Научная статья на тему 'СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА - НОВЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ'

СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА - НОВЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1078
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ СПОРТА / СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПРОМОУШЕН ПО ЕДИНОБОРСТВАМ / ММА / UFC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев К. А.

Цель исследования - оценить и проанализировать развитие смешанных единоборств в России. Методы и организация исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников. Для достижения поставленной цели проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты российских и иностранных промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ материалов о развитии смешанных единоборств в России по пяти возможностям, которые были выделены в ходе исследования. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования развития смешанных единоборств в России и в мире. Описано состояние промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ регулярных турниров и участвующих бойцов. Определен интерес к единоборствам у различных аудиторий. Проанализированы возможности для организации постоянных занятий смешанными единоборствами. Заключение. По итогам проведенного анализа нами были выделены перспективные направления в развитии смешанных единоборств в России. Полученные данные позволяют специалистам сформировать представление о развитии смешанных единоборств как нового маркетингового продукта индустрии спорта России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED MARTIAL ARTS - A NEW MARKETING PRODUCT OF THE SPORTS INDUSTRY IN RUSSIA

Purpose of the research is to assess and analyze the evolution of mixed martial arts in Russia. Methods and organization of the research. The following methods were used during the research: the analysis of scientific and methodological literature, documentary sources and Internet sources. Scientific articles, official documents and Internet sites of Russian and foreign mixed martial arts promotions were analyzed to achieve the goal. The analysis of information on the evolution of mixed martial arts in Russia was carried out in five areas, which were highlighted during the research. Research results. The article presents the results of the research on the evolution of mixed martial arts in Russia and the world. The state of mixed martial arts promotions is described. The analysis of regular tournaments and participating fighters is carried out. The interest in martial arts among different audiences is determined. The possibilities for the organization of permanent classes in mixed martial arts are analyzed. Conclusion. Based on the results of our analysis, we identified promising areas in the evolution of mixed martial arts in Russia. The results obtained allow specialists to form an idea about the development of mixed martial arts as a new marketing product of the sports industry in Russia.

Текст научной работы на тему «СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА - НОВЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ»

УДК 796.075.8 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-108-114

СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА -НОВЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ

К.А. Гаджиев

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - оценить и проанализировать развитие смешанных единоборств в России. Методы и организация исследования. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных источников и интернет-источников. Для достижения поставленной цели проанализированы научные статьи, официальные документы и интернет-сайты российских и иностранных промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ материалов о развитии смешанных единоборств в России по пяти возможностям, которые были выделены в ходе исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлены результаты исследования развития смешанных единоборств в России и в мире. Описано состояние промоушенов по смешанным единоборствам. Проведен анализ регулярных турниров и участвующих бойцов. Определен интерес к единоборствам у различных аудиторий. Проанализированы возможности для организации постоянных занятий смешанными единоборствами.

Заключение. По итогам проведенного анализа нами были выделены перспективные направления в развитии смешанных единоборств в России. Полученные данные позволяют специалистам сформировать представление о развитии смешанных единоборств как нового маркетингового продукта индустрии спорта России.

Ключевые слова: индустрия спорта, смешанные единоборства, промоушен по единоборствам, ММА, UFC.

MIXED MARTIAL ARTS - A NEW MARKETING PRODUCT OF THE SPORTS INDUSTRY IN RUSSIA K.A. Gadzhiev, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4147-6737 University «Synergy», Moscow, Russia Abstract

Purpose of the research is to assess and analyze the evolution of mixed martial arts in Russia. Methods and organization of the research. The following methods were used during the research: the analysis of scientific and methodological literature, documentary sources and Internet sources. Scientific articles, official documents and Internet sites of Russian and foreign mixed martial arts promotions were analyzed to achieve the goal. The analysis of information on the evolution of mixed martial arts in Russia was carried out in five areas, which were highlighted during the research.

Research results. The article presents the results of the research on the evolution of mixed martial arts in Russia and the world. The state of mixed martial arts promotions is described. The analysis of regular tournaments and participating fighters is carried out. The interest in martial arts among different audiences is determined. The possibilities for the organization of permanent classes in mixed martial arts are analyzed. Conclusion. Based on the results of our analysis, we identified promising areas in the evolution of mixed martial arts in Russia. The results obtained allow specialists to form an idea about the development of mixed martial arts as a new marketing product of the sports industry in Russia. Keywords: sports industry, mixed martial arts, martial arts promotion, MMA, UFC.

ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт уже давно перестал выполнять просто социальную функцию в обществе. Он превратился в мощную индустрию и привлекательный бизнес для большого количества спортивных организаций (в первую

очередь для профессиональных лиг и клубов, организаторов крупных спортивных соревнований), дающих возможности коммерчески правильно использовать интерес зрителей и болельщиков и выгодно продавать спортивные события как увлекательное зрелище [6].

Индустрия спорта стала формировать свои маркетинговые продукты для многочисленной аудитории не только популярных видов спорта, но и менее известных, но имеющих свои аудитории. Коммерциализация и последующая популяризация менее известных видов спорта, таких как ММА, привели к появлению новых возможностей для организации и проведения мероприятий [8]. Турниры, промоушены, клубы и бойцы по смешанным единоборствам стали набирать популярность и свою зрительскую аудиторию во всем мире. Смешанные единоборства в России обгоняют бокс не только по вниманию первых лиц, но и по количеству новостных поводов, турниров и популярных профессиональных бойцов. Аудитория смешанных единоборств сосредоточена в интернете, она моложе и активнее [12]. В настоящее время смешанные единоборства (ММА) — один из самых популярных и быстрорастущих видов спорта в мире, интересных для участия, а также для медиа-потребления. Научные исследования по ММА пока немногочисленны, но становятся все более популярными областями исследования [9]. В настоящем исследовании были изучены предпосылки для дальнейшего развития смешанных единоборств в России.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения проблемы исследования были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ научных статей, статей из журналов и интернет-источников. Актуальность данного анализа заключается в определении смешанных единоборств как нового маркетингового продукта индустрии спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования удалось определить основные предпосылки развития смешанных единоборств в России:

• наличие промоушенов по смешанным

единоборствам;

• проведение регулярных турниров по смешанным единоборствам;

• наличие сильных российских бойцов;

• интерес к единоборствам у аудиторий;

• наличие клубов для занятий единоборствами.

Мир спортивных единоборств за последние 60 лет кардинально изменился. В дополнение к классическим единоборствам: боксу, борьбе вольной, борьбе греко-римской (классической) — появилось много новых видов спорта, ярких и отличающихся друг от друга, причем два из них — дзюдо и тхэквондо — вошли в программу Олимпийских игр. Возникла новая группа — так называемые смешанные единоборства, в разной степени копирующие древний панкратион. Мощный толчок к их развитию дала Россия, которая с точки зрения хронологии имеет приоритет в признании и проведении таких соревнований [1]. В России уже длительный период времени идет рост интереса к такому продукту индустрии, как смешанные единоборства, и есть много предпосылок для продолжения этого роста в ближайшем будущем.

Предпосылка 1. Наличие промоушенов по смешанным единоборствам. Одна из главных предпосылок продолжения роста интереса к смешанным единоборствам — это активная работа имеющихся промоушенов, появление новых и их выход на зарубежные рынки. Появилась серьезная конкуренция внутри страны, проводятся турниры иностранными промоушенами в России, и идет серьезная конкуренция с другими представителями индустрии развлечений. Промо-утеры ММА соревнуются не только с другими организациями ММА, но и с множеством других вариантов развлечений, доступных для потенциальных клиентов. Усиление драматизма и азарта боев может помочь улучшить клиентскую базу промоутера [10]. Промоушены ведут активную работу для привлечения ресурсов, особенно финансовых. Именно в индустрии единоборств сегодня живут по средствам (то есть, планируют расходы в зависимости от доходов), зарабатывают за счет грамотной маркетинговой работы с потребителями и практически не зависят от государства и тем более не тратят бюджетные средства. В индустрии

единоборств зарабатывают на проведении спортивных событий. Делают это ведущие промоутерские компании, используя исключительно рыночные механизмы и маркетинговые средства [4].

Согласно рейтингу интернет-портала «Лучшие промоушены ММА» (таблица 1, [13]), Россия входит в тройку мировых лидеров по развитию смешанных единоборств в мире и продолжает активно добавлять в рейтинговых очках. Российские промоушены уже входят в ТОП-10 мировых промоушенов по ММА (таблица 2, [13]). Отечественный промоушен Absolute Championship Akhmat закрепился на третьей позиции и прикладывает серьезные усилия для дальнейшего продвижения в данном рейтинге.

Возглавляет мировой рейтинг американский Ultimate Fighting Championship (UFC), который значительно лидирует на фоне остальных представителей индустрии единоборств. Этот результат достигается за счет эффективной деятельности менеджмента и финансовых возможностей учредителей. Купленная в 2001 году за $2 млн владельцами сети казино Station братьями Фертитта, UFC была продана в июле 2016 за $4 млрд. компании WME-IMG, которая выполняет агентские функции для ряда мировых звезд спорта и шоу-бизнеса [12]. Благодаря эффективной работе в медиа и матчмейкинге, включению в программу

Таблица 1 - ТОП-10 в мировом рейтинге стран, развивающих ММА

Table 1 - TOP 10 countries in the world ranking that develop MMA

Позиция Position Страна Country Значение Rating value

1 США 240 446.0

2 Бразилия 155 890.0

3 Россия 80 591.0

4 Япония 53 846.0

5 Великобритания 31 074.0

6 Канада 23 548.0

7 Польша 21 388.0

8 Украина 19 321.0

9 Франция 15 594.0

10 Австралия 12 328.0

элементов шоу организация иРС, как и смешанные единоборства в целом, с каждым годом набирает широкую полярность. Об этом говорят увеличение количества организаций, проводящих поединки по смешанным единоборствам; спортивных залов, продаж платных трансляций, гонораров спортсменов, а также появление российских и зарубежных новостных каналов по тематике ММА [3].

Предпосылка 2. Проведение регулярных турниров по смешанным единоборствам. Следующей важной предпосылкой развития индустрии единоборств является организа-

Таблица 2 - ТОП-10 мировых промоушенов по ММА Table 2 - Top 10 World MMA Promotions

Позиция в рейтинге Position Название Name Страна Country Значение рейтинга Rating value Прошедших турниров Past tournaments

1 Ultimate Fighting Championship США 46 102.0 572

2 Bellator MMA США 24 176.0 270

3 Absolute Championship Akhmat Россия 21 299.0 134

4 One Championship Сингапур 13 403.0 146

5 Cage Warriors Fighting Championship Англия 12 975.0 143

6 Legacy Fighting Alliance США 9 559.0 114

7 Rizin Fighting Federation Япония 9 463.0 31

8 Fight Nights Global Россия 9 295.0 115

9 Deep Япония 8 926.0 319

10 Brave Combat Federation Бахрейн 8 706.0 51

Таблица 3 - ТОП-10 российских промоушенов по ММА Table 3 - Top 10 Russian MMA promotions

Позиция в рейтинге Position Название Name Страна Country Значение рейтинга Rating value Прошедших турниров Past tournaments

1 Absolute Championship Akhmat Россия 21299.0 134

2 Fight Nights Global Россия 9295.0 115

3 RCC Boxing Promotions Россия 7450.0 41

4 ACA Young Eagles Россия 4994.0 18

5 Sech Pro Россия 3535.0 23

6 Gorilla Fighting Championships Россия 3122.0 27

7 Open Fighting Championship Россия 2550.0 7

8 Modern Fighting Pankration Россия 1744.0 78

9 Eagle Fighting Championship Россия 1650.0 5

10 Colosseum Fighting Championship Россия 853.0 20

ция турниров по смешанным единоборствам. Ключевые тенденции развития мировой индустрии спорта оказывают первостепенное влияние на крупные спортивные события, так как именно к ним привлечено основное внимание главных потребителей индустрии спорта (зрителей и болельщиков, СМИ и телеканалов, многочисленных представителей бизнеса) [5]. Несмотря на это, есть возможности для проведения новых турниров на постоянной основе. По такому пути пошли организаторы турниров по смешанным единоборствам во всем мире, и Россия активно работает в этом тренде.

Из десяти сильнейших российских промоу-шенов (таблица 3, [13]) три лидера проводят свои соревнования на регулярной основе. Так, невзирая на проблемы и ограничения, вызванные COVID-19, промоушены продолжают организовывать бои: Absolute Championship Akhmat в 2020 году провел 13, а за первую половину 2021 года собрал зрителей на 9 турнирах в России и за рубежом. Всего у АСА проведено 134 турнира. В копилке Fight Nights Global — 7 турниров в 2020 г. и 6 турниров в 2021 г., всего 115 турниров. У RCC Boxing Promotions — 5 турниров в 2020 г., 4 турнира в первой половине 2021 года и 41 турнир за все время существования.

Предпосылка 3. Наличие сильных российских бойцов.

Серьезной предпосылкой для дальнейшего развития смешанных единоборств в России является большой потенциал для привлечения бойцов из других видов единоборств. Единоборства в России имеют богатую историю и традиции. Российские спортсмены по разным видам единоборств на протяжении многих лет успешно представляли свою страну на различных соревнованиях самого высокого уровня [7]. Основными поставщиками бойцов в смешанные единоборства стали представители олимпийских видов единоборств (бокс, греко-римская и вольная борьба, дзюдо, тхэквондо и каратэ) и неолимпийских (самбо, джиу-джитсу, панкратион, грэпплинг и другие). Так, лидер отечественной индустрии единоборств Хабиб Нурмагомедов начинал свою спортивную деятельность в самбо, выигрывал чемпионаты мира и Европы по боевому самбо, панкратиону и грэппингу. Хабиб Нурмагомедов, лицо американского промоушена UFC в своей весовой категории, лидер отечественного рейтинга бойцов (таблица 4, [13]), второй год подряд становится победителем рейтинга «50 звезд шоу-бизнеса и спорта» в России, который проводит журнал Forbes и оценивает доходы и узнаваемость медиаперсон. За 2020 год

доход Хабиба, по расчетам Forbes, составил $12 млн., 103 389 упоминаний за год и более 22 миллионов подписчиков в Instagram и YouTube [2].

Анатолий Токов начинал с боевого самбо, потом перешел в смешанные единоборства и сейчас является бойцом американского промоушена Bellator. Еще один российский боец, Дамир Исмагулов, занимался разными видами единоборств, выполнил нормативы мастера спорта по универсальному бою и по армейскому рукопашному бою, боец UFC. Забит Магомедшарипов начинал свой поход в смешанные единоборства через занятия самбо и ушу, сейчас представляет UFC. Виталий Минаков, один из разносторонних бойцов, становился четырёхкратным чемпионом мира по спортивному самбо, имеет звание мастера спорта по дзюдо и вольной борьбе. Предпосылка 4. Интерес к единоборствам у аудиторий.

Значимой предпосылкой для развития индустрии единоборств в России является интерес болельщиков к единоборствам. Для этого есть все условия — проведение большого количества турниров по смешанным единоборствам не только в столице, но и во многих регионах страны. Промоутерская компания Fight Nights длительное время формировала свою аудиторию, знакомила зрителей с героями событий, объясняла правила игры. Важно было сохранить аудиторию от события к событию. В итоге 60% аудитории вновь посещает мероприятия в Москве и в других городах России [4]. Регулярные трансляции на центральных ТВ-каналах и профильном канале «Матч!Боец»

всех поединков с участием российских бойцов, многие топ-турниры с участием мировых звезд индустрии единоборств играют важную роль. Большое количество профильных интернет-ресурсов, многочисленные группы в социальных сетях, как самих промоушенов, так и группы отдельных бойцов, продвигают продукты промоушенов. Из упомянутых спортивных объектов ничто так не зависит от деятельности цифровых СМИ, как турниры Ultimate Fighting Championship [11]. Особенно эта тенденция усилилась после пандемии COVID-19, когда турниры по смешанным единоборствам первыми вышли после локдаунов и стали привлекать свои аудитории через цифровые каналы продвижения. Российская аудитория поддержала это своим интересом. Предпосылка 5. Наличие клубов для занятий единоборствами.

Еще одной перспективной предпосылкой становится развитие мест для самостоятельных занятий смешанными единоборствами любителями этого вида спорта. Так, многие фитнес-клубы стали предлагать своим клиентам групповые и индивидуальные занятия по смешанным единоборствам. В 2020 году Русская Фитнес Группа вывела на российский рынок международный бренд фитнес-клубов UFC GYM. В ближайшие десять лет планируется открыть не меньше 55 клубов в России, в том числе по франчайзингу. UFC GYM — сеть фитнес-клубов с уникальными программами тренировок и подготовки от лучших бойцов UFC [14]. Активно развивается направление по открытию профильных клубов по смешанным единоборствам по всей стране.

Таблица 4 - ТОП-5 российских бойцов в ММА Table 4 - Top 5 Russian MMA fighters

Фамилия и имя Surname and name Позиция в рейтинге Position Значение рейтинга Rating value Победы Wins Поражения Defeats

Текущий Current За все время For all the time Текущий Current За все время For all the time

Хабиб Нурмагомедов 1 2 693.0 693.0 29 0

Анатолий Токов 7 32 537.0 539.0 29 2

Дамир Исмагулов 10 47 523.0 523.0 20 2

Забит Магомедшарипов 11 48 522.0 522.0 18 1

Виталий Минаков 13 26 516.0 548.0 22 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенных оценки и анализа развития смешанных единоборств в России можно выделить следующие предпосылки для их дальнейшего развития: наличие отечественных промоушенов по смешанным единоборствам, проведение регулярных турниров по смешанным единоборствам в России, наличие традиций в подготовке сильных российских бойцов, растущий ин-

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С. М. Единоборства в мире спортивной науки / С. М. Ашкинази // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 11. - С. 38.

2. Березанская, Е. 50 звезд шоу-бизнеса и спорта. Рейтинг 2021 года / Е. Березанская // Forbes. -2021. - № 8 (209). - С. 82-101.

3. Деньги в клетке. Как устроен бизнес ММА https:// www.forbes.ru/story/333869-dengi-v-kletke-kak-ustroen-biznes-mma

4. Коноплев, В. В. Организационные аспекты международной спортивной организации на примере UFC / В. В. Коноплев, Г. В. Сафонова, Е. В. Харченко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.

- 2020. - № 4 (182). - С. 200-204.

5. Леднев, В. Спортивное событие - ключ к успеху /

B. Леднев, К. Гаджиев // Спорт и бизнес. - 2015. -

C. 59-61.

6. Леднев, В. А. Новые форматы крупных соревнований: изменения ради популяризации спорта или дополнительной прибыли? / В. А. Леднев // Вестник РМОУ. - 2017. - № 2 (23). - С. 42-49.

7. Леднев, В. А. Предпринимательство в индустрии спорта: возможности, ожидания и результаты / В.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ashkinazi S.M. Martial arts in the world of sports science / S.M. Ashkinazi // Theory and practice of physical culture. - 2015. - № 11. - p. 38.

2. Berezanskaya, E. 50 stars of show business and sports. Rating of 2021 / E. Berezanskaya // Forbes.

- 2021. - №8 (209). - pp. 82-101.

3. Money in the Cage. How the MMA business works. https://www.forbes.ru/story/3 33869-dengi-v-kletke-kak-ustroen-biznes-mma

4. Konoplev V.V. Organizational aspects of the international sports organization on the example of UFC / Konoplev V.V., Safonova G.V., Kharchenko E.V. //. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2020. № 4 (182). pp. 200-204.

5. Lednev V. Sport Event - the Key to Success / Lednev V., Gadzhiev K. // Sport and Business. 2015, pp. 59-61.

6. Lednev, V. A. New formats of major competitions: changes for the sake of popularization of sport or additional profits? / V.A. Lednev // Bulletin of RIOU. - 2017. - № 2 (23). - pp. 42-49.

7. Lednev, V. A. Entrepreneurship in the sports industry: opportunities, expectations and results / V. A. Lednev, K. I. Bratkov // Modern Competition.

- 2019. - № 1 (73). - pp. 120-129.

терес к единоборствам у аудиторий и возможности для самостоятельных занятий любителями единоборств в профильных клубах и секциях. Проведенный анализ и выявленные предпосылки показывают, что смешанные единоборства уже сформировались в успешный маркетинговый продукт и показывают потенциал для дальнейшего роста этого сегмента индустрии спорта России.

А. Леднев, К. И. Братков // Современная конкуренция. - 2019. - № 1 (73). - С. 120-129.

8. Лучшие промоушены ММА https://mma-oracle. com/ru/promotion/list/page-0

9. Мальцев, Г. С. Проблемы и перспективы развития олимпийских видов единоборств в России / Г. С. Мальцев, В. В. Зебзеев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 24-32.

10. MacDonald K.E. Ultimate Fighting Championship Fans: Foundations of Sub cultural Stratification / MacDonald K.E., Lamont M. & Jenkins J. M. // Leisure Sciences Volume 41, 2019 - Issue 6 - C. 441-459.

11. Bishop SH. Mixed martial arts: A comprehensive review / Bishop SH., Bounty L., Devlin, P.M. // J Sport Human Perf Volume 1, 2013 - Issue 1 - С. 28-42.

12. Gift P. Entertainment Design in Mixed Martial Arts: Does Cage Size Matter? / Gift P. // Journal of Applied Sport Management: Volume 11, 2019 - Issue 2. - С. 10-26.

13. Eddy T. Motivations and Mediated Consumption Habits of Users of Mixed-Martial-Arts Online Message Boards / Eddy T. Reams L. Dittmore S. // International Journal of Sport Communication, Volume 9, 2016 - С. 440-459.

14. UFC GYM Russia www.ufcgymrussia.ru

8. Best promotions ММА https://mma-oracle.com/ ru/promotion/list/page-0

9. Maltsev G.S. Problems and prospects of development of Olympic martial arts in Russia / G.S. Maltsev, V.V. Zebzeev // Science and sport: current trends. - 2020. - Т. 8, № 3. - pp. 24-32.

10. MacDonald K.E. Ultimate Fighting Championship Fans: Foundations of Sub cultural Stratification / MacDonald K.E., Lamont M. & Jenkins J. M. // Leisure Sciences Volume 41, 2019. - Issue 6 - C. 441459.

11. Bishop SH. Mixed martial arts: A comprehensive review / Bishop SH., Bounty L., Devlin, P.M. // J Sport Human Perf Volume 1, 2013. - Issue 1 - С. 28-42.

12. Gift P. Entertainment Design in Mixed Martial Arts: Does Cage Size Matter? / Gift P. // Journal of Applied Sport Management: Volume 11, 2019 - Issue 2 - С. 10-26.

13. Eddy T. Motivations and Mediated Consumption Habits of Users of Mixed-Martial-Arts Online Message Boards / Eddy T. Reams L. Dittmore S. // International Journal of Sport Communication, Volume 9, 2016 - С. 440-459.

14. UFC GYM Russia www.ufcgymrussia.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Гаджиев Камил Абдурашидович - аспирант; Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 105318, г. Москва, Измайловский вал, д.2; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-4147-6737.

Поступила в редакцию 10 августа 2021 г. Принята к публикации 20 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гаджиев, К.А. Смешанные единоборства - новый маркетинговый продукт индустрии спорта в России / К.А. Гаджиев // Наука и спорт: современные тенденции. -2021. - Т. 9, № 3. - С. 108-114. DOI: 10.36028/23088826-2021-9-3-108-114

FOR CITATION

Gadzhiev K.A. Mixed martial arts - a new marketing product of the sports industry in Russia. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 108-114 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-108114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.