Научная статья на тему 'СМИ и российское образование'

СМИ и российское образование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
324
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ СМИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СТУДЕНЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В РОССИИ «АМЕРИКАНСКАЯ КАЛЬКА» / ПЛЕХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ / КИБЕРВОЙНЫ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИБОРСТВО / RUSSIAN EDUCATION STANDARDS-'AMERICAN PROGRAMS' / PLEHANOV SCIENTIFIC FESTIVALS. KIBER WAR AND INFORMATION RESISTENS / INDUSTRY OF MASS MEDIA AND THEIR INFLUENCE ON STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожаев Юрий Петрович, Кочадзе Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены основные тенденции воздействия СМИ на студенчество в современных условиях. Проанализирован ряд международных проектов СМИ в условиях глобализации. Осуществлен прогноз основных тенденций этих воздействий на российскую молодежь в XXI веке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIAAND RUSSIA EDUCATION

The article discusses the contacts and influence of mass media on Russian young people and students in the beginning of XXI century. The experience of the authorto teach Russian History in REU by Plehanov and annually scientific festivals of students and aspirants scientific works. Results of influence mass media on the future of Russia

Текст научной работы на тему «СМИ и российское образование»

Образование

СМИ И РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.77; 070

Юрий Петрович Кожаев,

д.и.н., профессор, Научная школа по Отечественной истории ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Тел. 8-916-644-32-51 Эл. почта: cspao@mail.ru

Дмитрий Владимирович Кочадзе,

к.и.н., доцент, Научная школа по Отечественной истории ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Тел. 8-916-644-32-51 Эл. почта: cspao@mail.ru

В статье рассмотрены основные тенденции воздействия СМИ на студенчество в современных условиях. Проанализирован ряд международных проектов СМИ в условиях глобализации. Осуществлен прогноз основных тенденций этих воздействий на российскую молодежь в XXI веке.

Ключевые слова: индустрия СМИ и их воздействие на студенчество, образовательные программы в России - «американская калька», Плехановские чтения, кибервой-ны и информационное протиборство.

Yuri Kozhaev,

Ph. D, professor, Scientific School on Russian History in REU by Plehanov Tel.: 8-916-644-32-51 E-mail: cspao@mail.ru

Vladimir Kochadze,

Dh.D, Scientific school on Russian History in REU by Plehanov Tel.: 8-916-644-32-51 E-mail: cspao@mail.ru

MASS MEDIA AND RUSSIA EDUCATION

The article discusses the contacts and influence of mass media on Russian young people and students in the beginning of XXI century. The experience of the author to teach Russian History in REU by Plehanov and annually scientific festivals of students and aspirants scientific works. Results of influence mass media on the future of Russia.

Keywords: industry of mass media and their influence on students, Russian education standards - 'American programs', Plehanov scientific festivals. Kiber war and information resistens.

Век ушедший накопил огромный опыт в становлении и развитии СМИ. Достаточно беглого взгляда на развитие всего комплекса СМИ и прежде всего периодических изданий - газет, журналов; документальных фильмов, телевидения и интернета, чтобы убедиться в масштабности и буквально поминутном проникновении в повседневную жизнь человека. Особое влияние, по нашему мнению, имеет весь этот «вал» на молодое поколение. Во-первых, работают целые индустрии СМИ, объектом воздействия которых является только молодёжь. Во-вторых, не имея жизненного опыта, достаточных знаний о природе и законах жизни, истории развития человечества, молодёжная среда, в том числе студенчество, сегодня являются наиболее подверженными как в прямом, так и в переносном смысле объектом внимания со стороны СМИ и, в первую очередь, электронных. Если же откровенно говорить о достоверности СМИ, как источнике информации и влияния на студенчество, то необходимо констатировать, что в печатных и электронных СМИ очень часто встречаются тексты и сообщения, которые имеют подстрочный перевод, далеко не совпадающий с представленным оригиналом, а также откровенные, прежде всего в силу падения общего уровня образования, грубые фактические ошибки. Ну а самым главным, в этом потоке, являются откровенные для большинства аудитории явные исторические фальшивки, а для более продвинутых весь этот «продукт» подаётся под определённым «соусом» в виде кропотливой и «документально» обоснованной работы.

Подобная деятельность СМИ не раз критиковалась известнейшими людьми XX века, в частности, вторым министром иностранных дел СССР Г.В. Чичериным.

«Для стиля Г.В. Чичерина характерно богатство языка, интонаций и красок, литературных сравнений, исторических примеров и аналогий. Особенно заостренно и наглядно показал он «объективность» буржуазной прессы в статье «Печать в СССР и печать Запада». Он указывал, что «никто не может проникнуть к широкому читателю... помимо большой прессы, а большая пресса находится в руках определённых экономических групп, следящих строже всякого николаевского цензора за содержанием своих литературных рупоров. Большая пресса есть в действительности лишь рупор господствующих экономических интересов. Попробуй-ка, простодушный пришелец, сунься в большую прессу, постарайся довести до читательской массы произведения своего интеллекта. Тебя засмеют - и больше ничего». Чичерин подчёркивал, что буржуазная пресса стремится понижать уровень сознания и морали широких масс. «Потоки грязи, размазывание всевозможных скандалов, состязания во лжи и клевете, и при этом самое бессодержательное верхоглядство, поддакивание самым низким и постыдным страстям читателя - вот характерные черты и большой прессы, и тем более, бульварной прессы.» [1].

Впечатление от этого высказывания Г.В. Чичерина, которое было опубликовано почти сто лет назад, такое как будто разговор ведётся о сегодняшнем дне, о той газетной, журнальной и телевизионной пошлятине и серости, захватившими все цивилизованное сообщество.

В самом начале мы определили, что главным объектом внимания СМИ является молодёжь и наиболее её продвинутая часть - студенчество. По мнению руководителей современных СМИ, именно будущие журналисты, кинематографисты, режиссёры ТУ и кино, юристы, будущие преподаватели истории, философии, социологии в определённой мере экономисты и финансисты, безусловно, менеджеры и предприниматели будут определять социально-политический, экономический и психологический климат будущего общества.

В этой связи необходимо отметить, что российская высшая школа образования на современном этапе была адаптирована с помощью влиятельных российских чиновников - западников на американскую модель образования, которая сформировалась под влиянием СМИ, особенно в последние десятилетия. Их сотнями тысяч готовит западная система образования, а теперь подобное происходит и у нас. Такие «спецы» могут в любой аудитории часами рассуждать о судьбах страны и эффективности макроэкономики, ловко жонглируя терминами, значение которых скрыто от их недалёкого ума. У них формально образованных, отсутствует цельная картина мира. Они не умеют думать самостоятельно. Они довольно

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2011

успешно вписываются в современные условия российской действительности.

«Одним из таких каналов является MTV - коммерческий канал, передающий популярную рок - музыку и музыкальные клипы для подростков и молодежи, был основан 1 августа 1981 года. Чтобы дойти до молодых, притом, чтобы общество не заметило обмана, было необходимо «располагать контручреждением, которое проповедовало бы ценности, противоположные ценностям, господствующим в обществе.» Именно это делает MTV, «но чтобы эти усилия имели успех надо нейтрализовать положительное влияние родителей и школы или, по крайней мере, ослабить их влияние» [2].

Вот один из примеров, как это делается в России в 2011 году. В газете «Аргументы недели» [3] в статье с очень ясным и точно выверенном названии «Минобрнауки все быстрее превращает граждан страны в бестолковое стадо», приводится анализ деятельности этого ведомства. В частности утверждается, что «Ситуация с падением уровня грамотности в стране такова, что впору говорить о возрождении системы ликбеза (ликвидации неграмотности) ... Недавно из недр ведомства Фур-сенко вышел проект нового закона «Об образовании в РФ». Это новая цирковая программа вызвала бурю возмущения среди ученой общественности, экспертов и депутатов Госдумы». По мнению автора статьи эта программа - «стопроцентная американская калька» [3].

Ну, а теперь посмотрим на плоды этой деструктивной работы глазами российских специалистов.

«В современной России, - как пишут д.и.н. Т.Соловей и В.Соловей, - господствующий принцип негативной селекции, отрицательный отбор. Что в полной мере распространяется не только на профессиональную, но и на моральную сторону дела. Поощряется подлость, трусость, пресмыкательство и предательство. И понятно, почему: такими людьми значительно проще управлять, ибо у них за душой нет ничего, а часто, похоже, нет и самой души» [4].

Страшное признание, но, увы, это действительно так, тем более, что: «По важнейшим показателям социального и интеллектуального развития Россия за последние 20 лет откатилась на несколько десятков позиций. В 1990 г. наша молодёжь входила в первую пятёрку стран мира по уровню интеллектуального развития, сейчас - едва ли в пятую де-

сятку. По уровню развития науки и качества образования «тоталитарный» СССР входил в первую десятку, зато «демократическая» Россия по качеству образования находится аж на 56-м месте в мире, пропустив вперёд Сенегал и Нигерию» [4].

Не является секретом, что основы знаний по Отечественной истории, патриотизм и любовь к Родине в основном закладываются в школе. Однако в последние годы «у школьников нет времени толком изучить «Мертвые души» Гоголя, «Войну и мир» Толстого, многие из них не читали Салтыкова - Щедрина, Лескова...». Эта строчка из комментария широко известного доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Ю. Жукова. Озабоченность и беспокойство ученого вызвал тот факт, что в школьную программу включена работа А. Солженицина « Архипелаг ГУЛАГ», которая, по его мнению, написана А. Солженицинам «. на основе лагерных легенд и мифов. Нас же пытаются заставить воспринимать «Архипелаг ГУЛАГ» как документальный труд. Внедрение в неокрепшие умы школьников «Архипелага ГУЛАГа» вряд ли способствует воспитанию патриотизма» [4].

Декабрьские события, произошедшие в столице и других городах России, продемонстрировали, что необходимо уделять серьезное внимание воспитанию у студенчества чувства патриотизма, братства, уважения к представителям других народов и религий, толерантность.

К сожалению, негативные процессы проникли и в высшую школу, ибо система воспитательной работы, как одна из опорных в структуре подготовки высококвалифицированных кадров, на которых держалась советская высшая школа, была полностью разрушена, а взамен комсомола, факультетов общественных профессий, студенческих строительных отрядов, шефских связей с армией и т.д. и т.п., ничего не было предложено взамен.

Однако, несмотря на все эти коренные, даже можно отметить болезненные для общества и для страны в целом изменения, Россия остается в числе мировых лидеров. Богатейшая история нашей Родины свидетельствует и заставляет нас - работников высшей школы, стремиться к ее самобытному развитию в разных сферах, включая, в первую очередь, сферу высшего образо-

вания, готовящую элиту российского общества.

Несколько слов в этой связи хотелось бы привести из личного опыта одного из авторов статьи. В своей педагогической практике, особенно в последние несколько лет, начинаю, как правило, первые встречи со студентами с вопросов, которые их интересуют, прежде всего, как будущих специалистов и как будущую элиту страны (очень часто этот термин употребляю и это, поверьте, приносит свои плоды - прим. авт.), а затем в непроизвольной форме задаю вопрос: «Что их интересует в этом мире?!». В аудитории 150-170 человек, поэтому шум поднимается, как на птичьем базаре. Но постепенно все утихают и первое знакомство переходит в нормальный диалог, где старший, в данном случае преподаватель, постепенно выявляет основные интересы и пристрастия первокурсников. В принципе за эти годы не очень сильно они изменились. В данном случае не надо забывать об активности СМИ и интернета, в частности, а главное об ЕГЭ, которое по мнению многих специалистов в России, разрушает творческий подход к получению качественного и профессионального образования.

Далее в ходе последующих встреч предлагаю прочесть и обсудить некоторые статьи (как правило, из «Литературной газеты», «Российской газеты», «АиФ»), телепередачи, кинофильмы, имеющие общественный резонанс. Через три - четыре недели студенты уже сами предлагают для обсуждения те или иные события, происходящие как у нас в стране, так и за рубежом.

Второй год в РЭУ им. Г.В. Плеханова действует бально - рейтинговая система, которая представляет более широкие возможности для творческого подхода к изучаемому предмету. Когда, например, приближается тема Великой Отечественной войны, предлагаю студентам посетить Центральный музей вооруженных сил РФ и по итогам посещения и впечатлений написать эссе. Более 70% студентов это делают с большим удовольствием. Лучшие работы ежегодно издаются в сборнике студенческих работ, выдвинутых на Плехановские чтения.

В 2011 году наша Родина будет отмечать 50-летие полета в космос первого человека - Гагарина Юрия Алексеевича. Подавляющая часть первокурсников уже побывала в Музее космонавтики и подготовила письменные работы

№3, 2011

8

по этой увлекательной теме.

12 апреля 2011 года пройдет заключительный тур, где в торжественной обстановке победителям конкурса вручат дипломы, а также сборник лучших студенческих работ и сувениры. В этой межвузовской конференции примет участие профессор, заведующая кафедрой нашего университета Г.Ю. Гагарина - дочь Героя Советского Союза, летчика - космонавта Ю.А. Гагарина.

Необходимо также отметить, что большую организационную и методическую помощь в проведении ежегодных Плехановских чтений оказывает Научная школа по Отечественной истории, которой успешно руководит в течение нескольких лет д.и.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ Мунчаев Ш.М.

Нам представляется, что такой подход в определенной мере смягчает «ударную волну» СМИ и помогает будущим специалистам лучше ориентироваться в этом сложном мире.

Очевидно, что за короткий срок российское высшее образование вряд ли резко пойдет вверх. Кроме созидательных сил, а это подавляющая часть российского профессорско-преподавательского состава, работают довольно мощные, хорошо финансируемые деструктивные силы и, в первую очередь, СМИ.

«Ну не может же быть так, чтобы в нормальной стране (имеется ввиду современная РФ - прим. авт.) почти 57 главных героев телесериалов из каждой сотни были связаны с преступлениями. Хотя именно таковы результаты социологических исследований отечественного телевидения. Такой рейтинговой информации, поверьте, нет ни в одной стране мира!... Куда от этого можно убежать?» [5] автор этой статьи - известный социолог Д. Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», на наш взгляд, немного лукавит, ставя вопрос о бегстве из России. Ведь есть исследования, где приводятся данные о количестве собирающихся убежать. «Если верить опросам, на сегодняшний день около 75% россиян старше 18 лет хотели бы, если бы представилась такая возможность, покинуть свою страну навсегда» [4]. Ну а теперь посмотрим, в какие государства мечтают попасть наши соотечественники, в том числе и выпускники российских учебных заведений. «Из двухсот стран, рассматривавшихся ЮНЕСКО на предмет «счастья», по совокупности материальной

обеспеченности, безопасности, уровню здравоохранения, образования, отдыха и культуры самые счастливые -датчане. Россия в гонке за «счастьем» занимает 168-е место. Белоруссия - на 54 месте, Китай - на 78» [6].

Приведем высказывание одного такого «пропагандиста», который в течение целого десятилетия ежевечерно доказывал через ТУ, что на земле есть рай и это США. На вопрос корреспондента отвечает «лучший» телеведущий 2009 г.(опрос проводился среди профессиональных работников телевидения) Л. Парфёнов.

«- Вы всегда активно вступаете в дискуссии с теми, кто пытается заново прославить нашу историю. Почему?!

«Номер один» даже не корректирует глупый оборот «заново прославит историю» и спокойно отвечает:

-Потому что ничего более вредного и ужасного, чем русская великодержавность, я в умонастроениях соотечественников не знаю. Это только к новой беде приведёт, ни к чему больше. К окончательному отставанию от мира. На всё это фанфаронство лимит исчерпан ещё больше, чем на революции и войны, да они часто от него и происходили. Я убеждён, что это самое губительное, самое ...» [4].

Сложность противостояния деструктивному меньшинству, которое оккупировало российские СМИ заключается ещё и в том, что, по мнению «нашей элиты», российское ТУ является лучшим в мире. Вот, например, как отзывается о состоянии культуры и, в частности, первого канала российского телевидения телепродюссер А. Цекало: «С культурой вообще проблемы: хуже, чем в кино, только на эстраде. Единственный оплот - телевидение, которое держится за счет подвижников, первым из которых я считаю Константина Эрнста» [7]. В данном случае авторы не предполагают комментировать высказывания подчиненного в адрес руководителя, тем более, что каждый имеет реальную возможность 24 часа в сутки видеть продукцию первого канала.

Видимо, определенным ориентиром для «нашей элиты» является работа известного испанского писателя Да-ниэла Эстулина «Кто правит миром? Или вся правда о Бильдербергском клубе», где автор расследует историю деятельности Бильдербергского клуба -секретной организации, образованной некоторыми из наиболее богатых, могущественных и влиятельных людей За-

пада, которая тайно проводит свои заседания, определяя на них судьбы мира и народов.

Особое место в этих планах отводится контролю за образованием. «Установление железного контроля за системой образования с целью его полного и окончательного разрушения. Одна из причин существования ЕС (а в будущем и объединений Америки или Азии) -это контроль за системой образования с целью «отупить» население». Хотя нам в это трудно поверить, подобные усилия уже приносят свои первые плоды. Сегодняшняя молодежь абсолютно не знает свою историю, индивидуальные свободы и собственно значение понятия «свобода? Глобалистам намного проще противостоять противникам без принципов» [8].

В проведении этой программы особое место отводится СМИ, которые «. уже давно входят в состав элитного общества. Свободная пресса - это миф, поскольку она является собственностью власть имущих» [8].

Вот и появляются в свободной прессе такие изыски, рассчитанные только на сенсацию для отвлечения от действительных проблем, которые только усугубляют положение и уводят читающих от реального познания прошлого и настоящего России.

В конце декабря года ушедшего в Московском комсомольце была опубликована очередная «сенсация»: «Киев - мать городов турецких», где автор интервью буквально утверждает: «Согласно моим предположениям (очень интересная формулировка для «историка» - авт.), на самом деле древнее поселение Немоград. это вовсе не Великий Новгород, а Новгород Северный. И располагается он. в районе плато Урфа на территории нынешней Турции, в верховьях реки, которая в древности именовалась Днепром, но в последствии была «переиначена» в Евфрат» [9].

Таких «сенсационных» материалов можно привести очень много. ТУ и интернет, газеты и журналы буквально пестрят сенсациями, буквально «взрывая» пространство и время и вызывая кибервойны .

В связи с этим одним из направлений информационного бума в XXI веке будут кибервойны. Над этой проблематикой активно работают и российские ученые [10], которые подготовили комплексную разработку «Кибервойны и международная безопасность». Наши специалисты определили, что в XXI

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2011

9

веке наиболее продвинуты в этом плане будут являться США и Китай.

«Проблема кибервойны и информационного противоборства становится вся более важной темой в исследовании проблем национальной безопасности, международной безопасности. -заявил «НВО» депутат Госдумы, экссек-ретарь Совета безопасности РФ и бывший заместитель министра обороны академик РАН А. Кокошин [10].

Понимая всю сложность, многообразие и перспективы кибервойны в XXI веке, как основное «оружие» противоборства за мировое господство, российские ученые определили, что информационные операции рассматриваются в ряде стран как информационное воздействие на противника, таким образом, СМИ, интернет становятся главными по уничтожению, подавлению или искоренению необходимой ему информации, в том числе и путем вывода из строя или покупки, а чаще всего подкупа топ-менеджеров СМИ. Главной задачей в этом кибернападении являются - информационно - психологическое и физическое воздействие на все государственные структуры, в первую очередь на правительство, минобороны, структуры МВД и ФСБ и, в нашем случае, на наиболее продвинутую часть российской молодежи - студенчество. Особенно на тех, кто выехал на обучение в западные учебные заведения, тем более, что у США, Англии, Франции есть огромный опыт в этом деле.

В качестве примера приведем выдержку из недавно вышедшей книги «Операция Президент»». От «холодной войны» до «перезагрузки».

Одним из авторов этой работы является Ю.И. Дроздов, который в течение многих лет входил в руководство КГБ СССР и известный политолог А.Г. Маркин. Анализируя день сегодняшний, прогнозируя будущее для России и вспоминая прошлое они пишут: «Прилив в американские университеты азиатской молодежи начался с 1896 г. Первыми приглашены были японцы за ними персы, турки, индийцы, сиамцы и китайцы» [11]. Таким образом почти полуторовекой опыт «подготовки национальных кадров специалистов», в данном случае в США, не вызывает сомне-

ния, что выпускники американских учебных заведений до конца жизни будут верными последователями традиций и образа жизни, с которыми они повстречались в альма - матер.

Поэтому в завершении этой небольшой статьи хотелось бы отметить рост интереса к изучению Отечественной истории со стороны студенчества, старшеклассников и молодежи в целом. Сотни новых книг, десятки учебников, тысячи статей в газетах и журналах, а интернет буквально «нашпигован» исторической информацией, подогревают этот интерес у российской молодежи. Это отрадный факт. Но необходимо помнить, особенно работникам высшей школы, что деструктивные силы очень активны и наша главная задача помочь будущему России - студентам хорошо знать историю своей Родины, правильно оценивать происходящее и готовить себя для работы на ее благо.

Заканчивая эту небольшую, небесспорную статью, авторы полагают, что данная тема требует более тщательных и фундаментальных разработок, в части, касающейся обучения, воспитания и профессиональной подготовки не только в рамках конкретной избранной студентом специальности и специализации, но и в плане изучения, анализа и прогнозирования процессов, которые их ожидают и с которыми они сталкиваются в XXI веке.

Знание истории отечества, мировой истории, основных этапов и факторов, повлиявших на ход мировой и отечественной истории позволит нашим будущим элитам - сегодняшним студентам чувствовать себя уверено и принимать в сложнейших условиях XXI века рациональные решения, отвечающие интересам большинства жителей России. На память приходят слова Джорджа Оруэлла (английский писатель, 1903 - 1950 г. - прим. автора), который в своем романе «1984» написал такие строчки: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим. Кто управляет настоящим, тот управляет прошлым».

Очевидно, что в этом изречении, сказанном более полувека назад, есть что-то мистическое, но главное - это суть, а она заключается в том, что буду-

щее принадлежит тем, кто хорошо знает историю своей страны, своего народа, а так же мировую историю.

Литература

1. Кожаев Ю.П. Внешнеполитическая деятельность Советского государства: 1917 - 1939 гг. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006 г., с. 204-205.

2. Агентство Пренса Латина - 19 августа, 2010 г.

3. «Аргументы недели» - 27. 01 -2.02.2011, №3, с. 8-9.

4. Литературная газета -01.09 - 07.09, 2010 г., №34, с. 9; 8.12-14.12.2010, №50, с. 3, с.13.

5. «Аргументы и факты» - 3.11-9.11, 2010 г., №44, с. 13.

6. Советская Россия - 11.09, 2010 г., №98, с. 2.

7. Афиша (журнал) - 6.02.2011 г., с. 136.

8. Д. Эстулин. Кто правит миром? Или вся правда о Бильдербергском клубе - Минск, 2008 г., с. 51, 13.

9. Московский комсомолец -3.02.2010 г, с. 14.

10. Независимое военное обозрение

- 4.02 - 10.02, 2011 г., №4, с. 4.

11. Операция «Президент». От «холодной войны» до «перезагрузки». - М., 2010 г.

References

1. Y.P. Kozhaev. Foreign policy of Soviet government: 1917 - 1939. - M., by REA Pkehanov, 2006.

2. Press agency of Zatin - 19.08.2010.

3. Arguments of weeks - 27.01 -2.02.2011.

4. Literature newspaper - 1.09 -7.09.2010, 8.12 -14.12.2010.

5. Arguments and facts - 3.11 -9.11.2010.

6. Soviet Russia (newspaper) -11.09.2010.

7. D. Astulin. Who is ruling of the world? - Minsk, 2008

8. D. Estulin. Who rules the world? Or the truth about Bilderberg - Minsk, 2008, pp. 51, 13.

9. Moscow Komsomolec - 3.02.2010 г.

10. Independent Military Review - 4.02

- 10.02, 2011, № 4, pp. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Operation «President». From «cool war» till «recharge» - M., 2010.

№3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.