Научная статья на тему 'СМЕШАННОЕ, ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

СМЕШАННОЕ, ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смешанное обучение / гибридное обучение / электронное обучение / онлайн-технологии / программы дополнительного профессионального образования / организация здравоохранения / blended learning / hybrid learning / e-learning / online technologies / continuing professional education programs / healthcare organization.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Свиридова Т. Б., Макиев Р. Г., Лутиков А. С., Голдина Е. А.

В статье представлен обзор литературы по внедрению смешанного, гибридного обучения в образовательные программы дополнительного профессионального образования медицинских работников. Даны определения смешанного и гибридного обучения. Рассмотрены публикации, исследования и передовые практики, связанные со смешанным, гибридным обучением медицинских работников. Акцентировано внимание на важности этого подхода и предоставлена информация, которая может быть полезной для преподавателей, учебных заведений и медицинских работников, стремящихся к обновлению своих навыков и знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED, HYBRID TRAINING AS A NECESSARY COMPONENT OF MODERN TRAINING OF MEDICAL PROFESSIONALS

The article presents a review of the literature on the introduction of mixed, hybrid training in educational programs of additional professional education of medical workers. Definitions of mixed and hybrid learning are given. Publications, research and best practices related to mixed, hybrid training of medical professionals are considered. Attention is focused on the importance of this approach and information is provided that can be useful for teachers, educational institutions and medical professionals seeking to update their skills and knowledge.

Текст научной работы на тему «СМЕШАННОЕ, ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2024-6-87-96 УДК 614.2

СМЕШАННОЕ, ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Т.Б. Свиридова а: , Р.Г. Макиев b, А.С. ЛутиковcЕ.А. Голдина d

d Филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия; b ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия;

c ГБУЗ «Диагностический клинический центр № 1 ДЗМ», г. Москва, Россия.

a ORCID: 0000-0002-9918-5118; b ОRGD: 0000-0002-2180-6885; c ORCID: 0000-0003-1877-5747; d ORCID: 0000-0001-7103-2366.

И Авторы для корреспонденции: Свиридова Т.Б., Лутиков А.С.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор литературы по внедрению смешанного, гибридного обучения в образовательные программы дополнительного профессионального образования медицинских работников. Даны определения смешанного и гибридного обучения. Рассмотрены публикации, исследования и передовые практики, связанные со смешанным, гибридным обучением медицинских работников. Акцентировано внимание на важности этого подхода и предоставлена информация, которая может быть полезной для преподавателей, учебных заведений и медицинских работников, стремящихся к обновлению своих навыков и знаний.

Ключевые слова: смешанное обучение, гибридное обучение, электронное обучение, онлайн-технологии, программы дополнительного профессионального образования, организация здравоохранения.

Для цитирования: Свиридова Т.Б., Макиев Р.Г., Лутиков А.С., Голдина Е.А. Смешанное, гибридное обучение как необходимый компонент современного обучения медицинских работников. Менеджер здравоохранения. 2024; 6:87-96. DOI: 10.21045/ 1811-0185-2024-6-87-96

Введение

Смешанное, гибридное обучение становится все более популярным в образовательных учреждениях, в том числе и в военно-медицинских. Сегодня под ним, чаще всего, понимается подход, который сочетает в себе элементы онлайн-и офлайн-обучения, чтобы создать оптимальную учебную среду для студентов и слушателей. В медицинском образовании, где постоянное обновление знаний и навыков является неотъемлемой частью работы как сотрудников медицинских организаций, так и работников учебных учреждений, смешанное, гибридное обучение может играть ключевую роль в обеспечении качественного образования медицинских работников путем создания оптимального для всех сторон режима обучения.

Актуальность теоретического обзора ранее проведенных исследований по этой теме заключается в том, что в настоящее время общество предъявляет новые, повышенные требования к уровню подготовки врачебного и среднего медицинского персонала,

© Свиридова Т.Б, Макиев Р.Г., Лутиков А.С., Голдина Е.А., 2024 г.

а медицинские работники должны быть готовы к постоянным вызовам и изменениям в медицинской сфере. Обучение, которое сочетает традиционные методы и новые технологии, может помочь им наиболее эффективно развивать свои знания и навыки.

Обзор литературы предоставляет обновленную информацию о преимуществах и вызовах, связанных со смешанным, гибридным обучением для медицинских работников. Он также может быть полезным для учебных заведений и преподавателей, которые заинтересованы во внедрении этого подхода в образовательные программы для медицинских работников.

В данной статье рассмотрены публикации, исследования и передовые практики, связанные с смешанным, гибридным обучением медицинских работников, проанализирована эффективность этого подхода в сравнении с традиционными методами обучения.

В целом, обзор литературы по смешанному, гибридному обучению в медицинском образовании поможет акцентировать внимание на важности

С

«КС

№ В Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

этого подхода и предоставит информацию, которая может быть полезной для преподавателей, учебных заведений и медицинских работников, стремящихся к обновлению своих навыков и знаний. Внедрение элементов смешанного, гибридного обучения в программы дополнительного профессионального образования слушателей ВМедА им. С.М. Кирова уже сегодня позволяет слушателям проходить обучение в удобном формате и развиваться в соответствии с быстроменяющимися требованиями и новыми информационными технологиями в медицине, а преподавателям повысить охват медицинских работников, нуждающихся в повышении квалификации в рамках непрерывного медицинского образования.

Цель исследования: провести обзор литературы по смешанному, гибридному обучению медицинских работников и выявить различные мнения по поводу его внедрения в профессиональную подготовку медицинских работников.

Основная часть

В последние годы все большую популярность приобретает смешанное, гибридное обучение, которое сочетает традиционные методы преподавания и использование онлайн-технологий. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что смешанное обучение считается синергетической технологией организации образовательного процесса. В этой технологии объединяются традиционные методы обучения и обучение с применением цифровых технологий. Интеграция этих методов обогащает процесс обучения новыми дидактическими возможностями, что позволяет эффективно использовать преимущества обоих методов и устранить их недостатки.

Среди понятий, возникших в педагогической науке в последнее время, можно отметить смешанное (гибридное, комбинированное) обучение, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, онлайн-обучение, цифровая среда и другие.

Алексеева А.Ю. и Балкизов З.З. пишут, что в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг одним их трендов системы образования является эффективная организация образовательной деятельности с применением современных информационных технологий, различных технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации,

а также применение новых форм взаимодействия обучающихся и преподавателей [1].

Соловов А.В. полагает, что электронное обучение уже перешло из категории технологий в категорию новой образовательной парадигмы [2].

Трансформации в образовании в пользу циф-ровизации в России обусловлены формированием цифровой экономики в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [3] и Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [4]. Цифровая экономика требует сформировать и развить у каждого учащегося компетенции 21 века. Компетенции 21 века, в свою очередь, состоят из следующих: критическое мышление, креативность, способность к самообучению, умение использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе [5]. В своем послании В.В. Путин отметил: «В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления...» [6].

Согласно научно-педагогическим исследованиям, которое проводил Уваров А.Ю. с точки зрения проникновения информационных, цифровых технологий в педагогическую образовательную практику к основным этапам можно отнести компьютеризацию, информатизацию и цифровизацию образования [7].

Современное поколение обучающихся и циф-ровизация приводят к разрушению преград на пути к электронному обучению. Онлайн и офлайн форматы образования больше не конкурируют друг с другом. Зарубежные исследователи [8] согласны, что важным становится развитие и уточнение теоретических и методологических основ в образовательном процессе при объединении офлайн и онлайн-обучения - смешанного (гибридного) обучения в электронной среде [9].

Разнообразие ресурсов электронной составляющей смешанного курса открывает новые возможности презентации учебного материала в доступной и более интересной форме. Бекишева Т.Г. считает, что наличие на кафедрах виртуальных и интерактивных обучающих систем определяют современные, высокотехнологичные и эффективные способы получения и усвоения информации [10]. В связи с этим смешанное обучение становится чрезвычайно востребованным, предполагается его бурное развитие и широкое внедрение

вв

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024

в образовательные программы вузов в ближайшее десятилетие.

Большинство исследователей считают, что понятие «смешанное обучение» используется с момента появления Интернета в конце 1990-х годов [11]. В течение длительного времени не существовало единого определения и понимания этого понятия. Однако, начиная с 2006 года, педагоги стали понимать под смешанным обучением сочетание очного обучения и использования компьютерных технологий. В мировой педагогической практике до сих пор можно встретить различные интерпретации терминологии смешанного обучения. По мнению Пашковой И.Г. «Смешанное обучение представляет собой рациональное сочетание традиционной формы обучения и информационно-коммуникативных технологий, что позволяет обучающимся контролировать время, место, темп и способ изучения материала» [12].

Уиттейкер К. во введении к сборнику статей о смешанном обучении пишет о том, что «...смешанное обучение предполагает осуществление учащимися деятельности онлайн до 45% учебного времени, гибридное обучение - от 45% до 80%. Если обучающиеся осваивают онлайн более 80% материала, то такой тип обучения уже можно считать проходящим полностью онлайн [13].

Российские ученые также занимаются проблемой использования смешанного обучения в вузах. Например, Фандей В.А. считает, что смешанное обучение основано на обобщении изложенных трактовок исследуемого понятия, согласно которому смешанное обучение представляет собой «комбинацию элементов очного и дистанционного обучения, причем одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели» [14].

Классификация моделей смешанного обучения была предложена известными учеными Стейке-ром Х. и Хорн М., которые выделили четыре группы (модели) смешанного обучения [15]:

1. Модель ротации.

2. Гибридная модель.

3. Индивидуальная смешанная модель.

4. Расширенная виртуальная модель [16].

Модель ротации - это самостоятельное онлайн-

обучение, которое является обязательным видом учебной работы, где предусмотрено изменение видов деятельности учащихся по установленному графику или указанию преподавателя.

Гибридная модель - основной объем учебного времени переносится на онлайн-обучение, что позволяет учащимся получать офлайн-консультации

преподавателей в удобное для них время по индивидуальному графику. Эта гибкая модель обучения обеспечивает максимальную удобность и гибкость для учащихся, позволяя им самостоятельно выбирать время и место для обучения.

Индивидуальная смешанная модель - один из вариантов модели обучения, которая впоследствии получила название «на выбор». В рамках этой модели учащемуся предоставляется возможность полностью освоить один из предметов онлайн.

Расширенная виртуальная модель - онлайн-изучение не целой дисциплины, а разделов каждой дисциплины образовательной программы осуществляется с помощью дистанционных образовательных технологий [17].

По мнению Нагаевой И.А. термины «смешанное обучение» и «гибридное обучение» не являются синонимами, т.к. в гибридном обучении присутствует оптимальное сочетание образовательных технологий, а в смешанном - обязательное сочетание технологий традиционного и онлайн-обуче-ния. Концепция смешанного обучения опирается на интеграцию технологий электронного обучения и классно-урочной системы [18].

Основная часть занятий в смешанном обучении переносится из очного формата в удаленный, что приводит к сокращению временного и аудиторного фонда. Студенты или слушатели автономно подготавливаются к онлайн-занятиям, изучая предложенный учебный материал и выполняя практические задания в указанный период времени. Онлайн-за-нятия могут быть организованы в виде обсуждения ключевой темы и ответов на вопросы обучаемых.

На основании изученной литературы мы пришли к мнению, что смешанное обучение представляет собой педагогическую модель, которая комбинирует элементы традиционного присутственного обучения и онлайн-обучения. Оно предлагает гибкую и интегрированную среду обучения, где студенты могут использовать различные методы и инструменты для получения знаний и развития практических навыков. Студенты и слушатели могут получать основную часть материалов и заданий через онлайн-платформы, а также посещать офлайн-занятия или встречаться с преподавателями для более обширного объяснения, обсуждения и практической работы.

Обучаемые имеют возможность выбирать удобное время и место для изучения онлайн-материа-лов, а также выполнять практические задания и тесты. Они могут продвигаться в своем темпе и иметь доступ к обучающим ресурсам вне рамок учебных

С

#хс

№ 6 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

Основные аспекты смешанного обучения

Интеграция онлайн-и офлайн-форматов:

Гибкость и доступность:

Сотрудничество и коммуникация:

Индивидуализация обучения:

Таблица 1

Оценка и обратная

Обучаемые могут получать основную часть материалов и заданий через онлайн-платфор-мы, а также посещать офлайн-занятия или встречаться с преподавателями для более обширного объяснения, обсуждения и практической работы.

Обучаемые имеют возможность выбирать удобное время и место для изучения онлайн-материалов, а также выполнять практические задания и тесты. Они могут продвигаться в своем темпе и иметь доступ к обучающим ресурсам вне рамок учебных занятий.

Обучаемые имеют возможность для сотрудничества и обмена идеями между студентами (слушателями), как в онлайн-режиме, так и в офлайн-сре-де. Онлайн-форумы, групповые проекты и видеоконференции способствуют развитию коммуникативных навыков и социальной интеракции.

Обучаемые могут получать персонализированный подход к обучению путем использования онлайн-материалов, адаптивных образовательных платформ и инструментов соответствующих их потребностям, уровню знаний и способностям.

Смешанное обучение обеспечивает возможность непрерывной оценки знаний и навыков студентов (слушателей) как в онлайн, так и офлайн-среде. Это позволяет преподавателям и студентам получать обратную связь и регулярно анализировать прогресс обучения.

заведений. Смешанное обучение создает стимулирующую и взаимодействующую учебную среду, которая сочетает лучшие аспекты онлайн- и офлайн-обучения, чтобы обеспечить оптимальные условия для обучения и развития студентов (слушателей). В нашем видении смешанное обучение подразумевает следующие аспекты, которые можно представить в форме таблицы (таблица 1.).

Как утверждает Кешелава А.В. и соавторы «в результате формирования принципиально нового гибридного мира, слияния реального и виртуального пространства и перестройки процессов социализации личности обучающихся, происходит развитие технологического базиса образовательного процесса. Это также стимулирует становление цифрового мировоззрения и потребность в формировании новых компетенций [19].

Ананин Д.П., Стрикун Н.Г. говорят о том, что несмотря на отсутствие формального статуса в нормативных документах федерального и институционального уровней, вопрос о гибридном обучении как отдельном формате обучения сегодня уже не стоит: оно воспринимается как свершившееся [20].

Период тотального удаленного образования и последующего гибридного обучения резко сменил научную повестку в сторону изучения работы вузов в новых условиях [21], обучения в гибридном формате и дидактики в цифровой среде [22].

В течение многих лет иностранные ученые (Bernard, R.M., Borokhovski, E., Schmid, R.F., Tamim, R.M., Abrami, P.C.) акцентировали внимание на том, что гибридное обучение становится полноценным форматом обучения только в тот момент, когда его целью является улучшение образовательной среды

и замещение аудиторного обучения в качестве его альтернативы [23].

В настоящее время гибридное обучение, которое изначально стало распространено как синоним смешанного обучения, сохраняет широкое трактование как в англоязычной, так и в русскоязычной литературе. Оно представляет собой сочетание контактного преподавания и онлайн-обуче-ния, то есть совмещение синхронных и асинхронных форматов обучения [24].

По мнению Нагаевой И.А., Кузнецовой И. А на данный момент понятийный аппарат гибридного обучения еще не сформировался. Основная концепция гибридного обучения заключается в выборе оптимальной комбинации образовательных технологий в режиме онлайн и/или офлайн для достижения образовательных целей. Оптимальное сочетание информационных технологий зависит от преподаваемых дисциплин, количества присутствующих - очно или удаленно - студентов (слушателей) [25].

Байзаров А. говорит, что гибридным обучением стал формат, когда преподаватель находится в аудитории с частью студентов, а другая часть студентов присоединяется к занятиям онлайн. Взаимодействие происходит синхронно, и обе части студентов должны получить бесшовный и равноценный опыт [26].

Многие исследователи рекомендуют использовать модель «Совмещенный формат обучения» для любой из форм обучения (очной, заочной, очно-заочной, по индивидуальному плану) на запланированных занятиях. В этом формате преподаватель проводит контактную работу в аудитории с группой, а также взаимодействует онлайн, в режиме реального времени, с обучающимися, которые не могут присутствовать на занятиях очно.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2024

В научной статье Нагаева И.А. и Фролова А.Б описывают мобильное обучение как один из компонентов гибридного формата обучения, цель которого заключается в создании гибкого, доступного и персонализированного образовательного процесса. Оно имеет несколько ключевых особенностей. Во-первых, образовательные ресурсы становятся доступными через мобильные устройства. Во-вторых, участники учебного процесса могут взаимодействовать друг с другом с помощью мобильной связи. В-третьих, информация может быть передана на мобильное устройство. И, наконец, хранение и обработка информации происходят на мобильных устройствах [27].

Рассмотрев встречающиеся в научно-педагогической литературе определения гибридного обучения, а также в связи с отсутствием устоявшегося термина, у нас возникло понимание, что необходимо сформулировать собственное определение гибридного обучения, учитывая основные характеристики, преимущества и подходы, описанные в литературе.

Мы считаем, что гибридное обучение - это методология обучения, которая комбинирует элементы традиционного присутственного обучения и онлайн-обучения. В гибридном обучении студенты (слушатели) активно участвуют как в офлайн-классе, так и в онлайн-среде, где они получают материалы, выполняют задания, коммуницируют и взаимодействуют с преподавателями и другими студентами (слушателями).

Основные характеристики гибридного обучения включают:

1. Комбинирование форматов: гибридное обучение сочетает элементы традиционного присутственного обучения и онлайн-обучения, используя различные форматы для доставки материалов и взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гибкость и доступность: студенты (слушатели) могут получать материалы и выполнять задания онлайн, в удобное для них время и из любого места с доступом в Интернет.

3. Взаимодействие и сотрудничество: гибридное обучение способствует взаимодействию между преподавателями и студентами (слушателями), а также сотрудничеству между слушателями, используя онлайн-платформы для обсуждения, групповых проектов и обмена идеями.

4. Индивидуализация и адаптивность: гибридное обучение может быть адаптировано к потребностям и уровню подготовки каждого студента (слушателя), предоставляя ресурсы и материалы,

соответствующие их индивидуальным запросам и интересам.

5. Оценка и обратная связь: в гибридном обучении студенты (слушатели) могут получать обратную связь от преподавателей и своих коллег как в офлайн-классе, так и в онлайн-среде, что помогает им развиваться и улучшать свои навыки.

Рудинский И.Д. и Давыдов А.В. считают, что применение гибридного обучения определяется внедрением инновационных информационно-коммуникационных технологий электронного обучения и сохранением традиционных принципов построения учебного процесса. Применение данной технологии обучения зависит от готовности образовательного учреждения, технических возможностей обучающихся, а также их мотивации и стремления быть востребованными в профессиональной сфере [28].

Ткаченко П.В., Петрова Е.В. и Белоусова Н.И в своем исследовании отмечают: «Новые инновационные модели, дополняющие устоявшиеся традиционные технологии такие как смешанное, гибридное обучение, дают новый импульс развитию системы образования, они более эффективны, доступны, индивидуализированы и, вероятно, со временем будут доминировать в сфере образования» [29].

По мнению Ананина Д.П., Стрикун Н.Г. вузы при использовании гибридного обучения пользуются двумя основными стратегиями. Первая стратегия основана на традиционном планировании учебного процесса, где используются структурные особенности и интеграция онлайн-компонента в образовательные программы. Второй подход основан на субъектности обучающегося, где образовательный процесс строится с учетом предоставления выбора, чтобы обучающийся мог создать индивидуальный образовательный трек, соответствующий его возможностям и потребностям [30].

Используя дистанционное и смешанное обучение, можно достичь значительных преимуществ в определенных ситуациях. Однако, мы не считаем, что эти методы полностью заменяют традиционное образование. Каждый подход имеет свою сферу эффективного применения. Сегодня законы и нормы позволяют преподавателям самостоятельно выбирать инструменты обучения. Преподаватели могут выбирать стиль и форму обучения в соответствии с их опытом и условиями, в которых происходит учебный процесс.

Цифровизация или цифровая трансформация медицинских вузов, особенно региональных по мнению О.В. Иванчук, Е.В. Плащевая считается

С

#хс

№ 6 Мападег

2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

достаточно трудным периодом. Цифровое медицинское образование сталкивается с рядом проблем, которые нуждаются в решении [31].

Изучив различные литературные источники (О.В. Иванчук, Е.В. Плащевая) мы пришли к выводу, что во время цифровой трансформации медицинские вузы сталкиваются с группой проблем, включая этические [32]. В настоящее время по мнению представителей системы здравоохранения, профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, общественных и политических деятелей, а также консерватизм и техническая неподготовленность большинства региональных медицинских вузов не позволяют в полной мере шагнуть в мир цифровых технологий и заменить традиционные формы обучения на смешенный или гибридный формат.

Применение цифровых сервисов, на наш взгляд, не должно вытеснить обучение у постели больного. Ведь только соприкасаясь с реальной ситуацией и сопереживая пациенту, будущий врач сможет участвовать в сборе анамнеза, разработке стратегий диагностики и лечения. Реальная картина профессиональной деятельности и набор компетенций, формировавшихся при изучении каждой дисциплины учебного плана, станут инструментом для решения профессиональных задач.

Выводы

Проведенный анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

Смешанное, гибридное обучение является эффективным подходом, который объединяет преимущества традиционного и онлайн-обучения, создавая более гибкую, доступную и интерактивную среду для обучения и развития студентов (слушателей).

Смешанное, гибридное обучение является необходимым компонентом современного обучения медицинских работников в системе дополнительного профессионального образования по нескольким причинам:

1. Гибкость и доступность: медицинские работники часто имеют ограниченное время для обучения из-за своей занятости. Смешанное, гибридное обучение позволяет им гибко планировать свое обучение, включая возможность изучения онлайн-матери-алов и выполнения заданий в удобное для них время.

2. Индивидуализация обучения: каждый медицинский работник имеет свои собственные потребности в изучении материала в конкретной области, которые требуют дополнительного обучения

и развития. Смешанное, гибридное обучение позволяет создавать персонализированные программы обучения, которые могут быть настроены под индивидуальные потребности каждого медицинского работника.

3. Актуальность информации: медицина постоянно развивается, и медицинские работники должны быть в курсе последних достижений и новых методов лечения. Онлайн-ресурсы позволяют медицинским работникам получать актуальную информацию и обновления в режиме реального времени.

4. Коммуникация и сотрудничество: смешанное, гибридное обучение создает возможности для медицинских работников общаться и сотрудничать друг с другом как в онлайн-режиме, так и на офлайн-занятиях. Это позволяет им обмениваться опытом, задавать вопросы и учиться друг у друга.

5. Обратная связь и оценка: смешанное, гибридное обучение позволяет медицинским работникам получать обратную связь от преподавателей и экспертов, как в онлайн-режиме, так и на офлайн-занятиях. Это помогает им оценивать свой исходный уровень знаний и замечать прогресс в своих навыках.

В целом, смешанное, гибридное обучение является необходимым компонентом современного обучения медицинских работников, поскольку оно обеспечивает гибкость, доступность, актуальность информации, коммуникацию и обратную связь, что позволяет им продолжать обучение и развиваться в соответствии с быстро меняющимися требованиями и новыми информационными технологиями в медицине, однако такое обучение не должно полностью вытеснить обучение у постели больного, а призвано органично дополнить его.

Внедрение методов гибридного обучения в педагогическую практику, в том числе на уровне последипломного обучения и повышения квалификации медицинских работников в рамках непрерывного медицинского образования - насущная реальность. Отставание в решении вопроса о переходе на новые, смешанные формы получения профессиональных компетенций, затормозит развитие медицины и в научном, и в практическом аспектах на много лет.

Для повсеместного внедрения современных подходов к обучению необходимо сформировать единую методологическую базу, закрепленную в законодательных актах, позволяющую масштабировать модель гибридного обучения во все образовательные организации, заинтересованные в ее применении.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № В

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии CovId-19: проблемы и пути решения / А.Ю. Алексеева, З.З. Балкизов // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 8-24. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Соловов А.В. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 104-112.

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

4. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7).

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 03.08.2017, «Собрание законодательства РФ», 07.08.2017, № 32, ст. 5138.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию».

7. Уваров А.Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования // Информатика и образование. - 2019. - № 4 (303). - С. 5-11.

8. Fisher J. Takeaways from the 2017 Blended and Personalized Learning Conference / Fisher J., White J. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eric.ed.gov/?id=ED586384.

9. Eiken O. The Kunskapsskolan («The Knowledge School»): A Personalised Approach to Education. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecdilibrary. org/education/the-kunskapsskolan-the-knowledge-school_5kgdzvmzjblv-en.

10. Бекишева Т.Г. Смешанное обучение: современные тенденции в вузах / Т.Г. Бекишева // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - 2016. - № 11-2(67). - С. 37-42.

11. Карпачева К.В. Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля / К.В. Карпачева, Н.В. Демьяненко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 644-646. - URL: https://moluch.ru/archive/93/20787/ (Дата обращения: 05.11.2023).

12. Пашкова И.Г. Перспективы метода смешанного обучения в медицинском образовании. - 2020 - Инновации и актуальные проблемы морфологии, сборник статей к 100-летию кафедры нормальной анатомии УО БГМУ, Минск.

13. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation / eds. by Brian Tomlinson and Claire Whittaker. - L.: British Council, 2013. - 252 р. - URL: ttps://englishagenda.britishcouncil.org/sites/ default/files/attachments/d057_blended_learning_final_web_only_v2.pdf.

14. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2012.

15. Christensen C.M., Horn M.B, Staker H. Is K-12 Blended Learning Disruptive? An introduction to the theory of hybrids. - Clayton M. Christensen Institute, 2013. - 45 р. - URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/ uploads/2014/06/Is-K-12-blended-learning-disruptive.pdf.

16. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 809-811.

17. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. - 2019. - № 21(5). -C. 112-129. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

18. Nagaeva I.A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel'nom processe: neobxodimost' i vozmozhnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 6 (33). P. 56-67. [In Rus].

19. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. - ВНИИ Геосистем, 2017. - 28 с.

20. Ананин Д.П., Стрикун Н.Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и оф-лайн // Преподаватель XXI век. 2022 № 4 Часть 1 С. 60-74 DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-60-74

21. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии /авт. коллектив: А.В. Клягин и др. М.: Высшая школа экономики, 2020. 112 с.

22. Алканова О.Н. Белая книга. Гибридное обучение / О.Н. Алканова, Д.П. Ананин, А.Е. Байзаров, К.А. Баранников, Т.В. Бобрусь, О.И. Игнатьева, Н.Г. Стрикун, Е.В. Титова. М.; СПб.: Грин Принт, 2022. 120 с.

23. Bernard, R.M., Borokhovski, E, Schmid, R.F., Tamim, R.M., Abrami, P.C. A Meta-Analysis of Blended Learning and Technology Use in Higher Education: From the General to the Applied. Journal of Computing in Higher Education, 2014. Vol. 26 (1). P. 87-122.

24. Chaeruman, U.A., Wibawa, B, Syahrial, Z. Determining the Appropriate Blend of Blended Learning: A Formative Research in the Context of Spada-Indonesia. American Journal of Educational Research, 2018. Vol. 6. No. 3. P. 188-195.

•КС

№ 6 Manager

2024 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

25. Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 126-139. doi: 10.24412/2224-07 72-2022-84-126-139.

26. Байзаров А. Чем гибридное обучение отличается от смешанного? // EduTech № 7 [45], 2021.

27. Нагаева И.А, Фролов А.Б., Кузнецов И.А. Программное обеспечение мобильного обучения в образовательном процессе // Информатизация и связь. 2021. № 2. С. 95-100.

28. Рудинский И.Д, Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7, № 1. С. 1-9 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-nauki.ru (Дата обращения: 07.11.2021).

29. Ткаченко П.В., Петрова Е.В., Белоусова Н.И. Гибридное обучение как способ повышения эффективности образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10 № 3(36) С. 277-279

30. Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Цифровизация медицинского образования: новые вызовы и границы применимости // ЦИТИСЭ № 1 (31) 2022.

31. Silverblatt A. Media literacy in the modern world. Moscow. Information for all Publ., 2018. 138р. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47188315

ORIGINAL PAPER

MIXED, HYBRID TRAINING AS A NECESSARY COMPONENT OF MODERN TRAINING OF MEDICAL PROFESSIONALS

T.B. Sviridova a : , R.G. Makiev b, A.S. Lutikov c : , E.A. Goldina d

a d Branch of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Moscow, Moscow, Russia;

b Deputy Head of the Academy for Academic Affairs, S.M. Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia; c GBUZ «Diagnostic Clinical Center No. 1 DZM», Moscow, Russia.

HCorresponding author: Sviridova T.B., Lutikov A.S.

ANNOTATION

The article presents a review of the literature on the introduction of mixed, hybrid training in educational programs of additional professional education of medical workers. Definitions of mixed and hybrid learning are given. Publications, research and best practices related to mixed, hybrid training of medical professionals are considered. Attention is focused on the importance of this approach and information is provided that can be useful for teachers, educational institutions and medical professionals seeking to update their skills and knowledge. Keywords: blended learning, hybrid learning, e-learning, online technologies, continuing professional education programs, healthcare organization.

For citation: Sviridova T.B., Makiev R.G, Lutikov A.S., Goldina E.A. Mixed, hybrid training as a necessary component of modern training of medical professionals. Manager Zdravookhranenia. 2024; 6:87-96. DOI: W.2W45/I8II-0I85-2024-6-87-96

REFERENCES

1. Alekseeva, A.Yu, Balkizov Z.Z. Medical education during the Covid-19 pandemic: problems and solutions / A.Yu. Alekseeva, Z.Z. Balkizov // Medical education and professional development. - 2020. - Vol. 11, No. 2. -P. 8-24. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-1201

2. Solovov A.V. Is e-learning a new technology or a new paradigm? // Higher education in Russia. - 2006. -No. 11. - P. 104-112.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/9/2017 No. 203 «On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030».

4. Passport of the national project «National Program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 06/04/2019).

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07/28/2017 No. 1632-r «On approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»» Official Internet portal of legal information http://www. pravo.gov.ru 03.08.2017, «Collection of legislation of the Russian Federation», 07.08.2017, № 32, Article 5138.

6. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 03/01/2018 «Message of the President to the Federal Assembly».

7. Uvarov A.Yu. From computerization to digital transformation of education // Informatics and education. -2019. - № 4 (303). - P. 5-11.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2024

8. Fisher J Takeaways from the 2017 Branded and Personalized Learning Conference / Fisher J., White J. [electronic resource]. - Access mode: https://eric.ed.gov/?id=ED586384.

9. Aiken O. Kunskapskolan («School of Knowledge»): A personalized approach to education. [electronic resource]. - Access mode: https://www.oecdilibrary. org/education/the-kunskapsskolan-the-knowledge-school_5kgdzvmzjblv-en.

10. Bekisheva T.G. Blended learning: current trends in universities / T.G. Bekisheva // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - 2016. - № 11-2(67). - P. 37-42.

11. Karpacheva K.V. The use of mixed learning in the process of teaching a professional foreign language to engineering students / K.V. Karpacheva, N.V. Demyanenko. - Text: direct // Young scientist. - 2015. -№ 13 (93). - P. 644-646. - URL: https://moluch.ru/archive/93/20787 / (Accessed: 05.11.2023).

12. Pashkova I.G. Prospects of the method of blended learning in medical education. - 2020 - I nnovations and current problems of morphology, collection of articles for the 100th anniversary of the Department of Normal Anatomy of the BSMU, Minsk

13. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation / eds. by Brian Tomlinson and Claire Whittaker. - L.: British Council, 2013. - 252 p. - URL: ttps://englishagenda.britishcouncil.org/sites/ default/files/attachments/d057_blended_learning_final_web_only_v2.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Fandey V.A. Theoretical and pragmatic foundations of the use of a form of blended learning in a foreign language (English) language in a language university: Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. - M., 2012.

15. Christensen C.M., Horn M.B., Staker H. Is K-12 Blended Learning Disruptive? An introduction to the theory of hybrids. - Clayton M. Christensen Institute, 2013. - 45 p. - URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/ uploads/2014/06/Is-K-12-blended-learning-disruptive.pdf.

16. Loginova A.V. Mixed learning: advantages, limitations and concerns / A.V. Loginova // Young Scientist. -2015. - No. 7 (87). - P. 809-811.

17. Pletyago T.Yu, Ostapenko A.S., Antonova S.N. Pedagogical models of blended learning in higher education: generalization of the experience of Russian and foreign practice // Education and Science. - 2019. - № 21(5). -P. 112-129. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

18. Nagaeva I.A. Smeshannoe obuchenie v sovremennom obrazovatel'nom processe: neobxodimost' i vozmozhnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 6 (33). P. 56-67. [In Rus].

19. Introduction to the «Digital» economy / A.V. Keshelava, V.G. Budanov, V.Y. Rumyantsev [et al.]; under the general editorship of A.V. Keshelava; ch. «figures.» cons. I.A. Zimnenko. - VNII Geosystems, 2017. - 28 p.

20. Ananin D.P., Strikun N.G. Hybrid learning in the structure of higher education: between online and offline // Teacher XXI century. 2022 No. 4. Part 1. P. 60-74 DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-60-74

21. The storm of the first weeks: how higher education stepped into the reality of the pandemic / author's collective: A.V. Klyagin et al. M.: Higher School of Economics, 2020. 112 p.

22. Alkanova O.N. The White Book. Hybrid learning / O.N. Elkanova, D.P. Ananin, A.E. Bazarov, K.A. Barannikov, T.V. Bobrus, O.I. Ignatieva, N.G. Strikun, E.V. Titova. M.; St. Petersburg.: Green Print, 2022. 120 p.

23. Bernard R.M., Borokhovski E, Schmid R.F., Tamim R.M., Abrami P.C. A Meta-Analysis of Blended Learning and Technology Use in Higher Education: From the General to the Applied. Journal of Computing in Higher Education, 2014. Vol. 26 (1). P. 87-122.

24. Chaeruman U.A., Wibawa B, SyahrialZ. Determining the Appropriate Blend of Blended Learning: A Formative Research in the Context of Spada-Indonesia. American Journal of Educational Research, 2018. Vol. 6. No. 3. P. 188-195.

25. Nagaeva I.A., Kuznetsov I.A. Hybrid learning as a potential of the modern educational process // Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, No. 3 (84). P. 126-139. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139.

26. Bazarov A. How does hybrid learning differ from mixed learning? // EduTech No. 7 [45], 2021.

27. Nagaeva I.A., Frolov A.B., Kuznetsov I.A. Software for mobile learning in the educational process // Informatization and communication. 2021. No. 2. P. 95-100.

28. Rudinsky I.D., Davydov A.V. Hybrid educational technologies: analysis of possibilities and prospects of application // Bulletin of Science and Education of the North-West of Russia. 2021. Vol. 7. No. 1. P. 1-9 [Electronic resource]. URL: http://vestnik-nauki.ru (Accessed: 07.11.2021).

29. Tkachenko P.V., Petrova E.V, Belousova N.I. Hybrid learning as a way to increase the effectiveness of education // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2021. Vol.10. No. 3(36). P. 277-279.

30. Ivanchuk O.V., Cloak E.V. Digitalization of medical education: new challenges and limits of applicability // CITISE No.1 (31) 2022.

31. Silverblatt A. Media literacy in the modern world. Moscow. Information for all Publ., 2018. 138 p. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47188315.

•КС

№ 6 Manager

2024 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Свиридова Татьяна Борисовна - к.э.н., доцент, филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.

Tatiana B. Sviridova - Candidate of Economics, Associate Professor, Branch of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of

Defense of the Russian Federation in Moscow, Moscow, Russia.

E-mail: t-sviridova@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-99l8-5IW

Макиев Руслан Гайозович - д.м.н, доцент ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.

Ruslan G. Makiev - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Academy for Academic Affairs, S.M. Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2I80-6885

Лутиков Александр Сергеевич - врач-методист, ГБУЗ «Диагностический клинический центр № I ДЗМ», г. Москва, Россия. Alexander S. Lutikov - GBUZ «Diagnostic Clinical Center No. I DZM», Moscow, Russia. E-mail: alex.lutikov@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1877-5747

Голдина Елена Александровна - филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия.

Elena A. Goldina - Branch of the Kirov Military Medical Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Moscow, Moscow, Russia.

ORCID: https://orcid.org/0000-000I-7I03-2366

Здравоохранение-2024

г ПОЧТИ ПОЛОВИНА врачей не увидела снижения нагрузки В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИЗДЕЛИЙ С ИИ

□ коло половины опрошенных специалистов системы здравоохранения, которые уже используют в работе медицинские изделия с искусственным интеллектом (МИ с ИИ), отметили, что это привело к снижению нагрузки на них. Вторая половина таких изменений не увидела. Таковы итоги опроса, проведенного Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава России с 4 по 10 июня 2024 года.

На первом этапе в опросе ЦНИИОИЗ приняли участие 15 тыс. работников системы здравоохранения России (врачи, руководители, представители МИАЦ и др.). Затем специалисты сделали выборку из 846 респондентов, которые имеют опыт непосредственного использования МИ с ИИ, внедренных в 2023 году (в опытную или промышленную эксплуатацию). Из них около 78% опрошенных - женщины; 41,7% - практикующие врачи, 19,6% - руководители в сфере здравоохранения.

Данные были представлены 19 июня на Всероссийском конгрессе «ИТМ Петербург» ведущим специалистом управления стратегического развития здравоохранения НИИ Александрой Бондарович.

Эксперты обсудили возможные причины сложившейся ситуации и способы их устранения.

Источник: Медвестник.ру

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 6

ZdrevoochreneniB 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.