Научная статья на тему 'Смерть на взлете или кто вы, доктор таратынов?'

Смерть на взлете или кто вы, доктор таратынов? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИСТАЛЛЫ ШАРКО-ЛЕЙДЕНА / ЭОЗИНОФИЛЬНАЯ ГРАНУЛЁМА / ГИСТИОЦИТОЗ Х / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / БОЛЕЗНЬ ТАРАТЫНОВА / ТАРАТЫНОВ Н.И / CHARCOT-LEYDEN CRYSTALS / EOSINOPHILIC GRANULOMA / HISTIOCYTOSIS X / HISTORY OF MEDICINE / KAZAN UNIVERSITY / TARATYNOV'S DISEASE / TARATYNOV N.I
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смерть на взлете или кто вы, доктор таратынов?»

УДК 61(091); 61(092) [Таратынов Н.И.]

Чурилов Л.П.

СМЕРТЬ НА ВЗЛЕТЕ ИЛИ КТО ВЫ, ДОКТОР ТАРАТЫНОВ?12

Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет, Санкт-Петербург, Россия

Период между 1890 и 1917 гг. известен в русской культуре, как Серебряный Век. Страна вступила в модерн, сохранив при этом многие культурно-исторические стереотипы премодерна. Иногда этот момент в национальном развитии характеризуют, как археомодерн, отрезок, связанный с бурным развитием индустрии, науки, искусства, с величайшим пассионарным напряжением творческих сил России. Он всемирно прославил многих русских интеллектуалов, начиная с наших первых Нобелевских лауреатов И.П. Павлова (1849-1936) и И.И. Мечникова (1845-1916), и кончая корифеями отечественного балета, гениальными поэтами и художниками-авангардистами.

Медицина не была исключением. Ряд отечественных врачей именно в эти годы совершили замечательные открытия, обладающие мировым приоритетом, причем часто их авторы были в тот момент еще очень молоды. Таковы, скажем, А.К. Зиверт (1872-1922), описавший синдром, ныне известный как триада Зиверта-Картагенера в 32 года [4], С.С. Абрамов (1875-1951), открывший новую форму миокардита (а, возможно - дилатационную кардиомиопатию) в 22 года [1]. В этом ряду стоит и трагическая, до недавнего времени совершенно таинственная для отечественной медицинской литературы фигура русского патолога Николая Ивановича Таратынова (1887-1919) [рис. 1].

Современному русскому поэту Александру Семеновичу Кушнеру (род. 1936) принадлежат мудрые слова: «Времена не выбирают. В них живут и умирают» [6]. Жизнь многих из рано расцветших русских ученых-медиков была короткой или скитальческой: из-за Первой Мировой войны и последовавших революций, войны Гражданской, а также террора, продолженного в 20-30-х годах прошлого века победителями в Гражданской войне против побежденных.

12 Churilov L.P., THE DEATH DURING BLAST-OFF OR WHO YOU ARE, DR. TARATYNOV? Saint Petersburg State University, medical faculty, Saint Petersburg, Russia

Рис. 1. Николай Иванович Таратынов. Фотопортрет работы ателье Капустина, Казань (около 1913 г.). [Личный архив Ю.А. Ярошевского]

Поэтому взлет многих замечательных ученых-медиков оборвался и следы затерялись в драматической истории Отечества, а мировое медицинское сообщество, в лучшем случае, только помнит их фамилии и инициалы, а в худшем - и вовсе забыло об их приоритете. Мы пишем, чтобы восстановить справедливость и заполнить эти пробелы.

Н.И. Таратынов - именно такой человек. Он родился 28 апреля 1887 г. в Казани, в семье Ивана и Софьи Таратыновых и был их старшим сыном (вместе с братьями Петром и Андреем) [рис. 2].

Иван Таратынов, предки которого - выходцы из Чувашии, был педагогом, работал в системе народного образования и одно время занимал должность попечителя учебного округа [рис. 3].

Николай окончил в родном городе гимназию (с золотой медалью «Преуспевающему») и поступил на медицинский факультет Императорского Казанского университета, из которого и был выпущен в 1912 г. [рис. 3а-4].

Рис. 2. Н.И. Таратынов в детстве (1889 г.)

Рис. 3. Иван Иванович Таратынов (фото 1910 г.)

Рис. 3а. Медаль «Преуспевающему», которой Н.И. Таратынов был награжден по окончании гимназии.

Рис. 4. Н.И. Таратынов - студент Казанского университета (фото 1906 г.)

Его средний брат Петр - также выпускник этого славного университета -стал химиком. Молодой медик Николай Таратынов увлекся патологической анатомией и в год окончания 12 сентября 1912 г. был зачислен младшим ассистентом на кафедру патологической анатомии своей alma mater. В годы студенчества Н.И. Таратынова и на всем протяжении его работы на кафедре его научным руководителем был замечательный отечественный патолог, один из пионеров иммунологии в России выпускник Императорской Военно-медицинской академии потомственный врач и ученый-медик Федор Яковлевич Чистович (1870-1942) [рис. 5].

Рис. 5. Федор Яковлевич Чистович [7]

На кафедре патологической анатомии в Казани внимание к патологии системы крови было традиционным. Предыдущий заведующий кафедрой (и в революционных 1905-1906 гг. - первый общественно избранный ректор Университета),Николай Матвеевич Любимов (1852-1906) был специалистом в этой области, автором одной из первых отечественных монографий о лейкозах [5, 8]. Уже через несколько месяцев после начала работы на кафедре двадцатишестилетний Н.И. Таратынов публикует в первом номере выходящего и поныне «Казанского медицинского журнала» статью, находившуюся в русле тематики казанской школы патологов и обессмертившую его имя [12].

Современные классификации гемобластозов под термином «гистиоцитоз Х или гистиоцитоз из клеток Лангерганса» понимают несколько синдромов, представляющих стадии или формы одного заболевания: болезнь Абта -Леттерера - Сиве, болезнь Хэнда - Шюлера - Кристиана и солитарную эозинофильную гранулему костей или болезнь Таратынова [15]. Биографии врачей из США, Германии, Швеции и Австрии, описавших две из этих трех нозологических форм, хорошо известны и опубликованы в деталях [16]. Но, вот досада - именно о нашем соотечественнике, первым описавшем как отдельное заболевание самую раннюю из всех доселе выделенных форм гистиоцитоза Х, медицинская справочная и биографическая литература не сообщает практически ничего. Даже наиболее полные источники ограничиваются упоминанием, что это отечественный врач начала XX века, не сообщая полного

имени и дат жизни [13]. Нам удалось разыскать в семейных архивах потомков этого замечательного и очень рано погибшего русского патолога ранее неизвестные сведения о докторе Таратынове, которые и публикуются, дабы дополнить историю онкогематологии.

В 1913 г. Н.И. Таратынову на консультацию поступил хирургический материал, взятый от молодого пациента с ушибом свода черепа, у которого на месте повреждения постепенно развилась гранулёма, похожая на туберкулезную. Именно туберкулез костей и предполагали хирурги. В 18911893 гг. педиатр Альфред Хэнд-младший (1868-1949) в США наблюдал пациента с похожими гранулемами и истолковал их как туберкулезные [17]. Однако, молодой казанский патолог предпринял детальные микроскопические исследования и убедился, что состав гранулемы, изобилующей эозинофилами и мононуклеарами и содержащей, подобно мокроте при бронхиальной астме, особые кристаллы Шарко-Лейдена, резко отличается от туберкулезных бугорков. Он постулировал, что имеет дело с новой, особой болезнью, проявляющейся гранулематозом своеобразного типа, а кристаллы могут быть продуктами жизнедеятельности и распада эозинофилов [12]. Оба предположения молодого специалиста в дальнейшем блестяще подтвердились: это была форма гистиоцитоза Х, а относительно кристаллов Шарко-Лейдена лишь много лет спустя было показано, что они состоят из продукта эозинофилов галектина-10, взаимодействующего с лизофосфолипазами этих клеток и их ингибиторами [14].

Научный руководитель Н.И. Таратынова, профессор Ф.Я. Чистович, уже не был только патологоанатомом, в классическом смысле, присущем XIX веку. Он отводил центральную роль в своих исследованиях иммунологии, описал антитела-преципитины, стажировался у И.И. Мечникова, имел работы по органоспецифическим антисывороткам и в духе времени эволюционировал в сторону общей патологии, то есть нарождавшейся патофизиологии [5]. Поэтому и своему ученику он поручил экспериментально-патологическую и даже иммунопатологическую тему исследований: «О рассасывании мышц при повреждении их и происхождении миофагов».

В 1914 г. молодой ученый успешно защищает под руководством Ф.Я. Чистовича докторскую диссертацию патофизиологического содержания на вышеназванную тему, близкую к работам мечниковской школы [11], а после 1916 г. получает звание приват-доцента (но без штатной профессорской должности). Дальнейшая научная работа замерла: в ходе Первой Мировой

924

войны Н.И. Таратынов вступил в Русскую Армию, его военно-врачебная служба проходила в родной Казани.

Рис. 6. Офицер Русской Армии Н.И. Таратынов с супругой А.Н. Таратыновой, фото 1914 г.

Еще в 1912 г. Николай Иванович и Антонина Николаевна Алексеева (Таратынова) обвенчались, а в 1917 г. в семье родилась единственная дочь Екатерина. После революции 1917 г. молодой патолог занимает место штатного доцента кафедры. И тут приходит Гражданская война. «Если вы не интересуетесь войной, она заинтересуется Вами», - говорил Предреввоенсовета РСФСР Лев Давыдович Троцкий (1879-1940). Война «заинтересовалась» доктором Таратыновым, он был мобилизован в Красную Армию и, в ходе боев с войсками адмирала А.В. Колчака (1874-1920) выполнял в 1918-1919 гг. свой военно-врачебный долг в качестве ординатора, а затем главного врача плавучего военного госпиталя на реке Волга. В 1919 г. в госпитале умер пациент, брат которого, революционный матрос, явился к военврачу Таратынову и из чувства мести совершил воинское преступление, застрелив «бывшего золотопогонника». Так оборвалась жизнь одного из самых блестящих и подававших надежды молодых патологов России.

925

В 1921 г. вдова Н.И. Таратынова Антонина Николаевна, работавшая учительницей, умерла от тифа, и их маленькая дочь Екатерина осталась сиротой. Она воспитывалась бабушкой и родственниками отца. В дальнейшем Екатерина Николаевна Таратынова (Ярошевская) выросла, окончила Первый Ленинградский медицинский институт и, несмотря на все лишения и трудности, продолжила дело безвременно погибшего Н.И. Таратынова [рис. 3].

Г*

Рис. 7. Екатерина Николаевна Ярошевская (Таратынова) [9]

Она стала видным детским патологоанатомом и около 70 лет отдала изучению патологии опорно-двигательного аппарата, в том числе 56 лет - в Ленинградском (Санкт-Петербургском) научно-исследовательском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера. В 2013 г. коллеги проводили ветерана детской ортопедии в последний путь... [9].

Рис. 8. Андрей Иванович Таратынов.

Рис. 9. Петр Иванович Таратынов в 1914 г.

Младший брат Н.И. Таратынова Андрей [рис. 8], обвиненный в антисоветской агитации, погиб в застенках ГУЛАГа в 1938 г., а средний его брат - Петр [рис. 9] работал инженером-химиком в уральском г. Березники на производстве минеральных удобрений. Внучатая племянница доктора Таратынова - Ольга Владиславовна Таратынова - видный архитектор и реставратор, в настоящее время руководит Государственным музеем-заповедником «Царское Село» [2]. Автор благодарит её и внука Н.И. Таратынова - известного эндокринолога, одного из ведущих врачей-экспертов нашей страны Юрия Арнольдовича Ярошевского и его дочь Елену Арнольдовну за ценные материалы из семейных архивов, предоставленные ими для этой статьи.

Судьба Н.И. Таратынова трагична, это смерть на взлете, символическая для всей русской культуры Серебряного Века. «Историю никто не делает, ее не видно как нельзя увидеть, как трава растет», - писал в романе «Доктор Живаго» ярчайший поэт-философ эпохи Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), сам прошедший всю ту трагико-героическую дорогу, которой двигалось наше Отечество в XX веке.

Его героя, молодого врача, в конечном итоге сгубили перенесенные тяготы Гражданской войны, но роман заканчивается оптимистически: финал его открыт, дочь Юрия Живаго, сирота, найдена и спасена его братом Евграфом и вступает в новую жизнь [10]. В оскароносномфильме-экранизации 1965 г.

Дэвида Лина (1908-1991) этот финал читается как гимн исторической правоте народа, через образ девушки, которая находит свое место в жизни на великой коммунистической стройке.

Совпадения в жизни и судьбе Юрия, его дочери, брата Евграфа Живаго, а также Николая, его дочери и брата Петра Таратыновых отчетливы. Еще более удивительно, что часть 1916 г. Б.Л. Пастернак работал в Березниках, именно на том самом предприятии, где с 1936 г. трудился брат Н.И. Таратынова. История - процесс, состоящий из случайностей, в общем ходе которого ничего случайного нет.

Литература

1. Абрамов С.С. К казуистике первичных миокардитов// Мед.обозрен. (Москва).- 1897.- т. 48.- с. 889-898.

2. Артеменко Г. Интервью с О.В. Таратыновой: «Характер закалялся во время экскурсий» Интернет-ресурс, URL: http://33point6mlnclub.ru/index.php/nashi-gosti/50-olga-taratynova-direktor-gmz-tsarskoe-selo-kharakter-zakalyalsya-vo-vremya-ekskursij. Датадоступа 19.10. 2014.

3. Гайсин О.Д. Опыт проектирования соцгорода Березники (1930—1940-е гг.). Интернет-ресурс, URL: http://www.nasledie.perm.ru/pages002.htm. Дата доступа: 20.10.2014.

4. Зиверт А.К. Случай врожденной бронхоэктазии у пациента с обратным расположением внутренностей// Русск. врач. -1902. - т. 38. - №1.-с.1361-1362

5. Киясова Е.В. Становление и развитие кафедр анатомии и гистологии Казанского университета. Дисс. к.м.н. М.: 2014, 222 с.

6. Кушнер А.С. Времена не выбирают. Интернет-ресурс, URL: http://math.berkeley.edu/~giventh/kushner.pdf. Дата доступа: 19.10. 2014.

7. Лига выпускников КГМУ. Кафедра патологической анатомии. Интернет-ресурс, URL: http://www.lvkgmu.ru/patolog.html. Дата доступа: 20.10.2014.

8. Любимов Н.М. К учению об острой лейкемии. Казань: Изд-во ун-та, 1906

9. Памяти Е.Н. Ярошевской// Вестн. Ин-та им. Г.И. Турнера.-2013.- v. 8(61).- c. 3.

10. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго.М.:Советский писатель, 1989. — 736 с.

11. Таратынов Н. О рассасывании мышц при повреждении их и происхождении миофагов. Экспериментальное исследование. (Оконч.) / Учен. Записки Казанского университета. Казань: Тип.лит. ун-та, 1914. - Кн. 5 - с. 129 - 157.

12. Таратынов Н.И. К вопросу о связи между местной эозинофилией и

928

образованием кристаллов Шарко-Лейдена в тканях// Казанск. мед.ж. - 1913.-т. 1.- с. 39-54.

13. Чурилов Л.П., Строев Ю.И., Колобов А.В. (ред.). Толковый словарь избранных медицинских терминов (эпонимы и образные выражения). СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2010. - с. 234.

14. Ackerman S.J., Liu L., Kwatia M.A. etal. Charcot-Leyden crystal protein (galectin-10) is not a dual function galectin with lysophospholipase activity but binds a lysophospholipase inhibitor in a novel structural fashion// J. Biol. Chem. -2002.-v. 277(17).-Pp. 14859-14868.

15. DiCaprio M.R., Roberts T.T. Diagnosis and Management of Langerhans Cell Histiocytosis///. Amer. Acad. Orthop. Surg.- 2014.- V. 10.- 643-652.

16. Enersen O.D. (ed.) Who named it? A dictionary of medical eponyms. http://www.whonamedit.com/synd.cfm/1648.html. Accessed 11 October 2014.

17. Hand A. Polyuriaandtuberculosis// Proc. Pathol. Soc. Phila. - 1893. -v. 16. -Pp. 282-284.

Ключевые слова: кристаллы Шарко-Лейдена, эозинофильная гранулёма, гистиоцитоз Х, история медицины, Казанский университет, болезнь Таратынова, Таратынов Н.И.

Keywords: Charcot-Leyden crystals, eosinophilic granuloma, histiocytosis X, History of Medicine, Kazan University, Taratynov's disease,Taratynov N.I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.