Научная статья на тему '«СЛУЖБА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯДРА КОНЦЕПТА»'

«СЛУЖБА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯДРА КОНЦЕПТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТ "СЛУЖБА" / ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Удербаев Жалгас Исинжулович

В статье представлены результаты исследования ядра концепта «служба», отраженного в языковом сознании курсантов военного вуза (1-го и 3-го курсов). Ядро концепта, составленное на основе ассоциативного эксперимента, проведенного среди 100 человек, неодинаково у курсантов разных курсов. Среди первокурсников в представлении о службе присутствуют компоненты материального характера наряду с компонентами «долг», «дисциплина», «наряды», «устав», «честь», «деньги», «война». Третий курс демонстрирует «выравнивание» структуры концепта «службы», наполняя ядро, в основном, ценностными составляющими: «долг», «дисциплина», «честь», «форма», «работа», «Родина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MILITARY SERVICE» IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF CADETS: DYNAMICS OF CHANGES IN THE CORE STRUCTURE OF THE CONCEPT

The article presents the results of studying the core of the concept «service» reflected in the language consciousness of cadets of a military university (1st and 3rd courses). The core of the concept, compiled on the basis of an associative experiment conducted among 100 people, varies among cadets of different courses. Among the first-year students, there are components of a material nature in the idea of service, along with the components «duty», «discipline», «outfits», «charter», «honor», «money», «war». The third course demonstrates the «alignment» of the structure of the concept «service», filling the core mainly with value components: «duty», «discipline», «honor», «form», «work», «Homeland».

Текст научной работы на тему ««СЛУЖБА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯДРА КОНЦЕПТА»»

«СЛУЖБА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КУРСАНТОВ: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ЯДРА КОНЦЕПТА

Удербаев Жалгас Исинжулович,

студент Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск

Аннотация. В статье представлены результаты исследования ядра концепта «служба», отраженного в языковом сознании курсантов военного вуза (1-го и 3-го курсов). Ядро концепта, составленное на основе ассоциативного эксперимента, проведенного среди 100 человек, неодинаково у курсантов разных курсов. Среди первокурсников в представлении о службе присутствуют компоненты материального характера наряду с компонентами «долг», «дисциплина», «наряды», «устав», «честь», «деньги», «война». Третий курс демонстрирует «выравнивание» структуры концепта «службы», наполняя ядро, в основном, ценностными составляющими: «долг», «дисциплина», «честь», «форма», «работа», «Родина». Ключевые слова: концепт, концепт «служба», динамика структуры концепта, языковое сознание курсантов, языковое сознание военнослужащих.

«MILITARY SERVICE» IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF CADETS: DYNAMICS OF CHANGES IN THE CORE STRUCTURE OF THE CONCEPT

Uderbaev Zhalgas Isinzhulovich,

student of the Omsk Auto-Armored Engineering Institute,

Omsk

Abstract.The article presents the results of studying the core of the concept «service» reflected in the language consciousness of cadets of a military university (1st and 3rd courses). The core of the concept, compiled on the basis of an associative experiment conducted among 100 people, varies among cadets of different courses. Among the first-year students, there are components of a material nature in the idea of service, along with the components «duty», «discipline», «outfits», «charter», «honor», «money», «war». The third course demonstrates the «alignment» of the structure of the concept «service», filling the core mainly with value components: «duty», «discipline», «honor», «form», «work», «Homeland».

Keywords: concept, concept «service», dynamics of the concept structure, language consciousness of cadets, language consciousness of military personnel.

Концепт» в современной лингвистике является наиболее популярным и в то же время вызывающим многочисленные споры термином. Мы не будем обращаться к различным трактовкам этого понятия. Ограничимся лишь определениями, позволяющими непосредственно описать языковую картину мира носителей языка как представителей отдельных культур. Такое понимание концепта предложено в рамках лингвокультурологии В.И. Карасиком и С.Ю. Степановым и позже преобразовано и расширено во многих лингвистических исследованиях. Итак, концепт - это «основная ячейка культуры в ментальном мире человека», вер-

Удербаев Жалгас Исинжулович

«Служба» в языковом сознании курсантов: динамика изменений в структуре ядра концепта»

бализованная (воплощенная в словах и фразеологизмах) в языковом сознании носителей языка, которая может описываться через «культурные доминанты поведения, исторически закрепленные ценностными ориентациями, принятыми в соответствующей лингвокультуре» [1, с. 152]. Самое главное в концепте то, что он всегда имеет возможность реализоваться средствами языка [3, с. 91].

При анализе структуры концепта принято выделять ядерные и периферийные компоненты. Ядро концепта - это словарное значение конкретной языковой единицы, которой он выражен, периферия - это субъективный опыт коммуникантов, носителей той или иной лингвокультуры, прагматические составляющие слова или фразеологизма.

Ядро и периферия концепта могут изменяться в зависимости от характеристик коммуникантов (от их возраста, пола, профессии, национальностей, в нашем случае -от продолжительности службы). В языковой картине мира выделено множество концептов, которые можно систематизировать по различным основаниям. При этом концепта «служба» как отдельного феномена в крупнейших работах по концепто-логии нет. Тем не менее, в последние годы начали появляться статьи, отражающие наблюдения и анализ ученых над особенностями структуры концепта «служба» и особенностями его функционирования [2]. Все это определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования - установить особенности ядра концепта, выявив в языковом сознании курсантов особенности представлений о службе в динамическом аспекте (от младших курсов к старшим).

Объектом исследования является языковое сознание курсантов Омского автобронетанкового инженерного института 1-го курса (50 чел.) и 3-го курса (50 чел.). Предмет исследования - особенность структуры концепта «служба» в языковом сознании курсантов разных курсов.

Научная новизна: при анализе языкового сознания концепта «служба» были привлечены курсанты разного курса (1-го и 3-го), впервые принимается во внимание детальное изучения влияния продолжительности военной службы на отражение данного концепта в языковом сознании военнослужащих.

В качестве средства исследования выбран свободный ассоциативный эксперимент. Выбор данной методики для выявления компонентов структуры концепта обусловлен тем, что этот вид эксперимента позволяет приблизиться к реальному мышлению. По словам О.П. Фесенко, «изучая ассоциативный ряд в эксперименте, мы получаем неосознаваемую информацию от носителей языка, а значит, получаем наиболее полную картину при построении концептосферы» [4, с. 149], и в силу этого эксперимент дает «возможность установить неосознаваемые вербальные и невербальные связи слова-стимула с другими словами, а также опосредованно выявить актуальные для индивида когнитивные признаки.

Исследуя данный концепт (его структуру, компоненты через полученные ассо-циаты), мы можем проследить «ценностный срез современности», а именно: какой «видят» (чувствуют, осознают) испытуемые службу. Именно это слово (служба) предлагалось в качестве установки. Были опрошены 100 человек (курсанты Омского автобронетанкового инженерного института 1-го и 3-го курсов), получено столько же реакций. Отказов выполнять задание среди курсантов не было.

№ 1 (12), 2022

Проанализируем ядро концепта, к которому мы отнесли ассоциации с частотностью больше 5 единиц. Состав ядра неодинаков у курсантов разных курсов, поэтому опишем его отдельно у первокурсников и третьекурсников. Сразу отметим, что наполнение концепта богаче и разнообразнее у тех, кто учится на первом курсе (всего 150 ассоциаций). Третий курс в составе концепта обнаруживает 72 ассоциации.

В состав ядра концепта «служба» курсантов 1-го курса вошли следующие ассо-циаты: дисциплина (16), долг (13), наряды (13), устав (12), честь (11), деньги (8), война (7), защита (6), ПХД (производственно-хозяйственная деятельность) (6), оружие (5). Всего 10 ассоциатов, 97 воспроизведений.

В ядре концепта третьего курса оказалось меньшее число ассоциатов - всего 6 (49 воспроизведений): долг (16), честь (9), дисциплина (6), форма (6), работа (6), Родина (6).

Общими компонентами у разных курсов оказались слова дисциплина, долг и честь. Если сопоставлять структуру ядра концепта в целом, то можно увидеть, что в языковом сознании первокурсников служба сопряжена с материальной составляющей (деньги), с ее формальной организацией (устав), ярким деятельностным проявлением (война, защита, оружие), с физическим трудом (ПХД, наряды). Курсанты третьего курса «избавляются» со временем от поверхностного, материального восприятия службы, добавляя в структуру ядра концепта элемент «Родина» и оставляя некоторые формальные атрибуты военнослужащего - форма.

Здесь прослеживается позитивное и положительное понимание значения понятия службы. Позитивность, прежде всего, заключается в том, что для курсантов служба - это долг, честь и дисциплина. Это действительно те составляющие, без которых служба невозможна, не существует. Негативное - в формальной и материальной стороне, которая ярче выражена у первокурсников.

Это можно объяснить тем, что в военный вуз часто приходят учиться те, кто очень далек от реальных условий службы и представляет ее по фильмам, книгам, рассказам друзей и знакомых или приходит поступать, будучи заинтересованным в материальной составляющей явления. С течением времени многие курсанты отчисляются (те, кто понимает, что служба - это не их стезя, что они ошиблись с выбором профессии; те, кто не выдерживает сложных условий обучения), поэтому ядро концепта «служба» становится менее разнообразным, но более правдоподобным, отражающим реальные характеристики воинской службы в языковом сознании военных. В дальнейшем мы планируем подключить к исследованию пятый курс и офицеров, чтобы описать структуру ядра концепта «служба» в полном объеме. Но это пока перспективы нашей работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепт, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

2. Коноваленко И.В. Концепт «служба» в языковом сознании курсантов // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспек-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Удербаев Жалгас Исинжулович

«Служба» в языковом сознании курсантов: динамика изменений в структуре ядра концепта»

ты. Материалы III Международной научно-методической конференции: в 2 томах. -Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, Издательство «Ипполито-ва», 2017. - С. 37-41.

3. Наумович В.А. Концепт «родина» как элемент структуры языкового сознания (по результатам современных научных исследований) / А.В. Наумович, О.П. Фесенко // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции (20 мая 2016 г.): в 2 т. Т. 1. - Омск: Изд-во «Ипполитова», ОАБИИ, 2016. - С. 90-96.

4. Фесенко О.П., Пушкарёв В.А. Концепт «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2021. - Т. 20. - № 4. - С. 148-157. - DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu2.2021.4.12

^ О мХ^Ъ ^ О mJC^^I ^ О мХ^Ъ ^ О мОж О ^ О MJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.