_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 349.2
Доморников А.Н.
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин АНО «ООВО» Университет экономики и управления
г. Симферополь E-mail:alex0302alexxx@mail.ru
СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО
Аннотация
Обычно подбором персонала для компаний занимаются рекрутеры и HR-специалисты. Однако даже если кандидата и компанию-работодателя все устраивает, человека могут не взять на работу, и чтобы иметь качественный персонал, работодатели вынуждены придирчиво выбирать будущих работников. В связи с этим во многих компаниях практикуется проверка службой безопасности при приеме на работу, которая, как правило, заключается в сборе дополнительных или проверке предоставленных персональных данных кандидатов. Законодательством установлены некоторые ограничения на трудоустройство, в том числе требования к соискателям на некоторые должности, за нарушение которых фирме может грозить штраф. Для соблюдения указанных требований не только можно, но и нужно запросить у работника и при необходимости проверить некоторую информацию.
Ключевые слова
Служба безопасности, рекрутеры, персонал, компании, правовой статус, предприятие, информация.
Конечно усиление роли СБ в компаниях связано исключительно с ростом конкуренции на рынке и свойственно для тех сфер бизнеса, где утечка информации может серьезно сказаться на бизнесе в целом. По некоторым оценкам, во многих случаях мошенничества (не говоря уже об утечке информации), вредящих бизнесу компаний на совести сотрудников самих компаний. Действительно, в банках, инвестиционных и страховых компаниях проверка соискателя службой безопасности — обязательное условие при приеме на работу. Но как показывает практика рекрутинговых агентств, примеру компаний финансовой сферы сегодня следуют крупные промышленные холдинги, строительные фирмы, агентства недвижимости и даже предприятия торговли, ресторанные и гостиничные сети.
Руководство с предыдущего места работы соискателя не имеет права представлять информацию о нем без его письменного согласия на это (ст. 88 ТК РФ, ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ)[1]. Если вам важно получить сведения о том, как трудился раньше кандидат, лучше попросить его представить рекомендательное письмо с предыдущего места работы. В настоящее время действующее законодательство не содержит норм прямого действия, в соответствии с которыми могли бы создаваться и функционировать службы безопасности организаций.
Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата. Подобную проверку все строже проводят даже не очень крупные компании, если они могут себе позволить иметь штатную СБ, которая может выносить отрицательные заключения по множеству причин, и они, подобно причинам отказа визовых служб, вряд ли будут вам сообщены, при этом таких причин становится все больше. Помимо проступков на прежней работе и просто плохих рекомендаций от предыдущего работодателя, это может быть наличие родственника, работающего в компании-конкуренте, или сокрытие любых сведений. Навредить способны пробелы в резюме, например отсутствие постоянной работы в течение года или серьезный откат по служебной лестнице, а также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
проступки, напрямую не связанные с работой (невозврат кредита, нарушение визового режима при выезде за границу).
Иногда возникает вопрос о законности использования полиграфа. В отношении государственных ведомств, силовых структур, правоохранительных органов его использование регулируется "Законом об оперативно-розыскной деятельности". Негосударственные предприятия, используя полиграф в кадровой работе, опираются на Кодекс законов о труде: «работодатель имеет право выдвигать определенные требования к кандидатам, продиктованные конкретными условиями трудовой деятельности». Следовательно, правомерно использование полиграфа в соответствии с инструкциями внутреннего пользования. Нас не удивляет, что работники, связанные с общественным питанием или торговлей пищевыми продуктами, обязаны проходить медосмотр и сдавать ряд анализов. Многие профессии подразумевают наличие определенных психологических качеств, что выявляется в процессе психологического обследования кандидата на конкретную должность. Проверка на полиграфе - это, по существу, психофизиологическое обследование, немногим отличающееся от психологического. В Законе под персоналом службы безопасности понимаются только те лица, которые в установленном порядке получили лицензии детективов и охранников и их правовой статус определен в нем достаточно полно. В то же время статус руководителей службы безопасности, выполняющих, в первую очередь организационно-управленческие функции, не определен. Устраняется этот пробел обычно путем разработки должностных инструкций. Помимо детективов и охранников в службе безопасности работают лица, относящиеся к вспомогательному персоналу (водители, программисты, секретари и т.д.). Их статус определяется также должностными инструкциями.
В статье 8 Конституции РФ закреплены основные экономические принципы, на которых строится правовое регулирование рынка (о свободе экономической деятельности, многообразии и равноправии различных форм собственности и другие). Необходимость защиты прав собственности, иных охраняемых законом прав и интересов обусловливает право хозяйствующего субъекта на создание им сил и средств, при которых данное право будет реализовываться (обеспечиваться), в том числе и создание им специальных подразделений (служб). В статье 1 ГК РФ закреплены положения о неприкосновенности собственности, свободе договора, необходимости беспрепятственного осуществления и защиты гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ закреплен неисчерпывающий перечень возможных способов защиты гражданских прав. Государство предоставляет юридическому лицу право защищать свои права и законные интересы любым не запрещенным законом способом[2].
Деятельность СБ сводится к ряду таких федеральных законов, направленные на обеспечение отдельных видов безопасности организации, как: ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"[3]. Круг основных задач, возлагаемых на службу безопасности организации, различен, он зависит от ряда факторов (сферы предпринимательской деятельности, ситуации на рынке, этапа (стадии) жизненного цикла организации и других). Он закрепляется (прописывается, фиксируется) в таком локальном акте организации как «Положение о службе безопасности».
Следует также отметить, что наличие службы безопасности в организации не исключает возможности привлечения (на постоянной основе либо разово) в необходимых случаях для оказания отдельных видов услуг (работ) аутсорсинговых организаций. Аутсорсинг обладает как рядом преимуществ, так и недостатков, что необходимо учитывать при принятии управленческих решений (создание собственной службы безопасности, заключение договоров на обслуживание (выполнение работ и оказание услуг) с аутсорсинговой организацией)[7]. Служба безопасности компании, выполняя задачу по упреждающему выявлению источников внешних и внутренних угроз, должна реализовывать субъективное право на получение информации о конкурентах в соответствии с требованиями действующего законодательства, в рамках правомерного поведения. В этой связи, необходимо отметить, что действующий Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
товарных рынках» совершенно не отвечает требованиям времени и потребностям бизнеса[4].
Заведомо неправомерное поведение сотрудников службы безопасности при получении соответствующей информации о конкуренте компании может инициировать обращение конкурента в суд. В свою очередь, в силу п. 2 ст. 10 ГК РФ суд может отказать компании в защите субъективного права на поиск и получение соответствующей информации[2]. Стоит отметить особый порядок создания и ликвидации службы безопасности, под предприятием, которое вправе учреждать собственную службу безопасности, понимается исключительно коммерческая организация. Учредителями службы безопасности не могут быть физические лица (даже имеющие лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности) или несколько юридических лиц. В соответствии с Законом учредителем службы безопасности может быть только одно предприятие. Таким образом, существующий порядок учреждения службы безопасности следует признать несовершенным, требующим внесения соответствующих изменений в действующий Закон. Внутренние субъекты, обеспечивающие безопасность предприятия, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики. Генеральная стратегия выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения безопасности предприятия, выделяются также специальные стратегии (в зависимости от стадии хозяйственной деятельности), могут применяться функциональные стратегии безопасности. Это может быть стратегия предприятия, включающая в себя систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную работу всех его подразделений по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера. И это может быть стратегия реактивных мер, применяемая в случае возникновения или реального осуществления каких-либо угроз безопасности предприятия. Такая стратегия, основанная на применении ситуационного подхода и учете всех внешних и внутренних факторов, реализуется службой безопасности через систему мер, специфических для данной ситуации. Тактика обеспечения безопасности предприятия предполагает применение конкретных процедур и выполнение конкретных действий в целях обеспечения его экономической безопасности. Речь идет о таких процедурах и действиях как: расширение юридической службы предприятия; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление претензий контрагенту-нарушителю; обращение с иском в судебные органы; обращение в правоохранительные органы и т.п.
Так что какую бы информацию в результате проверки службой безопасности ни получил работодатель, отказать несостоявшемуся работнику он вправе только в случае прямого запрета закона (несоблюдение установленных законодательством требований к кандидатуре) или по причине его неудовлетворительных деловых качеств[6].
Таким образом, перед началом любых проверок кандидата необходимо получить его согласие на сбор и обработку персональных данных путем проведения проверок службой безопасности, указать виды проверок.
Детально сформулированные требования к кандидатам на должность помогут грамотно составить отказ по причине несоответствия деловых качеств претендента (даже если реальной причиной отказа в приеме являются данные, полученные в результате проверки службой безопасности).
Такое оформление позволит компании отстоять свою позицию в суде в случае спора по поводу незаконного отказа в приеме на работу[5].
Список использованной литературы:
1.Трудовой кодекс РФ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 03.10.2016 года.
2.Гражданский кодекс РФ 2016. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016. Новаяредакция Гражданского Кодекса РФ с изменениями на 2016год.
3.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru/ 12148555/#ixzz4XuyhAVXs
4.Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
монополистической деятельности на товарных рынках"
5.Апелляционное определение Московского городского суда от 24.02.2016 № 33-5913/2016).
6.Апелляционные определения Самарского областного суда от 29.10.2015 по делу № 33-12030/2015, Санкт-Петербургского городского суда от 18.06.2015 по делу № 2-461/2015
7.Символ науки ООО «Омега сайнс» (Уфа) К8№2410-700Х«Аутсорсинг» вместо «аутстаффинга» или запрет заемного труда» Доморников А.Н. №10 2016г. Стр.180-183
©Доморников А. Н. 2017
УДК 347.73
Е.П. Дудко,
студентка 3 курса Юридический институт МГПУ г. Москва, Российская Федерация
ОТКРЫТОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о значимости принципа открытости в деятельности Министерства финансов Российской Федерации, анализируется комплекс мероприятий по повышению открытости деятельности ведомства.
Ключевые слова
Министерство финансов Российской Федерации, принцип открытости, финансовая политика, прозрачность управления финансами, мероприятия по обеспечению открытости.
Министерство финансов РФ является важным звеном в реализации финансовой политики страны и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, в соответствии с которым является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1].
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство финансов РФ: осуществляет полномочия, связанные с составлением проекта федерального бюджета, его исполнением и составлением отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации; принимает нормативные правовые акты в сфере своей деятельности; заключает от имени Российской Федерации договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; выполняет функции эмитента государственных ценных бумаг; управляет государственным долгом Российской Федерации; проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, на проведение научно-исследовательских работ