Научная статья на тему 'Смешанная избирательная система: достоинства и недостатки'

Смешанная избирательная система: достоинства и недостатки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
15037
766
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцева С. П.

Статья посвящена актуальным вопросам, касающимся развития современного российского политического режима, партийной структуры и избирательной системы. Автор статьи - лауреат регионального конкурса студенческих работ в сфере политологии, 2006 г. Конкурс проводился при поддержке Тамбовской областной избирательной комиссии и Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED ELECTORAL SYSTEM: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The article is devoted to actual issues relating to the development of contemporary Russian political regime, party structure and electoral system. The author winner of the regional competition of student works in the field of political science, 2006. The competition was held with the support of the Tambov regional election commissions and Derzhavin Tambov State University.

Текст научной работы на тему «Смешанная избирательная система: достоинства и недостатки»

Зайцева С.П.

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей <...> Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах <...> Данное положение представляет собой фундаментальные принципы, лежащие в основе избирательных систем, являющихся воплощением демократии.

Избирательная система в широком смысле ее понимания - это система общественных отношений, связанных с выбором органов публичной власти и местного самоуправления. В более узком понимании она представляет собой не что иное, как способ распределения мандатов между кандидатами. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать различные результаты.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства. Согласно правилам мажоритарной системы, избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей. На заре становления конституционного строя стали выдвигать идею о пропорциональном представительстве политических партий. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. И в интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной системы, а так же исключения присущих каждой из них недостатков при сочетании обеих систем появилась смешанная избирательная система.

Применение смешанной избирательной системы, как и применение

любой из систем, есть сложный процесс, становление которого есть результат выбора. Выбора между достоинствами и недостатками.

Цель смешанной системы - соединение достоинств избирательных систем и, по возможности, исключение их недостатков. В нашей статье считаем целесообразным определить положительные и отрицательные моменты мажоритарной и пропорциональной систем, представить видение уникальности смешанной системы.

Со знаком плюс в мажоритарной системе, во-первых, можно отнести простоту ее применения при определении результатов выборов и, во -вторых, возможность ее использования при проведении выборов как коллегиальных, так и единоличных.

Прежде чем определить отрицательные моменты мажоритарной системы надо иметь в виду, что в странах с длительными демократическими традициями, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, и только их представители могут баллотироваться на выборах, а затем образовывать в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. В связи с этим при мажоритарной системе несомненное преимущество получают состоятельные кандидаты, а избиратели зачастую выбирают не того, кого хорошо знают, а того, кто смог провести развернутую избирательную компанию. Кроме этого к недостаткам мажоритарной системы можно отнести следующее:

1. При однотуровой мажоритарной системе победивший кандидат очень часто опережает своих соперников на минимальное число голосов и однотуровая мажоритарная система побуждает близких по взглядам кандидатов не блокироваться между собой, а выступать самостоятельно, что приводит к дроблению политических сил;

2. В парламенте избранные по мажоритарным округам кандидаты склонны отстаивать исключительно местные интересы, что не способствует единству Федерации;

3. Мажоритарная система не обеспечивает соотношение между числом поданных голосов за кандидата или списков кандидатов и числом полученных мандатов в представительном учреждении.

Явная некорректность по отношению к участвующим в выборах кандидатам, которую часто несет в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений.

Достоинства и недостатки данной системы взаимосвязаны между собой. Как правило, выдвижение кандидатов в этом случае производится путем составления партийных списков. Данное обстоятельство практически исключает выдвижение независимых кандидатов. Избиратели отдают свой голос за список, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Принадлежность кандидата (в затем и депутата) к определенной партии дает свои преимущества, так как программа партии широко известна. Однако избиратель не может повлиять на отбор кандидатов на мандатные места. Практика показывает, что неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в парламенте множества мелких организаций, объединенных вокруг маловлиятельных лидеров.

Таким образом, приходим к выводу о том, что к положительным моментам смешанной избирательной системы можно отнести совокупность положительных моментов мажоритарной и пропорциональной системы.

Из пропорциональной избирательной системы к ряду преимуществ отнесем, во-первых, стимулирование развития политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимся демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества. Именно они призваны посредством участия в выборах агрегировать и артикулировать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах.

Положительным достоинством смешанной системы является также то, что пропорциональная система обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий. В-третьих, система способствует повышению политической активности электората и уровня его политической культуры. Избиратель вынужден знакомиться с предвыборными программами политических партий и, следовательно, он сделает более сознательный выбор.

Мажоритарная избирательная система, в отличии от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

Фактор субъективности выбора вида избирательной системы со стороны политических сил законодательного органа власти, лежащий в основе всех избирательных систем, для смешанной избирательной системы представляет не столько выбор между достоинствами и недостатками основных видов избирательных систем, сколько выбор системы, соединяющей их выгодные элементы. Выбор положительных элементов есть исключительное право каждой отдельно взятой страны, исходящее из ее политического уклада, традиций и правовой культуры.

Рассмотрим применение смешанной избирательной системы в ряде государств. Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага: половина его депутатов избирается по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны. Другая половина депутатов избирается по многомандатным округам, т.е. на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с пятипроцентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка.

Похожая система действует при выборах Великого Народного Собрания в Болгарии, но отличается от германской системы тем, что в одномандатных избирательных округах применяется мажоритарная система абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре.

В Италии три четверти состава обеих палат Парламента избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а одна четверть - по пропорциональной системе, но устанавливает с процентный заградительный пункт.

По прежнему законодательству Российской Федерации одна половина депутатов Государственной Думы Федерального Собрания избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая -пропорциональной. Это сочетание на практике выражалось в следующем. Во-первых, правом выдвинуть кандидата по одномандатному округу обладали как граждане, так и избирательные блоки и объединения. И здесь нельзя не заметить того, что для регистрации кандидатов как в одном данном округе, так и списка кандидатов на общефедеральном уровне требуется прохождение ими некоего предварительного барьера в виде сбора определенного количества подписей в свою поддержку. Следовательно, если партия уже прошла соответствующей барьер и зарегистрировалась, то это должно указывать на то, что она пользуется некой минимальной поддержкой в данном регионе и во всей Федерации в целом. Это естественным образом освобождает входящих в соответствующий список кандидатов от прохождения того же самого барьера и в одномандатном округе. Данное обстоятельство вполне справедливо делает партийных кандидатов заинтересованными в продолжение взаимодействия с выдвигающей их и несущей политическую ответственность за их действия партией.

Следует заметить, что закон разрешал одному и тому же кандидату баллотироваться и в одномандатном округе, и по партийному списку. Причем в России мандаты распределяются по обеим системам, независимо.

Для выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам использовалась мажоритарная система относительного большинства. Кандидаты избирались по общефедеральному списку, выдвинутому избирательными блоками и объединениями. Этот список полностью или частично разбивался на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам РФ или группам субъектов.

К распределению депутатских мандатов допускались списки кандидатов, за которые было отдано пять и более процентов голосов избирателей, и получившие в совокупности пятьдесят процентов голосов. Списки, получившие менее пяти процентов голосов, не получают депутатских мандатов Важным является то, что с одной стороны пятипроцентный барьер не учитывает интересы той части населения России, которая проголосовала за партии, не преодолевшие пятипроцентного барьер, а с другой - отсеивает множество неполитических организаций, созданных совершенно для других целей.

Избирательный процесс, протекающий в рамках смешанной избирательной системы, не может состоять исключительно из положительных моментов, так как любой процесс это живой изменяющийся организм. В связи с этим недостатки смешанной системы можно считать отрицательными факторами в установлении норм, регулирующих данный процесс и в их реализации.

На примере России наблюдается следующая ситуация. Депутаты, прошедшие по списку одной партии, имеют полное право перейти во фракцию других партий. Такое право имеют и депутаты от мажоритарных округов.

Кроме того, неэффективен и метод наибольшего остатка при распределении остатков голосов. Применение именно этого метода искажает принципы пропорциональности, так как для получения одного мандата каждой партии приходится собрать различное количество голосов.

Новации российского избирательного законодательства,

регулирующего избрание депутатов Государственной Думы состоят в том, что на выборах нижней платы Парламента в 2007 году все 450 депутатов будут избираться исключительно по партийным спискам, т.е. по пропорциональной системе. Это нововведение, вероятно, призвано, с одной стороны, оптимизировать развитие системы многопартийности в России, с другой, - повлиять на ответственность политических партий за исход не только парламентских выборов, но и результаты законотворческой деятельности. С учетом того, что законодатель повысил «проходной балл» до семи процентов, можно ожидать активизацию процесса укрупнения политических партий. Надо ли рассматривать установление новых правовых норм и механизмов избрания Государственной Думы как окончательный отказ от смешанной системы выборов - покажет время. Скорее всего, это очередной государственно-правовой эксперимент.

В заключение необходимо отметить, что смешанная избирательная система имеет свои преимущества и свои недостатки перед другими видами, являясь результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм государства: формы правления, государственного устройства и государственного режима. Это своего рода разумный баланс в соотношении общенациональных и личных интересов при формировании представительных органов государственной власти.

Применение смешанной избирательной системы, соединяющей положительные свойства двух разных систем, позволяет в значительной мере обеспечить стимулирование процесса становления многопартийности, реализовать программные цели партий и представляемые ими интересы социальных групп через парламентские структуры, обеспечить процесс укрепления политических партий. Одновременно с этим, способствует формированию устойчивого большинства в парламенте и стабильного правительства через непосредственное голосование избирателей за конкретное лицо. Также смешанная система дает возможность избирать

депутатов от каждого субъекта Федерации, которые, ко всему прочему, связаны со своими избирателями.

Многогранная, не запрещающая никакие варианты, смешанная избирательная система сама выбирает себе достоинства. Способная признавать свои недостатки, она движется согласно политическому развитию той или иной страны, в чем заключается ее самое главное достоинство и уникальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.