Научная статья на тему 'Слухи и экспертные оценки как управленческие инструменты легитимации власти в пространстве публичной политики России'

Слухи и экспертные оценки как управленческие инструменты легитимации власти в пространстве публичной политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кривошеева Н.И., Порошина Т.В.

В статье обоснована значимость легитимации власти как важнейшего параметра, характеризующего отношение общества к власти в публичном политическом пространстве. Особенное внимание уделено значению информационного фактора и политической коммуникации в сфере взаимодействия социума и власти, непосредственно влияющих на уровень легитимности политиков. Подача недостоверной информации и распространение слухов СМИ обозначены как политико-управленческие инструменты, использующиеся для легитимации власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слухи и экспертные оценки как управленческие инструменты легитимации власти в пространстве публичной политики России»

блок в неизменном виде не принимал участия хотя бы в двух Думских выборах. Созданные накануне парламентских выборов блоки либо распадались, либо преобразовывались в партии или общественно-политические движения.

Кардинальная либерализация партийного законодательства в части требований к регистрации политических партий с 2012 г. привела к лавинообразному росту их числа. Законодательный запрет на участие в выборах общественно-политических движений и формирование избирательных блоков стимулируют слияние и укрупнение политических партий. Однако большинство партий, созданных или восстановленных после 2012 г., до сих пор не предприняли реальных шагов к объединению. В настоящее время единственным влиятельным общественно-политическим движением в России является возглавляемый В.Путиным Общероссийский народный фронт, который, будучи лишенным юридической возможности выдвигать на выборах собственных кандидатов, сохраняет возможность вступить в неформальный избирательный альянс с «Единой Россией» и другими партиями, входящими в число учредителей ОНФ. Список использованной литературы:

1. Демократическая Россия (ДР). - URL: http://www.panorama.ru/works/vybory/party/dvizhdr.html.

2. Камышев Д. «Яблоко» без «Я» // Коммерсантъ-Власть. - 30.06.2008. - № 25 (779). - URL: http://www.kommersant.ru/doc/906800.

3. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). - URL: http://lenta.ru/lib/14160696/.

4. Марченко Ю.А., Ханнанов Р.А. Отличия общественно-политических движений от политических партий // Научный взгляд на современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. - Уфа, 2015. - С. 142 - 145.

5. РОДП «Яблоко». - URL: http://lenta.ru/lib/14159780/.

6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные закнодательные акты Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54573/.

© Кандыба Р.А., 2016

УДК 323.2

Н.И. Кривошеева Т.В. Порошина

Студентки кафедры политологии Институт истории, международных отношений и социальных технологий

Волгоградский государственный университет г. Волгоград, Российская Федерация

СЛУХИ И ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация

В статье обоснована значимость легитимации власти как важнейшего параметра, характеризующего отношение общества к власти в публичном политическом пространстве. Особенное внимание уделено значению информационного фактора и политической коммуникации в сфере взаимодействия социума и власти, непосредственно влияющих на уровень легитимности политиков. Подача недостоверной информации и распространение слухов СМИ обозначены как политико-управленческие инструменты, использующиеся для легитимации власти.

Ключевые слова

Власть, легитимность, легитимация, публичная политика, общество, государство

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Любая власть, не только политическая стремится, как можно больше заручиться поддержкой и сторонниками. Иначе очень трудно рассчитывать на эффективное властвование. Именно при недоверии, недовольстве со стороны общества, без добровольного согласия народа власть становится малоэффективной и неустойчивой, неспособной добросовестно выполнять свои обязанности, подвержена коррупции. Следовательно, важным параметром, который характеризует отношение общества к власти в публичном политическом пространстве, является легитимность, которая понимается как признание власти правомерной. В свою очередь, публичная политика представляет собой сферу взаимодействия и согласования интересов общества и государства в процессе обсуждения, принятия политических решений, их реализации и контроля результатов. Свое отношение к власти общество формирует на основе её публичности, открытости, гласности, а также прозрачности и подотчетности осуществляемой государственной политики, постоянного пересечения и взаимоналожения разнонаправленных интересов и задач государственного управления и общественной самоорганизации. Исходя из отношения народа к власти, характера взаимодействия общества и государства, эксперты оценивают политико-управленческие инструменты, которые используются для того, что бы власть в России была легитимирована.

Важной потребностью власти, на федеральном, региональном и местном уровнях является завоевание доверия граждан для успешного выполнения своей главной функции - управления обществом. В современной России в качестве главного недостатка деятельности политических лидеров, существенно подрывающего доверие граждан, эксперты выделяют тенденцию создания политической элитой связей с влиятельными бизнес группами, нежели проведение политических программ, которые непосредственно затрагивают интересы граждан. В итоге происходит снижение легитимации власти. Как отмечает отечественный эксперт Ю.А. Красин: «после непродолжительного периода широкой гласности в годы перестройки сегодня вновь наблюдается стремление правящей элиты отгородиться от общества непроницаемой завесой секретности. Общественность вынуждена довольствоваться слухами и виртуальными конструкциями приближенных к власти технологов-толкователей» [1, с. 9].

Но если раньше основой легитимности выступал закон, идеология, эффективная политика, то на сегодняшней день чаще всего на первый план выдвигается информационный фактор, который обладает сильным зомбирующим эффектом при легитимации власти. Недостоверная информации или слухи, которые СМИ выносят на поверхность, порождают апатию, протест у граждан. В такой ситуации власть на самом деле может быть не легитимной, и это связано с неэффективностью управления и недостоверной подачей информации в СМИ и Интернете, направленной против конкретных лиц. То же самое касается процесса легитимации власти с помощью политической коммуникации, когда образ политического лидера более идеализирован и не совпадает с его реальными действиями.

Однако в современном мире при современных технологиях гораздо легче избежать такого нападка недостоверности. Сейчас легко контролируется печатная, радио- и тележурналистика, а интернет-коммуникации (соцсети, блоги,) и онлайн-среда становится площадками свободной оппозиционной активности граждан страны, различных заинтересованных групп, что определенным образом влияет на легитимацию действующей власти. Пример тому мы можем наблюдать в виде противостояния двух, так называемых, трендов в публичной политике - "подпольной публичности" в online-пространстве и формированию новых форм коллективного действия в offline. Явное, открытое противостояние имитационной и подпольной публичности в ответ на массовые акции против фальсификаций выборов произошло осенью 2011 г. в период парламентских выборов и весной 2012 г. в период президентских выборов. Гражданам бывает довольно сложно восстановить подлинную картину происходящего и по достоинству оценить власть и ее политику.

Как уже упоминалось, легитимация политической власти во многом зависит от самого политического деятеля, от его проводимой политики. Например, Президенту России В.В. Путину к моменту своего прихода к власти, пришлось фактически заново выстраивать легитимность новой системы власти. При этом упор был сделан на достижение политической стабильности и экономической эффективности, что отражало необходимость сохранения целостности государства. Авторитет главы государства распространяется на всю управляющую систему. При определенных условиях этот авторитет способен к единоличной легитимации

всего государственного аппарата. И по экспертным оценкам проводимая политика главы государства довольно эффективна, именно поэтому рейтинг главы государства не падает даже в кризисной ситуации России. А пресс-конференции с главой государства, по мнению экспертов, повышает легитимацию власти в стране.

Таким образом, важным аспектом легитимации власти является доверие или недоверие граждан, точка зрения которых складывается в зависимости от проводимой государством политики. И чем больше развита система прямой и обратной связи между обществом и государством, возможность общества следить за происходящими событиями, чем больше обществу предоставляется достоверной информации, тем сильнее власть легитимна. А слухи и недостоверная информация в свою очередь только усугубляют ситуацию. Следовательно, формирование открытого и прозрачного коммуникативного пространства публичной политики в современной России выступает основополагающим условием легитимации власти.

Примечание:

Работа выполнена в рамках реализации Гранта РГНФ N° 14-13-34008 на тему «Инновационные ресурсы и технологии противодействия коррупционным практикам в административно-политическом пространстве Волгоградской области: региональная специфика минимизации модернизационных рисков и угроз».

Список использованной литературы: 1. Красин, Ю.А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении / Ю.А. Красин // Полития. - 2004. - № 3. - С. 5 - 23

© Кривошеева Н.И., Порошина Т.В., 2016

УДК 327.83

А.М. Сафронов

Ст. преподаватель Факультет управления Кубанский госагроуниверситет г. Краснодар, Российская Федерация

РЕАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАК СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация

В статье рассматривается имидж Российской Федерации, как государственного образования, за рубежом. Дается понятие имиджа государства, определяются его составляющие. Автор путем анализа существующих методов поддержки позитивного имиджа России предлагает рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Ключевые слова

Имидж государства, политический имидж, реальные преобразования, формальные преобразования,

социализм, гуманизация, коммунизм.

Актуальность рассмотрения имиджа России как государственного образования с нашей точки зрения велика: особенно в эпоху международной геополитической турбулентности.

На сегодняшний день наша страна воспринимается международной общественностью неоднозначно и противоречиво, если не сказать агрессивно и это требует и теоретического анализа сложившейся ситуации и целого ряда практических шагов по совершенствованию инструментов создания позитивного имиджа России за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.