Викторук Е.Н.
Москвич Ю.Н.
Ардюкова О. С.
Довыденко Л.В.1
СМЕНА ПАРАДИГМЫ УСПЕХА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКА
Ключевые слова: современное образование, модернизация, ценности и мотивации достижения успеха, внутренний и внешний успех, этические проблемы успеха, психология и социология успеха, глобальные вызовы.
Keywords: modern education, modernization, the values and motivations for success, , the internal and external motivation types of success, the ethical problems of success, the psychology and sociology of success, global challenges.
Введение
Модернизация российского общества - сложный экономический, социальный, культурный и политический процесс, ценностные основания которого по многим причинам в настоящее время приобретают приоритетное значение. В первую очередь это связано с необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития, создания новых современных отраслей промышленности. Ключевой основой нового богатства страны на этом пути развития должна стать не традиционная для России «природная рента», получаемая путем добычи и продажи с максимальной прибылью природных ресурсов, а новый источник благополучия - «интеллектуальная рента», получаемая от производства и продажи инновационных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Основным источником доходов страны в этой связи вместо привычных «нефти и газа» должен стать сам «человек», его «природные ресурсы»: интеллект, способность создавать и принимать новое. Возникает повышенный запрос на человека-творца, человека-организатора, иными словами на активного созидательного работника с высокой внутренней установкой на личный и общий успех2. Грядущая новая промышленная революция3 возможна лишь при условии новой интеллектуальной революции4 и адаптации системы ценностных установок большого числа населения стран лидеров идущих перемен к новым требованиям. Очевидно, что степень готовности довольно значимой доли населения к таким изменениям может стать одним из факторов, лимитирующим развитие конкретной страны, конкретно выражающемся как в дефиците востребованного числа таких людей, так и в отсутствии у них необходимых ценностных установок, знаний и компетенций5. Исследования реального состояния человеческого капитала различных групп населения в особенности молодежи, студентов становятся крайне необходимыми не только для понимания в целом готовности населения России к работе и жизни в условиях новых перемен, но и к осознанной корректировке как опережающего, так и отслеживающего типа образовательных программ обучения, формированию новых сред учебных практик, проектной и исследовательской деятельности студентов и их адаптации к новым вызовам.
1 Викторук Елена Николаевна - д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии, социологии и религиоведения, Красноярский государственный педагогический университет. Профессиональные интересы: философия человека, философия науки, социальная философия, философия образования, этика. E-mail: eviktoruk @yandex.ru
Москвич Юрий Николаевич - к.ф.-м.н., профессор, зам. проректора по науке и международной деятельности, Красноярский государственный педагогический университет. Профессиональные интересы: социальная философия, социология, современное образование, культурные факторы модернизации. E-mail: [email protected]
Ардюкова Ольга Сергеевна - аспирант. Профессиональные интересы: социальная философия, деловая этика, профессиональная этика, моральное лидерство. E-mail: [email protected]
Довыденко Лариса Владимировна - аспирант. Профессиональные интересы: социальная философия, деловая этика, профессиональная этика, инновации в образовании, образование взрослых. E-mail: [email protected]
2 Москвич Ю.Н. Творцы и созидатели нового мира: откуда пришли и куда держать путь // Осмысление глобального мира: кол. монография. - Вып. 1. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2007. - С. 18. - www.dialog21.ru
3 Шваб Кл. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016; Schwab Kl. The Age of Adaptation. - https://www.project-syndicate.org/commentary/technological-economic- transformation-by-klaus-schwab-2015-02
4 Москвич Ю.Н. Ключевые проблемы формирования устойчивого целеполагания для опережающего образования инновационной России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 4. Часть 1. Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2009; Москвич Ю.Н. Образование на пути к новым целям: взгляд из ожидаемого завтра // Вестник алтайской науки. 2009. - № 3(6).
5 Москвич Ю. Н. Образовательная стратегия накануне новой технологической революции: роль человеческого и культурного капиталов в развитии России и её регионов // Образовательные стратегии и инициативы в этнокультурном развитии регионов Большого Алтая: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, 14 апреля 2016 года под ред. И.Р. Лаза-ренко. - Барнаул: АлтГПУ, 2016.
Ранее нами проводились исследования готовности студентов г. Красноярска к инновационной предпринимательской деятельности1, восприятия ими ценностей прогрессивного развития2, зафиксировавших заметную смену ценностных установок. В данной работе проводится исследование мотиваций достижения успеха у студентов нескольких университетов г. Красноярска.
Грани успеха сегодня: смена парадигмы
Смена «парадигмы успеха» отмечается в последнее время исследователями различных областей социально-гуманитарного знания (менеджмент, социология, психология, социальная философия, этика). Эта смена выражается прежде всего в смещении содержательных и смысловых акцентов в трактовке концепта успеха как особой формы мотивации достижительности/достигательности, уходящей корнями в американскую деловую культуру. Культурологи, этики, менеджеры активно используют модель кросс-культурной деловой коммуникации, разработанную Р. Льюисом3, который делит все мировые культуры на три большие группы: моноактивные, полиактивные и реактивные. Каждой из названных культур соответствуют и три различные по наполнению модели успеха. При этом успех как «дос-тижительная» мотивация соответствует моноактивной культуре, образом которой является американская бизнес-культура. Так исторически сложилось, что «именно Америка культивировала и произвела на свет концепт успеха, успешного человека, и именно «американскими стандартами» определяются достижения индивида» вне зависимости от принадлежности к той или иной культуре или нации4. В США «успех» прошел множество стадий культурно-исторической эволюции, став сильной и функциональной национальной идеей, естественной частью «американской мечты»5, но и здесь происходит трансформация парадигмы успеха: смещение «точки опоры» развития личности с внутренних оснований на внешние. Это «переворачивание» схемы адаптации: социальное самоутверждение становится решающим фактором в формировании человека.
Общеизвестна классификация ценностных ориентаций Ф. Тромпенаарса, продолжившего наработки ведущего социолога ХХ века Т. Парсонса. Ф. Тромпенаарс выделил две «культуры успеха» - культура достижений и культура принадлежности6. Для нашего исследования эта классификация важна тем, что коррелирует с выделяемыми в психологии типами мотивации на внутренний (интериоризированный) и внешний (экстериоризированный) успех. Культура достижений характеризуется тем, что статус члена общества определяется успешностью выполнения им своих функций, здесь высока значимость новаторства, предприимчивости и т.п. В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью человека к той или иной группе по кровно-родственному или профессиональному признаку, здесь значимы факторы возраста, связей, срока работы в организации, того, что называют лояльность организации7. К культурам достижений относятся Австрия, США, Великобритания, Швейцария, Мексика, Германия. К лидерам в низких значениях этого индекса относятся Венесуэла, Индонезия, Чили, страны СНГ.
В связи с этим интересна постановка вопроса о самой ценности успеха. «Успех» как ценность (его параметры, пути достижения) обсуждается не только в научной, но и в популярной литературе, в прикладных исследованиях, в ходе учебных семинаров и консультационных практикумов. Тема успеха приобретает новое звучание благодаря всевозможным движениям, ориентированным на самосовершенствование личности в деловой, профессиональной и личностной сферах. Серьезной критике идея успеха подвергается в дискуссиях о современном российском обществе»8. Многолетний проект по исследованию этики успеха проводится НИИ прикладной этики под руководством В.И. Бак-штановского9. Отмечается, что этос успеха противостоит одновременно как модели выживания, так и модели агрессивно-циничного успеха, который противоречит самой сути этики.
Противоречивость тенденций понимания и практической реализации различных моделей успеха с особой остротой ставит вопрос об этике успеха. Общеизвестно, что культ успеха может приводить к вытеснению моральных ориентиров и к социальной аномии. Это делает крайне важным культивирование этики успеха в современном «дос-тижительном» обществе, ведь негативными следствиями достижительности могут быть высокие моральные риски: индивид, вовлеченный в жизненную и деловую гонку, часто попадает под искушение нарушить те или иные моральные запреты, «правила игры» ради скорого достижения успеха и тем самым войти в конфликт как с совестью, так и с
1 Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Виртуальные и реальные лики инновационных лидеров: Красноярские ожидания и пределы роста // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Ч. 1: Сб. научных трудов / ИНИОН РАН. Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М., 2010. - С. 276-284.
Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Культурные и ментальные запросы инновационного развития и ценности студенческой молодежи // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Часть 2. Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН. 2011. - С. 355-363; Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Культурные и ментальные запросы инновационного развития и ценности студенческой молодежи // Человек: образ и сущность. - М., 2012. - С. 122-139.
Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. - М., 2001. - 448 с.
4 Михайлова О.В. Экспликация понятия «успех» в американском культурно-историческом контексте // Вестник Томского гос. ун-та. 2008. - № 2.
5 Анатомия американской мечты. - http://art.thelib.ru/science/unusual/misc/anatomiya_amerikanskoy_mechti.html
6 Тромпенаарс Ф., Хэпден-Тернер Ч. Четыре типа корпоративной культуры. - Минск: Попурри, 2012.
7 http://studopedia.ru/14_2458_klassifikatsiya-lyuisa.html
8 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Словарь прикладной этики. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2005. - С. 234-267.
9 Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: новая этика. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2003. - 224 с.
законом. В связи с этим актуализируется тема этической безопасности идеи успеха, предполагающая определенные самоограничения идеи успеха. В новой этике успеха следует ориентироваться:
• на нравственную критику и самокритику рационального жизненного поведения, отношения к жизни как «деловому предприятию», критику с позиции самой этики успеха и позиций иных этических подсистем;
• на критику аморализма, которым часто отягощается стремление к успеху;
• на установление пределов «внедренческой» активности идеи успеха в жизнь общества, профилактику ее возможных притязаний на монополизм в ситуации выбора ценностей1.
Многие исследователи2 связывают сущность этики успеха с ориентацией на нравственно-позитивную ценность успеха, подтверждаемую как общественным признанием потребности личности в уважении, чести, славе, так и удовлетворенностью «победителя» результатами собственной самореализации. Помимо этого, этика успеха с необходимостью предполагает риск в сфере морального выбора, Основное требование этики успеха - преодоление опасностей и соблазнов «грязной игры», достижение поставленных целей только по правилам «честной игры». Успех как ценность в современном обществе отличается от удачи (фортуны), от просто хорошей или полезной работы, от доставшейся «сверху» доли благ и т.п. «Человек успеха» ориентирован не просто на утилитарные цели, но на вдохновляющие цели экзистенциального свойства, принадлежащие уровню базовой ценности человеческого существования (труд, игра, любовь, смерть, господство). Субъекта с сильной мотивацией успеха характеризует поиск и создание ситуаций, в которых можно получить удовлетворение от достижений. Успешные (в полном смысле слова) люди сами устанавливают для себя стандарты достижения, не полагаясь на внешние, в том числе ситуативные, стимулы и ориентируются на эти стандарты. Очевидно, что общество, где набирается «критическая масса» людей с такими качествами, начинает изменяться. Настоящий успех - дело личного выбора и ответственности. Все сказанное выше позволяет понять, как меняется парадигма успеха в модернизирующемся российском социуме. Хотя и остаются вопросы, насколько в меняющихся представлениях об успешном (состоявшемся) человеке важен социально-публичный план, а в какой мере более важными становятся достижения, связанные с самовоспитанием и саморазвитием? Формирование этики успеха становится актуальной задачей российского образования, от школьного до университетского3.
Методика опроса
В опросе использовалась методика психологической диагностики мотиваций достижения успеха студентов, разработанная С.А. Пакулиной4. В ней определены девять ключевых категорий успеха, характерных для студентов университетов: успех-материальный уровень; успех-удача; успех-признание; успех-власть; успех как результат, личный успех; успех-психическое состояние; успех-преодоление; успех-призвание. Их анализ позволяет выявить предпочтение студентов к внешнему (экстериоризированному) успеху, т.е. к успеху, направленному на внешнюю, предметную сферу или внутреннему (интериоризированному) успеху, успеху затратной внутренней деятельности человека. Анкета опроса представляет собой список из 36 вопросов, определяющих предпочтения студентов к каждой из девяти входящей в методику категории успеха5. Каждому респонденту предлагалось оценить эти 36 выделенных значений понятия «успех для меня - это...» в ключевых областях своей жизни, связав их со смыслом достижений и успешных результатов в его поведении. Каждое суждение следовало оценить в пределах от 1 до 5 баллов, обозначив значимость сделанного выбора в соответствующей графе анкеты в следующих оценках: 5 баллов - очень значимо; 34 балла - значимо; 1-2 балла - незначимо.
Опрос проводился в декабре 2016 - январе 2017 года в нескольких университетах г. Красноярска. Всего было опрошено 301 студентов, из них 217 девушек и 84 юношей, обучающихся преимущественно гуманитарным специальностям. Основную часть опрошенных составляли бакалавры и магистры Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (178 студентов филологов, историков, политологов, биологов, географов, студентов социальной работы, менеджмента организации, факультета иностранных языков и Института физического воспитания, спорта и здоровья), Сибирского государственного технологического университета (89 студентов обучающихся психологии, социальной работе, управлению персоналом и техническими системами), Сибирского федерального университета (29 студентов культурологов, рекламы и связи с общественностью) и Красноярского государственного медицинского университета (5 студентов). Анкета опроса, содержащая 36 выделенных значений понятия личностного успеха в ключевых областях жизни студентов, представленных в привычной для гуманитариев форме, не вызывала у опрашивающих больших затруднений. Выбранный большой спектр направлений обучения респондентов не случаен. Он позволяет устранить возможные имеющиеся или формирующиеся в процессе обучения стереотипы восприятия имеющихся мотиваций достижения успеха у студентов различных профессиональных групп.
1 Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Этика меняющихся университетов: новые граничные условия успеха // Возвращение этики успеха? Ведомости прикладной этики. Вып. 48 / Под ред. В.И. Бакштановского, О.А. Новоселова. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. - 246 с.
2 Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Этика делового общения / Уч.-метод. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 18 с.
Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Вып. 11. Российская идея успеха: экспертиза и консультация. - Тюмень; Москва: Издание Центра прикладной этики и Финансово-инвестиционной корпорации «Югра», 1997. - 272 с.
4 Пакулина С. А. / Изд-во СГУ, 2008. - 201с
5 Пакулина С.А. text7pakulina_12_88_23_32.pdf
4 Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. - М.:
5 Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе. - http://lib.herzen.spb.ru/
Результаты и обсуждения
Результаты опроса представлены в табл. 1. и 2. Из табл. 1. видно заметное (более 5%) тендерное различие ответов юношей и девушек. Оно наблюдается почти в половине значений понятия успеха в анкете опроса (в 16 из 36).
Юноши в большей степени, чем девушки относят к значимым для успеха «Возможность командовать другими людьми» (3,74 и 3,45), «Возможность принимать решения за других» (2,55 и 2,25), иметь «Свое дело в предпринимательстве» (3,38 и 3,09) и «Власть, влияние на других» (2,85 и 2,62), «Благоприятное стечение обстоятельств» (3,74 и 3,45, соответственно).
Девушки в свою очередь в большей степени, чем юноши считают значимыми для успеха «Душевное равновесие, эмоциональную стабильность» (4,33 и 4,08), «Уверенность в безопасности» (3,88 и 3,67), «Самореализацию» (4,51 и 4,32), «Самоутверждение» (3,79 и 2,85) и «Проявление в творчестве» (3,75 и 3,45, соответственно).
Таблица 1
Распределение суммарных значений ответов на значения понятия успеха в целом по всей выборке опроса и отдельно для студентов юношей и девушек. Жирным шрифтом выделены крайние позиции
с наибольшей и наименьшей частотностью упоминаний
№ п/п Вопрос Среднее по всей группе Среднее, юноши Среднее, девушки
1 Переживание удовлетворения, радости 3,97 3,93 3,99
2 Устойчивая позиция личности в конкретной ситуации 4,08 4,07 4,08
3 Удачное достижение желаемой цели 4,60 4,60 4,60
4 Материальное благополучие 3,93 3,99 3,90
5 Реализация возможности делать что хочешь 3,97 3,89 4,00
6 Власть, влияние на других 2,68 2,85 2,62
7 Самоутверждение 3,70 3,49 3,79
8 Умение выделиться в обществе 3,09 3,08 3,09
9 Душевное равновесие, эмоциональная стабильность 4,26 4,08 4,33
10 Возможность полнее проявить себя, свои способности 4,14 4,23 4,11
11 Самоуважение, удовлетворенность собой 4,41 4,24 4,47
12 Положительный результат в учебе, работе 4,20 4,26 4,17
13 Благоприятное стечение обстоятельств 3,53 3,74 3,45
14 Возможность командовать людьми 2,42 2,64 2,33
15 Общественное признание, одобрение 3,43 3,46 3,41
16 Хорошее самочувствие, настроение 4,21 4,25 4,20
17 Возможность поездить по миру 4,02 3,89 4,06
18 Уверенность в безопасности 3,82 3,67 3,88
19 Проявление себя в творчестве 3,66 3,45 3,75
20 Личное благосостояние 4,13 4,04 4,16
21 Источник внутренних сил человека 4,02 3,82 4,09
22 Профессионализм, мастерство 4,34 4,36 4,34
23 Везение в большинстве случаев 3,42 3,45 3,40
24 Признание Вашего авторитета окружающими 3,32 3,33 3,31
25 Высокий социальный статус 3,42 3,54 3,38
26 Самореализация 4,46 4,32 4,51
27 Удовлетворенность в любви и здоровье 4,42 4,30 4,46
28 Служение высшей идее 3,24 3,31 3,21
29 Свое дело в предпринимательстве 3,17 3,38 3,09
30 Осуществление ожидаемого результата 4,32 4,39 4,29
31 Возможность попасть в нужное окружение 3,71 3,79 3,68
32 Ощущение положительного эмоционального подъема 4,21 3,99 4,29
33 Популярность, значимость для других 3,09 3,11 3,08
34 Самостоятельность, независимость, свобода действий 4,29 4,19 4,32
35 Возможность принимать решения за других 2,34 2,55 2,25
36 Дело по душе, интересная работа 4,69 4,70 4,69
Из табл. 1. также видно, что наиболее часто опрошенные связывают свой успех с такими высоко значимыми понятиями успеха, как
1. Дело по душе (4,69 балла);
2. Удачное достижение желаемой цели (4, 60 балла);
3. Самореализация (4, 46 балла);
4. Удовлетворенность в любви и здоровье (4,42 балла) и
5. Самоуважение, удовлетворенность собой (4,41 балла).
Небольшие гендерные отличия имеются только в трех последних случаях. К наименее значимым для успеха утверждениям (менее 3,0 балла) отнесено наличие:
1. Возможности принимать решения за других (2,34 балла);
2. Возможности командовать людьми (2,42 балла) и
3. Власти, влияния на других (2,68 балла).
Результаты по всем остальным суждениям достижения успеха находятся в диапазоне средней значимости в 3,04,0 балла.
Таблица 2
Распределение оценок значимости по видам мотивации успеха всеми участниками опроса
№ Количество оценок 1, Количество оценок 2, Количество оценок 3, Количество оценок 4, Количество оценок 5,
вопроса % % % % %
1 1,99 3,65 24,58 34,55 35,22
2 1,00 3,32 20,27 37,87 37,54
3 0,33 0,33 4,65 28,24 66,45
4 1,00 5,32 21,93 43,52 28,24
5 2,99 7,97 19,93 27,24 41,86
6 15,61 28,57 32,23 18,94 4,65
7 4,32 7,97 27,91 32,56 27,24
8 7,64 22,59 32,89 26,91 9,97
9 1,66 4,65 9,97 33,55 50,17
10 0,66 2,66 15,61 44,19 36,88
11 1,33 2,66 9,63 26,58 59,80
12 1,00 4,98 13,29 34,88 45,85
13 4,65 12,62 28,90 32,89 20,93
14 23,92 33,22 23,92 15,28 3,65
15 5,32 12,96 32,23 32,89 16,61
16 2,66 3,65 10,96 35,22 47,51
17 3,65 8,31 14,29 30,23 43,52
18 4,65 7,31 21,93 33,22 32,89
19 5,98 10,63 24,25 29,24 29,90
20 0,33 3,32 19,27 37,54 39,53
21 1,99 4,32 19,60 38,21 35,88
22 1,66 1,00 9,63 36,88 50,83
23 6,98 13,29 31,56 27,57 20,60
24 5,32 15,28 36,54 28,24 14,62
25 4,65 15,28 30,23 32,89 16,94
26 1,00 0,66 7,97 32,56 57,81
27 1,66 2,66 7,64 28,57 59,47
28 8,31 16,61 30,56 32,23 12,29
29 12,29 17,61 28,90 22,92 18,27
30 1,00 1,66 11,96 35,22 50,17
31 2,99 8,31 28,57 34,88 25,25
32 0,66 2,66 15,61 37,54 43,52
33 5,65 23,59 36,54 24,58 9,63
34 1,33 2,66 13,62 30,90 51,50
35 24,58 33,89 28,24 9,97 3,32
36 0,66 0,66 4,32 17,28 77,08
В табл. 2. представлены итоговые показатели оценки всеми участниками опроса мотиваций успеха. В соответствии с используемой в исследовании методикой диагностики мотивации успеха студентов 36 мотиваций успеха подразделяются на 9 групп успеха разного вида.
Внешнюю мотивацию достижения успеха (экстериоризированный успех) составляют четыре вида успеха1:
1. Успех-удача, или везение по основанию «созревание во времени», определяет неустойчивый, ситуативный результат деятельности (высказывания анкеты 3; 13; 23; 31).
2. Успех как материальный уровень жизни представляет собой ценность материального продукта деятельности, внешнее, результативное достижение, определяющее удовлетворение второго уровня потребностей по А. Маслоу (высказывания анкеты 4; 17; 20; 29).
3. Социальное подкрепление составляет успех-признание, который определяет популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными «значимыми другими» (высказывания анкеты 8; 15; 25; 33).
4. Успех-власть выступает как потребность доминирования над другими, желание субъекта контролировать социальное окружение (высказывания анкеты 6; 14; 24; 35).
Внутреннюю мотивацию достижения успеха (интериоризированный успех) составляют пять видов успеха:
1. Успех как результат собственной деятельности представляет собой ориентацию на достижение результата в деятельности (высказывания анкеты 5; 12; 22; 30).
2. Личный успех характеризуется высоким уровнем притязаний, самоуважением, стремлением к познанию и актуализации своих возможностей (высказывания анкеты 11; 18; 26; 27).
1 Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе. - http://lib.herzen.spb.ru/text/ pakulina_12_88_23_32.pdf
3. Успех как психическое состояние характеризуется положительным эмоциональным подъемом, переживанием чувства удовлетворенности, заключается в усилении и поддержке исходного побуждения к цели и обладает закрепляющим действием, на базе которого формируются более сильные мотивы деятельности (высказывания анкеты 1; 9; 16; 32).
4. Успех как преодоление препятствий выражается в поисковых действиях в зоне нереально возможного успеха и обеспечивает настойчивость в преодолении возникающих трудностей в учении и адаптации (высказывания анкеты 2; 7; 21; 34).
5. Успех-призвание предполагает рефлексивную оценку значимости не только результата, а прежде всего самой деятельности, поведения и растворения себя в профессиональном деле, составляет потенциал личности. Человек, воспринимающий карьеру как призвание, сосредоточен на целях, задачах и усилиях, необходимых для их достижения. Такая концентрация усилий приводит к достижению желаемых результатов (объективному успеху), за которой следует удовлетворенность собственной деятельностью (субъективный успех) (высказывания анкеты 10; 19; 28; 36).
В табл. 3. представлены распределение оценок значимости мотиваций успеха по группам внутреннего и внешнего успеха. Отчетливо видно, что наибольшее число наиболее значимых и значимых оценок отдано группам внутреннего успеха.
Таблица 3
Итоговое распределение оценок значимости по группам успеха всеми участниками опроса.
Ключевые категории мотивации достижения успеха Количество оценок 1, % Количество оценок 2, % Количество оценок 3, % Количество оценок 4, % Количество оценок 5, %
Экстериоризация успеха
1. Успех-удача 3,74 8,64 23,42 30,90 33,31
2. Успех как материальный уровень жизни 4,32 8,64 21,10 33,55 32,39
3. Успех-признание 5,81 18,60 32,97 29,32 13,29
4. Успех-власть 17,36 27,74 30,23 18,11 6,56
Интериоризация успеха
5. Успех как результат собственной деятельности 1,66 3,90 13,70 33,55 47,18
6 Личный успех 2,16 3,32 11,79 30,23 52,49
7. Успех как психическое состояние 1,74 3,65 15,28 35,22 44,10
8. Успех как преодоление препятствий 2,16 4,57 20,35 34,88 38,04
9. Успех-признание 3,90 7,64 18,69 30,73 39,04
Анализ данных табл. 4. показывает, что в пяти группах успеха наблюдаются заметные гендерные отличия, в четырех группах успеха их нет. Наибольшие отличия наблюдаются в группах «успех-власть» и «личный успех».
Таблица 4
Средние показатели мотивов достижения успеха по всей группе опроса и по гендерным группам опроса
№ п/п Мотивы достижения успеха По всем респондентам Мужчины Женщины
1. Успех-удача 15,3 15,6 15,1
2. Успех как материальный уровень жизни 15,2 15,3 15,2
3. Успех-признание 13,0 13,2 13,0
4. Успех-власть 10,8 11,4 10,5
5. Успех как результат собственной деятельности 16,8 16,9 16,8
6. Личный успех 17,1 16,5 17,3
7. Успех как психическое состояние 16,7 16,3 16,8
8. Успех как преодоление препятствий 16,1 15,6 16,3
9. Успех-призвание 15,7 15,6 15,8
Рассмотренные выше два вида внутреннего (интериоризированного) и внешнего (экстериоризированного) успеха в методике С. А. Пикулиной соотнесены с понятием локус контроля, теоретического понятия в психологии, которое характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам.
Категория экстериоризированного успеха представляет собой успех, направленный на внешнюю, предметную сферу, и имеет максимальный в используемой методике балл - 80, интериоризированный успех - это успех затратной внутренней деятельности человека, его максимальное значение в данной методике равно 100 баллам. С целью удобной обработки данных и последующего сравнения в преобладающей мотивационной тенденции (экстериоризирован-ный-интериоризированный успех) сумму баллов экстериоризированного успеха необходимо умножить на 1,25. Расчет этих двух интегральных видов успеха проводится следующим образом.
Экстериоризированный успех равен сумме успеха-удачи (сумма баллов по ответам на вопросы 3, 13, 23 и 31) + успеха как материальный уровень жизни (сумма баллов по ответам на вопросы 4, 17, 20 и 29) + успеха-признания (сумма баллов по ответам на вопросы 8, 15, 25 и 33) + успеха-власти (сумма баллов по ответам на вопросы 6, 14, 24 и 35) * 1,25.
Интериоризированный успех равен сумме успеха как результата собственной деятельности (сумма баллов по ответам на вопросы 5, 12, 22 и 30) + личного успеха (сумма баллов по ответам на вопросы 11, 18, 26 и 27) + успеха как психического состояния (сумма баллов по ответам на вопросы 1, 9, 16 и 32) + успеха как преодоления препятствий (сумма баллов по ответам на вопросы 2, 7, 21 и 34) + успеха-призвания (сумма баллов по ответам на вопросы 10, 19, 28 и 36)
Расчёт на примере одного из испытуемых будет выглядеть так:
(Успех-удача (5+4+3+5) + успех как материальный уровень жизни (3+5+5+2) + успех-признание (1+1+1+1) + успех-власть (3+2+1+1)) * 1,25 = (17+15+4+7)*1,25 = 53,75 (экстериоризированный успех)
Успех как результат собственной деятельности (5+4+4+5) + личный успех (5+5+5+4) + успех как психическое состояние (5+5+5+4) + успех как преодоление препятствий (4+3+5+5) + успех-призвание (5+4+1+5) = 18+19+19+17+15 = 88 (интериоризированный успех). Таким образом, преобладающей мотивационной тенденцией у данного респондента является - внутренний интериоризированный успех (88 баллов).
Следует особо отметить, что у большинства людей локус контроль, как правило, не имеет ярко выраженной тенденции1, т. е. у одного и того же человека присутствует и одна и другая характеристика в соотношении приблизительно 50/50. таким образом в исследовании, например, у одного респондента может быть: экстериоризированный успех, равный 63,75 баллам, а интериоризированный успех 77 баллам. Разница между мотивационными тенденциями небольшая, но по количеству баллов для данного конкретного респондента мы можем определить, что преобладающей мотивационной тенденцией у него является внутренний интериоризированный успех. Проведенный таким образом итоговый расчет показывает, что данная ситуация является наиболее распространенной. Было установлено, что преобладающей мотивационной тенденцией у респондентов проведенного нами опроса доминирующим является внутренний (интериоризированный) успех. Он является локус контролем подавляющего числа опрошенных -(94,01%, 283 человека из 301 опрошенного, 78 юношей и 218 девушек). Внешний (экстериоризированный) успех значим всего для 18 респондентов (5 юношам и 13 девушек).
Таким образом проведенные исследования показывают, что для подавляющего числа принявших участие в опросе студентов г. Красноярска внешние мотивы достижения успеха вторичны по сравнению с внутренними мотивациями успеха. Именно они составляют основу личностных ценностных установок студентов в настоящее время. Приоритетными пространствами мотивации достижения успеха для них являются пространства саморазвития, самоконтроля и самоопределения: «успех как результат собственной деятельности», «личный успех», «успех как психическое состояние», «успех как преодоление препятствий» и «успех-признание». Новая парадигма успеха очень близка к образу «успешного человека» в «обществе риска»2, «инновационных обществах» XXI века3 и нового глобализирующегося мира4, постоянно формирующих новые вызовы и проблемы. Очевидно, что наиболее адаптивными к этим изменениям будут прежде всего люди с сильными внутренними мотивациями преодоления возникающих трудностей, конфликтов и кризисных ситуаций. Отмеченные выше внутренние мотивация достижения успеха являются частью нового востребованного человеческого капитала. Появление в университетах новых содержательных внутренних мотиваций на желаемое достижение успеха «сейчас и здесь» делает среду обучения более оптимистичной и направленной на повышение качества образования.
Мониторинг эволюции духовной культуры выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева подтверждает это. Доля выпускников этого университета «с уверенностью и оптимизмом смотрящих в завтрашний день» неуклонно росла в последние 20 лет: в 1993 году их было 25%, в 1997 году - 32%, в 2000 году 42%, а в 2011 году уже составило почти две трети (64%)5.
1 Роттер Джулиан. Теория социального научения. - http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt21.htm
2 Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
3 Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года) // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2006. -№ 9. - С. 3-12.
4 Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: учеб. пособие/ под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Юрьева. - СПб.: Logos, 2006. - 512 с.
5 Гендин А.М., Пинаев В.А., Сергеев В.А. Десять лет спустя: эволюция духовной культуры выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга): монография научн. ред. О.А. Карлова / - Красноярс. гос. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 248 с.