УДК 94 (470)
СМЕРТЬ ХАНА ТОКТАМЫША В «УМДЕТ АЛ-АХБАР» АБДУЛГАФФАРА КЫРЫМИ
И.М. Миргалеев
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация [email protected]
Резюме. В статье рассказывается о доселе не известной версии гибели хана Токтамыша от руки одного из известных золотоордынских временщиков - беклярибека Идегея. Автор статьи допускает, что изложенная версия Аб-дулгаффара Кырыми может иметь реальную основу о том, как умер Токтамыш, а именно упал с лошадью с крутого берега.
Ключевые слова: Токтамыш, Идегей, Абдулгаффар Кырыми, Золотая
Орда.
Для цитирования: Миргалеев И.М. Смерть хана Токтамыша в «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми. Тюркологические исследования. 2019; 2(2): 15-19.
История жизни одного из великих ханов Золотой Орды - Токтамыша, достаточно хорошо отражена в письменных источниках. Известный крымский ученый XVIII века Абдулгаффар Кырыми также достаточно подробно рассказывает о Токтамыше и о его возвышении. Также этот автор передает свою версию гибели хана. Данные Абдулгаффара Кырыми по разным аспектам золотоордынской истории уже становились объектами нашего исследования [см.: 4, 5, 6, 7].
Сведения Абдулгаффара Кырыми являются полезными не только с фактологической точки зрения. Особый интерес представляет и то, как татары воспринимали свою историю в более ранние периоды, и какую память об этих важных событиях они сохраняли в XVIII веке.
Мы полагаем, что Абдулгаффар Кырыми кроме своих указанных источников использовал и семейные предания. Будучи прямым потомком легендарного темника Мамая, Абдулгаффар Кырыми дает интересную версию взаимоотношений Токтамыша и Мамая. По сути это единственные свидетельства о контакте двух значимых личностей эпохи Средневековья. Версия гибели Мамая от руки приближенного Токтамыша Ректемура Ширина уже была нами рассмотрена [7, с. 191].
В этой статье мы бы хотели обратить внимание на версию гибели Токтамыша от рук Идегея. Безусловно, она легендарная и не отражает многих фактов долгого противостояния Токтамыша и Идегея, известных нам по другим источникам. Однако, во-первых, при описании труда XVIII в. необходимо учитывать некоторые особенности, связанные с источниковой базой, служившей основой для его написания.
Во-вторых, другой важной особенностью произведения является то, что используемые в нем сведения, прежде всего, касающиеся ханов Золотой Орды (в особенности таких ханов как Берке, Токта, Узбек, Токтамыш и Улуг Мухам-
мад), основаны не только на нарративных источниках, но и на устной исто-риологии татар. По сути, переданная Абдулгаффаром Кырыми история, в некоторой степени, включает в себя «народную версию» прошлого, представляя собой также и историческое наследие, переданное сквозь века. Его сочинение наполнено важными фактами, позволяющими, прежде всего, оценить уровень понимания татарами ХУШ века своей древней истории.
Необходимо отметить и то, что касательно золотоордынской истории Абдулгаффар Кырыми, как он сам указывает, многое почерпнул, правильнее сказать даже пересказал текст небезызвестного Дост-султана.
Вполне возможно, что у Абдулгаффара Кырыми была история того самого Дост-султана, о которой говорит и Утемиш-хаджи, но который не устроил среднеазиатских шейбанидов и поэтому Утемиш-хаджи на основе этого сочинения создал свое, более полное произведение, дополненное сведениями, собранными среди татар Большой Орды и Астраханского ханства [12].
Среди своих источников, сведениями которых Утемиш-хаджи дополнил сочинение Дост-султана, указан некий Хаджи Тарханлы Эль-хадж Нияз. Абдулгаффар Кырыми также приводит данные этого астраханского историка и называет его среди своих источников. В этом случае он ссылается на него или через труд Утемиша-хаджи или же у него было какое-то отдельное сочинение астраханского историка, остается не ясным. Кроме сообщений Утемиша-хад-жи и Абдулгаффара Кырыми о сочинении Хаджи Тарханлы Эль-хадж Нияза, других сведений об этом сочинении нам не удалось обнаружить1.
Но вот версия гибели Токтамыша в изложении Абдулгаффара Кырыми отличается от версии Утемиша-хаджи. Здесь автор или использовал какие-то другие сведения или же опирался на устную историологию татар.
В труде Абдулгаффара Кырыми история возвышения Токтамыша изложена в весьма похожей на сведения Утемиша-хаджи последовательности. С изданием как транскрипции [1], так и перевода на русский язык этого труда [2], давать здесь отрывки, касающиеся всей истории Токтамыша мы не будем. Однако приведем в этом отрывке и сведения о вторжении Тимура на территорию Золотой Орды, об их битве, как указывает автор «сражения, которых раньше никто не видел», чтобы показать последовательность противостояния Токтамыша и Идегея.
Итак, как рассказывает Абдулгаффар Кырыми, Идегей (Эдигю бег) лично целых два месяца преследовал Токтамыша и прижал к реке Черный Дон (?) и хотел его взять живым, однако Токтамыш-хан с конем упал с крутого берега и умер [1, с. 92-93, 347; 2, с. 68-69]. Возможно, здесь версия падения Токтамы-ша с крутого берега и имеет какие-то основания. Кроме, конечно же, Черного Дона, так как, судя по другим источникам, Токтамыш все же был убит в Западной Сибири.
Османский автор Ахмед Деде сообщает, что в «807 г.х. (соответствует 10.Vn.1404-28.VI.1405) Токтамыш умер в окрестностях Тюменя» [3, л. 123]. Русские летописи отмечают, что зимой 1406 года Токтамыш был убит в Сиби-
1 Необходимо учитывать, что Утемиш-хаджи данные этого астраханского историка использовал именно в качестве дополнения труда Дост-султана. Получается, что в истории Дост-султана его данных не было. В этом случае Абдулгаффар Кырыми под Дост-султаном имеет в виду именно Утемиша-хаджи. Возможно, конечно и то, что какой-то труд астраханский историк оставил, хотя это и маловероятно.
И.М. Миргалеев
ри Шадибек-ханом [например: 8, с. 109; 9, с. 276; 10, с. 91]. Как известно, Ибн Арабшах говорит о 15 сражениях между Идегеем и Токтамышем [11, с. 470].
Вполне возможно, что версия Абдулгаффара Кырыми о падении Токта-мыша с крутого берега основывается на народной памяти, которая сама вполне могла сохранить и правдивую версию гибели Токтамыша, учитывая, что в Крыму утвердились именно сторонники и родственники хана Токтамыша.
Лист 270 б
Затем напали на Великую Орду, подошли к границе Дешта. Но Токтамыш хан оказался далеко. Чтобы войско Тимура оказалась беспомощным, все свои эли переселили в сторону Волги. Но Тимур был решительным и не отказался от цели. Через бесконечные степи и земли он прошел как река1. В этом направлении Тимур был довольно осторожным и осмотрительным. Это подробно описано в «Зафер-наме». После трех месяцев скитаний по равнине на местности под названием Ублан Караман встретил войско Токтамыша. Были сражения, которых раньше никто не видел. С двух сторон полегло очень много воинов. Умерли такие начальники как Барын Джавлы Бай из войска Токтамыша. Тимур Кутлук оглан и Эдигю бег оба были в передних рядах войска завоевателя мира Тимура. Сражения, которые они вели с Токтамышем, известны среди узбеков и приведены в достоверных исторических трудах. Затем войско Токтамыша распалось. Тимур Завоеватель отправил Темур Кутлука, Кунчек оглана и Эдигю на захват элей и собрать отделившихся. Кунчек оглан нашедшие эли привел к Тимуру. Однако Эдигю бег, объединившись с Темур Кутлуком, то что нашли повели на далекое расстояние, к реке Яик. Тимур удивился их уходу, узнал о действиях Эдигю. В «Зафер-наме» подробно описано как он расстроился «О ты подлый человек, Эдигю, снова ты поступил недобросовестно». После ухода Тимура, в объединенных элях Эдигю назначил ханом своего племянника Темур Кутлука, а сам стал бегом. И собрал войска. Токтамыш также собрал войска из оставшихся у него элей и тех, кто остались в устье реки Волга, но не смог быть действенным.
Эдигю бег оставив хана2 в эле, сам целых два месяца не отставал от Ток-тамыш хана, дошел за ними до берега реки Кара Дон. Когда дал распоряжение поймать его, и по неостарожности привел до крутых берегов упомянутой реки, [Токтамыш] c конем упал с берега и умер.
Затем Темур Кутлук хан, благодаря храбрости эмира эмиров Эдигю бега стал владеть всем Улусом Джучи.
Список литературы
1. Абдулгаффар Кырыми. Умдет ал-Ахбар. Книга 1: Транскрипция, факсимиле. Серия «Язма мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage». Вып. 1. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. 420 с.
2. Абдулгаффар Кырыми. Умдет ал-Ахбар. Книга 2. Пер. с османского Ю.Н. Каримовой, И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 200 с.
1 Дословно, поплыл как река.
2 Темур Кутлука.
3. Ахмед Деде. «Мунеджим-Баши». Перевод В.Г. Тизенгаузена / Рукопись/. СФ ИВ РАН. Фонд 52. Опись 1. Дело 14. ЛЛ. 115-126.
4. Миргалеев И.М., Пашаоглу Д.Д. Обзор сочинения «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми // Золотоордынское обозрение. Казань. № 2(4)/2014. С.35-60.
5. Миргалеев И.М. Сведения Абдулгаффара Кырыми о Казанском ханстве // Средневековые тюрко-татарские государства. Сборник статей. Выпуск 4. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. С. 96-98.
6. Миргалеев И.М. Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об ис-ламизации в Золотой Орде // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 6-17.
7. Миргалеев И.М. «Черный человек» Мамай // Мамай. Опыт историографической антологии. Сборник научных трудов. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. С. 183-197.
8. ПСРЛ. Том 4. Новгородския и псковския летописи. СПб.: тип. Э. Пра-ца, 1848. 363 с.
9. ПСРЛ. Том 25. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 464 с.
10. ПСРЛ. Т. 28. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Ува-ровская летопись). М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1963. 412 с.
11. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабскихъ. Т. I. СПб.: Тип-я ИАН, 1884. 564 с.
12. Утемиш-хаджи. Кара таварих // Транскрипция И.М. Миргалеев, Э.Г. Сайфетдиновой, З.Т. Хафизова; перевод на русский язык И.М. Миргалее-ва, Э.Г. Сайфетдиновой. Казань, 2017. 312 с.
Сведения об авторе: Ильнур Мидхатович Миргалеев, кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, OR-CID: http://orcid.org/0000-0001-6013-6944, Researcher ID: J-9533-2017 (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация), е-mail: [email protected]
Дата поступления материала 18.02.2019.
Принят к публикации 14.03.2019.
THE DEATH OF KHAN TOKTAMYSH IN "UMDAT AL-AKHBAR" BY ABDULGAFFAR QIRIMI'S
I. Mirgaleev
Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article describes a hitherto unknown version of the death of Khan Toktamysh from the hand of one of the famous Golden Horde favorites -
H.M. Mnpra^eeB
beklarbek Idegey. The author admits that the version of Abdulgaffar Kirimi can have a real basis on how he died Toktamysh, and it fell with a horse with a steep Bank.
Keywords: Toktamysh, Idegey, Abdulgaffar Qirimi, Golden Horde.
For citation: Mirgaleev I. The Death of Khan Toktamysh in «Umdat al-Akh-bar» by Abdulgaffar Qirimi. Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2019; 2(2): 15-19. (In Russ.)
References
1. Abdulgaffar Kyrymi. Umdet al-Ahbar. Kniga 1: Transkripciya, faksimile. Seriya «YAzma miras. Pis'mennoe Nasledie. Textual Heritage». Vyp. 1. Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT, 2014. 420 s. (In Russian)
2. Abdulgaffar Kyrymi. Umdet al-Ahbar. Kniga 2. Per. s osmanskogo YU.N. Karimovoj, I.M. Mirgaleeva. Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT, 2018. 200 s. (In Russian)
3. Ahmed Dede. «Munedzhim-Bashi». Perevod V.G. Tizengauzena. /Ruko-pis'/. SF IV RAN. Fond 52. Opis' 1. Delo 14. LL. 115-126. (In Russian)
4. Mirgaleev I.M., Pashaoglu D.D. Obzor sochineniya «Umdet al-ahbar» Ab-dulgaffara Kyrymi // Zolotoordynskoe obozrenie. Kazan'. № 2(4)/2014. S. 35-60. (In Russian)
5. Mirgaleev I.M. Svedeniya Abdulgaffara Kyrymi o Kazanskom hanstve // Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva. Sbornik statej. Vypusk 4. Kazan': Institut istorii im. SH.Mardzhani AN RT, 2012. S. 96-98. (In Russian)
6. Mirgaleev I.M. Svedeniya al-Hadzh Abd al-Gaffara Kyrymi ob islamizacii v Zolotoj Orde // Islam i vlast' v Zolotoj Orde. Kazan', 2012. S. 6-17. (In Russian)
7. Mirgaleev I.M. «CHernyj chelovek» Mamaj // Mamaj. Opyt istoriogra-ficheskoj antologii. Sbornik nauchnyh trudov. Kazan': Izd-vo «Fen» AN RT, 2010. S. 183-197. (In Russian)
8. PSRL. Tom 4. Novgorodskiya i pskovskiya letopisi. SPb.: tip. E. Praca, 1848. 363 s. (In Russian)
9. PSRL. Tom 25. Moskovskij letopisnyj svod konca XV veka. M.;L.: Izd-vo AN SSSR, 1949. 464 s. (In Russian)
10. PSRL. T. 28. Letopisnyj svod 1497 g. Letopisnyj svod 1518 g. (Uvarovs-kaya letopis'). M.;L.: Izd-vo AN SSSR, 1963. 412 s. (In Russian)
11. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchihsya k" istorii Zolotoj Ordy. Izvlecheniya iz sochinenij arabskih". T. I. Spb.: Tip-ya IAN, 1884. 564 s. (In Russian)
12. Utemish-hadzhi. Kara tavarih // Transkripciya I.M. Mirgaleev, E.G. Sa-jfetdinovoj, Z.T. Hafizova; perevod na russkij yazyk I.M. Mirgaleeva, E.G. Sajfetdi-novoj. Kazan', 2017. 312 s. (In Russian)
About the author: Il'nur Mirgaleev, Cand. Sci. (History), Head ofthe Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (420014, Kazan, Baturin str. 7, Russian Federation), e-mail: [email protected]
Received February 18, 2019.
Accepted for publication March 14, 2019.