Научная статья на тему 'Слуховые способности ребенка в пренатальном периоде развития'

Слуховые способности ребенка в пренатальном периоде развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1113
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PRENATAL DEVELOPMENT / РЕБЕНОК / CHILD / СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / SENSORY ABILITIES / СЛУХ / HEARING / РЕЧЬ / SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салдаева Ксения Витальевна

В статье рассмотрен вопрос о наличии сенсорных способностей у плода, а именно слуха. Приведены примеры исследований, проведенных учеными для изучения слуховых способностей ребенка в утробе. Данная тема актуальна, так как научные исследования, проводимые сегодня и посвященные периоду внутриутробного развития, доказывают существование удивительных сенсорных способностей плода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the question of the presence of sensory abilities of the fetus, namely hearing. Examples of studies conducted by scientists to study the auditory abilities of the child in the womb. This topic is relevant, as research conducted today and devoted to the period of intrauterine development, prove the existence of amazing sensory abilities of the fetus.

Текст научной работы на тему «Слуховые способности ребенка в пренатальном периоде развития»

УДК 612.85

СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ

Салдаева Ксения Витальевна, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск E-mail: ms.ksenia1998@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о наличии сенсорных способностей у плода, а именно слуха. Приведены примеры исследований, проведенных учеными для изучения слуховых способностей ребенка в утробе. Данная тема актуальна, так как научные исследования, проводимые сегодня и посвященные периоду внутриутробного развития, доказывают существование удивительных сенсорных способностей плода.

Ключевые слова: пренатальное развитие, ребенок, сенсорные способности, слух, речь.

Abstract. The article deals with the question of the presence of sensory abilities of the fetus, namely hearing. Examples of studies conducted by scientists to study the auditory abilities of the child in the womb. This topic is relevant, as research conducted today and devoted to the period of intrauterine development, prove the existence of amazing sensory abilities of the fetus.

Key words: prenatal development, child, sensory abilities, hearing, speech.

Науку во все времена интересовали и интересуют вопросы, связанные с развитием человека, с особенностями формирования у него отдельных структур. В том числе, большое внимание уделяется пренатальному развитию, так как этот период оказывает значительное влияние на все последующее формирование человека. Также актуальным на сегодняшний день является вопрос наличия слуховых способностей у детей во внутриутробном периоде развития. Изучение слуховых сенсорных способностей в пренатальном периоде важно не только для исследователей, но и для педагогов, психологов, а также родителей. Изучается влияние слуховых способностей в утробе на дальнейшее развитие ребенка, а именно на освоение им речи, овладение иностранными языками, развитие музыкальных способностей, а также и общее психическое состояние детей после рождения.

Тот факт, что слуховая система ребенка развивается еще до его рождения, является доказанным [1, 2, 3, 5]. Исследования подтверждают, что уже на начальных этапах пренатального развития у плода развиваются эмоции, чувства,

а также сенсорные способности. Орган слуха (внутреннее ухо) развивается, начиная с пятой недели внутриутробного развития, и окончательно завершает свое развитие к концу 6 месяца, утверждает А. Бертин [2, с. 9]. Г. Г. Филиппова отмечает, что с 16 недель у плода отмечается моторная реакция на звук. В это время он слышит не только звуки в организме матери, но и те, которые поступают извне [5]. Согласно исследованиям М. Спенсера, структуры среднего, внутреннего уха и слуховые нервные пути готовы к осуществлению своих функций уже к 30 неделе пренатального развития [4, с. 50].

С целью выявить наличие слуховых сенсорных способностей у плода, А. Де Каспер, М. Спенсер в 80-х годах прошлого века, проводили исследования с женщинами, которые были на 7-8 месяцах беременности. Детям, находящимся в утробе, на протяжении последних шести недель беременности два раза в день включался рассказ. Новорожденным же проигрывали два рассказа, один из которых был незнаком. Реакцию младенцев связали с сосательным рефлексом -когда дети слышали рассказ, который проигрывали для них до рождения, они усиливали сосание, и наоборот, прекращали его при включении незнакомого рассказа. Проведенный эксперимент доказал наличие слуха у плода, а также существование речевой памяти [6].

Исследования также подтверждают, что дети, находясь в утробе, по-разному реагируют на знакомые им звуки и впервые услышанные. Благодаря проведенным опытам А. Де. Каспера было установлено, что у новорожденного ребенка, который слышит «знакомое» произведение усиливается сердцебиение. А. С. Батуев также отмечает, что плод в 3-4 месяца способен отвечать общей двигательной активностью на раздражитель [1].

Новорожденные дети имеют способность выделять голос матери среди голосов других женщин уже с первых дней жизни. Это связано с тем, что в пренатальный период ребенок слышал шумы в организме матери, а также ее голос, то есть он узнает знакомый голос. Мать же в свою очередь меняет тон своего голоса при общении с младенцем. По мнению Е. Е. Ляксо, мать, которая была в контакте с ребенком не менее часа, может по крику отличить своего ребенка от других [1]. Связь у ребенка имеется и с отцом - если тот будет общаться с ним во время беременности жены, то новорожденный будет узнавать отцовский голос.

Следовательно, значимо речевое взаимодействие между родителями и плодом, благодаря чему сенсорная система ребенка к моменту рождения сформирована и готова к восприятию звуков и человеческой речи.

Важно подчеркнуть значимость музыки, благоприятно сказывающейся на развитии ребенка, а также на негативном влиянии стрессов матери. Исследователи (А. Бертин, Г. Г. Филиппова, А. С. Батуев, К. Изард) отмечают, что дети узнают музыку и сказки, которые они слышали, находясь в утробе, к тому же они оказывают на них положительное влияние - успокаивают и

вызывают положительные эмоции [1, 2, 5]. Однако, под влиянием громких звуков, у плода усиливается сердцебиение, что приводит к его беспокойству.

A. И. Брусиловский пишет о негативном влиянии страхов и стрессов матери на плод. Они способствуют тому, что в организме женщины образуются особые химические вещества, которые проникают через плаценту и отрицательно сказываются на развитии ребенка [3]. А. Бертин указывает на то, что детям, находящимся в утробе, нравится классическая музыка, так как она близка к ритму сердечных сокращений ребенка в покое [2, с. 10].

Таким образом, суждения о наличии слуховых способностей плода уже во внутриутробном развитии являются научными фактами, так как проводимые исследования и опыты доказывают их существование. Слуховая сенсорная система начинает формироваться в первом триместре пренатального развития плода. В дальнейшем она совершенствуется, усложняются ее структуры, а также слуховые способности ребенка. Речевое развитие, изучение языков, овладение навыками общения, культурой речи - все то, на что откладывает свой отпечаток слуховое развитие, начиная с пренатального периода. Именно эти причины обуславливают высокий интерес ученых, исследователей, в большей степени педагогов как к особенностям развития слуховой сенсорной системы ребенка во внутриутробном периоде, так и к общему развитию ребенка в утробе.

Список использованных источников:

1. Батуев А.С. Физиология плода и детей / А.С. Батуев,

B.Д. Глебовский, В.А. Жданов и др.; под ред. В.Д. Глебовского. - М.: Медицина, 1998. - 224 с.

2. Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях / Пер. с англ. Г. П. Хлуновской / А. Бертин. - СПб.: МНПО Жизнь, 1992. - 32 с.

3. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения / А.И. Брусиловский. - М.: Издательство «Знание», 1991. - 223 с.

4. Ляксо Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляксо. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 190 с.

5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

6. De Casper A.J. Prénatal maternai speech influences newborns perception of speech sounds // Infant behavior and development / A. J. De Casper, M. Spence, 1986. - 632 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.