Научная статья на тему 'Смертная казнь в России: быть или не быть?'

Смертная казнь в России: быть или не быть? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смертная казнь в России: быть или не быть?»

Вестник Омского юридического института. 2009. Ms 2 (11)

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Д. Т. Караманукян - преподаватель кафедры конституционного и административного права Омского юридического института

Вопрос о смертной казни в современных правовых государствах является одной из насущных проблем, но если в Европе этот вопрос в ту или иную сторону был решен, в России же после вступления в Совет Европы эта проблема обрела еще большую остроту. С1996 г Россия стоит перед вопросом отмены смертной казни.

Далеко не случайно именно сегодня обострились дебаты вокруг политиконтравового и международ но-правового аспектов проблемы смертной казни, вновь разгорелась дискуссия по поводу ее отмены. Это обусловлено тем, что 29 октября Верховный Суд Российской Федерации обратился в Конституционный Суд Российской Федерации (далее -КС) с просьбой разъяснить постановление КС, принятое 2 февраля 1999 г, в котором установлено, что в России не может применяться смертная казнь, пока по всей стране не будет гарантировано рассмотрение уголовных дел за особо тяжкие преступления с участием присяжных заседателей. На тот момент de facto постановление КС означало мораторий на применение смертной казни - пока такие суды не появятся во всех субъектах Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации1 «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться Федеральным законом в качестве исключительной меры наказа-

ния за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

С 1 января 2010 г. это препятствие исчезнет: в Чечне вводится суд присяжных. Означает ли это, что смертная казнь автоматически возвращается?

На сегодняшний день в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ)2 смертная казнь предусматривается за убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК рФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК рФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УКРФ). Все они являются особо тяжкими преступлениями, посягающими на жизнь. Это означает что de jure смертная казнь в России существует как высшая мера наказания.

В целях более глубокого изучения обозначенной проблемы необходимо обратиться к истории вопроса введения моратория на смертную казнь в нашей стране.

Совет Европы - старейшая международная межправительственная организация на европейс-

1 См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

Противодействие преступности: проблемы теории и практики

ком континенте, основными целями которой являются защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права на территории всех входяших в Совет стран. Организация была основана в 1949 г, и сегодня в нее входят 47 государств «большой Европы».

В рамках Совета Европы решаются глобальные проблемы, с которыми сталкиваются все европейские государства, такие как терроризм, организованная преступность- коррупция, клонирование и нарушение биоэтики, насилие в отношении детей и женщин, торговля людьми, соблюдение принципа гуманизма и справедливости. В результате создаются и приобретают обязательный характер международные договоры - Европейские конвенции. Всего на сегодня принято более 200 конвенций. Наиболее известной стала Европейская конвенция по правам человека. Она описывает те права и свободы, которые государства в составе Совета обязуются гарантировать своим гражданам. Их также подкрепляют многочисленные резолюции и рекомендации в адрес отдельных стран, которые помогают им в решении общих социальных и политических проблем.

Однако отказ от смертной казни является одним из ключевых условий членства в Совете Европы. Россия - единственное государство среди 47 членов Совета Европы, которое на сегодняшний день не выполнило обязательства по отмене высшей меры наказания, принятого при вступлении в организацию.

Для вступления в Совет Европы Россия приняла на себя множество обязательств (в общем количестве - 25), основными из которых выступают подписание и ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г, введение моратория на исполнение смертной казни, подписание Протокола № 6 от 1983 г к Европейской конвенции, касающегося отмены смертной казни в мирное время, и ратификация его в течение трех лет.

28 февраля 1996 г Российская Федерация вступила в Совет Европы. Было оговорено, что с момента ее вступления в стране будет объявлен мораторий на смертную казнь до ратификации Протокола № 6. Но мораторий до сих пор не введен.

В международном праве мораторий означает договоренность государств о воздержании от каких-либо действий на определенный срок.

Вместо моратория 16 мая 1996 г был издан Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»3, который обязал правительство подготовить законопроект о присоединении к Протоколу № 6, рекомендовал парламенту уменьшить количество санкций в виде смертной казни. Об отмене смертной казни речи не шло.

Венская конвенция 1969 г «О праве международных договоров» является главным источником международного права относительно порядка и формы заключения между народных договоров. В Конвенции говорится, что государство обязано воздерживаться от действий, запрещенных нормативными актами, находящимися на стадии ратификации. Иными словами, государство, подписавшее международный договор, пусть и не ратифицировавшее его, если при этом не вышло из состава участвующих, обязано соблюдать его положения.

В дальнейшем вышло распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г о подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни)4. Значение принятия этого документа Президентом огромно для будущего Российской Федерации: Президент поручил Минюсту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией Протокола № 6.

В настоящее время суды используют в качестве альтернативы высшей меры наказания пожизненное лишение свободы на следующем основании. 2 февраля 1999 г Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление № 3-П5, в соответствии с которым запретил всем судам осуждать преступников к высшей мере наказания. Свою позицию Конституционный Суд мотивировал тем, что в ст. 20 Конституции Российской Федерации предусмотрено право лица, которому" угрожает применение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседа-

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2468.

4 См.: О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апр. 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. : распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февр. 1997 г. № 53-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1092.

5 См.: По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февр. 1999 г. № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 6. Ст. 867.

Вестник Омского юридического института. 2009. № 2 (11)

телей. Следовательно, ущемляются права приговоренных к смертной казни преступников, которые не могут воспользоваться судом присяжных

Однако до постановления Конституционного Суда и после Указа Президента не был применен ни один смертный приговор. Все лица, приговоренные к смертной казни, были помилованы в виде замены высшей меры наказания на пожизненное лишение свободы.

В начале 1960-х гг к смертной казни приговаривались тысячи осужденных. В1961 г к смертной казни было приговорено 2159 чел., в 1985 г - 407, в 1989 г -100, в 1992 г - 159, в 1993 г - 157, в 1994 г - 160, в 1995 г - 141. С августа 1996 г смертные приговоры в России в исполнение не приводятся. В начале 1990-х гт широко действовал институт помилования осужденных к высшей мере наказания. В 1993 г помиловано 149 чел., в 1994 г -134 чел., в 199*> г (после подачи заявления в Совет Европы) - 5 чел.6

Бывший председатель Конституционного Суда Российской Федерации Владимир Туманов полагает что в законодательстве России есть все основания для того, чтобы считать перспективу применения смертной казни нереалистичной. "Есть Указ Президента Ельцина, его может отменить только новый Указ Президента... это, наверное, невозможно», - сказал Туманов 30 октября 2009 г в эфире радиостанции «Эхо Москвы»7. Указ Президента? Смертная казнь как вид наказания установлена и Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 20), и кодифицированным Федеральным законом Российской Федерации (Уголовный кодекс). Указ Президента ни в коем случае юридически не может приостановить действия федерального нормативно-правового акта, а тем более - Основного Закона страны.

Выдающийся политологе. Е. Кургинян и многие другие специалисты в области между народного права утверждают, что Европейская конвенция 1950 г является международным договором регионального характера. Он отметил, что Генеральной Ассамблеей ООН (далее - ГА) была принята резолюция, в соответствии с которой вопрос о наличии или отсутствии смертной казни за совершение особо тяжких преступлений должен решаться самим государством, но при назначении наказания необходимо руководствоваться принципом, согласно которому тяжесть наказания должна соответствовать тяжести преступления8 . Данный принцип содержится в норме ст. 6

Международного пакта о гражданских и политических правах: «В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления». В Гарантиях ЭКОСОС1984 г сказано, что перечень самых тяжких преступлений за которые может быть назначена смертная казнь, «не должен выходить за пределы умышленных преступлений со смертельным исходом или иными исключительно тяжкими последствиями»

Таким образом, международно-правовые акты допускают в отдельных случаях применение смертной казни.

Напомню, что ГА, учрежденная в 1945 г в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состоящая из 192 членов Организации Объединенных Наций Ассамблея представлет собой форум для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе. Она играет также существенную роль в процессе установления норм и кодификации международного права. Следовательно, акты ГА считаются принятыми от имени мирового сообщества, а не европейского.

Однако несколько месяцев назад подавляющим большинством государств - членов ГА был принят документ призывающий к введению моратория или отмене смертной казни во всех уголках планеть Россия входит в число стран - членов ООН, проголосовавших за принятие названного документа.

Согласно докладу ООН, опубликованному в 2008 г, в мире более 140 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 г в мире были казнены по меньшей мере 5 тысяч 628 человек.

Документ был подготовлен по инициативе Евросоюза. Его государства-члены твердо настроены на запрещение смертной казни. Они применяют этот запрет на практике, действуя в рамках ст. 2 Хартии Европейского союза об основных ггоавах и Протокола № 6 Европейской конвенции, которые гласят, что никто не может быть приговорен к смертной казни.

9 ноября в Конституционном Суде состоялось рассмотрение дела о возможности применения в России смертной казни, к концу 2009 г стоит ожидать ответ на принципиальнейший вопрос: быть смертной казни или не быть?..

6 См.: Мишин А. Смертная казнь: за и против. Обязана ли Россия отменить исключительную меру наказания после вступления в Совет Европы? // Российская газета. 1997. № 4. С. 10.

7 URL: http://www.echo.msk.ru.

8 См.: URL: http://www.kurginyan.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.