Куликов Евгений Михайлович
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
(тел.: +79882480682)_
Слухи в информационно-коммуникационной среде общества начала XXI в.: концептуальные основы социологического анализа
В начале XXI в. происходят значительные изменения в коммуникационной системе общества, где вертикальный сегмент постепенно утрачивает свое влияние, а горизонтальный - усиливает. Воплотившись в виртуальных коммуникационных системах Интернета, симуляционные формы межличностной и групповой коммуникации оказывают значительное влияние на сознание и поведение массовой аудитории.
Ключевые слова: слухи, Интернет, коммуникационная система, виртуальная реальность, вертикальный и горизонтальный сегменты.
E.M. Kulikov, Master of Sociology, Assistant Professor of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79882480682.
Rumors in the information-communication environment of the society of the beginning of the XXI century: the conceptual bases of the sociological analysis
In the begining of the XXI century significant changes occur in the communication system of the society, where the vertical segment is gradually losing its influence, and the horizontal - intensifies. Life in virtual communication systems of the Internet, simulation forms of interpersonal and group communication with a significant influence on the consciousness and behavior of the mass audience.
Key words: rumors, Internet, communication system, virtual reality, vertical and horizontal segments.
Трансформационные процессы российского общества начала XXI в., в которых ключевую роль играет информационно-компьютерная составляющая, приводят к существенным изменениям в системе массовой коммуникации. Данная система в начале XXI в. испытывает влияние мировых глобализацион-ных процессов, вследствие чего происходит постепенная интеграция коммуникационных систем отдельных государств в мировую систему. Социокоммуникативные трансформации начала XXI в. создали благоприятную среду для интенсификации информационного воздействия, трансляции стандартов массовой потребительской культуры, что, в свою очередь, приводит к дезорганизации в системе массовой коммуникации, главным образом ее вертикального сегмента.
Дисфункциональность вертикального сегмента системы массовой коммуникации современной России обусловлена действием двух групп факторов, связанных с внешней и внутренней
средой ее функционирования. К числу факторов внешней среды можно отнести влияние глобали-зационных и информатизационных процессов, становление и развитие сети Интернет, что изменило соотношение элементов в системе, характер и направленность коммуникативных потоков. К факторам внутренней среды относятся дезорганизационные аспекты деятельности основных элементов системы, связанные с ролью политических, экономических, культурных элит, контролирующих систему и стремящихся достичь необходимых им коммуникативных эффектов посредством интенсификации деятельности элементов системы, использования их имплицитных свойств и функций. Одним из результатов дисфункциональности вертикального сегмента системы массовой коммуникации современной России является увеличение доли слухов в общей численности транслируемых на аудиторию сообщений.
Стоит отметить, что глобальная сеть Интернет с каждым годом расширяет сферу своего
_ 90
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 3 (25)
влияния и постепенно вытесняет с информационного поля традиционные СМИ, в отличие от которых слухи отнюдь не утрачивают своего значения в XXI в. и не снижают социального влияния с появлением глобальной компьютерной сети. Напротив, слухи успешно адаптируются к новым условиям и интегрируются в интернет-среду, приобретая новые, ранее неизвестные науке свойства.
В результате масштабных социокоммуника-тивных и социокультурных трансформаций общества начала XXI в. возникает ряд социальных противоречий, которые необходимо анализировать в рамках социологической науки, в частности отраслевой теории (социологии массовой коммуникации). Это следующие противоречия: между объективной потребностью в теоретическом осмыслении трансформационных процессов российской системы массовой коммуникации в аспекте формирования интернет-пространства и недостатком системных научных исследований в этой области;
между развитием информационно-коммуникационных технологий, ростом численности аудитории российского сегмента Интернета и снижением качества информации, увеличением доли недостоверной информации анонимного характера в сети;
между имеющимися в российском обществе потребностями в демократизации средств массовой коммуникации (воплощением которых и является Интернет) и деструктивной деятельностью непрофессиональных коммуникаторов в сети, распространяющих слухи различного содержания, в том числе способствующие социальной дезорганизации;
между упрощением доступа к информационным ресурсам Интернета и принимающей глобальные масштабы системой массово-коммуникативного воздействия (пропаганда, манипуляция сознанием, паблик рилейшнз и т.д.), стремящейся к конструированию иллюзорной «картины мира» у населения, в том числе с помощью распространения спонтанных или искусственно созданных слухов в Интернете;
между хорошей методической оснащенностью современной эмпирической социологии и постоянным усложнением социальных объектов, связанных с интернет-пространством, в результате чего наблюдаются сложности при получении первичной информации относительно процесса распространения слухов в Интернете.
Социологический анализ слухов как элемента системы массовой коммуникации (как интегрального элемента внешней и внутренней коммуникативной среды) должен принимать
во внимание следующие факторы и обстоятельства.
1. В обществе начала XXI в. объективно наличествуют условия и предпосылки для формирования новой коммуникационной системы, не только нивелирующей пространственно-временные границы приема и передачи информации, но и смещающей традиционный баланс основных видов коммуникации: 1) массовой; 2) групповой; 3) межличностной. В силу действия ряда дисфункциональных факторов в системе массовой коммуникации, а также с ростом социальной значимости Интернета горизонтальный сегмент системы массовой коммуникации начинает превалировать над вертикальным. Это приводит к увеличению численности слухов.
2. Механизмы генезиса слухов в традиционной системе массовой коммуникации в значительной мере не соответствуют механизмам, сложившимся в новой коммуникационной системе, где ведущую роль играет Интернет. Слух в глобальной сети можно рассматривать как симулякр традиционного слуха, который трансформировался в условиях электронных коммуникационных структур как результат роста влияния горизонтальных коммуникативных потоков. При этом традиционный слух, оказавшись в интернет-пространстве, обрел новые, ранее не изученные функциональные характеристики, что усложняет его научный анализ.
3. Научная и управленческая мысль значительно отстают от темпов развития и трансформации слухов, интегрирующихся в интернет-среду, вследствие чего возникает гносеологический вакуум, что приводит к периодическому массовому распространению слухов и неготовности общества им противостоять - в результате актуализируется угроза информационной безопасности.
4. Необходимы новые методы и методики исследования слухов, а также реализация социально-инженерных проектов, основанных на типичных сценариях возникновения слухов в интернет-среде. Только сочетание научной и управленческой деятельности может дать позитивный эффект и способствовать созданию слухоустойчивых механизмов в коммуникационной системе современной России.
В результате трансформаций системы массовой коммуникации России, тенденций дис-функциональности традиционных СМИ слухи глубоко интегрировались в современную коммуникационную систему общества, сейчас их сложно рассматривать только как дисфункцию системы. Слухи выполняют ряд важных функций в этой системе, таким образом сглаживая
91
ее дисфункциональность (информирование аудитории, обозрение мира и т.д.). В ситуации, когда большинство традиционных СМИ поддерживают одну политическую партию, отражают одну идеологическую точку зрения, если подавляющее большинство СМИ во главу угла ставят обогащение, транслируя продукты массовой потребительской культуры, неудивительно, что возникает «альтернативный рынок» информации, который «базируется» в Интернете, более-менее свободном от влияния экономических и политических элит. В этом «альтернативном рынке» информации, который сформировался в Интернете, слухи играют ключевую роль.
Развитие сети Интернет приводит к демократизации института социальной коммуникации, его большей (по сравнению с предшествующим периодом) направленности в сторону «простых людей», не принадлежащих к экономическим, политическим, культурным элитам. Интернет-коммуникация принесла аудитории свободу инициативы, творчества, предоставила возможность высказывания любых мыслей, в том числе в неэтичной, оскорбительной, провокационной форме. Интернет-аудитория получила свободу слова в форме некоего «альтернативного СМК» (состоящего из множества входящих в нее СМК, в том числе медиаплощадок непрофессиональных коммуникаторов), неангажированного и действительно независимого. Однако в результате ухудшения качества информации достоянием сотен тысяч и миллионов людей становятся панические, провокационные сообщения. В Интернете создается среда для успешного функционирования слухов и сплетен, различного рода непроверенной информации. Свобода создания и распространения информации, присвоение вещательной инициативы непрофессиональными коммуникаторами, постепенное устранение профессиональных журналистских коллективов с информационного поля сети Интернет приводит к возникновению новой, ранее невиданной ситуации, когда «создает новости» и формирует повестку дня активная часть интернет-аудитории.
Проблема также заключается в том, что в современном обществе крайне сложно провести границу между надежной/достоверной и ненадежной/недостоверной информацией. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, напрямую связанных с тенденциями массовиза-ции, информатизации и глобализации общества. Еще в начале - середине XX в. стали проявляться тенденции активного ведения пропаганды, манипулирования сознанием, агитации, объектом которых выступали массовые, многомиллионные ауди-
тории. Для достижения информационных целей уже тогда активно использовались «грязные» (аморальные) приемы воздействия на сознание и поведение людей. Например, СМИ, публикуя заведомо ложную информацию, ссылались на некий источник (обычно ими же и выдуманный) в странах третьего мира. Активно использовались также якобы «утечки информации», цитировались мифические «хорошо осведомленные» источники и т.п. По сути, качество публикуемой информации мало чем отличалось (или вовсе не отличалось) от слухов. В конце XX - начале XXI вв. указанные тенденции приняли форму масштабных информационно-психологических войн, «черного РР», информационного терроризма и пр. Появление и развитие глобальной компьютерной сети Интернет только расширило масштаб и увеличило скорость дезинформационного воздействия, ведь Интернет - намного менее контролируемая и управляемая коммуникационная система, чем традиционные СМИ.
Интегрируясь в интернет-среду, слухи обрели ряд неизвестных ранее науке черт и особенностей. Если в течение десятилетий в социологической и психологической науках доказанным фактом считалось утверждение о том, что «зона молчания СМИ равна зоне актуализации слуха», то включение слухов в интернет-среду фактически его опровергло. Слухи в Интернете генерируются как профессиональными, так и непрофессиональными коммуникаторами, более того, неопределенные, противоречивые критерии качества и достоверности информации в глобальной сети предоставляют значительный потенциал для функционирования слухов, т.к. принципиальная анонимность («виртуальные личности» - «ники»), отсутствие в мировом масштабе эффективного социального контроля над глобальной сетью способствуют распространению слухов.
Стоит отметить, что интеграция слухов в пространство коммуникационных систем общества осуществляется посредством значительного расширения сферы их распространения, связанной с институциализированными СМИ, начиная с XVIII в. Если до широкого распространения традиционных СМИ (в частности, прессы) ореол функционирования слухов ограничивался только устной коммуникацией, то уже с начала XVIII в. пресса включилась в процесс распространения непроверенных, а иногда и откровенно ложных сообщений. В начале XX в. институт пропаганды и агитации настолько развился, что стал активно включаться в процесс генерации слухов, позволяющих решать конкретные задачи по воздействию и на сознание, и на поведение
_ 92
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 3 (25)
аудитории. К моменту появления Интернета другие источники генезиса и функционирования слухов отнюдь не утратили свою силу. Именно поэтому ситуация начала XXI в. в аспекте функционирования слухов выглядит тревожно, скорее как системная социальная проблема. Слухи в последние годы воспринимаются уже не как дисфункция СМК, а как «полноправный участник» системы СМК, направленной не только на информирование, но и на дезинформирование людей.
Резонансные случаи массового распространения слухов в Интернете в 2007-2010 гг. позволяют сделать вывод об устоявшемся алгоритме трансформации слухов из виртуальной реальности в сферу повседневной реальности. В каждом случае виртуальные слухи проходили следующие этапы: 1) зарождение в Интернете (как правило, сначала слухи возникали далеко за пределами того географического района, где впоследствии наносили максимальный урон; в 2007 и 2008 гг. тревожные слухи зародились в Украине; в 2010 г. - за пределами Краснодарского края); 2) имеются косвенные признаки наличия злого умысла или действий провокаторов, экстремистов и пр. в процессе первоначального генезиса слухов; 3) разрастание «ареола» распространения слухов в Интернете посредством массового обсуждения на форумах, в чатах, социальных сетях, заметок в интернет-СМИ, блогах; 4) постепенный «импорт» слухов из виртуальной реальности в реальную реальность посредством электронной почты, icq, социальных сетей, мобильной связи, устных межличностных и групповых контактов, сообщений традиционных СМИ и т.д.; 5) достижение слухами своего «пика» распространения, наличие негативных эффектов влияния слухов на людей - паника, массовый психоз, отклоняющееся поведение; 6) естественное угасание слухов как результат «выработки» смысловой повестки - радиация не подтвердилась, банки выстояли, теракты не состоялись.
Сложность социологического анализа факторов, обусловливающих генезис и распространение слухов в Интернете, объясняется тем, что слухи могут быть созданы искусственным путем или возникают спонтанно. В силу этого
значительно усложняется процесс научного познания слухов как элемента интернет-среды. Анонимность и бесконтрольность Интернета способствуют активности как профессиональных агрессивных коммуникаторов (информационных террористов, экстремистов, радикалов, сотрудников спецслужб, сотрудников специализированных агентств и пр.), так и широкого слоя непрофессиональных коммуникаторов (блогеров, завсегдатаев форумов, чатов и т.п.). Ситуацию также осложняют масштабы информационных ресурсов и высокая скорость передачи данных, за которыми просто не в состоянии успевать традиционные методы эмпирического анализа. Стоит также отметить, что интернет-среда существенно ограничивает и репертуар используемых методов и методик анализа, центральным из которых может быть признан анализ документальных источников.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что информация, размещенная в Интернете (в том числе и слухи), обладает важным качеством, позволяющим осуществлять ее эффективный социологический анализ - каждое сообщение точно привязано ко времени. Следовательно, появляется возможность восстановления хронологии распространения слухов в Интернете, выявления их сферы первоначального зарождения, исследования пространственно-временного контекста возникновения слухов. Методы математико-статистического анализа позволяют осуществить данные исследовательские задачи.
Учитывая вышеизложенное, стоит отметить, что социологический анализ слухов как элемента информационно-коммуникационной среды общества начала XXI в. с необходимостью включает в себя как теоретический (социально-философский), так и эмпирический уровень. Именно оптимизация взаимодействия теоретической и эмпирической социологии при решении данной проблемы позволит решить ряд сложных проблем, поставленных перед наукой. Одной из таких проблем является прогнозирование очагов возникновения слухов в интернет-пространстве, а также противодействие слухам как инструменту информационного экстремизма и информационного терроризма.
93