Научная статья на тему 'Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования'

Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
смарт-педагогика / смарт-образование / смарт-обучение / смарт-среда / смарт-обучающийся / способы обучения / познавательная активность / инфокоммуникационные технологии / цифровизация / цифровая трансформация образования. / smart pedagogy / smart education / smart learning / smart environment / smart learner / learning methods / cognitive activity / infocommunication technologies / digitalization / digital transformation of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э.

Цель исследования – заключается в рассмотрении понятия "смарт-образование", принципов его построения, реализации и влияния на качество подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования (ООВО). В основе работы лежит изучение зарубежных и отечественных работ, посвященных проблеме использования смарт-технологий в образовании. Научная новизна заключается в детальном описании и исследовании вопроса о внедрении смарт-технологий в современный образовательный процесс высшей школы. В результате рассмотрено представление о смарт-образовании как новой парадигме образования. Доказывается, что активное применение смарт-технологий (смарт-образование) не приводит к изменению целей образования и не может однозначно признаваться новой образовательной парадигмой. Наиболее эффективный способ использования смарт-образования – его вспомогательное применение в отношении к традиционному образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smart education as a new paradigm of the modern education system

The purpose of the study is to consider the concept of "smart education", the principles of its construction, implementation and impact on the quality of training specialists in universities. The work is based on the study of foreign and domestic works devoted to the problem of using smart technologies in education. The scientific novelty lies in the detailed description and research of the issue of the introduction of smart technologies into the modern educational process. As a result, the idea of smart education as a new paradigm of education is considered. It is proved that the active use of smart technologies (smart education) does not lead to a change in the goals of education and cannot be unequivocally recognized as a new educational paradigm. The most effective way to use smart education is its auxiliary application in relation to traditional education.

Текст научной работы на тему «Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования»

Smart education as a new paradigm of the modern education system

Gordienko Tatiana Petrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Memetova Guzel Enverovna, Postgraduate student

Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to consider the concept of "smart education", the principles of its construction, implementation and impact on the quality of training specialists in universities. The work is based on the study of foreign and domestic works devoted to the problem of using smart technologies in education. The scientific novelty lies in the detailed description and research of the issue of the introduction of smart technologies into the modern educational process. As a result, the idea of smart education as a new paradigm of education is considered. It is proved that the active use of smart technologies (smart education) does not lead to a change in the goals of education and cannot be unequivocally recognized as a new educational paradigm. The most effective way to use smart education is its auxiliary application in relation to traditional education.

Keywords: smart pedagogy; smart education; smart learning; smart environment; smart learner; learning methods; cognitive activity; infocommunication technologies; digitalization; digital transformation of education.

Цитировать: Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 246-252. EDN: ENVNPC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.44

Гордиенко Татьяна Петровна, доктор педагогических наук, профессор

Меметова Гузель Энверовна, аспирант

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

Цель исследования – заключается в рассмотрении понятия «смарт-образование», принципов его построения, реализации и влияния на качество подготовки специалистов в образовательных организациях высшего образования (ООВО). В основе работы лежит изучение зарубежных и отечественных работ, посвященных проблеме использования смарт-технологий в образовании. Научная новизна заключается в детальном описании и исследовании вопроса о внедрении смарт-технологий в современный образовательный процесс высшей школы. В результате рассмотрено представление о смарт-образовании как новой парадигме образования. Доказывается, что активное применение смарт-технологий (смарт-образование) не приводит к изменению целей образования и не может однозначно признаваться новой образовательной парадигмой. Наиболее эффективный способ использования смарт-образования – его вспомогательное применение в отношении к традиционному образованию.

Ключевые слова: смарт-педагогика; смарт-образование; смарт-обучение; смарт-среда; смарт-обучающийся; способы обучения; познавательная активность; инфокоммуникационные технологии; цифровизация; цифровая трансформация образования.

УДК 371:37.01:007

5.8.1

Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э.

Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования

Введение

Одним из современных и востребованных трендов социального развития является разработка, внедрение и эксплуатация смарт-технологий. В настоящее время общество сталкивается с различными проблемами, связанными с технологиями и цифровыми решениями, открывающими новые возможности; однако, чтобы сделать их осмысленными, необходимы определенные компетенции. Образование может обеспечить приобретение этих компетенций, но для того, чтобы добиться в этом успеха, образовательные науки должны трансформироваться. Процесс обучения с использованием технологий является одной из актуальных тем сегодняшнего дня, когда технологии и цифровые решения могут использоваться для различных целей и радикально изменить среду обучения.

Идея смарт-педагогики является новаторской и необходимой для дальнейшего развития, поскольку педагогика является движущей силой обучения. В книге наглядно продемонстрирована роль смарт-педагогики в контексте технологического процесса обучения, определены основные принципы, необходимые для трансформации образования; определены актуальные компетенции, необходимые педагогам; указаны направления будущих исследований и определена концепция умной педагогики [2].

В условиях все большего проникновения технического прогресса, технологий и цифровых решений в образовательную среду есть люди, считающие, что вследствие внедрения цифровых технологий в образование учащиеся не в полной мере вовлечены в процесс обучения и не берут на себя ответственность за накопление своих знаний, потому что они полностью вовлечены в технологии, которые обеспечивают возможность немедленного доступа к информации. Есть мнение, например, что использование технологий делает людей ленивыми. Технологии обвиняют во многих проблемах, с которыми мы сталкиваемся или столкнемся в ближайшем будущем: например, увеличение безработицы, снижение способности и желания учиться, концентрации внимания и т.д.

С другой стороны, наблюдается эффект увлеченности, когда технологии рассматриваются как инструменты, решающие многие проблемы; они делают процесс обучения интересным; студенты становятся более мотивированными; технологии обеспечивают быстрый рост знаний и будут способствовать устойчивому развитию и благополучию общества. Следует признать, что необходимы особые усилия для обеспечения того, чтобы каждый знал, как взаимодействовать с технологиями для обучения и разработки инновационных решений, которые будут способствовать благополучию и устойчивому развитию. Для образования это означает научиться осмысленно использовать технологии. В настоящее время технологии сами по себе не могут развивать инновации и не могут принимать решения, если они не разработаны людьми. Это подчеркивает, что должен быть преобразован процесс обучения, выходящий за рамки времени и пространства, чтобы поддержать будущие поколения в развитии компетенций, необходимых для жизни и работы в среде, богатой технологиями.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения и внедрения парадигмы смарт-образования в учебный образовательный процесс высшей школы.

Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) обосновать представление о смарт-образовании как новой парадигме образования; 2) выявить особенности реализации самостоятельной познавательной работы студентов, затрудняющих процесс формирования профессиональных компетенций и личностных качеств педагога; 3) предложить способы совершенствования процесса обучения, в том числе цифровые инструменты.

Для осмысления изучаемого объекта в статье использованы следующие методы исследования: изучение и анализ нормативной, методической и педагогической литературы, классификация и обобщение.

Теоретической базой исследования послужили труды авторов, изучавших различные аспекты образования и способы ее трансформации в учебный процесс: И.Б. Ардашкин, М.Ю. Бурыкина, Т.П. Гордиенко, А.М. Карманов, М.В. Носков, О.Ю. Рыбичева, К.С. Стародубцева, В.А. Суровцев, В.П. Тихомиров и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы формирования и внедрения смарт-обучения в учебный образовательный процесс высшей школы с целью повышения уровня компетентности и всестороннего развития в условиях цифровизации.

Основная часть

Смарт-педагогика может помочь педагогам ответить на вопрос, как поддерживать обучение в трансформирующемся образовательном процессе, как внедрять технологии в обучение для поддержки развития метапознания, как поддержать накопление знаний, как поддержать развитие цифровых компетенций и так далее. Все это указывает на необходимость обоснования нового направления смарт-педагогики, целью которой является обеспечение разумного использования различных цифровых технологий. В представленном ниже обзоре определяется понятие смарт-педагогики и обосновывается потребность в этом новом педагогическом направлении, использующем технологический процесс обучения.

Кроме того, авторы исследований, реферированных в данном обзоре, предлагают концептуальную модель образовательного процесса, в которой смарт-педагогика является движущей силой технологического обучения и обсуждают потребность в предсказательной аналитической компетентности, возникающей в технологическом процессе обучения. В рассматриваемых ниже работах авторы представляют новые дидактические практики в быстроменяющейся сфере образования, обсуждают познавательное развитие детей разных возрастных групп, предлагают набор инструментов для оценки цифровых обучающих платформ.

Рассмотрим более детально различные исследования по проблеме смарт-педагогики.

Технологический прогресс поставил перед образовательной средой новые вызовы, поэтому необходимо искать ответы на вопросы: как учить лучше? Как можно поддержать ученика в процессе обучения? Какие компетенции следует развивать? Какие компетенции нужны учителям? Какую технологию следует использовать или не использовать?

В исследовании И.Б. Ардашкина и В.А. Суровцева анализируется роль педагогики в образовании и описываются риски для когнитивного развития, которые могут возникнуть в результате внедрения технологий без понимания педагогических принципов. Эти риски можно смягчить за счет интеграции технологий в образовательный процесс с использованием принципов смарт-педагогики. Автор определяет идею умной педагогики для обучения с использованием технологий и объясняет, почему термин «умная» был выбран для определения педагогических аспектов образовательного процесса. В статье разработана концептуальная модель образовательного процесса, в которой Умная педагогика является движущей силой технологического обучения и обозначается необходимость предсказательной аналитической компетентности, возникающей в процессе обучения [1].

Линда Даниэла характеризует умную педагогику как умное преподавание и умное обучение в контексте быстроменяющегося цифрового мира. В рамках теоретической основ такого подхода она ссылаются на элементы концепции сетевого общества, «текучей» современности (т.е. характеризуемой плавными неизбежными изменениями во всех направлениях социального развития) и парадигмы мобильности, содержащих тезис об изменяющемся пространстве-времени, в котором функционирует современный человек [7].

Реальность серьезного сдвига образовательной парадигмы в направлении четвертой промышленной революции, называемой Индустрия 4.0, и требующей быстрого реагирования через Информацию 4.0, обсуждается в работе. Новые технологии и инфраструктура позволяют персонализировать обучение для каждого отдельного учащегося. Технологические объекты превращаются из инструментов или сред в персонифицированных агентов, которые помогают учителям оценивать потенциал и прогресс каждого ученика и, в конечном итоге, могут принимать решения за них. В исследовании рассматривают педагогику как науку, которая имеет дело с теоретическими концепциями и практическими образовательными подходами. Умная педагогика для цифровой трансформации, в которой искусственный интеллект будет предоставлять умных образовательных агентов, должна учитывать то, как технологии влияют на восприятие реальности, познание и социальные взаимодействия. Во втором десятилетии двадцать первого века образование базируется на принципах естественного обучения для новой педагогики, ориентированной на достижение целей в области устойчивого развития общества. Подчеркивается, что важность вклада специалистов различных наук в развитие представления об учебном пространстве и необходимость использования гуманистического подхода к технологическому развитию образования [6].

Цель исследования О.Ю. Рыбичева является актуализация взглядов на дидактические практики в быстро изменяющейся сфере образования. Автор обсуждает актуальную проблему изменения образовательной парадигмы, в которой сдвиги в сознательном образовании обусловлены как минимум тремя факторами: расширением доступа к цифровым технологиям в повседневной жизни учащихся и процессе преподавания-обучения; реформированием содержания образования в направлении приобретения компетенций, актуальных для общественного развития в двадцать первом веке; соответствующими изменениями в профессиональной компетентности учителей, обеспечивающих личностно-ориентированного подход к обучению учащихся, которые, по сравнению с учащимися 25-летней давности сотрудничают и общаются по-другому, мобильны, предпочитают действовать и принимать решать самостоятельно. Концептуальное ядро дидактических принципов обучения в контексте дидактической компетентности учителя обновляется с целью реализации осознанного взвешенного процесса преподавания-обучения, вызванного, пронизанного и улучшенного цифровыми технологиями. Исследователь описывает дидактические принципы, которые помогут педагогам обеспечивать согласованность динамического дидактического процесса и напомнят педагогам, что, достигнув хорошего уровня цифровой готовности можно демонстрировать ограниченную деятельность из-за непоследовательной концептуализации цифровых компетенций. Эти принципы ориентированы на учителя, компетентностно-поддерживающий, личностно-ориентированный процесс обучения [9].

Исследователь Е.Д. Стародубцева подчеркивает, что рост использования технологий в образовательных учреждениях неизбежен, поскольку технологии открывают новые возможности для инновационных способов обучения используя цифровые инструменты [10].

В статье В.П. Тихомирова представлен краткий обзор концепции смарт-образования, которая нацелена на обеспечение максимально высокого уровня образования, позволяющего выпускникам, прежде всего не только самореализоваться в условиях быстроменяющейся профессиональной среды, но и адаптироваться в инновационном обществе. Исследователь указывает, что существует, по крайней мере, два преимущества надлежащего использования цифровых технологий:

– использование соответствующих возрасту технологий должно улучшать учебный процесс с целью получения учащимися компетенций по школьным предметам;

– соответствующие инструменты помогают поддерживать внимание и мотивацию учащихся, способствуют их когнитивному развитию, а не препятствуют ему [11].

Известно, что человеческое поведение во многом основано на мотивации. В течение десятилетий исследователи пытались описать мотивы в биологических или физиологических терминах, в то время как другие подчеркивали их когнитивный аспект в поведении людей и, следовательно, в обучении. Мотивация – главный фактор успешности обучения.

В статье Т.В. Данилова, Т.П. Лапыко и А.П. Тонких основное внимание уделяется роли стимулов в новой образовательной среде, наполненной передовыми технологиями, и ценности геймификации в обучении. В образовательных учреждениях сосуществуют учащиеся с разными стилями обучения, интересами, мотивами и культурным фоном, а мультисенсорный подход, поддерживаемый технологиями, кажется, служит принципам дифференцированного обучения, предоставляя возможность адаптировать процесс к потребностям каждого обучающегося [6].

Поскольку мобильные технологии становятся все более многогранными и повсеместно используемыми в обществе, исследователи в области образования уделяют все большее внимание возможностям использования этих технологий в образовании. Растущий объем педагогических исследований в этой области показывает, что традиционная педагогика по-прежнему доминирует в сфере образования и не соответствует разнообразным возможностям обучения, предлагаемым с использованием мобильных технологий.

В работе М.В. Носкова подчеркивается важность ответов на вопросы «как», «где» и «когда» осуществляется преподавание и обучение с использованием новых мобильных технологий. Новые «умные» педагогические приемы, использующие возможности, предлагаемые мобильными технологиями, изменяют представление об образовании [8].

Динамичные искусство и технологии как поле синтеза, конвергенции, взаимодействия, критической оценки и практического применения прекрасно гармонируют со структурой учебных программ, целями, задачами, принципами обучения и функциональными особенностями современной образовательной системы.

В основе развития динамичной, технологически обогащенной учебной среды лежит использование и создание цифровых материалов, при этом учащиеся принимают непосредственное участие в творческом процессе, действиях, задачах, публичном представлении и критике.

В статье С.В. Комарова, М.Ю. Бурыкина и Р.К. Карнеева проанализирован вопрос о том, как дидактика в сфере искусства и творческих технологий определяют рамки активных критических задач, развивающих мышление и художественное творчество учащихся. Отвечая на вопрос о нарушении границ и возможностей опосредованного мира, авторы отмечают символическую, репрезентативную роль искусства. Художественные произведения стимулируют восприятие реальности, исследуя варианты и трансформации, а учащиеся исследуют, почему художники использовали определенные техники, в процессе свободного экспериментирования. Особое внимание уделяется процессу, который является не теорией, а практической деятельностью. Студенты с помощью компьютерных программ создают и отсекаются от цепных реакций, соответствующих господствующим культурным стандартам [2].

Исследователи предлагают много традиционных и новаторских способов, чтобы сделать процесс обучения более разумным, активным и привлекательным для учащихся, при этом оставаясь эффективным и результативным. В работе В.П. Тихомирова предлагается интересный инновационный метод, состоящий из четырех основных шагов. Этапы представлены на рисунке 1 [11].

Рисунок 1 - Основные этапы инновационного метода (В.П. Тихомирова)

Для любого гипотетического использования идеи креативность указывает, когда, как и в каком контексте ее следует использовать. Затем необходимо спланировать эксперимент, чтобы узнать, насколько эффективна педагогическая стратегия, и, в конечном итоге, иметь такой ресурс для конкретных дидактических целей. Педагогика не должна концентрироваться только на уникальных и эксклюзивных ресурсах, а должна обеспечивать связь с другими ресурсами. Авторы обсуждают вопрос о том, потребуются ли смарт-педагогике смарт-технологии, акцентируя на важности роли передовых технологий, таких как искусственный интеллект, в таких инновационных сценариях.

Обучение с использованием возможностей онлайн-платформ является одним из способов организации технологического процесса обучения. В статье содержится обзор места и роли электронных учебных платформ в педагогическом процессе, определяются различия между ними и системами управления обучением, а также предлагается набор инструментов для их оценки.

Для оценки предлагается использовать 22 критерия, разделенных на 43 подкритерия, которые можно оценивать на трех уровнях. Этот инструмент может помочь учителям, администраторам школ и другим заинтересованным сторонам сделать педагогически обоснованный выбор, когда речь идет о выборе электронной образовательной платформы для организации обучения учащихся в условиях цифровой трансформации образования.

Концепция смарт-образования, как признается В.П. Тихомировым, гибка и предполагает наличие значительной количество разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателей. Смарт-образование должно быть легко управляемым, когда учебное учреждение может обеспечивать гибкость учебного процесса, интегрированность, постоянно обучаться внешними источниками [11].

Использование новых технологий со «смарт» или их разумное использование не может определить характер образования нового типа.

Перечислим технологические развязки для сферы образования, которые рассматриваются как смарт:

– смарт-доски;

– смарт-проекторы;

– программное обеспечение для создания и осуществления учебного контента.

На рисунке 2 отобразим определения смарт-образования, представленные в научной публикации И.Б. Ардашкина и В.А. Суровцева [1].

Рисунок 2 - Определение смарт-образования (И.Б. Ардашкин, В.А. Суровцев)

Выделим основные принципы смарт-образования:

1. Использование актуальной информации учебной программы по решению учебных задач. Скорость и объем информационного потока в мире и профессиональной деятельности стремительно растет. Учебные материалы необходимо дополнять информацией в режиме реального времени с целью решения практических задач, к работе в реальной ситуации.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности студентов. Этот принцип является ключевым в подготовке специалистов к творческому поиску решения практических задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Учебная среда сегодня не ограничивается территорией университета или системой дистанции обучения (LMS). Процесс обучения должен быть непрерывным, включая обучение в профессиональной среде с применением средств профессиональной деятельности.

4. Взаимодействие студентов с профессиональным сообществом. Для осуществления внедрение смарт-образования необходима реализация трех основных составляющих: технологической, организационной, педагогической. Рассмотрим эти составляющие более подробно. Технологическая составляющая базируется на информационных смарт-технологиях. Свойствами информационных технологий является интерактивность, возможность персонализации данных, способность к интеллектуальному анализу данных, созданию виртуальной личности пользователя. В учебном процессе могут быть использованы разнообразные мультимедийные возможности, позволяющие создавать обучающий контент. Технологии «смарт», с одной стороны, позволяют создавать «эффект присутствия», с другой – значительно ускорить обмен контентом, изменять его качество, возможность осуществление коммуникации между участниками учебного процесса. Организационная составляющая смарт-образования базируется на эффективности использования смарт-технологий. Образовательные программы должны формироваться на основе профилирования обучения, с учетом индивидуальной образовательной траектории и возможно: специфика межкультурной коммуникации; самореализация студента в информационном пространстве ООВО с использованием средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ); проектирование электронных образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов для использования в Smart-education.

Заключение

Итак, смарт-образование в настоящее время является формирующей парадигмой в образовательном процессе. Составляющая «смарт» определяет свойства системы или процесса, проявляющиеся во взаимодействии с окружающим средой, которое реагирует на изменения в системе образования и осуществляет адаптацию к ним. Смарт-образование представляет собой такую образовательную систему, которая положена в основу образования нового типа, предусматривающего адаптивную реализацию учебного процесса, в котором используются информационные смарт-технологии. Использование современных ИКТ требует изменения образовательной парадигмы: переход от традиционной модели обучения к электронному обучению (e-learning), а от него к смарт-образованию (Smart-education). Главными целями новой модели образования выступает создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у слушателя знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество, такими как способность мыслить критически, оперативное и качественное решение проблем, сотрудничество, коммуникация. В задачу СМАРТ-университета входит подготовка специалистов, обладающих коммуникативными и инновационными навыками в современном обществе. Качество учебного процесса, за счет применения современных технических средств, выходит на новый уровень. Как следствие, повышается эффективность процесса преобразования информации в знания. Анализ современных тенденций развития отечественного образования показывает, что в России SMART-образование применяется в ряде крупных университетов с использованием передовых технологий, созданием электронных образовательных ресурсов, исследованиями и разработкой новых инновационных подходов в подготовке специалистов новой индустриализации.

Литература:

1. Ардашкин И.Б. Смарт-образование как новая парадигма образования: pro et contra / И.Б. Ардашкин, В.А. Суровцев. // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2020. - №54. – С. 51-60.

2. Бурыкина М.Ю. Формирование личностной компетентности обучающихся бакалавриата педагогического направления // Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / С.В. Комарова, М.Ю. Бурыкина, Р.К. Карнеев, О.А. Карнеева, Л.Г. Курачева, Т.П. Лапыко, Е.В. Чухачева / под общ ред. С.В. Комаровой. - Брянск: РИСО БГУ, 2021. – С. 42-63.

3. Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы: монография / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова – Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2019. – 232 с.

4. Данилова Т.В. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов / Т.В. Данилова, Т.П. Лапыко, А.П. Тонких. // Управление образованием: теория и практика. - 2021. – № 2(42). – С. 104-114.

5. Карманов, А.М. Статистическое исследование распространения смарт технологий: на примере смартфонов: дис. ... канд. экон. Н. / А.М. Карманов; Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2015. – 174 с.

6. Катажина Боравска-Кальбарчик, Божена Толвиньская и Алисия Корженецка-Бондарь. От умного преподавания к умному обучению в быстро меняющемся цифровом мире Borawska-Kalbarczyk K., Tołwińska B., Korzeniecka-Bondar A. (2019). From Smart Teaching to Smart Learning in the Fast-Changing Digital World. In: Daniela L. (eds) Didactics of Smart Pedagogy. Springer. pp. 23-39. https://doi.org/10.1007/978-3-030-01551-0_2

7. Линда Даниэла. Умная педагогика для обучения с использованием технологий Daniela L. (2019). Smart Pedagogy for Technology-Enhanced Learning. In: Daniela L. (eds) Didactics of Smart Pedagogy. Springer. pp. 3-21. https://doi.org/10.1007/978-3-030-01551-0_1

8. Носков М.В. Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Международной науч. конф., г. Красноярск, 21–24 сентября 2021 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В. Носкова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 728 с.

9. Рыбичева О.Ю. Перспективы внедрения смарт-технологий в образовательный процесс / О.Ю. Рыбичева. // Вестник ВятГУ. - 2019. - №4. – С. 76-84.

10. Стародубцева Е.Д. Перспективы применения смарт-стандартов на промышленном предприятии / Е.Д. Стародубцева. // Общество: политика, экономика, право. - 2022. – № 5. – С. 60-65.

11. Тихомиров В.П. От электронного обучения к Smart-университету / В.П. Тихомиров. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2012. - №8. – С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.