Научная статья на тему '«Смерть Бэнкси»: постмодернизм в творчестве автора'

«Смерть Бэнкси»: постмодернизм в творчестве автора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1046
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЭНКСИ / АВТОР / СТРИТ-АРТ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СМЕРТЬ АВТОРА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / АНОНИМНОСТЬ / BANKSY / AUTHOR / STREET ART / POSTMODERNISM / AUTHOR'S DEATH / SELF-IDENTIFICATION / PERSONALITY / ANONYMITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спирина Александра Алексеевна

Предмет статьи: черты постмодернизма в творчестве и самоидентификации анонимного стрит-артиста Бэнкси. Объект статьи: личность, творчество и авторство Бэнкси широко известного стрит-артиста, сохраняющего свою анонимность. Цель статьи: анализ феномена Бэнкси, состоящего в специфике его творчества, в особенностях построения композиции его произведений и особой форме личностной самоидентификации с позиции постмодернистской концепции «смерти автора». Методология работы : в статье освещены изыскания о механизмах личностной самоидентификации анонимного стрит-артиста Бэнкси и специфике его творчества, сформированные в результате описания, сопоставления и анализа, произведенных в русле постмодернистских постулатов, в частности, постструктуралистской концепции «смерть автора». Результаты работы: проблема автора, получившая наибольшее свое развитие в рамках программы постмодернизма, является актуальной в современных условиях расцвета массовой культуры и тенденций обезличивания творчества. Результатом настоящего исследования является анализ творчества и личности стрит-артиста Бэнкси в аспекте постструктуралистской концепции «смерти автора», результаты которого открывают новое поле для исследований творческой личности и проблемы автора в современном мире. Область применения результатов : личность Бэнкси, многоликость и неординарность его самовыражения в творчестве стали уникальным явлением современной культуры, которое требует дальнейшего изучения и теоретического осмысления. Вывод: научная новизна исследования состоит в анализе специфики творчества, авторства и личностной самоидентификации стрит-артиста Бэнкси в русле постмодернистской концепции «смерть автора».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEATH OF BANKSY": POST-MODERNISM IN THE ART OF THE AUTHOR

Subject of the article: features of postmodernism in creativity and self-identification of anonymous street artist Banksy. The object of the article: the personality, creativity and authorship of Banksy a well-known street artist, preserving his anonymity. The purpose of the article is to analyze the phenomenon of Banksy, which consists in the specifics of his work, in the features of the composition of his works and a special form of personal self-identification from the position of the postmodern concept of "author's death". Methodology of work: the article highlights the research on the mechanisms of personal self-identification of anonymous street artist Ben-XI and the specifics of his work, formed as a result of the description, comparison and analysis, conducted in line with postmodern postulates, in particular, the poststructuralist concept of "death of the author". The results of the work: the problem of the author, who received the highest its development in the framework of the program of postmodernism, is very important in modern conditions of the flourishing of mass culture and trends of depersonalization creativity. The result of this study is the analysis of creativity and personality of the street artist Banksy in the aspect of poststructuralist concept of "death of the author", the results of which open a new field for research of the creative personality and the author's problems in the modern world. Application of the results: Banksy's personality, diversity and originality of his self-expression in his work have become a unique phenomenon of modern culture, which requires further study and theoretical understanding. Conclusion: the scientific novelty of the study consists in the analysis of the specificity of creativity, authorship and personal identity of the street artist Banksy in the Russian postmodern concept of "death of the author".

Текст научной работы на тему ««Смерть Бэнкси»: постмодернизм в творчестве автора»

УДК 008:130.2/.3 (Культурология, цивилизация в целом. Философия культуры. Системы культуры.

Культурологические учения. Метафизика духовной жизни)

«СМЕРТЬ БЭНКСИ»: ПОСТМОДЕРНИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ АВТОРА

© 2019 А.А. Спирина

Спирина А.А. (Спирина Александра Алексеевна), аспирант кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Института национальной культуры. E-mail: rubtsa@mail.ru

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Статья поступила в редакцию 06.03.2019

Предмет статьи: черты постмодернизма в творчестве и самоидентификации анонимного стрит-артиста Бэнкси. Объект статьи: личность, творчество и авторство Бэнкси - широко известного стрит-артиста, сохраняющего свою анонимность. Цель статьи: анализ феномена Бэнкси, состоящего в специфике его творчества, в особенностях построения композиции его произведений и особой форме личностной самоидентификации с позиции постмодернистской концепции «смерти автора». Методология работы: в статье освещены изыскания о механизмах личностной самоидентификации анонимного стрит-артиста Бэнкси и специфике его творчества, сформированные в результате описания, сопоставления и анализа, произведенных в русле постмодернистских постулатов, в частности, постструктуралистской концепции «смерть автора». Результаты работы: проблема автора, получившая наибольшее свое развитие в рамках программы постмодернизма, является актуальной в современных условиях расцвета массовой культуры и тенденций обезличивания творчества. Результатом настоящего исследования является анализ творчества и личности стрит-артиста Бэнкси в аспекте постструктуралистской концепции «смерти автора», результаты которого открывают новое поле для исследований творческой личности и проблемы автора в современном мире. Область применения результатов: личность Бэнкси, многоликость и неординарность его самовыражения в творчестве стали уникальным явлением современной культуры, которое требует дальнейшего изучения и теоретического осмысления. Вывод: научная новизна исследования состоит в анализе специфики творчества, авторства и личностной самоидентификации стрит-артиста Бэнкси в русле постмодернистской концепции «смерть автора».

Ключевые слова: Бэнкси, автор, стрит-арт, постмодернизм, смерть автора, самоидентификация, личность, анонимность.

Введение. В век расцвета массовой культуры, в эпоху обезличивания творчества как процесса личностной самоидентификации и власти технологий, угнетающей индивидуальность личности, тема автора становится как никогда актуальной. Проблема автора находит свое отражение в большом количестве научных изысканий целого ряда дисциплин - от юриспруденции до литературоведения - и носит ярко выраженный междисциплинарный характер.

Анализ. Стрит-арт - направление современного искусства, в котором проблема авторства имеет специфический характер. Получив широкое распространение в 70-х гг. ХХ в., стрит-арт стал контркультурой: творчество уличных художников было незаконным - они преследовались полицией, и, соответственно, скрывали свои лица и имена. Эти обстоятельства повлияли как на характер произведений, так и на особенности творческой самоидентификации стрит-артистов. Ярчайшим представителем современного стрит-арта, получившим широкую популярность, стал художник

Бэнкси (Вапкзу). Бэнкси стал первым стрит-артистом, чьи работы обрели статус галерейных, стали выставляться на аукционах, попали на музейные выставки. Произведения Бэнкси злободневны, ироничны, их интересно рассматривать, расшифровывать. Но нельзя отрицать, что столь высокая популярность Бэнкси обусловлена не только оригинальностью его работ, но и анонимностью и спецификой творческой самоидентификации автора. На протяжении всего творческого пути личность Бэнкси остается инкогнито: подобная мистификация подогревает интерес зрителя, который с нетерпением ждет новостей о появлении нового произведения стрит-артиста. Анонимность художника является осознанной. Согласно убеждениям Бэнкси, личность автора не должна отвлекать зрителя от самого главного: от произведения и месседжа, вкладываемого в него. По мнению М.Э. Вильчинской-Бутенко:

«В случае, когда анонимность автора является сознательным выбором, значимость и качество его произведений автоматически вырастает.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №65, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 65, 2019

Мастер приносит в жертву собственную личность и возможные выгоды ради самого произведения искусства, он ставит арт-объект на единственное главное и неоспоримое место» [2, с. 46 - 47].

Проблема автора в философском и культурологическом аспектах получила наибольшую актуальность в теоретической концепции постмодернизма, в частности, постструктурализма с присущей ему апофатической тенденцией. Постструктурализм констатирует смерть автора как такового - данная идея была изложена в сочинении Р. Барта и нашла большое количество последователей [1]. Концепция «смерть автора» во многом не только задала вектор развития философской мысли второй половины ХХ века, но и вышла за рамки теоретической концепции, приобретя категорию элемента массового сознания.

Отказ от авторства, осознанная анонимность Бэнкси может быть рассмотрена с позиции постструктуралистской концепции «смерть автора». По Барту, «Коль скоро Автор устранен, то совершенно напрасным становятся и всякие притязания на «расшифровку» текста. Присвоить тексту Автора - это значит, как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо» [1, с. 389]. По мнению Бэнкси наличие информации о личности автора, о его внешности, привычках, принадлежности к тому или иному социуму отвлекает людей от адекватного восприятия произведений, ограничивая множество смыслов и трактовок. В одном из немногочисленных интервью Бэнкси заявляет:

«У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам» [4].

В то же время несправедливым будет утверждение о безусловном соответствии феномена Бэнкси концепции «смерть автора». Бэнкси отрекается от авторства, однако, тем самым, высказывает свою личную позицию по данному вопросу, иными словами, косвенно происходит персонификация анонимного Бэнкси. Интересующиеся его творчеством люди буквально по крупицам собирают факты о Бэнкси, изучают его высказывания и анализируют его произведения. Таким образом, хотя бы опосредованно, но «мозаика» сведений складывается, давая хоть и расплывчатое, но, все же, весьма аргументированное представление о личности автора.

В своем творчестве Бэнкси использует большое количество отсылок к другим произведениям искусства. Практически все работы, выставленные художником в 2005 г. на галерейной выставке «Crude Oils» («Неочищенная нефть») в Лондоне, представляли собой сатирически доработанные общеизвестные образцы классической живописи. В своей работе «Death» («Смерть»), находящейся в г. Бристоль, Бэнкси использовал образ чумы в период «Великого зловония», взятый с гравюры XIX в. Так же известны работы художника, в которых он цитирует более ранний стрит-арт. Многие произведения Бэнкси имеют смысловую привязку к месту своего возникновения (картина «Naked Man» («Обнаженный») на стене клиники сексуальных расстройств в Бристоле), что свойственно стрит-арту как разновидности site-specific art, либо имеют связь с теми или иными событиями, происходящими в мире, выражают реакцию на обострившиеся проблемы общества («Rage, the flower thrower» («Ярость, метатель цветов») в Иерусалиме и многие другие работы).

«Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение" Автора-Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников» [1, с. 388].

Именно этот принцип использован в композиции работ Бэнкси: многомерность и вариативность толкования его произведений - отличительная черта творчества художника. Этим обусловлена и характерная для постмодерна интертекстуальность, присутствующая в творчестве Бэнкси: с помощью различных образов и отсылки к тем или иным произведениям искусства работы приобретают многоплановость, множество вариантов трактовки, сложную структуру.

Творчество Бэнкси - это отказ от голоса автора, его децентрация, осознанная попытка донести мысль через произведение, максимально исключив преломление под воздействием знания об авторе. В 2002 г. в своем манифесте Бэнкси написал: «Я хочу, чтобы обсуждали произведение, а не мою личность» [5]. Бэнкси не хочет быть автором, он - скриптор.

«Скриптор, пришедший на смену Автору, несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее

остановки; жизнь лишь подражает книге, а книга сама соткана из знаков, сама подражает чему-то уже забытому, и так до бесконечности» [1, с. 389].

Очевидным является отсутствие биографич-ности творчества Бэнкси, что отвечает концепции «смерть автора». В силу отсутствия каких-либо сведений о жизни Бэнкси, проследить связь биографии и творчества стрит-артиста представляется невозможным. Единственным намеком на биографичность могут быть попытки идентификации художника на основе географии появления его работ по миру. К примеру, существует мнение, что Бэнкси является Роберт Дель Ная - британский музыкант, участник музыкальной группы Massive Attack. Данное убеждение строится на том, что места появления новых произведений Бэнкси в определенный период времени совпадали с местами выступлений группы Massive Attack. Даже если это и так, то едва ли подобных сведений может быть достаточно для идентификации автобиографичности работ Бэнкси.

Присущее постмодернизму возложение ответственности за произведение на читателя так же присуще творчеству Бэнкси. Все работы стрит-артиста направлены на получение эмоциональной реакции от зрителя: неважно, кому принадлежит эта работа, важно, что она не осталась незамеченной. По мнению И.С. Кудряшова:

«Эта эмоциональная реакция на граффити очень часто представляется как самоцель и средство для подталкивания к осознанию или критике одновременно. Бэнкси, по его собственному признанию, взял баллончик с краской, чтобы вернуть этот мир, «присвоить» его себе снова» [3, с. 229].

Лишенный каких-либо ценностей мир, полный общественных проблем, в котором человек теряет свою идентичность, войны, несправедливость, голод - все это находит свое отражение в ироничных, грустных, смешных, остроумных работах Бэнкси. В неупорядоченности, непредска-

зуемости, неожиданном синтезе символов и образов, используемых Бэнкси в своих работах, в неординарной, оригинальной включенности стрит-арта в урбанистическое пространство, в разножанровости (помимо стрит-арта, Бэнкси является автором нескольких перформансов, акций, кинофильмов) и тематике его творчества усматривается постмодернистская чувствительность, в частности, некоторые работы можно отнести к постмодернистскому жанру пастиш.

Бэнкси удалось то, что многим авторам было не под силу: стрит-артист настолько изолировал собственное творчество от знания зрителя об авторе, что люди сомневаются, действительно ли за именем Бэнкси скрывается конкретная личность. Блогер Эр Джей Рашмор выдвинул гипотезу о том, что творчество Бэнкси по сути бессмертно, так как оно состоятельно и без автора:

«Если человек по имени Бэнкси уйдет из «бренда Бэнкси» или умрет, как люди узнают об этом? Вполне возможно, что мои внуки будут смотреть на «подлинные» работы Бэнкси, которые появятся через сто лет. Похоже, что Бэнкси достиг абсурдного пика концептуального искусства: художник может даже не придумывать идею произведения искусства, которое будет подписано его именем» [6].

Заключение. Программа постмодернизма с концепцией «смерть автора» в буквальном смысле нашла свою реализацию в творчестве Бэнкси. Проблема автора стала центральной для культурологии и философии во многом благодаря постмодернизму. Структурализм и постструктурализм по отношению к автору негативны: автор перестает существовать как активный субъект культуротворческой деятельности, значимость приобретают знаки, ключевая роль отдается читателю текста. Проделанный анализ позволяет заключить, что творчеству Бэнкси и характеру самоидентификации его творческой личности не чужда постструктуралистская концепция «смерть автора».

1. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М., Прогресс, 1989. С. 384 - 391.

2. Вильчинская-Бутенко М.Э. Стрит-арт и анонимность художника // Эстетика стрит-арта: сб. ст. ФГБОУ ВО «Санкт-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна» / под общ. ред. К.А. Куксо. СПб., СПб ГУПТД, 2018. 96 с.

3. Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика. 2014. № 2. С. 220 - 233.

4. Правила жизни Бэнкси: https ://esquire.ru/rules/5 7 -banksv/#part0

5. Banksy. Existencilism book: http://librarv.uniteddiversitv.coop/More Books and Reports/Banksy-Existenrilism.pdf/

6. The death of Banksy: https ://blog.vandalog.com/2011/01/the-death-of-banksv/

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, №65, 2019 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.21, no. 65, 2019

"THE DEATH OF BANKSY": POST-MODERNISM IN THE ART OF THE AUTHOR

© 2019 A.A. Spirina

Spirina A.A., (Spirina Aleksandra Alekseyevna), Postgraduate student of the Department of Cultural Studies and Library and

Information Resources. E-mail: rubtsa@mail.ru

N.P. Ogarev National Research Mordovia State University. Saransk, Republic of Mordovia, Russia

Subject of the article: features of postmodernism in creativity and self-identification of anonymous street artist Banksy. The object of the article: the personality, creativity and authorship of Banksy - a well-known street artist, preserving his anonymity. The purpose of the article is to analyze the phenomenon of Banksy, which consists in the specifics of his work, in the features of the composition of his works and a special form of personal self-identification from the position of the postmodern concept of "author's death". Methodology of work: the article highlights the research on the mechanisms of personal self-identification of anonymous street artist Ben-XI and the specifics of his work, formed as a result of the description, comparison and analysis, conducted in line with postmodern postulates, in particular, the poststructuralist concept of "death of the author". The results of the work: the problem of the author, who received the highest its development in the framework of the program of postmodernism, is very important in modern conditions of the flourishing of mass culture and trends of depersonalization creativity. The result of this study is the analysis of creativity and personality of the street artist Banksy in the aspect of poststructuralist concept of "death of the author", the results of which open a new field for research of the creative personality and the author's problems in the modern world. Application of the results: Banksy's personality, diversity and originality of his self-expression in his work have become a unique phenomenon of modern culture, which requires further study and theoretical understanding. Conclusion: the scientific novelty of the study consists in the analysis of the specificity of creativity, authorship and personal identity of the street artist Banksy in the Russian postmodern concept of "death of the author".

Key words: Banksy, author, street art, postmodernism, author's death, self-identification, personality, anonymity.

1. Bart R. Smert" avtora (Author's death). Izbranny^e raboty*: Semiotika. Poe^tika / per. s fr. sost., obshh. red. i vstup. st. G.K. Kosikova. M., Progress, 1989. S. 384 - 391.

2. ViFchinskaya-Butenko M.E". Strit-art i anonimnost" xudozhnika (Street art and the anonymity of the artist). E^stetika strit-arta: sb. st. FGBOU VO «Sankt-Peterb. gos. un-t promy"shlenny"x texnologij i dizajna» / pod obshh. red. K.A. Kukso. SPb., SPb GUPTD, 2018. 96 s.

3. Kudryashov I. S. Strit-art kak fenomen sovremennoj kul"tury": problemy" genezisa i semioticheskie osobennosti (Street art as a phenomenon of modern culture: problems of Genesis and semiotic features). Kritika i semiotika. 2014. № 2. S. 220 - 233.

4. Pravila zhizni Be"nksi (Banksy's rules of life): https://esquire.ru/rules/57-banksy/#part0

5. Banksy. Existencilism book: http://library.uniteddiversity.coop/More Books and Reports/Banksy-Existencilism.pdf/

6. The death of Banksy: https ://blog.vandalog.com/2011/01/the-death-of-banksy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.