УДК 373.7:51(07) ББК 74.47:74.262.21
Э.Ф. Фаизова
смешанное обучение как фактор развития
познавательной самостоятельности студентов колледжа
В статье рассматривается особенность смешанного обучения студентов средне-профессиональных организаций, теоретические и практические аспекты включения его в образовательный процесс по математике, обосновывается, что смешанное обучение способствует развитию познавательной самостоятельности обучающихся.
Ключевые слова: электронное обучение, смешанное обучение, познавательная самостоятельность, технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС).
E.F. Faizova
BLENDED LEARNING AS A FACTOR OF COGNITIVE INDEPENDENCE DEVELOPMENT OF COLLEGE STUDENTS
The features of blended learning of students of average and professional organizations of the theoretical and practical aspects of integrating it into the educational process in mathematics are discussed, blended learning spsobstvuet development of cognitive independence of students is proved.
Keywords: e-learning, blended learning, cognitive independence, technology of education in global information society (TEGIS).
Федеральный закон «Об образовании в РФ», Концепция Федеральной целевой программы развития образования 20162020 года и требования нового стандарта (ФГОС СПО) ориентируют образовательный процесс в общих и профессиональных организациях на использование электронного обучения (e-learning) для подготовки квалифицированного выпускника соответствующего профиля [6; 11; 13]. Такую подготовку можно осуществить на основе информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время они активно внедряются в систему среднего профессионального образования с целью совершенствования средств и методов электронного обучения. Из возможных вариантов «e-leammg» смешанное обучение сочетает в себе всё лучшее из традиционного и инновационного образования, потому что оно позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых, развивать их интерес к обучению казалось бы для них не привлекательной и трудной математики.
Структуру, содержание, способы организации и реализации смешанного обучения исследовали зарубежные ученые, такие как П. Вилиатан, Р.В. Фрази, Д. Кларк, Д. Пейнтер, Э. Роззетт, Р. Шанк. Среди российских ученых вопросам смешанного обучения посвящены работы Е.К. Васина, Ю.И. Капустина, М.С. Медведевой, М.Н. Моховой, М.С. Орловой, В.А. Фандей. Однако следует отметить, что оно «робко» входит в образовательный процесс технических колледжей, потому что проблема его включения в познавательную деятельность студентов связана с рядом противоречий. Процесс их преодоления непростой, он требует специального исследования.
Смешанное обучение (Ыeammg) как компонент инновационной технологии должен гарантировать воспроизведение сходных результатов в одинаковых образовательных средах [1]. Совокупность нововведений методического, организационного, технического характера, предъявляемое современным информационным обществом к результатам осво-
го ш о
со
го
е 0)
ения знаний, умений, способов владения ими, успешно может быть реализовано в смешанном обучении. Оно привлекает преподавателей, скорее всего, с практической стороны, потому что создает условие для внедрения в образовательный процесс современных компьютерных средств обучения. В отличие от традиционной формы обучения, Ыeammg (смешанное обучение) предполагает некоторые виды познавательной деятельности обучающихся переводить в интернет-среду. В эту среду может быть вынесена, например, методическая литература, тренажеры, обучающие и контролирующие тесты и др.
Несмотря на необходимость внедрения смешанного обучения в образовательный процесс колледжа, преподаватели нередко скептически относятся к возможности изучения математики с помощью инструментов e-leammg. Это связано с тем, что в настоящее время недостаточно методических рекомендаций по согласованному использованию разнообразных средств, входящих в структуру смешанного обучения. В колледжах преподаватели математики не всегда соглашаются использовать современные средства (b-leammg) обучения, потому что не убеждены в их эффективности. Следуют отметить, что сравнительно редко преподаватели используют средства электронного обучения для решения задач с целью развития вычислительных умений и математического анализа функций, графиков и уравнений. Электронная среда в этих образовательных организациях используется лишь для размещения методических материалов, поэтому выполняет узкую функцию электронной библиотеки. Вместе с тем студенты колледжа с удовольствием включаются в образовательный процесс, в котором примененяется современное обучение (b-leammg), поэтому на основе его можно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, повысить их мотивацию, познавательный интерес к изучению математики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по математике,
реализуемой в специальных профессиональных образовательных организациях, формулируются в соответствии с новыми стандартами (ФГОС СОО и ФГОС СПО) [12; 13]. Подготовка специалистов среднего звена, в соответствии с требованиями новых стандартов, предполагает отказ от репродуктивного характера учения, субъект-объектных отношений между обучающими и обучаемыми. Формирование у студентов колледжа профессиональных компетенций требует современного подхода и методик их обучения. Такой подход предполагает активное использование инновационных технологий, обеспечивающих результативность в достижении поставленных целей.
Основываясь на анализе определений смешанного обучения [9], следует отметить, что его можно соотнести с системным подходом в организации очного и дистанционного обучения. Варьируя содержание обучения в зависимости от распределения учебного материала между аудиторными занятиями и внеаудиторными, в само занятие можно включать различные источники информации. В качестве источников информации используются: учебная книга (в том числе электронная), учебная виртуальная среда, среда учебной коммуникации (преподаватель - студент), дидактический комплекс материалов, «рукотворные» объекты (модели), научная книга (аудио или видео) и др.
Средства смешанного обучения, как обосновывают исследователи [7], реализуют современные тенденции совершенствования среднего профессионального образования на основе индивидуализации, вариативности, открытости, дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, с ориентацией его на личностные качества студента как субъекта учения.
Процесс проектирования смешанного обучения предполагает использование методов и приемов, средств, форм организации познавательной деятельности обучающихся в определенной образовательной среде. В структуру смешанного обучения математике студентов колледжа целесообразно включать такие
технологии, которые формировали бы у них мотивы учения. Например, технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС), разработанная В.В. Гузеевым [5], может выполнять такую функцию, более того она реализует задачи смешанного обучения. Практический опыт работы убедил нас в том, что ТОГИС способствует включению продуктивных методов обучения математике, ориентированных на деятельностно-ценностный подход. Эта технология обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в условиях открытого информационного пространства, что способствует формированию ценностных ори-ентаций, развитию информационной культуры личности.
Выполнение одного из заданий по математике на основе ТОГИС было рассмотрено ранее [10]. В статье описан пример деятельностно-ценностного подхода при изучении темы: «Предел последовательности и производная». Характерной особенностью изучения вопросов вышеназванной темы является то, что конкретные предметные знания осваиваются студентами как «побочный результат» решения задачи, при этом система знаний и ценностей формируется у студентов колледжа как результат собственной деятельности. Важным ценностным ориентиром, задающим некоторые ограничения, будет являться для каждой задачи культурный образец. Через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности студентов, преподаватель может влиять на систему ценностей.
Изучение вопросов темы «Предел последовательности и производная» на основе использования технологии ТОГИС предполагало организацию познавательной деятельности студентов с использованием средств смешанного обучения. Этот поисковый эксперимент убедил нас в том, что студенты экспериментальной группы контрольные задания выполнили лучше, чем студенты контрольной группы.
В процессе обучающего эксперимента использованы разные средства сме-
шанного обучения для изучения вопросов одной и той же темы «Площади и объемы пространственных фигур». Приведем фрагмент организации занятия в условиях смешанного обучения при изучении стереометрических фигур, их площадей и объемов на первом курсе, которые имеют большое практическое значение для освоения программ технического и социально-экономического профиля. Поэтому изучать их на занятиях по математике целесообрасно с учетом профиля подготовки студентов технического колледжа.
В задачу педагогического эксперимента входило: проверить влияние средств смешанного обучения математике на развитие положительных мотивов учения. Содержание процесса обучения построено таким образом, что студенты внеаудиторно осваивают новый материал, используя рекомендации преподавателя, затем обсуждение вопросов темы происходит на занятии (очное обучение). Для организации образовательного процесса выбрана групповая форма обучения. Выделив четыре микрогруппы и определив для каждой задание в соответствии с образовательной целью, преподаватель доводит до сведения каждого содержание требований к результатам освоения вопросов темы. Опишем методику проведения занятия.
Первая группа, воспользовавшись интернет-ресурсами или учебниками геометрии (7-9 кл), готовит: 1) презентацию по вопросу: «виды многоугольников»; 2) обобщает формулы для нахождения периметра многоугольников (треугольник, квадрат, прямоугольник, параллелограм, трапеция, окружность); 3) систематизирует формулы для нахождения площадей многоугольников; 4) подбирает семь задач на нахождение площади треугольника, квадрата, прямоугольника, параллело-грама, трапеции и окружности. Для активизации познавательной деятельности в группе выбирается организатор, в задачу которого входит не только распределение заданий, полученных от преподавателя, между участниками группы, но и организация членов группы на их выполнение. По сути своей он является связующим зве-
5
СО N со Ч ГО Ф О.Ц
и
* т го о
£ ф
1813
I ^ Ф н
* й >.о
Ю I
о -о ^
ф
О о
ном в обучении между преподавателем и сокурсниками (членами группы).
Второй группе необходимо зайти на сайт дистанционного обучения ЮУрГТК http://dom.sustec.ru/ и выполнить следующее задание: 1) найти в курсе «Математика» (авторский дидактический комплекс материалов) тему «Многогранники»; 2) изучить теоретический материал этой темы; 3) принять участие в форуме «Виды многогранников», задавая вопросы «он-лайн» преподавателю; 4) на основе беседы подготовить доклад, сопроводив его примерами использования многогранников в природе, технике. Для данной группы преподаватель задает время доступа к курсу и время действия форума. Важно, чтобы все участники группы были задействованы в «он-лайн» беседе.
Третья группа получает задание: 1) осуществить поиск виртуальных моделей к вопросам: призма и пирамида, виды призмы, виды пирамиды, площадь и объем призмы, пирамиды; 2) выбрать наиболее доступные и понятные; 3) представить данные видеофрагменты в электронном виде для остальных студентов группы; 4) подготовить видео-проект «Объекты, имеющие форму призмы и пирамиды в окружающей нас жизни».
Четвертой группе предстоит, воспользовавшись интернет-ресурсами или
учебниками программы [2; 3; 4]: 1) создать модели различных видов цилиндра и конуса; 2) описать их свойства; 3) привести примеры цилиндра и конуса в окружающем нас пространстве; 4) записать формулы для нахождения площади и объема цилиндра и конуса.
Для активизации работы студентов преподаватель выбирает одного студента из каждой группы. Он предоставляет контрольные вопросы для другой группы, чтобы выступить на занятии в качестве оппонента. Во время обсуждения итогов выполнения заданий студенты конспектируют вопросы тем, представленных для обсуждения другими группами.
Результаты проведенного эксперимента проанализированы с помощью методики А.В. Усовой [8]. По окончании изучения вопросов темы: «Площади и объемы пространственных фигур» на основе смешанного обучения была проведена самостоятельная работа, в которую включены разноуровневые задания. Основанием для применения данной методики явилось выделение в математическом задании элементарных операций, таких как опредение фигуры, расчет, более сложный расчет. Пооперационный анализ позволил рассчитать коэффициент успешности выполнения задания (Таблица1).
Табл. 1. Коэффициенты успешности выполнения заданий
Задания Количество респондентов
№ Выборка 1 2 3 Ку
Ку1 Ку2 Ку3
1 Экспериментальная группа 0,8 0,6 0,4 25 0,6
2 Контрольная группа 0,68 0,4 0,2 25 0,43
По результатам выполненного задания в условиях смешанного обучения можно сказать, что познавательная мо-
тивация у респондентов экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы.
Библиографический список
го 1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология
° [Текст] / Я.К. Абрамова / / Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 17. -
| С.115-119.
Ф 2. Башмаков, М.И. Математика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
О М.И. Башмаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
3. Богомолов, Н.В. Практические занятия по математике [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / Н.В. Богомолов. -11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 495 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.
4. Геометрия. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2009. -255 с.: ил.
5. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.
6. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-Р, утверждающее концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
7. Слепухин, А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов [Текст] / А.В. Слепухин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 11. - С. 195-205.
8. Усова, А.В. Методология научных исследований [Текст]: курс лекций / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - 130 с.
9. Фаизова, Э.Ф. Смешанное обучение как форма организации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа [Текст] / Э.Ф. Фаизова // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. - Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - С. 187-189.
10. Фаизова, Э.Ф. Организация смешанного обучения студентов колледжа на основе ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе)/ Э.Ф. Фаизова // Фундаментальная и прикладная наука. - 2016. - № 1. - С. 54-57.
11. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 11.02.11 Сети связи и системы коммутации. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 813.
References
1. Abramova Y.K. Blended learning as an innovative educational technology. Perospektivy razvitia informatisonnykh tekhnologii, 2014. № 17. P. 115-119. [in Russian].
2. Bashmakov M.I. Mathematics: A Textbook for students. media institutions. prof. education. M.: Akademiya,
2014. P. 256. [in Russian].
3. Bogomolov N.V. Practical lessons in mathematics: Textbook. Guide for Bachelors. 11 Th ed., Revised. and ext. M .: Yurayt Publishing, 2014. P. 495. Series: Bachelor. Basic course. [in Russian].
4. L.S. Atanasyan, V.F. Butuzov, S.B. Kadomtsev, et al. Geometry. 10-11: Proc. for general education. institutions of basic and profile. Levels. 18 ed. M: Prosveshchenie, 2009. P. 255: il. [in Russian].
5. Guzeev V.V. Effective educational technology: integrated and TOGIS. M .: Research Institute of School Technology, 2006. P. 208. [in Russian].
6. The government of the Russian Federation of 29 December 2014. No. 2765-P approving the concept of the Federal target program of education development for 2016-2020. [in Russian].
7. Slepukhin A.V. Using personalized educational environment in the process of individualization of blended learning students. Pedagogicheskioe obrazovanie v Rossii, 2014. № 11. P. 195-205. [in Russian].
8. Usova A.V. Methodology of scientific research: Course of lectures. Chelyabinsk: Iz-vo Chelyabinsk state pedagogical university, 2004. P. 130. [in Russian].
9. Faizova E.F. Blended learning as a form of learning and cognitive activity of students of college. Fundamental and Applied Science: collection of scientific articles on the results of research work for 2015. Chelyabinsk,
2015. P. 187-189. [in Russian].
10. Faizova E.F. Organization of blended learning of college students on the basis TOGIS (educational technology in the global information society). Fundamentalnaia i prikladnia nauka, 2016. № 1. P. 54-57. [in Russian].
11. Federal Law "On education in the Russian Federation" from 29.12.2012 № 273-FZ. [in Russian].
12. Federal state educational standard of General secondary education (10-11 KL). Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 may 2012 № 413. [in Russian].
13. Federal state educational standard of secondary professional education in the specialty 11.02.11 Communication network and switching system. Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 28 July 2014 № 813. [in Russian].
Сведения об авторах: Фаизова Элина Фарижановна,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Faizova Elina Farizhanovna,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 37(09c) ББК 74.03(2Рос)
Т.П. Эйхман
развитие народного образования в столице сибири г. тобольске в начале xviii века
Развитие народного образования в России имеет поэтапный и сложный характер. И именно XVIII век явился переломным веком в становлении системы образования в России. Её развитие происходило не только в центральной части страны, но и за Уралом. Именно Сибирь явилась той частью страны, с которой Россия начала расширяться, еще со времен завоевания её Ермаком. Появление первых школ в центральных городах, сопровождались и открытием их и в Сибири, а именно в Тобольске.
Ключевые слова: Сибирь, образование, система, развитие, первая школа, методика, век.
T.P. Eikhman
the development of public education in the capital of siberia tobolsk at the beginning of xviii century
The history of public education in XVIII century in the former capital of Siberia Tobolsk is discussed. The development of public education in Russia was full of obstacles. XVIII century was a very important time for its development. Siberia played an important role in all spheres of the country, a land stretching beyond the Ural Mountains, which broadened Russia. The appearance of first educational establishments in the capitals accompanied the work of first schools in Tobolsk.
Key words: Siberia, education, system, development, first school, methods, century.
£ Век восемнадцатый - век просвеще- ученых и писателей: М.В. Ломоносова,
ния и перелома во всех сферах общества И.И. Бецкого и даже правление просве-^ того времени. Появление выдающихся щенной императрицы во второй полови-