Научная статья на тему 'СЛУЖБА КАЗАКОВ РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ПРИ ИВАНЕ III'

СЛУЖБА КАЗАКОВ РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ПРИ ИВАНЕ III Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иван III / казаки / исторические песни / Ivan III / Cossacks / historical songs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азбелев Сергей Николаевич

Широко известно, что первым царём в России стал Иван Васильевич Грозный. Но почти забылось, какому из великих князей московских принадлежит настоящее первенство: это Иван III, а не Иван IV, за которым закрепилось присвоенное народом сначала его деду прозвание. В народном сознании русские цари запоминались не с порядковыми номерами, как это принято у историков, но по имени и отчеству, а также по прозванию. В русском фольклоре Иван III и Иван IV нередко сливались поэтому в один образ. Воинская служба казаков русским государям началась уже в правление Ивана III, и заслуги казачества перед Россией уже тогда были велики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE OF COSSACKS TO THE RUSSIAN STATE UNDER IVAN III

It is widely known that the first tsar in Russia was Ivan Vasilyevich the Terrible. But it is almost forgotten which of the Muscovite Grand Princes the real honor of first acquiring this epithet belongs to: it was not Ivan IV, but his grandfather, Ivan III, to whom people gave this nickname first. In the people’s minds, Russian tsars were remembered not with ordinal numbers, as it is customary among historians, but by their first name and patronymic, as well as by nickname. In Russian folklore, Ivan III and Ivan IV were often merged therefore into one image. The military service of the Cossacks to the Russian sovereigns began in the reign of Ivan III, and merits of the Cossacks before Russia were already great then.

Текст научной работы на тему «СЛУЖБА КАЗАКОВ РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ПРИ ИВАНЕ III»

НАСЛЕДИЕ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА АЗБЕЛЕВА

В 2022 году журнал «Исторический формат» запустил масштабный проект публикации научного наследия выдающегося русского историка и фольклориста Сергея Николаевича Азбелева (1926-2017), доктора филологических наук, многолетнего ведущего научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, известного исследователя Древней Руси, Великого Новгорода, русского летописания и фольклора, члена редколлегии нашего журнала, ветерана Великой Отечественной войны, автора многих работ по истории, литературе и фольклору Древней Руси. Заместитель главного редактора «Исторического формата» М.И. Жих проделал работу по разбору его личного архива и готовит к печати неизданные работы учёного, а также документы, связанные с ключевыми этапами его жизни и творчества. В каждом новом номере «Исторического формата» в рамках рубрики «Наследие Сергея Николаевича Азбелева» планируется издавать одну из его неопубликованных статей или документальных подборок о жизни выдающегося исследователя.

СЛУЖБА КАЗАКОВ РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ ПРИ ИВАНЕ III

С.Н. Азбелев

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Россия 199034, г. Санкт-Петербург, наб . Макарова, 4 e-mail: mail@histformat . com Researcher ID: C-5151-2018 https://orcid. org/0000-0001-9063-6544 SPIN-код: 1390-8096

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Широко известно, что первым царём в России стал Иван Васильевич Грозный . Но почти забылось, какому из великих князей московских принадлежит настоящее первенство: это Иван III, а не Иван IV, за которым закрепилось присвоенное народом сначала его деду прозвание . В народном сознании русские цари запоминались не с порядковыми номерами, как это принято у историков, но по имени и отчеству, а также по прозванию . В русском фольклоре Иван III и Иван IV нередко сливались поэтому в один образ . Воинская служба казаков русским государям началась уже в правление Ивана III, и заслуги казачества перед Россией уже тогда были велики

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Иван III, казаки, исторические песни .

SERVICE OF COSSACKS TO THE RUSSIAN STATE UNDER IVAN III

Sergey Azbelev

Institute of Russian Literature (The Pushkin House) of the RAS 4 The Makarov's Embankment, St . Petersburg, 199304, Russia e-mail: mail@histformat . com

ABSTRACT

It is widely known that the first tsar in Russia was Ivan Vasilyevich the Terrible . But it is almost forgotten which of the Muscovite Grand Princes the real honor of first acquiring this epithet belongs to: it was not Ivan IV, but his grandfather, Ivan III, to whom people gave this nickname first. In the people's minds, Russian tsars were remembered not with ordinal numbers, as it is customary among historians, but by their first name and patronymic, as well as by nickname . In Russian folklore, Ivan III and Ivan IV were often merged therefore into one image . The military service of the Cossacks to the Russian sovereigns began in the reign of Ivan III, and merits of the Cossacks before Russia were already great then

KEYWORDS: Ivan III, Cossacks, historical songs .

Публикация статьи, датируемой 1993 годом, подготовлена М.И. Жихом по машинописи из архива С.Н. Азбелева.

Широко известно, что первым царём в России стал Иван Васильевич Грозный. Но почти забылось, какому из великих князей московских принадлежит настоящее первенство: это Иван III, а не Иван IV, за которым закрепилось присвоенное народом сначала его деду прозвание. Ещё Н.М. Карамзин, внимательно изучив свидетельства исторических источников, пришёл к заключению, что именно Ивану III «первому дали в России имя Грозного, но в похвальном смысле: грозного для врагов и строптивых ослушников» (Карамзин 1989. Кн. 2. Т. 6: 215). Ивану III, а не Ивану IV принадлежит и первенство в титуловании царём и самодержцем: завершив объединение русских земель вокруг Москвы и уничтожив татарское иго, он действительно приобрёл такое право,

которым стал пользоваться не только при сношениях с иносторанными государствами. В русских летописях находим имя Ивана III с приложением титула царя и государя всеа Русии» (ПСРЛ. 26: 286). Такое титулование было широко известно и его подданным: объявляя наследника русского престола, глава русской православной церкви при большом стечении народа так обращался к Ивану III: «Божиею милостью радуйся и здравствуй православный царю Иване» (ПСРЛ. 28: 331).

В народном сознании русские цари запоминались не с порядковыми номерами, как это принято у историков, но по имени и отчеству, а также по прозванию. В русском фольклоре Иван III и Иван IV нередко сливались поэтому в один образ. Карамзин писал об Иван IV:

▲ вернуться к оглавлению

ИСТОРИЧЕСКИЙ 0D0PMAT №1, 2024 107

народ «отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по тёмным слухам о жестокости иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Рос-сиею более в хвалу, нежели в укоризну» (Карамзин 1989. Кн. 3. Т. 9: 279-280).

Дед, царь Иван III Васильевич, действительно грозный именно для врагов России, в борьбе с ними первым из русских самодержцев стал опираться на действия казаков. Если раньше - при Дмитрии Донском и при Василии II, отце Ивана III, - донские и рязанские казаки только приходили на помощь московским войскам, то Иван III держал казацкое войско в самой столице.

Уже к началу его правления относятся известия ряда летописей о казаках, служивших под командованием воеводы Ивана Руно. Они вели военные действия против казанских татар, которые разоряли своими набегами русские земли и уводили пленников, продаваемых потом в рабство.

Летописи сообщают, что весной 1468 года после Пасхи Иван III «послал на Каму воевати мест Казанских с Москвы к Галичу Руна с казакы» (ПСРЛ. 12: 119); к ним присоединились воеводы из Галича и других приволжских мест, разоряемых казанцами, и отряд отправился далее «на судах на Николин день». Двигаясь сначала по реке Вятке, а затем, спустившись по Каме, русские ответили на действия татар разорением казанских пределов. Встретив отряд казанцев, Иван Руно, приказал своим людям вступить в бой. Татарский воевода попал в плен, отряд его был уничтожен, а ратники Ивана Руно, потеряв только двух человек убитыми и шестьдесят ранеными, благополучно вернулись в Москву.

Более крупные силы были посланы непосредственно против Казани в следующем году. Летописи прямо не говорят, находились ли опять казаки в составе русского войска, но трудно сомневаться, что основу его они составили и на этот раз. Дело в том, что, хотя главным воеводой был назначен Константин Беззубцев, он остался в Нижнем Новгороде, а ратники по своей волне отправились дальше к Казани, выбрав из своей среды воеводой Ивана Руно - того самого, который возглавлял казаков в прошлогоднем походе. Отплыв из Нижнего Новгорода, отряд под командованием Ивана Руно ночью подошёл к Казани. Внезапно проникнув ранним утром в городские посады, русские зажгли их, побили многих казанцев и освободили томившихся вы Казани христианских пленников.

Позже царь Иван III сумел подчинить себе Казанское ханство. Но до того, в 1480 году, он уничтожил татарское иго, покончив с зависимостью Русского государства от Золотой Орды. Важная роль в этом принадлежала, очевидно, казакам, которые ранее в качестве судовой рати успешно действовали против казанцев.

Как известно, в 1480 году золотоордынский хан Ах-мат привёл на Русь огромное войско, дошедшее до пограничной в то время реки Угры невдалеке от Москвы. На противоположном берегу заняло оборону войско Ивана III. Оно не переправлялось через Угру, но и пресекало попытки сделать это со стороны татар. Неподвижное противостояние двух армий продолжалось месяц,

после чего Ахмат поспешно отступил и вернулся в степи. Одновременно отошли от Угры и русские войска. Как писал Карамзин, «Иоанн, распустив войско, с сыном и братьями приехал в Москву славословить Всевышнего за победу, данную ему без кровопролития» (Карамзин 1989. Кн. 2. Т. 6: 99).

Победа досталась Ивану III без сражения на Русской земле, но благодаря военным действия в самой Золотой Орде. Сведения об этом сохранились в некоторых летописях. В одной из них говорится, что Иван III втайне послал туда «служивого своего царя Нурдовлета Городецкого, с ним же воеводу князя Василья Ноздреватого Звенигороцкаго со многою силою» (ПСРЛ. 19: 7-8). Пока Ахмат «стояше на Руси», они «Вольгою в лодиях при-шедше на Орду» и всех находившихся там (как и весь татарский скот) частью захватили, частью же «огню и воде и мечю предаша». Это и повлекло за собой конец вражеского вторжения на Русь: «И пребегоша вестницы ко царю Ахмату, яко Русь Орду его расплениша, и скоро в том часе царь от реки Угры назад обратися бежати» (ПСРЛ. 19: 7-8).

Сказанное неудивительного, ибо согласно уточнениям другой летописи, разгром ордынской столицы был сокрушительным: «Юрты все разориша, кого же обретоша, тех всех побиша и в плен отведоша и пустую учиниша, и от того времени Орда оная до конца оскуде» (Новый летописец 1853: 15). Даже в разрядных книгах XVII века есть упоминание, что некогда «татарские цари жили в Орде на луговой стороне Волги реки, на реке Ах-тубе», но «по милости всесильного в Троице славимого Бога» русские люди «на Ахтубе Орду войною разорили и учинили пусту» (Голомбиовский 1892: 49).

Из кого же состояла судовая рать, совершившая отважный и дерзкий рейд в столиц Золотой Орды? Прямого ответа в летописях нет, но уже по аналогии с предыдущим надо полагать, что это были казаки. Такой вывод подтверждают косвенные данные.

Возглавлявший эту рать Нордоулат был братом крымского хана, с которым Иван III заблаговременно вступил в союз против их общего врага Ахмата. Незадолго до его выступления Нордоулат, как сообщает летопись, пришёл «служити» Ивану III и получил позднее от него титул «служилого», т.е. вассального «царя Городецкого» (ПСРЛ. 12: 197) - соответственно названию удела, данного ему на восточной окраине Русского государства. Городец, ставший владением Нордоулата, находился в тех местах, которые часто подвергались казанским набегам и служили плацдармом ответных действий казаков. Их них поэтому и могло состоять войско Нордоулата на Руси - помимо, конечно, татарских князей и уланов, сопровождавших его как крымского царевича.

Союз Ивана III с крымским ханом продолжался и после 1480 г.: оба они стремились покончить с остатками могущества ханов Золотой Орды. Нордоулат же оставался на Руси (здесь он умер между 1498 и 1503 годами) и продолжал служить Ивану III.

Русскому царю представился вскоре случай отблагодарить крымского хана за то, что крымские войска в 1480 г. нейтрализовали действия польско-литовского

короля, на которого рассчитывал тогда Ахмат как на своего союзника.

Летописи сообщают, что в 1491 г. Иван III «на помощь крымскому царю Мин-Гирею отпусти воевод своих в Поле под Орду»; после перечисления их имён говорится: «да Мердоулатова сына царевича Сатылгана с уланы и со князи и со всеми казаки послал вместе же со своими воеводами» (ПСРЛ. 12: 228). Из этого сообщения ясно, что именно казаки были главной силой, которой располагал на русской службе Нордоулат. Следовательно, из казаков в основном и состояла его судовая рать, разгромившая в 1480 году столицу Золотой Орды.

Вернёмся к Карамзину. Описав этот разгром, он заключал: «Нордоулат удалился; а хан, сведав о разорении улусов, оставил Россию, чтобы защитить свою собственную землю. Сие обстоятельство служит к чести Иоаннова ума: заблаговременно взяв меры отвлечь Ах-мата от России», он «ждал их действия и для того не хотел битвы» (Карамзин 1989. Кн. 2. Т. 6: 99). Можно, по-видимому, добавить, что «сие обстоятельство» служит и к чести казаков, своитм походом избавивших Россию от кровопролития, результат которого ещё не был заранее предрешён.

Через семь лет после бегства Ахмата Иван III подчинил Казань, ханом её стал покорный вассал русского царя. Но в конце его жизни, пользуясь болезнью русского монарха, правитель Казани вышел из повиновения, вторгся с войском на Русь и начал жестокие военные действия. Смерть застигла Ивана III в разгаре приготовлений к большому походу на Казань, в котором немалая роль отводилась, должно быть, казакам. Об этом

свидетельствует народная песня, сохранившаяся от тех времён и записанная видным собирателем казачьего фольклора А.А. Догадиным около ста лет назад из уст астраханских казаков.

В песне «молодой казак» стоит на часах у гроба и обращается к умершему монарху: «Ты восстань, восстань, Ты, наш православный царь, Православный царь! Православный царь, Царь Иван Васильевич, Ты, наш батюшка! Ты взгляни, взгляни На свою силушку, Свою силушку. Твоя силушка Скоро во поход пойдёт. Во поход пойдёт Как под тот-то славный

Казань, Казань-город» (Исторические песни 1960: 475).

Несомненно, что Иван Васильевич, к которому обращены слова казака в песне, это Иван III, а Иван IV, умерший через тридцать с лишним лет после того как Казань окончательно вошла в состав Русского государства и отпала необходимость совершать туда военные походы.

При Иване IV казакам принадлежали крупные исторические свершения. Но воинская служба казаков русским государям началась уже в правление его деда Ивана III, и заслуги казачества перед Россией уже тогда были велики.

ЛИТЕРАТУРА

Голомбиовский 1892 - Голомбиовский А.А. Выписка в Разряде о построении новых городов и черты 1681 г. // Известия Тамбовской учёной архивной комиссии . Вып. 33. Тамбов, 1892. С . 47-56.

Исторические песни 1960 - Исторические песни XIII-XVI веков. М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1960. 656 с. Карамзин 1989 - Карамзин Н.М. История государства Российского. В трёх книгах. Кн . 1-3 . М. : Книга, 1989. Новый летописец 1853 - Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича, издан по списку князя Оболенского. М. , 1853.

ПСРЛ. 12 - Полное собрание русских летописей. Т. 12. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб . : Типография И. Н . Скороходова, 1901. 266 с.

ПСРЛ. 19 - Полное собрание русских летописей. Т. 19. История о Казанском царстве . СПб . : Типография И.Н. Скороходова, 1903. 529 с.

ПСРЛ. 26 - Полное собрание русских летописей. Т. 26. Вологодско-Пермская летопись . М. : Издательство АН СССР, 1959 413 с

ПСРЛ. 28 - Полное собрание русских летописей. Т. 28. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. М. : Издательство АН СССР, 1963. 411 с .

REFERENCES

Golombiovskij 1892 - Golombiovskij A.A. Vypiska v Razryade o postroenii novyh gorodov i cherty 1681 g . [An extract in the Category on the construction of new cities and towns in 1681], in: Izvestiya Tambovskoj uchyonoj arhivnoj komissii [Proceedings of the Tambov Scientific Archival Commission], Vol . 33, Tambov, 1892, pp . 47-56 [in Russian]. Istoricheskie pesni 1960 - Istoricheskie pesni XIII-XVI vekov [Historical songs of the XIII-XVI centuries]. Moscow; Leningrad, Izdatel'stvo AN SSSR Publ . , 1960, 656 p . [in Russian].

Karamzin 1989 - Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo . V tryoh knigah [The history of the Russian state . In three books], Vol . 1-3, Moscow, Kniga Publ . , 1989 [in Russian].

Novyj letopisec 1853 - Novyj letopisec, sostavlennyj v carstvovanie Mihaila Fedorovicha, izdan po spisku knyazya Obolenskogo [The new chronicler, compiled during the reign of Mikhail Feodorovich, was published according to the list of Obolensky], Moscow, 1853 [in Russian].

▲ вернуться к оглавлению

ИСТОРИЧЕСКИЙ ODOPMAT №1, 2024 109

PSRL. 12 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 12. Letopisnyj sbornik, imenuemyj Patriarsheyu ili Nikonovskoyu letopis'yu [The complete collection of Russian chronicles. Volume 12 . The chronicle collection, called the Patriarchal or Nikon Chronicle], Saint-Petersburg, Tipografiya I.N. Skorohodova Publ. , 1901, 266 p . [in Russian].

PSRL. 19 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 19. Istoriya o Kazanskom carstve [The complete collection of Russian chronicles . Volume 19 . The story of the Kazan Kingdom], Saint-Petersburg, Tipografiya I.N. Skorohodova Publ . , 1903, 529 p . [in Russian]

PSRL. 26 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 26. Vologodsko-Permskaya letopis' [The complete collection of Russian chronicles . Volume 26 . Vologda-Perm Chronicle], Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR Publ . , 1959, 413 p . [in Russian].

PSRL. 28 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. 28. Letopisnyj svod 1497 g . Letopisnyj svod 1518 g . [The complete collection of Russian chronicles . Volume 28 . The Chronicle of 1497. The chronicle of 1518], Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR Publ . , 1963, 411 p . [in Russian].

Азбелев Сергей Николаевич

- Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, профессор кафедры отечественной истории Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого .

Sergey Azbelev

- Doctor of Philological Sciences, Professor of Russian History at the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Senior Research Scientist at the Institute of Russian Literature (The Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences .

mail@histformat . com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.