Научная статья на тему 'СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1135
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
смертная казнь / закон / постановление / указ / наказание / осужденный / присяжные заседатели.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарифуллин Р.Р., Папышева Е.С.

В данной научной работе рассмотрены проблемы применения смертной казни в Российской Федерации и история отмены данного вида наказания. Актуальность исследования заключается в нахождении ответа на вопрос о возможности применения смертной казни в Российской Федерации после внесения поправок к Конституции Российской Федерации от 4 июля 2020 года. Цель: доказать невозможность применения смертной казни как вида наказания после изменений в главном законе страны. Методология исследования представляет собой совокупность общенаучных и частно-научных методов познания: диалектический, историко-правовой, формально-юридический. В результате выявлено: во-первых, в Российской Федерации отмена смертной казни произошла из-за отказа Президента рассматривать дела осужденных к смертной казни, которая обусловлена вхождением России в Совет Европы; во-вторых, отмена смертной казни никак юридически не задокументирована. Автор приходит к выводу, что отмена смертной казни произошла после вступления России в Совет Европы и поправки в Конституции, а именно новая редакция статьи 79, никак не повлияли на отмену смертной казни, и данное наказание не может применяться в нашей стране, так как на основании статьи 54 Конституции Российской Федерации закон обратной силы не имеет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-101-104 NIION: 2018-0076-10/21-245 MOSURED: 77/27-023-2021-10-444

ГАРИФУЛЛИН Руслан Рафаилович,

студент 1 курса Института Права Башкирского государственного университета, е-mail: melsgarifullin@mail.ru

ПАПЫШЕВА Елена Сергеевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель Института права Башкирского государственного университета,

кафедра государственного права, е-mail: papyshev-01@yandex.ru

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной научной работе рассмотрены проблемы применения смертной казни в Российской Федерации и история отмены данного вида наказания. Актуальность исследования заключается в нахождении ответа на вопрос о возможности применения смертной казни в Российской Федерации после внесения поправок к Конституции Российской Федерации от 4 июля 2020 года. Цель: доказать невозможность применения смертной казни как вида наказания после изменений в главном законе страны. Методология исследования - представляет собой совокупность общенаучных и частно-научных методов познания: диалектический, историко-правовой, формально-юридический. В результате выявлено: во-первых, в Российской Федерации отмена смертной казни произошла из-за отказа Президента рассматривать дела осужденных к смертной казни, которая обусловлена вхождением России в Совет Европы; во-вторых, отмена смертной казни никак юридически не задокументирована. Автор приходит к выводу, что отмена смертной казни произошла после вступления России в Совет Европы и поправки в Конституции, а именно новая редакция статьи 79, никак не повлияли на отмену смертной казни, и данное наказание не может применяться в нашей стране, так как на основании статьи 54 Конституции Российской Федерации закон обратной силы не имеет.

Ключевые слова: смертная казнь, закон, постановление, указ, наказание, осужденный, присяжные заседатели.

GARIFULLIN Ruslan Rafailovich,

1st year student of the Bashkir State University Institute of Law

PAPYSHEVA Elena Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer at the Institute of Law of Bashkir State University, Department of State Law

THE DEATH PENALTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In this scientific work, the problems of the use of the death penalty in the Russian Federation and the history of the abolition of this type of punishment are considered. The relevance of the study lies in finding an answer to the question of the possibility of applying the death penalty in the Russian Federation after the amendments to the Constitution of the Russian Federation of July 4, 2020. Purpose: to prove the impossibility of applying the death penalty as a type of punishment after changes in the main law of the country. The research methodology is a set of general scientific and private scientific methods of cognition: dialectical, historical-legal, formal-legal. As a result, it was revealed: firstly, in the Russian Federation, the abolition of the death penalty occurred due to the President's refusal to consider the cases of those sentenced to death, which is due to Russia's entry into the Council of Europe; secondly, the abolition of the death penalty is not legally documented in any way. The author comes to the conclusion that the abolition of the death penalty occurred after Russia joined the Council of Europe and amendments to the Constitution, namely the addition to article 79, did not affect the abolition of the death penalty in any way, and this punishment cannot be applied in our country, since on the basis of Article 54 of the Constitution of the Russian Federation, the law has no retroactive effect.

Key words: death penalty, law, decree, ruling, punishment, convict, jurors.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Под смертной казнью понимается лишение человека жизни за совершение определенных преступлений. Данный вид наказания можно назвать одним из самых древних, ведь её применение известно уже в первобытном обществе, когда виновного изгоняли из общины за нарушение мононорм, что означало смертный приговор. В более позднее время, когда начинается переход от родоплеменной организации к обществу рабовладельческого типа и изгнание из общины перестает являться тяжким наказанием, мы можем заметить юридическое закрепление смертной казни в качестве кровной мести или по принципу талиона, особенностью которых является исполнение наказания одной из сторон. Когда государственный аппарат окреп и начал сам исполнять наказания, принципы кровной мести и талиона перестали играть решающую роль [1].

В Российской Федерации, на основании статьи 20 Конституции РФ [2] и статьи 59 Уголовного кодекса РФ [3], существуют смертная казнь. В Уголовном кодексе перечислены следующие правонарушения, за которые может назначаться смертная казнь: статья 105 часть (убийство с отягчающими последствиями); статья 357 (геноцид); статья 277 (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля); статья 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов). В определении, которое нам даёт Конституция РФ, следует выделить 2 ключевых момента: «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания» и «при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Рассмотрим право осуждённого на суд присяжных.

Суд присяжных появился в России в 1864 году, с приходом советской власти он был упразднён, но уже к концу советской эпохи, а именно в 1989 году он вновь появился (хоть и формально). В 1993 году, суд с участием присяжных заседателей появился в качестве эксперимента в 5 субъектах: Ивановской, Московской, Саратовской, Рязанской областях и Ставропольском крае. Из данного положения следует, что смертная казнь могла применяться только в данных областях, что противоречит самой Конституции, а именно статье 19, в которой указано, что все равны перед судом. Конституционный суд только второго февраля 1999 года вынес постановление № 3-П, в котором признавал неконституционной возможность применения смертной казни из-за отсутствия суда присяжных во всех регионах страны. Данное постановление носило временный характер. С 1 января 2010 года суд присяжных зарабо-

тал в последнем субъекте, а именно в Чеченской республике, что в 2009 году породило опасения возращения смертной казни в России. Верховный Суд Российской Федерации обратился с запросом о возможности применения смертной казни в Конституционный Суд. 19 ноября 2009 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес определение № 1334-О-Р, в котором признал невозможным применение смертной казни. Суд так разъяснил свою позицию: «В результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания». На основании данного определения следует, что отмена смертной казни произошла вследствие международных обязательств и судебной практики [4].

Перейдём к другому ключевому моменту. После развала Советского Союза на территории современной России действовало законодательство РСФСР. Если ранее прошение о помиловании осужденного (или его отказ) к смертной казни направлялось сначала прокурору по надзору в прокуратуру Республики, а от прокуратуры в президиум Верховного Совета Республики, а потом в президиум Верховного Совета СССР, то после вступления в силу Конституции Российской Федерации право на помилование перешло к Президенту. Регламентация данного права происходило на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 года. Теперь ходатайство о помиловании передаётся Президенту, и исполнение приговора суда приостанавливается до решения Президента. Если же заключенный отказывался от ходатайства, то составляется акт, заверяемый прокурором. Данный акт передаётся в Генеральную Прокуратуру и Верховный Суд РФ, которые составляют заключение и передают его Президенту РФ. В обоих случаях единственной инстанцией рассматривающей ходатайство или акт об отказе является Президент РФ. Исполнения приговора приостанавливается на время рассмотрения ходатайства Президентом. Произошла отмена инстанционной системы рассмотрения ходатайства [5].

Перейдем непосредственно к процессу отмены смертной казни. Россия подала заявку на вступление в Совет Европы 7 мая 1992 года. Из-за нестабильной обстановки в нашей стране, процедура рассмотрения заявки затянулась до 1996

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

года. Тогда Парламентской Ассамблеей Совета Европы было вынесено заключение 193 от 26 января 1996 года, в котором перечислялись условия для вступления России в Совет Европы и сроки их выполнения. Так, в статье 10, пункт 3 было указано, что Российская федерация должна подписать в течение года «Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», и в течение 3 лет со дня вступления ратифицировать его. Данный протокол запрещал применять смертную казнь в мирное время. Протокол № 6 был подписан Министерством Иностранных Дел 27 февраля 1997 года на основании Указа Президента РФ № 53-рп, и должен был быть ратифицирован до 28 февраля 1999 года. На основании федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года статьи № 2 пункта «в» подписание означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия на обязательность международного договора. Так как федеральный закон по юридической силе стоит ниже Конституции, то при данной правовой коллизии применяться будет Конституция. Но тут вступает в силу Венская Конвенция, подписанная 29 апреля 1986 года, в статье 18 которой указано, что нельзя лишать подписанный договор силы до момента вступления данного договора в силу. На основании того же федерального закона «О международных договорах Российской федерации» все международные договоры, подписанные в период существования СССР имеют силу на территории Российской Федерации.

Почему же образовалась такая ситуация? Отвечая на этот вопрос, стоит указать на 2 статьи Конституции Российской Федерации, а именно -статья 15 пункты 1 и 4 и статья 20 пункт 2. В первом пункте статьи 15 говорится о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, а в 4 пункте утверждается, что если законы противоречат международным договорам, то применяются правила, установленные международным договорам. Именно этот момент порождал много споров, ведь в четвёртом пункте данной статьи не указывалось положение Конституции по отношению к международным договорам. Конституцию в данном случае нельзя назвать обычным законом, ведь она обладает высшей юридической силой на территории нашей страны. Но при этом утверждается, что в случае коллизии стоит применять правила, установленные международным договором. Встаёт закономерный вопрос: «Какой же закон обладает высшей юридической силой при коллизии между Конституцией и международным договором?». Окончательный ответ на данный вопрос мы получаем после введения попра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

вок в Конституцию Российской Федерации от 4 июля 2020 года. Тогда была редактирована статья 79, в которой прямо говорится о том, что при правовой коллизии применяется Конституция России [6].

Вернемся к статье 20 пункту 2 Конституции Российской Федерации. В статье указано, что смертная казнь устанавливается впредь до её отмены, но при этом не оговорено, какими законами можно отменить смертную казнь. Внести поправку в данную статью также невозможно на основании статьи №135 Конституции, по которой невозможно вносить изменения в главы 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Чем обусловлено данное противоречие в главном законе страны? Осмелюсь предположить, что причиной такой коллизии, является поспешность составления Конституции связанной с политической обстановкой в стране. После развала Советского Союза нужно было в срочном порядке нормализовать обстановку стране, для чего требовалось единство в законодательной сфере. При составлении такого важного документа ни в коем случае нельзя спешить, но обстановка в стране вынуждала к принятию такого шага. При этом болезненный переход с социалистической модели права к романо-германской правовой системе привёл к ряду проблем, например, юристы из Советского Союза не имели широких знаний обо всех аспектах романо-германской правовой модели.

Вернемся к поправкам в Конституцию Российской Федерации от 4 июля 2020 года. Как ранее было отмечено, была введена новая редакция статьи 79, в которой было закреплено верховенство Конституции как высшей юридической силы на территории Российской Федерации. Встаёт закономерный вопрос: «Имеет ли теперь юридическую силу Постановление № 6 к Европейской Конвекции о защите прав человека и основных свобод?». Пытаясь ответить на этот вопрос, я пришел к выводу, что на основании статьи 54 Конституции Российской Федерации закон обратной силы не имеет. Так как введение смертной казни подразумевает отягчение ответственности, то действие статьи 79 не распространяется на подписанный Министерством Иностранных Дел протокол № 6 к Европейской Конвекции о защите прав человека и основных свобод от 27 февраля 1997 года. Что мы имеем в итоге? Отмена смертной казни произошла лишь формально, после вступления Российской Федерации в Совет Европы в 1996 году. Президент Российской Федерации просто отказался рассматривать дела осуждённых на смертную казнь, что полностью остановило процесс вынесения приговора. Постановление Конституционного Суда от 19 ноября 2009 года нельзя назвать юридическим актом,

отменившим смертную казнь, так как данное постановление не имеет юридической силы, ведь оно не является ни закон, ни подзаконным актом. Вопрос о смертной казни остаётся открытым и по сей день.

Список литературы:

[1] Ромашов Р.А., Харьковский Е.Л. Теория государства и права для обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность». Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2021. С. 33.

[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года.

[4] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года.

[5] Климачева К. Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее [электронный ресурс]. Сайт Право.ги (https://pravo.ru/ story/233124/).

[6] Рафаиловна Т., Гаджиева А. Журнал Индекс/Досье на цензуру [электронный ресурс],

«Зеркало», Баку, № 19, май 1997 г.: «Грязная Работа. Как казнили в СССР. Интервью с палачом». (http://www.index.org.ru/ostrova/rafail.html)

Spisok literatury:

[1] Romashov R.A., Har'kovskij E.L. Teoriya gosudarstva i prava dlya obuchayushchihsya po spe-cial'nosti «Pravoohranitel'naya deyatel'nost'». Uchebnoe posobie dlya SPO. - M.: YUrajt, 2021. S. 33.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda.

[3] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 goda.

[4] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 8 yanvarya 1997 goda.

[5] Klimacheva K. Sud prisyazhnyh v Rossii: proshloe, nastoyashchee i budushchee [elektronnyj resurs]. Sajt Pravo.ru (https://pravo.ru/story/233124/).

[6] Rafailovna T., Gadzhieva A. ZHurnal Indeks/ Dos'e na cenzuru [elektronnyj resurs], «Zerkalo», Baku, № 19, maj 1997 g.: «Gryaznaya Rabota. Kak kaznili v SSSR. Interv'yu s palachom». (http://www. index.org.ru/ostrova/rafail.html)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.