МЕДИАЦИЯ И ПРАво
уДК 349.2 Е.Н. Канина, О.В. Погребняк,
ББК 67.405.1 Восточно-Сибирский филиал
Российского государственного университета правосудия
Иркутск, Российская Федерация
СЛУЖБА МЕДИАЦИИ - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ
Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. — 2017. — № 2. ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.2.7. Дата поступления: 23.03.2017.
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены механизмы управления трудовыми конфликтами в организациях с помощью медиации, а также эффективность применения медиации в конфликтных ситуациях, возникших как внутри организации, так и за ее пределами. Представлены основные роли медиатора, обеспечивающие конструктивную коммуникацию между конфликтующими сторонами.
КЛючЕВЫЕ СЛОВА
Медиатор; медиация; управление конфликтами; трудовые споры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ Канина Е.Н., Погребняк О.В. Служба медиации — современ-ОПИСАНИЕ ный инструмент управления в организации // Пролог: журнал
о праве / Prologue: Law Journal. — 2017. — № 2.
E.N. Kanina, O.V. Pogrebnyak,
Russian State University of Justice, East-Siberian Branch, Irkutsk, Russian Federation
TO THE ISSUE OF THE CONCEPT «DISABILITY» IN THE SOCIAL
SECURITY LAW
PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal. -2017.-№ 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2017.2.7. Submission date: 23.03.2017.
ABSTRACT The article deals with mediation service in Russia. The idea
to use mediation as a very effective way to solve conflicts and disputes is a relatively new element in our country, however the procedure of mediation is gaining momentum. It is necessary to use this method in the economic activity in order to improve the development of staff cooperation as well as to improve effectiveness of negotiations between organizations. The authors examine the mechanisms of conflict management with the help of mediation. Particular attention is paid to the roles of mediator which provide constructive communication between conflictive parties.
пролог
proloGUE:
KEYWORDS
Mediator; mediation; conflict management; labour disputes.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kanina E.N., PogrebnyakO.V. Service of mediation as the modern instrument of management in organizations // Prologue: Law Journal. - 2017. - № 2.
Конфликт присущ любым областям деятельности, основой которых является общение людей. Конфликтные ситуации на предприятиях и между предприятиями неизбежны и не являются исключением, однако предпринимательская деятельность не может эффективно реализовываться в напряженных условиях. Каждое возникшее явление заставляет искать выходы из сложившихся ситуаций, идти на уступки и компромиссы. Каждый для разрешения своих конфликтов ищет подходящий для себя способ, а сегодня это может быть суд, психолог или медиация.
На современном этапе медиация получила широкое распространение в развитии конфликтологии.
Суть медиации состоит в создании психологических условий, которые приводят к снижению эмоционального напряжения, принятию конструктивных решений и к урегулированию конфликтов. Медиация отличается от других способов разрешения конфликта. Важнейшую роль в процессе медиации, т.е. переговоров с участием третьей нейтральной стороны, играет медиатор, деятельность которого характеризуется рядом психологических особенностей и требований.
Первоначально процедура медиации применялась для разрешения споров в сфере частного права, затем ее стали применять для разрешения сложных трудовых и административных споров1.
В федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. № 193-фЗ2 указаны необходимые условия для участия в процедуре медиации: взаимное волеизъявление сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастность и независимость медиатора.
1 Медиация как альтернативный метод разрешения конфликтов. История и современность. — URL: http://mosmediator.narod.ru/index/0-686.
2 СПС «КонсультантПлюс».
К медиаторам предъявляются следующие требования: коммуникативные навыки при переговорах, способность устно и письменно выражать свои мысли, умение задавать правильные вопросы и соблюдать этические правила.
С учетом типа стейкхолдера выделяют основные виды конфликтов: внешние и внутренние. Внешние возникают между корпорацией (акционерами, менеджерами), а также с определенными лицами, которые могут своим поведением или решением повлиять на прибыль компании и процессы в ней, это поставщики, потребители, кредиторы, государство. Но компании зачастую больше внимания уделяют внутренним конфликтам и не считают воздействие внешних участников влиятельной силой.
Наличие на предприятии службы медиации позволяет принимать решения в сфере управления с учетом уровня социальной напряженности в организации, а также предусмотреть развитие конфликтных ситуаций и предотвратить их. Задача службы состоит в том, чтобы своевременно устранить и упорядочить конфликт обоснованным предложением.
Граждане чаще отдают предпочтение судебному порядку для разрешения споров, поскольку многие не знают и не понимают, что есть медиация. В настоящее время российское общество слабо проинформировано о медиации и возможностях ее применения.
Медиация на сегодняшний день является необходимым способом разрешения конфликтов, ее использование улучшило бы взаимодействие и оперативность разрешения споров, в решении которых стороны сами не пришли бы к единому мнению.
Судебные процессы отнимают большое количество времени, а время играет важную роль в предпринимательской деятельности, кроме того конфиденциальность данной процедуры позволит сохранить коммерческую тайну организации и конфликт не будет публичным, что влечет сохранение репутации, а это немаловажно для дальнейшего развития бизнеса и конкурентоспособности.
пролог
Следовательно, при разрешении ситуации и исполнении договоренностей сохраняются партнерские отношения, предприятию удается избежать финансовых затрат в отношении поиска нового партнера и новых кадров, их обучения, а также нормализации документооборота.
На практике медиация активно используется как коммуникативная, переговорная технология, позволяющая повысить не только эффективность переговоров, но и эффективность принимаемых решений и производственных процессов.
Технологию медиации можно применять при подготовке и ведении переговоров с партнерами, проведении собраний и заседаний, где медиатор может максимально прояснить интересы всех участников данного мероприятия, что позволяет разрешить межкорпоративные и внутрикорпоративные конфликты.
В зарубежных странах такие технологии давно практикуются и создаются службы корпоративного омбудсмена.
Омбудсмен в классическом понимании — это независимое должностное лицо парламента, реализующее опосредованный парламентский контроль над исполнительной властью, основным предназначением которого является содействие в обеспечении прав и свобод человека и в усовершенствовании деятельности государственного аппарата. Омбудсмен в современном понимании — должностное лицо, назначаемое высшими органами или должностными лицами государства, обладающее определенной степенью независимости (в том числе и от назначивших его лиц или ор-
ганов), позволяющей ему осуществлять контроль над деятельностью государственного аппарата или определенной его сферы, способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан (либо определенной группы граждан), осуществлять мониторинг соблюдения прав и свобод, а также проводить государственную политику в определенной социально-правовой сфере [1, с. 34].
Служба корпоративного омбудсмена решает внутренние и внешние конфликты, делает заключение в отношении спорных ситуаций, осуществляет подготовку стратегий и тактик для проведения переговоров, анализирует конфликтность внутри компании, занимается решением конфликтных вопросов с клиентами организации, между работниками организации или страховыми компаниями.
Сегодня многие организации желают справляться самостоятельно традиционными методами, не задумываясь о своих затратах и потерях, либо привлекают сторонних специалистов. Однако в нашей стране уже есть случаи, когда медиаторы на профессиональной основе осуществляют свою деятельность в организациях.
Таким образом, от процедуры медиации выигрывают все стороны, участвующие в конфликте, сохраняя репутацию, выигрывая время, не тратя его в судебных заседаниях и не допуская лишних финансовых затрат. Более того, постоянное ознакомление с развитием новых инструментов, технологий и передового опыта, а также знание текущей обстановки сделают предприятие или организацию весьма осведомленной и конкурентоспособной в жестких рыночных условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Феоктистов Д.Е. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — Саратов, 2012. - 224 с.
REFERENCE
1. Feoktistov D.E. Constitutional and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation (comparative legal study): candidate of juridical science dissertation [Konstitucionno-pravovoj status Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): dissertatsiya candidata yuridicheskikh nauk]. Saratov, 2012. (In Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Канина Елена Николаевна (Иркутск) (Иркутск) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (664074, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, 23-а, e-mail: [email protected]).
пролог
Погребняк Ольга Васильевна (Иркутск) — студентка второго курса Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (664074, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, 23-а, e-mail:[email protected]).
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kanina, Elena Nikolaevna — Ph.D. in Pedagogical Sciences, Ass. Professor, Department of Humanitarian, Social and Economic Disciplines, Russian State University of Justice, East-Siberian Branch (Ivan Franko st., 23-a, Irkutsk 664074, e-mail: [email protected]).).
Pogrebnyak, Olga Vasilievna — 2-year Student, Russian State University of Justice, East-Siberian Branch (Ivan Franko st., 23-a, Irkutsk 664074, e-mail:[email protected]).
пролог