Научная статья на тему 'СМИ И ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СМИ И ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

157
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СМИ / ИНТЕРНЕТ / АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немцева А.В., Гуляев И.И.

В статье рассматривается СМИ, как основной носитель политической информации, а также их влияние на процесс политической социализации молодежи. Выделяются функции СМИ, основные способы воздействия на общественное сознание и их роль в освещении различных политических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Немцева А.В., Гуляев И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AND THE PROCESS OF POLITICAL SOCIALIZATION OF RUSSIAN YOUTH

The article examines the mass media as the main carrier of political information, as well as their influence on the process of political socialization of young people. The functions of the media, the main ways of influencing the public consciousness and their role in covering various political events are highlighted.

Текст научной работы на тему «СМИ И ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 32

Немцева А.В.

Nemtseva A.V.

студент student

Научный руководитель., к.ф.н.

Scientific supervisor, Candidate of Technical Sciences,

Гуляев И.И Gulyaev I. I.,

Доцент кафедры социальных технологий и государственной службы

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») Associate Professor of the Department of Social Technologies and Public Service The National Research University "Belgorod State University" (BelSU)

СМИ И ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

MASS MEDIA AND THE PROCESS OF POLITICAL SOCIALIZATION

OF RUSSIAN YOUTH

Аннотация. В статье рассматривается СМИ, как основной носитель политической информации, а также их влияние на процесс политической социализации молодежи. Выделяются функции СМИ, основные способы воздействия на общественное сознание и их роль в освещении различных политических событий.

Ключевые слова. молодежь, общество, политическая социализация, СМИ, интернет, агенты политической социализации.

Abstract: The article examines the mass media as the main carrier of political information, as well as their influence on the process of political socialization of young people. The functions of the media, the main ways of influencing the public consciousness and their role in covering various political events are highlighted.

Keywords: youth, society, political socialization, mass media, internet, agents of political socialization.

СМИ - учреждения, которые созданы для открытой, публичной передачи различной информации любым лицам при помощи специальных технических средств.

На сегодняшний день, большинство СМИ перешли на интернет-платформу, поэтому теперь именно интернет стал основным источником информации.

На сегодняшний день СМИ держит очень высокую планку по степени влияния на граждан нашей страны, так или иначе, оказывая влияние на все сферы общественной жизни. Все события, происходящие в мире, новости и явления различных сфер общества: экономической, социальной, духовной и политической, люди узнают именно через средства массовой информации [2].

Политическую социализацию можно считать частью вхождения в политический мир, у молодого человека формируются политические взгляды и установки, происходит приобщение к существующим нормам и традициям политической сферы [4].

Говоря о политической жизни общества, здесь у СМИ важнейшая роль, так как именно через них освещается профессиональная и общественная жизнь различных политических деятелей. К средствам массовой информации мы можем отнести: газеты, журналы, радио, телевидение, новостные порталы, пресс-службы, социальные сети и др.

Сейчас СМИ - очень важная часть повседневной жизни, так как в современном обществе мы не можем и дня представить без различных гаджетов, социальных сетей, и других источников получения различной информации. Главной функцией СМИ можно считать распространение различной информации среди населения. В некоторых ситуациях деятельность масс-медиа может активизироваться настолько, что может представлять опасность для общества и стабильного состояния в государстве.

Выделим несколько способов воздействия на общественное сознание. Это может быть информирование населения о различных событиях, которые происходят в стране, явная или скрытая пропаганда, распространение различных лозунгов и призывов и др. Каким бы не был способ информирования граждан,

подавляющее количество средств массовой информации считают источником политического давления [3].

Особое внимание хотелось бы уделить роли СМИ в освещении различных политических событий и тому, как сильно это может влиять на общество, особенно на молодое поколение. Остановимся на политических функциях СМИ и их роли в политической сфере.

Во-первых, посредством различных источников, мы узнаем о событиях и основной деятельности в политической сфере, а исходя из полученной информации, можем делать какие-либо выводы, критиковать или поддерживать действующую власть или же в какой-то степени контролировать ее, наблюдая за результатами этой деятельности.

Во-вторых, мы можем узнавать различные точки зрения по поводу той или иной ситуации от простых пользователей сети Интернет, публичных личностей, ученых, высокопоставленных чиновников и др.

СМИ, путем публикаций различных новостей, биографий, светских хроник, также могут создавать имидж тому или иному политическому деятелю, что напрямую будет сказываться на его карьере, так как люди могут увидеть намного больше, чем они показывают лично и демонстрируют в социальных сетях и интервью. Но здесь стоит обратить внимание, что может создаваться как положительный, так и негативный эффект, поэтому от СМИ зависит то, как воспримут ту или иную личность, исходя из представленной информации о нем.

Нельзя не заострить внимание на том, что в социальных сетях, на новостных порталах, телевидении мы можем наблюдать, как происходит навязывание, прививание тех или иных политических взглядов, норм, ценностей или позиций. Здесь стоит отметить, что телевидение оказывает большое влияние на более взрослое поколение в различных политических передачах и новостях. Молодое поколение больше времени проводит в различных социальных сетях, где тоже можем наблюдать проплаченные публикации публичных личностей по поводу той или иной ситуации в стране, а молодежь может слепо доверять, так

как человек может быть их кумиром. Сюда также можно отнести новости с каким-либо неоднозначным подтекстом по поводу различных ситуаций или личности того или иного политического деятеля, которые не меньше влияют на мировоззрение молодежи.

У молодого поколения на сегодняшний день, самое нестабильное и противоречивое состояние, поэтому они могут легко поддаваться на различные провокации и манипуляции со стороны средств массовой информации, своих кумиров и благодаря различным модным тенденциям, за которыми молодежь всегда следовала.

СМИ отчасти формируют мировоззрение и политические взгляды молодежи, освещая основные события и мнения по поводу различных ситуаций и политических процессов. На сегодняшний день есть необходимость целесообразно использовать средства массовой информации, чтобы формировать политическую культуру и сознание молодого поколения.

СМИ - является основным носителем политической информации, от правильности преподнесения и достоверности которой зависит восприятие информации человеком

В условиях информационного бума, охватившего весь мир, ведущим фактором социализации становится институт информации. Возрастающая диверсификация, культурный плюрализм, множественность молодежных субкультур, существуя параллельно с тенденцией глобализации, способны регулировать процесс социализации, благодаря совершенствующимся информационным технологиям, особенно электронным СМИ.

Вместе с тем, расширение новых информационных технологий активизирует риск дегуманизации. Общество не может не волновать кто и с какой целью манипулирует общественным сознанием. Поэтому отсутствие в России независимой прессы, политическая проправительственная ангажированность радио и телевидения лишает процесс модернизации подлинно демократического содержания [3].

В условиях постмодернизма информация приобрела роль одного из главных рычагов социального управления. Развернувшаяся в современном мире борьба различных государственных и негосударственных, в том числе коммерческих, структур за массовое сознание дала новый импульс разработкам в области информационных технологий. Объектом такой информационной борьбы выступает человек и его внутренний мир, мотивационная сфера его сознания и поведение. Выполняя в современном обществе функции товара, информация призвана приносить прибыль и ее производителю, и распространителю. Следовательно, либеральная ценность свободы самовыражения и масс-медиа с одной стороны, и коммерциализация данной сферы с другой, не способствуют успешному контролю над ее качеством.

Библиографический список:

1. Зубок, Ю.А. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий [Текст] / Ю.А. Зубок // Социология образования. - 2014. - №12. - С. 78-84.

2. Рудаева Н. А. Семья и СМИ в политической социализации молодежи // Вестник Мордовского университета. 2011. № 3. 241-244 с.

3. Сайганова Е. В. Политическая социализация молодежи: основные агенты и каналы формирования // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013; Т. 13. Вып. 4. 34-37 с.

4. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001; Зубок Ю.А. Общество риска - молодежная составляющая социальной интеграции // Безопасность Евразии. 2001. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.