ПРИЛОЖЕНИЕ 1
галия у 8 (66%), В-симптомы у 9 (75%) и тромбоцитопения у 6 (50%). Исходные средние значения белка сыворотки были: 105 г/л (75—130 г/л), Р^М — 45,3 г/л (11-74 г/л), НЬ — 82 г/л (56-109 г/л), р-2-микроглобули-на ■— 4,32 мг/л (2,8-9,3 мг/л). Повышенная активность ЛДГ сыворотки наблюдалась у 4 (33%) пациентов и альбумина менее 30 г/л — у 5 (42%). Мутация L265P в гене белка MYD88 обнаружена у 9 (75%) пациентов, делеция 17р выявлена у 1 пациента, мутация гена ТР53 не была обнаружена ни у одного больного. Все пациенты прошли 4 цикла индукционной терапии. Частичный ответ (ЧО) был достигнут у 3 (100%) пациентов из группы 1. В группе 2 ЧО был у 7 (77%) пациентов и у 2 (33%) был достигнут очень хороший ЧО. Концентрация гемоглобина увеличилась в среднем до 127 г/л (121-137 г/л), регресс всех исходных симптомов произошел у всех 12 пациентов. У пациентов из группы 2 снижение Р^М было более быстрым и выраженным чем у пациентов из группы 1 (см. рис.).
Заключение. Комбинация интенсивной иммунохимиотерапии с ибрутинибом приводит к быстрому и глубокому снижению уровня Р^М в сыворотке крови и регрессу исходных симптомов МВ. Применение ибрутиниба в комбинации с иммунохимиотерапией в течение ограниченного периода времени можно рассматривать как эффективную, безопасную и экономически рациональную лечебную стратегию для пациентов с МВ из группы высокого и сред-
него риска. Остаточный Р^М в сыворотке обусловлен, возможно, наличием клональных плазматических клеток в костном мозге после лечения. Этот патологический клон можно устранить применением таргетной терапии. Работа по поиску новых эффективных программ для терапии МВ продолжается.
Гребенюк Л. А., Обухова Т. Н., Ковригина А. М., Пискунова И. С., Алимова Г. А., Ершов А. А., Новикова Т. Ю.
СЛУЧАЙ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕДКОГО ХРОМОСОМНОГО НАРУШЕНИЯ С ВОВЛЕЧЕНИЕМ ЛОКУСА ГЕНА ССШ1/Щ1Ъ
У БОЛЬНОГО ЛИМФОМОЙ ИЗ КЛЕТОК МАНТИИ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Транслокация t(11;14)(q13;q32) характерна для большинства больных лимфомой из клеток мантии (ЛКМ) и считается первичным хромосомным нарушением. В результате этой транслокации происходит гиперэкспрессия онкогена CCND1/11q13, ключевого регулятора клеточного цикла на этапе G1-S. В крайне редких случаях возможна перестройка CCND1/11q13 c генами легких цепей IgL/22q11 и IgK/2p12.
Цель работы. Представление случая редкого хромосомного нарушения —— микроинсерции центромерной части локуса гена CCDN1/11q13 в локус гена IgH/ 14q32 у больного ЛКМ.
Материалы и методы. В мае 2019 г. на момент диагностики у пациента 45 лет выявлена периферическая лимфаденопатия. В гемограмме обнаружены лейкоцитоз и лимфоцитоз. Морфологическая и иммуногистохимическая картина лимфатического узла, иммуно-фенотип клеток крови свидетельствовали в пользу субстрата ЛКМ. Выполнено исследование клеток периферической крови методами стандартного цитогенетического исследования (СЦИ) с применением митогенов TPA и LPS. Методом флуоресцентной гибридизации in situ (FISH) с применением ДНК-зондов для выявления транслокации t(11; 14) (q13;q32), перестроек в локусах генов CCDN1/11q13, IgH/14q32 исследованы метафазы и интерфазные ядра периферической крови, отпечаток и срез парафинового блока биоптата лимфатического узла.
Результаты и обсуждение. При СЦИ выявлен кариотип 47,XY,+3[16]/46,XY[4]. Транслокация t(11;14)(q13;q32) и какие-ли-
бо другие нарушения хромосом 11 и 14 не обнаружены. В результате FISH-исследования клеток крови и отпечатка биоптата лимфатического узла с ДНК-зондами XL t(11;14) MYEOV/IGH DF (MetaSystems, Германия), LSI CCND1 BA и LSI IGH BA (Abbott, США) нарушений в локусах генов CCDN1/11q13 и TgH/14q32 не выявлено. Учитывая гистологическую картину, наличие экспрессии опухолевыми клетками Cyclm D1+, выполнено FISH исследование метафаз и интерфазных ядер, среза парафинового блока биопта-та лимфатического узла с ДНК-зондом LSI IGH/CCND1 DC DF Translocation Probe (Abbott, США). Выявлены один слитный сигнал от IGH/CCND1 пониженной интенсивности на деривате хромосомы 14, два сигнала от локуса гена CCND1/11q13, один сигнал от локуса гена IGH/14q32, что предполагает микроинсерцию части локуса гена CCND1/11q13 в область локуса гена IGH/14q32.
Заключение. FISH является оптимальным методом для выявления транслокации t(11;14)(q13;q32). Описываемый нами случай микроинсерции, не обнаруженной при СЦИ, демонстрирует возможность возникновения других сложно идентифицируемых хромосомных нарушений. Для выявления таких нарушений важны особенности дизайна применяемых ДНК-зондов: длина окрашенной флуорохромом последовательности ДНК и наличие пропусков в этой последовательности. В нашем случае различный дизайн применяемых ДНК-зондов позволил выявить микроинсерцию центромерной части локуса гена CCND1/11q13 в локус гена IGH/14q32.
Грицаев С. В., Кострома И. И., Запреева И. М., Жернякова А. А., Семенова Н. Ю., Бессмельцев С. С., Чечеткин А. В.
ВЫЖИВАЕМОСТЬ БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЫ ПОСЛЕ ОДИНОЧНОЙ И ДВОЙНОЙ АУТОЛОГИЧНОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК У БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ
ФГБУ «РосНИИГТ ФМБА России»
Введение. Аутологичная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (ауто-ТГСК) за счет составляющей ее суть высоко -дозной химиотерапии обеспечивает улучшение качества ответа с ве -роятностью достижения МОБ негативного статуса, следствием чего является улучшение выживаемости больных онкогематологически-ми заболеваниями, в частности множественной миеломой (ММ). Дополнительный противомиеломный эффект посттрансплантационной консолидации и последующей длительной, при необходимости, поддерживающей терапии, особенно на фоне внедрения в клиническую практику новых лекарственных препаратов, делает
сомнительным целесообразность двойной (тандемной) ауто-ТГСК, проведение которой может явиться причиной дополнительного ген-токсического воздействия на миеломные клетки и/или клетки гемо-поэтической ниши.
Цель работы. Сравнить беспрогресивную (БПВ) и общую (ОВ) выживаемость больных ММ после одиночной и двойной ауто-ТГСК.
Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ выживаемости 83 больных ММ, из которых 41 выполнена одиночная (группа 1) и 42 —— двойная (группа 2) ауто-ТГСК. Точкой отсчета была взята дата выполнения первой ауто-ТГСК.