ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2021. № 4
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 334
doi: 10.18522/2687-0770-2021-4-102-108
СМАРТ-КОНТРАКТЫ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИКОЙ БИЗНЕС-СИСТЕМ ИНДУСТРИИ 4.0
Игорь Олегович Жаринов 1 2
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], ORCID ID: 0000-0003-2508-5939
2 Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Рассматривается задача управления логистическими цепочками поставок в бизнес-процессах взаимодействия экономических субъектов, использующих в хозяйствующей практике смарт-контракты. Анализируются бизнес-процессы движения товарно-материальных (физическая продукция) и нематериальных (цифровая продукция) ценностей, создаваемых фабриками Индустрии 4.0, осуществляющими деятельность в промышленном сегменте экономики. Исследуется синтез системы экономического управления, содержащей в локальных и глобальном контурах смарт-контракты и регулирующей внутрифирменные и межфирменные бизнес-отношения цифровой (разработка продукции), умной (производство продукции) и виртуальной (обслуживание продукции) фабрик. Особенностью процессов регулирования, приложенных к управлению хозяйствующими субъектами, является глубокая цифровизация информационно-коммуникационных каналов взаимодействия фабрик, через которые реализуется механизм экономического влияния на материальные и сервисные потоки логистического движения продукции.
Предложена схема и описан принцип управления, основанный на стоимостном, временном и иных критериях и обеспечивающий сквозное экономическое регулирование материального, сервисного, финансового и информационного потоков, характеризующих логистическое движение продукции в проделах ее полного жизненного цикла и отдельных его этапов. Новизна результатов исследования заключается в комплементарном использовании в системе управления преимуществ экономического регулирования логистических бизнес-процессов, реализуемого совместно средствами физического и виртуального (цифрового) контуров управления.
Ключевые слова: логистика, фабрики, Индустрия 4.0, экономическое управление, цепи поставок, физическая и цифровая продукция
Для цитирования: Жаринов И. О. Смарт-контракты в управлении логистикой бизнес-систем Индустрии 4.0 // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 102-108.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
ECONOMIC SCIENCES
Original article
SMART CONTRACTS IN THE LOGISTICS MANAGEMENT OF THE INDUSTRY 4.0 BUSINESS SYSTEMS
Igor O. Zharinov 1 2
1 ITMO University, St. Petersburg, Russia, [email protected], ORCID ID: 0000-0003-2508-5939
2 Design Bureau "Electroavtomatika", St. Petersburg, Russia
© Жаринов И. О., 2021
ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2021. № 4
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
Abstract. The problem of managing logistics supply chains in the business processes of interaction of economic entities using smart contracts in economic practice is considered. The objects of the study are the business processes of the movement of commodity-material (physical products) and intangible (digital products) values created by Industry 4.0 factories that carry out activities in the industrial segment of the economy. The purpose of the study is to synthesize an economic management system containing smart contracts in local and global circuits and regulating intra- and inter-company business relations of digital (product development), smart (product production) and virtual (product maintenance) factories. A feature of the regulatory processes applied to the management of economic entities is the deep digitalization of information and communication channels of interaction between factories, through which the mechanism of economic influence on the material and service flows of the logistics movement of products is implemented. The scheme is proposed and the management principle is described, based on cost, time and other criteria and providing end-to-end economic regulation of material, service, financial and information flows that characterize the logistics movement of products in the course of its full life cycle and its individual stages.
The novelty of the research results lies in the complementary use in the management system of the advantages of economic regulation of logistics business processes implemented jointly by means of physical and virtual (digital) control circuits.
Keywords: logistics, factories, Industry 4.0, economic management, supply chains, physical and digital products
For citation. Zharinov I. O. Smart Contracts in the Logistics Management of the Industry 4.0 Business Systems. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2021;(4).102-108. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Введение
Фабрики Индустрии 4.0 являются инновационным типом хозяйствующих субъектов, экономическое взаимодействие которых регулируется в виртуальной среде средствами информационно-коммуникационных технологий [1-3]. Регулированию подлежат в числе прочих внутрифирменные и межфирменные бизнес-процессы, основанные на механизмах логистики и управления цифровыми цепями поставок продукции промежуточного цикла и финальной продукции, распределяемой среди потребительского сообщества и в кооперационных цепочках производителей. Субъектный состав участников цепочек определяется видом продукции и технологической сложностью процессов ее изготовления, а способы регулирования экономических отношений бизнес-сторон опираются на корпоративные инструменты и стратегии, интегрирующие производственную и закупочную деятельность фабрик в инфраструктуру общей бизнес-системы [4].
Конечной целью регулирования бизнес-процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов выступает достижение приемлемых экономических показателей результативности фабрик, оптимизируемых по критериям операционных издержек, времени (сроков), объемов и стоимости выпускаемой продукции (материально-товарных ценностей), поставляемой с характеристиками по мировым стандартам качества. Многопараметрическая специфика контролируемых показателей и наличие в цепочке создания ценности множества субъектов, обладающих собственной производственной, складской, транспортно-логистической и иными инфраструктурами, приводят [5, 6] к задаче синтеза интеллектуальной системы экономического управления, регулирующей в заданных логико-временных рамках на основе единых методологических принципов бизнес-отношения сторон, участвующих в изготовлении и дистрибуции продукции, рассматриваемые как объекты управления.
Материалы и методы исследования
Концептуальный базис экономического управления логистическими бизнес -процессами фабрик в Индустрии 4.0 составляет идея регулирования, реализуемая с использованием циф-
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
ровых технологий и смарт-контрактов [7]. Смарт-контракты в экономических отношениях субъектов выступают элементами системы управления, автоматически контролирующими производственные, сервисные, финансовые и информационные потоки движения материально-товарных и нематериальных ценностей, возникающие в операционной деятельности фабрик и соответствующие их бизнес-интересам.
Вовлечение смарт-контрактов в регулирование экономических отношений бизнеса является сегодня востребованной инновацией в практико-ориентированном контрактинге, алгоритмически развивающей и дополняющей теоретико-методологические принципы управления логистическими системами, разработанные и успешно применяемые в компаниях Индустрии 3.0. Ориентир на отработанные решения обусловлен повышенным уровнем зрелости имеющихся [8] логистических технологий, адаптация которых под цифровую Индустрию 4.0 и смарт-контракты может быть выполнена с минимальными финансовыми затратами и рыночными рисками. С позиции теории управления смарт-контракты формализуют границы логистических бизнес-процессов и обеспечивают в каждой транспортно-складской цепи выполнение фабриками идентифицируемых условий цифрового договора, приложенного к полному жизненному циклу продукции или к отдельным его этапам.
Фрагментарное представление контракта полного жизненного цикла продукции создает необходимую методическую основу для синтеза библиотек типовых смарт-контрактов, частным образом регулирующих бизнес-процессы логистики и управления цифровыми цепями поставок, вариативно настраиваемые под условия каждой конкретной сделки бизнес -сторон. Востребованными и подлежащими цифровизации являются [9, 10] межфирменные бизнес -отношения, связанные с субпроцессами транспортирования материальных ценностей, регулирования ответственности за хранение продукции, финансовой оплаты предоставляемых логистических услуг и другими процессами, имеющими в системе виртуального контроллинга реперные точки фактического наступления юридически значимых по договору событий.
Логические основы экономических аспектов функционирования бизнеса, сущность и проблемы управленческих отношений, возникающих в среде взаимодействия хозяйствующих субъектов в ответ на рыночные вызовы и связанных с глобализацией экономических процессов и с трансформацией промышленности, получили оценки в публикациях как отечественных, так и зарубежных авторов.
Специалистами предложены теоретические и практические решения в области экономического управления бизнес-процессами компаний, реализующих различные логистические модели, и решения для корпоративного управления крупными промышленными комплексами («системы систем»), операционная деятельность которых ориентирована на массового потребителя и на заказчика ка-стомизированной продукции. Вместе с этим, в работах ряда ученых [11, 12] проблеме экономического «управления по целям» цифровыми логистическими цепочками, в звеньях которых частично или одновременно присутствуют бизнес-процессы проектирования, производства и обслуживания цифровой или физической продукции, разработанной и/или изготовленной ресурсами самонастраивающегося и самоорганизующегося из виртуальной среды автоматического оборудования Индустрии 4.0, уделено недостаточно внимания.
Результаты исследования
Схема системы экономического управления межфирменной логистикой в Индустрии 4.0, включающей смарт-контракты в контуры управления, приведена на рисунке. В системе реализуется принцип управления по отклонениям наблюдаемых показателей функционирования логистических цепей от их индикативно-плановых значений.
Регулирование внутрифирменных и межфирменных логистических бизнес-процессов в системе экономического управления основано на субъектно-событийном подходе, заключающемся в закреплении в смарт-контрактах программными инструментами обязательств бизнес-сторон по договору (элемент субъектности) и фиксации результатов операционной деятельности фабрик (элемент событийности) средствами объективного контроля, реализованными в виде компьютерных алгоритмов проверки выполнения предустановленных условий-триггеров.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
Стратегический план бизнес-системы (топ-менеджмент)
Виртуальный контур управления бизнес-системой
Смарт-контракт полного жизненного \ ^ уцикла продукции
Требования к логистике цифрового продукта
Требования к цифровому продукту
Требования к
логистике физического продукта
Требования к физическому продукту
Требования к
логистике обслуживания
Требования к качеству сервисного обслуживания
Планировщик бизнес-процессов (субрегуляторы по срокам, объемам оставки и стоимости продукции
Цифровой двойник процессов
Бизнес-система Индустрии 4.0
Виртуальный контур управления
астный Планировщик смарт- 1-Ы бизнес' контракт процессов
Регулятор V / Цифровая (Менеджменту^фабрика (ЦФ
Цифровой двойник ЦФ /
Контроль качества
Субконтур проектирования продукции
Потребитель
Физический контур управления
Цифровой нематериальный продукт
Виртуальный контур управления астныиХ /Планировщик смарт- 1-Ы бизнес-контракт процессов
Регулятор Y^Z Умная (Менеджмент^^фабрика (УФ
Потребитель
Контроль качества
Субконтур производства продукции
Физический контур управления
Физический (материальный) продукт
Виртуальный контур управления астный Планировщик смарт- 1-Ы бизнес-контракт процессов
Регулятор ^^Виртуальная (Менеджменту ^фабрика (ВФ
Потребитель
Контроль качества
Физический контур управления
Субконтур обуслужи-
вания продукции
- Сервисное обслуживание продукции - /'
Схема системы экономического управления межфирменной логистикой в Индустрии 4.0, включающей смарт-контракты в контуры управления / Diagram of the economic management system for interfirm logistics in Industry 4.0, including smart contracts in management circuit
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
Партнерские отношения в системе управления построены на принципах усиленной горизонтальной интеграции участников цепочки создания ценности, ориентированных на приращение добавленной стоимости продукции в общей бизнес-системе. Смарт-контракты выступают элементом регулирования логистической системой, объединяющей бизнес-отношения сторон и технологические аспекты движения товарно-материальных и нематериальных ценностей, имеющие количественное выражение и поддающиеся в силу этого экономическому управлению. На уровне физического контура управления реализуется регулирование материального и сервисного (обслуживающего) потоков движения продукции. В пределах виртуального контура управления контролируются информационный и финансовый потоки, сопровождающие движение продукции.
Сквозной непрерывный контроль потоков, совмещающий обеспечение заданных в системе управления уровней результативности фабрик и эффективностей бизнес-процессов, соответствует актуальным общеэкономическим тенденциям цифровизации производящего и сервисного бизнесов, финансово заинтересованных в ускоренной оборачиваемости активов и, как следствие, в сокращении длительности операционных циклов изготовления и поставки продукции. Подключение к смарт-контракту различных по своей природе потоков создает необходимые условия для синтеза омниканальной среды, коммуникации в которой позволяют всем сторонам логистического процесса интерактивно отслеживать параметры состояния цепей поставок и планировать внутрифирменную хозяйственную деятельность и межфирменные взаимодействия с потребительским сообществом. Омниканальность логистики и цепей поставок обеспечивает минимальные задержки в реакции системы управления бизнесом на потребительский спрос и на предложения производителей, динамика которых прогнозируется бизнес-планировщиком с учетом бизнес-возможностей всех участников смарт-контракта, соотнесенных с условиями инфраструктурной и институциональной неопределенностей рыночной среды изготовления и дистрибуции цифровой или физической продукции.
Заключение
Эффективное межфирменное экономическое управление логистикой и цифровыми цепями поставок продукции на основе смарт-контрактов предполагает объединение в сквозную цепочку создания и распределения ценностей фабрик, обладающих эквивалентными друг другу уровнями зрелости технологий, применяемых во внутрифирменных операционных циклах и регулирующих производственно-сбытовой, бюджетно-финансовый и иные аспекты хозяйствования бизнеса. В связи с этим при разработке технологического базиса (цифровых платформ и виртуальных экосистем) Индустрии 4.0 отдельное внимание необходимо уделять синтезу инновационных способов интеллектуального регулирования детализированных бизнес -процессов движения материально-товарных и нематериальных ценностей, относящихся к категориям продукции промежуточного цикла и финальной продукции, востребованной потребителем.
Фокусная направленность фабрик (проектирование, производство, обслуживание) и наличие виртуального компонента регулирования со смарт-контрактами в контуре управления позволяют рассматривать задачу управления логистикой как частную задачу, имеющую решение в общей задаче управления сквозной цепочкой создания добавленной стоимости продукции. Инжиниринг нового поколения систем экономического управления бизнесом таким образом необходимо осуществлять с учетом сетевых форм взаимодействия субъектов и специфики совместного обращения на рынке как цифровой (цифровые двойники), так и физической продукции, образующейся в результате самостоятельной хозяйственной деятельности фабрик или в их горизонтально интегрированных кооперационных цепочках.
Список источников
1. Булавко О.А., Туктарова Л.Р. Развитие гибких производственных систем в условиях нового технологического уклада // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 39-43.
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
2. Вавилов Д.Л., Глухова Л.В. Концепция цифровой трансформации деятельности государственных унитарных предприятий // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2, № 3 (46). С. 5-14.
3. Гаркушенко О.Н. Информационно-коммуникационные технологии в эпоху становления смарт-промышленности: проблемы определения и условия развития // Экономика промышленности. 2018. № 2 (82). С. 50-75.
4. Гвилия Н.А. Модели организации логистики корпораций в шеринг-экономике // Изв. Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та. 2020. № 2 (122). С. 152-157.
5. Жиронкин С.А., Гасанов М.А.О., Гузырь В.В., Жиронкин В.С. Блокчейн как технологическая платформа сетевого типа структурогенезиса в экономике // Вестн. Томского гос. ун-та. Экономика. 2020. № 49. С. 259-275.
6. Житяева О.И. Процессы развития цифровизации экономических систем РФ // Вестн. Самарского ун-та. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 19-27.
7. Захаркина А. В. Смарт-контракт в условиях формирования нормативной платформы экосистемы цифровой экономики Российской Федерации // Вестн. Пермского ун-та. Юридические науки. 2020. Вып. 47. С. 66-82.
8. Миксюк С.Ф., Анкуда Е.В. Управление запасами в закупочной логистике в корпоративной информационной системе: концептуальный подход // Белорусский экон. журн. 2020. № 1. С. 138-147.
9. Найденко И.С., Йоенко Т.Р. Направления совершенствования процесса управления промышленным предприятием в условиях цифровизации // Вестн. Северо-Кавказского фед. ун-та. 2021. № 1 (82). С. 64-72.
10. Степанов Д.А. Киберэкономика как результат цифровой модернизации современной экономики: эпоха технологий индустрии 4.0 // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10, № 3. С. 271-288.
11. Трунцевский Ю. В., Севальнев В. В. Смарт-контракт: от определения к определенности // Право. Журн. Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 118-147.
12. Хачатурян А.А., Пономарева С.В., Мельникова А.С. Теоретические и методологические основы управления и внутрифирменного планирования затратами на информационно-коммуникационные технологии в цифровой системе промышленных предприятий // Вестн. Пермского нац. исслед. политехн. ун-та. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 162-173.
References
1. Bulavko O. A., Tuktarova L. R. Development of flexible production systems in the conditions of a new technological style. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2021;2:39-43. (In Russ.).
2. Vavilov D. L., Glukhova L. V. The concept of digital transformation of activities of state unitary enterprises. Vestn. Volzhskogo un-ta im. V.N. Tatishcheva = Bulletin of the Volga State University Named after V. N. Tatishchev. 2020;2(3):5-14. (In Russ.).
3. Garkushenko O. N. Information and communication technologies in the era of the formation of the smart industry: problems of definition and conditions of development. Ekonomika promyshlennosti = Industrial Economics. 2018;(2):50-75. (In Russ.).
4. Gwilia N. A. Models of corporate logistics organization in the sharing economy. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gos. ekon. un-ta = Bulletin of the St. Petersburg State Economic University. 2020;(2):152-157. (In Russ.).
5. Zhironkin S. A., Gasanov M. A., Guzyr V. V., Zhironkin V. S. Blockchain as a technological platform of the network type of structural genesis in the economy. Vestn. Tomskogo gos. un-ta. Ekonomika = Bulletin of Tomsk State University. Economics. 2020;(49):259-275. (In Russ.).
6. Zhityaeva O. I. Processes of development of digitalization of economic systems of the Russian Federation. Vestn. Samarskogo gos. un-ta. Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Samara University. Economics and Management. 2021;12(1):19-27. (In Russ.).
7. Zakharkina A. V. Smart contract in the conditions of formation of the regulatory platform of the ecosystem of the digital economy of the Russian Federation. Vestn. Permskogo un-ta. Yuridicheskie nauki = Bulletin of the Perm University. Legal Sciences. 2020;(47):66-82. (In Russ.).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 4
8. Miksyuk S. F., Ankuda E. V. Inventory management in procurement logistics in a corporate information system: a conceptual approach. Belorusskii ekonomicheskii zhurnal = Belarusian Economic Journal. 2020;(1): 138-147. (In Russ.).
9. Naydenko I.S., Yoienko T.R. Directions for improving the enterprise management process in the context of digitalization. Vestn. Severo-Kavkazskogo fed. un-ta = Bulletin of North-Caucasus Federal University. 2021;(1):64-72. (In Russ.).
10. Stepanov D. A. Cyber economy as a result of digital modernization of the modern economy: the era of Industry 4.0 technologies. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya = Economics & Society: Contemporary Models of Development. 2020;10(3):271-288. (In Russ.).
11. Truntsevsky Yu. V., Sevalnev V. V. Smart contract: from definition to certainty. Pravo. Zhurn. Vysshei shkoly ekonomiki = Right. Journal of the Higher School of Economics. 2020;(1):118-147. (In Russ.).
12. Khachaturyan A. A., Ponomaryova S. V., Melnikova A. S. Theoretical and methodological bases of management and in-house planning of costs of information and communication technologies in the digital system of industrial enterprises. Vestn. Permskogo nats. issled. politekhn. un-ta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Socio-Economic Sciences. 2019;(1):162-173. (In Russ.).
Информация об авторе
И. О. Жаринов - заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, профессор факультета безопасности информационных технологий, Национальный исследовательский университет ИТМО; руководитель учебно-научного центра - ученый секретарь научно-технического совета, Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова.
Information about the author
I. O. Zharinov - Honored Machine Builder of the Russian Federation, Doctor of Science (Technologies), Professor, Professor at the Faculty of Secure Information Technologies, ITMO University; Head of the Educational and Scientific Center - Scientific Secretary of the Scientific and Technical Council, Design Bureau "Elec-troavtomatika ".
Статья поступила в редакцию 03.09.2021; одобрена после рецензирования 25.09.2021; принята к публикации 13.12.2021. The article was submitted 03.09.2021; approved after reviewing 25.09.2021; accepted for publication 13.12.2021.