Научная статья на тему 'Смех-эротический континуум народного творчества - носитель гражданственности как реакция на эффективность государственного управления в России'

Смех-эротический континуум народного творчества - носитель гражданственности как реакция на эффективность государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕХ-ЭРОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выжимова Н.Г., Кузьмин А.В., Усков В.А.

Статья содержит обзор смех-эротических проявлений XIX-XX вв. по отношению к государственным управленческим инициативам и личностям государственных управленцев. Беглый обзор акцентирует внимание на реакции интеллигентского и народного этажей смех-эротического континуума. Содержит оригинальные тексты, которые свидетельствуют о гражданской зрелости авторов, но и специфики восприятия госуправленческих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смех-эротический континуум народного творчества - носитель гражданственности как реакция на эффективность государственного управления в России»

Выжимова Н.Г.

к.п.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия Кузьмин А.В. к.и.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия Усков В.А. к.и.н., доцент

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

г. Тамбов, Россия

СМЕХ-ЭРОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - НОСИТЕЛЬ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК РЕАКЦИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Аннотация. Статья содержит обзор смех-эротических проявлений XIX-XX вв. по отношению к государственным управленческим инициативам и личностям государственных управленцев. Беглый обзор акцентирует внимание на реакции интеллигентского и народного этажей смех-эротического континуума. Содержит оригинальные тексты, которые свидетельствуют о гражданской зрелости авторов, но и специфики восприятия госуправленческих мероприятий.

Ключевые слова: смех-эротический континуум, государственное управление, гражданское общество, обратная связь в государственном управлении.

Vyzhimova N.G.

PhD in pedagogy, associate professor Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin

Tambov, Russia Kuzmin A.V. PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin

Tambov, Russia Uskov V.A. PhD in history, associate professor Tambov State University n. a. G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

LAUGHTER-EROTIC CONTINUUM OF FOLK ART -THE CIVIC CONSCIOUSNESS CARRIER AS REACTION TO

EFFICIENCY OF STATE MANAGEMENT IN RUSSIA

Abstract. The article contains the review of laughter-erotic outpourings of the 19-20th centuries in relation to the state administrative initiatives and persons of state managers. The fluent review of laughter-erotic continuum focuses attention to reactions of intelegency and ordinary people. The article contains original texts which specifies perception of state administrative actions and confirm civil maturity of authors.

Keywords: laughter-erotic continuum, state management, civil society, feedback in public administration.

В рамках данной статьи авторы акцентируют внимание на российском смех-эротическом континууме народного творчества как на канале обратной связи народа (объекта управления) и государственной власти (персон и институтов - субъекта управления). Представляется, что эта сфера демонстрирует процесс формирования гражданского общества в России, хотя и анонимно, но фактически. Практика свидетельствует, что различаются официальный и действительный сегменты данного континуума. Отличительны-

ми признаками действительного сегмента являются: адресность, откровенность оценок, сарказм и оптимизм обречённых нести на себе этот (государственного управления) груз.

При исследовании анекдота, эпиграммы и частушки в качестве материала для анализа эффективности госуправления и процесса формирования гражданского общества в России нельзя забывать о ее смеховой стихии. Исследователи этого феномена обоснованно утверждают [1], что история разработки проблемы смеха насчитывает, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет, если начинать ее с Платона [2] и Аристотеля [3]. Человек не существует без смеха, который сопровождает его всю жизнь и меняется вместе с ним: «смех - это включенность человека в конкретно-историческую систему ценностей, причастность к текущим событиям, к другим «Я», способность оценки ситуации и адекватной реакции на нее. Смех -выражение полноты бытия личности»[4]. Еще В. Соловьев считал, что если заменить homo sapiens на homo ridens, «человека разумного» на «человека смеющегося», то суть дела от этого не изменится. Над проблемой комизма и смеха задумывались многие философы, филологи, писатели: Т. Гоббс, И. Кант, Г. Спенсер, А. Бергсон, З. Фрейд, Н.Г. Чернышевский, Л.В. Луначарский, К.И. Чуковский, Л.В. Карасев и т.д. [5]. Особенности юмористических жанров фольклора и его функций специально анализировали А.С. Ахиезер, В.И. Даль, А.В. Дмитриев, Н.А. Монахов, В.Я. Пропп и др. [6].

Анализируя избранный континуум, можно придти к промежуточному выводу о том, что его язвительность возрастает пропорционально нарастанию социально-политической и экономической напряженности в обществе. Это прослеживается в использовании все более и более ядреных эпитетов и конструкций в анекдотах, эпиграммах и частушках при оценках деятельности властей предержащих.

Весь массив смех-эротического материала можно разделить по этажам: интеллигентский, городской, сельский, семейный, зэ-ковский - по социально-политическим признакам. По предмету фокусирования внимания можно выделить: лидер, управленческий процесс, результаты управленческой деятельности. Континуум, который мы пытаемся обозреть, не замкнут, что допускает и иные градации.

Концентрация внимания на российском смех-эротическом континууме народного творчества как на канале обратной связи народа (объекта управления) и государственной власти (персон и институтов - субъекта управления) и позиционирование данного процесса как фактического выражение формирования гражданского общества в России объясняется фактической не исследованно-стью этой проблематики. В рамках данной статьи концентрируется внимание на объектах народного творчества XIX-ХХ вв. Это объясняется сочностью, богатством и трактабельностью материала означенного периода.

Интеллигентский этаж начала XIX в. характеризуется оскорбительной изысканностью, образностью, поэтичностью.

Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель

И Совета он учитель, А царю он - друг и брат.

Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести, Кто ж он? Преданный без лести, <Б....> грошевой солдат [7].

Пушкин А. С. в 1818 г. талантливо, но болезненно характеризует А.А. Аракчеева. Объект в тот момент «притча во езы-цех», ему приписывают инициацию процесса создания военных поселений. Эту вынужденную и необходимую послевоенную (Отечественная 1812 г.) меру автор эпиграммы оценивает негативно. Фактический материал к этому был, но навал негативных эпитетов неоправданно велик. Настасью Шумскую (Минкину) - Б.... грошевую, логичней было обвинять в бесчеловечной жестокости, а не в традиционной ориентации.

Владимир Игнатьевич Соколовский в начале 1830-х годов писал:

Русский император В вечность отошел, Ему оператор Брюхо распорол. Плачет государство, Плачет весь народ,

Едет к нам на царство Константин-урод. Но царю вселенной, Богу вышних сил, Царь Благословенный Грамотку вручил. Манифест читая, Сжалился творец, Дал нам Николая, -Сукин сын, подлец [8].

Эта песня-эпиграмма рисует ситуацию междуцарствия октября-декабря 1825 г. описывая ее по-интеллигентски язвительно. Здесь достается всем: императорам Александру I и Николаю I, Великому князю Константину Павловичу, Императрице-матери Марии Федоровне и самому Творцу.

Отвлекаясь от персоналий обеих эпиграмм, можно увидеть, что интеллигенция «Золотого века» русской культуры наслаждается перманентным конфликтом с властями предержащими. Прослеживается нежелание и неумение дать конкретно-историческую оценку властвующим институтам и личностям. При этом сами авторы не отказываются от различных благ системы и эпохи, которые они высмеяли.

Советский период российской истории, связанный с бескрайним социальным экспериментом породил огромное количество частушек и эпиграмм на руководителей страны и правящую партию РСДРП (б), РКП(б), ВКП(б), КПСС. Весьма болезненной была реакция советского народа на коллективизацию и социалистическую индустриализацию - Великий перелом и есть великий перелом. Это запечатлелось в континууме.

Пример - выразительный фрагмент частушки по поводу первой пятилетки. В этом фрагменте пелось о том, что темпы социалистической индустриализации в конце 20-х-30-х гг. XX в. довели передового шахтёра из Донбасса «до края». Он сел на «чугунку», приехал в Москву, пришел на Красную площадь к Мавзолею Ленина и возопил...:

Вставай, Вова, вставай детка, зае... нас пятилетка.

Эх нужда, нужда, нужда.

Пятилетка за два года, Нах.. она нужна! Вова встал, развёл руками

сказал: «Ху.. сделаешь с му......!» [9].

Столь же болезненной была реакция в континууме на коллективизацию 1928/29 - 1931 г.г.

Частушки-прибасушки «Едет Сталин на корове, У коровы один рог. «Ты куда товарищ Сталин?» «Раскулачивать народ».

У лукоморья дуб срубили, Златую цепь в торгсин снесли, Кота в котлеты изрубили, Русалку паспорта лишили, А лешего сослали в Соловки.

Я работала в колхозе Заработала пятак Пятаком прикрыла ж..., А п.. ходила так [9]!

Тяжелое время - тяжелый рабоче-крестьянский слог и эпитеты, однако оценка партийно-государственных управленцев и партийно-государственного управления конкретная и гражданская без лавирования и недоговоренностей. В этот период было невозможно возникновение и существование институтов гражданского общества, но гражданская идея - реалистичной оценки деятельности властных структур была действительностью. Одновременно следует констатировать, что народный этаж смех-эротического континуума несет в себе веру в справедливого вождя, реализует иллюзорно-компенсаторную функцию, по некрасовски: «Вот приедет Барин/Барин нас рассудит/Барин сам увидит, Что плоха избушка / И велит дать лесу/Думает старушка» [10]. Непреложным фактом континуума, отражающим дух российского народа, является па-тернальность и провиденциальность его общественного, да и индивидуального умовидения. При этом континуум свидетельствует

о том, что народу нужны условия для нормального труда, и он будет созидать свой достаток и обогащать государство.

Это желание идёт вразрез с одним из идейных столпов Российского государства: народ глуп, счастья своего не разумеет и поэтому государство должно железной рукой вести его в царство Счастья! Здесь уместно привести прибасушку: Если гром и дождь, то нах.. нам Вождь [9]?

Беглый анализ смех-эротического континуума российского народно творчества как реакции на эффективность госуправления показывает, что гражданская позиция народа имеет давние традиции. Для оформления гражданского общества в России необходимо оформление дееспособных институтов этого общества.

Еще одним условием оформления гражданского общества является необходимость изменения сознания правящей элиты с барского на служебное. В этом смех-эротический континуум должен сыграть роль зеркала для властей предержащих.

Список литературы:

1. Новосёлова Е.Н. Народная культура или фольклор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://istina.msu.ru

2. Республика, Филебус // Платон: Сочинения: В 3 Т. - М., 1970, - С. 156

3. Аристотель. «Риторика». Сочинения: В 4 Т. - М., 1984. -Т 4. - С. 645-680.

4. Одоховская И.А. Парадоксальное и непарадоксальное в смехе [Электронный ресурс] / И.А. Одоховская. - Режим доступа: URL: http://philosophy.ua/ua/lib/regular/ doxa/?prn=1&doc:int=137

5. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность / М.Т. Рюмина. - М., 2006. - С. 5.

6. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - Сочинения: В 6 Т. - М., 1966. - Т.5

7. Пушкин А.С. Эпиграмма на А.А. Аракчеева [Электронный ресурс] / А.С. Пушкин. - Режим доступа: URL: www.stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin408.html

8. Соколовский В.И. Русский император [Электронный ресурс] / В.И. Соколовский. - Режим доступа: URL: http://a-pesni.org/starrev/rusimperator.htm

9. Полчанинов Р. Булыжник и смех [Электронный ресурс] / Р. Полчанинов. - Режим доступа: URL: http://www.russkij e.lv/ru/j ournalism/read/polchaninov-zsr-125/

10. Некрасов Н.А. Забытая деревня [Электронный ресурс] / Н.А. Некрасов. - Режим доступа: URL: https://ilibrary.ru/text/1253/p.1/index.html

11. Топорков А. Русский эротический фольклор. Песни. Обряды. [Электронный ресурс] / А. Топорков. - Режим доступа: URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/topork/

Давыдова Д.А.

студентка группы 22М, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,

г. Тамбов, Россия

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН В ПРОКУРАТУРЕ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация. Статья посвящена нормативным документам, которые являются основой работы по делопроизводству для работников отдела общего и особого делопроизводства в Прокуратуре Тамбовской области.

Ключевые слова: Прокуратура, делопроизводство, документ, обращение.

Davydova D.A.

student group 22M, Tambov state University named after G. R. Derzhavin

Tambov, Russia

NORMATIVE BASE OF MANUFACTURING ON THE APPEAL OF CITIZENS IN THE PROSECUTOR OF THE TAMBOV REGION Abstract. The article is devoted to regulatory documents that are the basis of work on office work for employees of the department

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.