходила мощь России в 109,9 раза. Именно поэтому во время «цветных революций» шумиха, поднятая американскими СМИ, имела решающее значение [3. С. 5].
«Цветные революции» явились одной из составляющих частей стратегии США по продвижению идеи демократии [4. С. 50]. Страны СНГ на начальном этапе построения политической жизнь страны попали под влияние американских неправительственных организаций, которые поддержали силы оппозиции, поощряли распространение Западной культуры, взяли под контроль СМИ и общественное мнение и поддерживали антиправительственные настроения в обществе [2. С. 20]. Пропагандируя «ценности демократии», США с помощью неправительственных организаций запустили «механизм революции» среди руководителей оппозиции этих государств. Ими осуществлялась всесторонняя подготовка революции, сущность же их деятельности заключалась в пропаганде среди местного населения и оппозиционных партий американской избирательной системы, методов конкуренции и т.д. Объяснялась тактика проведения выборов, осуществлялась помощь в разработке проектов лозунгов и агитационных изданий. Кроме того, были предоставлены средства на проведение избирательных кампаний, компьютеры, печатное оборудование и т.д. [10].
Изменения на карте Восточной Европы привели к появлению большого количества независимых СМИ на территории стран, ранее входивших в состав СССР. Под «независимостью» СМИ подразумевалась политическая и экономическая независимость, свобода и равенство в возможности выражения идей. Поддержка этих СМИ осуществлялась с помощью иностранного капитала и неправительственных организаций. Во время «цветных революций» эти СМИ потеряли свою «независимость». В большинстве своем эти СМИ финансировались западным капиталом и сотрудничали с оппозиционными силами стран СНГ. С 2002 года
на основе американского капитала в столице Киргизии Бишкеке было открыто издательство «Свобода», в котором выпускалось, по меньшей мере, 60 изданий. Эти газеты тесно сотрудничали с оппозицией и подвергали резкой критике действующее правительство. На Украине и в Грузии количество «независимых» СМИ превышало тысячу. Основой пропаганды этих СМИ были «свобода» и «демократия», поддержка оппозиционных сил, критика действующего правительства и отражение негативных сторон жизни общества. С началом «цветных революций» эти СМИ надели маску «независимости» в освещении вопросов политики, однако новости действующей власти и оппозиции освещались неравномерно. Они осуществляли поддержку оппозиции, поощряли активность масс, провоцировали смену политической власти.
Западные СМИ, оппозиционные СМИ, «независимые» СМИ были объединены общей целью. Во время «цветных революций» официальные СМИ были отодвинуты на периферию. Основной же информационный тон задавали западные, оппозиционные и «независимые» СМИ. Они профессионально, талантливо, скоординировано составили мощную силу влияния. В определенной мере успех «цветных революций» стал результатом общих усилий СМИ.
Меры Российских СМИ и СМИ других стран по предотвращению «цветных революций». Серия «цветных революций» в странах СНГ продолжалась с 2003 по 2005 гг. Возникли опасения среди президентов стран СНГ в связи с возможностью повторения политических судеб Шеварнадзе, Кучмы и Акаева [5. С. 32]. Под давлением западных СМИ Россия также столкнулась с угрозой так называемой «березовой революции» накануне выборов в Думу 2007 года и выборов президента 2008 года.
Смена власти, произошедшая в трех государствах СНГ в результате «цветных революций», заставила руководителей других стран СНГ принять превентивные меры. В России был принят готовившийся долгое время новый закон о выборах, который ограничил право проверки подсчета голосов иностранными наблюдателями и журналистами. Было также ограничено право создания коалиций оппозиционными партиями. Кроме того, было спонсировано создание прокремлевской молодежной организации «Наши», сделано предупреждение неправительственным организациям с иностранным капиталом, оппоненты отправлены в политическую ссылку. Законодательным путем или путем покупки был усилен контроль над СМИ. Например, газета «Известия» была куплена компанией «Газпром», последний независимый телеканал REN-TV был куплен компаниями RTL и «Сур-гут-нефть» [5. С. 33]. Как видно, усиление контроля над СМИ стало мерой предотвращения «цветной революции» в России.
События в марте 2005 года в Узбекистане были всего лишь обычными беспорядками. Однако они вызвали сильное беспокойство в правительстве страны. В результате понадобилось введение армейских подразделений для наведения порядка. Для предотвращения новой «цветной революции» президентом Каримовым был предложен план, который получил поддержку руководителей соседствующих государств. В Узбекистане было также закрыто отделение фонда Сороса, а собравшимся в Ташкенте западным советникам был дан соответствующий сигнал.
«Кедровая революция» в Молдове была обычными выборами в Парламент. Правительство в таких государствах как Казахстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Белоруссия, в которых по планам западных государств должны были также произойти «цветные революции», подавили оппозицию, укрепив свою власть. Объявленная западными СМИ вторая волна революций так и не произошла в назначенный срок.
Во время «цветных революций» оппозиционные партии и стоящие за ними прозападные силы рисовали перед простыми людьми будущее под лозунгами демократии, свободы и богатства, поощряя их участие в революции. Два-три года безрадостной реальности и действия правительства заставили народ государств, где были проведены «цветные революции», начать сомневаться в необходимости смены власти. Повсеместным стало разочарование в новой власти, которая после революции так и не осуществила обещанную демократию, свободу и процветание. Не было достигнуто политической стабильности, развития экономики, общественной гармонии. Когда 5 декабря 2005 года Центральная избирательная комиссия Казахстана объявила результаты выборов президента, действующий президент Назарбаев получил 91,01% голосов и был переизбран на второй срок. До этого, в ноябре 2005 года, выборы в парламент Азербайджана также прошли довольно спокойно [1. С. 14]. 23 марта 2006 года Центральная избирательная комиссия Белоруссии объявила, что по результатам выборов действующий президент Лукашенко набрал 83% голосов и был переизбран на третий срок. Надежды стран Запада на проведение «цветной революции» в Белоруссии потерпели крах. Для простых людей Лукашенко является патриотом, он резко выступил против вмешательства стран Запада во внутреннюю политику Белоруссии и не принял западную модель построения демократии [6. С. 26]. Расчеты Западных государств на проведение «цветных революций» в других странах СНГ потерпели крах.
Урок, который извлек из этих событий Китай. Для Китая имеют большое значение изменения на карте Восточной Европы и «цветные революции». Особое значение имела «Желтая революция» в Киргизии в марте 2005 года, поскольку Китай и Киргизия имеют тесные геополитические связи. Распространение «цветных революций» в Центральной Азии угрожает стабильности в регионе. Кроме того, Китай является мишенью для вестернизации, дробления и ослабления со стороны стран Запада и США. Журналистике Китая следует извлечь урок из опыта «цветных революций» в странах СНГ, она должна познакомиться с огромным влиянием СМИ на общество и политику, продумать тактику действий с точки зрения законодательства СМИ, свободы СМИ, контроля над общественным мнением, проникновения иностранного капитала и т.д.
Журналистское дело в Китае сейчас переживает эпоху стремительных перемен, одновременно идет процесс проникновения западного влияния. Реформа СМИ, развитие журналистики, политическая журналистика стран СНГ накануне «цветных революций» имеет огромную ценность для Китая. Китайские СМИ должны выработать собственную медиа стратегию, которую можно было бы противопоставить антикитайской западной пропаганде. Она должна иметь международное значение и быть в состоянии сформировать общественное мнение внутри
Китая. Урок для китайских СМИ, который можно извлечь из событий «цветных революций» в странах СНГ, можно обозначить следующими пунктами.
Во-первых, защита позиций общественного мнения. СМИ являются важными ресурсами поддержания государственной власти и общественного мнения. Потеря контроля над общественным мнением является началом потери власти. СМИ в США и других странах Запада отражают западные ценности и влияют на политическую обстановку. Страны СНГ приняли западные СМИ, и те начали вести свою подрывную деятельность. В то же время внутренние оппозиционные силы завладели общественным мнением. Тот факт, что оппозиционные и иностранные СМИ объединились, послужил причиной потери контроля над общественным мнением и, как следствие, привел к потере власти.
Цель «дробления» Китая всегда прослеживалась в действиях США, для этого американские СМИ никогда не жалели сил. Сейчас в Китае есть предложения провести реформу политической структуры, пропаганды капиталистической независимой журналистики и т.д. В подходящий момент вполне возможно, что внутренние и внешние антиправительственные силы объединятся. В связи с этим надо соблюдать меры предосторожности, необходимо предпринять законодательные и организационные меры с тем, чтобы контролировать общественное мнение.
Структура и модель функционирования СМИ Китая нуждаются в реформе. Однако эта реформа не должна развиваться по модели: «реформа СМИ — открытость СМИ — проникновение иностранного влияния — публикация негативной информации — нарастающее недовольство аудитории СМИ — невозможность повернуть обратно — полная потеря контроля над общественным мнением — утрата власти».
Во-вторых, усиление модернизации ведущих СМИ. По отношению к пропаганде в обществе сложилось довольно негативное и настороженное отношение. СМИ США стремятся пропаганду превратить в новости, в то время как СМИ Китая делают новости в виде пропаганды. Поскольку информации новостного характера явно не хватает в сообщениях СМИ, оттенок пропаганды выглядит слишком ярким. Проблема ведущих СМИ Китая заключается в том, что под видом положительной пропаганды СМИ сообщают об отрицательных явлениях. Бренд СМИ и доверие к нему аудитории постоянно подвергается сомнениям со стороны бизнес-изданий, в то время как Западная идеология опирается на мощь транснациональных СМИ и таким образом контролирует влияние. В китайском обществе образовался кризис доверия. В этой ситуации реформа СМИ превратилась в насущную потребность усиления власти партии.
Чем больше ведущие СМИ подчеркивают свою позицию, тем большее внимание необходимо уделять способам освещения новостей. Это необходимо для того, чтобы освещаемому направлению был предоставлен яркий носитель и реальная форма. Пропагандистские материалы могут лишить СМИ доверия аудитории. Особенно партийная пресса должна следить за тем, чтобы пропаганда переросла в новость. Это поможет объединить авторитет политической стратегии и влияние СМИ, поможет сделать так, чтобы политика и работа правительства воспринимались народом более позитивно. Кроме того, это должно способство-
вать тому, чтобы члены общества лучше разбирались в политике. Таким образом, должен быть решен вопрос контроля партии над общественным мнением. Партия и правительство должны придерживаться позиции косвенного контроля над СМИ, должны контролировать журналистку с помощью «невидимой руки», должны с помощью хорошо продуманных, своевременных и доступных пресс-конференций создавать новостные события. Необходимо объединить то, о чем хочет сообщить правительство (политическую повестку дня), то, чем интересуются СМИ (медийную повестку дня), и то, чем интересуется общество (общественную повестку дня).
В-третьих, проведение разумного контроля с помощью общественного мнения. Контроль общественного мнения — одна из основных функций СМИ. Под так называемым контролем с помощью общественного мнения подразумевается открытый контроль общественного мнения над действиями руководителей. Разумное и законное осуществление контроля с помощью общественного мнения может иметь положительные последствия для политической жизни страны и стать способом решения общественных конфликтов. В настоящее время в Китае существует большое количество противоречий в обществе, чем легко могут воспользоваться недружественные силы с Запада. Они могут внести смуту в сознание аудитории. Поэтому в процессе построения структуры, осуществляющей контроль с помощью общественного мнения, необходимо предоставить населению Китая платформу для участия в политических дебатах. Таким образом, будет достигнута гармония в обществе и стабильность в политике.
Критика со стороны СМИ должна быть поставлена на службу партии и правительства. Однако к этому вопросу надо подходить тактично и с законной позиции. В противном случае эффект может оказаться отрицательным. В свое время Мао Цзэдун анализировал этот вопрос: «Если общественная организация допустит ошибку, то 70 тыс. производственных бригад допустят ошибку. Если об этих ошибках писать в газете, то не хватит и года. Каков же результат? Государство распадется. То есть народ поднимется на революцию и без помощи империалистов с тем, чтобы свергнуть нас. Если издавать газету сплетен, то мы погибнем не то что за год — за неделю. И ни у кого не будет интереса работать».
В-четвертых, проявление бдительности по отношению к капиталу СМИ. В ситуации создания транснациональной экономической системы и перехода СМИ на рыночную систему, проникновение капитала в СМИ набирает обороты. В странах, где произошли «цветные революции», некоторые СМИ попали под полный контроль иностранного капитала и в решающий момент были вынуждены предать интересы государства, став орудиями пропаганды стран Запада. Во время парламентских выборов в Киргизии в феврале 2005 года радио «Свобода» и «Свободная Европа» и радиостанция «Ацтек», опираясь на американский капитал, озвучивали точку зрению оппозиционных и Западных сил. Сенатор США Рос-болл признает, что во время проведения «Оранжевой революции» на Украине два украинских неправительственных сайта получали материальную помощь от американского правительства с целью подготовки общественного мнения к принятию оппозиционной партии.
В настоящее время иностранный капитал пытается вести проникновение на открытый рынок СМИ Китая. Китайская «капиталистическая элита» также с каждым днем усиливает свое влияние на СМИ Китая. Часть традиционных ведущих СМИ в погоне за выгодой может свернуть с четкой позиции. Цель проникновения капитала состоит в том, чтобы влиять на общественное мнение. Под влиянием капитала СМИ могут планировать создавать горячие новости, тем самым влияя на предпочтения аудитории.
СМИ имеют характеристики экономического производства, но также и политические, и культурные характеристики. СМИ являются очень привлекательным объектом для проникновения капитала, однако вложение капитала — не акт благотворительности. Задача правительства состоит в том, чтобы использовать капитал таким образом, чтобы он не повлиял на позицию общественного мнения. Государство должно осуществлять эффективное управление СМИ, осуществлять контроль над общественным мнением, и в то же время использовать возможности рыночного капитала, поощрять прогрессивное развитие СМИ. Государство должно осознать необходимость совмещения идеологии и общественного мнения, а также необходимо использовать ресурсы рыночного капитала для контроля над системой СМИ.
В-пятых, выработка медиа стратегии. Правительство США всегда уделяло большое внимание использованию СМИ. За все эти годы в Америке сложилась эффективная стратегия использования СМИ. СМИ США превзошли всех в мастерстве формирования «воли народа» и «единодушия». СМИ, неся флаг независимости, не считают себя орудием пропаганды. Путем тщательно подобранного языка СМИ, навешивания ярлыков и допущения ошибок усиливают волнения в обществе. При помощи раздражающих иллюстраций, скандальных описаний поднимают шумиху вплоть до того, чтобы превратить противоборствующее государство в «заложника новостей». То, что США считают вопрос демократии и прав человека больным вопросом для Китая, не случайно — это также является важным смыслом медийной стратегии США.
Демократия не является исключительной прерогативой США. Демократия, прежде всего, должна соотноситься с государственностью и не может быть привнесена из-за границы. Мы говорим о правах человека и демократии с тем, чтобы выработать подходящую медиастратегию. В феврале 2005 года президент Путин в своей речи о демократии ответил президенту Бушу: «Форма и принципы современной демократии должны соответствовать Российской истории, традициям и уровню развития», «принципы и основы демократии не должны приводить к распаду государства и обнищанию народа». На основе такого подхода к демократии произошло усиление пропаганды за рубежом «Российского вида демократии».
Отдел пропаганды Китая должен организовать исследование с целью выработки китайскими СМИ собственной стратегии, направленной на координацию работы контролирующих организаций, центральных, местных и отраслевых СМИ и организацию сотрудничества бумажных, электронных и сетевых СМИ. СМИ должны стать рупором центральной власти и по возможности нейтрализовывать иностранное влияние.
После распада СССР страны СНГ стали проводить новую политику в области свободы СМИ. Частным лицам и партиям было законодательно разрешено создавать СМИ, что дало возможность оппозиционным силам использовать СМИ в своих целях. Это стало внутренней причиной возникновения «цветных революций». Внешняя причина была создана Западными СМИ и организациями. США использовали свое преимущество в области СМИ, приняв участие в «цветных революциях». Поднятая в СМИ шумиха, в которой действующей власти давались определения «диктатуры», и где она обвинялась в нарушении демократии, прав человека и антигуманности, явилась основой для захвата власти силами оппозиции. В то же время бесконечное повторение в СМИ высказываний сил оппозиции оказало влияние на выбор народа, привело к демонстрациям и антиправительственным выступлениям. В этой ситуации СМИ проявили большое политическое влияние, способствовали смене политической власти в стране в рекордно короткий срок. После завершения «цветных революций» оппозиционная партия так и не выполнила обещание реализовать свободу и демократию в стране. Напротив, в сфере экономики и жизни общества произошли резкие ухудшения, упало доверие к власти. Меры по изменению стратегии внешнеполитических отношений и внутренней политики, а также по контролю над СМИ, предпринятые Россией и другими странами СНГ, имели смысл предотвратить повторение «цветных революций» в других странах, и их изучение может быть очень полезно для Китая.
«Цветные революции» сильно ударили по идеологической системе России и стран СНГ. С точки зрения стратегии международных отношений и построения долгосрочных планов развития Китая эти революции также имеют косвенное отношение к Китаю. Из опыта «цветных революций» мы можем лучше понять стратегию осуществления идеи «Трех представительств» и идею «гармоничного общества», предложенную партией Китая.
В происходящих международных конфликтах развивающиеся страны и страны, находящиеся на переходном этапе развития, должны уделять внимание не только созданию «жесткой власти», но и контролю с помощью «мягкой власти». На примере «цветных революций» проявилось использование смены ценностных ориентиров и отношения общества с помощью именно «мягкой власти». В результате в конфликте был сделан упор не на военную поддержку противоборствующих сторон, а на оказание влияния на народ с помощью ценностных ориентиров и привлекательности политического строя стран Запада.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ван Гаофен. Выборы Казахстана и тенденция «Цветных революций» // Международное обозрение. — Пекин, 2006. — № 1.
[2] Вэнь Южэнь. Сорос и уличная политика // Взор вокруг света. — Пекин, 2004. — № 51.
[3] Лэй Да. Мощная медийная сила — СМИ США подняли «Цветные революции» в СНГ // Жэньминь жибао. — Пекин, 2005, 03 апреля.
[4] Лю Цзяньфей. Стратегии США по продвижению идеи демократии // Форум китайских партийных и административных кадров. — Пекин, 2005. — № 8.
[5] Лян Цян. «Цветные революции» прекратились // Южное окно. — Гуанчжоу, 2005. — № 11.
[6] Сун Шии. Лукашенко: отказ от «Цветных революций» // Новостной еженедельник Ляован. — Пекин, 2006. — № 13.
[7] Чжан Симин. Десять средств США на «цветную революцию» // Новостной еженедельник Ляован. — Пекин, 2005. — № 12.
[8] Чжан Юйцян. Роль СМИ в «Цветных революциях» // Современная коммуникация. — Пекин, 2006. — № 1.
[9] Юй Хунцзюнь. Недоумение Острова демократии — Свобода слова Киргизии // Международная журналистика. — Пекин, 1998. — № 1.
[10] www.chinaiiss.org/future/report/2006pol_sec/04.htm
MASS MEDIA AND «THE COLOR REVOLUTIONS»
Zhao Yonghua
Journalism Institute of Renmin University of China (Peoples’ University of China)
Beijing, China, 100872
This article discusses the importance and influence of media on the progress of «color revolutions» based on patterns of media and political reforms in the state, industrial development of mass media and media strategy of the Western States (as an example the U.S.) in relation to Commonwealth countries.
Key words: media, Color revolution, CIS, Russia, US, China.